Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Прибыткова Светлана Александровна

Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка)
<
Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прибыткова Светлана Александровна. Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 : Тамбов, 2004 183 c. РГБ ОД, 61:04-10/1458

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Электронная рецензия как вторичный текст 12

1. Феномен текста в свете лингвистических учений 12

2. Вторичные тексты 20

3. Электронная рецензия как текст массовой коммуникации 25

4. Структура текста рецензии 31

5. Информативная составляющая электронной рецензии и категория интертекстуальности. 35

5.1 .Широкая концепция интертекстуальности 3 6

5.2. Концепция гипертекста 38

5.3. Узкая концепция интертекстуальности 45

6. Оценочная составляющая электронной рецензии и категория оценки 48

7. Прагматическая составляющая электронной рецензии 60

7.1. Директивные речевые акты 64

7.2. Косвенные речевые акты 68

Выводы по Главе I 76

Глава II. Семантико-прагматические особенности электронной рецензии 78

1. Типология текстов электронной рецензии 78

1.1. Структурные особенности текста электронной рецензии 79

1.1. Коммерческие рецензии в гипертексте 86

1.2. Некоммерческие рецензии и гипертекст 100

2. Особенности реализации прагматических стратегий в электронной рецензии 103

2.1. Коммерческая рецензия: прагматическая составляющая 105

2.2. Некоммерческая рецензия: прагматическая составляющая 119

3. Оценочная составляющая электронной рецензии 125

4. Особенности актуализации содержания базисного текста в информативном блоке электронной рецензии 141

Выводы по Главе II 157

Заключение 159

Список использованной научной литературы 162

Список словарей 178

Список источников фактического материала 179

Приложение 179

Введение к работе

Данное диссертационное исследование посвящено изучению текстов электронной рецензии как вторичных текстов. Рассматривается структура, типология и особенности электронных рецензий, функционирующих в сети Интернет.

Современный человек живет в условиях постоянного воздействия, оказываемого на него средствами массовой информации, к числу которых относятся не только теле-радио и печатные издания, но и глобальная информационная сеть Интернет. Интернет является одним из наиболее мощных источников воздействия на культурные, политические и социальные ценности современного, общества. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают к ним как читателей, число которых стремительно растет, так и рекламодателей. Глобальная сеть охватывает не только информативно-коммуникативный ракурс нашей жизни, но также активно вторгается в экономическую жизнь общества.

С появлением новых средств массовой коммуникации изменилась ситуация в области книгоиздания и книгораспространения. Так, изменение покупательского и потребительского поведения и торговых технологий, глобализация рынков привели к появлению книжных интернет-магазинов. Интернет-магазин - это магазин, «витрина» которого расположена в Интернете и который дает возможность заказать товар. На сайте магазина обычно представлен подробный каталог товаров с ценами, на основе которого пользователь формирует свой заказ. Интернет магазины обладают такими преимуществами, как:

1.. Оперативность в обслуживании покупателей;

2. Низкие издержки по его содержанию;

3. Возможность диалога с клиентом, изучение его потребностей;

4. Наличие комплекса средств воздействия на потенциального покупателя.

Одним из таких средств воздействия является электронная рецензия. Термин «электронная» используется в данной работе для разграничения рецензий, расположенных в сети Интернет, и традиционных, литературных рецензий. По нашему мнению, существует несколько отличий:

1. Местоположение. Располагаясь на одном из Интернет-сайтов, электронная рецензия является частью гипертекста, то есть имеет нелинейную структуру, активные ссылки на другие рецензии, авторов, источники информации и др., что позволяет читателю самому формировать текст, определять его границы и архитектонику. Он может дочитать рецензию до конца либо перейти к другой информации.

2. Местоположение .определяет объем электронных рецензий. По большей части, они имеют небольшую протяженность - 15-25 предложений. Это объясняется тем, что современный человек живет в мире информационной агрессии І и лучше воспринимает тексты малых размеров. При их прочтении не возникает усталости, не происходит потери внимания.

3. Объем в какой-то мере определяет содержание электронных рецензий. Главная задача рецензента создать максимально сжатый и информативно-насыщенный текст. Таким образом, рецензия содержит лишь базовый; пересказ основной сюжетной линии и авторскую оценку. За пределами электронной рецензии часто остаются рассуждения рецензента о литературной, эстетической и социальной ценности книги, обсуждение ее стилистических и нарративных достоинств и многое другое, что мы привыкли видеть в традиционной рецензии.

4. Прагматическая направленность электронных рецензий. Являясь частью гипертекста на сайте электронного книжного магазина, рецензия, несомненно, носит рекламный характер. Рассматривая такие рецензии в комплексе всего гипертекста данной веб-страницы, мы может говорить о коммерческой направленности таких рецензий.. Однако, электронные рецензии могут располагаться не на коммерческих сайтах и не иметь рекламной направленности.

5. Структура электронных рецензий в силу их прагматической направленности имеет свои отличия. Имея основной целью привлечение внимания адресата, рецензия структурируется таким образом, чтобы заинтересовать его и держать внимание как можно дольше. Яркий заголовок, четкое деление на; абзацы, максимум информации и оценки в тексте небольшого объема.

6. Вторичность электронной рецензии определяет ее легкий жанр. Так, являясь рецензией на массовую литературу, электронные рецензии сами являются по сути развлекательным, легким чтением.

7. Креолизованный и мультимедийный характер гипертекста.

Таким образом, мы считаем электронной рецензией вторичный текст, направленный на массовую литературу, располагающийся в сети Интернет, имеющий небольшой объем и максимально сжатое содержание, являющийся частью гипертекста коммерческого или другого сайта и обладающий соответствующей прагматической направленностью. Дискуссионным является само определения гипертекста, который трактуется в современной литературе очень широко. Так, гипертекстом называют форму организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов между ними (Субботин 1993). Также гипертекстом называют технологию работы с текстовыми данными, позволяющую устанавливать ассоциативные гиперсвязи между фрагментами, статьями в текстовых массивах и благодаря этому допускающую не только последовательную линейную работу с текстом, но и произвольный доступ, ассоциативный просмотр в соответствии с установленной системой связей («Электронный лабиринт»). «Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает» (Эпштейн 1991: 6). Таким образом, под гипертекстом понимается форма организации нелинейных текстов, технология работы с ними, язык разметки и сами тексты. В данном исследовании мы будем придерживаться точки зрения М. Субботина, и рассматривать гипертекст как форму организации нелинейных текстов. Представляется важным разграничить такие понятия как гипертекст, веб-сайт, веб-страница.

Под сайтом мы понимаем место в Интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Веб-страница содержит материалы, тексты, картинки, скрипты, мультимедиа, организованные в форме гипертекста.

Изучение электронной рецензии как текста особого типа, передающего специфическим образом структурированную информацию и реализующего определенные прагматические установки, невозможно было без опоры на фундаментальные исследования в лингвистике и теории текста М.М. Бахтина, А.Н. Леонтьева, Р.Барта, Ю.М. Лотмана, Т.ван Дейка, Ж.Деррида, А.А. Залевской, О.Л. Каменской, В.А. Пищальниковой, Ю.А. Сорокина, В.Е. Чернявской, М.В. Вербицкой и другие; работы по структуре о обоснованию оценки Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, А.А. Уфимцевой, Н.Н. Болдырева; по прагматике текста Дж.Р. Серля, Дж. Остина, П. Грайса, О.В. Почепцова, Е.В. Милосердовой и других, которые послужили теоретической базой исследования.

Объектом анализа являются тексты электронной рецензии, расположенные в сети Интернет, их информативная, оценочная и прагматическая составляющие. Информативная составляющая рецензии как вторичного текста рассматривается в связи с категорией интертекстуальности. Интертекстуальность в современной литературе трактуется в широком "философском смысле как глобальная общность текстов и в более узком значении как намеренный диалог с другим текстом, выражающийся в цитатах, заимствованиях, использовании прецедентных феноменов. Пересказывая сюжет рецензируемого произведения, автор рецензии использует отсылки к базисному тексту, поэтому уместно использование категории интертекстуальности при анализе информативной составляющей. Также она важна и для рассмотрения феномена гипертекста.

Осуществляемый в работе анализ имеет целью выявить организацию оценочной и информативной составляющих электронной рецензии в зависимости от ее прагматической установки и средства реализации этой установки в тексте самой рецензии ив гипертексте, расположенном на отдельной веб-странице коммерческого или простого сайта.

