Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Карева, Ирина Владимировна

Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений
<
Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карева, Ирина Владимировна. Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Карева Ирина Владимировна; [Место защиты: Волгогр. гос. акад. физ. культуры].- Волгоград, 2013.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/482

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Теоретико-методические основы формирования рабочей осанки спортивных танцах 10

1.1. Показатели технического мастерства в спортивных тан- , цах

1.2. Характеристика рабочей осанки в спортивных танцах как , г базового двигательного навыка

1.3. Особенности рабочих осанок в танцах европейской и ла- 2 тиноамериканской программ

1.4. Существующие подходы формирования рабочей осанки в спор- Q тивных танцах

1.5. Применение статодинамических упражнений в оздоро- вительной физической культуре и спорте Заключение по главе 1 36

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования 39

2.2. Методы исследования 39

2.3. Организация исследования 51

ГЛАВА 3. Исследование модельных характери стик рабочих осанок и их зависимости от развития пространственно- временньгх и силовых способностей спортсменов-танцоров 53

3.1. Разработка параметров моделей рабочих осанок в различных танцевальных программах 3.2. Исследование взаимосвязей между оценками рабочих осанок и пространственно-временной точностью движений в спортивных танцах

3.3. Исследование взаимосвязей оценок рабочих осанок с показателями силовых способностей в спортивных танцах 75

3.4. Типичные нарушения рабочих осанок во время исполнения танцевальных фигур танцорами 7-9 лет 82

3.5. Изучение существующих подходов формирования рабочей осанки у юных танцоров по результатам анкетирования 87

Заключение по главе 3 90

ГЛАВА 4. Содержание и экспериментальное обоснование методики формирования рабочих осанок у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинами-ческих упражнений 94

4.1. Содержание методики формирования рабочих осанок у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений 94

4.1.1. Направленность экспериментальной методики 94

4.1.2. Средства формирования рабочих осанок 96

4.1.3. Методы формирования рабочих осанок и формы организации педагогического процесса 101

4.1.4. Последовательность формирования рабочих осанок Q 4.2. Анализ результатов педагогического эксперимента Ю7

4.3. Анализ изменения показателей двигательных способностей у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента 108

4.3.1. Анализ развития силовой выносливости у танцоров 7-9

лет в ходе педагогического эксперимента 108

4.3.2. Анализ развития координационных способностей у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента

4.4. Анализ изменения показателей способности к управлению движениями у танцоров 7-9 лет в ходе педагогиче

ского эксперимента 118

4.4.1. Анализ изменения показателей пространственно-временных свойств у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента 118

4.4.2. Анализ изменения показателей, характеризующих способность танцоров 7-9 лет управлять мышечным напряжением и расслаблением, в ходе эксперимента 121

4.4.3. Анализ изменения способности танцоров 7-9 лет оценивать силовые компоненты движения в ходе эксперимента 124

4.5. Анализ изменения показателей функциональных возможностей мышц у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента 126

1. Анализ изменения показателей мышечного тонуса у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента 126

2. Анализ изменения функционального состояния нервно-мышечного аппарата у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента 128

6. Анализ изменения показателей технической подготовленности танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента Заключение по главе 4 135

Обсуждение результатов исследования.. 138

Выводы 145

Практические рекомендации 148

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные спортивные танцы достаточно специфический вид спорта, сочетающий в себе красоту, изящество линий и позиций вместе с богатой пластичностью движений танцоров и непосредственно связан с их эстетическим восприятием (А.А. Коваленко, 2000; В. Галова, 2001; Е.В. Путинцева, 2010).

Можно утверждать, что спортивные танцы относятся к сложно-координационным видам спорта и связаны с искусством исполнения (С.А. Новик, 2000; В.Н. Астахов, В.Ю. Плаксин, 2001). Освоение техники танцев как европейской, так и латиноамериканской программы во многом зависит от правильной постановки и продолжительного удержания корпуса, рук, ног и головы, что составляет основу рабочей осанки танцора. В связи с этим одним из важных направлений совершенного обучения двигательным действиям является первоначальное освоение рабочих осанок (С.В. Вельдяев, 1999; В.В. Анцыперов, 2008), с формирования которых начинается процесс подготовки юных спортсменов. Ведь именно на начальном этапе подготовки решается основная задача - обучение простым двигательным действиям, лежащим в основе исполнения техники большинства танцевальных фигур (Ю.А. Стребкова, 2000; Р.В. Гусева, 2001; А.А. Коваленко, Т.Н. Попова, 2002; Е.В. Путинцева, 2008).

Известно, что, освоив ограниченное число простых, но базовых двигательных действий, спортсмену относительно легко освоить всю спортивную программу (С.В. Вельдяев, 1999; В.В. Анцыперов, 2008). К таким базовым навыкам можно отнести рабочие осанки танцора.

В современной системе подготовки достаточно основательно описана техника исполнения танцевальных фигур (А.А. Коваленко, 1999-2003; Г.Ю. Блинникова, 2000; А.Ф.Мотыль, Г.А Чикалова, 2010). При этом нет ответа на вопрос, как наиболее эффективно «поставить» технику и сформировать начальную школу движений, как это можно осуществить быстро и на высоком техническом уровне, так как практически отсутствуют работы, посвященные вопросам начальной подготовки юных танцоров, формирования у них специфических для спортивных танцев осанок.

Эффективное формирование двигательного навыка, в том числе навыка рабочей осанки, невозможно без достаточно развитых специальных физических качеств (Ю.Ф. Курамшин, 2004). Анализ научно-методической литературы показал, что физическая подготовка в спортивных танцах должна строиться с учетом ведущих двигательных способностей - координационных, силовых и скоростно-силовых (К.Е. Пыльнов, 1999; И.Е. Ересько, 2005; О.Г. Румба, 2006; М.А. Терехова, 2008).

Вместе с тем, известные авторские разработки комплексов общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений (И.А. Зуева, Е.Г. Игнатенко, 1997; М.А. Ганеева, 2000; Д.И. Грачев, 2000; О.В. Антипина, О.С. Шнейдер, 2004; А.А. Коваленко, 2005) недостаточно систематизированы и сделаны без учета ведущих физических качеств и двигательных способностей спортсменов, исполняющих различные танцевальные программы.

Таким образом, возникшее противоречие между возможностью целенаправленного формирования специфических рабочих осанок у юных спортсменов-танцоров и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки в спортивных танцах.

Предмет исследования: средства и методы формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования рабочей осанки с использованием статодинамических упражнений у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки.

Гипотеза исследования: методика формирования рабочей осанки у спортсменов-танцоров на начальном этапе подготовки будет педагогически целесообразной и более эффективной, если в ее содержание включить:

- упражнения статодинамического характера, направленные на развитие силовой выносливости и способности к управлению движениями;

- своевременно учитывать характерные ошибки, возникающие при удержании рабочей осанки во время выполнения танцевальной программы;

- модельные параметры рабочей осанки в спортивных танцах.

Задачи исследования:

1. Определить характерные особенности рабочих осанок в спортивных танцах и их модельные параметры;

2. На основе выявления типичных нарушений рабочих осанок у юных танцоров раскрыть основные причины их возникновения и подобрать специальные упражнения по формированию рациональной осанки;

3. Обосновать целесообразность применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки.

4. Разработать методику формирования рабочей осанки с использованием статодинамических упражнений у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки и провести ее экспериментальную апробацию.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

– системный и структурно-функциональный подходы (Л. фон Берталанфи, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.);

– концепция уровневого построения и управления движениями Н.А. Бернштейна;

– научное понятие особенностей обучения двигательным действиям в сложнокоординационных видах спорта (Ю.К. Гавердовский, М.М. Боген, Ю.В. Менхин, В.В. Анцыперов и др.).

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетирование, видеосъемка, педагогическое тестирование, медико-биологическое тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математикой статистически.

Организация исследования.

Экспериментальные исследования проводились в течение трех лет (ноябрь 2009 – март 2012 гг.) на базе танцевально-спортивного клуба «Орхидея» и ФГБОУ ВПО «Волгоградской государственной академии физической культуры» и были объединены в три этапа с определенными задачами, средствами, методами их решения. Всего в эксперименте приняло участие 40 детей в возрасте 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами на этапе начальной подготовки, и 20 высококвалифицированных спортсменов.

На первом этапе (ноябрь 2009 – июль 2010 гг.) основной задачей было определение общего направления исследования: выбор темы исследования; проведение анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений; проведение опроса тренеров и судей по спортивным танцам, отбор и апробация различных методик тестирования физической подготовленности танцоров.

На втором этапе (август 2010 – сентябрь 2011) проводилась разработка, обоснование основных положений методики формирования рабочей осанки и осуществление основного педагогического эксперимента, с целью проверки эффективности ее применения в тренировочном процессе юных танцоров на этапе начальной подготовки.

Третий этап (октябрь 2011 – май 2012) был направлен на анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, математическую обработку и анализ полученных данных, описание и окончательное оформление диссертационной работы.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью используемых методов задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала исследования, корректностью статистической обработки экспериментальных данных с привлечением современных информационных программ.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

- выявлены новые факты, подтверждающие положение о рабочей осанке в спортивных танцах как базового двигательного навыка;

- конкретизировано понятие рабочей осанки в спортивных танцах, под которой понимается фиксация специфической позы спортсмена во время исполнения танца, обеспечивающаяся совокупностью простых элементарных двигательных действий, определяющих взаиморасположение звеньев тела.

- определены модельные характеристики рабочих осанок в различных танцевальных программах;

обнаружены характерные ошибки, возникающие при удержании рабочих осанок у юных танцоров, во время исполнения танцев европейской и латиноамериканской программы;

разработана и апробирована технология применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки;

разработана, теоретически и экспериментально обоснована методика формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на начальном этапе подготовки с использованием статодинамических упражнений;

получены новые сведения о педагогической целесообразности применения статодинамических упражнений в процессе формирования рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на этапе начальной подготовки.

Теоретическая значимость состоит в дополнении теории спортивной

тренировки танцоров положениями и выводами диссертации, в которых:

- подробно описывается основное содержание экспериментальной авторской методики формирования навыка рабочей осанки у спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с помощью статодинамических упражнений;

- объясняется механизм повышения качества выполнения танцевальных программ за счет формирования у спортсменов навыка сохранения рациональной рабочей осанки с помощью адекватных статодинамических упражнений;

- дается понимание смысла деятельности тренера, направленной на обучение юных танцоров рабочей осанке при освоении техники танцевальных программ на этапе начальной подготовки.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что применение авторской методики в учебно-тренировочном процессе приводит к повышению эффективности освоения танцевальных программ на этапе начальной подготовки, которая проявляется в сокращении сроков освоения рациональной техники танцев, повышении качества их выполнения и согласованности действий партнеров; а также в увеличении надежности и результативности соревновательной деятельности спортсменов.

Полученные результаты могут быть использованы в практической работе тренеров по спортивным танцам, в процессе обучения студентов на отделении спортивных танцев по курсу специализации, в ходе переподготовки и повышения квалификации тренеров по спортивным танцам.

Основные положения, выносимые на защиту:

- основу рабочей осанки в спортивных танцах составляют строго определенные положения звеньев тела (туловища, рук, ног и головы), характеристики которых имеют различные кинематические параметры и соответствующие им режимы работы мышц в зависимости от вида танцевальной программы;

- типичные нарушения в рабочих осанках, возникающие у юных танцоров в процессе исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программ напрямую зависят от уровня развития силовой выносливости рук, ног, спины и сформированных механизмов внутримышечной и межмышечной координации;

- формирование двигательного навыка рабочей осанки у танцоров 7-9 лет на основе авторской методики с использованием статодинамических упражнений, обеспечивает сопряженное развитие силовой выносливости (статической, динамической и скоростно-силовой), способности к управлению движениями, оказывает положительное влияние на повышение функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата, позволяет значительно улучшить техническую подготовленность юных спортсменов.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации были представлены на научно-методических и практических конференциях, заседаниях кафедры теории и методики спортивных танцев, режиссуры и аэробики Волгоградской государственной академии физической культуры. По материалам диссертации опубликовано 14 работ (три в журналах, входящих в перечень, утвержденных ВАКом рецензированных журналов и изданий), отражающих основное содержание проведенного исследования. Результаты исследования внедрены в процесс начальной подготовки спортсменов-танцоров 7-9 лет, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Структура и объём работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 199 страницах машинописного текста и содержит 19 таблиц и 18 рисунков. Список литературы включает 197 источников, из них зарубежных – 14.

Особенности рабочих осанок в танцах европейской и ла- 2 тиноамериканской программ

Техническая подготовка в спортивных танцах - важная часть тренировочного процесса, связанная с формированием конкретных двигательных навыков.

В спортивных танцах культивируется исключительно большое число всевозможных искусственных упражнений, различающихся формой, техникой исполнения, сложностью и степенью доступности. Они имеют свои характерные па, положения, позиции, стойки, ходы, перемещения, на базе которых конструи 16

руются более сложные элементы и комбинации, выстраивается вся «школа движения». Как ориентироваться в этом «океане» движений? С чего конкретно надо начинать работу начинающему спортсмену? Однако, несмотря на исключительное разнообразие, все танцевальные упражнения в большей или меньшей степени сходны по структуре и технике, так как в основе их исполнения лежат объективно существующие биомеханические закономерности. Эти характерные позиции, положения тела формируют основу школы движения - рабочую осанку. То есть вся культура движения фактически заложена в позвоночнике, его положении, в положении тазобедренного сустава и состоянии мышечного тонуса.

Как и во всех видах спорта, выполняемых под музыку, на этапе начального обучения, выработка навыков «школы движений», то есть основных положений звеньев тела (головы, рук и ног), считается одним из необходимых условий для воспитания в будущем спортсменов высокой квалификации [180].

По мнению специалистов [23, 24, 76, 149], техника выполнения танцевальных элементов невозможна без постановки правильной осанки.

Обучение технике с первоначального освоения рабочих осанок, по нашему мнению, важно, так как эти элементарные действия являются теми основными, базовыми «кирпичиками», лежащими практически во всех типах упражнений, существующих в танцах. В результате, сформированные в сознании спортсменов элементарные блоки, по мере освоения, переходят в ведение фоновых уровней, частично или полностью, при этом освобождается ведущий уровень [13]. Здесь же происходят еще два очень важных процесса: 1) увязка деятельности всех низовых уровней; 2) «рекрутирование» готовых двигательных блоков, выработанных по другим поводам. Согласно автору, это создает фон для будущего движения, т.е. повышает возбудимость (тонус) мышц, содействуя, таким образом, возникновению «проторенных путей», по которым будет развиваться движение. Отсюда вытекает одно из объяснений огромной значимости в обеспечении должной результативности двигательных действий, так называемых рабочих поз и специфических осанок, используемых спортсменами в составе техники упражнений, и необходимости соответствующего овладения ими, а со стороны тренера обучения им и постоянного контроля.

В этой связи, на этапе начальной подготовки, основным содержанием занятий является обучение правильной постановке корпуса, ног, рук и головы в европейской и латиноамериканской программах, а так же разучивание базовых фигур, доступных занимающимся и выполняемых с умеренными физическими нагрузками [130, 166, 148, 177].

По определению СИ. Ожегова (1989), осанка - это внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В.И. Даль (2006) определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты».

В учебнике для институтов физической культуры «Теория и методика физического воспитания» Л.П. Матвеева (2002), под термином "осанка" подразумевают индивидуальную манеру и типичные черты фиксации основной вертикальной позы, ряда производных от нее и частично видоизмененных поз, которые достаточно часто воспроизводятся в жизни. Однако эти определения мало относятся к спорту.

Под правильной осанкой многие авторы подразумевают привычное положение тела человека, его позу, которую он сохраняет стоя, сидя, при ходьбе и другой деятельности [79, 81, 84, 96, 133]. Она создает благоприятные условия для работы двигательного аппарата. При правильной осанке мышцы, удерживающие тело в равновесии, находятся в наименьшем напряжении, тонус их равномерен, что обеспечивает готовность мышц к активной двигательной деятельности [2, 58, 101].

Отмечается, что осанка - это, прежде всего, функциональное понятие. Ее нельзя рассматривать как что-то постоянное, неподдающееся изменению. По мнению A.M. Шлемина (1973), правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо формировать, как всякий двигательный навык, с самого раннего дет 18 ства. Она образуется так же, как и другие сложные условные двигательные рефлексы, приобретаемые и закрепляемые в течение всей жизни.

По утверждению А.А. Потапчука и М.Д. Дидура (2001), осанка - это характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений.

При правильной осанке должны создаваться оптимальные условия для нормального функционирования отдельных систем и всего организма в целом, при этом удержание тела в вертикальном положении происходит с наименьшей тратой энергии [59, 82, 97, 133].

Определять правильную осанку необходимо, во-первых, положением головы, формой позвоночного столба и грудной клетки, углом наклона таза, состоянием плечевого пояса и верхних и нижних конечностей; во-вторых - работой мышц, участвующих в сохранении равновесия тела [79, 82, 133].

Указывается [54], что в осанке главную роль играет не только сила мышц, но и согласованность произвольного и непроизвольного тонических напряжений различных мышечных групп (сильно, но односторонне развитая мускулатура также весьма часто приводит к различным отклонениям).

Однако, деятельность спортсменов базируется на искусственных формах движений, а, следовательно, создаёт свои условия для формирования осанки, целесообразной для качественного выполнения технических элементов, поэтому общепринятое понятие осанки недостаточно полно раскрывает все грани проявления рабочих осанок в спорте.

В спортивной практике рабочую осанку часто определяют более конкретно. По мнению В.Т. Назарова (1974), рабочая осанка является одним из важных элементов техники, связанным с удержанием рационального рабочего положения на снаряде в условиях изменяющегося силового поля. Она слагается из:

Несмотря на исключительное разнообразие, все танцевальные движения в большей или меньшей степени сходны по структуре и технике.

По утверждению многих специалистов, на занятиях спортивными бальными танцами, педагогу необходимо уделять правильной осанке большое внимание и вводить в систему тренировочного процесса специальные физические упражнения, направленные на формирование данного навыка [148, 155, 181, 136].

Рабочая осанка фактически определяет и определяется пространственно-координационной системой конкретного вида физической активности. Так, в танцах она определяется трудностью постановки правильного положения туловища, головы, рук, ног, которая находится в прямой зависимости от площади опоры, сложности координации танцевально-хореографических движений, от изменения положения общего центра тяжести тела.

Исследование взаимосвязей оценок рабочих осанок с показателями силовых способностей в спортивных танцах

Так, во фронтальной плоскости на фигуре F-1, показаны положения частей тела. Голова расположена вертикально. Плечевой пояс, как видно на фигурах F-1 и F-4, расположен практически горизонтально. В сагиттальной плоскости (фигуры F-2 и F-3) туловище партнера расположено вертикально.

Партнер располагает всю массу тела на правой ноге, что приводит к смещению ОЦМ тела к краю площади опоры. Нога согнута в тазобедренном суставе под углом в 20, а в коленном - в 40 (F-4). Левая нога отставлена в сторону на угол равный 20 и согнута в тазобедренном суставе относительно вертикали под углом в 15, а в коленном суставе на угол в 20. При этом правая рука расположена горизонтально и согнута в локтевом суставе под углом в 90. Левая рука (F-3) также расположена горизонтально и согнута в локтевом суставе под углом в 90.

Данные положения рук партнера, при сохранении позы, также требуют значительного напряжения работающих мышечных групп.

Как известно, руки партнеров представляют собой биомеханические цепи, состоящие из ряда последовательно соединенных звеньев. В связи с этим, необходимо считаться с тем, что мышцы, обслуживающие различные суставы, могут работать при предельном напряжении и развивать различные моменты силы тяги. Они, в свою очередь, определяются соотношением силовых плеч рычага - костной основы звена тела.

Рассматриваемое рабочее положение партнеров является устойчивой системой тел. Она во время исполнения танца находится в равновесии.

В сохранении стабильных позных равновесий, решающее значение имеет способность партнеров дифференцировать свое положение в поле устойчивости. Рассмотрение поля устойчивости партнеров в Европейской программе показывает, что оно в передне-заднем и фронтальном направлениях достаточно велико, и определяется шириной расстановки опорных звеньев (в данном случае - ногами).

Базисные положения партнера Это отчетливо видно на рисунках 2 и 3. При этом необходимо указать, что площадь опоры значительно возрастает при совместных действиях партнеров. Ведь во время танца они соприкасаются телами, что существенно повышает их устойчивость.

Непрерывное взаимодействие суставных мышц, во время исполнения танцевальной программы, превращает «статическое» равновесие в сложный динамический процесс, при котором проекция ОЦМ тела непрерывно совершает колебания около оптимального положения равновесия. Каждому отклонению тел, от оптимального положения, возникает восстанавливающее усилие танцоров.

В программу Латиноамериканских танцев входят Румба, Самба, Пасодобль, Ча-ча-ча и Джайв. Подробно опишем рабочее положение партнеров, характерное для танцев Румба, Самба и Ча-ча-ча (рис. 4). Традиционно в данной программе существует несколько рабочих позиций. Мы остановимся на открытой позиции, которая осваивается танцорами на этапе начальной подготовки.

В танцах Румба, Самба и Ча-ча-ча (F) партнеры находятся примерно на расстоянии 15 см друг от друга. Партнерша слегка смещена вправо по отношению к партнеру. Вес тела может быть на любой ноге. При этом вес партнерши соответственно на противоположной. Правая рука партнера, образуя мягкую дугу, располагается на спине партнерши, его ладонь охватывает нижнюю часть ее левой лопатки, а локоть находится примерно на высоте груди. Левая рука партнерши легко лежит на правой руке партнера, повторяя форму этой дуги, а ее левая ладонь - на правом плече партнера.

Форма левой руки партнера примерно повторяет мягкую дугу его правой руки, но левое предплечье поднято. Левая кисть, с прямой линией запястья, расположена примерно на высоте его носа. Левой ладонью партнер легко держит правую кисть партнерши. Левая кисть партнера и правая кисть партнерши расположены на воображаемой центральной линии, равноудаленной от корпусов партнеров.

Базисные положения партнеров в латиноамериканской программе Позиция в танце Джайв такая же, как в Румбе, Самбе и Ча-ча-ча, однако, положение рук несколько ниже. Следует указать, что данная позиция, используемая в латиноамериканских танцах, не является статичной.

Партнеры расположены лицом друг к другу, примерно на расстоянии вытянутой руки. Вес может быть на любой ноге. Партнерша стоит соответственно на противоположной. Позиции стоп зависят от фигуры, которая приводит пару в эту позицию. Соединение рук зависит от последующей фигуры и может быть левая рука за правую, правая за левую, правая за правую и за две руки, а также без соединения совсем - руки свободны.

Когда руки соединены, они выведены вперед и слегка согнуты чуть ниже уровня грудной кости. Свободная рука отведена в сторону и слегка согнута, образуя плавную дугу от плеча.

Когда физическое соединение отсутствует, обе руки направлены вперед и согнуты, локти подведены близко к корпусу.

В рассматриваемой позиции (F-2), применяемой в Румбе и Ча-ча-ча, партнерша находится почти на расстоянии вытянутых рук слева от партнера. Ее корпус повернут к партнеру. Вес партнерши полностью на левой ноге. Вся масса тела партнера на правой ноге, расположенной в позиции «в сторону и слегка впереди». В данной позиции левая кисть партнера обращена ладонью вверх и расположена под кистью партнерши, обращенной ладонью вниз. Правая рука партнерши направлена вперед и слегка согнута чуть ниже уровня плеча. Левая рука партнера отведена в сторону и слегка согнута чуть ниже уровня плеча. Левая рука партнерши и правая рука партнера отведены в сторону и слегка согнуты в форме мягкой дуги от плеча. Положение головы у обоих партнеров естественное, взгляд направлен вперед.

Более детальное описание рабочего положения партнерши, для открытой позиции, представлено на рисунке 5. Наиболее характерными позами партнерши являются положения рук и ног. Партнерша стоит на правой ноге. Левая нога (F-2) опирается на пальцы стопы. Угол сгибания ноги в коленном суставе составляет 119. ОЦМ тела располагается ближе к опорной ноге, голова - строго вертикально, плечи - горизонтально.

Во фронтальной плоскости (F-1, 2) левая рука партнерши располагается горизонтально. Другая рука согнута в локтевом суставе относительно горизонтали на 10. Плечо опущено вниз на 36.

Для открытой позиции другого варианта характерны следующие положения звеньев тела (рис. 6). Партнерша располагает вес тела на правой ноге (F-1, 3), левая отставлена назад на носок. Голова вертикально и слегка повернута вправо. Левая рука относительно горизонтали приподнята на 12, а правое плечо опущено на 14. Локоть правой руки опущен к низу относительно горизонтальной оси на 47, а локоть расположен горизонтально. Кисть опущена к низу. Бедро левой ноги (F-2) вертикально, а голень отставлена назад на носок под углом в 145. ОЦМ тела располагается в области опорной ноги. Площадь опоры не велика, так как ноги стоят практически вместе, что не способствует высокой устойчивости тела в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Во втором варианте, представленной позиции, площадь опоры значительно больше.

На рисунке 7 представлены два варианта открытой рабочей позиции, принимаемые партнером в латиноамериканской программе.

В первом варианте партнер располагает всю массу тела (F-2, 3) на левой ноге, правая стоит на носке рядом с левой. Туловище и голова партнера расположены вертикально. Правая рука в горизонтальной плоскости отведена в сторону.

Левая рука согнута в локтевом суставе на угол равный 130, предплечье направлено книзу, кисть ладонью повернута кверху. ОЦМ тела расположен в области левой стопы. Площадь опоры незначительная и ограничена стопами.

Методы формирования рабочих осанок и формы организации педагогического процесса

Эффективность разработанной методики, направленной на формирование навыка выполнения рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки, проверялась в педагогическом эксперименте. Его основная задача заключалась в оптимизации процесса формирования рабочих осанок у танцоров 7-9 лет за счёт: - создания качественных условий для целенаправленного комплексного развития силовой выносливости конкретных мышечных групп; - совершенствования способности к восприятию пространственно временных, силовых параметров движения и управлению ими; - формирования механизмов внутримышечной и межмышечной координа ции, соответствующих специфики европейской и латиноамериканской танце вальных программ.

В педагогическом эксперименте приняло участие 20 пар, из которых были составлены две группы, контрольная и экспериментальная, по 10 пар в каждой. Условия занятий (их качество, продолжительность, объем нагрузки, количество тренировок) были одинаковы для обеих групп.

Различия в подготовке двух групп состояли в том, что контрольная группа тренировалась с использованием традиционной методики обучения, а экспериментальная - по разработанной нами методике, особенностью которой являлось освоение танцорами специальных статодинамических упражнений. Кроме того, различие заключалось в том, что средства подготовки, применяемые в экспери 108 ментальной группе, подбирались в соответствии со спецификой танцевальных программ и специализацией партнеров.

Анализ изменения показателей двигательных способностей у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента

Специфика выполнения рабочих осанок в спортивных танцах предъявляет определённые требования к развитию конкретных двигательных способностей. В частности, без достаточного уровня развития статической, динамической выносливости, скоростно-силовых способностей качественное удержание необходимых звеньев тела в заданных рабочей осанкой положениях невозможно. При этом обеспечение определённых рабочих поз в статике и в динамике осуществляется функцией равновесия.

В связи с этим, на первом этапе педагогического эксперимента у юных спортсменов анализировались изменения силовой выносливости, а так же статического и динамического равновесия.

Полученные данные в начале эксперимента свидетельствуют об отсутствие существенных различий контрольной и экспериментальной групп танцоров по показателям, характеризующим развитие статической, динамической и скорост-но-силовой выносливости мышечных групп туловища, верхних и нижних конечностей (р 0,05).

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, определяющее прирост исследуемых показателей (рис. 11-13).

Оказалось, что после окончания эксперимента, танцоры, занимавшиеся по авторской методике, значительно улучшили свои показатели по сравнению с контрольной группой (приложения 10 и 11). мальчики девочки

Примечание: 1 -удержание туловища в положении «лежа на животе»; 2 -удержание положения «упор лёжа, руки согнуты в локтях на 90»; 3 - удержание положения «упор сзади, руки согнуты в локтях; 4 - удержание положения «присед на двух ногах», угол в коленях 90; 5 - удержание ног на уровне 45в положении «лежа на животе»; 6 - удержание ног в положении «лежа на правом боку»; 7 - удержание ног в положении «лежа на левом боку»; 8 - удержание положения «сед углом».

В частности, у мальчиков, произошло достоверное увеличение показателей, характеризующих уровень развития статической выносливости всех исследуемых мышечных групп: мышц - спины на 36,2%, мышц пресса - на 57,7%, мышц передней и задней поверхности плеча соответственно - на 32,1 и 36,8%, мышц бедра: передней поверхности (на 31,4%), задней поверхности (на 38,1%) и боковой поверхности (на 66,7% и 83,4%). Статистические различия между исследуемыми показателями достоверны при высоком уровне значимости (р 0,05-0,001).

В тоже время, в контрольной группе у мальчиков-танцоров произошедшие изменения по показателям статической выносливости носят преимущественно не существенный характер (р 0,05). Статистически достоверные изменения отмечены лишь в показателях, характеризующих развитие статической выносливости мышц спины и мышц пресса (р 0,05). По сравнению с исходным уровнем увели по чение статической выносливости спины составило 23,7%, пресса - соответственно 37,4%.

Однако проведённый межгрупповой статистический анализ позволяет говорить о том, что произошедшие изменения в контрольной группе танцоров носят менее выраженный характер по сравнению с изменениями в экспериментальной группе (р 0,05).

Однонаправленные изменения в развитии силовой статической выносливости выявлены и у девочек обеих групп.

Было установлено, что к концу педагогического эксперимента девочки, составившие экспериментальную группу, существенно превосходили девочек контрольной группы по показателям, характеризующим статическую выносливость всех исследуемых мышц, участвующих в формировании рабочей осанки.

Так у девочек экспериментальной группы достоверно (р 0,05-0,001) увеличилось время удержания туловища: в положении «лежа на животе» (на 21,6%), в положении «упор лёжа, руки согнуты в локтях на 90» (на 54,8%), в положении «упор сзади, руки согнуты в локтях (на 33,0 %) и «сед углом» (31,3 %).

В тестах, характеризующих статическую выносливость мышц ног, также отмечено существенное увеличение времени удержания заданного положения (р 0,05-0,001). В частности, увеличилось время удержания ног в положении: «лежа на животе» (21,6%), «лежа на правом боку» (45,4%), «лежа на левом боку» (64,0%) и удержание положения «присед на двух ногах» (25,8%).

В контрольной группе по-прежнему не было выявлено статистически достоверных изменений по исследуемым показателям (р 0,05).

Сравнительный анализ показателей развития динамической силовой выносливости у юных танцоров показал, что применение в тренировочном процессе детей экспериментальной группы статодинамических упражнений гораздо эффективнее развивает данный вид выносливости по сравнению с традиционными силовыми упражнениями динамического характера.

Анализ изменения показателей мышечного тонуса у танцоров 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента

Спортивные танцы - это ациклический, сложнокоординационный вид спорта, связанный с искусством исполнения точного и выразительного движения. После признания их видом спорта, вопрос развития спортивно-технического мастерства юных танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, активно обсуждается среди теоретиков и практиков.

Специфика спортивных танцев проявляется в интеграции спортивной, культурной, эстетической и художественной деятельности, как сочетания элементов спорта и искусства. Танцы способствуют развитию пластики и красоты движений, развивают индивидуальные способности подростков, формируют адекватную самооценку, помогают обрести уверенность в собственных силах, дают толчок к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, а также закладывают поведенческие основы межличностного взаимодействия.

Известен факт, что рост спортивных результатов возможен только при условии, если уровень спортивно-технического мастерства будет соответствовать определенному уровню физической и технической подготовленности. Поэтому, большинство специалистов в области спортивных танцев признают зависимость эффективности выступлений спортсменов-танцоров от оптимального сочетания физической и технической подготовленности танцоров [39, 40, 177].

В теории и методике спортивной тренировки отмечено, что значение развития спортивно-технической мастерства особенно велико на начальном этапе многолетней спортивной подготовки, когда закладывается база для развития всех компонентов спортивного мастерства и решаются такие задачи физического воспитания, как укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и обучение технике движений [130, 170]. Причем авторами подчеркивается, что физическая подготовка в спортивных танцах нужна не только как базовая составляющая успешной технической подготовки, но и должна строиться с учетом ведущих двигательных способностей [49, 137]. Достаточная спортивно-техническая подготовленность спортсменов обеспечивает целостность, ритмичность и безопасность тренировочного процесса, а также является критерием совместимости партнеров для занятий спортивными бальными танцами [152].

Рядом авторов разработаны отдельные комплексы общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, используемые в танцевальном спорте [38, 39, 55, 71]. Но, с одной стороны, предлагаемые комплексы упражнений не объединены в единую методическую систему их использования как в рамках отдельного занятия, так и целостного тренировочного процесса. С другой стороны, данный методический материал для развития спортивно-технического мастерства разработан без учета ведущих двигательных и функциональных способностей в исполнении соревновательных танцевальных программ.

Отмечается, что на этапе начальной подготовки в спортивных танцах очень важно заложить фундамент для формирования основ рациональной техники выполнения танцевальных фигур, важной составляющей которого является танцевальная осанка [71,135].

При этом для каждой из танцевальных программ характерна своя постановка корпуса [19, 39, 100].

В европейской программе она преимущественно носит монолитный характер - динамика изменения положения корпуса минимальна. Поэтому основу рабочей осанки в большей степени составляет статический режим работы мышц, подразумевающий поддержания равновесия с максимальной экономичностью мышечных усилий [41, 66, 67].

Латиноамериканская программа, напротив, имеет динамичную форму и не может характеризоваться наличием стабильно одной рабочей осанки, поскольку техника танцев этой программы связана с постоянным изменением в положении корпуса и рук [18, 19, 100]. Следовательно, в процессе обучения технике необходимо учитывать специфику принимаемых положений танцорами в обеих программах.

Учитывая вышесказанное, нами были выделены рабочие осанки, применение которых обеспечивает выполнение двигательного действия. Их суть состоит в неизменном сохранении отдельных частей тела, что характерно для большинства танцевальных фигур.

В результате проведенных исследований, нами были определены и описаны пространственные характеристики основных базисных положений партнеров характерные для европейской и латиноамериканской программ. Данные положения определяют организацию рациональных действий и суставных движений, создающих наиболее целесообразные условия для работы мышц. В данном положении, для равновесия системы тел (партнер-партнерша) во время исполнения танцев различного характера, необходимо сохранение рациональной позы для обеспечения дуэту прочной опоры и свободы действия во время танца. Как известно, танцы сопровождаются активной переменой мест и сопряжены с изменением не только позы, но и величины и направления силы реакции опоры, а также моментов относительно центральных осей [72]. Во время перемещения по спортивной площадке существенную роль оказывает партнер. Активность партнера создает дополнительные трудности при перемене мест, отсюда возникают проблемы, в исполнении точностных действий. Выявленные рабочие положения танцоров как раз к таким действиям и относятся.

Они, по нашему мнению, для повышения эффективности управления положениями звеньев тела состоят из нескольких групп: - пространственной кинематической координацией движений и безошибочного исполнения рабочего положения; - безошибочного сопоставления движений партнерами во времени; - тонкой дозировки мышечных усилий в рабочих позах; - безошибочного сопоставления мышечных напряжений по времени. Если все это не учитывать во время освоения танцев, то это будет способствовать возникновению двигательных ошибок.

Как известно руки партнеров представляют собой биомеханические цепи, состоящие из ряда последовательно соединенных звеньев. В связи с этим, необходимо считаться с тем, что мышцы, обслуживающие различные суставы, могут работать при предельном напряжении и развивать различные моменты силы тяги.

Они, в свою очередь, определяются соотношением силовых плеч рычага - костной основы звена тела.

Рассматриваемое рабочее положение партнеров является устойчивой системой тел. Она во время исполнения танца находится в равновесии. Сохранение стабильных позных равновесий решающее значение имеет способность партнеров дифференцировать свое положение в поле устойчивости.

Учитывая все выше сказанное, можно предположить, что для формирования рабочей осанки необходимы специальные упражнения, решающие поставленные задачи. Иными словами, средства и методы специальной физической подготовки должны быть адекватны режиму работы двигательного аппарата в рабочих положениях. Это предположение согласуется с исследованиями Ю.В. Верхошанского (1977) и сформулировано им в принципе динамического соответствия. Исходя из этого, для успешного формирования рабочей осанки, были предложены статоди-намические упражнения.

Проведённые предварительные исследования, в области спортивных танцев, подтвердили ограниченность в использовании специальных средств и методов для формирования рабочей осанки у юных танцоров, с учётом специфики танцевальных программ.

Проведенный корреляционный анализ позволил установить зависимость между показателями технической подготовленности танцоров и уровнем проявления различных видов выносливости мышц, участвующих в удержании рабочей осанки.

Похожие диссертации на Формирование рабочей осанки у юных спортсменов-танцоров на этапе начальной подготовки с использованием статодинамических упражнений