Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ларина Светлана Германовна

Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в)
<
Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в) Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ларина Светлана Германовна. Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04 / Ларина Светлана Германовна;[Место защиты: Московский государственный областной гуманитарный институт (МГОГИ)].- Орехово-Зуево, 2014.- 159 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические основы изучения отражения ситуации конфликта во внутренней речи 11

1.1 Внутренняя речь и её отражение в художественном тексте 11

1.2 Проблема конфликта в теоретической литературе 23

1.3 Конфликтная ситуация и конфликт 36

Выводы по первой главе 39

2. Художественное отражение конфликта как события во внутренней речи 42

2.1 Отражение ситуации конфликта в различных формах внутренней речи 42

2.1.1 Простое внутреннее реплицирование как отражение ситуации конфликта 43

2.1.2 Отражение ситуации конфликта в художественном тексте внутреннего монолога 48

2.1.3 Отражение ситуации конфликта в художественном тексте внутреннего диалога 61

2.2 Отражение ситуации конфликта во внутренней речи в различных типах текста 70

2.3 Разрешенный и неразрешенный конфликт во внутренней речи 91

Выводы по второй главе 106

Глава 3. Выразительные аспекты изображения конфликта в художественном тексте внутренней речи 110

3.1 Отражение позиции автора в изображении конфликтной ситуации во внутренней речи 110

3.2 Использование отражения ситуации конфликта во внутренней речи в создании композиционно-смысловой структуры текста 126

Выводы по третьей главе 134

Заключение 136

Список литературы

Проблема конфликта в теоретической литературе

Речевое общение представляет собой, по существу, важнейшую составную часть способа существования человека. Л.С. Выготский [1999] дает следующую классификацию речи: - эгоцентрическая речь, т.е. речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Эгоцентрическая речь имеет тенденцию переходить во внутреннюю. - внутренняя речь. Это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Л.С. Выготский выделяет три типа внутренней речи: а) "речь про себя" - внутреннее проговаривание, б) собственно речь как средство мышления, использующая специфическую структуру (коды образов и схем), в) внутреннее программирование формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания. - внешняя речь. Вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Внешняя речь подразделяется на устную (монологическую и диалогическую речь) и письменную. Также, в этой подгруппе выделяются монологическая и диалогическая речь. Монологическая речь - развернутая, в е основе лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел, которые должны быть достаточно устойчивы, определяя создание программы активного самостоятельного речевого высказывания. Диалогическая речь – это беседа, обычно ситуативная. - письменная речь - это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется субъектом. Этот вид речи опирается лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка [Выготский 1999].

Наиболее значимым для данного исследования является различие внешней и внутренней речи. Речевая деятельность может осуществляться человеком на основе воспроизведения речевых образов как во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим можно определить, что внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе.

Если в процессе внутренней речи говорящий обращается к самому себе, то нет надобности осуществлять высказывание в развернутом виде. Поэтому по своей форме внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые использует человек во внутренней речи, отличаются от слов внешней речи тем, что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

Внутренняя речь – сложное и неоднозначное явление человеческой психики, которое вызывает глубокий интерес человека с древних времен. Еще Платон в своем диалоге «Теэтет» дает образное описание внутренней речи и ее роли в процессе мышления. Он определяет внутреннюю речь как «разговор, который ведет душа с самим собой о предмете своего исследования». По мнению Платона, душа в процессе размышлений разговаривает сама с собой: спрашивает сама себя, раздумывает, утверждая или отрицая ту или иную мысль [Платон 2011].

Огромный вклад в изучение внутренней речи внесли психологи и психофизиологи. В трудах Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, И.В. Страхова, А.Н. Соколова, А.Р. Лурии, Ф.Н. Шемякина, Т.Н. Ушаковой, С.Л. Рубинштейна рассматриваются многие проблемы, связанные с внутренней речью, и открываются новые перспективы ее исследования. А.А. Леонтьев в работе «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания» говорит о том, что внутренняя речь обычно сопровождается проговариванием в тех случаях, когда она максимально приближена к разговорной, дискурсивной речи. Это один ее «полюс». Второй «полюс» - максимально свернутая внутренняя речь, стоящая на грани выпадения из интеллектуального акта и превращения его в простой рефлекторный акт [Леонтьев 1969:158]. А.А. Леонтьев также противопоставил понятия «внутренняя речь», «внутреннее проговаривание» и «внутреннее программирование». Последний термин обозначает планирование собственно речевых действий и характеризуется как «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание» [там же: 265].

Понятие внутренней речи не получило до настоящего времени однозначного определения, что несомненно доказывает сложность этого явления для изучения.

Так, А.А. Леонтьев считает, что внутренняя речь есть речевое действие, перенесенное вовнутрь, производимое в свернутой, редуцированной форме [Леонтьев 1983: 18]. А.Н. Соколов определяет внутреннюю речь как психологическую трансформацию внешней речи, ее внутреннюю проекцию [Соколов 2007: 14]. Л.С. Выготский называет ее внешней речью за вычетом звукового выражения [Выготский 1999: 16]. И.В. Страхов продолжает эту мысль, считая, что внутренняя речь является одной из форм произнесения слов от молчаливого, беззвучного, до громкого, слышимого другим человеком [Страхов 1969: 26]. П.Я. Гальперин не соглашается с этой точкой зрения, считая, что внутренней речью в собственном смысле слова следует назвать тот скрытый речевой процесс, «который ни самонаблюдением, ни регистрацией речедвигательных органов не открывается. Эта собственно внутренняя речь характеризуется не фрагментарностью и внешней непонятностью, а собственным, новым внутренним строением» [Гальперин 1957: 16]. Ф. Кайнц также считает внутреннюю речь воображаемой, представляемой речью, которую невозможно связать с активностью речедвигательного аппарата, отнести к скрытым или явным артикуляциям [Kainz 1951: 25]. Т.Н.Ушакова рассматривает внутреннюю речь как психофизиологический процесс, который характеризуется отсутствием выраженных речевых проявлений (внешней речи). При этом неотъемлемой чертой внутренней речи является активизация речевых механизмов, протекающая в скрытой форме [Ушакова 1985: 29].

Все приведенные выше определения сущности внутренней речи имеют своей целью разрешение вопроса о том, является ли внутренняя речь словесной речью. Абсолютное большинство авторов в мировой литературе по психологии отвечают на этот вопрос положительно: внутренняя речь во всех ее вариантах имеет словесный характер и ее основой является естественный язык. Однако Н.И. Жинкин придерживается иной точки зрения. Он считает внутреннюю речь универсальным предметно-образным, а вовсе не словесным кодом. По его мнению, внутренняя речь не является высказыванием, а только его регулятором. Поэтому она может быть схематичной и не требует каких-либо установленных знаков [Жинкин 1982: 36].

По определению Г.М. Кучинского, внутренняя речь – это «речь в виде последовательности обычных слуховых представлений речи с предельно ослабленной выраженностью чувственной образной формы. Внутренняя речь не сводима ни к скрытым или явным артикуляциям, ни к образным слуховым представлениям. Она может быть как речью произносимой (то есть основанной на выраженной активности речедвигательного анализатора), так и речью воображаемой, представляемой» [Кучинский 1988: 84]. Следовательно, внутренняя речь слышимая, воображаемая, и внутренняя речь произносимая представляют собой две равноценные формы.

Конфликтная ситуация и конфликт

Вся человеческая жизнь – это общение, в этом е смысл и цель. Благодаря общению человек познает мир, находит свое место среди подобных себе, обретает сво «я». Но любое общение рано или поздно приводит к конфликтам. Конфликты существовали и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и мы не можем говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они - обычное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом. Конфликт – постоянный спутник человека, одна из форм борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора [Мелибруда 1986].

Феномен конфликта, его природа и роль в общественной жизни привлекали внимание лучших умов человечества еще с древних времен. История изучения конфликта насчитывает тысячелетия.

Древнейшие исследования этого явления относятся к VII-VI вв. до н. э. Известно, что конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается постоянное противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Но гораздо раньше - в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся уже десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

О конфликте писали древние мудрецы. Античные философы рассматривали конфликты как важнейший и необходимый атрибут общественной жизни и развития. В частности, Гераклит полагал, что именно негативные последствия столкновений и войн заставляют людей искать мира и стремиться к нему. Более того, он настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях и борьбе, являются источником появления нового в мире.

Конфликт - это и "пережиток варварской эпохи" (так его рассматривали в эпоху Возрождения гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон и др.), и одновременно "естественное состояние войны всех против всех", по И. Канту (XVIII в.), а с другой точки зрения, "позитивное явление в развитии общества", по Г. Гегелю (начало XIX в.). Являясь сторонником сильной государственной власти, Г. Гегель выступал против различных смут и беспорядков в обществе, расшатывающих государственное единство, и даже в конфликте искал пользу для общества.

В конце XIX - начале XX века явление конфликта рассматривалось представителями различных наук: социологами Г. Зиммелем, Л. Козером, юристом Л. Гумпловичем, экономистами Д. Смоллом, У. Самнером и многими другими. Ученые пытались понять природу конфликтов, их причины, тем самым глубже проникая в тайны природы человеческой. Марксизм также активно рассматривал социальные конфликты на всех уровнях общественного развития как важнейшие и неизбежные явления жизни.

Особое внимание к исследованиям в области изучения конфликтов наметилось во второй половине XX в., в основном в работах виднейших зарубежных социологов Т. Парсонса [Parsons 1978], Э. Мэйо [Mayo 2003], Л. Козера [Coser 1956], Р. Дарендорфа [Dahrendorf 1988], психологов и специалистов по управлению Дж. Г. Скотта [Скотт 1994], Р. Фишера, У. Юри [Фишер, Юри 1992] и др.

Сегодня конфликтология определяется как наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития, функционирования конфликтов, а также о принципах, способах и примах их конструктивного регулирования. Главным образом конфликтология рассматривает поведение и взаимодействие людей при столкновении их представлений и суждений [Волков, Волкова, 2010: 10]. Следовательно, конфликтологию можно определить как науку о психогигиене социальных и межличностных отношений (Белкин, Жаворонков, Зимина 1995: 5). По инициативе ООН в 1986 году, в Австралии создан Международный Центр разрешения конфликтов. Первый аналогичный Центр конфликтологии в России открыли в Санкт-Петербурге в 1993 году.

Особенностью конфликтологии является е комплексный характер, поскольку конфликты имеют место во всех сферах жизни и на всех уровнях е организации и развития. Феномен конфликта является объектом исследования многих наук: философии, политологии, лингвистики, военной науки [Анцупов, Шипилов 2002: 65], и находит развитие во многих исследованиях этих научных дисциплин, посвященных изучению тех или иных аспектов природы конфликта [Громова 2001: 23].

В рамках философии с середины ХХ века стало проявляться направление конфликтологии, получившее название «социология конфликта»: впервые данный научный термин был введн немецким философом и социологом Георгом Зиммелем [Зиммель 1996]. В этом направлении присутствуют спорные, противоположные точки зрения на природу конфликтов, предполагающие бесконфликтное и конфликтное развитие социальных отношений.

Параллельно возникновению социологии конфликта, благодаря исследованиям психологов (К. Томас, М. Шериф, М. Дойч и др.), появляется научное направление - психология конфликта. Совместные действия философов, социологов и психологов в 50-е - 80-е годы ХХ века, посредством практических наработок и разработок переговорных методик в области конфликтов, приводят к конкретному становлению конфликтологии как науки.

Наиболее пристальное внимание феномену конфликта всегда уделяли психологи. По мнению Н.В. Гришиной, «об этом свидетельствуют как устойчивый и продолжительный интерес психологов к конфликтам, так и разнообразие теоретических и практических работ на эту тему» [Гришина 2007: 56]. Слово «конфликт» происходит от латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение» (Сперанский 2002: 33). В Большом Энциклопедическом словаре понятие «конфликт» (от латинского conflictus) определяется как столкновение сторон, мнений, сил [БЭС 1998].

Конфликт является одним из основных понятий в психологии, он определяется как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу» [Анцупов, Прошанов 1997: 3].

Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Но если само существование конфликта неизбежно, тем более важно всесторонне изучить это явление и научиться им управлять. По мнению М.Ю. Горбуновой, главная задача конфликтологии как науки – изучение конфликтов, предупреждение и урегулирование их на практике [Горбунова 2005: 8].

Отражение ситуации конфликта в художественном тексте внутреннего монолога

Конфликт [лат. conflictus - столкновение] - столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. По определению Э.А. Уткина, конфликт – это «столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций» [Уткин 1998: 52]. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Он определяется как «важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия», это форма отношения между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [там же: 105]. Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это столкновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов. Она может привести к открытому конфликту, внешней конфронтации, а может закончиться мирным урегулированием разногласий, сглаживанием противоречий. Конфликт – это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний перерастают в конфликт. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если хотя бы одна сторона, например, старается конструктивно рассмотреть суть вопроса и разрешить создавшуюся ситуацию, а не просто «выяснить отношения». Любой конфликт как проявление противоречий двух сторон может возникнуть только на базе коммуникативного контакта, т.е. участник конфликта должен выразить свое отношение (позицию) к предмету разногласий или к своему противнику физически (позой, действием) или вербально [Третьякова 2003(а): 18]. Н.Г. Комлев отмечает два случая, когда при наличии противоречия конфликт отсутствует: во-первых, при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся индивидов и коллективов; во-вторых, при отсутствии всякого контакта между ними [Комлев 1978: 90]. Нет конфликта и в том случае, когда действует только один участник. Объективные признаки конфликта в таком случае будут присутствовать, но внешне, физически или вербально, они не будут выражены.

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора – повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой – в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или е нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции. При этом разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т.е. ответное конфликтное поведение. Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений и негативизм субъектов становится все более упорным, возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Варианты исхода конфликтной ситуации также могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение. Выводы по первой главе

1. Речевая деятельность может осуществляться человеком на основе воспроизведения речевых образов как во внешнем, так и во внутреннем плане. Внутренняя речь – сложное и неоднозначное явление человеческой психики, издавна вызывающее глубокий интерес представителей различных отраслей науки. Сложность изучения внутренней речи проявляется, прежде всего, в том, что само это понятие не имеет до сих пор однозначного определения. Исследователи по-разному трактуют понятие внутренней речи, и эти трактовки часто противоположны.

2. Внутренняя речь, в отличие от внешней, имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание. В качестве основных характеристик внутренней речи многие исследователи называют предикативность и агглютинацию, т. е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Также одной из важнейших особенностей внутренней речи является возможность одновременного существования в двух формах, произносимой и представляемой, которые могут развиваться параллельно. Не менее важен и тот факт, что человек может рассматривать внутреннюю речь либо как собственную, либо как отчужденную (чужую) речь. В таком случае чужая речь выражает иное, отличное от собственного понимание происходящего, чужую точку зрения. Отчужденность внутренней речи может быть выражена с помощью грамматических средств, в виде обращения ко второму или третьему лицу. Таким образом, человек может анализировать чужое мнение, рассматривать волнующую его проблему с разных точек зрения, принимать решения как бы в разговоре с самим собой.

3. В литературоведении внутренняя речь рассматривается как художественный прием, цель которого – воспроизвести внутренний мир персонажа. Этот прием дает автору возможность наиболее полно раскрыть духовный мир, передать истинную сущность человека, и сделать это не при помощи непосредственного прямого авторского описания, а опосредованно, при помощи изображения его внутреннего мира, чувств, душевных переживаний. В художественном тексте внутренняя речь, трансформированная в литературное явление, подвергается условной вербализации и перевоплощается в особую условно-художественную форму речи – изображенную внутреннюю речь.

4. В художественном тексте существуют четыре основных способа выражения изображенной внутренней речи персонажа: прямая речь (персонажа или автора-рассказчика), косвенная речь, несобственно-прямая речь и авторское повествование. В тексте литературного произведения может передаваться не только внутренняя речь героя, но также и авторская внутренняя речь, например, в авторских рассуждениях или в произведениях, написанных от первого лица.

5. В процессе речевого взаимодействия между различными ипостасями личности в пределах ее сознания (интраперсонального общения), различаются такие формы, как внутренний монолог, внутренний диалог, а также простое внутреннее реплицирование.

6. Конфликт – неотъемлемая часть человеческих отношений, постоянный спутник человека, одна из форм борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора. Рассматриваемый как процесс, конфликт может включать следующие этапы: возникновение объективной конфликтной или предконфликтной ситуации, осознание ситуации как конфликтной, конфликтное взаимодействие (стадия собственно конфликта), разрешение конфликта.

Использование отражения ситуации конфликта во внутренней речи в создании композиционно-смысловой структуры текста

Героиня одного из романов Джейн Остен, молодая девушка, гостившая в семье своих друзей, внезапно узнает, что должна немедленно покинуть их дом и вернуться домой. Ей не дают времени на размышления и даже не объясняют причин столь поспешного отъезда. Такая несправедливость рождает в душе героини чувство обиды и протеста, но пожаловаться ей некому, и высказать свою обиду девушка может лишь самой себе. Так автор передает эмоциональное состояние девушки:

Turned from the house, and in such a way! Without any reason that could justify, any apology that could atone for the abruptness, the rudeness, nay, the insolence of it. Henry at a distance--not able even to bid him farewell. Every hope, every expectation from him suspended, at least, and who could say how long? Who could say when they might meet again? … From what it could arise, and where it would end, were considerations of equal perplexity and alarm. The manner in which it was done so grossly uncivil, hurrying her away without any reference to her own convenience, … of two days, the earliest fixed on, and of that almost the earliest hour,... What could all this mean but an intentional affront? By some means or other she must have had the misfortune to offend him [Austen 1972: 186].

Этот эмоциональный внутренний монолог героини полон экспрессивных восклицаний, вопросов, на которые героиня не может найти ответы, эллиптических предложений, передающих ее состояние. Героиня страдает от обиды, от чужой несправедливости, ее мысли и переживания переданы косвенно, в речи автора, и читатель видит, что автор также сочувствует своей героине.

Несмотря на то, что этот внутренний монолог построен в третьем лице, часть предложений передается в безличной форме. Очевидно, что в этом отрывке речь автора порой сливается с речью самой героини. Мысли Кэтрин, высказанные от лица Джейн Остен, словно переплетаются с ее же мыслями, звучащими в безличных предложениях. Этот прием, несомненно, способствует созданию эффекта большего эмоционального напряжения: девушка чувствует себя оскорбленной, переживает сильную обиду, она спешит уехать, мысли бегут торопливо и эллиптические предложения как раз и служат для передачи этого состояния, для ускорения хода событий.

Персонаж, чей внутренний монолог звучит в следующем примере, также переживает непростой момент своей жизни. Родители маленького Клайда Грифитса, уличные проповедники, постоянно берут с собой своих детей и Клайд волей-неволей должен принимать участие в их выступлениях. Эта обязанность доставляет мальчику немало неприятностей, а чужая жизнь, шумная, оживленная, красивая, которую он наблюдает во время таких походов, вызывает в его душе настоящие страдания. Клайд тяготится занятиями и самим видом своей семьи, и даже помышляет о бунте, но, будучи еще ребенком, не видит выхода из этого положения, не может найти положительного решения этому конфликту.

During all this time Clyde was saying to himself that he did not wish to do this any more, that he and his parents looked foolish and less than normal— cheap was the word he would have used if he could have brought himself to express his full measure of resentment at being compelled to participate in this way—and that he would not do it any more if he could help. What good did it do them to have him along?

His life should not be like this. Other boys did not have to do as he did. He meditated now more determinedly than ever a rebellion by which he would rid himself of the need of going out in this way. Let his elder sister go if she chose; she liked it. His younger sister and brother might be too young to care. But he— [Dreiser 1951 V.1: p. 26].

Моральные страдания мальчика и чувство обиды, готовое выплеснуться наружу передаются автором сложным предложением с обилием параллельных конструкций. Клайд еще не может найти выход, но уже твердо решает изменить свою жизнь, пусть это будет жизнь без его семьи, без сестер и брата – он ее изменит. Его мысли становятся более решительными, конкретными, настойчивыми, а предложения, которые их передают – более четкими и краткими. В этом примере мы также наблюдаем стадию осознания героем причины внутреннего конфликта.

В прямом внутреннем монологе авторская речь практически отсутствует. Монолог обычно передается в форме первого лица единственного числа, т.е. речь ведется от лица самого персонажа. Для такого монолога характерен разговорный стиль – наличие разговорных слов и выражений, эмоционально окрашенная лексика, сокращения, восклицания, риторические вопросы, повторы.

She seated herself on a bank beneath, and indulged the melancholy reflections that pressed on her mind. O! could I dive into futurity and behold the events which await me! said she; I should, perhaps, by constant contemplation, be enabled to meet them with fortitude. An orphan in this wide world — thrown upon the friendship of strangers for comfort, and upon their bounty for the very means of existence, what but evil have I to expect! Alas, my father! how could you thus abandon your child — how leave her to the storms of life — to sink, perhaps, beneath them? Alas, I have no friend! [Radcliff 1998: 205].

Эта романтическая героиня, прогуливаясь по тенистой тропинке, предается размышлениям о своей судьбе. Девушка чувствует неясную опасность, но жизнь ее и без того переполнена необыкновенными приключениями, поэтому причины этой опасности ей пока непонятны. Жизненные обстоятельства заставляют Аделину скитаться без средств к существованию, общаться с людьми, которые ей неприятны, а подчас и вовсе бросают ее на произвол судьбы. Подобные мысли вызывают в душе девушки протест, заставляют ее роптать на свою судьбу. Перед нами стадия осознания причины внутреннего конфликта.

Похожие диссертации на Ситуация конфликта и ее отражение во внутренней речи (на материале англоязычной художественной литературы XIX-XX в)