Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Терентьева Ольга Сергеевна

Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике
<
Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Терентьева Ольга Сергеевна. Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Тамбов, 2005 158 с. РГБ ОД, 61:06-13/383

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основания формирования двигательного ритма как фактора успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике 16

1.1. Сущность ритма. Физиологическая основа и особенности проявления двигательного ритма 16

1.2. Рациональный двигательный ритм в спорте 36

1.3. Методы программированного обучения в спортивной практике 44

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация лабораторного исследования как содержательной основы построения методики формирования двигательного ритма 58

2.1. Задачи и методы лабораторного исследования 58

2.2. Организация лабораторного исследования 73

2.3. Результаты лабораторного исследования 76

ГЛАВА 3. Опытно - экспериментальная работа по формированию двигательного ритма студентов института физической культуры 88

3.1 Задачи и организация опытно-экспериментальной работы. Характеристика исходного состояния способности студентов института физической культуры воспринимать ритм на слух 88

3.2. Методика формирования двигательного ритма 97

3.3. Обучающая программа на овладение базовым упражнением на перекладине 107

3.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию двигательного ритма студентов института физической культуры 117

Заключение 122

Научно-практические рекомендации 127

Список основной литературы 130

Приложения 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация отечественной системы образования ставит перед высшими учебными заведениями актуальную задачу подготовки специалистов, готовых к осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне, способных квалифицированно ставить и решать задачи, входящие в сферу их компетенции. В соответствии с этим выпускники Института физической культуры и спорта (ИФКиС) должны обладать чрезвычайно широким спектром междисциплинарных знаний, среди которых можно выделить наиболее значимые, лежащие в основе эффективного обучения двигательным действиям различных категорий учащихся, ориентированных как на совершенствование общей физической подготовки, так и на высокое спортивное мастерство. Подготовка такого специалиста не может быть осуществлена без приобретения студентом личного двигательного опыта в процессе обучения в вузе и знакомства с передовыми теоретическими и методическими аспектами обучения двигательным действиям.

Наиболее эффективно эти задачи могут решаться средствами гимнастики. Необходимость овладения значительным количеством гимнастических упражнений потребовала разработки соответствующих методических приемов, основанных на принципе «от основного и типичного к разновидностям» (А.Ф. Родионенко, В.М. Смолевский и др.), неоднократно подтвержденном многими исследователями (Ю.К. Гавердовский, В.И. Говердов-ский, В.Т. Назаров и др.).

Однако, несмотря на разработанное теоретическое обоснование этой идеи, ее реализация осуществляется недостаточно широко, прежде всего, как это не парадоксально звучит, в силу сложности овладения базовыми упражнениями. Это, на наш взгляд, связано с тем, что в процессе овладения техническими аспектами выполнения этих упражнений существуют определенные трудности, которые заслуживают тщательного рассмотрения, в ча стности, при освоении ритмического компонента техники маховых гимнастических упражнений.

В силу того, что маховые движения в гимнастике являются важнейшей основой упражнений на снарядах, представляющих собой маятникообраз-ные движения колебательного характера, первоочередной задачей выступает необходимость формирования начальной двигательной базы. Ее полноценность будет зависеть от степени осознанного восприятия студентами ритмоструктуры, сложность которой заключается в том, что она формируется в естественно-подвижной колебательной среде. Так как данная ритмоструктура маховых упражнений является строго индивидуальной для каждого исполнителя, то последний должен обладать «тонким чувством времени», а точнее, чувством осознанного восприятия ритма размещения управляющих действий. Временные нарушения ритмоструктуры, проявляющиеся прежде всего в невозможности увеличения амплитуды махового движения, приводят к невыполнению основных, более сложных, маховых упражнений. Таким образом, ритм в маховых движениях является важнейшим компонентом базовой основы техники и его формирование - залог успеха при обучении маховым упражнениям. Подтверждением данного утверждения являются работы Д.Д. Донского, актуальные для всей многозвенной системы отечественной гимнастики, работающей по принципу преемственности: от освоения фундаментальных базовых упражнений - до упражнений высшего спортивного мастерства. В них рассмотрены теория структурности движений, биодинамические характеристики ритма движений, выявлены особенности ритма современных маховых упражнений и обозначены вопросы создания оптимальных условий для его воспроизведения.

