Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв. Ватолина, Татьяна Геннадьевна

Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв.
<
Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв. Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв. Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв. Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв. Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ватолина, Татьяна Геннадьевна. Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Ватолина Татьяна Геннадьевна; [Место защиты: Иркут. гос. лингвистич. ун-т].- Иркутск, 2011.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1300

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВНОГО ДИСКУРСА

  1. Детективный дискурс и история его изучения 15

  2. Детективный дискурс как жанр художественного дискурса... 24

  3. Понятие когнитивного моделирования дискурса 30

1.4. Общие особенности когнитивной модели художественного
дискурса 42

  1. Моделирование художественного мира 52

  2. Моделирование концептуального стандарта жанра 55

  3. Моделирование персонажей 56

1.8. Когнитивная модель детективного дискурса как модель

конструируемого в нём художественного мира 62

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 64

ГЛАВА II. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ДЕТЕКТИВНОМ ДИСКУРСЕ И ЕЁ ЯЗЫКОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. Абстрагированные ролевые номинации персонажей детектив
ного дискурса 67

  1. Детектив 67

  2. Убийца 81

  3. Помощник 85

  4. Свидетель 97

  5. Жертва 101

2.2. Концептуальный стандарт детективного жанра как когнитив
ная основа членения художественного мира детекгивного

произведения 104

  1. Типы картин мира в детективном произведении: видимая и невидимая картины мира 112

  2. Языковые маркеры кажущегося мира в дискурсе когнитивно некомпетентного наблюдателя 119

  3. Языковые маркеры действительного мира в дискурсе когни-

ти вно компетентного наблюдателя 124

  1. Лингвистическое обоснование статуса концептуального персонажа для Детектива 132

  2. Лингвистическое обоснование статуса концептуального персонажа для Убийцы 138

  3. Лингвистическое обоснование статуса концептуального персонажа для Помощника, Свидетеля, Жертвы 145

2.9. Когнитивные причины востребованности детективных
художественных миров в сфере массовой коммуникации 156

2.10. Отражение когнитивно-дискурсивного контракта о природе
художественного мира между автором и массовым читателем в

паратекстс детективного произведения 163

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ' 185

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ПРИНЯТЫХ

СОКРАЩЕНИЙ 204

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ И ПРИНЯТЫХ

СОКРАЩЕНИЙ 205

ПРИЛОЖЕНИЕ 209

Введение к работе

Целью данной диссертации является когнитивный анализ англоязычных детективных произведений, установление когнитивного инварианта, в соответствии с которым они структурируются, и разработка на этой основе когнитивной модели детективного дискурса.

Исследование базируется на гипотезе о возможности абстрагирования из детективных произведений когнитивного единства/инварианта/сценария, в соответствии с которым они порождаются. Формирующий сценарий и конкретные произведения отсылают друг к другу, поэтому возможно осуществить группирование абстрагированных элементов в виде когнитивной модели детективного дискурса.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки общих принципов когнитивного моделирования дискурса и создания когнитивных моделей различных жанров художественного дискурса. Выявление когнитивных основ порождения художественного дискурса и закономерностей, по которым авторы.кодируют и структурируют литературный материал, сохраняя его единый глубинный смысл при изменении поверхностной структуры в каждом.конкретном произведении, является актуальным для совершенствования герменевтических процедур анализа и интерпретации художественных произведений.

Своевременность настоящей работы заключается также в том, что она носит интегративный характер: находится в плоскости пересечения различных гуманитарных дисциплин - когнитивной лингвистики, теории дискурса, теории коммуникации, структурной теории текста, теории литературы, семиотики, социолингвистики. Использование основных теоретических положений указанных областей гуманитарного знания для достижения цели нашего исследования способствует дальнейшей разработке проблем, связанных с когнитивным моделированием процессов формирования дискурса, причем особое значение придаётся именно когнитивному подходу.

Теоретической базой данной диссертации являются: 1) структурная теория текста; 2) теория когнитивного моделирования дискурса; 3) теория возможных миров в целом и художественного мира в частности; 4) лингвистические теории неискренности и кажимости.

В структурной теории текста текст рассматривается с точки зрения заложенной в нём структурной модели. В исследованиях структурной модели текста можно выделить два направления. К первому относится французский структурализм, который во многом базируется на идеях В.Я. Проппа и М.М. Бахтина, ко второму -- лингвистическая теория текста. В рамках первого направления текст исследуется в литературоведческом ключе, выявляются его- базисные структурные элементы (автор, нарративный субъект, порядок событий, синтагматика, актанты), организующие его сюжетно-композиционное построение и составляющие его структурную модель как ус-тойчипую сотюкуппость отношений1 [Бахтин, 1975; Грсймас, 1983; Тодоров, 1983; Пропп, 1986, 2003; Барт, 1994, 2001; Фуко, 1994; Эко, 1998; Леви-Стросс, 2001; Серио, 2001; Бремон, 2001; Прието, 2001; Бадью, 2004; Кристева, 2004; Barthes, 1977 и др.]. Ко второму направлению относятся исследования структуры текста с лингвистических позиций. В частности, в отечественной лингвистике исследованию структуры текста посвящены труды И.Р. Гальперина, в которых структурная модель текста выявляется путём его членения, исходя из объёма части, классификации композиционно-речевых форм и установки на восприятие читателя [Гальперин, 1981].

В связи с переходом на новые теоретические позиции в области исследований текста и дискурса структурное моделирование текста органично интегрируется в когнитивное моделирование дискурса и становится его составной частью. В последние годы понятия «текст» и «дискурс» всё чаще используются как взаимозаменяемые. В частности, дискурс рассматривается как текст в контексте [Dijk, 1997, 1998]; как текст, взятый в событийном аспекте [Арутюнова, 1998, с. 136-137]; как текст, погружённый в ситуацию общения [Карасик, 2004, с. 5]. В работе мы используем термин «дискурс» в когнитив- ном аспекте, понимаемый как выражение особой ментапьности [Степанов,1995; Плотникова, 2000], как явление, «имеющее дело с передачей знаний, с оперированием знаниями особого рода и, главное, с созданием но-вых знаний» [Кубрякова, 2000, с. 23]; и в коммуникативном аспекте как сообщение—непрерывно возобновляемое или законченное, фрагментарное или цельное, устное или письменное, посылаемое и получаемое в процессе ком-

муникации [Плотникова, 2005а, с. 7].

Внимание привлекают теперь не столько формальные и структурные признаки текста/дискурса, сколько его смысловая сторона, а именно участие когнитивных структур человеческого сознания в создании, получении и обработке содержащихся в дискурсе знаний о мире и их организации в когнитивные модели [Бенвенист, 1974; Джонсон-Лэрд, 1988; Минский, 1988; Дейк, 1988, 1989; Кибрик, 1994; Степанов, 1995; Арутюнова, 1998; Красных, 1998, 2003; Кубрякова, 2000, 2002, 2007; Плотникова, 2000, 2005а; Сопсо, 2002; Макаров, 2003; Карасик, 2004; Йокояма, 2005; Демьянков, 2007; Kintch, 1972; Schank, 1977; Dijk, 1977, 1978, 1997; Minsky, 1980; Thompson, 1985; Cook, 1989; Chimombo, 1998; Johnson-Laird, 2004, 2006-.и др.]. «Понимание мира возможно-только через развитие когнитивных структур, которые:-связывают кажущиеся рассеянными объекты в единое понятие [модель]» [Солсо, 2002, с. 427]. Нельзя не согласиться с Р; Солсо в том, что использование когнитивных моделей является необходимым условием для понимания и интерпретации событий, для создания^представления о сущности и устройстве этого мира, для объединения прошлой информации с текущей информацией и, в итоге, для манипуляции знаниями о мире [Солсо,. 2002]. Данные положения перекликаются с основными постулатами когнитивной лингвистики, в центре внимания которой находятся «проблемы конструирования мира, проблемы получения.и организации нового знания, проблемы креативных способностей человека и проявления этой креативности в языке» [Кубрякова, 2002, с. 6].

В когнитивной теории возможных миров или, как её ещё называют, семантики возможных миров (possible worlds semantics) мир художественного произведения трактуется как один из вариантов возможного мира, основанный на вымысле. Согласно этой теории, в широком смысле возможные миры определяются как возможные жизнеустройства- совокупности опыта (ВЭФ). Они могут как наличествовать в действительности, так и выступать её альтернативой [Хинтикка, 1980; Kripke, 1982; Lewis 1986 и др.]. К альтернативным мирам относятся миры вымышленные, в частности, миры художественных произведений, «вырастающие» из действительного мира и тождественные ему лишь до определённой степени [Тодоров, 1983; Кастанеда, 1999; Льюис, 1999; Миллер, 1999; Сёрль, 1999; Эко, 2003; Todorov, 1977 и др.], а также миры кажущиеся, дискурсивно-конструируемые наблюдателем при помощи соответствующих языковых средств [Семенова, 2007].

Настоящая работа является ещё одним шагом на пути изучения способов организации и представления знаний в дискурсе.

Актуальным также является- дальнейший анализ когнитивных основ дискурсов массовой коммуникации, к которым относится и детективный дискурс.

Исследованию массовой литературы как социально-культурного феномена уже посвящено достаточно большое количество работ, в которых .она рассматривается как коммерческий продукт массовой- культуры, как форма существования и способ функционирования дискурса того или иного жанра в сфере массовой коммуникации-[Каган, 1972; Якобсон, 1975; Степанов, 1985; Белянин, 1988,2000; Воробьёва, 1993; Бахтин, 1996; Эко, 1998; Лотман, 1999; Мельников, 2000; Викулова, 2001; Красных, 2001; Почеицов, 2001і; Березин, 2003; Сидорова, 2003; Петрова, 2004; Рансьер, 2004; Рубакин, 2006; Бакулин, 2010; Козлов, 2010; Cawelti, 1976; Sutherland, 1981; Kim, 1991; McKee, 1997; Whalen, 1999; Forbes, 2000; Gelder, 2004; Johnson-Woods, 2005 и др.].

В зарубежной науке массовая художественная коммуникация рассматривается с точки зрения когнитивной психологии и психолингвистики [Tierney, 1987; Emmott, 1999; Simpson, 2000], когнитивной семиотики [Carroll, 1990; Buckland, 2000] и когнитивной поэтики [Stockwell, 2002].

В отечественной науке также появляются работы, исследующие массовую литературу с позиций когнитивно-дискурсивного подхода, принятого в современной лингвистике. В частности, данный подход стал применяться для когнитивного моделирования тендерных стереотипов и архетипов коммуникативных личностей, представленных в литературных произведениях различных жанров и разных эпох [Злотникова, 2002; Городникова, 2003; Тарасова, 2006; Ракитянская, 2007].

Несмотря на всё более увеличивающийся объём публикаций, многие проблемы, связанные с изучением дискурсов массовой художественной коммуникации, ещё ждут своей постановки и решения. В этой связи, несомненно, актуально изучение англоязычного детективного дискурса, являющегося первым по времени возникновения жанром дискурса массовой художественной коммуникации.

Хотя на сегодняшний день в науке сложилось неоднозначное отношение к данному жанру, согласно которому детективный дискурс представляет собой то верхнюю ступень в иерархической вертикали массовой литературы, её интеллектуальную элиту, то паралитературу, отечественные и зарубежные теоретики этого жанра в области литературоведения солидарны в том; что детективный дискурс - это социальный феномен, восприимчивый к социальным, политическим, экономическим изменениям в обществе, и, поэтому, более востребованный, чем другие жанры [Нудельман, 1972; Маркулан, 1975; Шкловский, 1976; Ковалёв, 1984; Честертон, 1984; Эко, 1989; Кёстхейи, 1989; Фримен, 1990; Мельник, 1992; Лотман, 1995; Зоркая, 1996; Мельников, 2000; Анджапаридзе, 2003; Белозёрова, 2006; Санжарова, 2009; Терехова, 2009; Messac, 1975; Todorov, 1977; Dove, 1997; Kelly, 1998 и др.].

В лингвистике детективный дискурс изучен недостаточно, в частности; Э.В. Калашников на материале англоязычных детективов исследует лингвистические особенности формирования проспекции как категории текста [Калашников, 1997]; Н.Ю. Филистова проводит сопоставительный анализ когнитивных механизмов структуры и семантики детективных нарративов английского и русского языков [Филистова, 2007J: в работе И.А. Дудиной выявляется специфика взаимоотношений между детективным дискурсом и детективным текстом, и рассматриваются особенности формирования и функционирования некоторых элементов детективного дискурса [Дудина, 2008].

Анализ имеющихся работ показывает, что детективный дискурс в настоящее время изучен всё ещё фрагментарно, в основном в рамках литературоведческой традиции, до сих пор идут споры вокруг определения данного жанра, его специфики, не систематизированы его основные когнитивно-дискурсивные параметры, в связи с чем его исследование должно быть продолжено.

В соответствии с поставленной целью и в процессе доказательства выдвинутой гипотезы в диссертации ставятся следующие задачи: рассмотреть историю изучения детективного дискурса как жанра художественного дискурса; проанализировать понятие когнитивного моделирования дискурса; систематизировать общие особенности когнитивной модели художественного дискурса: моделирование художественного мира, моделирование концептуального стандарта жанра, моделирование персонажей;

4) разработать когнитивную модель детективного дискурса, для этого поэтапно: создать модель концептуального членения и концептуальной динамики художественного мира*детективного произведения; смоделировать типы картин мира в детективном произведении и выявить их языковые маркеры; дать абстрагированные ролевые номинации-персонажам детективного дискурса; смоделировать концептосферы персонажей детективного дискурса и дать лингвистическое обоснование их статуса концептуальных персонажей; охарактеризовать персонажей детективного дискурса как модельных коммуникативных личностей;

5) установить языковые параметры взаимодействия когнитивной модели детективного произведения и его паратекста.

Объектом исследования является детективный дискурс XIX-XX вв., анализируемый на материале произведений англоязычных авторов. Общий объём проанализированного материала составляет более 6000 страниц.

Предметом исследования являются базовые элементы когнитивной модели детективного дискурса и её языковые параметры.

В работе используются следующие методы исследования: метод концептуального анализа, метод пропозиционального анализа, метод моделирования когнитивных сценариев, метод речеактового анализа, интерпретатив-ный метод.

На защиту выносятся следующие полоэгес/шя:

В широком смысле, когнитивная модель детективного дискурса —это репрезентация его внутренней глубинной структуры как структуры когнитивных контуров, сохраняющихся-неизменными при изменении внешней поверхностной структуры в каждом конкретном детективном произведении.

В узком смысле, когнитивная модель детективного дискурса - это когнитивный сценарий конструируемого в нём специфического художественного мира. Этот мир включает в себя две картины: видимую (ложную) и невидимую (истинную), и, соответственно, он когнитивно конструируется как мир кажущийся vs. мир действительный. Когнитивная динамика развития мира состоит в выведении.невидимой картины в зону видимости в соответствии с концептуальным стандартом детективного жанра «Убийство» - «Расследование» - «Объяснение».

Языковыми маркерами кажущегося мира являются знаки-симулякры, не имеющие референтной соотнесённости с объектами, входящими в общее референтное пространство детективного произведения. Эти знаки употребляются когнитивно некомпетентными наблюдателями.

  1. Преодоление кажимости мира и выведение невидимой картины в зону видимости производит когнитивно компетентный наблюдатель (Детектив) посредством установления действительной референтной соотнесённости знаков, восстановления взаимосвязи знаков, отражающей взаимосвязь референтов, а также при помощи процедур инференции и аргументации.

    В рамках когнитивной модели детективного дискурса конкретные персонажи с их разными именами представлены как обобщённые модельные коммуникативные личности с помощью абстрагированных ролевых номинаций, отражающих их ролевое коммуникативное взаимодействие в художественном мире. Моделирование персонажей англоязычного детективного дискурса выявляет среди них пять типов коммуникативных личностей: Детектив, Убийца, Помощник, Свидетель, Жертва.

    Персонажи детективного произведения являются концептуальными, поскольку их дискурс, посходит лишь к одному базовому концепту, определяющему их единственно значимое в данном художественном мире качество. Дискурс Детектива центрирован на концепте «Истина»; из его речевых актов выводится-одно основное качество: человек, вскрывающий истину. Убийца -человек неискренний; его дискурс центрирован на концепте «Ложь», Помощник, Свидетель, Жертва выражают в своём дискурсе базовый концепт «Непонимание», каждый из них предстаёт как «человек непонимающий». Дискурсивная атрибуция персонажам дополнительных личностных качеств не входит в общую когнитивную модель детективного дискурса и является частью поверхностной структуры каждого конкретного произведения.

    7. Детективные художественные миры являются широко востребован ными в сфере массовой коммуникации. Паратекст детективного произведения служит показателем существования когнитивно-дискурсивного контракта между автором и массовым читателем относительно востребованного худо жественного мира. Паратекст нацелен на концепты «Тайна» и «Читатель»: в паратексте гарантируется наличие тайны, которую читатель, как человек ин теллектуальный, способен разгадать. Паратексты стратегически направлены на вовлечение читателей в единое с автором/издателем коммуникативное просгранство и на формирование установки на приобретение/прочтение детективного произведения.

    Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые проведён комплексный лингвистический анализ англоязычного детективного дискурса и разработана его общая когнитивная модель, отображающая способ организации каждого конкретного детективного произведения, созданного в британской и американской культурах. Определён когнитивный сценарий конструирования художественного мира детективного произведения, установлены типы картин мира и их языковые маркеры. Осуществлено, при помощи абстрагированных ролевых номинаций, группирование персонажей детективного дискурса на модельные коммуникативные личности, выявлены их концепто-сферы и обоснован их статус концептуальных персонажей. Установлен фактор- влияния когнитивной модели детективного произведения на его пара-текст.

    Поскольку исследователь может определить свойства постулированного им когнитивного образования - когнитивной модели, - наблюдая за поверхностными языковыми репрезентациями, то выявленная организующая когнитивная структура может в полной мере быть отнесена к детективному дискурсу, созданному в указанных кугьтурах, в которых этот жанр первоначально и возник. Сохранение либо модификация выявленной модели в других культурах и в других языках требует дополнительного изучения.

    Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в развитие когнитивной лингвистики, лингвистики дискурса, теории массовой коммуникации, социолингвистики. Получают дальнейшую разработку теоретические принципы когнитивного моделирования дискурса, углубляются существующие в лингвистике теоретические положения о процессе порождения художественного дискурса, в частности, уточняются понятия художественного мира, картины мира, концептуального стандарта жанра, концептуального персонажа. Работа имеет и определённую междисциплинарную значимость для социологии и психологии, поскольку в ней вскрываются когнитивные причины социальной востребованности детективного дискурса, а также закономерности взаимодействия авторского и читательского сознания, в частности, вводится и обосновывается понятие когнитивно-дискурсивного контракта между автором/издателем и читателем, фиксируемого в паратексте детективного произведения.

    Практическая значимость работы состоит в возможности применения сё основных положений в преподавании вузовских курсов когнитивной лингвистики, дискурсивного анализа, теории коммуникации, стилистики и интерпретации текста, социолингвистики. Результаты и материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по теории и практике английского языка, а также при руководстве курсовыми и дипломными работами.

    Апробация-работы. Результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры английской филологии Иркутского государственного лингвистического университета (2006-2008 тт.; 2011 г.). По теме диссертации сделаны доклады на'региональных и межвузовских конференциях молодых учёных в Иркутском государственном лингвистическом университете (2006-2008 гг.), на международной' научно-практической конференции «Лингвистические парадигмы илингводидактика» в Байкальском государственном университете экономики и права (июнь 2006 г.), на международной научной конференции «Актуальные проблемы филологии» в Алтайском государственном университете (июнь 2011 г.). Основные результаты исследования отражены в 7 публикациях, в том числе в двух публикациях в ведущих рецензируемых научных изданиях. Общий объём публикаций составляет 2,9 печатных листа.

    По структуре диссертация состоит из введения, двух глав; заключения; списка использованной литературы, списка использованных словарей и приложения.

    Во введении обосновываются цели и задачи работы, её актуальность и новизна, теоретическая и практическая значимость, перечисляются основные методы анализа.

    В первой главе «Теоретические принципы когнитивного моделирования детективного дискурса» характеризуются различные подходы к пониманию когнитивной модели дискурса и когнитивной модели художественного дискурса, анализируются понятия художественного мира, концептуального стандарта жанра, персонажа, раскрывается их специфика в лингвистическом аспекте.

    Во второй главе «Когнитивная структура художественного мира в детективном дискурсе и её языковые параметры» выявляются лингвистические критерии присвоения абстрагированных ролевых номинаций персонажам детективного дискурса; определяется динамика концептуального членения художественного мира детективного произведения в соответствии с заложенным в нём концептуальным стандартом; даются когнитивные и лингвистические обоснования разделения художественного мира детективного произведения на видимую и невидимую картины мира, а такжевыявляются языковые маркеры кажущегося мира в дискурсе когнитивно некомпетентного наблюдателя и действительного мира в дискурсе когнитивного компетентного наблюдателя; на основе речеактового анализа обосновывается, что1 персонажи детективного дискурса являются концептуальными; определяются когнитивные причины социальной востребованности детективного дискурса в сфере массовой коммуникации и доказывается наличие когнитивно-дискурсивного контракта между автором и массовым читателем в паратексте детективного произведения.

    В заключении обобщаются результаты проведённого исследования, формулируются вытекающие из него основные выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки данной темы.

    Приложение содержит материал, необходимый для иллюстрации ряда теоретических положений диссертации. * і ; із :. -. ... ;.-:

    Похожие диссертации на Когнитивная модель детективного дискурса : на материале англоязычных детективных произведений XIX-XX вв.