Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы Володченко Анна Владимировна

Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы
<
Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Володченко Анна Владимировна. Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Володченко Анна Владимировна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Самара, 2007.- 277 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1429

Введение к работе

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена интересом современной лингвистики к вопросу художественно-графической сегментации текста, который до сих пор продолжает оставаться дискуссионным. В то же время стало актуальным и рассмотрение текста как особого средства связи определенных единиц, изучение когнитивных моделей, по которым текст формируется, и исследование отношений между ними.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые явление ложного дисконтинуума в художественной коммуникации рассматривается с позиций диктемной теории строя текста, а также в свете теории лингвистического континуума, что позволило вскрыть глубинную сущность ложного дисконтинуума, описать прагматический механизм появления ложно-прерывистой диктемы-абзаца в англоязычной прозе постмодернизма и построить их типологию. Научную новизну настоящего исследования мы также усматриваем в определении ложного дисконтинуума как варианта текстовой категории, в установлении функционально-семантических, композиционно-структурных и пунктуационно-графических характеристик ложно-прерывистых диктем-абзацев как проявлений индивидуально-авторского стиля в современной англоязычной постмодернистской литературе.

Предметом исследования выступает лингвистический континуум англоязычного прозаического текста.

Объект исследования составляют абзацы-диктемы как единицы ложного дисконтинуума художественного текста, а также их пунктуационно-графические маркеры.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: в результате авторской пунктуационно-графической маркировки художественного произведения появляются текстовые «аномалии», которые ложно прерывают лингвистический континуум текста, нарушают систему устоявшейся (нормативной) художественной символики и/или композиции, при этом их интерпретация выходит за рамки предшествующего опыта предполагаемого адресата. В этой связи лингвосемиотический метод необходимо рассматривать в контексте филологического чтения и филологического понимания произведений словесно-художественного творчества.

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплексное изучение и описание структурно-синтаксических, пунктуационно-графических и функционально-прагматических проявлений ложного дисконтинуума в постмодернистской англоязычной прозе. Цель работы определяет круг поставленных задач:

- ввести понятия «ложный дисконтинуум» (далее всюду ЛД) и «ложно-прерывистый абзац-диктема» (далее всюду ЛАД) и раскрыть их содержание с учетом когнитивного подхода к анализу художественной семантики;

- определить статус и установить место ЛАД в системе текстовых категорий;

- описать пунктуационно-графические способы презентации ЛАД;

- разработать типологию ЛАД в анализируемой художественной прозе;

- определить тенденции функционирования ЛАД в англоязычной постмодернистской прозе.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории текста (Г.А. Вейхман, И.Р. Гальперин, О.А. Кострова, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, А.М. Пешковский, Н.С. Поспелов, Н.И. Серкова, Г.Я. Солганик, З.Я. Тураева, Н.А. Шехтман, Т.Ю. Уша), теории актуального членения и дискурс-анализа (О.В. Александрова (Долгова), М.Я. Блох, А.В. Грицкова, Т.А. Ван Дейк, Ф. Данеш, Г.А. Золотова, В.И. Карасик, А.А. Леонтьев, М.Л. Макаров, В.О. Матезиус, А.Н. Морозова, Н.А. Слюсарева, Ю.Е. Сорокин, М.А.К. Халлидей, G. Genette), функциональной стилистики (И.В. Арнольд, О.С. Ахманова, В.В. Виноградов, Л.И. Ефимов, В.Я. Задорнова, Е.А. Иванчикова, Л.А. Новиков, Р.О. Якобсон), лингвокультурологии (А.М. Зверев, И.П. Ильин, Е.В. Клюев, М.А. Кулинич, И.А. Стернин), семиотики (Р. Барт, М.М. Бахтин, О.В. Александрова (Долгова), Ю.М. Лотман, Т.Б. Назарова, В.М. Савицкий, У. Эко).

Метод исследования можно охарактеризовать как лингвосемиотический, поскольку при анализе учитываются все три основных измерения семиотики: синтактика, семантика и прагматика. Его частными разновидностями явились методы структурно-функционального и контекстуального анализа; при отборе фактического материала применялся метод сплошной выборки. Кроме того, при анализе эмпирического материала применялся методологический аппарат семантико-когнитивного моделирования, дополненный методиками логико-семантического, функционально-диктематического, трансформационного, типологического и нарративного анализа.

Теоретическая значимость выполненной работы заключается в дальнейшей разработке категорий художественного текста, в новом осмыслении традиционных проблем его семантики и членения, а также в дальнейшем развитии диктемной теории строя текста.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов, спецсеминаров, положены в основу лекций по теоретической грамматике, стилистике, лингвистике текста, литературе и философии художественного текста.

Материал исследования. Эмпирическим материалом работы послужили произведения англоязычных (английских и американских) авторов ХХ – начала ХХI веков, большая часть которых написаны в постмодернистской стилистике, общим объемом 5000 страниц, и отдельные фрагменты текстов этих авторов. В результате сплошного анализа было выделено 786 ложно-прерывистых единиц текста.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Ложный дисконтинуум (ЛД) – вариант категории континуума художественного текста, который предполагает «нарушение» линейности изложения. Ложный дисконтинуум / ложно-прерывистый континуум - типическое проявление стилистики постмодернизма. Он представлен в тексте не в точных, а в его приблизительных формально-временных и пространственных протяжениях, что предопределяет и членение отрезков текста. Дисконтинуум художественного текста может быть только ложным.

2. Ложно-прерывистый абзац-диктема (ЛАД) – коммуникативно-прагматическая единица текста, включающая две тематически соотносимых части: матричную и условно-включенную (ложно-диктемную). Ложные абзацы-диктемы могут входить в диктемные группы, которые представляют собой либо соединение традиционного абзаца с ложным абзацем-диктемой, либо тематическую совокупность ложных абзацев-диктем.

3. Матричная и условно-включенная части ЛАД отделяются друг от друга по принципу симметрии (пунктуационная маркированность/немаркированность) либо асимметрии (пунктуационно маркирована лишь одна из частей ЛАД).

4. В аспекте актуального членения в составе ЛАД зачинный абзац-диктема (матричная часть) соотносится с гипертемой, а финальный абзац-диктема (условно-включенная часть) – с гиперремой. Совокупность ложных абзацев-диктем составляет рематическую доминанту фрагмента текста.

5. Семантический код постмодернистского письма предполагает неригидность авторского выбора способов художественно-композиционного (структурного) и пунктуационно-графического (стилистического) оформления текста в плане членения его единиц. Постмодернистская стилистика предполагает три базисных ориентира: интердискурсивность, интертекстуальность, потенциальную креолизованность.

Апробация исследования. Основные положения диссертации получили апробацию на научных конференциях: 8-ой Межрегиональной научно-практической конференции “Bridging Linguistics and Methоdology” (Самара, 2003 г.), Международной научной конференции молодых ученых «Литературоведение и гуманитарные науки: проблема исследовательской границы» (Самара, 13-15 мая 2003 г.), 9-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования» (Самара, 2004 г.), 5-ой Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика германских и романских языков (Ульяновск, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Дискурсивный континуум: текст – интертекст – гипертекст» (Самара, 16-17 мая 2006 г.). По теме диссертации опубликовано восемь работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на 219 страницах машинописного текста, а также библиографического списка (302 наименования), списка источников исследования (10 наименований) и приложения с иллюстративными фрагментами текстов, материал которых послужил эмпирической базой настоящего исследования.

Похожие диссертации на Ложный дисконтинуум в тексте : на материале современной англоязычной прозы