В физиологии, теории и методике физического воспитания накоплен значительный материал, связанный с проблемой формирования координационных отношений в двигательной сфере. Так, в работах Ю.К. Гавердов-ского, В.Т. Назарова, A.M. Шлемина рассматривается техника выполнения гимнастом упражнения как сложная двигательная деятельность, требующая

строгой дифференциации мышечных напряжений во времени, оптимального распределения усилий в различных двигательных звеньях и экономного расходования мышечной энергии.

Основы формирования двигательного ритма заложены в теории усвоения ритма А. А. Ухтомского, в исследованиях пространственно-временной организации потенциалов и системной деятельности головного мозга М.Н. Ливанова. В работах Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, И.М. Сеченова сформулированы и экспериментально обоснованы основные принципы координационной двигательной деятельности животных и человека.

Принципы построения движений раскрыты в теории функциональной системы П.К. Анохина. Вопросы управления движениями как иерархического многокольцевого процесса, построенного на деятельности обратных связей, глубоко рассмотрены в работах Н.А. Бернштейна, B.C. Фарфеля.

Проведенный нами теоретический анализ проблемы исследования показал, что степень разработанности проблемы формирования двигательного ритма как фактора успешности обучения маховым упражнениям является недостаточной:

- в научно-методической литературе не нашли отражения важные вопросы, связанные с ритмической структурой физических упражнений, в силу чего в настоящее время отсутствует однозначное понимание дефиниции «двигательный ритм»;

- в методике базовой технической подготовки в маховых упражнениях не выделен аспект особенностей ритмоструктуры, что существенно усложняет ее освоение.

Вместе с тем необходимо отметить, что сложная двигательная деятельность (гимнастика) невозможна без определенного координационного уровня, обеспечивающего освоение ритмической структуры упражнений, в то время как исходный координационный уровень подготовки абитуриентов чрезвычайно низок.

Всё вышесказанное позволяет нам констатировать, что накопленный в теории и методике физического воспитания теоретический и практический материал недостаточен для разрешения противоречия между имеющимися возможностями использования двигательного ритма как фактора успешности обучения маховым упражнениям и недостаточной разработанностью теоретико-методического обеспечения данного процесса.

Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы теоретические предпосылки и методика эффективного формирования двигательного ритма при обучении студентов ИФКиС маховым гимнастическим упражнениям.

Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования - процесс технической подготовки в гимнастике студентов Института физической культуры и спорта.

Предмет исследования - формирование двигательного ритма в структуре обучения студентов ИФКиС маховым гимнастическим упражнениям.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом, нами сформулированы задачи исследования:

1. Уточнить понятие «двигательный ритм» и определить специфику соотношения «метр-ритм».

2. Выявить особенности техники и ритмоструктуры, обеспечивающие точность и качество выполнения исследуемых маховых упражнений на перекладине.

3. Определить систему упражнений, направленных на совершенствование способности дифференцировать мышечные напряжения в соотношении с пространственными и временными характеристиками.

4. Разработать методику формирования двигательного ритма и основанную на ней обучающую программу на овладение упражнениями повышенной сложности: подъему вперед в упор сзади махом назад из размахивания в висе согнувшись и подъему назад в упор сзади из размахивания в висе согнувшись махом вперед и оценить ее эффективность.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование двигательного ритма как фактора успешности обучения студентов маховым упражнениям в гимнастике будет эффективным и управляемым процессом, если:

- повысить уровень их представлений о технике и ритмоструктуре как комплексной характеристике рассматриваемых упражнений;

- включить в структуру учебных занятий специально-подготовительные комплексы упражнений слуходвигательного характера с целью воспитания способности студентов к осознанному анализу ритмоструктур маховых упражнений.

Теоретическую базу исследований составили идеи:

- о деятельности сенсорных систем (идея сенсорной коррекции), законы иррадиации и концентрации возбуждения нервных процессов (И. П. Павлов, И.М. Сеченов);

- о координационной деятельности нервной системы, усвоении ритма (Н.Е. Введенский, М.И. Виноградов, М.Н. Ливанов А.А. Ухтомский);

- о принципах обратной связи при управлении движениями в теории функциональных систем, кольцевом характере управления движениями (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, B.C. Фарфель);

- психологические теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);

- индивидуально-психологических различий (В.Д. Небылицын, В.М. Ру-салов, Б.М. Теплов);

- формирования координационных отношений в двигательной сфере (В.Е. Бушурова, , Д.Д. Донской, В.М. Дъячков, А.Н. Крестовников, В.М. Смолевский, Л.Г. Сулиев, Л.В. Чхаидзе и др.);

- идеи, связанные с профессиональной подготовкой в области физического воспитания (М.М. Боген, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, Ю.В. Менхин, И.П. Ратов и др.).

Методологической основой являются философские принципы познания, развития, детерминизма и системности. Методологическими ориентирами исследования избраны системный, личностно-деятельностный и дея-тельностный, индивидуально-типологический подходы. Методология обусловила необходимость выделения ведущих идей и методов исследования, их теоретическое обоснование, анализ эмпирического материала, разработку методики формирования двигательного ритма, направленной на совершенствование координационных способностей в двигательной сфере.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ литературных источников; методы опроса; педагогические наблюдения; ритмография; пневмография; многоканальная электромиография; метод электрической регистрации кинематических и динамических характеристик; видеометод; экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); статистические методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Институт физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Всего исследованием на различных этапах было охва-ченоно 100 человек.

Организация исследования. Сформулированные на основании выдвинутой гипотезы, цель и задачи определили необходимость проведения исследования в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) были проведены предварительные исследования, основным содержанием которых было изучение состояния вопроса формирования двигательного ритма в передовой практике и анализ научно-методической литературы по этой проблеме. Этот этап предусматривал выбор, разработку и освоение методик исследования. Анализировалось современное состояние материально-технического оснащения спортивного зала Института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Дер жавина, а также условия проведения занятий по гимнастике и музыкально-ритмическому воспитанию. Выявлялись структурные особенности построения занятий - для этого нами проводились периодические наблюдения. Были уточнены объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, сформирован инструментальный диагностический комплекс для определения исходных состояний испытуемых студентов на способность восприятия ритма слуховым анализатором. Скомбинирован комплекс, состоящий из регистрирующих устройств, позволяющих изучать временные, пространственные и силовые характеристики движений, а также разработан комплекс простейших средств срочной информации о параметрах движений, составлена программа исследования.

На втором этапе (2001-2002 гг.) проведены исследования с применением инструментальных методик в лабораторных условиях. Второй этап исследования заканчивался полной подготовкой оборудования, составлена программа проведения констатирующего и формирующего экспериментов для определения эффективности с реализацией методики формирования ритма в условиях массового обучения, определен контингент испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Третий этап исследования - основной педагогический эксперимент (2002-2005 гг.) включал в себя определение эффективности методики формирования двигательного ритма и основанной на ней обучающей программы на овладение базовым упражнением на перекладине - пружинным размахиванием в висе согнувшись. Проведены анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных, сформулированы основные теоретические выводы по проблеме диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнено понятие «двигательный ритм» и определена специфика соотношения «метр-ритм»;

- выявлены особенности техники и ритмоструктуры, обеспечивающие точность и качество выполнения исследуемых упражнений;

- теоретически и экспериментально обоснована необходимость овладения ритмоструктурой определенной группы маховых упражнений. Пружинное размахивание в висе согнувшись рассмотрено как базовое с последующей его реализацией в целом ряде технически сходных двигательных задач;

- определена система упражнений, направленных на совершенствование способности дифференцировать мышечные напряжения в соотношении с временными и пространственными характеристиками;

- разработана методика обучения подъему двумя махом назад из виса согнувшись в упор сзади; махом вперед из виса согнувшись подъему назад в упор сзади с использованием комплекса приборов, обеспечивающих регистрацию временных и пространственных параметров движений гимнастов, а также содержащих информацию о распределении мышечных усилий во время выполнения упражнения.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что:

- проведенные комплексные исследования дополняют существующие теоретические положения о сущности понятия «двигательный ритм», что позволило определить специфику соотношения сторон «метр-ритм» исследуемого понятия в ритмоструктуре исследуемых маховых упражнений;

- результаты анализа динамики восприятия ритма слуховым анализатором, а также взаимосвязи восприятия ритма слуховым анализатором с уровнем организации сложных движений позволяют расширить представления об эффективных условиях формирования двигательного ритма у специалистов по физическому воспитанию;

- полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области формирования двигательного ритма при обучении студентов упражнениям на брусьях, кольцах, гимнастическом коне.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработанная методика формирования двигательного ритма и основанная на ней обучающая программа по овладению базовым упражнением обусловливают расширение спектра двигательных возможностей студентов и могут быть использованы в образовательном процессе и в процессе повышения квалификации преподавателей;

- методика формирования двигательного ритма может быть использована тренерами и преподавателями специализированных ДЮСШ в тренировочном процессе на начальном этапе формирования двигательной базы;

- внедрение диагностики восприятия ритма с использованием инструментального комплекса позволит более квалифицированно осуществлять отбор на приемных испытаниях и в группы спортивного совершенствования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Двигательный ритм есть особая форма протекания двигательных процессов, характеризующаяся наличием сторон «метр-ритм», специфика соотношения которых проявляется следующим образом: в циклических видах доминирует метрическая сторона, как система организации циклов, ритм -закономерность временного распределения движений и связанных с ними усилий внутри одного цикла. В ациклических видах наиболее ярко проявляется собственно ритм, как закономерная для данного упражнения последовательность во времени движений и связанных с ними усилий. Свойственная метру повторяемость определяется педагогической целесообразностью в процессе обучения данному упражнению.

2. Особенности техники и ритмоструктуры исследуемых маховых упражнений характеризуются высокоточным размещением управляющих дей ствий в естественной метрической системе. Время пересечения нижней вертикали, в течение которого при реализации управляющих действий возможно не только сохранение амплитуды колебаний, но и увеличение ее, равно 0,14 с с учетом отклонений от момента прохождения оцм точно под вертикалью ± 0,07с. При более значительных отклонениях происходит нарушение ритмической структуры упражнения. Метр как сторона ритма несет организующую функцию и «диктует» временные условия для выполнения управляющих действий.

3. Система упражнений, направленных на совершенствование способности дифференцировать мышечные напряжения в соотношении с пространственными и временными характеристикам, включает в себя комплексы упражнений слуходвигательного характера, способствующие овладению навыком распознавания метрической стороны и собственно ритма. Это имеет важное значение при переносе данного навыка в двигательную сферу, т.к. организующие функции метра могут существенно помочь расставить временные ориентиры при выполнении движений колебательного характера.

4. Разработанная методика формирования двигательного ритма, направленная на совершенствование координационных способностей в условиях подвижной метрической системы, характерной для колебательных движений маховых гимнастических упражнений, обеспечивает практические предпосылки для овладения ритмоструктурой исследуемых упражнений с возможностью распространения ее принципиальных положений на упражнения махового характера всей снарядовой гимнастики.

5. Динамика показателей уровня восприятия ритма слуховым анализатором, а также временной точности управляющих действий в базовом упражнении является существенным фактором, отражающим эффективность и адекватность учебно-тренировочных воздействий обучающей программы, разработанной на основе методики и применяемой как показателя успешности обучения в процессе формирующего эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения по исследуемой проблеме обсуждались и получили одобрение на кафедре теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета, на кафедре теории и методики физического воспитания Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, на Всероссийских конференциях (Липецк, 2001; Белгород, 2004), на научных конференциях в ТГУ им. Г.Р. Державина в 2000-2005 гг. Результаты исследования опубликованы в научно-теоретическом журнале «Теория и практика физической культуры» (Москва, 2004).

Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, научно-практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основания формирования двигательного ритма как фактора успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике» проводится анализ отечественных и зарубежных источников по исследуемой проблеме, выявляются особенности проявления ритма в двигательной сфере, раскрывается его физиологическая основа. Анализируется возможность овладения рациональным двигательным ритмом маховых упражнений (как основной группы в упражнениях снарядовой гимнастики), обосновывается выбор стратегии обучения - программирования - как оптимального метода обучения на современном этапе в спортивной педагогике.

Во второй главе «Задачи и методы лабораторного исследования как содержательной основы построения методики формирования двигательного ритма» дано описание сформированных нами диагностических инструментально-измерительных комплексов. Первый из них позволяет регистриро вать показатели способности испытуемых студентов воспринимать ритм на слух; второй обеспечивает регистрацию показателей временной точности размещения управляющих действий с элементами срочной информации при выполнении испытуемыми студентами базового упражнения на перекладине. Описана методика констатирующего и формирующего экспериментов в лабораторных условиях. Определены временные параметры условий реализации управляющих действий в исследуемом размахивании.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию двигательного ритма при обучении студентов маховым упражнениям (на примере базового упражнения на перекладине)» проанализированы результаты констатирующего эксперимента в условиях массового обучения. Выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию двигательного ритма при обучении студентов ИФКиС маховым упражнениям. Описана методика процесса формирования данной характеристики у будущих специалистов по физическому воспитанию; приведен анализ результатов экспериментальной проверки, подтверждающий эффективность методики формирования двигательного ритма как фактора успешности обучения студентов маховым упражнениям.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложениях представлены материалы опытно-экспериментальной работы: протоколы результатов показателей временной точности выполнения управляющих действий, протоколы экспертного оценивания выполнения контрольного упражнения, сводный рабочий план курсов «гимнастики и методики преподавания» и «музыкально-ритмического воспитания», образец рабочей карточки обучающей программы на освоение базового упражнения.

Сущность ритма. Физиологическая основа и особенности проявления двигательного ритма

Ритм - общеприродный феномен, который был издавна замечен мыслителями - философами и естествоиспытателями при изучении окружающей природы. Определенная повторяемость некоторых явлений и процессов - от смены дня и ночи, времен года до изменения положения звезд на небе, повторяемость, носящая упорядоченный характер системы взаимосвязанных явлений и процессов в дальнейшем и была обозначена понятием «ритм».

В психолого-педагогической литературе понятия «ритм» и «двигательный ритм» по-разному толкуются многими авторами. В самом широком смысле под ритмом понимается «...временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п.» [28, с. 133]. Ритм речи воспринимается как произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, определенным знаками препинания.

В музыке ритм - это ее распределение во времени, или (более узко) последовательность длительностей звуков.

В то же время существуют две противоположные точки зрения относительно определения ритма как особого качества, отличающего ритмичные движения от неритмичных. В первом случае ритм определяется как закономерное чередование или повторение и основанную на нем соразмерность; как идеальное проявление - точно повторяющиеся колебания или удары метронома. Во втором случае (например, в поэзии, в музыке) - в противоположность определениям ритма, основанным на соизмеримости и устойчивой повторности, подчеркивается эмоциональная, динамичная, независимая природа ритма без ограничений, свойственных симметричности, рациональности и статике повторений. По мнению Э.Ж. Далькроза, основателя ритмической гимнастики, ритм есть «...движение материи логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве» [59].

Интересно, на наш взгляд, определение ритма танца, т.е. области движений, тесно связанных с музыкой. Ритм является важнейшей составляющей данного вида искусств, и сведения о нем накапливались на протяжении огромного исторического периода. Так, например, по утверждению авторов «Толкового словаря спортивных терминов»: ритм танца - строго определенная последовательность акцентов и длительностей танцевальных движений и их элементов. Ритм танца тесно связан с ритмом музыкального сопровождения. Как правило, ритм движений совпадает с ритмами мелодических линий или с ритмической структурой аккомпанемента, составляя с музыкальным материалом единое целое [172, с. 248].

Таким образом, выясняется, что ритм в разных случаях трактуется совершенно неоднозначно, хотя необходимо отметить, что неоднозначность носит двойственный характер и последовательно проявляется во всех отмеченных выше видах искусств. Этот факт при определении понятия «ритм» позволяет выделить две его стороны: метр и ритм. И понимание сущности ритма в конце концов сводится к проблеме метра и ритма и их взаимосвязи в области стихосложения, музыки и движения.

Греческое слово метр («мера», «размер») вошло в теорию музыки в современном значении в XIX веке, будучи заимствовано из теории стиха, где оно означает совокупность правил, отличающих стихи («метрическую», «мерную», «размеренную» речь) от прозаической речи. Но, скорее, речь надо вести о возвращении термина, поскольку он возник в Древней Греции на стадии, когда стихи еще не отделились от музыки и учение о стихотворных размерах - метрика - входило в теорию музыки, а не в поэтику [187, с.7].

Противоречия по поводу того - что называть метром, а что ритмом -анализируются в исследуемых источниках по музыковедению. Чувство ритма и метра - способность воспринимать временную организацию музыкальной ткани. М.Г. Харлап в сборнике статей «Тактовая система музыкальной ритмики» анализирует проблемы музыкального ритма следующим образом: «Традиционная теория, опирающаяся на синтаксический, «покровный» метр (Х.Риман и др.), исходит из выразительного значения музыки и считает, что музыка удовлетворяет потребность в получении содержания. «Метротекто-низм» Г.Э.Конюса, исходит из категории такта («скелетный» метр), удовлетворения эмоциональных потребностей слушателя от самой музыкальной ткани, а важнейшим фактором музыкального целого считается симметрия тактовых отношений. Единой теории нет» [187, с.7]. Последнее утверждение автора статьи относительно метра как «скелетной» основы ритма, по нашему мнению, наиболее логично укладывается в определение метра как систему организации ритма.

Что же касается собственно ритма, то понимание музыкального ритма в музыковедческой литературе тоже носит довольно противоречивый характер. Еще ВІ884 С. Булич в книге «Новая теория музыкальной ритмики» [32] пишет о ритме: «Ни в одной области музыкального знания нет таких шатких и таких скудных сведений, как в этой» (в теории ритмики). «Я думаю, что в музыке нет термина более неопределенного», - в 1942г. писал Э. Лоу в своей книге «What is Rhythm?» [204].

Рациональный двигательный ритм в спорте

Ритм лежит в основе циклических локомоций. Говоря о проявлениях ритма, необходимо выделить такой аспект как рациональность двигательного ритма. Ведь именно рациональный, т.е. оптимальный двигательный ритм способствует успешному решению двигательной задачи. Сохранение постоянства ритма или, наоборот, его изменение может влиять на скорость передвижения в различных видах локомоций. В данном случае речь как раз идет о метрической стороне ритма. Говоря о постоянстве ритма мы имеем в виду равномерность чередования движений, а под необходимостью изменений несомненно подразумевается возможность управлять ритмом в процессе выполнения спортивных действий в тренировочной, и, особенно, соревновательной деятельности.

Ю.П. Пьянков [182, с.123.] средством изучения ритма считал определение числа движений за данный отрезок времени (т.е.частоту движений) В экспериментах с бегунами при попытке увеличить или уменьшить частоту шагов был сделан неожиданный вывод: чувство ритма у бегунов не зависит от их квалификации, и даже многолетняя тренировка (что характерно для спортсменов высоких разрядов) не вырабатывает способности более тонко дифференцировать частоту своих шагов. По мнению исследователей, то чувство ритма, которое выработано у человека в результате каждодневной ходьбы и иных ритмических движений, слушания музыки «...настолько значительно, что специальные занятия, систематические тренировки в беге уже ничего не могут к этому прибавить» [182, с. 124]. Вместе с тем в занятиях с юными бегунами, не имеющими спортивных разрядов, такая способность вырабатывается, если подвергать развитие чувства ритма целенаправленному воздействию (Ю.П. Пьянков 1975).

Таким образом, неоспорима, на наш взгляд, возможность формирования рационального двигательного ритма при обучении двигательным действиям и она особенно велика на начальном этапе.

Подобное исследование в конькобежном спорте проводил Г.К. Подарь [137]. Результаты опытов показали обусловленность управления частотой движений квалификацией конькобежцев. Отличие этих результатов от данных, полученных в опытах с бегунами, исследователь объясняет тем, что ритм бега на коньках значительно отличается от ритма обычного бега. Бег на коньках, по его мнению, представляет собой неизмеримо более сложный навык, чем легкоатлетический бег.

Способность овладеть рациональным двигательным ритмом, управлять им изучалась во многих видах спорта. Опыты показали, что возможность регулирования частоты гребков в плавании в значительной степени доступна как пловцам разрядникам так и новичкам. [182, с. 130 - 131].

В велосипедном спорте значение чувства ритма для управления скоростью также очень велико (поддержание скорости в этом виде спорта достигается только за счет частоты педалирования, поскольку из-за неизменности размера шатунов амплитуда движений изменяться не может). Эффект, полученный в результате специальных тренировок, основанных на применении радиотелефонного устройства, оказался очень велик. Точность управления ритмом педалирования возросла в 28 раз, а величина ошибок не превышала десятых долей процента.

Перечисленные факты являются подтверждением того, что специальное обучение с применением средств объективной срочной информации заметно совершенствует чувство ритма, необходимое именно для того вида спорта, в котором спортсмен специализируется.

Особого внимания заслуживает такой немаловажный вопрос как ритм дыхания, который также тщательно изучался в различных видах спорта Управление ритмом дыхания сопряжено с влиянием фаз дыхания на мышечную силу, развиваемую при движениях человека. Многократные измерения показали, что мышечная сила достоверно зависит от того, на какую фазу дыхания приходится момент усилия. В тяжелой атлетике, гребле, плавании вопросы рационального распределения фаз дыхания очень важны. Их соотношения с движениями в спортивной практике обязательно должны иметь рекомендательный характер.

Подобная задача обучения управлению фазами дыхания во взаимосвязи с движениями решалась и в гимнастике В.М. Мироновым [182, с. 144]. Система обучения правильному дыханию в спортивной гимнастике обеспечивала требуемый уровень легочной вентиляции и потребления кислорода, а также достаточную величину усилия при выполнении наиболее трудных элементов.

В упражнениях ритмичного (циклического) типа устанавливается ритмичное дыхание. Абсолютно ясно, что речь идет о метрической стороне ритма. И упражнения, отражающие в своей основе метрический характер движений, также требуют специального обучения дыханию. Наиболее яркий пример тому - плавание. Т.М. Абсалямов и Г.И. Куренков при анализе характера дыхания зарегистрировали четырехтактное дыхание (трудность дыхания при плавании кролем и брассом связана с тем, что голова периодически погружается в воду, и в это время совершается выдох, с тем чтобы вдох произошел при выходе головы из воды). Четырехтактное дыхание, в котором каждый такт соответствует определенному положению головы, требует «...новой системы управления, построенной на подавлении привычного дыхательного автоматизма» [182].

Задачи и методы лабораторного исследования

Для получения полноценного научного материала нами были проведены предварительные наблюдения в естественных условиях (с целью изучения учебного процесса занятий по гимнастике, его содержательной стороны), устный и анкетный опросы (для выявления отношения тренеров и преподавателей к проблеме формирования представления о ритме двигательных действий в процессе разучивания гимнастических упражнений). Результаты педагогических наблюдений и анкетирования, анализ литературных источников, а также основанная на этом анализе гипотеза для достижения поставленной цели предполагала решение следующих задач опытно-экспериментальной работы: 1) определить исходные состояния испытуемых на предмет восприятия ритма слуховым анализатором, а также эффективность диагностического комплекса №1; 2) выявить биомеханические параметры исследуемого размахивания (с использованием инструментально-измерительного комплекса №2); 3) в процессе эксперимента сформировать систему упражнений, направленных на совершенствование способности дифференцировать мышечные напряжения в соотношении с пространственными и временными характеристиками; 4) определить критерии оценивания исследуемого размахивания; 5) проследить динамику уровня восприятия ритма на момент окончания ла бораторного эксперимента. Выбор методов, организация условий проведения исследования, а также обработка полученных данных велись в соответствии с требованиями и учетом основных принципов методологии научных исследований в области теории и методики физического воспитания. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) изучение и анализ литературных источников (приводится в 1 главе); 2) методы опроса; 3) педагогические наблюдения; 4) ритмография; 5) пневмография; 6) электромиография; 7) метод электрической регистрации кинематических и динамических характеристик; 8) видеометод; 9) статистические методы обработки полученных данных. Ритмография В нашем исследовании ритмография использовалась для того, чтобы объективно выявить способность испытуемых воспринимать на слух и воспроизводить метро-ритмические задания определенной направленности. Ее использование осуществлялось по традиционной методике, широко применяющейся на приемных испытаниях в музыкальных, хореографических и театральных школах и положительно зарекомендовавший себя в силу своей доступности, надежности и информативности. Суть ее в демонстрации со звукового носителя фрагментов ритмической последовательности и способности испытуемого ее повторить. В традиционном применении уровень способности распознать ритм оценивался экзаменатором на слух. Мы в своей работе сочли необходимым инструментально зарегистрировать отклонения от эталона и представить их в цифровой форме. В спортивной педагогике метод ритмографии сравнительно недавно нашел свое применение [95]. Возможность его использования связана с появлением высокоточных компьютерных технологий, обеспечивающих возможность моделирования эталонных паттернов, регистрации показаний испытуемых и их (показаний) наглядность. Необходимость в реальном времени последовательно регистрировать эталонные паттерны (образцы ритмических последовательностей) и их воспроизведение испытуемыми потребовали принципиально нового подхода к формированию диагностического комплекса. При его формировании нами были учтены условия, позволяющие испытуемому сосредоточиться на работе слухового анализатора. Условия предполагали комфортную подачу звукового материала для испытуемого, а также незатруднительное его воспроизведение. Специфика и достоинство диагностического комплекса заключались в возможности непрерывной регистрации ритмических заданий, что максимально приближало испытуемых к условиям подвижной метрической системы, в рамках которой на втором этапе эксперимента выполнялись выбранные для исследования размахивания. Сформированный нами инструментально - измерительный диагностический комплекс включал в себя следующие части: блок стабилизирующего питания, усилитель низкой частоты; эталонный блок - музыкальная рабочая станция системы «KORG», стереонаушники, контактная площадка, пневмо-преобразователь звукового сигнала (рис.1), электроконтактные часы. В качестве регистрирующего прибора использовалось пневмоэлектроме-ханическое устройство, сконструированное и изготовленное доцентом кафедры ТиМФВ Института физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета В.И. Говердовским. Его устройство, принципиальная блок-схема и принцип работы приведены на стр.61, 62.

Задачи и организация опытно-экспериментальной работы. Характеристика исходного состояния способности студентов института физической культуры воспринимать ритм на слух

Задачей настоящего раздела работы являлось на основе результатов лабораторного исследования - экспериментальное обоснование методики формирования двигательного ритма в маховых упражнениях на перекладине в условиях массового обучения на примере освоения базового упражнения -пружинного размахивания в висе согнувшись с постепенным увеличением амплитуды. С этой целью в ходе констатирующего эксперимента нами было проведено исследование, которое включало в себя наблюдение при посещении занятий по гимнастике и музыкально-ритмическому воспитанию, анализ их содержательной стороны, связанной с формированием двигательного ритма на начальном этапе обучения двигательным действиям. Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента мы привлекали к нашему исследованию экспертов, в качестве которых выступали преподаватели гимнастики и музыкально-ритмического воспитания, тренеры специализированных ДЮСШ, хореографы. В связи с организацией и проведением опытно- экспериментальной работы по формированию двигательного ритма у студентов института физической культуры предстояло решить следующие задачи: 1) определить критерии эффективности обучения; 2) сформировать контингент экспериментальной и контрольной групп; 3) организовать процесс самостоятельно управляемой работы; 4) обеспечить контроль за ходом обучения; 5) обсудить результаты эксперимента. Данный эксперимент являлся сравнительным и предполагал наличие контрольной и экспериментальной групп. Эффективность предложенной методики освоения двигательного ритма определялась путем сравнения показателей полученных в результате обучения экспериментальной и контрольной групп в сроки, установленные планом эксперимента. Уровень овладения базовым упражнением определялся пятибалльной оценкой (что на наш взгляд более соответствовало привычной для студентов системе оценивания в условиях массового обучения) по лучшему результату двух подходов При оценке выполнения пружинного размахивания в висе согнувшись учитывалось количество выполненных размахиваний и их качество, определяемое по величине судейской сбавки, согласно правилам соревнований. Принцип выведения оценки приведен в табл. 4. Показателями качественного выполнения пружинного размахивания считались следующие: 1. Сохранение амплитуды размахиваний (как минимум) 2. Максимальная амплитуда (разгибание в тазобедренных суставах до угла -ІЗОград. на махе назад и 75град. на махе вперед в силу пространственного ограничения маха грифом перекладины). 3. Быстрое наращивание амплитуды (буквально со второго маха) 4. Легкость и естественность исполнения, (необходимое расслабление при приближении к вертикали с дальнейшим безпаузным разгибанием) При определении критериев эффективности обучения в первую очередь учитывался сам факт выполнения студентами экспериментальной группы базового упражнения в предполагаемые сроки. А также инструментальное подтверждение сохранения параметров, биомеханически обоснованных (кинематических и динамических), и ритма как комплексной характеристики техники упражнения. Кроме того, предполагалась количественная оценка взаимосвязи ритмической и динамической структур упражнения. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2001\2002 учебного года на базе Тамбовского государственного университета. Для предстоящего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы в составе 50 человек (по 25 человек в каждой группе), в которую вошли студенты института физической культуры в возрасте 18-19 лет мужского пола, не имеющие предварительного опыта занятий гимнастикой в специализированных ДЮСШ до поступления в университет. Со студентами обеих групп проводились занятия в плане общей и специальной физической подготовки в рамках учебного плана. На занятиях по музыкально-ритмическому воспитанию в обеих группах проводилась учебная работа по данному курсу, задачи и содержание которого были направлены на овладение навыками правильного подбора музыкальных произведений и отдельных средств музыкальной выразительности для определенных движений, умением составлять упражнения на заданную музыку и реализовать их в рамках учебной практики по музыкально-ритмическому воспитанию. В экспериментальной группе, согласно плану эксперимента в теоретическом раз- деле гимнастики была дополнена содержательная сторона, касающаяся знаний в области музыкально-ритмического воспитания, а именно: более глубоко изучались понятия ритм, метр, темп, такт, метро-ритм и т.д.

Похожие диссертации на Формирование двигательного ритма как фактор успешности обучения студентов института физической культуры маховым упражнениям в гимнастике