Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Семенова Наталья Григорьевна

Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века)
<
Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семенова Наталья Григорьевна. Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века) : ил РГБ ОД 61:85-10/1084

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПРЕСУППОЗИЦИЯ И АСПЕКТЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ 14

Раздел I. Общее понятие пресуппозиции 14

I. Понятие пресуппозиции в логике 14

2. Понятие пресуппозиции в лингвистике . 15

Раздел П. Пресуппозиция в тексте 38

I. Понятие пресуппозиции как категории текста 39

а) структурный аспект текстовой пресуппозиции 44

б) смысловой аспект текстовой пресуппозиции 45

в) соотношение пресуппозиции и импликации в тексте 47

г) текстовая пресуппозиция и знания о мире 50

2. Средства реализации категории пресуппозиции 53

3. Стилистический прием алогического присоединения как средство реализации пресуппозиции 56

ГЛАВА II. ПРЕСУППОЗИЦИЯ В ТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 70

Раздел I. Зависимость реализации текстовой пресуппозиции от контекста 75

I. Типы контекстов 75

2. Типы пресуппозиций 79

3. Характер связи пресуппозиции с контекстом 80

а) проспективная направленность связи . 81

б) ретроспективная направленность связи . 82

в) степень подготовленности введения пресуппозиции предшествующим контекстом 83

Раздел П. Характер реализации текстовой пресуппозиции (ступенчатая структура ее реализации) 96

I. Гипотетический характер реализации пресуппозиции 97

2. Частичная реализация пресуппозиции . 103

3. Полная реализация пресуппозиции НО

4. Дополнительная реализация пресуппозиции . 114

Раздел Ш. Пресуппозиция как средство организации текста художественного произведения 119

I. Связующая функция пресуппозиции 120

2. Интегрирующая функция пресуппозиции . 128

3. Идентифицирующая функция пресуппозиции . 136

4. Функция создания стилистического приема . 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

БИБЛИОГРАФИЯ 165

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 183

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 183

Введение к работе

Лингвистику на современном этапе развития характеризует перенесение основного центра ее внимания с системного описания средств языка на формальном уровне на рассмотрение функционирования этих средств в реальном речевом общении, в процессе коммуникации. Это вызвало пересмотр статуса единиц в системе языка, пересмотр тех функций, которые они приобретают в реальном языковом общении. Основной единицей коммуникативного описания признается не слово, словосочетание или сочетание предложений, но законченный продукт речевой деятельности - текст.

Изучение текста проводится в плане разработки проблем, связанных с раскрытием его коммуникативной природы: определение факторов, способствующих выполнению текстом его основной функции - функции речевого воздействия. Центральной становится проблема адекватного восприятия текста, понимания его смысла как условие осуществления текстом своей основной задачи. Целью наг стоящего исследования определяется рассмотрение одного из факторов, обусловливающих процесс понимания текста,- текстовой . пресуппозиции.

В настоящее время явление пресуппозиции находится в центре внимания лингвистов. Оно рассматривается в связи с изучением коммуникативной стороны различных языковых единиц. Данное явление получило применение при рассмотрении семантики слова і. /39; 96; 174/ при описании его синтагматических связей /177;

178; 180/ и парадигматических отношений /100; 151/, при изучении функциональных типов предложения /48;151;16Цструктуры простого /I5;94; 113/ и сложного предложения /40; 135; 198/, а также ряда других вопросов.

Однако большое количество работ по пресуппозиции не озна- - 5 -чает исчерпанности данной проблемы. Во-первых, несмотря на пристальный интерес к явлению пресуппозиции в лингвистике, до сих пор не получил однозначного решения вопрос о статусе пресуппозиции, среди ученых нет также единства мнений относительно того, какие явления следует относить к данному понятию, само понятие пресуппозиции не имеет единого определения. Во-вторых, изучение пресуппозиции велось, главным образом, на уровне предложения, высказывания, сочетания предложений в рамках сложноподчиненного и сложносочиненного предложения. В то время как значимость проблем текстовой коммуникации в современной лингвистике ставит перед языковедами задачу изучения пресуппозиции в тексте. Необходимость рассмотрения этой проблемы отмечается многими учеными /16; 45; 58; 141; 185/, однако до настоящего времени такого исследования не проводилось. В данной работе предпринята попытка рассмотреть пресуппозицию на текстовом уровне. Ее изучение проводится на материале художественной литературы в определенном ракурсе - стилистическом.

Данная работа выполнена в русле прагматики текста. Рассмотрение текстовой роли пресуппозиции потребовало не просто выхода в коммуникативный план и рассмотрения текстового явления в связи с той функцией, которую текст выполняет в системе коммуникации, но также обращения к прагматической стороне языковых явлений. Изучение пресуппозиции текста проводится в диссертации с учетом реального контекста его употребления в связи с непо-_ зредственными участниками текстовой коммуникации - автороми читателем, а также ее опосредованными участниками - персонажами. v

В связи с тем что общее понятие пресуппозиции не имеет в лингвистике однозначного понимания, в диссертации предварительно рассматриваются различные точки зрения по этой проблеме. Тра- диционным для коммуникативного направления следует признать определение пресуппозиции как фонда общих знаний, необходимого условия понимания смысла высказывания /8;57;64;87;191/.Опорным v для данного исследования стало определение пресуппозиции, данное Г.В.Колшанским, согласно которому пресуппозиция - фактор, предопределяющий успешность коммуникации /55;59/.Значение этого фактора состоит в том, что говорящий (автор) для того,чтобы быть понятым, реализовать свой замысел, должен учитывать знания партнера по коммуникации. Такое назначение пресуппозиции в коммуникации предопределило угол зрения, под которым проводится ее изучение в работе - роль пресуппозиции в процессе понимания и интерпретации текста. Исходя из этого, в диссертации основное внимание направлено не на рассмотрение различия пресуппозиций автора и читателя, но на ту их общую часть, которая основывается на общности тезауруса, предпосылок и позволяет автору произведения быть понятым читателем, что, в конечном итоге, способствует достижению основной цели коммуникации - пониманию.

В диссертации пресуппозиция трактуется как категория текста. За исходное принимается понимание текстовой категории, разработанное проф.И.Р.Гальпериным и его учениками /29; 32;65; 97; 117; 118; 129/. Категория текста есть наиболее общее понятие о его основополагающем свойстве. Текстовая категория пресуппозиции определяется в работе как отражение свойства текста раскрывать свое содержание и смысл, входящих в него единиц на основе контекстной соотнесенности.

Термин пресуппозиция употребляется в исследовании в двух значениях: I) пресуппозиция как категория текста используется для обозначения абстрактного понятия о соответствующем свойстве текста; 2) пресуппозиция (пресуппозиции) как конкретное про- явление действия соответствующей категории, то есть те предпосылки, которые служат раскрытию смысла отдельных частей текста.

Пресуппозиция рассматривается в диссертации в качестве особого способа связи высказываний в тексте. Текстовая пресуппозиция выступает в качестве механизма, на основе которого осуществляется связь отдельных частей текста, высказываний с конкретизирующим их контекстом. Эта структурная сторона текстовой пресуппозиции предопределяет также ее смысловую - способность раскрывать информацию текста.

Термин„высказывание"употребляется в работе в широком значении. Под высказыванием понимается часть текста, способная передать относительно законченную мысль. Минимальные границы высказывания совпадают с простым предложением как частью текста, передающей элементарную мысль. Размеры высказывания могут расширяться до рамок сложносочиненного предложения, сверхфразового единства, нескольких сверхфразовых единств, как отрезков текста, передающих мысль более высокого порядка.

Пресуппозиция трактуется в диссертации как структурно-семантическая категория текста. Структурные параметры данной категории определяются ее назначением как текстового свойства обеспечивать целостность объекта и проявляются через ее участие в осуществлении связности и интеграции текста. Семантический ас-пект текстовой пресуппозиции состоит в том, что она связана со скрытыми смыслами текста и лежит в основе раскрытия всех видов текстовой информации.

Категории текста выражаются (реализуются) через функционирование различных текстовых средств. При стилистическом рассмотрении пресуппозиции в тексте выявляются такие средства ее реализации, как: стилистический прием алогического присоединения, ал- - 8 -люзия, антономасия, умолчание, эллипс, цитата. В работе рассмотрение пресуппозиции проводится на примере алогического присоединения, другие-используются только при анализе конкретных примеров.

Важной стороной изучения категории пресуппозиции является определение соотношения пресуппозиции и контекста, поскольку, как указывалось выше, данные явления находятся в тесной взаимосвязи. Контекст изучается в работе не сам по себе, а привлекается как вспомогательное средство для рассмотрения текстовой пресуппозиции. На основе типов и видов контекста, с которыми соотносится пресуппозиция, в исследовании проводилась классификация текстовой пресуппозиции.

В диссертации затрагивается вопрос определения статуса пресуппозиции: языковое это явление или экстралингвистическое. Рассмотрение данного вопроса проводится по линии: языковое -логическое, но не в плане различия языка и речи. В работе отстаивается точка зрения на пресуппозицию как языковой феномен. Вместе с тем признается ее неразрывная связь с явлениями внешнего по отношению к языку характера. В диссертации считается, что пресуппозиция как явление языка выступает в качестве механизма связи языковых единиц с экстралингвистическими явлениями, в том числе и фоновыми знаниями.

Исследование категории пресуппозиции неизбежно поднимает проблему ее соотношения с другими категориями текста. В диссертации рассматривается взаимодействие пресуппозиции с информативностью, проспекцией/ретроспекцией, связностью, интеграцией и партитурностью. Этот вопрос получает освещение главным образом в разделе, посвященном изучению функций пресуппозиции. Функцией в работе названа способность текстовой пресуппозиции - 9 -влиять на структуру самого объекта (текста). В диссертации рассматриваются следующие функции пресуппозиции: связующая, интегрирующая, идентифицирующая, функция создания стилистического приема.

Проблема иерархии текстовых категорий не ставится в работе. Решение указанной проблемы предполагает предварительное рассмотрение всего многообразия текстовых категорий, в задачу же данной диссертации входит изучение одной категории текста - пресуппозиции. Кроме того, эта проблема довольно сложна и многоаспектна и может послужить предметом самостоятельного исследования.

Пресуппозиция также как имплицитный смысл и подтекст относится к скрытым явлениям текста. Данные явления тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Проф. Е.И.Шендельс определяет соотношение скрытых явлений текста следующим образом: импли-цитность в широком понимании этого термина представляет собой категорию текста, пресуппозиция и подтекст входят в эту категорию /127/. В данной диссертации разделяется точка зрения на то, что имплицитность является более широкой категорией, чем пресуппозиция, однако специфика их взаимодействия не затрагивается. Вместе с тем, в работе рассматривается соотношение таких явлений, как пресуппозиция, имплицитный смысл и подтекст. Поскольку предмет данного исследования составляет категория пресуппозиции, то другие скрытые семантические явления текста рассматриваются под углом их преломления через эту текстовую категорию. В диссертации показано, что пресуппозиция не только способствует раскрытию имплицитного смысла высказываний или подтекста отдельных частей произведения, но также сама пресуппозиция может основываться на знании имплицитного смысла предыдущего высказывания и подтекста предшествующих отрезков произведения.

Реализация категории пресуппозиции в тексте художественного произведения определяется особенностями данного типа текста. Так, текстовые пресуппозиции последующих отрезков художественного произведения в основном базируются на подтекстовой информации его предшествующих частей. В диссертации выявлены случаи экспликации отдельных видов пресуппозиции, а также отмечается такое своеобразие текстовой пресуппозиции, как ее связь с проспективным контекстом.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к коммуникативной стороне языка, изучению текста и присущих ему явлений под углом их коммуникативной заданноети, а также интересом к исследованию проблем смысла языковых явлений, в том числе, необходимостью разработки проблемы понимания и интерпретации текста художественного произведения. Кроме того, актуальность диссертации определяется недостаточной исследованностью строения текста, малоизученноетью его основополагающих свойств, а также форм и конкретных средств их выражения, необходимостью рассмотрения стилистических аспектов текстового строения.

Новизна исследования заключается в разработке малоизученного языкового явления на более высоком текстовом уровне. В опоре на общее понятие пресуппозиции в работе определяются черты особого явления - текстовой пресуппозиции. Новой является предпринятая в работе трактовка пресуппозиции как категории текста. В работе раскрываются структурные и семантические параметры текстовой пресуппозиции, ступенчатость ее реализации в тексте, определены функции пресуппозиции. Диссертация является первой работой, показывающей, что одним из средств реализации текстовой пресуппозиции служит стилистический прием алогического присоединения. - II -

Методы анализа. В работе используется дедуктивно-индуктивный метод, состоящий в следующем: вначале на основе анализа и обобщения изученной литературы по рассматриваемой проблеме формулируется статус текстовой пресуппозиции как категории текста и делается предположение о ее роли и характере реализации в тексте художественного произведения. Затем на большом количестве конкретных языковых фактов подтверждается справедливость этого предположения. Выявление всей совокупности смысла, содержащегося в стилистическом приеме алогического присоединения, проводилось на основе метода интерпретации /82; 102/. Суть этого метода состоит в том, что придание смысла данному стилистическому приему начинается с догадки, предположения. Затем из них выводятся следствия, которые сопоставляются с известными данными предшествующего контекста или имеющихся знаний общекультурного характера. Если эти следствия согласуются со всеми данными, которые представлены в стилистическом приеме, то тем самым выявляется его смысл. В ходе интерпретации могут обнаруживаться новые данные и факты, которые заставляют корректировать первичные представления, нередко их заменять, чтобы привести в соответствие с новыми данными. Метод интерпретации основывается на рассмотрении части в рамках целого, каждый этап интерпретации основывается на рассмотрении взаимодействия части (стилистического приема) и целого (текста). Специфика действия категории пресуппозиции в тексте конкретизируется при помощи семантико-стилисти-чвского анализа. Кроме того, в диссертации используются элементы компонентного анализа, привлекаются данные толковых словарей, а также данные, полученные литературоведами.

Основная цель работы состоит в раскрытии в стилистическом ракурсе онтологических характеристик пресуппозиции как свойства - 12 -текста и установлении функций текстовой пресуппозиции. В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие задачи: определение понятия пресуппозиции как категории текста; выявление типов текстовой пресуппозиции; выяснение характера реализации категории пресуппозиции в тексте художественного произведения; установление функций текстовой пресуппозиции; изучение стилистического приема алогического присоединения как одного из средств реализации категории пресуппозиции в тексте.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена постановкой и решением проблем, способствующих дальнейшему развитию положений коммуникативной лингвистики, лингвистики текста и теории стилистических приемов. Данная работа способствует дальнейшей разработке проблемы категорий текста, изучению такого сложного явления как текстовая пресуппозиция, рассмотрению соотношения различных категорий текста. Данное исследование вносит свой вклад в разработку проблем художественного текста: проблемы понимания, а также выявления всех видов текстовой информации. Теоретическое значение работы состоит также в раскрытии природы стилистического приема алогического присоединения и выявлении роли пресуппозиции в создании данного приема.

Практическая ценность определяется возможностью использования результатов исследования при дальнейшем изучении текстовой пресуппозиции, а также разработке проблемы сопряженности категорий текста. Результаты исследования могут быть использованы в разработке практического курса стилистики и теории языка в языковом вузе, а также при проведении занятий по практике устной и шсьменной речи. - ІЗ -

Материалом исследования послужили тексты современной американской и английской прозы. Анализу подверглись произведения следующих авторов:А.Бирса, Э.-Л.Войнич, Дж.Голсуорси, Дж.Джой-са, А.Мердок, С.Моэма, Дж.Стейнбека, Д.Фаулза, С.Фитцджеральда, О.Хаксли, Э.Хемингуэя и др. Объем проанализированного материала составил свыше 7.000 страниц. Анализ материала показал, что стилистический прием алогического присоединения - довольно редкое явление. Поэтому в список использованной литературы не включены те из перечисленных выше авторов, в текстах: произведений которых данный прием не обнаружен.

Структура работы. Задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, формулируется его основная цель и задачи, обосновывается выбор материала, раскрывается актуальность и новизна работы, теоретическая значимость и практическая ценность диссертации.

Первая глава носит теоретический характер. В ней дается обзор различных точек зрения на понятие пресуппозиции, вводится понятие пресуппозиции как категории текста, рассматривается связь пресуппозиции с близкими понятиями:импликацией и фоновыми знаниями.

Во второй главе исследуется действие пресуппозиции в тексте художественного произведения, выявляется ступенчатый характер ее реализации, определяется связь пресуппозиции с контекстом, устанавливаются степени подготовленности введения пресуппозиции в тексте, показана роль текстовой пресуппозиции в создании стилистического приема алогического присоединения.

В заключении подводятся итоги работы и намечается возможное направление дальнейших исследований.

Понятие пресуппозиции в логике

Понятие пресуппозиции и связанный с ним особый тип отношений между пропозициями были определены впервые в логике. Постановка данной проблемы в логике связана с рассмотрением условий истинности/ложности суждений, а также с вопросом определения истинности тех суждений, субъект которых не имеет референта в объективной действительности: будет ли такое суждение истинным или ложным.

Понятие пресуппозиции было введено в логику Г.Фреге /153/. Г.Фреге разграничивал два типа значения у суждения: утверждение

И пресуппозицию (asserted meaning and presupposed meaning).

Содержание пресуппозиции составляет то, что имя (собственное или нарицательное) имеет референт. Пресуппозиция при этом рассматривается как условие референции имени (существование лица или предмета в действительности), которое предопределяет истинность суждения. Согласно Г.Фреге, соблюдение пресуппозиций суждения обусловливает его истинность /153/.

П.Стросон применил понятие пресуппозиции при рассмотрении условий истинности тех суждений, имя которых не имеет референта. Им предложено следующее решение этой проблемы: суждение не может считаться ни истинным, ни ложным, если его пресуппозиция ложна, такое суждение теряет качество быть истинным или ложным /193/.

Понятие пресуппозиции в лингвистике

Первоначально понятие пресуппозиции получило распространение в так называемой экстенциональной семантике (extensionai semantics), где пресуппозиция определяется только в рамках теории референции /155;195/. Экстенциональная семантика интересуется прежде всего условиями истинности/ложности предложения, поэтому в рамках этой теории, так же как и в логике, пресуппозиция используется для определения истинности предложения. Для того чтобы предложение было истинным, необходимо соблюдений требования, чтобы каждая номинативная группа, входящая в это предложение, имела референт, то есть необходимым условием, определяющим : истинностное значение предложения, является существование предмета речи в действительности. Пресуппозиции, определяющие условия референции имени (существование предмета в действительности), получили название экзистенциальных, или эк-зистенциональных.

Типы контекстов

Явление контекста рассматривается в диссертации не само по себе, а в связи с проблемой текстовой пресуппозиции. Контекст является важным фактором при рассмотрении многих языковых явлений, поэтому в лингвистике существуют различные определения этого понятия в соответствии с целями конкретного исследования /3; 6; 56; 90; 114 и др./. В диссертации принято рабочее определение контекста, которое, на наш взгляд, наилучшим образом подходит для целей работы. Вслед за В.И.Кодуховым /60/, под контекстом понимается семантико-структурная единица, содержащая тематически единую информацию, то есть имеющая один предмет описания.

Как уже было сказано, содержание текста произведения и его единиц обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. В связи с этим в работе выделяются два типа контекста: внутренний и внешний. Внутренний контекст представляет собой содержание текста художественного произведения. Внешний контекст - это тот культурно-исторический фон, который получает отражение в произведении через его тему, подтемы. Средством, указывающим на его присутствие в тексте,может быть отдельная языковая единица, указывающая на ту область внешнего контекста, которая получает отражение в тексте.

Внутри выделенных типов контекстов выделяются определенные их виды. Их выделение проводилось с учетом как структурных, так и семантических параметров. К структурным относятся линейная организация единиц, составляющих контекст, их размер и местонахождение по отношению к стилистическому приему алогического присоединения. Семантические параметры составляют единство темы и однородность содержащейся в нем информации (эксплицитная/имплицитная).

Похожие диссертации на Пресуппозиция как способ связи между высказываниями (на материале английской художественной литературы 20 века)