Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Смирнова, Юлия Владимировна

Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения
<
Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова, Юлия Владимировна. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Смирнова Юлия Владимировна; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.].- Санкт-Петербург, 2013.- 253 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/491

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы повышения эффективности занятий физическими упражнениями на современном этапе посредством музыкального сопровождения 23

1.1. Проблемы и тенденции развития отечественной физической культуры на современном этапе 25

1.2. Историческая взаимосвязь занятий физическими упражнениями и музыки 30

1.3 Занятия физическими упражнениями с использовани ем музыкального сопровождения в исторической практике физической культуры России 41

1.4. Современные научные исследования по вопросам использования в физической культуре музыкально го сопровождения 46

1.5. Влияние музыки на организм и психику человека 52

Выводы по 1 главе 64

Глава 2. Методы и организация исследования 66

2.1. Методы исследования 66

2.2. Организация исследования 84

Глава 3. Разработка и теоретическое обоснование технологии регулирования процесса занятий физической культурой по средством музыкального сопровождения 88

3.1. Состояние вопроса занятий физическими упражнения ми с музыкальным сопровождением в современной практике 89

3.1.1. Результаты анкетирования специалистов физической культуры по вопросам использования в занятиях физическими упражнениями музыкального сопровождения 89

3.1.2. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок при составлении и проведении комплексов физических упражнений под музыку 95

3.2. Теоретическое обоснование технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музы кального сопровождения 103

3.2.1. Обоснование музыкального сопровождения занятий физическими упражнениями как средства современной физической культуры 103

3.2.2. Цель, задачи и функции музыкального сопровождения занятий физической культурой 107

3.2.3. Типы музыкального сопровождения занятий физическими упражнениями и их характерные особенности 111

3.2.4. Значение средств музыкальной выразительности и возможности их влияния в регулировании занятий физическими упражнениями 118

3.2.5. Общие и частные требования к подбору музыкального сопровождения занятий физическими упражнениями 125

3.2.6. Основные подходы к разработке технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения... 32

Выводы по 3 главе

Глава 4. Экспериментальная обоснование эффективности технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровож дения 146

4.1. Эффективность применения технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством му зыкального сопровождения для развития двигательных и музыкальных способностей занимающихся 146

4.2. Воздействие применения разработанной технологии на функциональное состояние занимающихся 157

4.3. Результаты использования технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения для влияния на психическое состояние занимающихся 162

4.4. Влияние использования разработанной технологии на интерес занимающихся к занятиям физическими упражнениями 183

Выводы по 4 главе 187

Заключение 188

Выводы 189

Список литературы

Введение к работе

Актуальность. Среди наиболее значимых проблем российского общества в последние годы является существенное снижение уровня физического и психического здоровья населения, рост числа заболеваний, имеющих психосоматическую этимологию, причём – практически во всех возрастных группах на фоне снижения интереса к физкультурным занятиям (Пономарёв Г.Н., 2003.; Горбунова О.В., 2008. Горелов А.А., Румба О.Г., Балышева Н.В., 2010. Филиппов С.С., Карамышева Т.Н,, 2011 и др.).

Физическая культура, откликаясь на вызовы времени, разрабатывает новые (Григорьев В.И., 2012; Сайкина Е.Г., 2009; Фёдорова О.В., 2012; Шурпач М.В., 2012 и др.) и модернизирует традиционно существующие (Бальсевич В.К., 2010; Волосникова Т.В., 2011; Лубышева Л.И., 2009 и др.) средства, формы и технологии для выхода из этой критической ситуации. Являясь неотъемлемой частью жизни общества и современной науки, под воздействием общих тенденций она также трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук. Следует особо отметить, что преобразования в сфере физической культуры обусловлены не только развитием её теоретико-методологических основ, но и запросами практики. Её важнейшей, магистральной задачей является повышение уровня физического и психического здоровья населения, что тесно взаимосвязано с уровнем интереса к физкультурным занятиям российских граждан, а также с насущной необходимостью добиться указанных результатов, не превышая жёсткий временной регламент на занятия физическими упражнениями, обусловленный высокими нагрузками и занятостью всех возрастных и социальных страт.

Существенные возможности для решения поставленных задач, на наш взгляд, может иметь сопряжённое воздействие физических упражнений и музыкального сопровождения с учётом специфических возможностей его влияния на развитие двигательных способностей, организм и психику занимающихся, а также широких возможностей использования для оптимизации организации занятий.

Ретроспективный анализ становления и развития физической культуры убедительно доказывает её неразрывную связь с музыкальным искусством (Дюпперон Г., 1927; Кун Л., 1982; Голощапов Б.Р., 2004; Коджаспиров Ю.Г., 1997 др.).

Степень разработанности проблемы. Вопросы использования в занятиях физическими упражнениями музыкального сопровождения вызывают определённый интерес у научного сообщества.

В основном, исследования по данной тематике посвящены вопросам регулирования интенсивности упражнений с использованием темпо-ритмовых характеристик музыкального сопровождения (Беженцева Л.М., 2006; Дикаревич Л.М., 1995; Ишанова О.В., 2008). В ряде исследований рассматриваются особенности тренировочного процесса с использованием музыкального сопровождения: юных рок-н-роллистов (Балунова Е.Н., 2008), спортсменов-гиревиков (Борисевич С.А., 2003; Кулагин С.И., 2002), футболистов (Пармузина Ю.В.,2006); в занятиях степ-аэробикой (Жерносек А.М., 2007), ритмической гимнастикой (Ростовцева М.Ю., 1990), аэробикой (Ишанова О.В., 2008) и др.

Ряд авторов в своих исследованиях приводили данные о влиянии музыкальной стимуляции на занятиях на интерес к ним занимающихся (Горина Е.В.,2006; Сайкина Е.Г., 2009; Чибисова Т.В., 2003, Чуб А.А., 2006 и др.).

Следует отметить, что указанные исследования изучали, в основном, отдельные аспекты и чаще носили либо описательный, либо узко-прикладной характер, не предполагающий экстраполяции за пределы тех видов занятий физическими упражнениями, с тем контингентом, для которых были выполнены разработки.

Наиболее значимым в указанном проблемном поле является докторское исследование Ю.Г. Коджаспирова (1994), посвящённое психолого- педагогическим основам оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки.

Проведённое нами исследование отличается от перечисленных выше работ универсальностью разработанной технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения которая базируется на междисциплинарном и холистическом подходах, обладает достаточной вариативностью и мобильностью, позволяющей её использовать, в зависимости от приоритетной задачи, во всех видах физической культуры, с разным контингентом занимающихся.

Влияние музыки на человека известно с глубокой древности и доказано учёными современности (Сеченов И.М., 1952; Шушарджан С.В., 1998; Рудестам К., 2006; Nilsson U., 2009; Patel A.D., 2009; Sutoo D., Akiyama К., 2004 и др.), однако она является весьма сложным инструментом воздействия на организм и психику (Дорфман Л.Я., 1981; Коджаспиров Ю.Г., 1994 и др.).

Таким образом, широкое использование музыкального сопровождения в современной физической культуре при довольно стихийной практике её применения актуализируют социально-педагогическую проблему грамотного и научно-обоснованного применения музыкального сопровождения в занятиях физическими упражнениями и их регулировании.

Указанное обусловило проблемную сущность данного исследования и ряд противоречий между:

потребностями занимающихся в оздоровительном воздействии на организм и психику, большими возможностями сопряжённого влияния на них занятий физическими упражнениями с музыкальным сопровождением, имеющимися научными исследованиями в этой области, и стихийностью практического применения музыки в физкультурной практике на современном этапе;

применением во всех видах современной физической культуры музыкального сопровождения и отсутствием его типологизации, чётко сформулированных и обоснованных требований к подбору и применению;

научной обоснованностью воздействия музыки на общефункциональную деятельность человека, тесной взаимосвязи мышечных и слуховых ощущений и отсутствием разработанных научно-методических основ регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения.

Таким образом, научная задача исследования состоит в обосновании возможности регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения на основе сформулированных требований к его подбору, разработки типологизации, экспериментальной проверке эффективности технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения и её влияния на развитие двигательных и музыкальных способностей занимающихся, их функциональное и психическое состояние, повышение интереса к физкультурным занятиям.

Гипотеза исследования. Предполагается, что разработка научно-обоснованной технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения будет способствовать более эффективному развитию двигательных и музыкальных способностей занимающихся, улучшению их функционального и психического состояния, повышению интереса к занятиям за счёт учёта: особенностей сопряжённого воздействия на них физических упражнений и музыкального сопровождения; влияния средств музыкальной выразительности.

Объект исследования – занятия физическими упражнениями с музыкальным сопровождением.

Предмет исследования – технология регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения.

Цель исследования – научно-экспериментальное обоснование технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы задачи исследования:

  1. Проанализировать процесс занятий физическими упражнениями с музыкальным сопровождением, выявить его проблемы и противоречия и определить основные тенденции.

  2. Обосновать и разработать технологию регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения.

  3. Оценить эффективность влияния технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения на развитие двигательных и музыкальных способностей занимающихся, их функциональное и психическое состояние, повышение интереса к занятиям физическими упражнениями.

Научная новизна заключается в том, что:

впервые разработана и обоснована с позиций междисциплинарного и холистического подхода технология регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения;

систематизированы и сформулированы общие и частные требования к подбору и применению музыкального сопровождения, выявлены его типы по приоритетной задаче использования в практике современной физической культуры, определены функции;

впервые определены проблемы и противоречия использования в практике современной физической культуры музыкального сопровождения, выявлены основные ошибки в его применении.

Теоретическая значимость исследования заключается в проведении теоретического анализа взаимосвязи движения и музыки, определении их сопряжённого воздействия на организм и психику человека, обосновании музыкального сопровождения как средства физической культуры, относящегося к методическим факторам, определении путей оптимизации использования музыкального сопровождения в физкультурных занятиях для решения основных задач.

Результаты исследования обогащают теорию и методику физической культуры и оздоровительной тренировки, расширяя и дополняя представления о:

- подборе к занятиям физическими упражнениями музыкального сопровождения на основании полученных новых знаний о его типах и функциях;

- особенностях проведения занятий физической культурой с использованием музыкального сопровождения;

- возможностях регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения по критерию «увеличение – уменьшение» для его оптимизации, развития двигательных и музыкальных способностей занимающихся, улучшения их функционального и психического состояния, интереса к занятиям физическими упражнениями.

Практическая значимость исследования обусловлена его прикладностью и отражена в задачах исследования.

Полученные экспериментальные данные по реализации разработанной технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения, подтверждающие её эффективность, включены в лекционные и практические курсы для студентов факультета физической культуры «Технология организации и проведения физкультурных занятий с музыкальным сопровождением», курсов повышения квалификации «Музыкально-танцевальный экспрессивный тренинг». Разработанные практические рекомендации внедрены в работу фитнес-клубов г. Санкт-Петербурга, учреждения дошкольного, школьного и дополнительного образования, в учебно-тренировочный процесс с женщинами- военнослужащими в военных учреждениях высшего профессионального военного образования.

Практическую ценность имеют 4 изданные учебные пособия.

Практическая значимость исследования подтверждается 6 актами внедрения.

Теоретическую основу исследования составили:

основные философские идеи о единстве духовного и телесного начала человека, взаимосвязи движения и музыки, позволяющие раскрыть сущность и роль музыкального сопровождения в физической культуре; идеи о всеобщей взаимосвязи и развитии явлений объективной действительности;

междисциплинарный и холистический подходы, которые позволили на основе знания из разных областей науки разработать технологию регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения, использование которой позволяет оказывать воздействие как на организм, так и на психику человека.

основные положения теории физической культуры, её исторические, потребностно-деятельностные аспекты (Ашмарин Б.А., 1990; Пономарёв Г.Н., 2003; Железняк Ю.Д., 2004; Кадыров Р.М., 1997; Курамшин Ю.Ф.2003; Матвеев Л.П., 1991, 2003; Филин В.П., 1997; Хуббиев Ш.З., 2007; и др.);

исследования в организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях различного типа и вида (Григорьев В.И., 2010; Горелов А.А., 2010; Евсеев С.П., 2005; Лукьяненко В.П.,2002; Сайкина Е.Г., 2009; Трушкин А.Г. 2000; Филиппов С.С., 2005 и др.);

научные работы по проблеме применения музыкального сопровождения в физической культуре и спорте (Жерносек А.М., 2007; Ю.Г. Коджаспиров,1994; С.И. Кулагин, 2002; Шумакова Н.Ю., 2006 и др.);

исследования, содержащие частные аспекты применения в занятиях физическими упражнениями с различным контингентом занимающихся музыкального сопровождения (Горина Е.В., 2006; Ишанова О.В., 2008; Пармузина Ю.В., 2008; Ростовцева М.Ю., 1990; Ротерс Т.Т., 2002; Терехина Р.Н., 1997 и др.);

психофизиологические механизмы влияния музыки на человека, работы в области музыкальной и танцевальной терапии (Сеченов И.М., 1929; Брусиловский Д.Б., 1988; Теплов Б.М.; Декер-Фойгт Д.-Г., 2003; Петрушин В.И., 2000; Шушарджан С.В.,1998; Шкурко Т.А., 2003 и др.)

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; ретроспективный анализ; опрос (анкетирование, беседы), педагогическое наблюдение, экспертная оценка, педагогическое тестирование двигательных и музыкальных способностей; тестирование функционального состояния; психологическое тестирование школьной тревожности, психического состояния; педагогический эксперимент; методы математической статистки.

Организация исследования.

На первом этапе (2005 – 2008) определена проблемная ситуация и осуществлён анализ фундаментальных литературных источников по теме исследования, проведены: педагогические наблюдения; анкетирование и опрос педагогов и учащихся школ, специалистов физической культуры в рамках изучаемой проблемы; сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе (2008 – 2011 гг.) сформулированы требования к подбору музыкального сопровождения занятий физической культурой, определены его типы, функции, роль и место в современной физической культуре.

Разработана и теоретически обоснована технология регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения. Проведены педагогические эксперименты по определению её эффективности.

Создана и внедрена в практику программа курса по выбору «Технологи организации и проведения физкультурных занятий с музыкальным сопровождением» для студентов факультета физической культуры, разработана программа курсового обучения «Музыкально-танцевальный экспрессивный тренинг» для слушателей курсов повышения квалификации. Опубликованы учебно-методические пособия, тестовые задания.

На третьем этапе (2012 – 2013 гг.) подведены основные итоги диссертационного исследования, проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.

Проведена математическая обработка результатов исследования и оформлена диссертационная работа.

В исследовании приняли участие дети младшего и среднего школьного возраста, преподаватели физкультурных вузов, специалисты по физической культуре и фитнесу г. Москва, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, всего – 863 человека.

Педагогические эксперименты проводились самостоятельно и совместно с Е.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой, Е.В. Виноградовой, Е.Н. Купчиной, И.Г. Дивлет-Кильдеевой и др.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и основных выводов диссертации обеспечивается современной методологической базой, репрезентативностью выборки, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования и их адекватностью поставленным цели и задачам, статистической достоверностью полученных данных, корректностью математических расчетов и интерпретацией выводов и экспериментальной проверкой гипотезы и практических рекомендаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Разработка научно-обоснованной на основе междисциплинарного подхода и интеграции отраслей научного знания физической культуры, психологии и музыкальной терапии, технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения и её внедрение в занятия физическими упражнениями с использованием музыкального сопровождения будет способствовать разрешению их проблем и противоречий.

  2. Музыкальное сопровождение занятий физическими упражнениями является средством современной физической культуры, относящимся к методическим факторам и выполняет психорегулирующую, аксиологическую, гедонистическую, эстетическую и оптимизирующую функции при условии соблюдения общих и частных требований к его выбору и применению, учёте характеристик его типов.

  3. Эффективность технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения обеспечивается за счёт учёта особенностей сопряжённого воздействия физических упражнений и средств музыкальной выразительности по критерию «Повышение – понижение» на развитие двигательных и музыкальных способностей, функциональное и психическое состояние занимающихся и повышение их интереса к физкультурным занятиям.

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы.

Основные положения и результаты исследования представлены на:

научно-практических конференциях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (2004 – 2012гг.);

Всероссийских научно-практических конференциях в Санкт- Петербурге (2005, 2006, 2008, 2009), Петрозаводске (2005), Уфе (2008), Томске (2011); Сочи (2012), Москве (2013);

Международных научно-практических конференциях и конгрессах в Санкт-Петербурге (2005, 2006, 2011), Белгороде (2011);

IX Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (Санкт-Петербург, 2006).

По теме диссертации опубликована 31 работа, в том числе 3 статьи в журналах, включённых в перечень ВАК, 4 учебно-методических пособия.

Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс учреждений дошкольного, школьного, дополнительного и высшего образования г. Санкт-Петербурга, в научно-методических центрах Фрунзенского и Выборгского районов г. Санкт-Петербурга.

Опубликованные по теме работы статьи и учебно-методические пособия использовались в диссертационных работах Кузьминой С.В. (2011), Рачицкой А.И. (2010), Шурпач М.В. (2012).

Структура и объём диссертации:

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, выводов, списка литературы и приложений.

Основная часть диссертации изложена на 190 страницах компьютерного текста, включая 3 таблицы, 18 рисунков, 7 приложений.

Список литературы насчитывает 176 наименований, из них 5 на иностранных языках.

Историческая взаимосвязь занятий физическими упражнениями и музыки

Социокультурные, политические, экономические изменения, происходящие в России в последние десятилетия, потребовали преобразований во всех сферах жизни общества. Указанное оказало своё влияние на развитие отечественной науки, сформировав социальный заказ в различных областях научного знания. Соответственно, теория физической культуры получила мощный импульс к развитию в соответствии со всё возрастающими запросами практики .

В ответ на вызовы времени, в нашей стране появился широкий выбор направлений занятий, способный удовлетворить разнообразные потребности индивида как в двигательной активности, оздоровлении организма и психики, так и в эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса. Одной из ключевых позиций в этом вопросе является поиск путей повышения эффективности занятий физическими упражнениями, которые являются основным, главным средством физической культуры.

Немаловажную роль при этом играет то, что большое число современных направлений и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Вместе с тем, музыка всё чаще применяется и в традиционных формах физкультурных занятий в учреждениях дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального образования.

Однако, как показали проведённые нами на протяжении 8 лет исследования, этот процесс на современном этапе носит в большей части эмпирический, а зачастую - стихийный характер. Имеющая место акцентуация на двух аспектах: эффекте повышения эмоциональности занятий и музыкального оформления упражнений (композиций), при игнорировании мощного оздоровительного потенциала комплексного воздействия физических упражнений и музыки на организм и психику занимающихся, его организационных возможностей, в значительной степени обедняет возможности применения музыки в физкультурной практике.

Также необходимо особо подчеркнуть, что музыка является весьма сложным, специфичным и многогранным инструментом воздействия на физическое и психическое состояние человека, и может давать весьма различный эффект, как положительный, так и отрицательный, на что указывают многочисленные исследования отечественных {Кулагин СИ. Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков: дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2002. 241 с; Леви М. Музыка для жизни: функциональная музыка как явление современной культуры. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levi.ru/houses/mus_apteka/ max_funct_ music.shtml. (дата обращения 29.03.2010).; Полякова В.Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции: Автореф. дис. канд. мед. наук. Пермь, 1968. 26 с.) и зарубежных авторов (Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / пер. с англ. Ю. В. Князъкиной. М.: Теревинф, 2004. -208 с; Sutoo D., Akiyama К. Music improves dopaminergic neurotransmission: demonstration based on the effect of music on blood pressure regulation. // Brain Research. 2004. Vol. 1016. Issue 2.6. August. P. 255-262.; Hughes, J., Daaboul Y., Fino, J., Shaw, G. The Mozart effect on epileptiform activity // Clin Electroencephalogr, 2007. №29 (3). P. 109-119. и др.).

Соответственно, для решения задачи повышения эффективности занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения важно провести теоретический анализ и осмысление вопросов его грамотного использования, что представляет собой определённую социально-педагогическую проблему, требующую своего решения.

Современный этап развития физической культуры в России характеризуется поиском эффективных путей решения задач укрепления и сохранения здоровья населения, что обусловлено его существенным снижением в последние годы, причём - практически во всех возрастных группах и социальных стратах, что доказано данными официальной статистики и многочисленными научными исследованиями {Пономарёв Г.Н. Высшее профессиональное образование в области физической культуры: состояние, предпосылки и направления обновления: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 262 с; Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009. 477 с; Чуб А.А. Формирование ценностного отношения школьников средних классов к физической культуре и спорту в процессе подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях: дис...канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 182 с; Ядова Р.Х. Формирование речевой культуры младших дошкольников средствами физического воспитания: дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 263 с. и др.). При этом снижение интереса к традиционным занятиям физической культурой в данной ситуации играет свою, весьма существенную роль, усугубляя положение {Сайкина Е.Г, Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом //Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: Изд-во СПбГУФКим. П.Ф. Лесгафта, 2008. № 4 (38). С. 68-71.).

Организация исследования

Однако влияние музыки на физическое и психическое состояние человека, его эмоциональные реакции является достаточно тонким и сложным явлением и нуждается в более детальном изучении.

Опыт человечества, накопленный с древнейших времён и уходящий корнями на зарю человечества содержит знания о воздействии музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями. В древности выделяли 3 направления её влияния на человека: на духовную сущность; на интеллект; на физическое тело (Происхождение и истоки музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://all.ast63.ruZ2.html (дата обращения 30.09. 2009.; Светов М. Энергетика музыки. Могущество и волшебство звука [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://besrworld.getbb.ru/viewtopic.php?f=21 &t=57. (дата обращения 30.09. 2009).

Эти известные с древности направления подтверждены и обоснованы современными учёными, которые определили, что музыка обладает несколькими видами воздействия: 1. Психо-эстетическим - возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд. 2. Физиологическим - с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма. 3. Вибрационным - звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне (Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров P.M. Музыкальное сопровождение в физической культуре: учеб.-метод. пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009, 2010. 107 с).

Учеными было доказано, что воздействие музыки зависит и от вку сов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые ему субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давле ния, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма) {Леви М. Музыка для жиз ни: функциональная музыка как явление современной культуры. Сравни тельный анализ зарубежного и отечественного опыта [Электронный ре сурс]. Режим доступа: http://www. levi. ru/houses/mus jxpteka /max /unci jnusic.shtml. (дата обращения 29.03.2010).

Нормальное человеческое ухо воспринимает довольно широкий диапазон интенсивностей звука. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности, в корковых структурах головного мозга. Человеческое ухо способно воспринять колебания в диапазоне 16-20000 Гц. Они могут оказывать весьма существенное влияние на различные биологические процессы {Ремизов, А.Н., Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика: учеб. для вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. 560 с: ил.).

Наиболее кратко и обобщённо процесс восприятия музыки и её воздействия на человека можно описать следующим образом: музыкальный инструмент (группа музыкальных инструментов, голос человека) издаёт последовательность звуков различной высоты, тембра, громкости, продолжительности, в определённом ритме и темпе, далее звуковой сигнал (серия сигналов) поступает в слуховую систему человека), далее проходит сложный процесс передачи сигнала в головной мозг, где происходит обработка сигнала и, в зависимости от ряда факторов, осуществляется процесс восприятия его человеком, пробуждение соответствующих ассоциаций и эмоций. Вместе с тем, существует и вибро-акустическое воздействие звуков музыки, оказывающих своё непосредственное физическое воздействие в зависимости на клеточном уровне на различные органы и системы организма человека от частоты (явление резонанса) {Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров P.M., 2010- там же).

Воздействие той или иной музыки на человеческий организм и психику многогранно и зависит от многих факторов.

О том, что музыка может лечить, было известно еще в глубокой древности. Традиция лечения музыкой успешно развивалась в Китае и в Древней. В Ведах, одно из собраний текстов посвящено ритуальной музыке. В Библии, в Первой книге Царств повествуется о владении исцеляющим музыкальным искусством в среде древних евреев. В арабской, древнегреческой культуре, а также культуре античного Рима музыка также широко применялась в медицинской практике (Лосев А. Ф. Музы // Мифы народов мира. М., 2005. Т. 2. С. 177-179.).

В диссертационной работе Е.Г.Сайкиной (1997), отмечено, что античные мыслители - в том числе великие философы и учёные Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Эвклид, Птолемей - много писали о смысле и роли музыки, о её многостороннем действии на человека. В книгах «Государство» и «Законы» Платон обосновал ведущее место музыки в воспитании граждан будущего идеального государства. Согласно учению Платона, медицина, земледелие, кораблевождение, военное искусство и музыка находятся в одном ряду. Аристотель, развивая идеи Платона, разработал учение о катарсисе - исключительно сильном переживании от восприятия произведения искусства, которое порождает духовное очищение человека (Сайкина Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997. 186 с).

В средневековье практика отношения к музыке как искусству, созданному для помощи человеку, была двойственной. С одной стороны отрицание, но с другой развитие учения о гармонии музыки, которая есть не только согласованность звуков, но и свидетельство единства духа, души и ума. Как отмечают Козлов В.В., Гиршон А.Е., Верееменко Н.И (2006), в этот исторический период практика лечения человека музыкой связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки {Козлов В.В., Гиршон А.Е., Верееменко Н.И Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб.: Речь, 2006.286 с).

Свой взгляд на происхождение, смысл и предназначение музыки принесла эпоха Возрождения. В центр культуры поставлен человек. В этот период не только музыканты, но и медики обратились к музыке как к средству, могущему оказать многостороннее оздоровляющее воздействие на человеческий организм.

Джозеффо Царлино писал «о высоком, чуть ли не центральном положении музыки в человеческом познании, что музыка - это такой род искусства, который связан со всеми видами искусства и науки. Без знания музыки оратор, например, не сможет правильно расставить ударения в словах, архитектор не будет в состоянии правильно, «музыкально» расположить здания, астроном не будет знать о согласованном движении семи небесных планет и даже медик ничего не поймёт в пульсе» (Юсфин А.Г. Музыка - сила жизни. СПб.: Аюрведа Плюс, 2006. 260 с).

Анализ наиболее часто встречающихся ошибок при составлении и проведении комплексов физических упражнений под музыку

В целях определения реального состояния вопроса использования музыкального сопровождения специалистами физической культуры, работающими в образовательных учреждениях различного типа и вида и фит-нес-индустрии, умения применять музыкальное сопровождение в соответствии с наиболее часто встречающимся в научно-методической и учебной литературе рекомендациям к использованию музыки в занятиях теми или иными видами движения, для чего было проанализировано более 40 ис точников разных лет {Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заве дений /под ред.М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова и др. 7-е изд., испр., доп. М.: Академия, 2010. 448с; Карпенко Л.А. Методика составления произ вольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально двигательной подготовки в художественной гимнастике : метод, реко мендации. - СПб., 1994. - 30 с; Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Метод, пособ. СПб.: Познание, 2001. 108 с; Коджаспиров Ю.Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкулътурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. 455 с; Леви М. Музыка для жизни: функ циональная музыка как явление современной культуры. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. levi. ru/houses/mus_apteka/maxjunct_ music.shtml. (дата обращения 29.03.2010); Матов В.В., Иванова О.А. Ритмическая гимнастика для школьников. - М., 1988.- 136 с; Музыка на уроках классического танца: Пособ. для ДМШ и хореографических кружков // сост. Р.П. Донченко. СПб.: Союз художников, 2001. 37 с; Пуртова Т.В. Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учеб. пособ. для студ. учрежд. сред. проф. образования.- М.: Владос, 2004. 256 с: ил.; Ро-терс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М.: Просвещение, 1989. 92 с.;; Теория и методика гимнастики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайкиной. М.: Академия, 2012. 496 с. (серия «Бакалавриат») и др.).

Исследование проводилось с 2004 по 2012 год. Было проанализировано 60 мастер-классов международных и региональных фитнес- конвенций, 25 занятий по физическому воспитанию в детских садах, 50 уроков физической культуры в школе, 18 презентаций на двух конкурсах педаго гического мастерства, более 300 выступлений детских и взрослых коллективов на различных фестивалях, конкурсах, соревнованиях по ритмике, оздоровительно аэробике, танцам, более 700 составленных самостоятельно под музыку композиций в качестве самостоятельной работы слушателей повышения квалификации, более 2000 проведённых под музыкальное сопровождений общеразвивающих упражнений студентов факультета физической культуры {Смирнова Ю.В., Кадыров P.M. Применение музыкального сопровождения на занятиях физической культурой как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры. 2011. №8. С. 50-54.)

Анализ педагогических наблюдений показал, что в выборе и применении музыкального сопровождения физических упражнений встречается довольно много различных нарушений {Смирнова Ю.В., Кадыров P.M., 2011 . -там же).

Среди выявленных нарушений наиболее типичны следующие, расставленные по местам в зависимости от частоты их наблюдения:

Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение, не соответствующее психовозрастным особенностям занимающихся: использование современной музыки, в которой, за счёт текста и средств музыкальной выразительности, создаётся эмоционально-образный ряд, не доступный для адекватного детского восприятия. Данное нарушение не только оказывает негативное влияние на формирование эстетических представлений детей и культуры движения с музыкой, но и вызывает (особенно, при начальном прослушивании) феномен Кессона, то есть, недоступная и непонятная для восприятия музыка вызывает реакцию отторжения детской психики. Это наблюдалось в различных формах - от смеха, мимических реакций, разговоров занимающихся между собой, до резкого падения у них настроения и отказа заниматься физическими упражнениями {Смирнова Ю.В., Кадыров P.M., 2011. - там же). 2. Использование музыкального произведения, темп и ритм которо го не соответствует характеру выполняемых двигательных действий. Особенно часто это явление встречается при оценке занятий или отдель ных композиций для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наблюдения показали, что в ряде случаев педагог (наиболее часто - моло дой специалист), выбирает ту музыку, которая имеет темпо-ритмовые ха рактеристики, аналогичные или близкие современной клубной музыке высокий темп, «битовую» обработку, инструментальную аранжировку (на личие большого числа электроинструментов, диссонансных звучаний и т.д.). Это приводит к тому, что дети не успевают выполнять движения в заданном темпе, они становятся неточными, неэстетичными, что разруша ет, а не формирует «школу движений», что очень важно для дошкольников и младших школьников. При этом, желание детей и требование педагога во чтобы-то ни стало добиться выполнения упражнения под данную музы ку приводит к созданию стрессовой ситуации как для занимающихся, так и для преподавателя, что негативно влияет на психоэмоциональное состоя ние всех участников образовательного процесса {Смирнова Ю.В., Кадыров P.M., 2011 . - там же).

Использование музыкальных произведений, не соответствующих художественно-эстетическим требованиям к качеству его звучания. В ряде случаев наблюдалось использование старых, «затёртых» звукозапи сей, имеющих посторонние шумы, а также несовпадение окончания дви жения с концом музыкальной фразы, продолжение звучания музыки уже после того, как не только завершилось выступление детей, но и команда покидает площадку. Как ни парадоксально, этот недостаток встречается в основном именно на таких показательных мероприятиях, как конкурсы педагогического мастерства, соревнования и фестивали. Данный факт объясняется тем, что некоторые из педагогов работают по старым кассе там, качество звучания которых на современном оборудовании заметно отличается от дисков, и не торопятся переходить на новые электронные носители информации. Недостаточный уровень владения звукозаписывающей аппаратурой и компьютерными программами работы со звуком не позволяет им произвести необходимые «купюры» и сократить избранное для соревновательных композиций музыкальное произведение в соответствии с регламентом соревнований. Указанное косвенно подтверждает проведённый опрос 72 руководителей по физическому воспитанию детских садов, 87,5% которых указали на то, что им не хватает знаний по программным продуктам работы со звуком {Смирнова Ю.В., Кадыров P.M., 2011. -там сисе).

Постановка композиций под музыку, образ и характер которой не соответствует характеру двигательных действий. Эта проблема наблю далась несколько реже и связана, в значительной степени, с уровнем ху дожественно-эстетического воспитания и особенностями восприятия пе дагога. При обсуждении результатов проведённых занятий с такими пре подавателями довольно часто их мнение не совпадало с мнением группы экспертов-наблюдателей (членов жюри, судей) и требовало определённых усилий и дополнительных аргументаций, чтобы убедить их в объективно сти оценки этого параметра (Смирнова Ю.В., Кадыров P.M., 2011 . - там же).

Воздействие применения разработанной технологии на функциональное состояние занимающихся

Регулирование - (лат. regulo упорядочивать, регулировать) в ки бернетике поддержание постоянства или изменение в желательном на правлении значения некоторого параметра, характеризующего управляе мый процесс (Большой медицинский словарь (Большой медицинский сло варь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirslovarei.com/bigmedslov_a. дата обращения 05.11.2012. Исходя из изложенного, музыкальное сопровождение рассматривается как возможный регулятор процесса занятий физическими упражнениями. Разработка технологии имеет идеологический и деятельностный аспекты. Соответственно, идеологический аспект определяет основные философские идеи и подходы к её созданию. Деятельностный аспект, в свою очередь, определяет конкретику предлагаемых средств, методов и алгоритм действий.

В качестве методологических оснований при разработке технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения мы взяли за основу холистический и междисциплинарный подходы.

Холизм (от греч. holon - целое) — точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено Я. Смэтсом в его произведении «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology» (1931). Он исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности - и в качественном, и в организационном отношении, — целостности, обни 133 мающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной - физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности (Кудра Т.А. Фитнесс. Американская концепция достижения здоровья: монография. Владивосток: Изд-во МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, 2002.222 с; Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра.М, 2001. 576с.)

Холистический подход обусловлен необходимостью воздействия в процессе занятий физическими упражнениями на человека в целостности его физического, психического, социального и духовного начал, на что указывают многие авторы {Быховская ИМ. Физическая культура // Культурология. XX век: энциклопедия. Т 2. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. С. 294-296.; Кудра Т.А., 2002 - там лее; Сайкина Е.Г. К вопросу о духовности и телесности в философии фитнеса //Фитнесс: становление, тенденции и перспективы развития в России: сб.матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. A.M. Герцена, 60-летию факультета физической культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2006.С.6- П. и др.).

В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко и др. (2001) констатируют, что: «создание оптимума физической формы невозможно без достижения эмоционального и психологического комфорта - ментального здоровья человека» (Ананьев В.А., Давиденко Д.Н. и др. Этюды валеологии. Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во СПбГТУ, БПА, 2001. 212 с).

Однако следует отметить, что при всех заявленных ценностных ориентирах физической культуры многие годы XX столетия приоритет отдавался телесному аспекту и ориентирам на достижение таких показателей как физическая форма, физическая подготовленность, развитие двигательных способностей и физических качеств, наилучший спортивный результат и т.д. Вместе с тем, тот факт, что научное сообщество в отрасли физи 134 ческой культуры не только осознаёт и постулирует неразрывное единство телесного и духовного, организма и психики, но и ставит соответствующие задачи, даёт возможность для оптимистичного прогноза дальнейшего развития физической культуры - не только её теории, но и практики, в вопросе комплексного воздействия на человека. На это же указывает Л. Кожевникова {Кожевникова Л. Духовное и физическое развитие будущего современного педагога [Электронный ре сурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.сот/33 PRNIT2012 /Pedagogica /3 120001.doc.htm (дата обращения: 05.04.2013). По мнению автора, именно проблема «очеловечивания» физического (естественного) в человеке, рассмотрения физического как личностного, проблема сохранения и усиления, а при необходимости - восстановление физической способности статуса интеллектуальной, моральной, эстетичной способности - и является центральной проблемой и теории и практики физического совершенствования личности, развитие ее физической культуры. Несмотря на это и сегодня физическое совершенствование личности все еще часто рассматривается как идеальный показатель физического развития, и в меньшей степени затрагивается духовная сфера человека, что не вполне оправдано с позиции целостного подхода к человеку, ее соматопсихического и социокультурного единства. В то же время в структуре физического совершенствования личности на современном этапе развития общества в последние 15-20 лет все более четко просматривается тенденция перехода от развития физических (не исключающие их) к духовным ее способностям (связанных с психическими, интеллектуальными, моральными и другими компонентами), к тесной взаимосвязи между ними (Кожевникова Л., 2013 - там же).

В связи с широким распространением в физкультурной практике музыкального сопровождения, представляется целесообразным использование потенциала двух культур - физической и музыкальной, как неотъемлемых составляющих общечеловеческой культуры, для решения поставленных задач.

Однако следует отметить, что, при современном уровне развития науки, для комплексного положительного воздействия на человека в его целостности, знаний и методов какой-либо одной отрасли научного знания явно недостаточно.

Морозова Е.В. (2012) высказывает аналогичное мнение, при этом автор ссылается на то, что в истории отечественной педагогической мысли подход, в котором сочеталось теоретико-мировоззренческое осмысление телесности, её места в личностных структурах, - с одной стороны, и программа деятельно-практического «возделывания» этого элемента в сочетании с развитием других характеристик личности, - с другой, был глубоко осмыслен и представлен в концепции П.Ф. Лесгафта. Им была разработана педагогическая система физического образования с точки зрения воздействия разных наук {Морозова Е.В. Физическая культура как ценность. Социологический аспект // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 4. С. 38 - 42.).

В соответствии с изложенным, базовую основу идеологии представленной нами технологии составили положения теории и методики, психологии физической культуры, элементы музыкальной терапии, сведения из других областей науки (педагоги, биологической физики, телесно-ориентированных направлений арт-терапии), при этом содержание средств технологии может варьироваться в зависимости от приоритетной задачи (рис. 8).

Похожие диссертации на Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения