Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Карпухина Тамара Петровна

Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы)
<
Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карпухина Тамара Петровна. Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы) : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.04 / Карпухина Тамара Петровна; [Место защиты: Иркутский государственный лингвистический университет]. - Иркутск, 2008. - 458 с.

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 11

ЧАСТЬ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА I. ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ЕЕ ИСТОКИ И ПОСТУЛАТЫ 23

1.1. Понятие игры в разных эпистемологических парадигмах 23

1.2. Игра как эстетический феномен 26

1.3. Сущностные характеристики игры 31

1.3.1. Способ бытия игры во времени: ограниченное во времени, свободное от целеустановок самодвижение (energeia) 32

1.3.2. Анимистическое мировосприятие в игре: восприятие движения неживой природы как игры живого организма 33

1.3.3. Преднамеренность игры: взаимосвязь необходимого и случайного 36

1.3.4. Правила и порядок игры 38

1.3.5. Повторение как свойство игрового движения 40

1.3.6. Структурное преобразование игры в зрелищное представление... 42

1.3.7. Способ бытия игры в пространстве: пространственно-объективированная и пространственно-ограниченная структура (ergon) 44

1.3.8. Функции игры 46

Выводы по главе 1 52

ГЛАВА П. МОРФЕМНЫЙ ПОВТОР В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 53

2.1. Понятие текста 53

2.2. Понятие морфемы. Членимость слова 59

2.3. Морфемный повтор как объект исследования: степень разработанности проблемы 64

2.4. Морфемный повтор: феномен и явление 70

2.4.1. Субстанциональные и реляционные свойства морфемного повтора 74

2.4.2. Категории единства и множественности в явлении морфемного повтора 78

2.4.3. Категории целого и части в явлении морфемного повтора 81

2.4.4. Внешняя и внутренняя форма слова в явлении морфемного повтора 83

2.4.5. Аспекты статики и динамики в явлении морфемного повтора 84

2.4.6. Поэтическое и прозаическое в явлении морфемного повтора 85

Выводы по главе II 87

ГЛАВА III. МОРФЕМНЫЙ ПОВТОР КАК ЛИНГВОЭСТЕТИЧЕСКАЯ ИГРА 88

3.1. Способ бытия лингвоэстетической игры морфемного повтора в пространстве и времени 88

3.2. Игровая площадка морфемного повтора 91

3.2.1 Игровая площадка как пространственно-выделенное место для зрелища 91

3.2.2. Антропологические основания пространственного ограничения игровой площадки как эстетического феномена 93

3.2.3. Игровая площадка как средство обеспечения кругового визуального охвата перцептивного пространства 95

3.2.4. Архетипические корни эстетической замкнутости игровой площадки 99

3.2.5. Текстовая игровая площадка как арена игрового представления слов с повторяющейся морфемой 100

3.3. Динамический аспект морфемного повтора 101

3.3.1. Индуцирование повтором ретенции внимания 102

3.3.2. Индуцирование повтором флуктуации внимания, создающих субъективную иллюзию движения 103

3.3.3. Индуцирование повтором ментальной операции анализа/синтеза членимого слова 105

3.3.4. Индуцирование морфемным повтором ментального воссоединения актуализованных единиц с парадигматически родственными словами 107

3.3.5. Игровой характер динамического аспекта морфемного повтора. 108 3.4. Антропоморфизация игры морфемного повтора персонифицирующим воображением, рационализированным квази-доксастической конвенцией... 109

3.4.1. Роль антропоморфизма в духовной деятельности человека 109

3.4.2. Роль воображения в научном познании. Воображение, фантазия и фикция 114

3.4.3. Роль аналогии как общеметодологического принципа в научном познании 118

3.4.4. Использование метафорических обозначений в качестве научных терминов 122

3.4.5. Метафорический термин как идеализированный гносеологический конструкт 124

3.4.6. Квази-доксастическая конвенциональность игры морфемного повтора 126

Выводы по главе III 128

ЧАСТЬ II ИГРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМАЛЬНОГО АСПЕКТА МОРФЕМНОГО ПОВТОРА

ГЛАВА I. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА 132

1.1. Пространство текста и игровая площадка морфемного повтора 132

1.2. Линейная и параллельная локализация морфемных коррелятов 133

1.2.1. Рамочная локализация морфемных коррелятов 133

1.2.2. Анадиплостическая локализация морфемных коррелятов 135

1.2.3. Эпифорическая локализация морфемных коррелятов 136

1.2.4. Анафорическая локализация морфемных коррелятов 137

1.2.5. Другие виды локализации морфемных коррелятов 138

1.3. Контактная и дистантная локализация морфемных коррелятов 139

1.4. Лево-правосторонняя локализация морфемных коррелятов 144

Выводы по главе 1 146

ГЛАВА II. ИГРОВОЙ РЕСУРС ЧЛЕНИМОСТИ СЛОВА ПРИ МОРФЕМНОМ ПОВТОРЕ 147

2.1. Живая членимость слов при актуализации в тексте словообразовательного гнезда/ряда 148

2.2. Условная членимость слов при актуализации в тексте морфемного гнезда/ряда со связанным корнем 154

2.3. Условная членимость слов при актуализации в тексте этимологического гнезда/ряда 156

2.4. Дефектная членимость слов при актуализации в тексте псевдоморфемного гнезда/ряда 158

2.5. Псевдоморфемная членимость слов при актуализации в тексте разноязыковых словообразовательных систем 163

Выводы по главе II 165

ГЛАВА III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА И АЛЛИТЕРАЦИИ 167

3.1. Актуализация языкового фонетического уровня в художественно-речевой синтагматике 167

3.2. Интериоризация человеком природного и голосового звучания. Эстетическая значимость звуков, воспроизводимых письменной речью 169

3.3. Игровое взаимодействие морфемного повтора и аллитерации 171

Выводы по главе III 180

ГЛАВА IV. РИТМ, СИММЕТРИЯ И ГАРМОНИЯ НА ПЛОЩАДКЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА 181

4.1. Упорядочивающая роль ритма при морфемном повторе 181

4.2. Интериоризация природного ритма, симметрии и гармонии человеческим сознанием 182

4.3. Ритм, симметрия и гармония в природе как эстетизированный феномен 184

4.4. Восприятие ритма, симметрии и гармонии человеком '.-. 188

4.5. Проявление ритма, симметрии и гармонии во взаимодействии слов на площадке морфемного повтора 191

Выводы по главе IV 199

ГЛАВА V. ВНУТРЕННЯЯ РИФМА НА ПЛОЩАДКЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА 200

5.1. Отличительные признаки стихотворной речи 200

5.2. Локальное вторжение рифмы в прозаический текст 203

5.3. Внутренняя рифма и ее разновидности на площадке морфемного повтора 204

5.4. Элементы поэзии во внутренней рифме, связывающей морфемные

корреляты :..209

Выводы по главе V 212

ЧАСТЬ III ИГРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМАНТИЧЕСКОГО АСПЕКТА МОРФЕМНОГО ПОВТОРА

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА И СИНОНИМИИ 214

1.1. Семантическая равнозначность как игровой ресурс 214

1.2. Корреляция синонимичных слов по морфемному составу 218

1.3. Корреляция синонимичных слов по словообразовательной структуре и частеречной принадлежности 223

1.4. Стилистическая корреляция синонимичных слов 227

1.5. Корреляция синонимичных слов по степени равнозначности 230

1.6. Корреляция синонимичных слов по осуществляемой функции 234

Выводы по главе 1 236

ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА И АНТОНИМИИ 238

2.1. Семантическая противопоставленность как игровой ресурс 238

2.2. Корреляция антонимичных слов по морфемному составу 241

2.3. Корреляция антонимичных слов по словообразовательной структуре и частеречной принадлежности 245

2.4. Корреляция антонимичных слов по типу логического (семантического) противопоставления 249

Выводы по главе II 252

ГЛАВА III. РАЗНООБРАЗИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ НА ПЛОЩАДКЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА 253

3.1. Семантический релятивизм языкового знака как игровой ресурс 253

3.2. Парадигматически-заданная связь референциально-семантически соотносимых коррелятов 256

3.3. Синтагматически-реализуемая связь экзистенциально-эмпирически соотносимых коррелятов 258

3.4. Синтагматически-обусловленная связь семантически-неконгруируемых понятий 260

Выводы по главе III 263

ГЛАВА IV. «ИГРА СЛОВ», РЕАЛИЗУЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКУЮ КАТЕГОРИЮ КОМИЧЕСКОГО, НА ПЛОЩАДКЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА 264

4.1. Дистинкция понятий «языковая игра», «игра слов», «каламбур» 264

4.2. Противоречие как логического основа комического 267

4.3. Двойственная членимость слов как лингвистическая основа комического «состязания» смыслов на игровой площадке морфемного повтора 271

Выводы по главе IV 282

ЧАСТЫ V ИГРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕКСИЧЕСКОГО АСПЕКТА МОРФЕМНОГО ПОВТОРА ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА И ОККАЗИОНАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 284

1.1. Игра как творчество 284

1.2. Общая характеристика неологизмов 284

1.3. Потенциальные и окказиональные слова: аполлоническое и дионисийское начало в словотворчестве 292

1.4. Окказиональное словотворчество: дионисийское преодоление пределов при образовании окказиональных слов 294

1.4.1. Нарушение формальных ограничений 295

1.4.2. Нарушение семантических ограничений 298

1.4.3. Нарушение стилистических ограничений 300

1.4.4. Преодоление межъязыковых барьеров .' 301

1.4.5. Превышение границ словности 304

1.5. Способы образования окказиональных слов 308

Выводы по главе 1 316

ГЛАВА И. МЕТАМОРФОЗЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ НА ПЛОЩАДКЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА 317

2.1. Отличительные признаки метаморфозы как самотождественного преобразования 317

2.2. Словообразовательное замещение как метаморфозная подмена узуального слова окказионализмом 320

2.3. Разновидности словообразовательного замещения 322

2.3.1. Замена префиксальной морфемы 322

2.3.2. Замена суффиксальной морфемы 323

2.3.3. Замена корневой морфемы 324

2.3.4. Замена словообразовательной модели 324

2.4. Игровая задача, осуществляемая словообразовательным замещением 326

Выводы по главе II 331

ЧАСТЬ V ИГРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СИНТАКСИЧЕСКОГО АСПЕКТА МОРФЕМНОГО ПОВТОРА

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА И ИНВЕРСИИ 333

1.1. Прямой и инверсионный порядок слов в предложении 333

1.2. Морфемный повтор и стилистическая инверсия: разные аспекты взаимодействия 336

1.2.1. Корреляция слов по морфемному составу в инвертированных предложениях 336

1.2.2. Фразовый и сверхфразовый уровни использования морфемного повтора и инверсии 337

1.2.3. Позиция инвертированной части в порядке следования 338

1.2.4. Взаимодействие инверсии и локализации морфемного повтора.. 339

1.2.5. Игровой ресурс взаимодействия морфемного повтора и инверсии і 341

Выводы по главе 1 343

ГЛАВА П. РОЛЬ И МЕСТО МОРФЕМНОГО ПОВТОРА В АКТУАЛЬНОМ ЧЛЕНЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ИНВЕРСИОННЫМ ПОРЯДКОМ СЛОВ 344

2.1 Основные положения теории актуального синтаксиса 344

2.2. Коммуникативная транспозиция: преобразование статуса повторяющейся морфемы из рематической части в тематическую 347

2.3. Коммуникативная константность статуса повторяющейся морфемы.. 350

Выводы по главе II 353

ЧАСТЬ VI МОРФЕМНЫЙ ПОВТОР КАК КЛЮЧ К СМЫСЛОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЕ  

ГЛАВА I. ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 355

1.1. Герменевтическое освоение продукта художественного творчества 355

1.2. Деперсонализация художественного произведения и его автономизация от автора 357

1.3. Многообразие герменевтических путей подхода к художественному произведению 359

1.4. Понятие ключевых слов как текстовых знаков 364

1.5. Отличительные признаки ключевых слов 366

Выводы по главе 1 369

ГЛАВА II. МОРФЕМНЫЙ ПОВТОР КАК КЛЮЧ К ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОМУ КОДУ РОМАНА У. ГОЛДИНГА «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» (« Lord of the Flies») 370

2.1. Свертывание и развертывание текста по ключевым словам, связанным морфемным повтором 370

2.2. Сюжетная канва романа, сплетенная ключевыми знаками, связанными морфемным повтором 374

2.3. Многообразие функций ключевых слов, связанных морфемным повтором 378

2.4. Роль морфемного повтора в ключевых текстовых знаках 385

Выводы по главеП 388

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 390

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 403

Список использованных словарей и справочников 454

Список литературных источников 455 

Введение к работе

Настоящая диссертация посвящена изучению морфемного повтора в аспекте его функциональной реализации в художественном тексте. В данной работе ставится и решается проблема создания теоретической модели, направленной на описание морфемного повтора, отвечающей принципам антропоцентризма, экспансионизма, экспланаторности. Предлагаемая теоретическая модель анализа, в основу которой положена игровая концепция, разработана на базе общеэстетической теории игры, осмысленной в рамках таких категориальных составляющих, как пространство, время, человек.

Актуальность исследования состоит в том, что оно отражает наметившуюся в последние десятилетия переориентацию лингвистики с внутридисци-плинарного, предметно-специализированного анализа на междисциплинарный подход к языковым явлениям, что позволяет осветить их сложность и специфику в новом ракурсе, не только в плане их расширенного изучения «по горизонтали», но и в аспекте их углубленного анализа «по вертикали», с надстраиванием иных концептуальных оснований, привлекаемых из других областей знания. В настоящей работе учитываются эти два вектора научного исследования: комплексное, многоаспектное изучение морфемного повтора в его взаимодействии с другими текстовыми явлениями конципируется как лингвоэстетическая игра языковых форм разноуровневой принадлежности.

Объектом исследования является феномен морфемной итерации в англоязычной художественной прозе, представленный цепочками слов с повторяющейся лексической морфемой, корневой или аффиксальной, вычленяемыми из текста. Примером частичной итерации - корневой, префиксальной, суффиксальной - могут служить следующие предложения:

A giant magnet, drawing to itself, from all quarters, the hopeful and the hopeless (Th. Dreiser);

They are anti-life, anti-art, anti-everything (J. Fowles);

I am a very helpless and defenceless little thing .. . (Ch. Dickens).

Предмет исследования составляет механизм интегративного взаимодействия морфемного повтора с разноуровневыми лингвистическими явлениями, лежащий в основе лингвоэстетической игры, разворачивающейся в пространственно-временном континууме художественного текста.

Цель настоящей работы согласуется с ее проблемной ориентацией и заключается в том, чтобы разработать теоретическую модель описания морфемного повтора, утвердив в качестве основы игровую концепцию, позволяющую эксплицировать игру языковых форм, имплицированную данным феноменом в художественном прозаическом тексте.

В соответствии с поставленной теоретической целью в работе решаются следующие задачи:

1. На основе изучения общеэстетического понятия игры и выявления ее сущностных характеристик создать теоретическую модель — абстрактно-теоретический, гносеологический конструкт игры, воплощающий ее базовые свойства-атрибуты.

2. Дать теоретическое обоснование игрового статуса морфемного повтора в художественном тексте, положив в основу конгруэнтность квинтэссен-циальных характеристик игры и итерации.

3. Разработав терминологический аппарат исследования на базе созданной абстрактно-теоретической модели игры, использовать его в качестве методологического инструментария для всестороннего описания морфемного повтора в художественном тексте как лингвоэстетической игры.

4. Охарактеризовать игровой потенциал взаимодействия морфемного повтора с текстовыми явлениями, представляющими собой реализацию языковых единиц и отношений разных уровней - аллитерацией, синонимией, антонимией, окказиональным словообразованием, инверсией.

5. Выявить роль таких эстетических форм упорядочивания, как ритм, симметрия и гармония в игровом взаимодействии слов с повторяющейся морфемой.

6. Определить игровой ресурс внутренней, морфологически-параллельной рифмы, создаваемой морфемной итерацией.

7. Исследовать герменевтический аспект морфемного повтора, привлекаемого в качестве ключа к пониманию художественного произведения.

Материалом исследования послужил корпус текстовых цепочек (4000 единиц), включающих слова с общей морфемой (свыше 9000 слов), извлеченных методом сплошной выборки из 54 произведений, написанных англоязычными авторами в жанре художественной прозы (общим объемом свыше 23000 страниц).

Методологическая база исследования.

Междисциплинарный подход обусловил привлечение в качестве методологической базы, на которой строится настоящее исследование, теоретических принципов и положений, разработанных в разных отраслях научно-теоретического знания. В качестве фундамента послужили исследования в области философии, эстетики, культурологии, психолингвистики, лингвистики текста, структурной лингвистики, лексической семантики, теории морфемики и словообразования, литературоведения и герменевтики.

Методологическим принципом настоящего исследования является интегрированное описание разноуровневых лингвистических механизмов с точки зрения заложенного в них игрового потенциала, реализуемого в лингвоэстети-ческой игре морфемного повтора.

Методы исследования определяются сложностью поставленных задач и многогранностью рассматриваемой проблемы. В настоящей работе были использованы методы общелогические (абстрагирование, индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, обобщение); общенаучные (гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы, моделирование, мысленный эксперимент, наблюдение, описание); специальные, или лингвистические (анализ морфемного состава по НС (непосредственно составляющим); анализ словообразовательной структуры на основе реляторной (аппликативной порождающей) модели; метод векторно-графической репрезентации порождения производного; анализ ело варных дефиниций; компонентный анализ; контекстологический и интерпрета-тивный (герменевтический) методы.

Апробация работы.

Основные положения работы представлены в 33 публикациях общим объемом 41,88 п.л., включая монографию (392 с, 22,78 п.л.) и 32 статьи и тезисов докладов. Основные научные результаты диссертации изложены в шести статьях, опубликованных в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК (5 п. л.).

Концептуальные положения диссертационного исследования освещались в докладах на международных (Иркутск 1996, 2000; Тамбов 1998; Тула 1998; Хабаровск 2004; 2006); Всероссийских (Орск 1998); региональных (Иркутск 1999; 2000); зональных (Владивосток 1999); межвузовских научно-практических конференциях (Тюмень 1997; Хабаровск 1995 — 2006).Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры теоретической лингвистики Иркутского государственного лингвистического университета (2007).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Теоретическое познание, опирающееся на фундаментальную диалектику внешнего и внутреннего, выявляет за внешней очевидностью морфемного повтора как феномена текста внутреннюю сложность данного явления, суть которого эксплицируется в терминах бинарных оппозиций: субстанциональ-ное/реляционное;единство/множественность; целое/часть; внешнее/внутреннее; поэтическое/прозаическое. Сущностное осмысление морфемного повтора в свете данных оппозиций, основой конструирования которых является ось тождества/различия, создаваемая частичным совпадением одноморфемных слов, фокусирует внимание на формальной членимости, структурированности слов, которая и является главнейшим потенциалом, позволяющим осуществиться лингвоэстетической игре морфемного повтора.

2. Конструирование теоретической модели, базирующейся на общеэстетической теории игры, осуществленное посредством таких методических процедур, как аналогия, абстрагирование, мысленный эксперимент и моделирование, позволили создать гносеологический, абстрактно-теоретический конструкт игры, эйдетически включающий важнейшие свойства игры, что предопределило его использование в качестве методологической основы данного исследования. Фундаментальными для игровой концепции, заложенными в теоретическую модель игры в качестве квинтэссенциальных конструктивных опор, являются онтологические категории пространства и времени, задающие способ бытия игры, и антропологическая составляющая, означающая включенность в игровую деятельность человека. Когеренция фундаментальных свойств морфемного повтора и игры, выявленная с помощью данной модели, позволяет утверждать о конгруэнтности игровой концепции природе морфемной итерации, атрибутируя последнюю как лингвоэстетическую игру.

3. Морфемный повтор, реальное бытие которого утверждается текстом, осуществляется в пространстве как присутствие слов и общим морфемным сегментом, занимающих определенное место в тексте. Их пространственная локализованность, воспринимаемая как одновременное, замкнутое сосуществование субстанционально-сходных слов, обладающих общей структурной частью, свидетельствует о соответствии морфемного повтора важному онтологическому принципу игры, который проявляется в способе бытия игры как пространственно-объективированной и пространственно-отграниченной структуры.

4. Пространственная текстуальная локализованность одноморфемных слов, введенных в апперцепционный обзор ретенцией внимания и двунаправленным, прогрессивно-регрессивным ментальным и визуальным движением, схватывающим единство слов в рефлексивное кольцо, создает своеобразную игровую площадку контекста, инклюзивно соотносимую с игровым полем текста (текстовым пространством произведения как эстетически-организованным целым, реализующим общеэстетический принцип игры). Понятие игровой площадки, применимое к лингвоэстетической игре морфемного повтора, позволяет реализовать принцип автономности, инобытия игры, которая, вопло тившись в пространственную структуру, предстает как зрелищное представление при появлении зрителя-читателя. Игровая площадка, понимаемая как текстуально-выделенное место для зрелища, обеспечивающее возможность кругового охвата одноморфемных слов, в полной мере соответствует цели эстетического видения, значительное место в котором занимают сконцентрированная зрелищность, пространственная отграниченность, максимальная целостность и завершенность зримого, воспринимаемого сразу и целиком.

5. Морфемный повтор согласуется с временным принципом игры, в соответствии с которым способ бытия игры рассматривается как ограниченное во времени, свободное от целеустановок самодвижение. Морфемный повтор осуществляется во времени как разновременное, последовательное появление в текстуальном континууме частично-тождественных слов, взаимоотношения-корреляции которых реализуют динамически-процессуальный характер игры. Лингвоэстетическая игра морфемного повтора способствует осуществлению различных видов движения, к которым относятся: изменение места в текстовом пространстве, которое занимают одноморфемные слова; круговое, прогрессивно-регрессивное движение мысли и взора, извлекающее одноморфемные слова из текста и организующее их в единство; флуктуации внимания, переключающегося с тождества на различие и наоборот; движение-преобразование, связанное с процессами анализа/синтеза, членения на части/воссоздания целого, инициируемого повтором и членимостью слов с повторяющейся морфемой.

6. Развитие игровой концепции побуждает обратить внимание на антропологическую составляющую игры, предполагающую наличие игроков, включенных в игровую деятельность, а также проявлямое в игре творческое начало — аполлоническое и дионисийское. Созданная в работе теоретическая модель игры, представляющая собой эйдетически-сконструированную, гносеологическую абстракцию, предстающую в виде некоего набора эссенциальных, идеализированных свойств, позволяет также оперировать с антропоморфными понятиями, сняв их чувственно-наглядную фактичность и метафоричность по средством идеализирующей абстракции. Таким образом, в теоретическую модель игры в качестве одной из квинтэссенциальных конструктивных опор включается антропологическая составляющая, носящая характер дереализо-ванной антропоморфизации, предписывающей квази-доксастическую интенцию словам с общей морфемой вступать в игровую деятельность: состязаться, подражать, маскироваться, взаимно одаривать, подменять друг друга, «симпатически» притягиваться и «антипатически» отталкиваться, проявлять аполло-ническое и дионисийское начало и проч. Используемые в работе исходно-антропоморфные обозначения преобразуются идеализирующей абстракцией в дереализованные гносеологические конструкты, способные осуществить методическое обеспечение игровой концепции, выступая в ней в качестве оперативных, рабочих терминов.

7. Важнейшим опорным моментом игровой концепции является кан-товский тезис о «целесообразности без цели», присущей любой игровой деятельности как свободному от целеполагания самодвижению, характеризующему временной способ бытия игры. Морфемный повтор в полной мере отвечает принципу практически-утилитарной нецелесообразности, представляясь целесообразным лишь с эстетической точки зрения - как игра языковых форм, реализующая эстетические принципы мимезиса, красоты, гармонии, творчества, свободы, эстетической иллюзии и проч. В лингвоэстетической игре морфемного повтора телеологически обусловленные функции референции, номинации, коммуникации отступают на задний план, и на первый план выступает язык в саморепрезентирующей функции, представляя себя как самоценные знаки, привлекающие к себе исключительное внимание. Игра заключается в том, что телеологически не объяснимо взаимодействие морфемного повтора с аллитерацией, синонимией, антонимией, окказиональным словообразованием, инверсией. Целями праксиса не каузировано связывание одноморфемных слов рифмующимся созвучием, ритмом, симметрией, гармонией. Практически не детерминировано использование морфемного повтора как герменевтического ключа к смыслу произведения, так как истолкование может осуществляться и иными путями.

Каждое из вышеуказанных разноуровневых языковых явлений, функционируя в тексте и проявляя при этом свою специфику, во взаимодействии с морфемным повтором приобретает общий интегрирующий фактор, подчиняясь единому лингвистическому механизму использования формально-членимых, структурированных языковых знаков, вовлекаемых в лингвоэстетическую игру морфемного повтора.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые на основании обобщения положений, разработанных в общеэстетической теории игры и привлечения опыта изучения игры в философии и культурологии, а также теоретического осмысления результатов авторского исследования языкового материала, создана и апробирована теоретическая модель анализа морфемного повтора в художественно-прозаическом тексте как лингвоэстетической игры.

2. На основании соответствия сущностных характеристик частичной итерации, объективируемых в художественном тексте, эссенциальным свойствам игры, выявляемым теоретической моделью (абстрактно-теоретическим конструктом) игры, впервые обосновывается статус морфемного повтора в художественно-прозаическом тексте как лингвоэстетической игры.

3. В рамках предложенной теоретической модели разработан терминологический аппарат, использование которого позволило осуществить многоаспектное изучение феномена морфемного повтора в его взаимодействии с разноуровневыми языковыми явлениями, поставив акцент на лингвоэстетическую игру.

4. В настоящем исследовании впервые определена и охарактеризована сложная внутренняя структура морфемного повтора, заданная осью тождества и различия, демонстрируемая в работе посредством исчисления оппозиций: субстанциональное/реляционное; единство/множественность; целое/часть; внешнее/внутреннее; поэтическое/прозаическое.

5. Новизна работы заключена в комплексном подходе к изучению морфемного повтора в тексте как речевом произведении. Исследованы формальный, семантический и синтаксический аспекты функционирования частичной итерации в художественно-прозаическом тексте. Описание морфемного повтора впервые осуществляется в связи с такими языковыми явлениями, как синонимия, антонимия, окказиональное словообразование, словообразовательное замещение, стилистическая инверсия. Впервые рассмотрение морфемного повтора увязывается с такими формами упорядоченности, как аллитерация, рифма, ритм, симметрия, гармония.

6. Впервые анализируется герменевтический аспект морфемного повтора, увязываемого с таким явлением текста, как ключевые слова, которые рассматриваются как один из способов раскрытия скрытого смысла произведения. В работе теоретически обосновывается и эмпирически подтверждается определение морфемного повтора как ключа к пониманию художественного произведения, базирующееся на приписывании цепочкам одноморфемных слов критериальных признаков ключевых знаков.

Теоретическая значимость работы.

1. Рассмотрение морфемного повтора в свете игровой концепции, осуществленное на базе обобщения, ассимиляции и усвоения комплекса идей, трансплантированных из других отраслей знания, позволяет расширить рамки чисто лингвистического анализа и в новом ракурсе осветить феномен итерации.

2. В область научных исследований вводится принципиально новый объект — лингвоэстетическая игра морфемного повтора, представляющая собой концептуализацию лингвистического, текстового феномена через посредство общеэстетической теории игры.

3. Определенную теоретическую значимость представляют терминологически разработанные в диссертации и вводимые в научный оборот понятия теоретической модели (абстрактно-теоретического, гносеологического конструкта) игры; способа пространственного и временного бытия игры; игровой площадки.

Практическая значимость работы.

Полученные результаты исследования могут использоваться в разработке общих и частных проблем лингвистики текста, стилистики, лексикологии, словообразования, морфемики, литературоведения, антропологической лингвистики.

Основные выводы и положения могут найти применение при разработке спецкурса, освещающего различные аспекты лингвоэстетической игры морфемного повтора в художественном тексте.

Практический интерес для студента языкового вуза как начинающего филолога может представлять предлагаемый в работе путь — круг понимания и толкования художественного произведения, основанный на свертывании текста до ключевых слов, связанных морфемной итерацией, с последующим развертыванием и возвращением к тексту как целостному произведению.

Структура и объем работы.

Диссертация, изложенная на 458 страницах, состоит из введения, шести частей, включающих 18 глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, списка использованных словарей и справочников, списка литературных источников.

Во введении определяется объект исследования, обосновывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются цели и задачи исследования; освещается методологическая база, основные исследовательские методы и материал научного анализа; излагаются теоретические положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации работы, а также указываются структура и объем диссертации.

В первой части, состоящей их трех глав, излагаются теоретические положения, на которые опирается исследование.

В первой главе представлены игровая концепция и ее основные постулаты.

Во второй главе рассматривается феномен морфемного повтора в художественном тексте и устанавливается его сложная внутренняя структура.

В третьей главе дается теоретическое обоснование статуса морфемного повтора как лингвоэстетической игры, разрабатывается теоретическая модель игры как методологическая основа анализа частичной итерации в тексте.

Во второй части, включающей пять глав, анализируется игровой потенциал формального аспекта морфемного повтора.

В первой главе описывается пространственная локализация игровой площадки морфемного повтора в художественном тексте.

Во второй главе исследуется игровой ресурс формальной членимости одноморфемных слов.

В третьей главе анализируется игровое взаимодействие морфемной итерации и аллитерации.

В четвертой главе обосновывается игровое взаимодействие морфемного повтора с такими формами упорядоченности, как ритм, симметрия, гармония.

В пятой главе описывается игровое взаимодействие морфемного повтора с внутренней, «эмбриональной» рифмой, обеспеченной морфологическим параллелизмом.

В третьей части, содержащей четыре главы, акцент ставится на игровом потенциале семантической соотносительности одноморфемных слов.

В первой главе рассматривается игровое взаимодействие морфемной итерации и синонимии.

Во второй главе описывается игровое взаимодействие морфемной итерации и антонимии.

В третьей главе представлено разнообразие семантической соотносительности одноморфемных слов, включенных в игру частичной итерации.

В четвертой главе характеризуется игровой потенциал комической семантической двойственности в игре слов с повторяющейся морфемой.

В четвертой части, состоящей из двух глав, анализируется игровой потенциал лексического аспекта морфемного повтора.

В первой главе описывается взаимодействие морфемного повтора и окказионального словообразования.

Во второй главе рассматривается явление словообразовательного замещения на игровой площадке морфемной итерации.

В пятой части, включающей две главы, анализируется игровой ресурс синтаксического аспекта частичной итерации.

В первой главе исследуется игровое взаимодействие морфемного повтора и стилистической инверсии.

Во второй главе устанавливается игровое взаимодействие морфемной итерации и актуального членения предложений с инверсионным словопоряд-ком.

В шестой части, содержащей две главы, акцентируется роль морфемного повтора как ключа к смысловому содержанию художественного произведения.

В первой главе трактуется сложная герменевтическая проблема понимания литературного произведения.

Во второй главе, на материале романа У. Голдинга «Повелитель мух» («Lord of the Flies») описывается и доказывается роль ключевых слов, связанных морфемным повтором, в раскрытии скрытого смысла произведения.

В заключении в обобщенной форме излагаются результаты проведенного исследования.

Библиографический список охватывает 579 наименований, из них 53 на иностранных языках.

Список словарей и справочников представлен 20-ю наименованиями.

Список литературных источников включает 54 художественных произведения.

Похожие диссертации на Лингвоэстетическая игра морфемного повтора: теоретическая модель анализа феномена частичной итерации в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы)