Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Анализ состояния проблемы развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой
1.1 Специфика художественной гимнастики как вида спорта 12
1.2. Характеристика координационных способностей и возрастных особенностей их развития. Физиологические механизмы формирования двигательной координации 17
1.2.1. Понятие «координация движений», «координационные способности», классификация координационных способностей 17
1.2.2. Возрастные особенности развития координационных способностей 27
1.2.3. Физиологические механизмы формирования двигательной координации 31
1.3. Значение координации движений рук при занятиях художественной гимнастикой 40
1.4. Средства и методы развития координации движений
рук 43
1.5. Заключение по 1 главе 48
Глава 2. Задачи, методы и организация опытно-экспериментальной работы
Глава 3. Возрастные особенности развития координации движений рук у юных гимнасток
3.1. Характеристика тестовой программы измерения и оценки способностей к координации движений рук 55
3.2. Сенситивные периоды развития способностей к координации движений рук у девочек 4-8 лет 64
3.3. Возрастные особенности взаимосвязей показателей координации движений рук и физических качеств у девочек 4-8 лет.. 80
3.4. Обсуждение результатов исследования 89
ГЛАВА 4. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики развития координации движений рук
4.1. Характеристика экспериментальной методики развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки 94
4.2. Экспериментальное обоснование методики развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки 106
4.3. Обсуждение результатов исследования 124
Выводы 128
Практические рекомендации 131
Библиографический список 132
Приложений 160
- Специфика художественной гимнастики как вида спорта
- Понятие «координация движений», «координационные способности», классификация координационных способностей
- Характеристика тестовой программы измерения и оценки способностей к координации движений рук
- Характеристика экспериментальной методики развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки
Введение к работе
Актуальность исследования. Для современного спорта характерно увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок, ранняя специализация и «омоложение». Художественная гимнастика относится к тем видам спорта, в которых эти тенденции особенно выражены. Зачастую, юные спортсменки, поступившие в спортивные школы в возрасте 4-5 лет, к 9-11-летнему возрасту имеют взрослые спортивные разряды.
Если рассматривать многолетнюю подготовку гимнасток как целостный педагогический процесс, то прослеживается зависимость успешности выступления на соревнованиях на этапе наивысших спортивных результатов от качества знаний, умений и навыков, полученных гимнастками в процессе начальной подготовки.
По мнению специалистов, одной из основных задач на этапе начального обучения в художественной гимнастике является развитие координационных способностей спортсменок [23, 28, 32, 143, 149, 162, 236 и др.], в том числе, и: развитие координации движений рук, что значительно облегчает формирование навыков владения предметами на основе базовой системы движений [32, 134, 169].
Координационные способности занимают особое место в теории и практике всех видов спорта, но значение их в художественной гимнастике особенно важно в связи со сложностью структуры двигательных действий гимнасток, необходимостью запоминать большой объем относительно независимых между собой движений, в которых особую значимость имеет уровень развития координации движений рук [8, 9, 10, 18, 167, 237 и др.].
Упражнения с предметами требуют двигательной активности кистей рук, умения ощущать и дифференцировать разные параметры движений, быстроту реакции на движущийся объект и антиципацию. Моторная функция рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, проявляется при выполнении хватов предметов, в момент броска, приема и манипуляции с предмета ми в упражнениях с мячом, скакалкой, обручем, булавами, лентой [8, 35, 42, 102, 134, 167].
Необходимость акцентирования внимания на этапах начальной подготовки на развитии координации движений рук обусловлена также и тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для ее развития [118, 142, 162].
Наряду с этим, анализ и обобщение научно-методической литературы свидетельствуют о существовании противоречия между необходимостью повышения уровня развития координации движений рук на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике, как важной предпосылки успешного формирования навыков выполнения соревновательных упражнений с предметами, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработанностью вопросов развития данных видов способностей, с другой.
Необходимость разрешения данного противоречия определила актуальность проблемы нашего исследования, которая сформулирована нами следующим образом: каковы методические особенности эффективного развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: методика развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования. Достижение цели исследования возможно, если будут:
• выделены виды способностей к координации движений рук, наиболее значимые для художественной гимнастики, и определены методики изучения уровня их развития;
• уточнены возрастные особенности развития способностей к координации движений рук и их взаимосвязей между собой и с уровнем развития значимых для художественной гимнастики физических качеств;
• при выборе средств и методов формирования различных видов способностей к координации движений рук учтены, с одной стороны, возрастные особенности их развития у девочек 4-8 лет, с другой - индивидуальное своеобразие их проявления у каждого занимающегося.
Для достижения цели исследования с учетом содержания гипотезы нами последовательно решались следующие задачи:
1. Выделить виды способностей к координации движений рук, значимые для художественной гимнастики, и разработать тестовую программу измерения и оценки уровня их развития.
2. Экспериментально исследовать возрастные особенности развития различных видов способностей к координации движений рук у юных гимнасток на этапе начальной подготовки и особенности их взаимосвязей между собой и с уровнем развития специальных физических качеств: гибкости, силы и быстроты.
3. Разработать, теоретически и экспериментально обосновать методику развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки.
Решение задач исследования осуществлялось с помощью комплекса методов, включающего: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов по проблеме исследования; педаго гическое тестирование; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; метод экспертной оценки; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась специализированная детско-юношеская спортивная авторская школа олимпийского резерва по художественной гимнастике Л. В. Лебедевой, г. Омск.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Решение проблемы осуществлялось на основе деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), общих закономерностей возрастного развития двигательной функции человека (П. К. Анохин, И. А. Аршавский, В. К. Бальсевич, Д. Д. Донской, В. С. Фарфель), концептуальных положений теории и методики физического воспитания (Б. А. Ашмарин, Ю. Ф. Курамшин, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов), теоретических положений о сущности и подходах к развитию ведущих двигательных координации (В. К. Бальсевич, Н. А. Берн-штейн, А. А. Гужаловский, В. И. Лях).
В организации исследования с учетом решаемых задач выделен ряд последовательных этапов.
На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы исследования в теории и практике спортивной тренировки, определялся методологический аппарат исследования, включающий проблему, объект, предмет, цель, основные положения рабочей гипотезы и вытекающие из ее содержания частные задачи, разрабатывалась методика измерения и оценки уровня развития способностей к координации движений рук.
На втором этапе (2005-2006 гг.) были проведены поисковые исследования для выявления возрастных особенностей развития способностей к координации движений рук и их взаимосвязи с физическими качествами у юных гимнасток, разрабатывалась экспериментальная методика развития способностей к координации движений рук у юных гимнасток на этапе начальной подготовки, разрабатывались шкалы дифференцированной оценки уровня их развития.
На третьем этапе (2006-2007 гг.) был проведен формирующий педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности методики развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки. Осуществлен качественный и количественный анализ результатов исследования, сформулированы выводы и основные положения. Результаты исследования были оформлены в виде автореферата и диссертации и внедрены в педагогическую практику.
Научная новизна исследований заключается в следующем:
• уточнены возрастные особенности развития координации движений рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки;
• выявлены возрастные особенности взаимосвязей способностей к координации движений рук между собой и с уровнем развития гибкости, силы и быстроты у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки;
• разработана эффективная методика развития координации движений рук у девочек 5-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они дополняют теорию и методику детского и юношеского спорта знаниями и представлениями о способностях к координации движений рук, значимых для художественной гимнастики, об особенностях развития и взаимосвязей между собой и физическими качествами у гимнасток в возрасте от 4 до 8 лет, о теоретических и методических основах их развития на этапе начальной подготовки у девочек 5-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Практическая значимость состоит в том, что применение результатов исследования в учебно-тренировочном процессе отделений ДЮСШ и СДЮСШОР по художественной гимнастике на этапе начальной подготовки позволяет, с одной стороны, определить уровень и динамику развития способ ностей к координации движений рук, с другой - существенно повысить эффективность их формирования у юных гимнасток.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы представлялись в сообщениях автора на двух всероссийских научно-практических конференциях («Проблема сохранения здоровья в Сибири и в условиях Крайнего Севера», Омск, 2007; «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в условиях модернизации высшей школы», Челябинск, 2007). По теме исследования опубликовано 9 работ. Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике в МУ ДОД «СДЮСАШОР Л. В. Лебедевой», что подтверждается 2 актами внедрения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие различных видов способностей к координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, характеризуется гете-рохронностью. Ускоренное развитие реагирующей, тактильно-кинестетической способностей и способности к переключению двигательных действий происходит в возрасте от 5 до 6 лет, разностного порога кинестетической чувствительности при определении массы, диаметра и длины предметов - в возрасте от 7 до 8 лет; точности воспроизведения усилия - в возрасте от 4 до 5 и от 7 до 8 лет; точности воспроизведения амплитуды движений рук - в возрасте от 5 до 7 лет; ритмической способности и способности к ориентации в пространстве - в возрасте от 4 до 6 лет.
2. Способности гимнасток 4-8 лет к координации движений рук связаны между собой и относительно независимы от уровня развития специальных физических качеств: гибкости, силы и быстроты.
3. Особенностями экспериментальной методики развития способностей к координации движений рук у юных гимнасток на этапе начальной подготовки являются: 1) подбор средств и методов развития способностей к координации движений рук с учетом качественного своеобразия содержания этих способно стей, особенностей их взаимосвязей между собой и уровня их развития у каждого занимающегося; 2) выполнение упражнений, направленных на развитие способностей к координации движений рук, параллельно с работой по освоению базовых элементов с предметами; 3) выполнение всех общеразвивающих и специальных упражнений ведущей и неведущей рукой.
4. Применение разработанной нами методики в учебно-тренировочном процессе спортсменок 5-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки, обеспечивает существенное повышение уровня развития способностей к координации движений рук и качества освоения базовых элементов с предметами.
Структура и объем диссертации: Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации составил 216 страниц. Работа иллюстрирована 8 таблицами, 22 рисунками. Список литературы включает 269 источников, из которых 251 отечественных и 18 зарубежных.
Специфика художественной гимнастики как вида спорта
Художественная гимнастика - ациклический, сложнокоординационный вид спорта. Специфика данного вида спорта предъявляет требования к развитию и совершенствованию тонкой координации движений, чувства ритма. Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это требует точности воспроизведения и дифференцирования пространственных и силовых параметров движений, быстроты реакции на движущийся объект, внимания и мышления [9, 10, 26, 28, 34, 35, 249].
Занятия художественной гимнастикой требуют от спортсменок: - выразительности движений (композиция, ритмический рисунок движе ний, пластичность и динамичность, изящество исполнения, красота линий и ДРО; - высокой координационной сложности движений; - высокой стабильности движений.
Также можно выделить сравнительно раннюю специализированную подготовку, начиная с 4-5-летнего возраста [2, 88, 172].
В соревновательную программу по художественной гимнастике входят упражнения с предметами и без предмета. Они отражают специфику и являются ее основным содержанием.
Упражнения с предметами являются основой классификационной программы по художественной гимнастике. Используются следующие предметы: обруч, булавы, скакалка, мяч и лента.
Предметная подготовка предъявляет все большие требования к сложности и оригинальности упражнений с предметами.
Таким образом, значимость координации движений в художественной гимнастике все более возрастает в связи с увеличением разнообразия, объема и сложности техники элементов, выполняемых гимнастками [3, 8, 18, 172].
В художественной гимнастике большое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие пространственно-временной координации: броски предметов на различную высоту, перекаты на определенное расстояние, жонглирование двумя предметами.
Занимаясь данным видом спорта, девочки выполняют упражнения, которые включают в себя не только перемещения по площадке, но и различные прыжки, повороты, равновесия, а также сложные акробатические движения, что подтверждает значимость развития способности к ориентации в пространстве [23].
Большое значение в художественной гимнастике имеют ритмические характеристики двигательного действия. Каждое движение выполняется с различной скоростью и величиной прилагаемых усилий. Равномерное чередование больших и малых усилий создает оптимальный ритм упражнения, при котором нагрузка сменяется отдыхом. Это вносит определенный порядок в дея- тельность всех органов, мышечных групп и физиологических систем [1, 61, 62]. Также, в художественной гимнастике упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, где необходимо согласовывать движения с музыкальным ритмом.
Кинестетическая способность значима для успешного выполнения действий с предметами в художественной гимнастике. Гимнастка выполняет упражнения с пятью предметами, различными по массе, форме, фактуре, специфики движений, поэтому гимнастке необходимо тонко дифференцировать мышечные усилия при работе с различными предметами. В зависимости от условий гимнастические упражнения требуют различных усилий. Манипулирование предметами в пространстве отличается выполнением двигательных актов в изменяющихся условиях: работа с предметом на месте и в прыжке, в сочетании с поворотами и танцевальными движениями и так далее. Основные параметры движений и их характер зависят от особенностей предмета [167, 249].
Реагирующая способность проявляется в художественной гимнастике в условиях, когда гимнастка должна реагировать на движение объекта так, чтобы остановить или зафиксировать его каким-либо способом в определенной точке. В художественной гимнастике наиболее распространенные задачи - определение траектории, направления, скорости полета предмета. Спортсменке необходима не только быстрая реакция, но и дифференцирование действий в сочетании расчета с определенным положением предмета в пространстве и во времени [104, 134, 249].
Ранняя спортивная специализация требует от девочек 5-6 лет выполнения сложнокоординационных связок движений под музыку, где необходимо точно оценивать параметры движений (пространственные, временные, силовые) для управления и корректировки действий при работе с предметом. Одна из задач занятий с юными гимнастками, с точки зрения развития координации движений и подготовке к работе с предметами - сформировать наибольшее количество простейших двигательных навыков [83, 162, 173].
В настоящее время, очевидно, что одной из основных задач начального специализированного обучения в художественной гимнастике является развитие КС (общих и специфических) с целью формирования навыков владения предметами на основе базовой системы движений, а также целенаправленное использование упражнений, развивающих мелкие мышцы кисти, которые наиболее важны в работе с предметами [101, 170, 248].
Основу методики подготовки гимнасток на различных этапах подготовки предписывают официальные документы, такие как - учебная программа СДЮСШОР (1991) и правила соревнований по художественной гимнастике (2003). Учебная программа СДЮСШОР определяет специфику учебно-тренировочной деятельности, а правила соревнований - специфику соревновательной деятельности гимнасток.
Понятие «координация движений», «координационные способности», классификация координационных способностей
В научно-методической литературе существует множество вариантов определения понятий «координация», «координационные способности», «ловкость», но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу.
На наш взгляд, это связано с тем, что КС человека представляют собой многогранное и сложное образование.
В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический) [128].
С точки зрения физиологии, координация - это согласование деятельности различных органов и систем животного организма, обусловленное сочетанием возбуждения и торможения в ЦНС.
Сущность координации весьма различно понимается исследователями. Согласно распространенному определению Н. А. Бернштейна (1947): «Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему». Подобной терминологии придерживается ряд ученых А. А. Ухтомский (1927), Е.К.Жуков (1963).
По мнению Ю. В. Верхошанского (1980), координация - это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека.
Ч. Шеррингтон (1969) впервые ввел понятие о координации, как о согласовании во времени и пространстве отдельных рефлексов как составных единиц нервной интеграции.
Применительно к спорту, из общей проблемы координации движений можно выделить аспекты изучения двигательной координации, как «согласованных сочетаний движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременных, последовательных, в соответствии с двигательной задачей, внешним окружением и состоянием спортсмена». В таком понимании, отмечает Д. Д. Донской (1969), координация движений содержит в себе критерий качества системы движений, ее целесообразности, соответствия задаче и условиям: «существо координации не только в управляемости органов движения, но и в успешности решения двигательной задачи в конкретных условиях». В. С. Гурфинкель (1965) дает аналогичное определение координации, рассматривая ее как способность реализовать движение в соответствии с его замыслом.
Координация движений является объективным показателем развития двигательной функции [99, 100, 230].
Под двигательной координацией G. Schnabel (1973) понимает способность спортсмена целенаправленно управлять своими движениями в соответствии с заранее поставленными задачами.
В. М. Зациорский (1970) рассматривает двигательную координацию как согласованное, одновременное и последовательное выполнение движений.
Обобщая литературные данные, можно сказать, что координация движений (двигательная координация) является интегральным процессом эффективного управления движениями в соответствии с заданной целью, внешними условиями, состоянием организма, его индивидуальными особенностями.
Вместе с этим, необходимо отметить, что в теории и практике физического воспитания многие авторы обычно оперируют понятиями «двигательная координация», «координационные способности», понимая их как тождественные [90, 136, 153]. Однако в общетеоретическом плане в проблеме способностей остается много противоречий и острых дискуссионных моментов.
На это указывает Е. П. Ильин [92, 93, 95], рассматривающий два подхода к решению проблемы способностей: личностно-деятельностный и функционально-генетический. Автором обосновывается перспективность второго подхода, который устраняет многие противоречия, присущие первому, позволяет изучать способности не только в онтогенетическом, но и в филогенетическом аспекте, а также объясняет многие практические приемы развития способностей. Способности существуют только в развитии и возникают лишь в процессе конкретной деятельности человека.
По мнению Б. В. Евстафьева (1990), координационные способности - это вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий.
Подобной терминологии придерживается ряд исследователей [38, 39, 53, 82, 92, 94].
В. И. Лях (1984) считает, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Это определение соответствует пониманию в трудах Н. А. Бернштейна природы координации и ловкости. Аналогичного мнения придерживается ряд авторов [5, 45, 46].
Характеристика тестовой программы измерения и оценки способностей к координации движений рук
Разработанная нами тестовая программа была направлена на измерение и оценку уровня развития следующих способностей к координации движений рук, значимых для художественной гимнастики: реагирующая способность: кинестетическая способность; ритмическая способность; способность к ориентации в пространстве; способность к переключению двигательных действий.
Тесты, отражающие уровень развития координации движений рук, были подобраны таким образом, чтобы в них были задействованы различные сенсорные системы: двигательная, зрительная, слуховая, тактильная. Тесты проводились для обеих рук, с целью определения двигательной асимметрии (латеральных предпочтений) и возможностей обеих рук.
Реагирующая способность (способность к проявлению реакции после действия слухового, зрительного, тактильного раздражителя) оценивалась по времени простой сенсомоторнои реакции на свет и на звук, времени реакции на движущийся объект, времени реакции выбора, реакции хватания вертикально падающего объекта. Для измерения времени реакции использовалась программа «Исследователь временных и пространственных свойств человека» (ИВПС) (С. В. Нопин, Ю. В. Корягина, 2003).
Время простой сенсомоторнои реакции (ПЗМР) определялось от момента предъявления светового (геометрическая фигура) или звукового сигнала до реакции испытуемого нажатием кнопки «ответ» пальцем руки на клавиатуре компьютера. Время реакции измерялось с помощью системного таймера путем вычисления разницы между временем начала подачи светового или звукового стимула и временем реакции на него. В тесте на определение простой зрительной реакции световым стимулом служит красный круг, возникающий на экране монитора, при определении простой слуховой реакции звуковым стимулом является сигнал широкого спектра длительности около 2 с. При появлении светового (звукового) сигнала испытуемому как можно быстрее необходимо нажать на клавишу «пробел». Аналогичным образом тестируется другая рука.
Сложная сенсомоторная реакция (реакция выбора из двух альтернатив) оценивалась по времени реагирования на два различных стимула (большой и малый красные круги). Необходимо отреагировать нажатием клавиши «пробел» только на появление малого круга. Компьютер автоматически фиксирует время от появления малого круга до нажатия клавиши, а также количество ошибочных реакций. Аналогичным образом тестируется другая рука.
Исследование реакции на движущийся объект (РДО) заключается в слежении испытуемым за красным кругом, двигающимся по спирали к центру экрана монитора, окончание движения является стимулом для определения времени двигательной реакции. Компьютер автоматически подсчитывает время реагирования, а также количество опережающих и запаздывающих реакций. Аналогичным образом тестируется другая рука.
Уровень развития реагирующей способности оценивался по реакции хватания вертикально падающего объекта по методике С. А. Думанина (1978). Данный тест параллельно оценивает одну из важных в художественной гимнастике функций рук - хватательную.
Исходное положение испытуемого: основная стойка, рука согнута в локтевом суставе (угол 90), ладонью внутрь, пальцы выпрямлены. Экспериментатор устанавливает 40см линейку на расстоянии 1-2см от ладони параллельно ее плоскости. Нулевая отметка находится на уровне нижнего (наружного) края ладони. Экспериментатор отпускает линейку. Испытуемый должен как можно быстрее поймать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нулевой отметки до нижнего края, ладони. Тест проводится 3 раза для каждой руки, определяется средний результат их 3-х попыток.
Кинестетическая способность оценивалась по: 1) тактильно-кинестетической чувствительности; 2) точности воспроизведения усилия; 3) точности воспроизведения заданной амплитуды движения руки.
Для определения уровня развития тактильно-кинестетической чувствительности рук использовался тест «Перекладывание фишек» [233]. Данная методика позволяет косвенно оценить деятельность различных сенсорных систем организма: тактильной, двигательной, зрительной, слуховой.
В ограниченном пространстве (коробочка размером 15x19 см) рассыпаются фишки различных диаметров: крупного - 20мм, среднего - 15мм, мелкого -5мм. Используется по 10 фишек каждого диаметра. После команды «Начали!» испытуемый, взяв рукой фишку крупного диаметра, должен положить ее в- коробочку, стоящую рядом. Затем подобное действие он выполняет со второй фишкой такого же диаметра и т.д., пока не будут собраны все фишки. После того, как собраны фишки крупного диаметра, они перемешиваются с остальными фишками и испытуемый по сигналу начинает собирать фишки следующего размера. Так до тех пор, пока задание не будет выполнено с фишками других диаметров. Фиксируется время перекладывания фишек каждого диаметра.
Примечание: можно использовать подобный тест «Укладывание пуговиц в коробку» для детей до 5 лет. Перед испытуемым ставится коробка, перед коробкой раскладывается 20 пуговиц (диаметром 20мм). По сигналу испытуемый должен уложить в коробку по одной пуговице. Тест ограничивается временем в 25 с. и считается невыполненным, если по истечении срока осталась хотя бы одна пуговица. Тест проделывается для обеих рук. Допускается повторение теста при неудаче, но не более 2-х раз.
Характеристика экспериментальной методики развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки
В условиях тренировочной и соревновательной деятельности различные виды КС обычно проявляются как в тесном взаимодействии друг с другом, так и с другими физическими качествами, а также с различными сторонами подготовленности спортсмена - технической, тактической, психологической.
В связи с этим, целенаправленное развитие различных видов КС прямо или косвенно благоприятствует развитию отдельных физических качеств и расширению технического арсенала спортсмена [181].
Правила соревнований в художественной гимнастике постоянно усложняются и к подготовленности гимнасток предъявляются более высокие требования, в частности на этапе начальной подготовки.
Полученные нами данные согласуются с данными различных исследователей [20, 111, 146, 159, 211, 229, 234] в том, что дошкольный и младший школьный возраст являются благоприятными периодами для развития координации движений рук, так как именно в этот период наблюдаются наибольшие темпы прироста изучаемых показателей.
Результаты проведенного нами поискового эксперимента позволили разработать методику развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
При разработке экспериментальной методики учитывалось содержание Учебной программы СДЮСШОР по художественной гимнастике (1991г.) для юных гимнасток первого года обучения.
Методологической основой разработанной методики явились общие закономерности возрастного развития человека и гетерохронности физического развития (П. К. Анохин, И. А. Аршавский, В. К. Бальсевич, Д. Д. Донской,
B.C. Фарфель), основные положения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (Б. А. Ашмарин, Ю. Ф. Курамшин, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, К. К. Платонов), теоретические положения о сущности и подходах к развитию координации движений (В. К. Бальсевич, Н. А. Бернштейн, А. А. Гужаловский, В. И. Лях).
При обосновании методики мы руководствовались общедидактическими принципами: сознательности, активности, наглядности, доступности, постепенности, последовательности выполнения упражнений и индивидуализации.
Основными в подготовке гимнасток являлись задачи на развитие специальных способностей к координации движений рук, играющих ведущую роль при подготовке к будущей специфической работе с предметами: реагирующая способность, кинестетическая способность (тактильно-кинестетическая, способность к воспроизведению пространственных и силовых параметров движений), способность к переключению двигательных действий, ритмическая и ориентационная способности, а также согласованная работа правой и левой рук.
Цель методики - развитие координации движений рук у юных гимнасток в режиме учебно-тренировочных занятий. Нами были использованы специальные упражнения, разработанные с учетом специфики мышечной деятельности, сенситивных периодов развития различных видов координации движений и их взаимосвязи с физическими качествами.
Методика состоит из тестирующей и обучающей частей (рис. 21).
Тестирующая часть предусматривает измерение и оценку показателей развития различных видов способностей к координации движений рук. Содержание тестирующей части представлено нами в разделе 3.1. Оценка координационных способностей осуществляется с помощью шкал дифференцированной оценки (приложение 3).