Из цели вытекает и ряд задач, которые мы решаем в настоящем исследовании:

1. Произвести обзор различных взглядов на текст, вторичный текст, его оценочность и прагматику. На основе этих взглядов определить место электронной рецензии в системе текстов, ее структуру и составляющие.

2. Выявить особенности электронной рецензии как части гипертекста, определить типологию электронных рецензий. Рассмотреть влияние других частей гипертекста на текст рецензии и на восприятие его адресатом.

3. Определить особенности использования информативных и оценочных блоков при реализации авторской прагматической установки.

В работе используется методика комплексного анализа, контекстный анализ, приемы компаративного анализа, а также аналитико-описательный контекстологический метод, обусловленный природой объекта анализа — текста. На защиту выносятся следующие положения:

1. Электронная рецензия - особый тип вторичного текста, характеризующийся включенностью в гипертекст, принадлежностью к текстам массовой коммуникации, эстетические принципы которой лежат в русле постмодернистской традиции.

2. Особенности электронной рецензии как вторичного текста заключаются в:

а) особенностях развертки концепта базисного текста, вербализованного предельно лапидарно, максимально информативно и принципиально фрагментарно, чтобы сохранить интригу и интерес к чтению базисного текста, связь с которым эксплицируется при помощи таких маркеров интертекстуальности, как цитата, косвенная речь и прецедентное высказывание;

б) детерминировании прагматической составляющей, реализация функций которой определяет характер информативной и оценочной составляющих и заключается в воздействии на адресата с целью побуждения к действию;

в) креолизованности структуры, включающей три части (введение, основную часть и заключение) с концентрацией оценки в первой и последней;

г) субъективном характере оценки в контексте снижения авторитета объективного знания в виртуальной коммуникации.

3. Особенности электронной рецензии как текста массовой коммуникации состоят в:

а) стремлении к диалогу при ироническом отношении к иерархии ценностей и повышении авторитета конвенционального знания;

б) некатегоричности оценки и стандартизации средств ее передачи, при ориентации на мнение адресата;

в) стилевом синкретизме, смешении высокого и низкого, «демократизации» процесса коммуникации.

4. Особенности электронной рецензии как части гипертекста выявляются в:

а) влиянии гипертекста на процесс восприятия и, следовательно, получения информации и реализации прагматической установки автора: электронной рецензии.

б) комплексном характере влияния гипертекста (иконические и символические знаки, информация об авторе рецензии, мнение других читателей и т.д.), при этом повтор информации на разных уровнях и в разных формах имеет ту же прагматическую установку и, следовательно, формирует в сознании адресата положительный настрой, необходимый авторам гипертекста, изменяет отношение к объекту обсуждения и меняет «категориальную структуру индивидуального сознания» адресата.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что тексты, выполняющие коммуникативно-посредническую функцию в социуме, играют все более важную роль в современном мире. Описание текста электронной рецензии в. русле коммуникативно-ориентированной лингвистики способствует созданию целостной картины развития современных текстов массовой коммуникации, в том числе в Интернете.

Новизна исследования определяется тем, что впервые в рамках коммуникативного подхода выделяется текст электронной рецензии как объект исследования. Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению вторичных текстов и текстов массовой коммуникации, в современных лингвистических исследованиях на материале английского языка нет работ, в которых исследуются вторичные электронные тексты в структуре гипертекста, рассматриваются их составляющие.

Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном подходе к изучению такого сложного лингвистического явления, как текст, и в частности, текста электронной рецензии; в выявлении его структуры, типологии, особенности взаимосвязи его составляющих. Предлагаемые результаты углубляют представления о типологии вторичных текстов и текстов массовой коммуникации, и могут способствовать дальнейшей разработке принципов коммуникативного анализа.

Практическая значимость выполненной работы заключается в возможности применения ее результатов в разработке лекционных и практических курсов по стилистике и лингвистике текста. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в рамках теории массовой коммуникации, при разработке рекомендаций по оптимизации процесса информирования в сети Интернет. Результаты данного исследования помогут оценить влияние комплекса составляющих гипертекста на адресата, определить место рецензии на коммерческом сайте.

Материалом для исследования послужили электронные рецензии, взятые с американских веб-сайтов электронных книжных магазинов и сайтов, посвященных новинкам книжного рынка и не имеющим коммерческой основы. Сразу оговоримся, что мы определяем как некоммерческие те сайты, которые не содержат активной ссылки на немедленное приобретение книги, ее ценовых особенностей или ссылок, где ее можно купить. При этом под ссылкой понимается переход на сайт, продающий эти книги. Корпус примеров составляет 300 электронных рецензий на новинки книжного рынка. Рассматривались рецензии на такие жанры развлекательной литературы как детективы, триллеры, любовные романы, фэнтези, детская литература. Все рецензии датированы 2000-2003 годом. Использовались материалы таких сайтов, как Amazon.com, CNN.booksreviews.com, Writing.com, epinions.com, underthecover.com, literalminds.com, Kirkus reviews.com и др. Рецензии для; анализа отбирались методом сплошной выборки.

Апробация работы Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на международной конференции «От мужских и женских к тендерным исследованиям» (Тамбов, 2001), на научных конференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 2002, 2003), на международной научной конференции «Филология и культура» (Тамбов, 2003), на аспирантских семинарах по когнитивной лингвистике (ТГУ), где за период 2000-2003гг. было прочитано три доклада и проведено предварительное обсуждение работы. По теме диссертации опубликовано четыре работы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии, заключения, списка использованных источников языкового материала и приложения, в котором приводятся примеры проанализированных электронных рецензий. В работе использовались научные статьи, взятые из сети Интернет, которые в библиографии отмечены звездочкой.

Феномен текста в свете лингвистических учений

Для выявления семантико-прагматических особенностей текста электронной рецензии нужно найти ее место в системе текстов, что, в свою очередь, с необходимостью требует определения самого понятия «текст», одного из наиболее дискуссионных понятий в современной лингвистике.

По утверждению П. Хартмана, «языковые знаки проявляют себя только будучи текстово-связанными, они могут иметь смысл только как связанные единицы, текстово-связанные значит текстообразующие или передающие содержание текста. Все носители языка говорят только текстами, а не словами и не предложениями, по меньшей мере, предложениями из слов в текстах» (Хартман 1978: 96).

Текст - явление настолько многогранное и разноплановое,, что не существует единого его понимания и определения: данный феномен исследуется в рамках таких направлений, как лингвистика текста, теория речевых актов, теория массовой коммуникации, психолингвистика и т.д. По словам П. Хартмана, «через текст можно обозначить все... язык становится видимым в форме текста» (там же, с. 97).

Текст интенсивно исследуется в лингвистике и литературоведении с 60-70-х годов. Разноплановые изучения текста не привели к единому пониманию его как сущности. К числу «вечных» проблем, неизбежно появляющихся в посвященных тексту публикациях, относится определение самого понятия «текст». Существует множество определений текста. Большинство ученых считает текстом только определенным образом построенную, организованную речь. Например, О.Л. Каменская определяет текст как «обладающий специфической структурой языковой объект (знак), обеспечивающий выполнение коммуникативной функции в соответствии с замыслом автора» (Каменская, 1990: 52). Как отмечает В .П. Белянин (Белянин 1999: 65), можно встретить более трехсот определений текста, куда входят «семантически неполнозначные» или не показывающие существенной разницы между словом и текстом. Наряду с традиционными определениями (И.Р. Гальперин, Ю.А. Сорокин), которые относят к тексту любую последовательность языковых средств, обладающих признаками связности (когерентности), целостности И: эмотивности, существуют и другие определения.

Каждое направление лингвистической науки по-своему трактует данный феномен, опираясь на какие-то релевантные для себя признаки ив зависимости от понимания его (текста) природы. До недавнего времени считалось очевидным, что языкознание в своих исследованиях не выходит за пределы предложения. Со временем ситуация изменилась. С одной стороны, теория информации, с другой - семантика естественного языка стали одновременно предпосылками и стимулами для развития теории текста.

В настоящее время положение изменилось, и текст занимает центральное место во многих лингвистических исследованиях. Структуралисты определяют текст как «объединенную смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность» (Большой энциклопедический словарь 1998:507).

Текст в работах В.Г. Гака, Н.Д. Арутюновой, Е.В. Падучевой (Гак 1982, Арутюнова, Падучева 1985) трактуется как номинация какой-либо ситуации действительности и изучается как последовательность предложений, отражающая отношения, действительно или потенциально существующие между предметами описания. При этом основное внимание уделяется таким свойствам текста, как когезия и когерентность.

Представители постструктурализма (Ж. Деррида, Р. Барт, М.. Фуко) сосредотачивают свое внимание не на сходных структурных элементах текстов, а на том, что привнесено в данный текст контекстом его создания. Ключевое понятие постструктурализма было сформулировано Ж. Деррида: «мир есть текст». «Постструктурализм стремится усмотреть в тексте то, что привнесено в него последующими интерпретациями и что является уже «следом следа», объяснить сходное в тексте не структурной универсальностью, а взаимовлиянием текстов, заимствованием, аллюзией, игрой, неосознанным косвенным цитированием.

Для постструктурализма повторяемость и устойчивость элементов текста и стоящих за ними представлений являются не свидетельством структурной универсальности, но проявлением диффузии, «кочевья» отдельных элементов, идей, образов, мимесиса, реализующегося не как подражание природе, а как подражание (осознанное или неосознанное) другому тексту» (Шейкин 1997: 245). Эти идеи уходят корнями в работы М.М. Бахтина, который определял текст как «своеобразную монаду, отражающую в себе все тексты (в пределе) данной смысловой сферы» (Бахтин 1986: 15).

Один из основателей постструктурализма Р. Барт ввел оппозицию текст/произведение и утверждая, что текст существует лишь в дискурсе и является полем методологических операций, в то время как «произведение есть вещественный фрагмент, занимающий определенную часть книжного пространства» (Барт 1994: 199). Он дает следующее определение текста: «..любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый с вторичными коммуникативными целями и имеющий соответствующую этим целям внутреннюю организацию, причем связанный с иными культурными факторами, нежели те, которые относятся собственно к языку».

В настоящее время в теории; текста доминируют несколько направлений, но все они ставят во главу угла не столько внутренние структурные особенности текстов, сколько процессы его производства и восприятия. Ключевым понятием стало понятие «понимание текста». Вот как трактуют его современные лингвисты: Психолингвистический, или коммуникативный подход к анализу текста. Его представители фокусируют свое внимание на центральном звене триады: «автор-текст-реципиент». Текст рассматривается ими как единица коммуникации, детерминированная потребностями общества. Основной акцент в исследованиях делается на то воздействие, которое данный текст оказывает на адресата .и на процесс восприятия реципиентом текста.

Оценочная составляющая электронной рецензии и категория оценки

Взаимодействие человека с окружающим миром приводит к формированию ценностного видения мира. Ценность в философском понятии - это все, что имеет значимость для жизнедеятельности субъекта. Оценка как когнитивный феномен является предметом рассмотрения многих наук, в каждой из которых освещается определенный аспект. Так, в работах А.А. Ивина, посвященных логике оценок и норм, оценка рассматривается как «высказывание о ценностях, а ценность определяется как предмет любого интереса, желания, стремления и т.п.» (Ивин 1970: 16). Философское направление, занимающееся проблемами оценки, или аксиология (начало положено Сократом) разработало целое учение о природе ценностей или месте реальности в структуре ценностного мира, то есть о взаимосвязи различных ценностей с социальными и культурными факторами и со структурой личности.

Современная І психология, занимаясь проблемой оценки, шире представляет диапазон ее действия. Оценка — вынесение некоторого оценочного суждения (Доблаев 1984: 4). Оно неразрывно связано с познавательным процессом. «В любом познавательном процессе происходит отражение различных свойств предметов и связей между ними, формирование образа предмета» (там же, с. 5).

Оценка — феномен сознания. В оценке отражается ценность как реальное отношение, субъектом которого является. человек. Категория оценки достаточно полно описана в отечественной и зарубежной лингвистике, где сформулированы проблемы оценочных значений, высказываний, специфика их функционирования и способы выражения в тексте (Вольф 1985, Арутюнова 1988, Колшанский 1975). Они определяют оценку как социально устоявшееся и узуально закрепленное в семантике языковых единиц отношение субъекта к объектам действительности. Оценка задана физической и психической природой человека, его бытием и чувствованием, в то же время она задает его отношение к другим людям и предметам действительности, его восприятие искусства (Арутюнова 1984: 5). Оценка связана с деятельностью человека, с различными подходами к восприятию действительности, субъектов и объектов этой действительности. Оценка неизбежна при соприкосновении процесса познания с объективным миром (Колшанский 1975: 152).

В современной лингвистической литературе отмечаются разные подходы к пониманию оценки, разные аспекты ее изучения: лингвистический, функционально-коммуникативный, прагматический, текстологический, когнитивный, что определяется сложностью понятия оценки и ее ролью в жизни носителей языка.

Оценка обладает иллокутивной силой и стремится регулировать действия человека. Дж. Муром (Мур 1999) и его последователями были выдвинуты основополагающие положения об обусловленности оценки свойствами реальных объектов, о регулятивном аспекте оценки, включающем в себя отношения оценки и нормы, и об интерпретации оценочных знаний через прагматические цели высказывания; или текста. Последнее положение очень важно для настоящего исследования, т.к. исходя из него, мы можем сделать вывод о взаимосвязи оценочной и прагматической составляющей электронной рецензии.

Поскольку оценка - это положительное или отрицательное отношение к предмету, а отношение может быть рациональным или эмоциональным, то и сама оценка может быть рациональной и эмоциональной. Рациональная оценка идет от разума и несет информацию о признаках денотата. Она имеет констатирующий характер по отношению к предметам и явлениям окружающей действительности. Признаки предметов оцениваются социальным коллективом как положительные или отрицательные по различным основаниям (морально-этическим, интеллектуальным, эстетическим, утилитарным и т.д.).

В основе эмоциональной оценки лежит эмотивно-оценочное отношение к предмету. Эмоциональная оценка обусловлена психологической закономерностью развития личности и входит в коннотативное содержание слова в виде семантического признака «эмотивность», принадлежащего «картине мира» и потому объективного для данного социума. Деление оценки на рациональную и эмоциональную производится, прежде всего, в зависимости от субъекта оценки, поскольку «оценка более, чем какое-либо другое значение, зависит от говорящего субъекта» (Арутюнова 1984: 33).

В естественном языке не может быть чисто эмоциональной или рациональной оценки, и такое деление представляется условным. Граница между рациональным и чувственным характером познания слишком неустойчива и зыбка, что вполне подтверждается словами Ш. Балли: "Мы никогда не говорим и не думаем абсолютно рассудочно, но, с другой стороны, эмоциональная зона мысли может быть настолько мала, что ее речевое выражение практически следует зачислить в категорию логического языка. Но верно также и обратное: чувство может господствовать настолько, что идея кажется сведенной к нулю.... В языке нет двух строго ограниченных друг от друга систем: системы логических и системы аффективных значений. Их разделение - это всего лишь необходимая абстракция» (Балли 1971: 23). Тем не менее, способы выражения этих двух видов оценки в языке различаются, показывая, какое начало лежит в основе суждения о ценности объекта, эмоциональное или рациональное (Вольф 1985: 40). Эмоциональная оценка, как правило, бывает экспрессивной, а рациональная предполагает оценочное суждение и способы выражения, учитывающие характер оценки, в первую очередь, аксиологические предикаты.

Структурные особенности текста электронной рецензии

В первой главе в электронной рецензии исследуемого типа были выделены три составляющих: информативная, оценочная и прагматическая. Многие исследователи, например, Е.И. Княжева (Княжева 1986), пишут о единстве этих трех функций в тексте рецензии. На наш взгляд, прагматическая составляющая является более значимой для данного типа текстов, т.к. именно прагматическая установка «подталкивает» автора к написанию того или иного вида рецензии, использованию тех или иных средств для привлечения внимания читателя. Реализация информативной и оценочной составляющей зависит от прагматической установки.

Исследуемый вид электронных рецензий отличается от привычных традиционных рецензий. Во-первых, будучи вторичными текстами, они созданы на основе развертки концепта базисного текста масс литературы и содержат его элементы,, поэтому электронные рецензии относятся к так называемому «легкому» жанру литературы. Во-вторых, данные рецензии относятся к текстам массовой коммуникации, основным свойством которых является ориентация на среднего читателя. Таким образом, можно сказать, что электронная рецензия в нашем случае - это вторичный критический текст, созданный для информирования среднего читателя о новинках в области массовой литературы и базовой их оценки и передающийся с помощью средств массовой информации, таких как Интернет, и имеющий целью воздействие на адресата.

В данном исследовании рассматриваются только рецензии, расположенные в сети Интернет. Коммуникация в сети Интернет обладает своими особенностями, которые мы не можем не учитывать при дальнейшем анализе. Одним из ее важнейших свойств является наличие элементов обратной связи, что создает возможности для всестороннего общения людей В своем исследовании мы рассмотрим несколько крупных американских сайтов, которые предлагают эти услуги по продаже современной литературы, используя электронные рецензии как средство привлечения и убеждения потенциального читателя и покупателя. Такая рецензия сродни развернутой рекламе, поэтому в дальнейшем мы будет называть такие рецензии коммерческими. Самый известный сайт по оказанию подобных услуг — www.amazon.com. Сразу оговоримся, что таких рецензий очень много в сети Интернет, т.к. там действуют законы рынка. Но существуют и другие сайты, некоммерческие, которые не связаны непосредственно с покупкой книги, где можно найти более объективный взгляд на современные книжные издания, и критик оценивает базисный текст, высказывает свое мнение. Конечно, мы не можем утверждать, что данные сайты целиком независимы, и оценка, данная критиками здесь, является полностью объективной, но в данном виде рецензий отсутствуют элементы убеждения в необходимости покупки книги. На таких сайтах читатель может найти негативные рецензии, отрицательную точку зрения на какую-либо книгу, что совершенно исключено в первом виде рецензии. Главной задачей рецензента в данном случае является информирование- и оценка, а не навязывание покупки книги. Такие рецензии мы будет называть некоммерческими. Мы планируем рассмотреть различие между двумя типами электронных рецензий по трем составляющим: прагматической, оценочной и информативной. Однако для дальнейшего анализа необходимо сначала рассмотреть структуру текста электронной рецензии.

Структурные особенности текста электронной рецензии Электронная рецензия, принадлежащая к текстам массовой коммуникации, обладает некоторыми признаками научной литературы, в частности, имеет четкую структуру. Эта структура служит оптимальной формой для реализации авторской прагматической установки. Принимая за основу концепцию В.Е. Чернявской, предлагающей использовать для анализа структуры рецензии функционально-тематические блоки, мы анализируем knew it, I was . halfway done. You should read it!" («The Da Vinci Code»: epihions.com)

Такое введение имеет целью привлечь внимание читателя и создать установку на доверительное общение. Для этого рецензент вводит рассказ о себе и своем муже, использует разговорный стиль общения (I couldn t help it, It just sucks you in), контраст между литературным и разговорным языком (veritable - Speedy Gonazalez). Прямая речь во введении придает ему аутентичность и вовлекает читателя в диалог. Хорошее качество книги подчеркивается оппозицией three weeks (для всех других книг) и three days (для этой книги). В первом примере автор использует проблемно-постановочное введение, а во втором - контактоустанавливающее. Обратимся еще к одному примеру: (3) A dazzling novel in the most untraditional fashion, this is the remarkable story of Henry DeTamble, a dashing, adventuresome librarian who travels involuntarily through time, and Clare Abshire, an artist whose life takes a natural sequential course. Такое введение можно отнести к введению-аннотации, где автор дает краткую характеристику базисному тексту, выражает свою оценку (dazzling, remarkable, dashing, adventuresome) и передает в наиболее сжатом виде информацию о содержании. Эти типы введения имеют конкретную прагматическую задачу -привлечь внимание и заинтересовать читателя, поэтому можно сказать, что во введении сконцентрированы средства выражения оценочной и прагматической составляющей.

Особенности актуализации содержания базисного текста в информативном блоке электронной рецензии

Первоначальной задачей рецензента является информирование адресата о появлении новой книги и ее оценка. Таким образом, речевой акт информирования занимает важное место в структуре рецензии. Текст рецензии является структурной частью электронного гипертекста, поэтому обладает своими особенностями, которые опираются на правила построения веб-сайтов. Так, Р.Г. Семеренко (Семеренко 2003) выделяет следующие требования, которые предъявляются к созданию сетевых ресурсов: 1. Доступность: сайты должны быть доступны, но при этом адаптироваться к индивидуальным различиям отдельных пользователей; 2. Практичность: практичность веб-сайта напрямую связана с тем, насколько он прост в использовании; 3. Эффективность использования; 4. Сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста (тяжело читать большой текст с экрана); 5. Отсутствие нагроможденности, четкий порядок во всем; тщательная сгруппированность (структурирование) информации; объединение отдельных семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности); 6. Наличие кратких и «емких» заголовков, маркированных и нумерованных списков; текст должен легко просматриваться; 7. Вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования; 8. Каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста; и т.д. Таким образом, рецензии в сети Интернет имеют свои отличия, среди которых можно выделить четкую структурированность и максимальную информативность и ясную прагматическую установку, которые ведут к эффективности использования сайта и к достижению большего прагматического эффекта: В связи с этим больший потенциал воздействия проявляется в следующей инвариантной структуре рецензии. Вводная и заключительные части являются оценочно насыщенными, а основная часть — информативно насыщенной. В основной части содержится информация о сюжете, о главных героях, etc. Основная часть по объему несколько больше, чем введение и заключение, но значительно меньше, чем в традиционных рецензиях и 143 является максимально информативной. Большой по объему текст трудно читать с экрана, поэтому рецензент стремится максимально сжать рецензию главным образом за счет основной части. Для электронной рецензии, расположенной в сети Интернет, характерно использование информационно-дескриптивных и информационно-оценочных функционально-тематических блоков (см. с.35). Для автора рецензии важно заинтересовать адресата, раскрыть сюжет настолько, чтобы заинтриговать читателя,.но не больше. Задача рецензента не пересказать книгу, а вызвать интерес, поэтому рецензентам запрещается использовать так называемые «spoilers», чтобы не испортить удовольствие от прочтения книги. Коммерческие рецензии в большей степени содержат дескриптивные блоки, а в некоммерческих рецензиях чаще встречаются информационно-оценочные или даже иногда аргументативно-оценочные блоки. Сравним: (1) Leander has decided he needs a wife - but he has also decided that he is not capable of romantic love, and is tired of all the ton belles who swoon all over him. He realizes that Judith, aka The Weeping Widow, would be the perfect bride for him since she was so in love with her husband. Judith wonders what Leanderys motives for wanting to marry a poverty-stricken widow with two children might be, but she agrees for the sake of her children («The Weeping Widow»: Amazon.com). (2) Thon s deeply lyrical book is narrated by Cecile s deaf aunt, who sees more than the rest of the family can hear. The choice of the aunt as a narrator struck me as odd at first, since the character is only remotely involved with the primary characters. Yet the aunt s narration, including stories of her own mother s suicide by drowning and the loss of Native American lands, provides a reference point that widens the scope of the book as a whole. It is ultimately not only useful, but moving («Sweet hearts»: literalminds.com). Аргументированная оценка наиболее ярко выражена в последнем предложении (ultimately, useful, moving).

Первый отрывок взят из коммерческой рецензии и является информационно-дескриптивным блоком, содержащим лишь краткий пересказ содержания рецензируемой книги. Второй пример принадлежит к аргументативно-оценочным блокам, где рецензент не просто рассказывает о сюжете, но и высказывает свое мнение, дает оценку (deeply lyrical, useful, moving) и аргументирует ее (widens the scope of the book, to provide).

Коммерческие рецензии по своей структуре являются более сжатыми и информативно насыщенными, т.к. в распоряжении рецензента лишь несколько предложений, чтобы воздействовать на адресата. Некоммерческие рецензии немного длиннее и содержательнее. Они также содержат элемент пересказа сюжетной линии, но автор рецензии может затрагивать тему произведения, особенности выбора героев, и, используя контактоустанавливаюшую функцию, сравнивает это со своим жизненным опытом: (3) But the image that sticks out most is the sight of my grandmother with her eyes closed, not just listening, but absorbing the sermons, psalms, and hymns. Even then, I recognized something significant was happening to her. That power of spirituality is what drives the action of House of Light by Joyce Carol Thomas («House of Light»: Kirkus reviews.com). Так, рецензент персонифицирует общение, сближаясь с адресатом, становится ему ближе и вызывает доверие к своей смысловой позиции. В данном отрывке присутствует комбинация информативной, оценочной и прагматической І составляющих рецензии. Информативная составляющая связана с указанием на сюжет романа, оценочная составляющая относится к положительной оценочной лексике, в то время как прагматическая - имеет целью передачу важного личного опыта и воздействие на ценностные установки адресата.

Похожие диссертации на Семантико-прагматические особенности электронной рецензии как вторичного текста (На материале английского языка)