Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале "Дуинских элегий" Р.М. Рильке Гончарова, Мария Вячеславовна

Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале
<
Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гончарова, Мария Вячеславовна. Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале "Дуинских элегий" Р.М. Рильке : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Гончарова Мария Вячеславовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/133

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена изучению синтаксиса свободных ритмов Р.М.Рильке и его предшественников, таких как Ф.Клопшток, И.В.Гете и Ф.Гельдерлин, оказавших большое влияние на творчество Р.М.Рильке.

Свободные ритмы - явление сравнительно малоисследованное. В российской лингвистике и стиховедении работ, посвященных как комплексному исследованию такого явления, как свободные ритмы (vers libre), так и синтаксиса свободных ритмов, практически нет. Это объясняется малой распространенностью свободных ритмов в русской литературной традиции. Однако в немецко- и англоязычной поэзии vers libre приобрел широкое распространение и является на сегодняшний день самой современной тенденцией, благодаря объединению в своей поэтической структуре всего многообразия синтаксических средств - как стиха, так и прозы. Отсутствие строгих метрических рамок и рифмы компенсируется богатством синтаксических форм. В немецкой поэзии ХХ-го века свободные ритмы стали одной из самых распространенных поэтических форм, что обусловлено их большим выразительным потенциалом и современным звучанием.

Актуальность настоящего исследования обусловлена в первую очередь тем, что в российской лингвистике свободные ритмы до сих пор остаются малоисследованными, в германистике же их исследование чаще всего сводится только лишь к трактовке содержания поэтического текста. Данное исследование характеризуется подробным рассмотрением синтаксиса свободных ритмов как одного из важнейших способов организации строки в свободных ритмах. Свободные ритмы в настоящем исследовании рассматриваются разнопланово, а именно - с точки зрения стилистики, поэтики, литературоведения и прагматики языка. Мы рассматриваем свободные ритмы в диахроническом развитии, что дает представление о специфике данной поэтической формы, определяемой господствующими литературными тенденциями, а также историческими, политическими и культурными пр е дпо сы лками.

Предметом исследования является синтаксис свободных ритмов, в качестве объекта изучения выступает функционирование синтаксических средств в свободных ритмах.

Выдвигаемая в исследовании гипотеза заключается в следующем: в свободных ритмах, не имеющих строгой метрической схемы, синтаксис играет важнейшую роль в организации строки.

Целью данного исследования является выявление типологических особенностей синтаксиса, определяющего свободные ритмы (далее в работе мы будем сокращенно именовать их СР). Достижение цели данного исследования предполагает решение ряда задач:

1. дать общую характеристику особенностей поэтического синтаксиса и его
влияния на ритмическую организацию стиха;

2. дать определение свободным ритмам в свете их исторического развития;

  1. выявить основные способы ритмической организации стиха как такового и выделить особенности ритмической организации в СР;

  2. определить особенности синтаксиса в СР;

  3. произвести сопоставительный анализ синтаксиса СР Ф.Клопштока, И.В.Гете, Ф.Гельдерлина и Р.М.Рильке и выявить элементы сходства, а также определить особенности индивидуального стиля каждого автора;

  4. изучить особенности СР Р.М.Рильке на примере его «Дуинских элегий».

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы исследования:

  1. контекстологический метод;

  2. семантико-синтаксический метод;

  3. компаративный анализ;

  4. метод описания и наблюдения;

  5. функциональный анализ (для определения роли отдельных компонентов в организации целого текста).

Теоретической и методологической базой для исследования особенностей поэтического синтаксиса послужили работы Томашевского Б.В.,1959, Тынянова Ю.Н., 1965, 1983, Сильман Т.И., 1967, 1977, Бадретдиновой Л.Г., 1971, Лузиной Л.Г., 1972, Пирьян З.М., 1976, Гучинской И.О., 1984, Ковтуновой, И.И., 1986, Скляренко Р.В., 1987, Саночкиной Н.Н., 2003, Степанова А.Г., 2004, Солганика Г.Я., 2006, Arndt Е., 1965, Heusler А., 1917, Beissner F., 1961, Wagner А., 1930, Singer Н., 1957, Enders Н., 1962 и др. исследователей. Основой для исследования свободных ритмов послужили работы Жовтиса А.Л., 1975, Жирмунского В.М., 1977, Гучинской Н.О., 1984, Овчаренко О.А., 1984, Орлицкого Ю.Б., 1992, Вольского А.Л., 2008, Benoist-Hanappier L., 1905, Heusler A., 1917, Hellenbrecht H., 1931, Closs A., 1947, Hardorfer L., 1954, Arndt E., 1959, Albertsen A., 1971, Schroder W., 1992, Wagenknecht K.,1993, и др. исследователей.

Материалом для исследования послужили тексты 82 стихотворений Ф.Клопштока, И.В.Гете, Ф.Гельдерлина и Р.М.Рильке, написанные свободными ритмами, общим объемом более 3000 стихотворных строк. Выбор материала обусловлен влиянием, которое последние три автора оказали на творчество P.M. Рильке, в частности, на его свободные ритмы, что было обусловлено, прежде всего, общей направленностью художественного творчества поэтов и подтверждено в результате ознакомления с биографическими и автобиографическими материалами, а также работами лингвистов-исследователей творчества Р.М.Рильке.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. синтаксис в СР является наиболее важным средством организации стиха и критерием отнесения СР к стихотворным формам;

  2. помимо метрико-синтаксического параллелизма и стихового переноса, ведущую роль в синтаксической организации СР играют жесткий стиль и амплификация предложения;

  1. амплификация и жесткий стиль проявляются в диалектическом взаимодействии и выполняют в СР двойственную функцию: разрыва синтаксических связей и одновременно - укрепления структуры предложения;

  2. индивидуальный стиль Р.М.Рильке в его «Дуинских элегиях» определяется обилием и разнообразием повторов на различных уровнях текста: от простого лексического до метрико-синтаксического параллелизма. На основе разноуровневых повторов строится особый номинативный стиль Р.М.Рильке, основной характеристикой которого является «вещность»;

5. номинативность стиля Р.М.Рильке поддерживается включением в текст
«Дуинских элегий» большого количества номинативных предложений. За счет
присущей им перцептивности номинативные предложения создают
«многомерное пространство» элегий, в котором образы обретают,
трехмерность, скульптурность.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней обосновывается важная роль синтаксической составляющей в рецепции свободноритмической поэзии, тогда как в существующих исследованиях рассматривается преимущественно их содержательная сторона. Смысловым горизонтом исследования выступает творчество Р.М.Рильке, его «Дуинские элегии», которые, с одной стороны, образуют вершину творчества самого Р.М.Рильке, а с другой, написаны под сильным влиянием Ф.Гёльдерлина. Возникновение «Дуинских элегий» происходило параллельно с творческой рецепцией свободных ритмов позднего Гёльдерлина.

Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что в нем определено место свободных ритмов среди прочих поэтических форм, а также определены основные критерии выделения свободных ритмов как особой жанровой формы. Установлена и обоснована конкретными примерами преемственность в свободноритмическом творчестве исследуемых авторов, определены основные способы организации стихотворной строки в СР. Предложено новое развернутое определение свободных ритмов в свете их исторического развития. Представлен подробный анализ функционирования различных синтаксических средств в СР. Произведен сопоставительный анализ реализации данных синтаксических средств в свободноритмической поэзии разных авторов и исследовано влияние синтаксиса на индивидуальный стиль автора. В совокупности эти положения составляют основной итог исследования.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов в преподавании синтаксиса немецкого языка, лингвистики текста, стиховедения и стилистики, при чтении лекционных курсов по указанным дисциплинам, а также при написании курсовых и дипломных работ и в рамках практических занятий по стилистическому анализу стихотворного текста. Результаты исследования могут быть использованы студентами и аспирантами-филологами для изучения стихотворного синтаксиса и синтаксиса свободных ритмов в частности и ведения фундаментальных исследований в области стилистики и стиховедения.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материал настоящего исследования, отражающий специфику функционирования синтаксических средств в тексте свободных ритмов, может быть рекомендован к использованию в курсах синтаксиса немецкого языка, лингвистики текста, стиховедения и стилистики, а также в специализированных курсах по современной немецкой поэзии, лингвокультурологии и т.д на факультетах иностранных языков педагогических институтов и университетов. Собранный фактический материал может послужить отправной точкой для теоретических разработок, научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в рамках изучения синтаксиса стихотворного текста.

Апробация. Основные положения диссертации были изложены на научно-исследовательских конференциях: Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов СПбГУ в 2002 году, Научно-методической конференции преподавателей СГГИ (ТУ) в 2007 году и Научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава СПбГУЭФ «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» в 2002 и 2011 годах.

По теме исследования опубликовано 6 статей. Основные результаты исследования полностью изложены в опубликованных работах.

Объем и структура работы. Содержание исследования изложено на 222 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Библиографический список включает 199 наименований, из них 144 - издания на русском языке, 55 - на немецком языке. Список источников включает 6 наименований.

Похожие диссертации на Синтакис свободных ритмов Р.М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И.В. Гете - Ф. Гельдерлина : на материале "Дуинских элегий" Р.М. Рильке