Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Крючков Роман Валерьевич

Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами
<
Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Крючков Роман Валерьевич. Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2003 150 c. РГБ ОД, 61:03-13/1699-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты изучения ценностных ориентации спортсменов 11

1.1. Проблема формирования ценностных ориентации личности в период социально-экономических и культурных преобразований 11

1.2. Восточные боевые искусства - вид духовной практики в системе спортивных интересов современной спортсменов 16

1.3. Анализ ценности и ценностных ориентации в зарубежных и отечественных исследованиях 26

1.4. Психолого-педагогические механизмы формирования ценностных ориентации спортсменов 38

1.5. Идентификация как адаптивный механизм трансляции социального опыта в процессе формирования ценностных ориентации спортсменов 55

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 74

2.1. Основные концептуальные положения эксперимента 74

2.2. Задачи и методы исследования 79

2.3. Организация эксперимента 87

ГЛАВА 3. Результаты экспериментального изучения механизмов формирования ценностных ориентации спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами 93

3.1. Анализ мотивационных тенденций и динамика ценностных ориентации спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами 93

3.2. Особенности ценностных ориентации спортсменов в сфере физкультуно— спортивной деятельности 114

3.3. Анализ и характеристика типов идентификации как механизма трансляции социального опыта спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами 126

Выводы 135

Список литературы 137

Введение к работе

Актуальность исследования.

Как известно, сегодня Россия переживает "ломку" ценностных ориентации во всех сферах общественной деятельности. Ни общество, ни государство не в состоянии обеспечить формирование сознания спортсменов, духовных идеалов, а соответственно, не способно отслеживать и управлять процессом развития будущего страны. Наряду с семьей, культурой, системой образования спорт является, пожалуй, одним из немногих социальных институтов, призванных решать задачу формирования духовной жизни общества посредством формирования ценностных ориентации.

В последние годы происходит активное взаимовлияние различных культур, под воздействием которых происходят заметные трансформации в формировании ценностных ориентации спортсменов. Активные процессы культурного взаимодействия отмечаются и в сфере спортивной деятельности. Диалог Запад -Россия — Восток усилил тенденции влияния восточной культуры в различных сферах общественных практик, в том числе, в сфере физической культуры и спорта.

Одним из доказательств данной тенденции является

»

повышенный интерес спортсменов к восточным культурам: а именно, к образу жизнедеятельности, специфике восточного менталитета, особенностям ценностных установок, правил и отношений между людьми. Чаще всего реалиация такого интереса осуществляется через изучение восточных боевых искусств.

Распространение восточных боевых искусств в российской

, культурной традиции — это не только вид спортивного

совершениствования личности, но и вид духовной практики,

который оказывает большое влияние на формирование ценностных

ориентации спортсменов.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение ценностных ориентации спортменов, занимающихся восточными боевыми искусствами, и психологических механизмов их формирования.

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентации.

Предметом изучения — социально-психологические механизмы

формирования ценностных ориентации спортсменов, занимающихся

восточными боевыми искусствами.

Обобщая многочисленные публикации по проблемам формирования

мировоззрения личности, мы выдвинули гипотезу о том, что одним из

механизмов формирования ценностных ориентации является механизм социокультурной идентификации .

Гипотеза. Обобщая многочисленные публикации по проблемам формирования мировоззрения личности, мы исходили из предположения о том, что одним из механизмов формирования ценностных ориентации является механизм социокультурной идентификации .

Мы предполагали, что занимаясь восточными боевыми искусствами, спортсмены прежде всего испытывают потребности в социальной и культурной идентификации, "встроенное" человека в определенное социокультурное сообщество. Стремление отождествить себя на уровне самосознания с целостной культурой Востока, впитать ее нормы, традиции или понять через них культуру своей страны и приводят к формированию специфических систем ценностей, мировоззренческих позиций и соответствующих форм поведения.

Цель исследования - изучение психологических механизмов
формирования ценностных ориентации спортсменов,

занимающихся восточными боевыми искусствами.

7 Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ и выявить особенности

мотивационо-потребностной сферы личности спортсменов,

занимающихся восточными боевыми искусствами.

2. Определить место и значение ценностных ориентации

спортсменов в структуре мотивационно-потребностной сферы,

формируемой в процессе занятий восточными боевыми

искусствами.

  1. Экспериментально выявить основные функции и формы идентификации, как одного из главных механизмов интериоризации освоения боевых искусств Востока и ценностных ориентации спортивной борьбы.

  2. Провести экспериментальное исследование, выявляющее особенности мотивационных тенденций и ценностных ориентации спортсменов, формируемых в процессе занятий восточными боевыми искусствами.

  3. Разработать спортивно-образовательную программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры.

Научная значимость и новизна исследования. Данная работа является одной из первых, где комплексно рассматриваются вопросы,

8 связанные с процессом инкультурации спортсменов при помощи

боевых искусств Востока, влиянием восточных традиций, культуры на

формирование мировоззрения и нравственных ценностей личности.

В работе раскрывается опыт использования боевых искусств в

качестве системы воспитания и образования личности как целостной

программы.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов диссертации с целью :

  1. формирования мотивационно-ценностной сферы личности спортсменов в процессе преподавания спортивных дисциплин;

  2. разработки программ социокультурного развития личности в условиях межкультурного взаимодействия;

  3. формирования нормативно-ценностного отношения спортсменов к культуре Востока, как в процессе трансляции боевых искусств, так и при организации и проведении занятии по физической культуре и спорту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одним из средств развития личности является формирование поликультурного восприятия мира, воспитания уважения к каждой отдельной культуре, основу которых составляет система ценностных

9 ориентации восточных боевых искусств. Боевые искусства Востока

обеспечивают процессы развития личности спортсменов, и вместе с тем, являются одним из действенных методов сохранения культурных традиций и их непрерывной трансляции. Распространение в российской культуре восточных традиций детерминирует расширение процесса межкультурных взаимодействий и значительно обогащает нравственное (ценностное) сознание личности спортсмена, влияет на отношение к себе, а также на личностные качества и профессиональное мастерство спортсменов.

2. Занятия боевыми искусствами Востока формирует у молодых людей систему ценностей, отличающуюся от ценностной системы молодежи других социальных групп, не включенных в спортивно-познавательный процесс, что позволяет выделить молодежь, занимающуюся восточными единоборствами в отдельную субкультурную группу. В процессе занятий восточными боевыми искусствами происходят изменения в мотивационно-потребностной сфере личности спортсмена, основу которой составляет система ценностных ориентации.

3. Основным механизмом освоения традиций восточных боевых искусств является социокультурная идентификация, как один из главных механизмов интериоризации иной культуры, что в свою

10 очередь определяет совершенствование профессионального мастерства

спортсменов.

4. На основе анализа существующих ценностных ориентации

личности спортсмена предлагается программа психорегулирующей

тренировки с элементами обучения восточным традициям ведения

поединка, ориентированная на развитие профессионального мастерства

спортсмена.

Проблема формирования ценностных ориентации личности в период социально-экономических и культурных преобразований

Перемены в обществе, как правило, стимулируют возникновение новых общественных процессов, усиливают противостояние между традиционными ценностями, нормами и приходящими им на смену. В России конца XX века процессы демократизации высветили ряд проблем, связанных с возникновением новых ориентации, противоречивших традиционным формам социально-культурной жизни. Особенно отчетливо это заметно проявилось в жизни молодежи, как наиболее быстро реагирующей части общества. В период социально - экономических и политических перемен ценностные ориентации молодёжи определяется возможностью их значительной переориентации. В условиях нестабильности молодёжь рассматривается в качестве своеобразного барометра общества. Личностная структура молодого человека претерпевает психологические и социальные изменения. Главная проблема, с которой сталкивается спортсмен, - утрата смысла жизни. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утрачивает ясное представление о том, что он хочет. В итоге, он либо хочет того же, что хотят другие и проявляет полный конфоризм, либо делает то, что от него хотят (проявление тоталитаризма). Особенно это опасно в ситуации, когда наступает отказ, отстранение от смыслов, которые были заданы извне, " воспитаны идеологически", однако ещё отсутствует культура и способность собственного смыслообразования. В современный период, состояние смыслоутраты у части спортсменов порождает метание, противоречивость, отсутствие ответственности в суждениях. При этом необходимо учитывать ломкость, хрупкость, неустойчивость ещё не сформировавшегося мировоззрения молодых людей. А такое состояние не только реально, но и может усугубляться в условиях утраты традиции и переосмысления истории. Историческое прошлое нашей страны вызывает достаточно критическое отношение во многих группах населения страны. Однако молодёжь отчуждается от опыта предшествующих поколений, что усиливает её социальное одиночество. Осознаёт это и сама молодёжь. Особое опасение у многих студентов вызывают экологические проблемы, ухудшение материального положения, одиночество и рост преступности при бессилии правоохранительных органов. Особую опасность в затянувшийся период социально-экономической и политической неустойчивости в стране представляет вполне вероятный вариант реакции на это молодёжи - вседозволенность, деятельность по принципу "один раз живём". Особо опасно в этом случае наступление фрустрации внутренних потребностей, которая порождает утрату ответственности. Это серьёзно настораживает, ибо свобода, не подкреплённая ответственностью, приводит к тяжёлым последствиям. Быть ответственным, значит быть избирательным, уметь различать, что существенно, что нет. Активность спортсменов так или иначе характерна для всех индустриально развитых стран. Как только общество достигает определенного уровня материального благосостояния, гарантируя удовлетворение основных биологических и социальных потребностей подавляющему большинству своих членов, спортсмен начинает вести себя необычным, отличным от взрослых, образом, создавая свое искусство, свой стиль жизни, свои правила поведения: Эти процессы, характеризуют создание и развитие молодежных субкультур.

Восточные боевые искусства - вид духовной практики в системе спортивных интересов современной спортсменов

Боевые искусства Востока: китайское у-шу, корейское тэквон-до, японское дзюдо, джиу-джитсу, аики-до, каратэ определяются одним общим словом КЭМПО. Однако, надо помнить, что слово кэмпо не отражает национальной специфики и своеобразия различных национальных школ восточных единоборств. Кэмпо - это учение, сложный комплекс духовной и физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии, это путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма, достижения гармонии с миром и с самим собой. Японское слово кэмпо как родовое понятие записывается теми же иероглифами, что и в Китае, Корее, Вьетнаме. В ряду равнозначных наименований японский термин получил наиболее широкое распространение. Если в Китае под цюаньфа подразумевается бой без оружия, то в Японии понятие кэмпо включает любые систематизированные виды борьбы. В том же значении этот термин употребляется и на Западе. Условно можно выделить следующие источники кэмпо: - даосская философия; - йога как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека; - традиционные теории китайско - тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци, о точках и меридианах, об их связи с внутренними: органами, о развитии энергетики организма ци-гун; - наблюдение за повадками животных ( звериные стили кэмпо); системы рукопашного боя и ритуальные танцы различных народностей; - военная наука древнего Китая, принципы стратегии и тактики, опирающиеся на теории даосских мыслителей; - Чань (Дзэн)- буддийская психотехника, дающая возможность добиться замечательных результатов в концентрации и самовнушении. Составные части кэмпо: 1) конфуцианские этические нормы в формировании личности; 2) детально разработанные методики обучения: подготовки тела, психическая перестройка, способы работы с пятью стихиями, с предметами Ф и формами - образами; 3) арсенал приемов борьбы национальных видов, направлений, стилей и школ. Такая классификация дает возможность рассматривать кэмпо как: единую систему , как социально-психологическую и культурную область» знания, как учение. Восточные воинские искусства - сокровищница знаний в области культуры, истории, медицины, философии, этики, религий Востока. Фундамент всей системы кэмпо - философские воззрения даосских: мыслителей, которые нашли отражение в гуманитарных и в естественных: науках древнего Китая. Понятие воинских искусств Востока наделялось совсем иным смыслом, чем на Западе. Конечной целью изучения кэмпо была не победа над противником, а победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа кэмпо становилась школой жизни человека. Различные виды единоборства существовали практически у всех народов. История донесла до нас разные сведения о системах борьбы у египтян и инков, о греческом панкратионе и индийской ваджрамушти, о древнерусской, рыцарской борьбе, о стрельбе из лука и арбалетов,. поединках на мечах, копьях, и дубинках, о метании кос, бумерангов. Была своя борьба у кельтов и скифов, у североамериканских индейцев и австралийских аборигенов, у викингов и монголов. О целостности культуры дальневосточного региона в определенном смысле можно говорить применительно ко всей многовековой традиции. Однако сколь бы древней и укорененной ни была традиция воинского искусства Востока, охватывающая этику и философию военного дела, но кардинальное переосмысление боевых искусств Востока как одного из путей духовного совершенствования человека в первую очередь связано с дзэном. Одним из результатов этого взаимодействия и явилась уникальная культура психической деятельности, система психотехники и психорегуляции. Именно она в значительной мере определяет специфику традиции боевых искусств, превратившихся в особый путь совершенствования человека. Для уяснения специфики дальневосточных методов психорегуляции, равно как и некоторых общих основ профессиональной воинской деятельности, нужны сравнения. В разные времена у разных народов военная профессия диктовала особые требования к психологической подготовке. Их суть состоит в таком преодолении страха смерти, которое позволяло бы воину действовать с максимальной эффективностью.

Основные концептуальные положения эксперимента

Как известно, личность определяет сочетание стабильных характеристик. Личность проявляется через "характеристики отдельного человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом, что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде". В первой главе нашей работы мы показали, что ситуация формирования ценностных ориентации определенно зависит от мотивационно-потребностной сферы личности. Прикладной характер исследования необходимо предполагает рассматривать мотивацию как "создание внутреннего побуждения к действиям", "результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются". В этом случае совершенно очевидным становится, что центральной проблемой организации успешной соревновательной деятельности спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами, выступает необходимость эффективно и грамотно мотивировать спортсменов. Именно для этого следует определить, каковы же на самом деле мотивы и потребности спортсменов, включенных в процесс освоения восточных боевых искусств, и как обеспечить для спортсменов способ удовлетворения этих потребностей через хорошо организованный процесс спортивной тренировки и обучения боевому искусству. Приступая к мониторингу мотивационно-потребностной сферы личности, мы исходим также из нескольких положений: 1) потребность на психологическом уровне опосредована психическим отражением (А.Н. Леонтьев) и адекватный подход к анализу деятельности должен конкретизировать отношения "субъект-объект" как момент исторического развития общества, 2) в деятельности индивида психологию интересует не ее содержание или структура (предмет, средства, условия, продукт) сами по себе, а субъективный план: формы, виды, уровни и динамика психического отражения действительности действующим человеком (51), 3) состояние мотивационной сферы личности можно рассматривать как "временной срез", который есть, по нашему мнению, есть определенное психическое состояние индивида, отражающее существующую иерархию потребностей. Фактически это один из моментов существования всей системы психических явлений, в котором проявляется та или иная тенденция развития, суть динамики мотивационной сферы личности. Исследование мотивационной сферы личности - одна из самых сложных проблем в психодиагностике. Поиск адекватных задачам исследования методик логично было начать, имея в виду, что мы преследуем цель изучения мотивов, потребностей, ценностных ориентации личности как важнейших компонентов психологической готовности к усвоению восточной культуры. Вернемся к сказанному ранее. Полная готовность спортсмена к полноценному усвоению восточных боевых искусств предполагает в качестве ядра наличие мотивационной готовности считать «идеологию» той или иной школы боевых искусств ценностью.

Анализ мотивационных тенденций и динамика ценностных ориентации спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами

Для выявления ценностных ориентации, мы вспользовались методикой выявления ценностей, разработанной М.Рокичем. Единственным изменением, было разделение ценности здоровья на две ценности - здоровье психическое и физическое. В итоге респондентам был предложен список из 19 терминальных ценностей. Испытуемые должны были проранжировать этот список в зависимости от степени значимости ценностей. Респондентам было также предложено указать степень реализованности каждой ценности на момент опроса. Степень реализованности указывалась в процентах. Затем, список из степеней реализованности был проранжирован. Самый низкий процент реализации получал первый ранг и т.д. до девятнадцатого ранга. Таким образом, мы получили по каждой группе респондентов два ранжиронанных списка: ранговый список ценностей и список процент-рангов. По ценностным ориентациям юношей выявились следующие предпочтения (Табл. 1). Как видно из таблицы, для юношей Краснодара и Москвы приоритетной ценностью является развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). Для юношей Владимира приоритетной ценностью является физическое здоровье. На втором месте у юношей Краснодара и Владимира находится жизненная мудрость, а у юношей Москвы - физическое здоровье. На третьем месте у юношей Краснодара и Владимира находится психическое здоровье, а у юношей Москвы -жизненная мудрость. Самой приоритетной ценностью для студентов РГАФК и Краснодара оказалось физическое здоровье, для студентов ВГПУ — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). У студентов Владимира физическое здоровье на третьем ранговом месте. На втором ранговом месте у студентов- физкультурников трех регионов - наличие хороших и верных; друзей. На третьем ранговом месте у студентов РГАФК и КрИФК -материально обеспеченная жизнь. Интересно, что эта же ценность у студентов Владимира находится лишь на семнадцатом месте. Первоначальная диагностика ценностных ориентации и мотивационных тенденций юношей и девушек, занимающихся восточными боевыми искусствами, зафиксировала уровень и характер данных психолого-педагогических характеристик спортсменов-единоборцев. Далее мы ставили своей задачей проверить выдвитую в работе гипотезу о формировании ценностных ориентации и мотивационных тенденций спортсменов посредством психологических механизмов. Осуществить данную программу педагогического эксперимента, направленную на формирование ценностных ориентации спортсменов, мы постарались средствами и методами психолого-педагогической организации тренировочных занятий и соревновательной деятельности, приемами психорегулирующей тренировки.

Похожие диссертации на Социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами