Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области Югай, Елена Фёдоровна

Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области
<
Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Югай, Елена Фёдоровна. Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Югай Елена Фёдоровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1089

Введение к работе

Причитание – художественно разработанный жанр обрядового фольклора, обладающий богатой образностью и локальной вариативностью. Основная идея причитаний передаётся через ключевые образы (образы-символы), созданные с помощью жанрово-обусловленных средств художественной выразительности, лексики, грамматики. Символ в народной поэзии многозначен, но в обряде в плане употребления закреплён за реальными лицами и состояниями (в причитаниях – за умершим, сиротами, либо за персонифицированной смертью). Система образов этого жанра позволяет судить о коллективных представлениях народа, о его отношении к жизни и смерти. Личные чувства причитывающей женщины по отношению к умершему в классическом обрядовом тексте не важны. Когда мы говорим о человеческих образах в причитании, то речь идёт об обрядовых ролях. Можно сказать, что эти роли определяются самой художественной системой причитаний.

Причитания были объектом текстологических исследований (см. статью М. К. Азадовского «Ленские причитания» и др.). Подробно разработан вопрос о месте причитаний в обряде и значении их в культуре; лексика причитаний рассмотрена в работах, посвящённых погребальной обрядности, например, в диссертации О. А. Седаковой и других языковедческих работах; образность причитаний затрагивалась в исследованиях, посвящённых образности народной поэзии в целом, но не была предметом монографического рассмотрения.

Известны два основных подхода к исследованию фольклора: общенациональный и региональный. Причитания всегда привлекали внимание исследователей и собирателей, однако территория страны изучалась неравномерно и обобщения часто делались на материале русских причитаний Карелии и близких к ней областей, тогда как, на наш взгляд, севернорусская традиция неоднородна и есть основания для более дробного её деления.

Объектом изучения становилась восточнославянская причеть в целом, реконструкция семантической и ритмической структуры архаического причитания. В конце XX — начале XXI вв. появились исследования, посвящённые белорусским голошениям, украинским похоронным причитаниям. В настоящий момент исследования отдельных регионов русской причети немногочисленны. Причитания рассмотрены в книге М. А. Вавиловой «Фольклор в контексте культуры: похоронно-поминальные обряды». В последние годы на материале севернорусских причитаний написан ряд диссертационных работ различной проблематики: «Прагматика фольклора: частушка, заговор, причет (Белозерская традиция XX в.)» С. Б. Адоньевой, «Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре русского севера XIX-XX вв. (на материале похоронно-поминальных обрядов и причитаний)» М. Д. Алексеевского, лингвистическое исследование Ю. Н. Ильиной «Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект». О причитаниях защищены диссертации по специальностям «музыкальное искусство», «теория и история культуры».

В данной диссертации исследуется образная система Вологодских причётов. К ним мы относим тексты, записанные на территории современной Вологодской области, которая включает в себя часть территорий бывших Вологодской, Новгородской и Олонецкой (Вытегра) губерний. На данной территории к настоящему времени собран обширный материал, достаточный для подробного анализа, который позволяет прийти к объективным выводам.

Современную Вологодскую область можно разделить на следующие зоны в соответствии с локальными фольклорными традициями: западную, центральную и восточную. К западной относятся земли, лежащие вдоль дороги Вологда-Новгород: Бабаевский, Белозерский, Вашкинский, Вытегорский, Кадуйский, Кирилловский, Устюженский, Чагодощенский, Череповецкий и Шекснинский районы. Территория входила в состав Новгородских земель, затем – Ленинградской области. В настоящее время центром её является Череповец. Причёты запада Вологодской области фиксировались и изучались петербургскими и вологодскими учёными (Е. Э. Линёва, С. Б. Адоньева, А. М. Мехнецов, Г. В. Лобкова, А. В. Кулёв и др.). Здесь же ведёт активную работу по собиранию фольклора Межпоселенческий центр традиционной народной культуры Череповецкого муниципального района.

Центральная часть включает в себя Вологодский, Усть-Кубинский, Сямженский, Грязовецкий, Вожегодский, Верховажский, Сокольский и Харовский районы. Эти районы расположены вдоль дороги Москва – Архангельск, имеющей большое значение с XIV в. (Холмогорский тракт) по сей день. Сейчас причётная традиция центральной части области ослаблена или отсутствует, но были сделаны некоторые записи в начале ХХ в. (бывший Кадниковский и Грязовецкий уезды).

Наиболее богата и лучше других исследована традиция востока Вологодской области: Бабушкинский, Великоустюгский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы (территория бывшего Тотемского и Никольского уездов Вологодской губернии). Районы расположены вдоль реки Сухоны. Эти земли входят в состав Вологодской области со времени её образования, хотя границы области неоднократно менялись. Связанные речными путями (Сухона и её притоки), они образуют единую культурную общность. В XIX – 1 половине XX вв. в этих местах работали известные фольклористы и этнографы М. Б. Едемский, Н. А. Иваницкий, П. А. Дилакторский. Основным источником для изучения причитаний на данной территории служит книга музыковеда Б. Б. Ефименковой «Севернорусская причеть» (1980), включающая 60 текстов плачей по умершим с напевами, записанных в междуречье Сухоны, Юга и верховьев Кокшенги. Б. Б. Ефименкова показала, что в данном регионе присутствовала богатая культура плача, выделила локальные традиции в соответствии с различиями напева. Современные записи Вологодского областного детско-юношеского центра традиционной народной культуры подтверждают продолжение традиции.

Вопрос о соотношении синхронии и диахронии решается в работе исходя из того положения, что причитания как жанр достигли высочайшего уровня художественного развития, а впоследствии их основное изменение заключалось в постепенном угасании традиции. Похоронные и поминальные причёты продолжают существовать в отдельных районах области. В нашем исследовании мы строим синхроническое описание и опираемся в основном на данные середины ХХ – начала ХХI в. Вместе с тем, источники XIX – начала ХХ в. учитываются нами как чрезвычайно ценное дополнение. На картах, приложенных к исследованию, данные последних лет и данные ХIХ – начала ХХ в. показаны раздельно: чёрным цветом показаны образы, встречающиеся в записях середины XX – начала XXI в., контуром (в диссертации – серым цветом) – в более ранних записях. Например:

Карта к главе 1.

Мир человека. Образы тела и души в причитаниях Вологодской области

Новизна исследования заключается в выявлении и рассмотрении образной системы причитаний, бытующих на территории современной Вологодской области. Впервые исследование осуществляется на основании образности причитаний данного региона, которая рассматривается в своей целостности и системности. Суммируются данные как земель Вологодской области, принадлежавших прежде Санкт-Петербургу и Новгороду, так и территории бывшей Вологодской губернии.

На актуальность обращения к исследованию региональных традиций, в том числе Вологодской области, указывают ведущие учёные-фольклористы (Н. И. Толстой, В. П. Аникин, К. В. Чистов). Причитания ещё сохраняются в памяти пожилых людей, образную систему плача можно исследовать с точки зрения синхронии, привлекая немногие доступные ранние источники. Плач, наряду со смехом, является одним из важнейших полюсов русской национальной духовности. Выявление констант фольклорного сознания, присутствующих в причитаниях, важно для понимания культуры в целом. А для этого необходимо подробное рассмотрение частных вопросов, в том числе, связанных с конкретной образностью текстов причётов, со средствами создания художественного образа и сохранностью образов в памяти причитальщиц.

Цель работы – выявление и характеристика образной системы вологодских причётов. Цель обуславливает наличие следующих задач:

1. Рассмотреть сохранность и региональную специфику причётной традиции на территории Вологодской области. Выявить, какие образы присутствуют в похоронных причитаниях исследуемого региона, наблюдаются ли локальные отличия в художественной структуре причитаний, бытующих в районах, исторически принадлежавших к разным волостям, а ныне объединённых границами Вологодской области.

2. Выделить ключевые образы вологодских причитаний, учитывая как частотность их употребления, так и художественную значимость в тексте.

3. Систематизировать образы вологодских причитаний по тематическим группам и рассмотреть ключевые образы как сами по себе, так и в их взаимосвязи.

4. Раскрыть мифопоэтическое значение ключевых образов плача, привлекая данные этнографии, сравнение образов причитаний с аналогичными образами в других жанрах фольклора и в других культурных традициях. Выяснить, почему именно эти, а не иные образы становятся ключевыми для исследуемых текстов и как они вписываются в цельную мифологическую картину.

Материалом исследовании стали публикации причитаний Вологодской области (сборники Е. В. Барсова, Б. Б. Ефименковой, Ю. М. и Б. М. Соколовых и др.), а также архивы. В научный оборот вводятся записи Вологодского областного детско-юношеского центра традиционной народной культуры, не использовавшиеся прежде. Наибольшее количество причётов записано в Бабушкинском, Тарногском, Никольском районах. Часть записей сделана автором диссертации совместно с педагогами центра. Фонд фольклорно-этнографических материалов Вологодского центра традиционной культуры также включает в себя копии записей причитаний из фонда Бабаевского межпоселенческого центра традиционной культуры (совместная экспедиция, 2001 г.). Современные записи причётов запада Вологодской области предоставлены Межпоселенческим центром традиционной народной культуры Череповецкого муниципального района, архивом Средней общеобразовательной школой №1 г. Вытегры (фольклорно-этнографическая группа «Олония»). Всего в диссертации используется около четырёхсот (7 тыс.строк) текстов, записанных в середине ХХ – начале XXI в., из них 189 опубликованных и более двухсот архивных записей, и 35 текстов рубежа XIX – XXвв. (более 1,5 тыс.строк).

Архаическое значение фольклорных образов отчасти раскрывается в словарях, в первую очередь – в этнолингвистическом словаре «Славянские древности». Словари, закрепляющие языковое значение слов (в том числе диалектологические) и общефольклорное значение образов, вынесены нами в отдельный вид источников. Можно говорить о специфике символического значения того или иного образа в каждом конкретном жанре. В причётах на древние языческие представления накладывается христианская символика, многозначная и неисчерпаемая по своей сути. Литература духовного содержания привлекается нами как объясняющая мировоззрение народа. Создателям причитаний было знакомо Священное Писание, хотя порой и в искажённом виде. Христианство во многом определяло миропонимание жителей деревни во время формирования жанра таким, каким он дошёл до нас.

В работе применены следующие методы и подходы: 1) сравнительно-текстологический метод, 2) статистический (выявление частотности образов), 3) мифо-поэтический (семиотический), 4) комплексный метод: привлекаются данные смежных дисциплин, в первую очередь, диалектологии, этнографии, культурологи, 5) географический (картографический) метод. Картографирование является необходимой частью рассмотрения локальной традиции причитания.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды по теории фольклора В. П. Аникина, А. Н. Веселовского, И. А. Голованова, Е. М. Мелетинского, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, Т. В. Цивьян; исследования обрядового фольклора и этнографии Т. А. Агапкиной, А. К. Байбурина, О. В. Беловой, Л. Н. Виноградовой, Е. Е. Левкиевской, С. М. Толстой, Н. И. Толстого и др. Центральной для нас являлась словесная составляющая фольклора, что определило филологический характер диссертации.

Тема исследования – ключевые образы, в которых сосредоточен мифологический смысл причитаний. Они – этнопоэтические константы жанра, его содержание, переходящее из века в век. Такие образы всегда символичны и содержат в себе неисчерпаемый смысл: работу человеческой мысли, постигающей проблему смерти.

Объект исследования – тексты причитаний похоронно-поминального цикла, записанные на территории Вологодской области за весь период собирания. Предметом исследования стала образная система причитаний. Для определения значимости образа в художественной системе причитаний важна его частотность в имеющихся записях, контекст употребления, варьирование образа. Редко встречающиеся образы могут быть результатом «порчи» текста, а могут, напротив, хранить информацию о важных, но утраченных (утрачиваемых) смыслах. В каждом конкретном случае мы делаем вывод исходя из структуры образа и из сравнения с причитаниями других местностей и с другими жанрами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и материалы могут быть использованы для последующих фольклористических работ разной проблематики (теория фольклора, народная обрядовая поэзия, региональная специфика фольклора и др.), а также для подготовки учебных курсов устного народного творчества, поэтики, филологического анализа текста.

Апробация исследования. Основные положения и материалы диссертации нашли своё отражение в докладах на всероссийских и международных научных конференциях. Результаты работы были представлены в докладах на II Всероссийском конгрессе фольклористов (Москва, 2010), XV и XVI Международных научных конференций «Славянская традиционная культура и современный мир» (Москва, 2010, 2011), международных научных конференциях «Язык и мир», «Межкультурные коммуникации: стратегии обучения языкам» (Украина, 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Этнокультурное образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Вологда, 2010), международной научно-практической конференции «Фольклор и современная культура» (Минск, 2011).

По результатам исследования опубликовано 6 работ общим объемом 1,93 усл. п. л.. Три статьи представлены в реферируемых изданиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основная идея причитаний похоронно-поминального цикла – стремление установить связь между миром живых и миром мёртвых и констатация невозможности возвращения с того света.

2. Главные образы причитания укладываются в следующие тематические уровни: мир человека (тело, дом и ближайшее окружение), мир природы (растительные, орнитоморфные и метеорологические образы), мир абстрактных представлений и состояний (время, пространство, сон, смерть).

3. Образы всех трёх тематических уровней взаимосвязаны и представляют собой цельную систему, имеющую самостоятельную художественную ценность. Она базируется на символических (архитепических) значениях и служит выражению основной идеи причитания.

4. На каждом тематическом уровне образной системы выражается идея перехода, приближения состояния живого человека, пережившего утрату, к состоянию покойника, а также невозможность полноценной коммуникации между миром живых и миром мёртвых.

5. На основании образной системы причитаний на территории современной Вологодской области можно выделить две локальные традиции: восточную (с выраженной значимостью природных образов) и западную (с выраженной значимостью образов, связанных с человеком). В основном причёты восточной группы локализованы в Никольском, Бабушкинском, Тотемском и Тарногском районах. В западной традиции можно отметить Кадуйский, Белозерский и Бабаевский районы.

Структура работы. Диссертация (общий объём – 10 а.л., включая приложения) состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (всего 272 наименования) и приложений, в которых представлены схемы, поясняющие основные положения глав, карты ключевых образов (соответственно их делению по тематическим уровням) и 26 образцов текстов причитаний из архивного фонда фольклорных материалов Вологодского областного детско-юношеского центра традиционной культуры.

Похожие диссертации на Ключевые образы плача : на материале похоронных и поминальных причитаний Вологодской области