Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Фынтынэ Олег Анатольевич

Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси)
<
Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фынтынэ Олег Анатольевич. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Сургут, 2003 176 c. РГБ ОД, 61:04-13/773

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные подходы к разработке программного материала по физическому воспитанию в отечественном образовании 8

1.1. История разработки программного материала по физическому воспитанию школьников в отечественном образовании 8

1.2. Современные национально-региональные подходы в содержании про грамм по физическому воспитанию учащихся 27

Глава II. Методы и организация исследования 44

2.1. Методы исследования 44

2.2. Организация исследования 49

Глава III. Традиционные средства физического воспитания народов Севера и их этнопедагогическое значение 52

3.1. Этнопедагогические особенности физического воспитания детей народов ханты и манси 52

3.2. Классификация традиционных средств физического воспитания народов Севера 81

3.3. Роль и место традиционных средств в системе физического воспитания..91

Глава IV. Экспериментальное обоснование внедрения в учебный процесс национальных школ традиционных средств физического воспитания народов Севера 97

4.1. Предпосылки разработки программы по физическому воспитанию на основе традиций народов Севера 97

4.2. Разработка и внедрение в учебный процесс национальных школ программы по физическому воспитанию учащихся 5-9 классов, основанной на традиционных средствах 109

4.3. Экспериментальное обоснование результатов исследования 134

Выводы 152

Практические рекомендации 154

Список литературы 157

Приложение 171

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по физическому воспитанию должен учитывать региональные, национальные условия и традиции развития культуры (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Б.И. Туркунов, В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, Ю.Д. Железняк, Й.М. Турев-ский, Е.Г. Горбачев, А.П. Матвеев, Ю.К. Гавердовский, А.Ю. Малофеев, В.Н. Непопалов, Т.В. Петрова).

Российская образовательная система в настоящее время переходит в новое качество - к образовательному федерализму, в основу которого положены два процесса: регионализация и интеграция образования.

Регионализация образования предполагает активизацию самосознания растущего человека не только как россиянина вообще, но и как жителя конкретного региона, адаптированного к его социальным, экономическим, этническим и климатическим условиям.

Малочисленные народы ханты и манси в процессе своего исторического развития и существования, в ситуации экстремальных природно-климатических условий, тяжелого и сложного характера труда при занятиях охотой, рыболовством, оленеводством создали собственную традиционную физическую культуру. Она выражена в системе традиционных компонентов (игры, состязания и самобытные физические упражнения, национальные виды спорта, закаливание) и является составной частью народной культуры.

Культуре и быту народов ханты и манси уделено значительное внимание в исследованиях Е.В.Айпина, П.Бахлыкова, И.Н.Гемуева, Л.А.Ибрагимовой, В.П.Красильникова, В.М.Кулемзина, И.В.Лукиной, Н.И.Новиковой, А.И.Пика, В.И.Прокопенко, А.Рейсон-Правдина, М.А.Сергеева, З.П.Соколовой, Е.Шмидта и др.

Несмотря на многочисленность исследований культуры народов ханты и манси, остается практически не освещенным такой ее важный компонент, как система традиционного физического воспитания. Этими народами за свою

4 многовековую историю создан и сохранен уникальный этнопедагогическии потенциал в области физического воспитания, который может составить основу учебно-воспитательного процесса учащихся национальных школ.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью использования традиционных средств физического воспитания народов Севера и отсутствием программно-методического обеспечения, их использования в учебно-воспитательном процессе национальных школ. Проблема исследования заключается в том, будет ли расширение содержания, обогащение предмета «Физическая культура» национальными традициями способствовать совершенствованию процесса физического воспитания школьников.

Цель исследования заключается в совершенствовании физического воспитания школьников 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера.

Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся национальных школ.

Предмет исследования: содержание физического воспитания учащихся 5-9 классов на основе традиций народов Севера ханты и манси.

Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование процесса физического воспитания школьников национальных школ традиционными средствами физического воспитания будет эффективным, если:

выявлены, отобраны и систематизированы средства физического воспитания с этнокультурным содержанием;

сложившаяся система традиционного физического воспитания народов Севера (ханты и манси) будет использоваться в образовании и воспитании для подготовки физически и духовно развитой личности;

разработана программа по физическому воспитанию для национальных школ на основе традиций народов Севера.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность современных подходов к разработке программ по физическому воспитанию учащихся с учетом национально-региональных традиций.

  2. Выявить этнопедагогические особенности физического воспитания народов ханты и манси.

  3. Разработать содержание физического воспитания учащихся, основанное на традициях народов Севера (ханты и манси).

Экспериментально проверить эффективность применения традиционных
средств физического воспитания народов Севера

в учебно-воспитательном процессе по предмету «Физическая культура».

Теоретико-методологической основой исследования являются:

теория содержания общего образования, разработанная в трудах В.В. Краевского, Н.В. Сушковой, согласно которой в основе обоснования содержания образования должны быть положения о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения;

концепции физического воспитания и обязательного минимума содержания среднего образования П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, Ю.Д. Железняка, В.И. Ляха, Б.А. Ашмарина;

этнопедагогические концепции физического воспитания народов Севера В.Ф. Афанасьева, В.Г. Богораза, В.И. Про-опенко, В.П. Кочнева, З.П. Ва-сильцова, В.П. Красильникова, Н.И. Шамаева, Х.Д. Ооржака, Г.Н. Мыза-на, А.Л. Бугаевой;

региональные подходы в образовании Г.Н. Волкова, В.Ф. Башарина, Л.А. Валовича, Г.В. Мухамедзяновой.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- выявлены этнопедагогические особенности физического воспитания
малочисленных народов Севера ханты и манси;

экспериментально доказана эффективность физического воспитания, основанного на специфическом материале, содержание которого включает игры, состязания, самобытные физические упражнения, национальные виды спорта, танцы и средства закаливания народов Севера ханты и манси;

теория и практика физического воспитания дополнена новым уникальным содержанием в виде самобытного опыта физического воспитания коренных народов Севера ханты и манси.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена определением содержания физического воспитания учащихся 5-9 классов основанного на традициях народов ханты и манси, что является вкладом в развитии теории физического воспитания народов Севера в системе общего среднего образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть рекомендованы:

учителям и инструкторам для использования при планировании и построении учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» для учащихся национальных школ;

для использования в лекционном и практическом курсах на факультетах физической культуры и спорта педагогических вузов, в колледжах, в институтах повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов иссле-дования обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, соблюдением логической последовательности исследования, комплексом научных методов исследования, корректной обработкой эмпирических данных.

Апробация и внедрение работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы и внедрены на II и III региональных научно-практических конференциях (г. Сургут, 2001-2002 гг.); Второй окружной конференции молодых ученых ХМАО (г. Сургут, 2002 г.); Всерос-

7 сийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи и других категорий населения» (г. Сургут, 2002 г.); Региональной научно-практической конференции «Региональный компонент в системе общего и профессионального образования ХМАО» (г. Нижневартовск, 2003 г.), а также апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в национальной школе г. Лянтора.

База исследования. Базой опытно-экспериментальной работы была национальная школа города Лянтора.

На защиту выносятся следующие основные положения:

выявленный специфический физкультурно-спортивный опыт коренного населения ХМАО составляет основу разработанной программы по физическому воспитанию учащихся 5-9 классов национальных школ, использование которой способствует более целенаправленной подготовке учащихся к жизнедеятельности и профессиональному труду в суровых условиях Севера;

процесс физического воспитания учащихся национальных школ необходимо строить на основе комплексного воздействия и применения традиционных игр, состязаний, самобытных физических упражнений, национальных видов спорта, средств закаливания, танцев народов Севера, так как отдельные компоненты физического воспитания народов ханты и манси имеют разную педагогическую направленность и решают разные задачи;

использование традиционных средств физического воспитания народов Севера способствует эффективности физического воспитания учащихся малочисленных народов Севера.

История разработки программного материала по физическому воспитанию школьников в отечественном образовании

Разработка учебных программ по любому из школьных предметов является делом крайне важным. Поскольку, прежде всего учебная программа является средством фиксации содержания образования на уровне учебного предмета, а так же направляет деятельность учителя и учащихся. Обобщая академические определения сущности понятия «учебная программа» и учитывая представле-ния о данном предмете учебников ряда авторов, учебных пособий и монографий (Качашкин В.М., Ильина Т.А., Сушкова Ф.Б., Завьялов Л.К.и др.), можно дать развернутое определение понятия «учебная программа» (41, 49, 52, 143).

Школьная учебная программа - это обязательный для учителя Государственный нормативный документ, воплощающий в себе цель и содержание школьного образования в рамках функциональных возможностей конкретного учебного предмета; определяющий соотношение объемов содержания теоретического и практического учебного материала, логическую последовательность и регламентирование по времени его изучения в целом, по годам обуче-ния, разделам и темам; прогнозирующий результаты обучения и воспитания конкретных возрастных контингентов школьников, интегрирующий, программирующий и направляющий деятельность учителя и учащихся на достижение этих результатов в рамках установленного времени; обусловливающий основные требования к методам и организации преподавания предмета. Проблема эффективности физического воспитания школьников, в рамках учебного предмета «физическая культура», возникает в свете тенденций постоянного совершенствования системы школьного образования, так как школа призвана заложить основы физического образования и разностороннего развития детей.

Процесс изменения содержания физического воспитания в общеобразовательных школах СССР и Российской Федерации отражается в учебных программах по данной дисциплине. Из истории возникновения и развития учебных программ видно, что каждая из них отвечает требованиям той эпохи,, в которую она была создана. Такой факт объясняется тем, что в каждый исторический период были различные уровни жизни людей и условия, предъявляемые обществом к конкретному человеку или к группе людей. Одним из наиболее значимых факторов для общества в любое время были и уровень здоровья и уровень трудоспособности, которые способствовали полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций. Следует отметить, что эти факторы приобретались при условии вовлечения личности в рационально организованный процесс физического воспитания.

Рубеж XIX - XX вв. характеризовался тем, что пристальное внимание педагогической общественности привлекал вопрос физического воспитания. Так как отечественные ученые, педагоги и врачи того времени пытались переоценить сложившийся круг педагогических представлений о задачах, методах, формах организации процесса физического воспитания. Неоценимый вклад в становление школьной системы физического воспитания внес П.Ф. Лесгафт. Научные изыскания, которого изложены в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». П.Ф. Лесгафт впервые изложил принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования — педагогических, медико-биологических, психологических; разработал принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию; обосновал возрастной подход при физическом образовании; представил классификацию физических упражнений; установил взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием и показал образовательную роль двигательных умений и навыков. В этот период интенсивно шел процесс разработки и внедрения новых программ в физическое воспитание (28). Одной из таких была программа врача В.К. Анохина. Он в качестве основных средств физического воспитания детей предлагал подвижные игры, различные виды гимнастики, ручной труд. Особое внимание уделялось врачебно-ручной труд. Особое внимание уделялось врачебно-педагогическому контролю за физическим развитием учащихся. А.К. Анохин рекомендовал дважды в год (в ноябре и апреле) проводить контрольное тестирование физической подготовленности, с целью выявления воздействий и эффективности используемых физических упражнений. В качестве контрольных упражнений он предлагал подтягивание, прыжки в высоту с места и с разбега (28).

Уже в данный период ставился вопрос об индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей. Так, русский врач В. В. Рудин, указывая на важность индивидуального подхода к занимающимся физическими упражнениями, предлагал брать за основу не возраст, а индивидуальные данные физического развития ребенка. Разделив учащихся в своей школе — Школе правильного физического развития — на четыре антропометрические группы («хорошо развитых», «средне развитых», «слабогрудых», «слабосильных»), Рудин составил для каждой из них специальную программу физических упражнений с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Многое из того прогрессивного, что было создано на рубеже XIX—XX вв. отечественной школьной педагогикой, оказалось невостребованным и просто отвергнутым в связи с надвигавшейся революцией (28).

В 1919 г. руководствуясь программой по военному делу, принятой VIII съездом РКП (б), Всевобуч разработал содержание занятий физической культурой с детьми и юношеством. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Программы разрабатывались учителями, инспекторами или инструкторами физической культуры и утверждались губернскими научно-методическими советами. Одни из них представляли собой краткий перечень физических упражнений, которые следовало применять на занятиях, другие представляли собой специальные программы, в основу которых входили различные системы, в частности, сокольская система и т.д. Программы значительно отличались по структуре и содержанию, но практически во всех просматривалась военная направленность. Содержание программ, как правило, составляли гимнастика и так называемые спортивные упражнения (28). Из средств физического воспитания предпочтение отдавалось строевым и порядковым упражнениям, ходьбе, бегу, прыжкам, лазанью, борьбе, подниманию, переноске, толканию и переброске грузов, упражнениям со снарядами.

Методы исследования

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 2. Анкетирование, интервьюирование, беседа. 3. Педагогическое наблюдение. 4. Педагогический эксперимент. 5. Тестирование физической подготовленности. 6. Определение физического развития. 7. Анализ успеваемости по предмету «Физическая культура». 8. Методы математической статистики. Изучение литературных источников позволило получить представление о состоянии исследуемой проблемы, определить задачи исследования, теоретически обосновать гипотезу, выявить народные методы и средства физического воспитания детей среднего школьного возраста, систему физического воспитания у народов ханты и манси, ее богатейшее содержание: состязания и самобытные физические упражнения, игры, национальные виды спорта, средства закаливания, формы, методы и принципы, используемые для физического развития человека от рождения до совершеннолетия. В процессе анкетирования изучались мнения учителей физической культуры, тренеров по национальным видам спорта, знатоков в области народной физической культуры, а также мнения учащихся 5-9 классов, что позволило установить состояние вопроса по изучаемой проблеме в Ханты - Мансийском округе. Для выявления роли и места национальных средств физического воспитания применялись анкеты, опросные листы и устная информация. Анкеты содержали вопросы по необходимым средствам и методам, учитывающим региональные и национальные особенности Ханты - Мансийского округа, позволяющие с точки зрения респондентов существенно повысить уровень подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений коренного населения по предмету "Физическая культура". Среди учащихся школ проведен опрос, содержащий сведения о применении национальных средств физического воспитания на уроках физической культуры и в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями. Интервью проводилось для выявления традиционных средств физического воспитания. Нами был разработан план записи народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений (приложение 2). Он содержал 13 вопросов. Наиболее значимые из них это: Название игры?; Приуроченность к каким праздникам?; Правила игры?; Наличие руководителя, водящего?; Место проведение игры?; Игровой инвентарь? С помощью этого метода исследования нами было опрошено 29 сказателей и знатоков народной физической культуры. В результате многочисленных бесед и интервью, проведенных в регионе, нами было собрано 133 традиционных средства физического воспитания физической культуры народов ханты и манси. Применение данных методов позволило установить мнение респондентов о роли, месте и правилах использования физической культуры в практике физического воспитания у народов ханты и манси. Проводилось с целью изучения содержания национально-регионального компонента в учебном процессе, выбора оптимальных методов организации учащихся, а также выявления эффективности применяемых традиционных средств для развития физических качеств. В целях получения более достоверных результатов наблюдение проводилось с помощью квалифицированных экспертов. Объектами педагогических наблюдений являлись традиционные средства физического воспитания, поведение занимающихся и преподавателя,, характер и величина тренировочной нагрузки, внешняя сторона техники выполнения дви- движений, продолжительность процесса обучения отдельным двигательным действиям. Все сведения фиксировались в дневнике. Это позволило получить информацию о возможностях использования народной физической культуры в вариативном компоненте комплексной программы по физическому воспитанию. Педагогический эксперимент был посвящен обоснованию эффектив ности разработанного содержания физического воспитания учащихся Ханты - Мансийского округа. Сущность педагогического эксперимента состояла в тем, что контрольные и экспериментальные группы, были созданы на базе школы- интерната г. Лянтора, экспериментальные группы занимались по комплексной программе физического воспитания с добавлением разработанного нами на ционально-регионального компонента, а контрольные группы занимались по комплексной программе физического воспитания учащихся 5-9 классов, В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, 1996 г. Непременным условием проведения педагогического эксперимента было сравнение исходных и конечных результатов опытных факторов экспериментальных и контрольных групп.

Этнопедагогические особенности физического воспитания детей народов ханты и манси

Традиционное физическое воспитание народов ханты и манси было направлено на необходимость выживания в сложных условиях Севера, а также на развитие основных физических качеств и двигательных умений и навыков, которые способствуют быстрейшему овладению профессиональным качествам: охотника, рыбака, оленевода и домашней хозяйки. Необходимо отметить, что процесс физического воспитания народов ханты и манси в прошлом был направлен на военную и промысловую подготовку.

Все эти задачи решались на основе традиционных средств физического воспитания: самобытных физических упражнений и состязаний, игр, национальных видов спорта, танцев, а также средств закаливания.

О физическом развитии молодого поколения народы ханты и манси, начинали заботиться очень рано. У народов ханты и манси осуществлялся серьезный подход к браку, к созданию семьи, а значит, что они проявляли заботу о физическом развитии будущего поколения. Прежде всего, начиналось с выбора будущей жены, которая должна иметь хорошие физические данные. При вступлении в брак обращается внимание на выяснение родственных связей жениха и невесты. Вступать в брак родственникам по крови не разрешается.

Проживание народов ханты и манси в суровой окружающей действительности, их обособленность, кочевой и полукочевой обр аз жизни наложили специфический отпечаток на характер воспитания. В каждой семье исстари уделялось вниманию детям, особенно их физическому развитию. С раннего возраста начинали их закаливать, придерживаясь принципа: « Терпи холод-стерпишь холод, терпи стужу- стерпишь стужу». У народов ханты и манси рождение ребенка являлся большим праздником. Особое внимание уделялось женщине, которая ожидала ребенка. В её рацион ограничивали пищу содержащую жиры, но больше выделяли растительной пище (ягоды, березовый сок и т.д.), зная, что она легко усваивается и обеспечивает организм полезными витаминами.

Фактически закаливание детей у народов ханты и манси начиналось еще до рождения: в эмбриональный, предродовой и родовой периоды. Как утверждают З.Г.Соколова, В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина и др., по обычаям, женщины на время родов переходили жить в так называемый «маленький дом». Это избушка или чум, но меньших размеров. В этих изолированных условиях женщина соблюдала элементарные правила гигиены. Новорожденного ребенка помещали в берестяную зыбку (где он лежал нагим на древесных гнилушках или березовых стружках) и окутывали его заячьими шкурами, опоясывали специальным ремешком (68, 140).

Как отмечает А.А. Дунин - Горкавич, что: «Остяки новорожденных ребят не пеленают. Обычно ребенка завертывают в нарочно для того сшитую заячью шкуру. Подстилок не употребляют, вместо них люльку насыпают измельченное гнилое талое дерево, которое, по мере надобности, переменяют. В люльке ребенок помещается в полусидящем положении, отвалившись на высокую спинку. Ребенок находится в люльке до тех пор, пока не научится ходить» (36). В работе Г. Новицкого отмечается, что остяки и вогулы с первого момента рождения приучались к холоду, так сказать закаливались. Если остячка случится, родит ребенка на пути в зимнее время, то она, прежде всего, обтирает его снегом и затем кладет в свой кожаник, если же рожденный от жестокого холода начинает мерзнуть и кричать, то снова бросает его на снег и повторяет ту же операцию «сим приучает его к острому и жестокому житию». У народов севера ханты существовал обряд, как отмечает В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, если рождался мальчик, то лук и три стрелы вешали на ель или сосну (68). В работе К.Ф. Карьялайнен, имеются сведения, что при рождении мальчика к коробке с пуповиной привязывают лук и стрелу, их кладут в священный ам-барчик, на колыбели мальчика также имеется изображение лука (69). Как отмечает Л. Шульц, что «Своеобразной жертвой является игрушечные луки и веретена, привешенные к потолку амбара. Луки приносятся в случае рождения мальчика, веретена-девочки» (162, С. 14-15).

Е.И. Ромбандеева отмечает, что у народа манси также был ритуал с рождением ребенка, только его держали над лодочкой (131, С. 6-7). В мотивах мифологии народов ханты и манси о рождении заложена сила и могучесть младенца- богатыря. Мать Назымского богатыря первую люльку сшила ему из бересты, украшенной «ногастыми зверями». Но стоило младенцу шевельнуться, как затрещали берестяные стенки. Отец смастерил ему деревянную колыбель, но иона распалась на куски. Тогда отец велел « железообрабатывающим людям» сделать металлическую люльку. Но и эта рассыпалась от тяжести и силы героя, лишь « осколки полетели туда - сюда». А. Цукор отмечает, что: «Обряд определения имен у ханты тесно связан с представлением о переселении душ умерших родственников в новорождённого. У мальчика искали черты того или иного родственника - его повадки, фигуру, форму головы, рук и так далее. И называли в честь того, черты которого больше всего находили в новорожденном» (151, С. 8-44).

В мансийской легенде: «Вожак Ивыр», приведен пример, как дедушка старый, слепой по плачу ребенка определяет что: «Однако ребенок будет сильным, когда вырастет» (59).

По сведениям В.Н.Зуева, что ханты и манси: «Новорожденному младенцу не дают никакого имени до пяти лет его возраста, а когда пять лет, свершится, то дают ему ребячье имя, коим он до пятнадцати лет называется, а по прошествии сих пятнадцати лет родители дают уже ему настоящее имя или по силе, или по сложению, сходству с животными, проворству, прилежанию к промыслам, трудолюбию, счастью и прочее» (47).

Предпосылки разработки программы по физическому воспитанию на основе традиций народов Севера

Для понимания сущности и места «учебной программы» в существующей дидактической системе, необходимо учитывать ее основные функции. Опираясь на определение понятия «функция» в социальных явлениях как - «обязанность, круг деятельности», предписанный обществом той или иной социальной системе, и не выходя за рамки современной семантики, под функциями «учебной программы» мы понимаем; во-первых, ее назначение как компонен-та дидактической системы, представляющего цель и содержание образования на уровне учебного материала, конкретного школьного предмета, во-вторых, ее роль в реализации этого содержания, приводящим к запланированным изменениям в развитии и подготовленности учащихся под влиянием их взаимоотношений с учителем, действующим в рамках установленных программой требований. Вышеизложенное позволяет выделить в качестве основных следующие функции учебной программы: — проецирующая функция, которая проявляется отражением в тексте программы в полном объеме, но предельно свернутом виде содержания конкретного учебного предмета; — функция целеполагания, которая проявляется в двух формах текстового изложения; во-первых, в описании цели и конкретизирующих ее педагогических задач, решаемых в рамках возможностей учебного предмета; во-вторых, в перечне знаний, умений и личностных качеств учащихся как заданных конечных результатов усвоения ими предлагаемого программами учебного материала; — нормативная функция, которая проявляется; во-первых, в регламентации задач и содержания учебного предмета с учетом его специфических функций и образовательно-воспитательных возможностей; во-вторых, в установлении норм учебного времени на изучение предмета в целом, в каждом из классов, разделов и видов учебного материала в годичном і цикле обучения; в-третьих, в определении количественных норм и требований к качеству усвоения обучающимися знаний и умений, к уровню сформированности их личностных качеств, как критериев оценивания продуктивности совместного труда учителя и учащихся; в-четвертых, в наличии в программе некоторых рекомендаций по организации и выбором учителем средств обучения и воспитания; — программирующая функция, которая проявляется в систематизации программного материала по годам обучения, разделам и темам в соответствии с логикой предмета, принципами обучения и воспитания, возрастных возможностей конкретных контингентов учащихся и перспективой их развития; — контролирующая функция, которая проявляется в том, что заложенные в программу задачи и нормативные требования при сопоставлении их с реально достигнутыми результатами школьников служат критериями оценки как эффективности учебного труда учеников, так и работы учителя. Перечисленные функции в совокупности с ранее изложенной характеристикой учебной программы обуславливают систему нормативно-дидактических требований к ее построению и формированию содержания, соотношении степени обобщенности и конкретности текстового изложения. В решении проблемы, совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста, первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического воспитания. Для реализации программных задач важное значение имеет эффективное использование национальных средств физиче-ского воспитания (В.И.Лях, Ю.Д.Железняк, Р.Б. Мейксон, Р.Я. Вилькин). Существенным резервом реализации требований комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы является внедрение национальных подвижных игр, национальных видов спорта, самобытных физических упражнений, единоборств, элементов танцев, средств закаливания в содержание материала уроков физической культуры. Необходимость разработки этой программы обосновывается следующими мотивами: - отсутствие на практике и в литературе методики отбора и систематизации (классификации) национальных средств физического воспитания, не определены их роль и место в физическом воспитании школьников. - не разработанностью вопросов использования национальных средств физического воспитания в системе уроков физической культуры в качестве дополнительного материала к государственной программе, которые не нашли должного отражения в научно-методической литературе; - значительным снижением физической подготовленности и интереса учащихся к урочным и внеурочным формам физического воспитания; - слабостью материальной базы и нехваткой специалистов по физическому воспитанию; Нами проведено социологическое исследование (анкеты, опрос) 68 учителей национальных школ. Из шестидесяти восьми опрошенных учителей физической культуры 91,6% имеют специальное образование, 5,4% - незаконченное высшее и только 3% - средне специальное образование, что свидетельствует о высокой квалификации учителей физической культуры в школах региона. Данные опроса говорят о том, что 20% учителей физической культуры не знают названий традиционных игр ханты и манси, не говоря уже об их содержании и педагогическом значении каждой подвижной игры.

Похожие диссертации на Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси)