Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кинорецензия как полидискурсивный и интердискурсивный текст : на материале немецких журналистских текстов Эрман, Валерия Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эрман, Валерия Андреевна. Кинорецензия как полидискурсивный и интердискурсивный текст : на материале немецких журналистских текстов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Эрман Валерия Андреевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/512

Введение к работе

Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению особенностей реализации поли- и интердискурсивности в тексте кинорецензии.

Интерес лингвистической науки к феномену полидискурсивности и интердискурсивности обусловлен развитием в лингвистике прагматической парадигмы, подразумевающей расширение объекта лингвистических исследований от текста к дискурсу.

Проблема поли- и интердискурсивности изучалась на материале научных, художественных, публицистических и рекламных текстов [Андреева 2006; Белоглазова 2010; Гончарова 2001 (а); Гордиевский 2006; Олизько 2009; Ротанова 2008; Сачаева 2009; Силантьев 2006; Чернявская 2007, 2009; Hoffmann 1997 (b); KeBler 1998; Link 1988; Link, Link-Heer 1990]. Тем не менее, теорию поли- и интердискурсивности до сих пор нельзя считать окончательно разработанной.

Интерес к рецензии как жанру публицистического дискурса обусловлен возрастающим вниманием отечественных и зарубежных исследователей к языку СМИ, а именно - к средствам реализации стратегии воздействия на адресата в журналистских текстах.

Рецензия изучалась до сих пор в основном с позиции теории речевых жанров и типологии текста. Исследовались жанровые/ типологические особенности рецензии [Земцова 2006; Синдеева 1984; Dallmann 1979; Radecker 1985], а также вопросы реализации речевых действий в рецензии [Jokubeit 1980; Sakautzky 1989]. В аспекте текстовых взаимодействий анализировалась научная рецензия [Чернявская 1995]. Кинорецензия рассматривалась с точки зрения композиционных и языковых особенностей [Hoffmann 1995, 1997 (a); Schnee 1995; Stegert 1993].

Актуальность данной работы обусловлена активным развитием теории дискурса как одной из перспективных областей лингвистической науки и связанной с этим потребностью изучения дискурсивной природы текстов различного типа, а также необходимостью исследования поли- и интердискурсивной природы текста кинорецензии, специфика которой определяется ее вторичным характером, направленностью на некий другой дискурс.

Объектом исследования является кинорецензия как тематический подвид текстотипа «рецензия».

Предметом исследования являются вербальные реализации поли- и интердискурсивности в тексте кинорецензии.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении и описании особенностей поли- и интердискурсивности текста кинорецензии, а также языковых средств реализации поли- и интердискурсивности в тексте.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

рассмотреть существующие теории дискурса и уточнить содержательное ядро понятия «дискурс», определить понятия ПОЛИ- и интердискурсивности;

установить текстотипологические особенности рецензии и специфические черты кинорецензии как ее тематического подвида;

описать полидискурсивную природу текста кинорецензии: определить виды дискурсов, включаемых в текст кинорецензии, и возможный состав дискурсов в текстовой структуре кинорецензии;

определить и систематизировать языковые средства реализации дискурсов в тексте кинорецензии;

установить формы интердискурсивности и ее маркеры в тексте кинорецензии.

В соответствии с целью и поставленными задачами в качестве основных методов исследования использовались метод дискурс-анализа, метод лингвостилистического анализа текста, а также метод количественных подсчетов.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области теории дискурса (В.А. Андреева, Н.Д. Арутюнова, Э. Бенвенист, Л.М. Бондарева, А.В. Голоднов, Е.А. Гончарова, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Т.В. Милевская, В.А. Миловидов, О.Г. Ревзина, И.Б. Руберт, П. Серио, Ю.С. Степанов, М. Фуко, В.Е. Чернявская, D. Busse, М. Hoffmann, W. Teubert), дискурс-анализа (Л. Филлипс и М.В. Иоргенсон, S. Jager, I. Warnke, J. Spitzmuller), теории речевых жанров и типологии текста (М.М. Бахтин, М.Н. Кожина, К. Brinker, W. Schmidt, Н. Burger, Н. Luger, W.-D. Krause), а также исследования в области диалогизма текста (Р. Барт, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, М. Пеше).

Материалом исследования послужили тексты немецкоязычных кинорецензий, опубликованных в ведущих газетах и журналах Германии {Frankfurter Allgemeine Zeitung, Der Spiegel, Die Zeit, Stern) за 2001-2011 гг., a также тексты кинорецензий из специализированных онлайн-киножурналов , , , ) и из бульварной прессы {Bild) за 2008-2011 гг. Общий объем проанализированного материала составили 72 текста кинорецензий.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Кинорецензия является полидискурсивным текстом, так как обнаруживает «следы» не одного, а нескольких дискурсов. Композиционно-речевой основой любой кинорецензии являются дискурс рецензента и дискурс фильма. В текст кинорецензии могут включаться другие дискурсы, к которым относятся дискурс режиссера, дискурс сценариста, дискурс публики, дискурсы третьих лиц, дискурсы других фильмов, дискурс исторических фактов, дискурс литературной основы фильма.

  2. Кинорецензия является интердискурсивным текстом, так как представляет собой «дискурс о другом дискурсе», т.е. основана на взаимодействии дискурса рецензента и дискурса фильма, которое

реализуется в представлении и оценке рецензентом фильма и его элементов, в субъективном изложении рецензентом содержания фильма и субъективном описании кадров из фильма. Дискурс рецензента взаимодействует также с перечисленными выше дискурсами, включение которых зависит от интенции конкретного автора кинорецензии и используется им с целью обоснования общей оценки фильма.

  1. Дискурсы непосредственных участников фильма (режиссера, сценариста), а также дискурсы третьих лиц и публики вводятся в текст с помощью системы номинаций, в которую входят имена собственные, нарицательные существительные, называющие участников коммуникативного события по роду их занятий, а также репрезентирующие их местоимения, различные в зависимости от вида дискурса. Данные дискурсы могут также иметь в тексте метонимические и косвенные формы представления, которые варьируются от дискурса к дискурсу. Взаимодействие дискурса рецензента с данными дискурсами реализуется в изложении и интерпретации автором рецензии позиций режиссера, сценариста, третьих лиц и публики. Дискурс публики имеет специфическую функцию вуалирования авторского «я», что позволяет рецензенту использовать зрительское восприятие в качестве аргумента своей оценки фильма. Дискурсы других фильмов, литературной основы фильма и исторических фактов используются рецензентом с целью оценки фильма и стратегии его режиссера в плане интерпретации режиссером литературно-художественного произведения (основы экранизации романа) и исторических фактов.

  2. Система дискурсов (количество и виды дискурсов) в текстовой структуре кинорецензии обнаруживает зависимость от особенностей тематики и жанра фильма, на который пишется рецензия. Кинорецензии на проблемные фильмы, которые не получили однозначной оценки в обществе, по количеству и многообразию дискурсов в тексте превосходят рецензии на фильмы более простого содержания. Они неизбежно содержат дискурсы режиссера, публики, третьих лиц и имеют полемический характер. Особенностью кинорецензий на проблемные фильмы является включение дискурса сценариста и нескольких дискурсов третьих лиц, а также привлечение дискурса исторических фактов. В рецензии разных авторов на один фильм включаются одни и те же виды дискурсов.

  3. Дискурсивное пространство текстов немецких кинорецензий из определенного типа издания обнаруживает свою специфику. Кинорецензии из немецкой бульварной прессы по количеству дискурсов и их многообразию уступают кинорецензиям из немецкой качественной прессы и немецких специализированных онлайн-киножурналов. В рецензиях из качественной прессы и специализированных онлайн-киножурналов обнаруживаются более сложные формы дискурсивного взаимодействия, к которым относятся комментирование рецензентом кинотекста, авторская интерпретация позиций режиссера, сценариста, публики и третьих лиц, а также привлечение

дискурса литературной основы фильма и дискурса исторических фактов с
целью обоснования оценки фильма. В кинорецензиях из немецкой
бульварной прессы превалирует эмоциональная оценочность, и
обнаруживаются черты рекламного типа дискурса. Для кинорецензий из
качественной прессы и специализированных онлайн-киножурналов
характерен синкретизм - слияние экспрессивно-логической и

эмоциональной оценочности, идущей от публицистики, и элементов рационального анализа, заимствованных из научного типа дискурса.

Научная новизна работы заключается в комплексном описании типологических характеристик кинорецензии не с позиции типологии текста, а в свете теории дискурса - одного из актуальных направлений лингвистических исследований, в определении состава дискурсов и роли каждого из них в тексте кинорецензии, в описании языковых средств реализации дискурсов в тексте кинорецензии, а также в установлении системы маркеров интердискурсивности и выявлении зависимости состава дискурсов и форм их взаимодействия в тексте кинорецензии от жанра рецензируемого фильма и типа издания, публикующего рецензию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в разработку теории поли- и интердискурсивности, способствуя уточнению ее ключевых положений. Выработанная в диссертации интерпретационная методика и результаты анализа поли- и интердискурсивной природы текста кинорецензии могут быть использованы при дискурс-анализе других видов «вторичных текстов», а также самой кинорецензии на материале других отдельно взятых этнокультур и в их сопоставительном изучении.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в лекционных курсах и семинарских занятиях по стилистике и лингвистике текста, в спецкурсах по дискурсивному анализу, а также могут использоваться на занятиях по интерпретации текста и на практических занятиях по немецкому языку, направленных на формирование умений письменной речи при создании текста рецензии.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования: результаты исследования могут найти применение в преподавании учебных дисциплин на факультетах иностранных языков, а также могут использоваться при подготовке учебных пособий.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на конференции «Герценовские чтения. Иностранные языки» (апрель 2010), на научном аспирантском семинаре кафедры немецкой филологии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (июнь 2010), на LX Международной филологической конференции в Санкт-Петербургском государственном университете (март 2011). По теме исследования опубликовано пять научных работ, общим объемом 1,4 п.л.

Объем и структура диссертации. Содержание исследования изложено на 190 страницах машинописного текста и включает введение, три главы, сопровождающиеся выводами, заключение, библиографический список, список использованных словарей и исследованных источников и приложение. Библиографический список состоит из 146 наименований, из них 47 на иностранных языках. Приложение содержит полный текст одной из кинорецензий и ее анализ.

Похожие диссертации на Кинорецензия как полидискурсивный и интердискурсивный текст : на материале немецких журналистских текстов