Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Беклемишева Елена Валерьевна

Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования
<
Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Беклемишева Елена Валерьевна. Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2002 203 c. РГБ ОД, 61:02-13/1706-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Совеременные представления по пюблеме деятельности спортсменок в гимнастике

1.1. Сложно-координационные действия в спорте

1.1.1. Общие положения

1.1.2. Сложно-координационные действия в гимнастике 13-17

1.1.3. Координационные способности как условие эффективного выполнения сложно-координационных действий

1.1.4. Психофизиологические особенности женского организма в сложно-координационной деятельности

1.2. Характеристика художественной гимнастики

1.2.1. Структура деятельности в художественной гимнастике

1.2.2. Психологические особенности гимнасток

1.3. Онтогенетические факторы совершенствования сложно-координационных движений

1.4. Приемы ментального тренинга в тренировочном процессе гимнасток

ГЛАВА II. Цель, задачи, методы и организация исследований

2.1. Цель и задачи исследований

2.2. Методы исследований

2.3. Организация исследования 73 74

ГЛАВА III. Структура действий с мячом в художественной гимнастике

3.1. Общая характеристика действий с мячом

3.2. Конструкция действий с мячом

3.3. Классификация действий гимнасток в операциях с мячом

ГЛАВА IV. Уровень подготовленности и факторы обследования деятельности гимнасток при выполнении операций с мячом

4.1. Характеристика подготовленности гимнасток при выполнении операций с мячом

4.2. Факторы обеспечения деятельности гимнасток при выполнении операций с мячом

4.2.1. Особенности сенсомоторных качеств гимнасток

4.2.2. Факторная структура обеспечения деятельности гимнасток

4.2.3. Психическая работоспособность гимнасток в процессе занятий

ГЛАВА V. Педагогические аспекты совершенствования действий гимнасток в бросковых упражнениях 117-139

5.1. Общие положения 117-119

5.2. Новые подходы к процессу совершенствования бросковых упражнений 119

5.3. Результаты педагогического эксперимента

Выводы 140142

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Высокий рейтинг отечественной
художественной гимнастики, сохраняющийся на всем протяжении
существования этого вида спорта, объясняется традиционным
преимуществом русской хореографической школы, а также влиянием
научной школы, благодаря которой лучшие гимнастки характеризуются
прекрасными антропометрическими данными, высоким уровнем развития
специальных способностей, наличием сверхсложных композиций,

построенных с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждой спортсменки. В то же время было относительно много неудач в крупнейших международных соревнованиях, что, как правило, объясняется проблемами в психологической подготовленности, из-за чего спортсменки не могли полностью реализовать свой потенциал в необходимый момент времени.

В последнее десятилетие произошел стремительный скачок в развитии спортивной техники художественной гимнастики. Техника упражнений постоянно совершенствуется, и для достижения высоких результатов необходимо искать новые пути преодоления тех барьеров, которые неизбежно появляются на определенных этапах спортивной тренировки. Такие пути могут сводиться к выделению отдельных элементов движений и повышению их качества на основе знаний психологических механизмов как отдельных действий и операций, так и деятельности в целом [136].

В качестве подобных элементов мы выделяем броски и ловлю мяча, совершенствование которых на базе психологических закономерностей повышения уровня координационных способностей спортсменок представляет собой перспективное направление. Важно при этом не сойти с

"острия грани" между искусством и спортом в сторону жонглирования и акробатики. Ведь броски и ловля включены во все композиции упражнений с предметами художественной гимнастики. Они являются обязательными элементами и придают композициям гимнасток зрелищность и необычность.

Отрыв технических навыков от личности, от направленности на раскрытие внутреннего мира гимнастки приводит к обессмысливанию занятий художественной гимнастикой. Но это не значит, что надо останавливать развитие техники - объективный, независящий от субъективных факторов процесс. Реальный путь - подтягивание высокого уровня эмоционально-чувственной стороны художественной гимнастики. Тем более, что в соответствии с новыми правилами соревнований оцениваются обе стороны деятельности - техника и артистичность выполнения упражнения. Художественная гимнастика всегда отличалась «молодым» составом лучших ее представителей. Этап спортивного совершенствования в художественной гимнастике начинается раньше, чем в большинстве видов спорта. В этой связи, нами рассматриваются вопросы совершенствования бросковых движений с мячом у юных гимнасток 14-15 лет. В выбранном нами возрасте необходимо использовать все резервы -физиологические и психологические - для того чтобы можно было выйти на новый уровень спортивного совершенствования.

В настоящее время практика спорта доказала необходимость сочетания технической и психологической подготовки во всех видах спорта. В связи с этим, актуальным является разработка такой системы подготовки спортсменок, которая бы учитывала как психические и физиологические особенности возрастной динамики, так и индивидуально- психологические особенности гимнасток.

6 Гипотеза: выбор настоящей темы исследований основан на предположении, что:

  1. Содержание современных композиций в упражнениях с мячом, выполняемых гимнастками высокой квалификации, включает определенный набор элементов, которые спортсменка использует по своему усмотрению для выражения своих технических возможностей и личной индивидуальности. Такой набор элементов необходимо определить и определенным образом классифицировать.

  2. В упражнениях с мячом уровень подготовленности гимнасток высокой квалификации может определяться рядом ведущих элементов, как-то: функциональной асимметрией, успешностью жонглирования, точностью движений при выполнении композиций.

  3. Успешность деятельности спортсменки в ампено-координированных видах спорта, каковой является художественная гимнастика, может определяться не только уровнем технической подготовленности, но и рядом факторов психологического обеспечения (например сенсомоторикой, психической работоспособностью и т.д.).

  4. Оптимизация процесса подготовки гимнасток высокой квалификации в упражнениях с мячом может осуществляться на пути сочетания технической и психологической подготовки, для чего необходима разработка соответствующей программы.

Объект исследования - тренировочный процесс подготовки гимнасток высокой квалификации при выполнении операций с мячом;

Предмет исследования - закономерности выполнения бросковых действий в художественной гимнастике на основе объективных данных о специфике биомеханических и психологических механизмов их реализации.

Научная новизна. До сих пор в теории и методике художественной гимнастики рассматривались в основном проблемы совершенствования техники выполнения бросков и ловли предмета. Новизна данной работы заключается в том, что впервые:

1. Выявлено место упражнений с мячом в современных композициях
гимнасток высокой квалификации и показано соотношение бросков и
ловли мяча в таких композициях;

2. Определена структура бросковых упражнений по различным
параметрам, выполняемых гимнастками высокой квалификации: по
способу выполнения движений, по амплитуде броска мяча, по типу ловли
мяча и т.д.;

3. Разработана полная единая классификация упражнений с мячом;

4. Определен уровень подготовленности гимнасток высокой
квалификации при выполнении.

5. Выявлены факторы психологического обеспечения успешной
деятельности гимнасток высокой квалификации: наличие определенного
уровня развития сенсомоторных качеств, факторная структура обеспечения,
психическая работоспособность.

Теоретическое значение работы: состоит в том, что изучаются бросковые действия гимнасток с мячом не столько с позиций биомеханики, но и с позиций психологии деятельности. На основе такого подхода впервые разработана научно-теоретическая основа управления системой подготовки гимнасток к эффективному выполнению бросковых действий, основанная на использовании технических и ментальных элементов макроструктуры специфической деятельности, позволяющая гибко использовать соответствие индивидуально-психологических особенностей спортсменок требованиям к структуре выполняемых действий и операций.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основании результатов исследований:

  1. Разработана комплексная программа совершенствования технической подготовленности гимнасток высокой квалификации в действиях с мячом, включающая: комплекс ключевых упражнений различной трудности, используемых в сочетании с комплексом специальных упражнений;

  1. Выявлено место упражнений с мячом в современных композициях гимнасток высокой квалификации и показано соотношение бросков и ловли мяча в таких композициях;

3. Определена структура бросковых упражнений по различным
параметрам, выполняемых гимнастками высокой квалификации: по способу
выполнения движений, по амплитуде броска мяча, по типу ловли мяча и т.д.;

4. Разработана полная единая классификация упражнений с мячом;

5. Определен уровень подготовленности гимнасток высокой
квалификации при выполнении психологического обеспечения деятельности;
разработана сетевая модель процесса подготовки. Реализация такой
программы в тренировочном процессе показала высокую эффективность и
надежность.

6. Разработаны практические рекомендации, которые использованы в
тренировочном процессе гимнасток высокой квалификации и показали
необходимую целесообразность и эффективность (акты внедрения
прилагаются).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Структура и классификация действий с мячом в художественной гимнастике;

  2. Уровень подготовленности гимнасток высокой квалификации при выполнении операций с мячом;

3. Факторы психологического обеспечения деятельности гимнасток в
бросковых упражнениях;

4. Разработанная и проверенная в педагогическом эксперименте
комплексная программа специализированной подготовки гимнасток высокой
квалификации в действиях с мячом, оптимизирующая традиционные подходы
в этом разделе подготовки.

Результаты работы неоднократно докладывались на научно-практических конференциях Московского Городского Педагогического Университета, тренеров РФ и г. Москвы.

Сложно-координационные действия в гимнастике

Гимнастику в целом можно характеризовать как вид спорта, в котором сложно-координационные действия выполняются в относительно постоянных условиях с оценкой мастерства спортсмена по критериям трудности программы, ее композиции и качества исполнения [41; 34]. Условно все гимнастические элементы или соединения, за исключением простейших, относятся к тем или иным группам трудности. Количество трудных элементов и соединений оговариваются правилами соревнований для каждого спортивного разряда и характеризует их содержание.

Наряду с содержанием оценивается и их композиция. Под композицией в гимнастике понимается общее построение комбинации с учетом специфических закономерностей связывания частей в единое целое и специальных требований, отражающих современные тенденции в развитии гимнастического мастерства. Наиболее характерными признаками современных упражнений являются их динамичность, оригинальность и насыщенность рискованными элементами.

Ю.К.Гавердовский [1985] отмечает, что полноценная специализированная подготовка должна строиться с учетом всех уровней сложности двигательного навыка, начиная от элементарного навыка на уровне "школы", проходя через сложный двигательный навык - один целостный элемент и заканчивая целостными элементами, их соединениями и комбинациями [34]. Элементы гимнастической "школы" - это простейшие навыки, с освоения которых начинается техническая подготовка спортсменки. Базовые элементы - это сложно-координированные действия универсального характера, т.е. это уже отдельные целостные элементы, используемые в форме достаточно автоматизированных двигательных навыков. Целостные элементы как средство технической подготовки на видах многоборья подразделяются на 4 категории: профилирующие, служебные, модальные и квалификационные элементы. Профилирующие элементы - это ключевые упражнения, которые находятся в центре семейства родственных по структуре движений. Служебные элементы своей структурной простотой сходны с профилирующими, но они не всегда принадлежат с большим семействам упражнений, и важны как самостоятельные элементы, без которых невозможны компоновка и хорошее исполнение остальных упражнений комбинации. Модальные элементы - это относительно новые элементы, успевшие получить некоторые распространение и временно становящиеся критерием трудности и современности произвольного упражнения. Квалификационные элементы входят в обязательные и произвольные упражнения гимнасток. Соединения и комбинации элементов являются не только основным средством подготовки, но и необходимыми для освоения и совершенствования отдельных узких навыков и элементов.

В настоящее время продолжается тенденция к повышению сложности программ, насыщенности композиций сложными элементами на фоне более высокого технического мастерства и совершенствования гармонии и эстетики движений. В целях большей активизации судейства и. стимулирования роста мастерства гимнасток Женский технический комитет ФИЖ периодически пересматривает международные правила судейства. В частности многие элементы, переставшие быть уникальными, редко исполняемые, переходят в более низкую группу трудности [94].

На табл. 1 приведены данные по количеству и сложности элементов в деятельности высококвалифицированных гимнасток. Здесь в числителе приведены средние результаты, а в знаменателе - результаты Олимпийских чемпионов Е. Шушуновой (столбец "Отечественные спортсмены") и Д. Силиваш ("Зарубежные спортсмены").

Как видно из таблицы, Е. Шушунова опередила своих товарищей по национальной команде прежде всего в количестве элементов трудно "Д" (высокой трудности), ни в чем не опережая их в выполнении трудных элементов ("С"). Д. Силиваш, наоборот, не имея преимущества в количестве выполненных элементов высокой трудности, достигла высоких результатов за счет большего количества элементов категории "Д".

Следовательно, в первом случае стратегия выступления на Олимпиаде заключалась в тенденции к выполнению большого числа трудны элементов ("Д"), в во втором - в выполнении относительно нетрудных ("С"), но надежных элементов.

Психофизиологические особенности женского организма в сложно-координационной деятельности

Специфика женского организма определяет и специфику процессов гомеостаза под влиянием физических нагрузок, формы реакции центральной нервной системы (ЦНС) спортсменок на нагрузки, а также особенности менструальной функции (МФ) в процессе спортивной деятельности. Проявления полового деморфизма являются важнейшими проблемами современного спорта. Правильное построение тренировочного процесса требует глубоких знаний не только анатомо-физиологических, но и психологических особенностей женщин в связи с воздействием на них физических и психических нагрузок.

Женский организм обладает основной биологической особенностью: сложной по своей нейрогуморальной регуляции МФ, цикличность которой оказывает существенное влияние на организм женщины, её состояние и работоспособность При изучении состояния ЦНС на протяжении менструального цикла (МЦ) получены закономерные волнообразные колебания условных сосудистых и дыхательных рефлексов на протяжении всего цикла с преобладанием тормозного процесса [Ю.Т.Похоленчук, Н.В.Свечникова, 1980,1987; J.Tord, 1974].

Относительно влияния фаз МЦ на физическую работоспособность имеются различные точки зрения: от полного игнорирования возможности негативного влияния процессов, связанных с МЦ, на работоспособность [J.Tord, 1974], до рекомендаций вообще прекращать занятия спортом в МФ [29]. По мнению, Ю.Т.Похоленчука и Н.В.Свечниковой [1987]: частная взаимосвязь тренировочных нагрузок с различными фазами специфического биологического цикла и обязательный учет индивидуальных особенностей их протекания являются одним из определяющих факторов улучшения функциональных возможностей и повышения общей и специальной работоспособности спортсменок.

Главной особенностью адаптации в спорте является многоступенчатость приспособления к экстремальным условиям подготовки к соревнованиям и участия в них. Это связано с тем, что каждый очередной этап многолетнего спортивного совершенствования, каждое соревнование ставят перед спортсменкой необходимость очередного адаптационного скачка. Всё это не может не предъявлять особых требований к феногенетическим особенностям спортсменок, учитывая, что женский организм, в отличие от мужского, имеет более совершенные приспособительные механизмы.

Оптимизация управления тренировочным и соревновательным процессом в женском спорте требует соответствующей информации о личностных особенностях спортсменок. Экспериментальные данные об особенностях личности женщин носят противоречивый характер. В качестве подхода к изучению чаще всего используется сравнение спортсменок различных спортивных специализаций или же сопоставление личностных особенностей мужчин и женщин. Л.В. Буравцова [1986] установила, что у спортсменок показатели мотивации, тип и направление адаптивных реакций в ситуации фрустрации взаимодействуют с разнообразными личностными особенностями, которые в основном демонстрируют активность и самостоятельность личности. У неспортсменок, наоборот, однообразный набор личностных особенностей определяет низкий уровень активности и подчиняемость. Спортивная деятельность, характеризуясь транзитивной функцией, обеспечивает выраженное структурирование показателей различных уровней индивидуальности в группе спортсменок.

Рассматривая спортивную тренировку как процесс приспособления системы подготовки спортсмена к его индивидуальным возможностям и способностям, И.Н.Григорович [1985] провел исследование по поиску путей повышения эффективности спортивной деятельности. В работе фактически не показаны конкретные различия спортсменок ни в их реакциях на соревновательные и тренировочные нагрузки, ни в специфике игровой деятельности. Хотя основной вывод сомнений не вызывает: индивидуально-психологические особенности спортсменок высокого класса необходимо учитывать в комплексе следующих показателей: социально-психологических (идейная направленность, спортивная мотивация, ценностно-ориентационное единство, межличностные отношения), психологических (моральные, волевые качества, особенности мышления, внимания и реакции), психофизиологических (свойства нервной системы и темперамент). Ведущим принципом организации учебно-тренировочного процесса является адаптация спортсменов к условиям соревновательной деятельности.

Характеристика подготовленности гимнасток при выполнении операций с мячом

Для анализа уровня подготовленности гимнасток при выполнении действий с мячом нами рассмотрены следующие показатели, характеризующие такое движение: функциональная асимметрия в бросках правой и левой рукой, направленность (содержание) действий с мячом, целевая точность бросковых движений с мячом, целевая точность бросковых движений и стабильность выполнения движений.

Анализ показателей тестов, связанных бросковыми движениями гимнасток и характеризующих уровень их подготовленности с учетом функциональной асимметрии, представлен ниже.

Как видно, первый элемент: высокий бросок мяча и ловля одной рукой свободный хват, не сходя с места - выполнен одинаково всеми гимнастками правой и левой рукой (среднее значение для правой руки 0,76 ± 0,04, а для левой руки - 0,70 ± 0,04). Второй элемент: средний бросок мяча с закрытыми глазами, далее открыть глаза на 1 с + ловля 2-мя руками в свободный хват с закрытыми глазами. Отметим, что правой рукой гимнастки выполняли значительно лучше: так, показатели для правой руки в среднем составили 0,84 ± 0,03, а для левой - лишь 0,71 ± 0,09. В третьем элементе: средний бросок утяжеленного мяча и ловля одной рукой - также показатели для правой руки немного выше, чем для левой: соответственно 0,80 ± 0,02 и 0,71 ± 0,03. В целом средние значения оценок колеблются от 0,5 до 0,95 балла по всем 3-м тестируемым бросковым элементам, что характеризует достаточно высокий уровень квалификации гимнасток. В то же время не у всех спортсменок одинаковые результаты, это безусловно связано с различными особенностями нервной системы, уровнем развития психических качеств и способностей, эластичностью мышц.

Различие результатов для правой и левой руки во 2-ом и 3-ем элементах можно объяснить введением сложнокоординационной способности обновленного действия с быстрым принятием решения для ловли мяча в измененной обстановке и, конечно, доминантой правой руки во всех композициях с предметами художественной гимнастики.

Описывая уровень подготовленности гимнасток в бросковых движениях, данный тест может, с другой стороны, характеризовать мышечно-двигательные восприятия в действиях гимнасток с мячом. В этом случае можно отметить, что такие восприятия у исследуемых гимнасток находятся на высоком уровне развития, соответствующему высокому уровню их квалификации.

В операциях с мячом гимнастки выполняют броски на различную высоту, жонглирование с мячом, броски в парах (в групповых упражнениях). В этой связи использованы адекватные тесты, характеризующие направленность (содержание) действий гимнастки с мячом; результаты представлены ниже.

Как видно, средние значения по всем показателям тестов находятся на высоком уровне (0,80 - 0,87), что свидетельствует о высоком уровне подготовленности в данном разделе гимнасток исследуемой группы. Можно отметить, что предложенные тесты могут также характеризовать уровень пространственно-временных возможностей гимнасток в действиях с мячом. Этот показатель находится на высоком уровне, чем соответствующий высокому уровню квалификации гимнасток.

Как показывает анализ действий гимнасток с мячом, в бросковых упражнениях необходимо точное адресование мяча (например вверх по определенной траектории, партнеру по группе и т.д.), а также своевременная и качественная ловля мяча. В этой связи, использованы ряд тестов, результаты которых представлены ниже.

Как видно, в бросках в цель показатели правой руки (х=0,76+0,03) выше показателей левой руки (х=0,68+0,03), что свидетельствует о доминантности правой руки в композициях с мячом. При ловле мяча двумя руками результаты, несомненно, выше, чем в предыдущем элементе. Значит большинство «художниц» концентрируют свое внимание именно на моменте ловли мяча, что связано с риском «потерять» и риском снижения оценки. При неточности выполнения броска, например, в цель, у гимнастки подсознательно складывается мнение, что можно видоизменить траекторию полета предмета в следующей попытке, чтобы улучшить результат. Также и в композиции, сам бросок, (его амплитуда и траектория), дают выбор, что необходимо сделать, какое движение, чтобы, главное, поймать мяч.

Таким образом, результаты исследования оказались выше среднего уровня и составляют от 0,6 - 0,93 балла; что объясняется высоким уровнем подготовленности спортсменок. В свою очередь средние значения оценок тестируемых не настолько высоки в отдельности, а также отличаются между собой в зависимости от требуемого элемента; если рассматривать выполнение этих элементов отдельно каждой гимнасткой, то результаты совершенно различные. Например, средние значения оценок у № 10 в первом элементе 0,85 и 0,82 балла, а во втором - 0,76; у № 6 в первом элементе 0,6 и 0,5 балла, а во втором - 0,93; а у № 5 в первом элементе 0,79 и 0,7, а во втором - тоже 0,7 балла. Следовательно, это качество обусловлено только личными индивидуальными особенностями каждой спортсменки.

Показано [51; 122], что одним из ведущих признаков спортивного мастерства является в каждом виде спорта. В этой связи, для характеристики этого признака использован специальный тест (см. гл. II), результаты которого представлены ниже.

Как видно, разброс показателя повторов заданной композиции, как показателя стабилизации движения, составляет 0,5 - 3,4 при общем среднем значении около 2-х раз (х=1,87). Это показатель высокого уровня стабилизации движения в данном задании, что характеризует высокий уровень мастерства гимнасток данной исследуемой группы.

Новые подходы к процессу совершенствования бросковых упражнений

Как было показано ранее (гл. 3, 4), броски и ловля мяча являются одной из наиболее распространенных групп движений в упражнениях с предметом. По правилам соревнований броски и ловли предмета входят в обязательную и произвольную программы и являются фундаментальными элементами. В современных композициях броски, как выяснено, занимают значительную их часть, в большей степени оценка за технику исполнения зависит от качества (стабильности) выполнения этих бросковых движений. Наиболее часто встречаются высокие броски, выполняемые махом с ловлей в свободный хват одной рукой и в "захват" любыми частями тела. С учетом этого и строился педагогический эксперимент.

Показано, что совершенствование и унификация методики подготовки гимнасток в странах, культивирующих этот вид спорта, способствует повышению мастерства широкой массы занимающихся, приближающихся по уровню достижений к лидерам мировой гимнастики [117].

Полученная биомеханическая информация легла в основу построения базовых упражнений и методики их применения в начальном обучении броскам и ловле предметов в художественной гимнастике [90]. Именно базовые элементы позволяют приступить к разучиванию соответствующего броскового движения [33]. При обучении бросковым упражнениям с мячом необходимо первоначально сформировать механизм последовательной передачи скорости от массивных частей тела к менее массивным, акцентируя внимание на согласовании движений рук и ног, что в свою очередь, будет способствовать формированию правильной структуры движений, а также нужно использовать зрительные и слуховые ориентиры [6].

Для формирования определенных двигательных навыков можно создать представление о движении, используя различные средства и методы обучения, выбор которых связан с индивидуальными особенностями гимнасток [73].

Крапивина Е.А. утверждает, что манипуляции предметами оказывают влияние на выполнение основного элемента [1987]. Значит, нужно использовать разные тренажерные устройства для совершенствования вариативного двигательного навыка и проводить тестирования по предварительно разработанной методике для определения техники владения предметами и проверки состояния спортивной формы у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой [55; 82; 84].

Поиск путей совершенствования технической подготовленности в художественной гимнастике в упражнениях с предметами в последние годы приобрел особую актуальность. Одним из способов повышения надежности техники было предложение Е.В.Бирюк [18; 19] использовать в учебно-тренировочном процессе асимметрично утяжеленных гимнастических предметов. На основании расчетов вес утяжеления для мяча не должен превышать 15% от стандартного веса предмета, а само утяжеление крепится на участке 5x5 см. В начале исследований у гимнасток наблюдались полная дискоординация и растерянность при выполнении перекатов, отбивов, бросков и ловли мяча. После снятия утяжеления гимнастки выполняли движения энергично и более смело, поднялись высота и точность броска, уменьшилось искажение плоскости вращения и полета на общем фоне более яркого и выразительного исполнения, т.е. в целом увеличилась стабильность техники.

Известно, что с увеличением напряженности тренировочного процесса нагрузка занятий непрерывно возрастает. Знание количественных показателей объема и интенсивности тренировки гимнасток будет способствовать лучшей ориентации тренеров и подготовки спортсменок [127]. Нагрузку можно регулировать, изменяя: количество упражнений в тренировке; число повторений каждого упражнения; темп движений; амплитуду движений; продолжительность отдыха между упражнениями; вес и величину предметов [26]. Регистрируя тренировочную нагрузку, можно определить по реакции организма на выполненную работу показатель внутренней нагрузки - ЧСС (частоту сердечных сокращений) [127].

Как правило, при ежедневных тренировках с предметами у гимнасток увеличивается сила и выносливость при локальной работе мышц, что является следствием более быстрого становления у них функциональных систем, связанных с движением [12]. Улучшение этих двух физических качеств в наибольшей степени связано с точностью и надежностью выполнения бросковых движений в упражнении с мячом.

Подводя итоги, можно отметить, что рекомендуется начинать обучение в работе с предметами именно с бросков мяча, т.к. первоначальное формирование более сложной структуры движений будет способствовать в дальнейшем быстрому овладению более простыми действиями [6].

Похожие диссертации на Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования