Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика конкретности историзма в русском историко-песенном фольклоре Игумнов, Андрей Георгиевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Игумнов, Андрей Георгиевич. Поэтика конкретности историзма в русском историко-песенном фольклоре : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.09 / Игумнов Андрей Георгиевич; [Место защиты: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН].- Улан-Удэ, 2012.- 542 с.: ил.

Введение к работе

Существует область фольклорных явлений, определяющей для которой является категория художественного историзма. Это прежде всего былины, исторические песни и исторические баллады.

Степень изученности всех указанных жанров, в том числе в аспекте их историзма, высока:

Даны определения жанров, образующих область русского историко-песенного фольклора, и произведена классификация материала.

Прослежен процесс изменения идейно-образного содержания в области русского историко-песенного фольклора в аспекте его референтности к изменяющейся действительности.

Сформулированы теории и методы исследования, позволяющие представлять процесс жанровой эволюции историко-песенного фольклора как следствие эволюции форм и способов фольклорного историзма.

Установлены линии сюжетно-тематического развития, эволюции, преемственности в рамках жанров или жанрово-тематических разновидностей.

В то же время, все более явственно обнаруживается недостаточность результатов, достигнутых в изучении русского историко-песенного фольклора.

Не снято существенное противоречие в области изучения исторической песни (и вообще историко-песенного фольклора). Если историческая песня – явление фольклорное, то она, по определению, есть явление традиционное, то есть стереотипизированное, клишированное, формульное. Однако, в таком случае, она и не может обладать признаком конкретности художественного историзма, поскольку, с точки зрения теоретической поэтики, вкладывать конкретно-исторический смысл в традиционную формулу – антиисторично.

Повторяемость сюжетных / фабульных схем, мотивов, фабульных ситуаций и их лексического оформления, аксиологии и угла зрения на действительность в области исторической песни и историко-песенного фольклора – факт уже практически самоочевидный. Однако эта повторяемость устанавливается всякий раз в пределах достаточно ограниченной группы текстов, обладающих видимой содержательной и собственно художественной специфичностью. Как следствие, само понятие «историческая песня» не является необходимой научной абстракцией, но лишь очерчивает круг текстов, могущих быть квалифицированных как исторические песни.

Осознана и проблема жанрового единства исторической песни, обусловленная как неясностью критериев жанровой дифференциации материала, так и, что особенно важно, качественным разнообразием песенных текстов, могущих быть квалифицированными как исторические.

Нерешенность этих проблем и противоречий и обуславливает актуальность темы предлагаемого исследования.

Главной его целью является определение содержания понятия конкретности художественного историзма в его применении к русскому историко-песенному фольклору. Это предполагает рассмотрение тройственного соотношения, с одной стороны, формульности, клишированности, стереотипичности в архитектонике текстов, с другой – их референтности к действительной истории и, с третьей – их художественности.

Соответственно, задачами исследования были определены:

1. Определение глубинного и поверхностного уровней стереотипии в текстах русского историко-песенного фольклора.

2. Типологизация фабульной организации текстов русской исторической песни в аспекте ее зависимости от глубины и содержания конкретно-исторических впечатлений, повлиявших на создание текста.

3. Рассмотрение разных форм стереотипии в их соотношении с теми качествами текстов, которые позволяют квалифицировать их как художественные и конкретно-исторические.

4. Установление форм текстуальной реализации признаков конкретности художественного историзма.

5. Проведение дифференциации жанрового порядка в области исторической песни.

Материалом исследования послужили известные тексты, опубликованные в доступных источниках, чтобы наблюдения автора легко можно было бы проверить. Имея в виду задачу поиска некоего глубинного уровня стереотипии, было бы явно нежелательным и ограничение материала текстами лишь с ясно видимой историчностью содержания. Во избежание опасности повышения статуса заведомо частных качеств до уровня универсалий к рассмотрению привлекаются также былинные и балладные тексты. И наконец, к рассмотрению должны быть привлечены поздние и позднейшие тексты, созданные под сильным влиянием книжной традиции. Именно они могут послужить своего рода маркером максимально возможной степени конкретности историзма в песенных текстах, даже если по своей природе эти тексты полуфольклорны.

Объектом исследования является русский историко-песенный фольклор.

Предметом исследования избрана архитектоника текстов русского историко-песенного фольклора в аспекте соотношения признака конкретности и именно художественности историзма с феноменом стереотипичности, клишированности, формульности этих текстов.

Методологии исследования специально посвящена первая глава работы. Здесь целесообразно сформулировать лишь общенаучные принципы, важные для дальнейшего изложения. Цель и задачи настоящего исследования требуют прежде всего соблюдения правила рассуждений, известного как «бритва Оккама»: «Сущности не следует умножать сверх необходимости». Таковыми в контексте настоящей работы оказываются литературоведческие по генезису и по смыслу понятия «произведения» и «версии». Их существование как исследовательских конструкций бесспорно, но не более. Если говорить только об исторической песне, ее исполнители, судя по поздним материалам, всегда знали только один вариант, каковой только и мог быть для них единственно «правильным». Излишним представляется и поиск некоего изначального смысла, каковым текст гипотетически обладал в момент своего создания. Думается, в первую очередь интерпретации должен подлежать тот смысл, каким текст мог бы обладать для исполнителя, от которого текст и был записан; учитывая же, что этот смысл в подавляющем большинстве случаев никак не зафиксирован собирателями, приходится очень осторожно выходить за пределы буквальных значений слов, из которых песенный текст составлен.

Важным для настоящей работы является и понятие инвариантности. Описываемая во второй главе работы система мотиваций взаимодействий персонажей определяется как под-система более общей системы взаимодействий персонажей, которая, в свою очередь, определяется как инвариантная относительно художественной мета-системы русского историко-песенного фольклора.

Строгости языка работы служит и последовательное применение принципа дифференциальности. Главная задача, решаемая в них, – градация текстов русской исторической песни по степени явленности в них признака конкретности историзма.

Очевидно также, что искать какие-либо «положительные» и при этом исчерпывающие его определения – задача неразрешимая. Формы и способы преломления исторической действительности в фольклорном тексте чересчур для этого разнообразны. Существенно также, что прямое положительное определение типов историзма предполагает опору на классификацию самих по себе исторических явлений, создать которую явно невозможно.

В отечественной фольклористике сосуществуют два генеральных методологических направления в определении целей и способов анализа фольклорного текста. Одно восходит к известной концепции «Фольклор – искусство слова, фольклористика – раздел советского литературоведения», сформулированной Ю.М. Соколовым еще в 1928 г. В рамках этого направления анализ фольклорного текста строится, главным образом, на таких литературоведческих по генезису понятиях, как «поэтика», «замысел», «композиция», «образность», «художественное время и пространство».

В настоящее же время все более уверенно заявляет о себе методология исследования, противопоставляющая себя филологическому подходу к фольклорному тексту. Она ориентирована более на постижение феномена традиционности фольклорного текста, комплекса его связей со всей сферой традиционной культуры, нежели на поэтики в собственно филологическом смысле. Согласно этой точке зрения, главное при анализе фольклорного текста восстановить процесс множественных перекодировок и трансформаций неких исходных семантических комплексов, итогом которого и стал рассматриваемый текст или произведение.

Конечно, это методологическое размежевание объективно необходимо, не столь антагонистично и осознанно достаточно давно, чтобы получить взвешенную оценку, не предполагающую полного доминирования какого-либо одного из указанных методологических направлений. Тем не менее, вопрос о возможности некоего методологического синтеза между этими двумя подходами остается открытым. До достижения его еще очень далеко, но основания для него видны уже сейчас.

Представители обоих указанных методологических направлений в равной степени оставляют вне поля зрения существеннейших компонента в архитектонике фольклорного текста: эмпирическое начало, то есть референтность текста к неким самоочевидным явлениям и закономерностями действительности, и так называемый антропологический аспект тематики, то есть представленность вечных тем словесного искусств: неразделенной любви, неутоленной жажды власти и под. Эти два компонента и послужат основаниями для систематизирующего рассмотрения фольклорных текстов.

Научная новизна. В диссертационной работе получен принципиально новый результат в изучении русского историко-песенного фольклора. Впервые выделена вертикальная модель порождения текста и определен глубинный уровень стереотипии, лежащей в основе фабулы текстов русского историко-песенного фольклора. Впервые определены факторы жанрового и тематического порядков, обусловливающие степень явленности признака конкретности историзма в текстах русского историко-песенного фольклора, уточнен вопрос о жанровой природе русской исторической песни. Впервые даны отрицательное и положительное определения признака конкретности историзма, атрибутивного для русской исторической песни, что дает полное представление о его содержании.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут послужить методологическому синтезу между «филологическим» и «этнографо-антропологическим» направлениями в изучении фольклора. Это позволит производить целостный анализ фольклорного текста с учетом всех его существенных компонентов. Проведенное исследование позволит также произвести классификацию фольклорных текстов на основании соотношения в их архитектонике эмпирического vs. внеэмпирического начал. Эта классификация будет сопоставима по масштабу с существующими жанровыми классификациями и откроет новые закономерности в организации фольклорного текста.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по фольклористике, в преподавании общих и специальных курсов в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные результаты диссертации опубликованы в двух монографиях и ряде научных статей по проблеме диссертационного исследования, освещены в докладах на научных конференциях, в том числе на Первом и Втором Всероссийских Конгрессах фольклористов. Общий объем публикаций 40, 74 п.л., из них 10 статей общим объемом 7,2 п.л. опубликовано в рецензируемых журналах.

Структура работы. Работа состоит из Введения, пяти глав и Заключения.

Похожие диссертации на Поэтика конкретности историзма в русском историко-песенном фольклоре