Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе Челикова Александра Владиславовна

Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе
<
Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Челикова Александра Владиславовна. Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04.- Москва, 2001.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/117-6

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Структура художественного текста и аспекты его
взаимоотношения с реальностью 11

1. Текст и реальность И

  1. К проблеме художественной достоверности 11

  2. Отношение текста к реальности 15

  1. Разграничение художественных текстов и текстов области предметной коммуникации по онтологии 16

  2. Разграничение художественных текстов и текстов области предметной коммуникации с использованием набора лингвистически регистрируемых признаков 22

2. Фикциональная реальность. Текст и реальность в контексте логики
возможных миров. Понятие виртуальной реальности 26

2.1 Происхождение и употребление термина "фикциональная
реальность" 27

2.2 Статус художественных текстов в рамках логики возможных миров.
Возможность серийного построения текста 30

2.3 Понятие виртуальной реальности 35

3. Концепции внутренней неоднородности текста 38

3.1 Глобализация интертекста 40

3.2 Интертекстуальность как "текст в тексте" или способ взаимодействия
текстов 44

3.3 Феномен "текста в тексте" в концепции семиотических систем
48

3.4 Экстраполяция теорий интертекстуальности и "текста в тексте" на
соотношение ФР и ВР 52

4. Способы и средства организации В-фрагментов в художественном

тексте 55

Выводы по I главе 67

ГЛАВА П. Стилистические средства создания виртуальной
реальности в произведениях немецкоязычной художественной
прозы 71

  1. Понятие стиля и стилистических средств в современной стилистике 71

  2. Система ввода, маркировки границы и сопровождения В-фрагментов 76

  1. Предваряющие маркеры 77

  2. Пограничные и сопровождающие маркеры 81

  3. Конвенционально - прагматические маркеры 106

3. Хронотопические характеристики В-фрагментов 117

  1. Построение временного континуума В-фрагментов 117

  2. Построение пространственного континуума В-фрагментов 123

  1. Объектность В-фрагментов 135

  2. Классификация В-фрагментов 148

Выводы по II главе 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

БИБЛИОГРАФИЯ 169

СПИСОК АНАЛИЗИРУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 186

ПРИЛОЖЕНИЕ 194

Введение к работе

Художественный текст структурно представляет собой сложное, многогранное явление: он редко строится по принципу простого линейного сочленения элементов, что предопределяет многообразие структурных связей внутри текста; он существует в особом пространственно-временном континууме, тем самым создавая собственную внутритекстовую реальность, не конгруэнтную объективной реальности. Этим фактом объясняется научный интерес, множественность, а часто и противоречивость подходов к феномену художественного текста, что нашло своё отражение в исследованиях, посвященных данной проблеме [Х.Вайнрих 1966; Ю.М.Лотман 1970, 1981; Й.Андерегг 1973, 1976; Н.А.Богатырёва 1974; К.Хамбургер 1977, 1979; Дж.Р.Сёрль 1978; С.В.Котоянц 1983; З.М.Рымжанова 1986; Е.А.Гончарова 1989; О.В.Емельянова 1995; В.П.Белянин 1996; Е.В.Падучева 1996; В.П.Руднев 1996; Л.А.Ноздрина 1997; Г.Фреге 1997 и др.].

Количество реальностей, ссылки на которые прямо или косвенно содержатся практически в любом художественном тексте, можно выразить с помощью формулы 1+п, где 1 - самодостаточная внутренняя реальность художественного текста - в терминологии настоящего исследования фикциональная реальность (ФР), an- все прочие реальности данного текста. Эти вторичные по отношению к основной ткани художественного произведения реальности обозначены в контексте данного исследования как виртуальная реальность (далее по тексту ВР). ВР понимается как феномен структуры текста, сигнализирующий о любых трансформациях уже вымышленной, то есть фикциональной, реальности.

К явлениям такого рода относятся рассказанные видения, сны, ложь, внутренние монологи и другие рефлексии, так называемые мультимедийные включения и т.п. Анализ данных виртуальных фрагментов представляет особый интерес, так как, адекватно понимая их, читатель получает своеобразный ключ к авторскому замыслу. Ряд феноменов, относимых нами к разряду виртуальных, ранее рассматривался в исследованиях, посвященных проблемам внутритекстовой полифонии и интертекстуальности [Ю.И.Левин 1981; Ю.М.Лотман 1981, 1996; П.Х.Тороп 1981; Ж.Женетт 1982; В.П.Руднев 1996; Ю.Кристева 1996, 1997; Н.А.Фатеева 1997, 1998; М.М.Бахтин 1998; Ж. Отье-Ревю 1999 и др.]. Однако анализ литературы по данному вопросу показал, что пока отсутствует комплексное описание статуса, особенностей оформления и функционирования фрагментов, отличных от основной, фикциональной реальности, художественного текста.

Необходимость такого описания оправдывает направление данного исследования, выполненного как междисциплинарное на стыке лингвостилистики, теории интерпретации, литературоведения, семиотики, с привлечением ряда положений функциональной грамматики и теории референции.

Объектом исследования являются тексты немецкоязычной художественной прозы в жанре романа, новеллы, повести, рассказа и короткого рассказа. В качестве материала для исследования использованы прозаические произведения послевоенного периода, созданные писателями ФРГ, Австрии и Швейцарии, выходившие как отдельными изданиями, так и в составе сборников, литературных антологий и альманахов, например, "Немецкие прозаики двадцатого века" [1987], "Современный короткий рассказ" [1991], "Антология немецкоязычной литературы" [1999] и другие; тексты, впервые публикуемые в современных литературных журналах - "Текст и критика", "Манускрипты", а также рукописи, предоставленные авторами.

Предметом исследования являются стилистические средства, выполняющие в тексте функцию сигнала появления виртуального фрагмента (В-фрагмента), функцию маркировки его верхней и нижней границы, а также функцию оформления В-фрагмента изнутри, что реализуется в создании его пространственного, объектного и временного континуума.

Исследование базируется на допущении, что признаки внутренней неоднородности художественного текста могут быть формализованы за счёт выявления инвентаря сигналов трансформации его основной, фикциональной, реальности.

Целью исследования является, таким образом, разработка операционального подхода к экспликации В-фрагмента с помощью выявления, дескрипции и систематизации по формальным и семантическим критериям стилистических средств, сигнализирующих о трансформации и взаимодействии внутритекстовых реальностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определение лингвистических критериев распознавания В- фрагментов в художественном тексте.

2. Выявление и описание набора предваряющих, пограничных и сопровождающих маркеров В-фрагментов и их систематизация.

3. Описание внутренней организации В-фрагментов с лингвистических позиций.

4. Выявление наиболее распространённых схем построения В- фрагментов и их классификация по критерию их отношения к категориям сюжета и события.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественный текст характеризуется структурной неоднородностью, внутри него возможно выявление особого пласта виртуальной реальности, связанного с переходом к внутренней перспективе повествования.

2. Выявление и описание фрагментов, манифестирующих виртуальную реальность в художественном тексте, возможно в силу наличия в нём набора специфических языковых единиц - предваряющих, пограничных и сопровождающих маркеров, сигнализирующих читателю о переходе к новой реальности повествования, отличной от основной, базовой.

3. В-фрагменты обладают собственной внутренней организацией, которая может быть лингвистически описана в терминах пространственно- временного континуума.

4. Экспликация В-фрагмента и адекватное понимание механизма его взаимодействия с базовым повествованием обеспечивают читателю более прямой доступ к авторскому замыслу.

Цель и конкретные задачи обусловили выбор методов исследования: метода контекстуального анализа, метода сопоставления, опытного обучения, наблюдения и интроспекции, опроса информантов, герменевтического анализа, анализа микро- и макростилистических категорий текста, а также различных интерпретационных техник: парафразы и анализа текста по семантической плотности.

Актуальность исследования обусловлена теоретической неразработанностью комплексного междисциплинарного подхода к описанию феномена внутренней неоднородности художественного текста, что является необходимым с точки зрения разработки новых интерпретационных стратегий. Обращение к такому аспекту, как виртуальность, помогает выявить имплицитные смыслы текста, а описание и систематизация набора лингвостилистических маркеров способствует их экспликации.

Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного описания различных проявлений феномена внутренней неоднородности художественного текста и обоснован особый статус В- фрагментов. Кроме того, поставлен и решён вопрос о роли стилистических средств, маркирующих и оформляющих В-фрагменты в текстах художественной прозы, и об их учёте в традиционных стратегиях интерпретации текста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что комплексное описание феномена виртуальности позволило выявить механизмы взаимодействия различных реальностей внутри художественного текста. При этом установлено, что такой подход позволяет наполнить ряд категорий философии (пространство, время, объект) и семиотики (граница) конкретным лингвистическим содержанием. Продемонстрировано, что трансформация базового повествования художественного текста может быть описана с помощью инвентаря стилистических средств, эксплицирующих В-фрагмент.

Достоверность выводов обеспечивается проработкой обширного теоретического материала по избранной проблематике; апробацией выбранного подхода на практических занятиях по домашнему чтению и интерпретации текста; сочетанием интроспективнго и опросного методов, а также объёмом исследуемого материала: проанализировано более пятисот В-фрагментов, выявленных в ста текстах различных жанров от романа до короткого рассказа.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в теоретических курсах по стилистике немецкого языка (разделы "Основные понятия стилистического анализа. Микростилистика", "Фигуры стиля, стилистические приёмы, риторические фигуры", "Макростилистика", "Методы лингвостилистической интерпретации"), а также на практических занятиях и семинарах по интерпретации текста и домашнему чтению. В перспективе материалы исследования могут служить основой для составления учебных пособий, посвященных работе с художественным текстом.

Материал исследования был обсуждён на заседании кафедры лексикологии и стилистики немецкого языка МГЛУ (май 1998, сентябрь 2000). По выбранной проблематике опубликованы статьи в научных сборниках, изданных в Москве (1998) и Орле (1999).

Структура работы определяется поставленными в ней исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, указывается предмет исследования, источники эмпирического материала, определяется цель работы, формулируется рабочая гипотеза, раскрываются задачи и методы исследования.

В I главе рассматриваются закономерности и признаковые характеристики художественного текста с точки зрения его отношения к объективной реальности, ставится проблема разграничения художественных и нехудожественных текстов на основании онтологических и лингвистических критериев. Кроме того, вводятся и обосновываются понятия фикциональной и виртуальной реальности, а также анализируются концепции внутренней неоднородности текста. В связи с выявлением в структуре текста феномена виртуальной реальности подробно исследуются способы и средства организации В-фрагментов в художественном тексте.

Во II главе рассматривается понятие стиля и стилистических средств в контексте данного исследования. Подробно описывается и систематизируется набор средств предваряющей и пограничной маркировки В-фрагмента, а также возможный набор маркеров, сопровождающих и оформляющих В-фрагмент на всём его протяжении. Рассматриваются закономерности его пространственного, временного и объектного континуума. Предлагается классификация В-фрагментов по критерию отношения к категориям сюжета и события, а также рассматриваются механизмы взаимодействия различных внутритекстовых реальностей.

В заключении подводятся итоги исследования и намечаются пути дальнейшей разработки данной проблематики.

Приложение содержит обзорную таблицу В-фрагментов и соответствующих им формальных признаков, а также подборку художественных текстов, наиболее ярко иллюстрирующих феномены, описанные в предлагаемом исследовании.

Похожие диссертации на Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе