Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Макаров Николай Викторович

Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду)
<
Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макаров Николай Викторович. Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) : ил РГБ ОД 61:85-13/182

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Становление и развитие идеи гуманизации образования в школах Таджикистана 15

1. Развитие принципа гуманизма как историко-педагогической проблемы в сфере образования в дореволюционном Таджикистане 15

2. Реализация гуманистических ценностей на первых этапах становления системы образования (1918-1929) 31

3. Развитие социалистического гуманизма школьного обучения В 1929 - 1991 годы 42

ГЛАВА II. Обоснование гуманистических принципов содержания образования общеобразовательной школы суверенного Таджикистана 63

1. Трансформация гуманистических идей мыслителей таджикского народа в образовательную систему Таджикистана 63

2. Формы, приемы и методы гуманистического воспитания на уроках предметов гуманитарного цикла 108

Заключение 140

Список использованной литературы 146

Введение к работе

Повышение эффективности тренировочного процесса является важнейшей задачей теории и методики физического воспитания и - спорта. Путь к ее решению сопряжен с разработкой новых средств и методов тренировки, позволяющих значительно ускорять процесс формирования у занимающихся двигательных умений и навыков, с -проведением глубоких назгчных исследований движений спортсмена в конкретных видах соревновательных упражнений.

На фоне бурного роста сложности прыжков на батуте и в воду совершенствование механизма взаимодействия спортсмена с оно-рой, с целью максимальной реализации внешних и внутренних сил, представляется ведущей проблемой при становлении спортивного мастерства. Именно от эффективности действий спортсмена в опорном периоде зависит, в основном, качество выполнения прыжков. В то же время отсутствуют научнообоснованные рекомендации по . совершенствованию отталкивания от упругой опоры у спортсменов различной квалификации, а существующие методики обучения осно-. вываются, главным образом, на эмпирическом опыте тренеров, без глубокого биомеханического обоснования.

С точки зрения биомеханики, сложность проблемы заключается в том, что время контакта мало, силовое воздействие имеет биологическое и механическое происхождение, а на поведении спортсмена при отталкивании отражаются факторы технического мастерства, физической подготовки и целевой установки. Комплексный подход к изучению данного вопроса, использованный в настоящем исследовании, позволил понять механизмн организации нервных процессов и построения суставных движений при взаимодействии тела спортсмена с опорой.

По результатам электромиографического исследования работы мышц и механико-математического моделирования движений спортсмена установлены наиболее рациональные варианты техники взаимодействия спортсмена с упругой опорой при прыжках на батуте и в воду с трамплина. На основе сравнительного анализа движений у спортсменов различной квалификации, впервые изучены особенности построения действий спортсменов при создании высоты полета и кинетического момента вращения тела, выделены объективные показатели эффективности техники отталкивания от упругой опоры, учет которых позволяет более целенаправленно подходить к совершенствованию технического мастерства спортсменов. Большую практическую значимость имеют также данные по изучению возможностей прикладного использования батута в тренировках прыгунов в воду различной квалификации.

Особый интерес представляют результаты длительного (4-х годичного) педагогического эксперимента по исследованию закономерностей формирования механизма отталкивания спортсмена от опоры при прыжках в воду с трамплина.

Обнаружено, что в ходе спортивного совершенствования происходит перестройка структуры системы движений спортсмена при отталкивании от опоры, изменяется характер взаимодействия между ее элементами. В то же время структура движений спортсмена в опорном периоде включает целый ряд консервативных параметров движения, которые очень быстро стабилизируются по величине, что может оказаться тормозом для дальнейшего совершенствования техники. К ним, в первую очередь, относятся механические характеристики движения спортсмена при создании вращения тела.

Изучение тенденций изменения механических характеристик отталкивания позволило выделить ошибки, наиболее часто встречаю щиеся при разучивании сложных прыжков в воду с трамплина. Основной причиной их возникновения является несоответствие между име-вдимся уровнем развития скоростно-силовых качеств у спортсмена и необходимым для качественного выполнения определенного прыжка. Данное несоответствие происходит вследствие того, что процесс обучения прыжкам в воду направлен прежде всего на освоение кинематической структуры движений, без учета особенностей формирования силового воздействия спортсмена на опору, что, соответственно, не позволяет своевременно вносить коррективы в специальную силовую подготовку.

В представленной работе показывается необходимость формирования у занимащихся правильной динамической структуры отталкивания для обеспечения быстрого и качественного совершенствования спортивного мастерства. Большую помощь в данном направлении может оказать разработанная система контроля за эффективностью движений спортсмена.

Выводы и рекомендации, сделанные по результатам проведенного исследования, могут рассматриваться в более широком плане, т.е. как общие механизмы взаимодействия человека с опорой вообще.

Развитие принципа гуманизма как историко-педагогической проблемы в сфере образования в дореволюционном Таджикистане

Человек есть пересечение многих культур, поэтому на пороге третьего тысячелетия можно говорить об аккультурации, многоидентичности личности. В условиях демократизации общества, постоянно меняющихся ориентации, мировоззренческих позиций, социальных и политических отношение \у" люди имеют право определять собственную идентичность. Задача современного педагога состоит в том, чтобы помочь будущим гражданам творчески адаптироваться во взрослой жизни, подготовить их к социальному партнерству, воспитать в них умение на основе культуры доверия и свободы строить свои отношения со всеми категориями людей, развить потребность в самоорганизации собственной личности, ибо свобода личности предполагает ее способность к самоуправлению, самодисциплине и терпимости (Л.П.Буева) (33,86) Цель реформы школы состоит в превращении ее в школу профессионально-духовного становления личности учащегося. Главными качествами учителя - профессионала должны быть компетентность, высокий уровень духовной культуры, гуманизм, организаторский талант. Сегодня в организации учебного процесса немаловажную роль играют дифференцированный, заданный, имитационно-игровой, диалогический подходы и принципы их реализации: ролевая перспектива, педагогическое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Успех всех звеньев профессиональной подготовки учащихся определяется внедрением в школьный процесс новых педагогических технологий (84,19). Но, к сожалению, ссылаясь на отсутствие нормальных условий работы V после гражданской войны 1991-1997 г.г., в Таджикистане многие учителя школ Республики продолжают использовать в своей практике малоэффективные методы преподавания, не стимулируют творческую активность самих учащихся, хотя школьная реформа ориентирована на более высокий качественный уровень деятельности педколлективов, оперативное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных достижений педагогики и методики преподавания технических средств обучения. Исходя из этих соображений, сегодня предстоит лучшим учителям школ республики при разработке планов воспитательной работы с учащимся обращаться и к общечеловеческим ценностям, школьники начинают учиться умению понимать и уважать друг друга. Отношения, в которые вступает личность как общественное существо и от которых зависит её всестороннее развитие и расцвет, различны и многообразны. Поэтому проблема гуманизма связана с совокупностью философских, социологических, психологических и других вопросов, касающихся личности, её настоящего и будущего. Проблема гуманизма многогранна. Её полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, культурологии, социологии, политологии, этики и других смежных наук. Анализ коренных вопросов проблемы создает в своей совокупности цельную совершенную концепцию о человеке как высшей ценности в мире, его месте, роли и назначении в жизни, об условиях достижения высшего расцвета человеческой личности, всех членов общества.(97,7) В научном плане гуманизм - это научная система взглядов на человека как на высшую ценность в мире, определяющая его положение, роль и назначение в обществе и ориентирующая на создание благоприятных условий для жизни человечества, для всестороннего развития личности через развитие и совершенствование общественных отношений. Гуманизм - важнейшая черта человеческого образа жизни, свободного от эксплуатации человека человеком, национального гнета, насилия, тягот безработицы, материальной и духовной нищеты. (67,64) В Большой советской энциклопедии так дано определение гуманизма: « В узком специальном понятии гуманизм применяется для обозначения передового идейного течения в ранней буржуазной культуре (Возрождение). В историческом понимании термин «гуманизм» подразумевает взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей высокие моральные качества». (БСЭ Т. 13 с.44.) Проблема гуманизма на современном этапе во взаимосвязи с деятельностью общеобразовательных школ суверенного Таджикистана возбудила в обществе интерес к вопросам о сущности человека, защите его человеческого достоинства и прав в обществе, ценности человеческой личности, её всестороннем развитии. Ясно, что в основу воспитания молодого поколения должны быть положены прогрессивные идеи гуманистов таджикского народа с древнейших времен до современности в их историческом развитии. Проблема гуманизма находит свое выражение в философском, психологическом, социологическом и педагогическом аспектах. Педагогический аспект проблемы гуманизма предполагает всестороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, раскрывает содержание воспитательного идеала современного общества, в формировании гуманистических убеждений и гуманистических идей, воспитание человеколюбия и уважения к достоинствам человека, гуманного отношения ко всему живому: к природе, людям, обществу, коллективу, самому себе и т.д. Под влиянием идей гуманизма выпускники общеобразовательной школы должны будут в будущей своей жизни проявлять себя личностями, способными: а) осмыслить единство человеческого рода и каждого индивидуума; б) осознавать ценность человеческой жизни и неприкосновенности человека, как личности; в) быть ответственными перед будущим; г) способствовать сохранению и развитию культуры своего народа; д) уважать историю и традиции своего народа; е) проявлять интерес к человеку в самом лучшем его проявлении. Будучи явлением историческим, понятие гуманизм менялось от эпохи к эпохе, в его содержании отражались общественно-экономический строй, идеология исторического периода, свободолюбивые стремления народа. Идеалы воспитания в прошлом таджикского народа нашли отображение в устном народном творчестве. Словом «мард» («мужчина», «муж») характеризовался человек, обладающий положительными чертами характера, подающий молодому поколению пример для подражания. Всегда почитались такие качества, как патриотизм, мужество, трудолюбие. До нас дошли лишь некоторые фрагменты из «Наставлений Лукмана своему сыну», «Советов мудрецов» (6 в.в.) и ряда других. Они содержат призывы овладевать знаниями, любить труд, стремиться к добру, честной жизни, быть отзывчивыми, уважать родителей, старших и т.п. Заметное влияние на развитие педагогической мысли таджикского народа оказала книга «Калила и Димна» (VI в.) (110,241).

Реализация гуманистических ценностей на первых этапах становления системы образования (1918-1929)

Октябрьская революция освободила таджикский народ от рабства, политического бесправия, темноты и невежества. Победа советской власти произошла не одновременно на всей территории нынешнего Таджикистана. В северных районах советский строй установился на 3 года раньше, чем в других районах республики. Вскоре советской властью был издан ряд декретов по народному образованию, сыгравших большую роль в перестройке школьного дела во всей Средней Азии, гуманизации образования и воспитания. В 1917 г. согласно постановлению Наркомпроса «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению», все церковно-приходские школы, конфессиональные мактабы и медресе, а также и другие духовные учебные заведения были переданы в ведение Народного Комиссариата просвещения (128,31).

В мае 1918 года Народный Комиссариат просвещения издал постановление о введении совместного обучения девочек и мальчиков. При его реализации возникли большие трудности. Важнейшим историческим актом правительства в деле освобождения угнетенных народов, признания равноправия всех наций стала «Декларация прав всего народа». В северной части Таджикистана (Ходженте, Ура-Тюбе, Канибадаме, Исфаре, Пенджикенте и др.) в 1918 г. сразу же началось строительство нового культурного общества. Первые очаги нового культурного строительства приходилось создавать в трудных условиях. Несмотря на тяжелое экономическое положение и начавшуюся гражданскую войну, органы власти Туркестана настойчиво проводили в жизнь принятые законы в области народного образования. Был организован Комиссариат народного просвещения, создавались Советы народного образования (СНО), на которые возлагались обязанности по руководству народным образованием на местах. С созданием нового аппарата управления народным образованием был ликвидирован старый буржуазный аппарат просвещения, проведен ряд мероприятий, направленных на демократизацию и гуманизацию школьной жизни, открыт широкий доступ в школу детям трудящихся масс. К концу 1918 года в Северном Таджикистане было открыто 15 школ. В 1919 году общее число доходило до 73 школ (90,30).

Освобожденный таджикский народ из-под гнета бухарского эмирата по- новому начал устраивать свою жизнь. Строительству новой системы образования мешали буржуазные националисты, пантюркисты, которые с ожесточением боролись против советской власти. Условия работы в новых школах Таджикистана в первые годы были исключительно тяжелыми из-за нехватки педагогов. Учителя старых мактабов не понимали тех требований, которые ставились перед ними. Революция на территории Таджикистана застала различные типы старых школ (мактаб, медресе, корихона, далаилхона), вытеснение которых новой, светской школой осуществлялось путем острой классовой борьбы со сторонниками свергнутой власти и духовенством.

На развитии народного образования сказывалось то, что территория, населенная таджиками, административно не была единой: северные районы и часть Памира входили в состав Туркестанской Автономной Советской социалистической республики, а Восточные (после 1921г.) - к Бухарской Советской Народной Республике, поэтому наметились свои специфические особенности в постановке воспитания подрастающего поколения. (128,33). Северная часть Таджикистана после присоединения Средней Азии к России была включена в состав Самаркандской и Ферганской областей Туркестанского края, что способствовало зарождению капиталистических производственных отношений, появлению промышленного производства. Это обстоятельство сыграло положительную роль и в развитии гуманизации образования и воспитания в первые годы после установления советской вла-сти.(128,33) С первых дней образования Туркестанской АССР органы советской власти на местах приступили к реорганизации школьного дела. Сначала делом народного просвещения в Туркестанской республике занимался Краевой Совет народных комиссаров. На первом же (совете) заседании была установлена структура краевого совета народного образования. При Совете было организовано 12 отделов: всеобщего образования, реформы школы, учебных пособий, внешкольного воспитания, административно- финансовый, подготовки учителей профобразования, финансовый, мусульманских школ, дошкольный, распорядительный, высшего образования. (128,34). В марте 1918 г. Краевым Советом народного образования был издан приказ «Об организации дела народного образования в Туркестанской республике». В соответствии с этим документом на местах были организованы краевые, областные, городские, уездные и волостные Советы народного образования. Эти органы должны были руководить и непосредственно вести всю сложную работу по строительству новой Советской школьной системы. В Самаркандской области было 6 уездов: Ура-Тюбинский, Ходжентский, Катта-Курганский, Джизакский, Самаркандский (куда относился и Пенджикент). В каждом из них были организованы уездные отделы народного образования. В апреле 1918 г. в городе Ходженте был обсужден вопрос о создании уездного Совета народного образования и выделении Ходжентского уезда в самостоятельную административную единицу. В мае этого же года Совнарком Туркестанской республики издал декрет, об организации единой общеобразовательной школы. Поступить в любую школу мог каждый, желающий учиться, были сняты преграды к поступлению детей в учебные заведения. С конца 1918 г. началось практически и строительство новой советской таджикской школы, на основе идеи гуманизации образования и воспитания.

Коренное изменение школьной системы произошло с принятием «Положения о единой трудовой школы»и других нормативных актов об образовании школ. В этих документах декларировались социалистические принципы системы гуманизации народного образования , наметились пути коренного изменения содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в школе и перестройки всего уклада школьной жизни, провозглашался принцип обучения на родном языке, отмечалась необходимость развивать активность и самостоятельность детей, их инициативу в процессе обучения. После принятия «Положения о единой трудовой школе » Комиссариат народного образования Туркестанской республики всем отделам народного образования разослал распоряжение, в котором говорилось следующее: «До сих пор в Туркестане школы носили многотипный характер, делясь на русские, русско- туземские, еврейские и пр. Все эти заменить новым - училище первой ступени. Процесс создания новой системы образования на базе «Положения о единой трудовой школе» в РСФСР и Туркестанской республике, в том числе и в Таджикистане, шёл совершенно по-разному ввиду целого ряда особенностей - чрезвычайно отсталой культуры, пестроты бытовых, этнографических и географических условий и т.п. В первое время приходилось делать отступление от Положения. Практическое осуществление таких требований, как, например, совместное обучение, ликвидация преподавания закона божьего, было сравнительно легко реализовано в русской школе, а в условиях таджикской школы их практическое осуществление явилось труднейшей проблемой. Даже преподавание на родном языке вызывало на практике большие затруднения, так как учителей-таджиков со специальной педагогической подготовкой совершенно не было, почти не было ни учебников, ни учебных пособий на родном языке.

Трансформация гуманистических идей мыслителей таджикского народа в образовательную систему Таджикистана

На современном этапе развития общеобразовательной школы Таджикистана, происходят огромные перемены во всех областях общественной жизни: политике, культуре, просвещении, экономике. Старая административно-командная система часто игнорировала национальные интересы и потребности народов, в том числе и в области образования, что вело к незнанию или забвению молодым поколением прошлого своей страны, её великой культуры, достижений литературы, науки, философской мысли и, в конечном счёте, к утрате национального самосознания, корней, традиций и обычаев. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (1994г.) провозгласил, что целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для реализации всех своих способностей, выживания, существования, повышения качества своей жизни и работы, приумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Республики Таджикистан. Одним из основных принципов, установленных этим же законом, является принцип единства культурного и образовательного пространства, связь образования с национально-культурными традициями таджикского и других народов республики (49,63). В Концепции национальной школы Таджикистана отмечается, что строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - недопустимо. В содержании образования необходимо отразить традиции и социально-культурные ценности народа. Изучение истории, родного языка и литературы, особенно таджикской классической литературы, обществоведения, изобразительного искусства, национальной музыки, должно помочь учащимся глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки его культуры, истории, образа жизни, стать продолжателями развития, решения прогрессивно-культурных вопросов, способствующих улучшению межнациональных отношений и исчезновению проявлений национального эгоизма (64,23). Гуманизация образования - объективно обусловленное требование современного развития. В учебных программах и планах школы просматриваются новые элементы, направленные на выявление и развитие гуманистической сущности человека. Однако подлинная гуманизация человечества возможна лишь при глубоких социально-экономических преобразованиях, которые могут устранить с лица земли социальное неравенство людей, бедность, голод, жестокость, войны с лица земли (92,97). Для проведения уроков литературы и родного языка в общеобразовательных школах республики Таджикистан выделено достаточно большое количество часов, что, несомненно, способствует нравственному прозрению учащихся. Тем не менее, в условиях демократизации общества общеобразовательной школе предоставлена возможность осуществлять новую политику определения содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на личность школьника. В ходе осуществления учебно-воспитательной работы в школе учитель должен формировать у своих учеников такие качества, как: трудолюбие, бережное отношение к природе, ко всему живому, уважение человека как божественного начала и его нрав, уважение каждого, не- зависимо от его национальности, вероисповедания, расового, социального происхождения, а также уважение свободы человека любой национальности, его языка, культуры и традиций. Кроме того, в течение учебного процесса учитель должен: а) соблюдать демократические нормы поведения и общения, которые проявляются в разумной открытости, раскованности, доброжелательности и необходимой ответственности всех его участников; б) использовать воспитательный потенциал всего изучаемого про граммного материала, вызывая при этом интерес учащихся к нравственным категориям; в) внедрять переанализацию деятельности учащихся на уроке. Такая нацеленность организации учебного процесса способствует наиболее эффек тивному формированию нравственных качеств личности: интернационализ ма, разумного отношения к труду, гуманизма, сознательной дисциплины, культуры поведения, прочных нравственных убеждений, чувств, навыков и привычек нравственного поведения. В основу обучения и воспитания под растающего поколения в общеобразовательных школах положены единые задачи, принципы и общие закономерности обучения и воспитания. В связи с этим мы считали бы необходимым изложить содержание Концепции раз вития национальной школы в современных условиях, а также основные по ложения Закона Республики Таджикистан "Об образовании" (1994) (49,63). В Концепции развития национальной школы, разработанной в последние годы таджикскими учеными, определены основные проблемы, требующие скорейшего решения: - качественного обновления содержания и воспитания учащейся молодежи; - дальнейшего развития общеобразовательной школы с опорой на национально-культурные традиции, демократизацию педагогического процесса, всестороннее развитие личности обучаемых и заботу об охране прав детства; - непрерывного развития школы, ее решающей роли в становлении и развитии ребенка, нацеленности школы на развитие общества и нации; - разработки научно-обоснованной стратегии развития сельской школы, являющейся одним из важных факторов дальнейшего подъема культуры современного кишлака, его социально-экономического и духовного прогресса; формирования у учащихся чувства ответственности и долга, сознательной дисциплины и гражданской активности, чести, совести, мужества, патриотизма, интернационализма, национального достоинства, культуры; подготовки грамотных, социально и нравственно воспитанных, эстетически развитых и физически здоровых людей; - уважительного отношения общества к личности и труду педагога; - участия широкой общественности в вопросах определения новой школьной политики (64,21).

Формы, приемы и методы гуманистического воспитания на уроках предметов гуманитарного цикла

Изучение любых нравственных качеств, в том числе и гуманистических, должно осуществляться не только путём непосредственного изучения взглядов и чувств, но и опосредованно - через исследование тех отношений, которые создаются в процессе практической деятельности человека, под влиянием которых осуществляется формирование его нравственных взглядов, чувств и убеждений. Изучая определённые отношения людей в реальной жизни, которые с ними происходят. Школьник многолик: на уроке он один, в семье и на улице-другой. В общении он входит в несколько коллективов и групп (семья, класс, кружок или секция, дружеская компания), и в каждом случае у него проявляются разные черты и отношения. Поэтому, оценивая личность подростка, нужно, по возможности, изучать весь комплекс воспитательных влияний, всю совокупность условий, в которых он живёт и развивается. Изучение нравственных отношений, создаваемых в различных сферах практической деятельности (школа, семья, микросреда), дает возможность получить объективное представление о гуманистических качествах личности и правильно организовать воспитательную работу. Особенно ценным является то, что изучение нравственных качеств через анализ отношений создает необходимые предпосылки для выявления тех признаков гуманности, которые у подростка находятся ещё в стадии становления. Кроме того, это даёт возможность создать благоприятные условия для дальнейшего развития новых положительных черт и своевременного предупреждения развития отрицательных качеств поведения. У подростков возникает потребность разобраться в обилии событий, впечатлений, переживаний, взаимоотношений. Он хочет самоутвердиться в глазах взрослых, своих сверстников, желает заручиться их поддержкой и помощью. Наблюдения показывают, что подросток тяготеет к тем взрослым, у которых духовная жизнь богаче. У него появляется желание, чтобы с ним считались, советовались, учитывали его мнение. Подросток ждёт оценки своей деятельности и оценивает её сам. При этом он руководствуется не только нормами, которые утвердились в его окружении, нравственными традициями. «Учителю, воспитателю надо иметь в виду, - пишет В.А. Крутецкий,- что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания, и в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет закладываться его личность» (69,92). Всё, что происходит вокруг, - и большие события, и обычные житейские факты, традиционно упроченные отношения, на которые младший школьник даже не обратил внимания, - становятся для подростка предметом раздумий, сопоставлений. На все он начинает смотреть с новых, философских позиций, все подвергает теперь внутренней моральной оценке. «Если в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир вещей- их путь, причинно- следственные связи и зависимость, то в годы отрочества перед ним открывается мир идей,» - так определял природу внутреннего переворота, происходящего в подростке, В.А. Сухомлинский (113, 172). Вместе с тем «Примерное содержание воспитания школьников» (под ред. И.С. Марьенко) рекомендует формирование у подростков таких нравственных качеств личности, как: доброта, любовь и чувство признательности родителям и другим членам семьи; уважение к учителю, отзывчивость, умение приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; способность поддержать товарища в беде, тактично сказать ему правду, помочь найти правильное решение, разделить с ним его радость; понимание принципа «человек человеку- друг, товарищ и брат» и желание следовать этому принципу; товарищеские отношения между мальчиками и девочками; доброжелательность, приветливость, сердечность; почтительность к старшим и заботливое отношение к младшим, привычка заботиться о них; непримиримое отношение к пережиткам прошлого в сознании и поведении людей, к несправедливости, равнодушию, эгоизму, индивидуализму, буржуазной морали. Самые прекрасные, гуманистические качества человека должны формироваться именно в подростковом возрасте. Изучая фактическое состояние уровня развитости гуманистических качеств у подростков 9 - 10-х классов, мы преследовали следующие цели: 1. Выявить характер представлений и понятий подростков о традициях гуманных отношений людей. 2. Определить отношение подростков к гуманным и антигуманным качествам своих товарищей и других людей. 3.Определить уровни развития гуманных отношений у подростков с целью учёта этих уровней в дальнейшей воспитательной работе с ними. «Процесс воспитания эффективен тогда, - пишет А.В. Мудрик, - когда педагоги знают уровень воспитанности школьников и уровень развития коллектива и, планируя любые воздействия, исходят из этого знания, знают механизмы общения вообще и реальную картину межличностных отношений во введенном им коллективе, в частности» (82, 78). Одни исследователи выделяют пять уровней воспитанности учащихся, другие - четыре. Мы же, соглашаясь с выводом Н.И. Монахова о том, что наиболее доступной и вполне достаточной для целей воспитательной работы является трехбалльная система оценки различных конкретных уровней развития определенного морального качества, выделили только три уровня развития гуманных отношений: высокий, средний и низкий (81,63-70). Высокий уровень характеризуется осознанным и сопереживаемым отношением подростка к людям, ко всей окружающей действительности. Систематические гуманные поступки являются нормой его поведения, внутренней нравственной потребностью. Быть в гуманных отношениях с товарищами, близкими и вообще со всеми окружающими является нормой его жизни. Он знает и помнит народные традиции гуманных отношений и выполняет их, не задумываясь, непримирим к всякого рода проявлениям зла и антигуманным поступкам.

Похожие диссертации на Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду)