Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин "хореография" и "подвижные игры" Заячук Татьяна Владимировна

Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин
<
Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заячук Татьяна Владимировна. Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин "хореография" и "подвижные игры" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Заячук Татьяна Владимировна; [Место защиты: Санкт-Пет. гос. ун-т физ. культуры].- Санкт-Петербург, 2007.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2246

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Состояние исследуемого вопроса по данным литературы 9

1.1. Факторы, способствующие развитию способностей 9

1.2. Особенности творческих способностей и их формирование 17

1.3. Педагогические технологии, ориентированные на личность при формировании творческих способностей студентов на занятиях физической культурой 31

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 54

2.1. Методы исследования 54

2.2. Организация исследования 58

ГЛАВА 3. Условия формирования творческих способностеи студентов педагогического вуза на занятиях по «хореографии» и «подвижным играм» 60

3.1. Готовность студентов к профессиональной фузкультурно-педагогической деятельности 60

3.2. Методика формирования творческих способностей студентов на основе творческих заданий средствами хореографии и подвижных игр 67

ГЛАВА 4. Результаты педагогического эксперимента 89

4.1. Формирование творческих способностей в преподавании дисциплин «Хореография» и «Подвижные игры» 89

4.2. Эффективность процесса формирования творческих способностей студентов по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры» 96

Выводы 103

Практические рекомендации 106

Список литературы 108

Приложения 128

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей формирования творческих способностей студентов педагогического вуза. Предпочтение в процессе новых средств, методов организации отдается тем, которые, во-первых, интегральные, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны; в-четвертых, вписываются в современную учебно-воспитательную систему.

Одним из важных компонентов педагогической самореализации является способность специалиста физической культуры к творчеству. Под творческой личностью понимается индивид, который, во-первых, имеет установку на осуществление творческой деятельности, готовность к творческой деятельности; во-вторых, умеет ее осуществлять, т.е. владеет средствами и способами и имеет опыт их использования в процессе собственной творческой деятельности.

Сущность творческой деятельности индивида является творческой тогда, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца (Филимонова СИ., 1995).

Исследованиям формирования творческих способностей посвящено большое количество работ. В частности: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, A.M. Матюшкин, Л.С. Выготский, В.М. Вильчек, И.А. Степанова и др. Однако данная проблема нуждается в постоянном поиске новых средств, методов и форм её решения, т.к. каждый человек неповторим и уникален. Роль преподавателя в педагогическом процессе формировать индивидуальность с заданными свойствами, создавать условия для их полноценного проявления и, соответственно развития личностных функций и свойств субъектов образовательного процесса, в осмыслении и переосмыслении своего педагогического опыта.

Вопросы развития творческих способностей приобретают особую актуальность в сфере физической культуры и спорта, где имеется многообразие различных средств, и особенности педагога имеют неоднозначный смысл.

В современном образовании, наряду с традиционными ценностями, знаниями, умениями и навыками, важнейшее значение приобретает развитие способностей индивида к творческому мышлению, саморазвитию и самосовершенствованию.

В процессе социализации среди теоретических и практических проблем воспитания на одно из первых мест выдвигаются проблемы совершенствования системы методов формирования индивидуальности, активно развивающие свои индивидуальные способности к соответствующему виду деятельности, способные к самоактулизации и творческому самосовершенствованию.

Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В «Законе об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Научные исследования последних лет: И.А. Степановой (1991) по формированию профессиональных умений на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям; В.Н. Дружинина (1995, 2002) об основных подходах к проблеме формирования творческих способностей; Л.В. Пашковой (1997) о компонентах творческой деятельности учителя физической культуры (на примере гимнастики); СИ. Шуткина (1999) о воспитании основ самоорганизации на уроках физической культуре; А.А.

Зюзи (2000) по изучению индивидуальных познавательных стилей у школьников; И.Б. Карнаухова (2001) по исследованию творческой деятельности; В.А. Сальникова (2001) о способностях применительно к специфике конкретной деятельности, свидетельствуют о различных подходах в формировании творческих способностей в области физической культуры говорят о пробуждении интереса к подобным исследованиям.

Среди многообразия средств физической культуры подвижные игры и хореография имеют познавательную, развивающую, диагностирующую, корректирующую и другие образовательные и воспитательные функции и наиболее адекватны процессу формирования творческих способностей личности студентов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Процесс подготовки студентов, будущих педагогов физической культуры в педагогическом вузе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Формирование творческих способностей студентов педагогических вузов средствами дисциплин «Хореографии» и «Подвижных игр».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Экспериментально обосновать методику формирования творческих способностей студентов педагогического вуза, на основе использования средств дисциплин «Хореография» и «Подвижные игры» с включением в учебный процесс творческих задач и заданий.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1). Исследовать педагогические условия реализации творческих способностей студентов педагогического вуза на занятиях по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры»;

2). Разработать методику формирования творческих способностей студентов педагогического вуза при изучении дисциплин «Хореография» и «Подвижные игры»;

3). Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования творческих способностей студентов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заклю-

чается в обобщении теоретических и методических материалов по решению вопросов формирования творческих способностей студентов, будущих педагогов физической культуры. В исследовании предложены:

шкалы оценивания творческих способностей студентов педагогического вуза;

теоретические и практические задачи и задания по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры» для формирования творческих способностей студентов;

в эксперименте показана эффективность методики формирования творческих способностей студентов в процессе обучения в педагогическом вузе;

теоретико-методические подходы развития творческого мышления студентов, умений проявлять творческие способности с позиций новизны и оригинальности при решении двигательных, педагогических задач и заданий в различных проблемных ситуациях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что методика формирования творческих способностей студентов педагогического вуза позволяет повысить уровень профессиональной подготовки педагогов физической культуры.

Для учебного процесса по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры» для студентов педагогического вуза, кафедры физической культуры разработаны и внедрены задачи и задания, способствующие эффективному формированию творческих способностей.

Результаты исследования апробированы и внедрены в учебный процесс кафедры физической культуры Нижнекамского муниципального институт, кафедры теории и методики гимнастики Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, могут быть использованы в вузах физкультурно-педагогического профиля.

Диссертация выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР Госкомспорта России на 2002-2006 гг., направление 04, темы 04.02.03 и

04.02.06.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1). В процессе формирования творческих способностей будущих преподавателей физической культуры эффективно используется потенциал дисциплин учебного плана, таких как «Хореография» и «Подвижные игры», в которых само содержание, правила проведения и обучения требуют мобилизации творческой активности обучаемых. Применение двигательных и педагогических задач и заданий, ориентированных на новизну и оригинальность способов их решения, конкретизирует проблему и повышает эффективность формирования творческих способностей.

2). Методика формирования творческих способностей будущих преподавателей физической культуры базируется на подборе средств и методов с учётом их личностно-мотивационных особенностей. Учёт данных особенностей позволяет адекватно строить алгоритм учебного процесса, эффективно воздействовать на студента, активизируя его позитивно-ориентированные знания, умения и навыки.

3). Творческие способности студентов проявляются: в новизне (умение применять в реальной деятельности средства, методы, методические приёмы, отличные от традиционных без снижения эффективности результата) принимаемых двигательных или педагогических решений; в их оригинальности (выражающейся в нестандартном проявлении принятых решений); в умении самостоятельно переносить усвоенные знания и умения в новую ситуацию;

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 107 листах компьютерного текста и содержит 13 таблиц и 6 рисунков. Библиографический указатель содержит 199 наименования литературных источников, из которых 7 изданы за рубежом.

Педагогические технологии, ориентированные на личность при формировании творческих способностей студентов на занятиях физической культурой

В современной высшей школе образование и воспитание индивидуальности по мере его развития должно перерасти в самообразование и самовоспитание, т.е. образование и воспитание самого себя, саморазвития и самовоспитания свободной личности, способной найти свое место в обществе (Барон Ф., 1990; Белухин Д.А., 1996; Ефимова СВ., 2004).

Это возможно, если обучение в вузе осуществляется в творческой среде. Понятие творческой среды, по нашему мнению, тесно связано с понятием личностно-ориентированным подходом в обучении. В творческой среде происходит саморазвитие студента, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности. Личностно-ориентированный подход наполняет обучение личностным смыслом, доставляет личное удовлетворение от учебных занятий, а, следовательно, обеспечивает выход студента за пределы предписанного. Этот подход создает все условия для формирования творческих способностей студентов, сущность которого понимается так (Верхорубова О.В., Кузнецова СВ., 2004):

индивидуально-личностный подход к каждому студенту, помогающий ему осознать себя личностью с определенными возможностями, стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;

использование и активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности в физическом воспитании; создание условий для формирования человеческого отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности; создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в плане обучения, здоровья, и физической активности;

совместная, на основе сотрудничества деятельность преподавателя и студента по освоению знаний, умений и навыков и формированию творческой личности;

организация учебного процесса с задействованием эмоциональной и мотивационной, действенно-практической и интеллектуально-мировоззренческой сфер личности;

критерием эффективности учебного процесса должны являться условия его организации, обеспечивающие здоровье, свободу выбора и качество образования в сфере физического воспитания Данной проблеме посвящено немало кандидатских и докторских диссертаций. Это исследования Н.А. Алексеева (1997) по проектированию личностно-ориентированного учения; СИ. Шуткина (1999) о воспитании основ самоорганизации на уроках физической культуре; М.Е. Кузнецова (2000) о личностно-ориентированном обучении в общеобразовательном процессе; А.А. Зюзя (2000) по исследованию индивидуальных познавательных стилей у школьников; Т.В. Брук (2001) об индивидуально-ориентированном подходе в процессе обучения учащихся начальных классов.

Личностный подход (Российская педагогическая энциклопедия, 1993) - это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту-собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Ее значение особенно остро выявилось с распространением всеобщего обучения. Современное понимание личностного (или личностно-центрированного) подхода определили в 60-е гг. представители направления гуманистической психологии К. Роджерс (1954), А. Маслоу (1970), которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если обучение в вузе будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого человека. Идея личностного подхода разрабатывалась с начала 80-х гг. некоторыми учеными Российской Федерации (Абульханова К.А., 1982; Конн И.С., 1982; Мудрик А.В., 1983, 1991; Орлов А.Б.,1983 и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект субъектного процесса. Однако личностный подход еще не стал доминирующим в воспитании и не редко фактически подменяется индивидуальным подходом.

Личностный подход (Российская педагогическая энциклопедия, 1993) - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым студентом и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в сознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределений, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностного подхода означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым студенты осознают себя личностью и учатся видеть личности в др. людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и др. его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам.

Личностный подход может осуществить лишь педагог, сам осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в студенте, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями. Отношения между педагогом и студентом в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувство искренности по отношению к студенту. Педагог, раскрываясь навстречу студенту и получая в ответ его откровенность, помогает развитию личности и обогащает себя. Личностный подход способствует объединению людей в их движении к социальному прогрессу (Rogers S.R., 1954; Maslow А.Н., 1970; Конн И.С., 1982;МудрикА.В., 1983).

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии, педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии (Воробьева Е.В., 2003).

Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями (Воробьева Е.В., 2003).

Содержание образования должно представлять собой среду, в которой происходит становление и развитие личности. Ей должны быть свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы (Воробьева Е.В., 2003).

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого человека: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования (Воробьева Е.В., 2003).

По мнению Воробьевой Е.В. (2003) личностно-ориентированный подход - это основная стратегия современного образования.

Главным стратегическим направлением в системе профессионального образования должен быть на основе личностно-ориентированном подходе, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога (Якуник В.А., 2000).

В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающие трудности в познании и применении знаний (Шияпов Е.Н., Котова И.Б., 2000).

Современная ситуация в личностно-ориентированной форме обучения от преподавателя требует принципиально новых педагогических технологий, которые направлены на развитие личности. Выполнение такой цели предполагает поиск и нахождение совершенно новых средств, обеспечивающих формирование диалектако-творческого мышления и духовно-нравственного становления личности человека (Зимняя И.А., 2002).

Термин личностная ориентация образования возник в 20-ые годы прошлого столетия и был связан с идеями бихевиоризма. Наука в целом, (в том числе и педагогические отрасли знания) получила с тех пор значительное развитие, что отражается и на современном более широком понимании этого термина.

Организация исследования

Для решения задач диссертационной работы весь процесс исследования был разделен на четыре этапа.

Основной целью первого этапа с 2002 по 2003 гг. явился анализ источников специальной литературы. Определялись объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Особое внимание уделялось поиску и выбору методов формирования творческих способностей на занятиях по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры» для студентов кафедры физической культуры педагогического вуза. На этом этапе был проведен опрос учителей физической культуры общеобразовательных школ, тренеров по спортивной гимнастике детских юношеских спортивных школ, преподавателей вузов, студентов; начаты педагогические наблюдения студентов института; работа по созданию учебно-познавательных, творческих задач и заданий по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры».

На втором этапе с 2003 по 2004 гг. проведена диагностика уровня развития творческих способностей студентов кафедры физической культуры педагогического вуза по результатам первой проверки (приложение F, G). На этом этапе была закончена разработка учебно-познавательных задач, творческих заданий по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры», уточнена программа эксперимента.

Цель третьего этапа с 2004 по 2005 гг. исследования состояла в экспериментальной проверке методики формирования творческих способностей у студентов на занятиях по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры» (приложение Н). Собранный фактический материал подвергался математической обработке и получил теоретическое осмысление.

На четвертом этапе с 2005 по 2006 гг. систематизировался эмпирический материал. Продолжалась работа с источниками литературы, особое внимание уделялось литературе, связанной с вопросами применения математических методов исследования в педагогической науке, методике написания научных работ. На данном этапе осуществлялось написание глав диссертации, оформление результатов исследования в виде научных статей, автореферата, внедрение их в педагогическую практику

Исследования проводились на базе Санкт-Петербургского государственного университета им. П.Ф. Лесгафта и Нижнекамского муниципального педагогического института. В исследованиях приняли участие: 40 учителей физической культуры, 20 преподавателей вузов, 10 тренеров, 70 студентов.

Готовность студентов к профессиональной фузкультурно-педагогической деятельности

Процесс формирования творческих способностей неразрывно связан с профессиональной направленностью студентов вуза, мотивами поступления в вуз, их интересами, ценностями, потребностями и целью обучения. Данные факторы явились предметом анкетирования в настоящем исследовании. Была предложена анкета, по которой было опрошено 70 студентов 3 курса кафедры физической культуры Нижнекамского Муниципального института.

Мотивы поступления на кафедру физической культуры педагогического вуза представлены на рис. 1.

Полученные результаты показали, что на первом месте стоит получение высшего образования, что составило - 30%, карьерный рост составил -25%). Отсрочка от армии занимает не маловажное значение при поступлении в вуз (20%о) опрошенных, что может стать ведущим мотивом. Работать в дальнейшем по специальности только 15% респондентов. Другие мотивы поступления в вуз составили 10%.

Решение о поступлении в вуз принимают самостоятельно не все студенты. Из рис. 2 видно, что 35%о абитуриентов принимают решение о выборе профессии педагога физической культуры не самостоятельно.

Отношение студентов к спорту педагогического вуза представлено на рис. 3.

Из опрошенных студентов, поступающих в вуз только 35% - регулярно занимаются спортом; 55% - увлекаются, т.е. изредка занимаются физической культурой; 10%) -не занимаются вообще.

Как видно из рис. 4, наличие желания больше знать, о выбранной профессии имеется у 55%) респондентов: 35%) -не читают дополнительную литературу по выбранной профессии; 10% - не интересуются выбранной профессией вообще. 45%) опрошенных практически не осознают того, что они должны в вузе осваивать. Но ведь профессия отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы, что в основном не наблюдается в полученных результате исследования, материалах.

Как показал анализ литературы, важными факторами в профессиональном самоопределении являются: способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о будущей профессии; способность выделять главное для себя при выборе профессии, максимально адекватно оценить ситуацию выбора профессии. Выявленные профессиональные интересы и склонности являются важнейшим прогностическим фактором профессиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного выбора профессии, на наш взгляд, могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Настоящие исследования показывают, что доминирующие профессиональные интересы абитуриентов лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Очевидно, что это может сказаться не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

Анализ самоощущений студентов при выполнении физических упражнений на занятиях хореографией и подвижными играми показали, что чувства радости, азарта, удовлетворения студенты чаще всего ощущают от занятий подвижными играми. В то время как вдохновение и удовлетворение у них возникает во время занятий хореографией (табл.1). Кроме того, проводилось анкетирование студентов с целью выяснения их танцевальных и музыкальных предпочтений, чтобы в дальнейшем целенаправленно осуществлять подбор темпа музыки и танцевального исполнения, с учётом интересов и потребностей у студентов в музыкальных произведениях и в танцевальных движениях (табл. 2).

Формирование творческих способностей в преподавании дисциплин «Хореография» и «Подвижные игры»

Организация учебного процесса в педагогическом вузе студентов кафедры физической культуры направлена на изучение студентами дисциплин «Подвижные игры» и «Хореография», с целью их широкого применения в различных формах работы по физической культуре и спорту.

Выпускники педагогического вуза кафедры физической культуры должны быть готовы, прежде всего, работать творчески. Для этого им необходимо владеть комплексом профессионально-педагогических знаний, умений и навыков. Изучение дисциплины «Хореография» направлено на достижение следующих целей: образовательная: овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для работы в школьных, дошкольных и др. учебных заведениях; воспитательная: освоить навыки воспитания адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности; создания крепкого союза педагога и студентов как средства воспитания каждого члена этого союза; развивающая: получить навыки развития творческих способностей учеников средствами хореографии. В задачи дисциплины «Хореография» входит: формирование у студентов танцевальных знаний и умений на основе последовательного и постепенного овладения ими программным материалом, дающим возможность успешно применять полученные знания на практике в дальнейшей работе педагога по физической культуре; сохранение и укрепление физического здоровья; воспитание аккуратности и дисциплинированности; развитие музыкального слуха и ритма; развитие двигательной памяти и внимания; развитие координации и выразительности движений; развитие культуры движения. Потенциал хореографических упражнений велик. Хореография - это гармония музыки, двигательная выразительность, общение, физическое развитие и здоровье. В хореографии открывается возможность совершенствовать и творчески выражать себя (Карпенко Л.А., 2005).

Дисциплина «Подвижные игры», как нам, кажется, также обладает большим потенциалом в плане развития творческих способностей человека при соответствующем построении педагогического процесса.

Воспитание у занимающихся педагогических, организационных, творческих навыков проведения подвижных игр в различных условиях работы по физическому воспитанию - одна из задач при освоении подвижных игр.

Большое значение имеет последовательность формирования на занятиях педагогических умений и навыков. Это относится к освоению общих правил проведения игр и частных методик и приемов, зависящих от типа игры.

Для подвижных игр характерна такая организация действий участников, при которой им представляется творческая инициатива в выборе способов достижения целей. Процесс игры связан с приятными для ощущения физическими и двигательными действиями. В нем часто заложен элемент нового, непознанного.

Целью педагогического эксперимента являлось формирование творческих способностей студентов. Проверка эффективности методики формирования творческих способностей студентов кафедры физической культуры педагогического вуза осуществлялась по следующим показателям: включению элементов новизны и оригинальности при решении двигательных, педагогических задач; повышением интереса к занятиям и к дальнейшей будущей профессии; степенью сформированности творческих способностей (методики Степановой И.А., 1990; Румба О.Г., 2006).

Перед экспериментом студентам предлагались теоретические знания о понятиях «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности», «личностно-ориентированный подход» и др. Оценивался исходный уровень творческих способностей всех студентов (табл. 9, приложение F).

В ходе эксперимента студенты контрольных и экспериментальных групп осваивали одну и ту же программу обучения по дисциплинам «Хореография» и «Подвижные игры», но в экспериментальных группах в педагогическом процессе использовались двигательные, педагогические задачи и задания, направленные на новизну и оригинальность их решения, с элементами личностно-ориентированного обучения.

При разработке системы заданий и задач СВ. Дмитриев (2000), В.А. Солодянников (2002) рекомендуют учитывать ряд требований, которые использовались в экспериментальных группах:

1. Задания отражали сущность профессиональной функции, совокупность приёмов, отвечающих содержанию будущей деятельности специалиста. Они требуют демонстрации основных профессионально-педагогических умений (ППУ), исходя из модели будущей деятельности;

2. Система заданий учитывала, необходимый для их реализации, уровень усвоенных знаний. Знания выражались в аргументировании практических действий с позиций различных дисциплин - педагогики, психологии, анатомии, физиологии, биомеханики и т.д.;

3. При выполнении заданий применялись типичные для будущей профессиональной деятельности ситуации (контекстный подход). Для решения задач, в соответствии с первым пунктом, предварительно формировались профессионально-педагогические умения, позволяющие: контролировать, оценивать, осуществлять анализ и вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс.

По хореографии студентам предлагалось изменить движения элементов классического танца, народного танца, бального танца и движения ритмической гимнастики.

По подвижным играм, видоизменить подвижные игры для детей дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста и подвижные игры по виду спорта.

Похожие диссертации на Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза с использованием средств дисциплин "хореография" и "подвижные игры"