Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Хамис Джалаль Насер Мохамед

Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы
<
Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хамис Джалаль Насер Мохамед. Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04.- Москва, 2000.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-23/83-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Международно-правовые рамки и геополитические условия разрешения конфликтных ситуаций 1

1.1. Права человека и права народов в документах международного права 12

1.2. Территориальная целостность государств и право на самоопределение 34

1.3. Силовые и несиловые методы разрешения международных конфликтов 59

ГЛАВА II. Роль и место лиги арабских государств в решении палестинской проблемы и взаимоотношения ЛАГ и ООП

2.1. Кризис британского мандата и возникновение ЛАГ 72

2.2. ООП и ЛАГ: проблема правосубъектности ООП и проблемы вооруженного сопротивления израильской экспансии 107

2.3. Успехи, трудности и неудачи национального освобождения Палестины 126

ГЛАВА III. Поиски мирного решения палестинской проблемы

3.1. Практика прямых переговоров с участием посредников. Путь в Осло 136

3.2. Принципы и программа израильско-палестинского сотрудничества как итог прямых переговоров 152

Заключение 160

Библиография 167

Введение к работе

Актуальность исследования. С тех пор как решением Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция ГА ООН № 181 от 29 ноября 1947 г.) был ликвидирован Британский мандат на Палестину и открыта перспектива создания на бывшей подмандатной территории двух государств - арабского и еврейского, историческое противостояние арабов и евреев в этом важном регионе Ближнего Востока получило международно-правовую базу для своего разрешения. Советский Союз изначально требовал незамедлительного провозглашения независимого двуединого арабско-еврейского государства Палестина, в котором для населения, независимо от его национальной и вероисповедательной принадлежности, были бы предоставлены равные права. Позиция Великобритании и Соединенных Штатов была гораздо менее определенной, отражала известное противоречие геополитических интересов этих стран в тот период времени. Если Великобритания делала ставку на арабские буржуазно-националистические силы, то США в конечном итоге опирались на сионистские круги крупной еврейской буржуазии и поддержали план создания в Палестине еврейского государства.

Отказавшись от выполнения резолюции ГА ООН о разделе Палестины (арабскому государству - 42 % территории, еврейскому - 56 %, самостоятельным единицам - Иерусалиму и Вифлеему - 2 %) под управлением Совета ООН по опеке, Великобритания в мае 1998 г. вывела свои войска из Палестины, чем обострила арабо-еврейский конфликт, который перешел в открытое вооруженное противостояние. В ночь с 14 на 15 мая 1948 г. с уходом последнего британского солдата в Палестине было провозглашено создание еврейского государства Израиль. Для арабов это оказалось полной неожиданностью. К тому же они оказались слабо

подготовленными к военным действиям. Их военное поражение в войне 1948-1949 гг. подтвердило де-факто существование государства Израиль. Арабо-израильский конфликт становится перманентным приобретая уже не региональный, а глобальный характер, обрастая производными хотя и менее масштабными, но не менее острыми конфликтами и проблемами: палестинско-иорданское противостояние, проблема палестинских беженцев — арабов, ливанский кризис, проблема пограничного разграничения и т.д.

Таким образом, на Ближнем Востоке возник крупнейшие очаг международного напряжения. Попытки силового разрешения конфликта -Июньская война 1967 г., Октябрьская война 1973 г. - оказались безрезультатными в том смысле, что разрешение конфликта становилось все более проблематично.

Тем временем в ходе борьбы за национальное освобождение была в 1964г. создана Организация освобождения Палестины (ООП), которая выступила полномочным и признанным представителем палестинских арабов, обладающих собственными вооруженными формированиями, ООП была признана не только всеми арабскими странами, интересы которых с 1945 г. выражает Лига арабских государств (ЛАГ), но и многими другими государствами, в качестве единственного законного представителя палестинского народа в полном соответствии с решениями Устава ООН. Право субъектность ООП подтверждена не только членством в ЛАГ, и многими двусторонними договорами и соглашениями, но и получением места постоянного наблюдателя в ООН (1974 г.), статусом участника Движения Неприсоединения.

И все же давление арабской и мировой общественности, солидарность подавляющего большинства стран и народов с ООП не увенчались за 50 лет реализацией решений Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Наряду с вооруженными методами борьбы против оккупантов ООП

вынуждена была искать и другие пути и способы достижения национальной независимости и обретения палестинской государственности. Хронологический ряд важнейших событий этой борьбы народа Палестины и его организации — ООП является объектом данного исследования, а тенденции и некоторые закономерности (еще до сих пор плохо изученные) этой борьбы и трагедии палестинского народа, поиск новых форм и методов (в политическом, геополитическом, международно-правовом и военном срезе) - предметом исследования.

Гипотеза исследования.

Теоретический анализ фактического материала по палестинско-израильской конфронтации, опыта национально-освободительной борьбы арабского народа Палестины дает основание предполагать и утвердить, что в определенные моменты истории, в изменившейся международной обстановке вооруженным формам борьбы, революционному насилию следует предпочесть комбинацию ненасильственных политических действий с прямыми (в том числе секретными Переговорами конфликтных сторон.

Степень разработанности проблемы. Поскольку диссертационное исследование является попыткой теоретического осмысления проблемы объединения в некоторую концептуальную целостность имеющихся в современной науке теоретических разработок в области освещения палестинско-израильского конфликта, то прежде всего диссертант опирался на исследования советских востоковедов-арабистов, которые в основном и главном открыто с марксистских и, что следует подчеркнуть, весьма благожелательных к палестинцам позиций, описывали и анализировали события на Ближнем востоке плоть до начала 90-х гг. Среди них использованы работы таких авторов, как:

Бараташвили Д.И. За свободу и независимость народов. 1960; Дмитриев Е. Палестинская трагедия. М., Международные отношения, 1986;

Игнатенко Г.В. От колониального режима к национальной
государственности. 1966; Киселев В.Н. Палестинская проблема в
международных отношениях. Региональный аспект. 1988; Кудрявцев А.В.
Исламский мир и палестинская проблема. 1990; Максичев И.А Право
арабского народа Палестины на самоопределение. 1983; Мирский Г.И.
Арабские народы продолжают борьбу. 1965; Примаков Е.М. Анатомия
Ближневосточного конфликта. 1978; Цикунов А.К. К вопросу о

толковании принципа самоопределения народов. 1981.

Основной корпус литературы по теме диссертации составили работы таких авторов, как:

Kadil S. Arab Summit conferences and the Palestine problem (1936-150) (1964-1966) - 1966; Абдель Халек Хасуна. Лига арабских государств, 20-летие. 1965; Абу-Джихад. Дети Котной. 1988; Азир А.Г. Тахрир палестин. 1969; Анабольси Тайсир. Израильская оккупация палестинских территорий. 1981; А-Хассун. ЛАГ и региональные споры: изучение конфликтов Ближнего Востока. 1975; Аш-Шаер М.И. Арабский народ Палестины в борьбе за свои права// Азия и Африка сегодня. 1979, №1; Гали Бутрос Бутрос. Справочник по лиге арабских государств. 1970; Гамаль Абдель Насер. Фальсафату Аль-Саура. 1966; Хенин Д. Израиль после октябрьской войны. 1974; Д-р Сайд. Совместная арабская деятельность. Прошлое и будущее. 1968; Махмуд Аббас. Путь в Осло; Харун Хашим Рашид. Что нужно знать о лиге арабских государств. Бейрут, 1986; Хашем Заки. Some international Law aspects of the Palestine question. 1967; Юсиф Краин. Право арабского палестинского народа на самоопределение. 1983.

Методологической основой осмысления геополитической и геостратегической ситуации на Ближнем Востоке послужили работы таких известных российских и западных авторов, как:

Бабурин С.Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. М., 1997; Бжезинский 3. Велика шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М., 1998; Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997; Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997; Зюганов Г. География победы. М., 1998; Поздняков Э.А. Геополитика. М., 1995; Ушков A.M. Современная геополитика// Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 1997, № 3. С. 144-155; Тихомиров В.Б. Геополитическая галактика: самоорганизованность периодической системы государств мира// Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 1996,№4.С.114-123.

В этом же ряду следует назвать некоторые новейшее фундаментальные учебные пособия:

Нартов Н.А. Геополитика. М., 1999; Тихонравов Ю.В. Геополитика. М., 1998.

Основной эмпирической базой диссертации являются Уставы, Резолюции и Решения ООН, ЛАГ и других региональных организаций, тексты резолюций арабских конференций, тексты международных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, документы ООП (в том числе архивные), информация периодических изданий (газеты, журналы) и другие источники.

При этом автор осознает, что работа выиграла бы, если бы удалось изложить и адекватно понять доктрину национальной безопасности Израиля, его геостратегические установки и планы, выйдя за пределы пропагандистско-публицистического освещения проблемы.

Цель исследования. На основе теоретических подходов арабских, российских и западноевропейских авторов, опираясь на документы международного права предстоит проанализировать соотношение целей и

средств борьбы арабского народа Палестины за национальное освобождение. При этом постоянно имея в виду, что конечная цель этой борьбы - создание полноценного национального государства - остается до сих пор неизменной, а пути и средства не могли быть одними и теми же на различных этапах, менялись и, как представляется, будут изменяться и впредь в зависимости от конкретных обстоятельств, изменения международной обстановки в регионе и во всем мире. Названное соотношение целей и средств их достижения, равно как и соотношение желаемого и возможного, можно обозначить как основную проблему, решаемую в данной диссертации.

В соответствии с названной целью были поставлены следующие основные задачи исследования:

обозначить в авторской интерпретации этапы арабо-еврейского (в широком цивилизованном плане) и палестино-израильского (в более узком политическом плане) противостояния;

определить и обозначить международно-правовые рамки, которые задавали и задают до сих пор пределы возможного и запрещенного для сторон, участвующих в ближневосточном конфликте;

выявить непростое соотношение а) прав личности и прав народа (этноса) в борьбе за становление национального самосознания; б) принципа национальной целостности и права народа на национальное самоопределение (вплоть до отделения);

рассмотреть в связи с палестинской проблемой взаимоотношения между такими общемировыми, региональными и национальными организациями, как ООН и ЛАГ, ЛАГ и ООП, ООП и правительством Израиля, между мировыми центрами силы (великими державами) и ООП;

дать оценку эффективности силовых (открытые военные действия, партизанская война) и несиловых действий (дипломатическая активность,

открытый и секретный переговорный процесс) на различных этапах разрешения конфликта;

- предложить авторское видение (прогноз) возможного и вероятного
развития политических событий в регионе с положительным и
отрицательным для дела палестинского освобождения исходом.

Методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования включает совокупность фундаментальных арабских, российских и западноевропейских исследований названных выше авторов в области истории, политологии, международного права, российского и западного востоковедения (арабистики), осуществленных в рамках различных подходов, идеологических пристрастий и политических ориентации. Автор использует исторический (хронологический), системный и другие методы, включая метод сравнительной политологии и политической конфликтологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

арабо-израильский конфликт имеет глубокие исторические корни, но предельное обострение конфликта было инспирировано и инициировано извне после окончания Второй мировой войны, что сделало невозможным дальнейшее мирное сожительство двух народе (этносов);

стремление арабского народа Палестины к созданию национальной государственности не менее естественно и закономерно, чем аналогичное стремление еврейского народа;

это стремление отвечает не только абстрактно понятым принципам общечеловеческой справедливости, но и (что гораздо важнее) действующему международному праву;

- вмешательство великих держав, преследующих собственные
интересы, в арабо-израильский конфликт не всегда и не во всем
соответствовало интересам народов Ближнего Востока;

- методы борьбы за национальное освобождение и собственную
государственность оправданы лишь в случае их соответствия
существующим нормам международного права;

колониализм и неоколониализм, расизм, территориальная экспансия все формы терроризма (включая государственный), грязные технологии информационного империализма дают лишь временные преимущества, хотя временами могут быть политически эффективны;

как показывает опыт национально-освободительной борьбы во всем мире и как это ясно из опыта борьбы палестинского народа, на определенных этапах, в изменившихся международных условиях вооруженным действиям следует предпочесть ненасильственные политические действия;

на определенном этапе военно-политической экспансии Израиля, за спиной которого всегда стояли США, народы арабских стран, народ Палестины мог отстаивать свои интересы лишь опираясь на военно-политическую помощь и дипломатическую поддержку Советского Союза. Развал Советского Союза, раскол в рядах арабских стран, особая позиция, например, некоторых стран Персидского Залива, востребовали новые формы борьбы, новые политические приемы, эффективность которых сегодня вполне ощутима, хотя и не вполне очевидна.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоят в ом, что 1)впервые интивада ("священная борьба камней") рассматривается в качестве варианта ненасильственного политического действия; 2) геополитические и геостратегические установки борющихся сторон соотнесены с нормам действующего международного права и могут быть оправданы нравственно, признаны справедливыми, как это ясно из проведенного анализа деятельности ОПП, лишь в случае соответствия этим нормам; 3) коллизия прав народов и прав личности, как об этом свидетельствует опыт обретения

национальной государственности народом Палестины, не позволяет вопреки распространенному мнению категорически утверждать повсеместно и во всех случаях приоритетность прав личности; 4) впервые, насколько известно диссертанту, дан перевод трех важнейших документов, которые явились итогом секретных израильско- паластинских переговоров в Осло.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключена в возможности использования ее результатов для совершенствования приемов дальнейших политических усилий ОПП, учета возможных (негативных) последствий принимаемых ОПП политических решений.

Результаты исследования могут быть использованы в научной работе в направлении более адекватного освещения проблемы в будущем, в информационной и идейно пропагандисткой работе, в учебном процесс (при подготовке спецкурсов на сопряжённые темы).

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре политических наук Российского университета дружбы народов. Её основные теоретические положения и результаты отражены в выступлениях автора на научных конференциях и в научных публикациях.

Структура диссертаиии. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных документов и литературы.

Права человека и права народов в документах международного права

В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на постоянно растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой. Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов. В самом обществе и между обществами и государствами, как указывается в первом положении Всеобщей Декларации прав человека, человеческое достоинство является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Всеобщая декларация прав человека является главным международным документом, провозглашающим неотъемлемость и неприкосновенность прав всех членов человеческого сообщества.1

Положения Декларации были признаны в резолюции Генеральной Ассамблеи 10 декабря 1948 г. в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы содействовать уважению прав человека. В Декларации перечисляются многочисленные права, в том числе гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, которыми должны быть наделены люди во всем мире.

Вначале Всеобщая Декларация была задумана как заявление о целях, к достижению которых должны стремиться правительства, и как таковая она не являлась бы составной частью обязательного международного права, однако то обстоятельство, что она была принята столь большим количеством государств, придало ей значительный моральный вес. На ее положения ссылались при обосновании многих акций Организация Объединенных Наций, она явилась толчком к принятию многих международных конвенций или была использована в них.

В 1968 г. международная конференция по правам человека признала, что положения Декларации являются обязательными для всех членов международного сообщества. Декларация также оказывает значительное воздействие на конституции государств, национальное законодательство и в некоторых случаях - на судебные решения. Всеобщая Декларация прав человека является также первым разделом Международного билля о правах человека, который включает Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в 1966 г.) и факультативный протокол к последнему (принят в 1966 г.). Международные пакты о правах человека - это договоры, государства-участники которых, то есть государства, которые официально согласились придерживаться их положений, заключили с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав.

Существует два таких пакта: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Оба пакта были приняты Генеральной Ассамблеей ООН, открыты для подписания в декабре 1966 г., а вступили в силу в 1976 г.

Пакты признают и более подробно определяют большинство прав, изложенных во Всеобщей Декларации, а также затрагивают некоторые дополнительные права. В каждом пакте прописан, кроме того, механизм, с помощью которого органы Организации Объединенных Наций следят за осуществлением государствами-участниками прав, находящихся под защитой. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, создан экономическим и социальным советом для обзора и анализа результатов, достигнутых государствами-участниками. Выполнение Пакта о гражданских и политических правах находится в ведении другого органа независимых экспертов - Комитета по правам человека.

Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии - один из основных принципов современного международного права, его становление и утверждение в международном праве произошло в современную эпоху. Международные отношения эпохи капитализма и действовавшее в то время международное право цивилизованных народов не знали какой либо постановки вопроса о необходимости содействия всеобщему уважению прав человека. Хотя термин и понятие «права человека» были введены в политико-правовой оборот во времена буржуазных революций XVIII столетия. Капиталистические государства никогда не выдвигали гуманной идеи о том, чтобы права и свободы личности, провозглашенные, например, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., подлежали универсальному осуществлению и соблюдению.

Кризис британского мандата и возникновение ЛАГ

В истории появления и развития палестинской проблемы можно выделить с известной долей условности несколько крупных этапов, каждый из которых привносил в её содержание свои особенности. Едва ли не самым сложным и драматическим из этих этапов стал период после образования на территории Палестины государства Израиль и вспыхнувшей вслед за этим арабо-израильской или как её иногда называют Палестинской войной 1948-1949 гг. Эти события привели к разделу Палестины между враждующими сторонами и к изгнанию большей части арабского палестинского населения за пределы его родины. Они привели к военной конфронтации между Израилем и соседними государствами, к ситуации, создающей угрозу безопасности в мире. Однако сами по себе эти события и трагедия арабского народа Палестины, связанная с утратой родины, были скорее следствием, внешним выражением длительного процесса колониальной экспансии западных держав на Ближнем и Среднем Востоке в конце XIX - первой половине XX вв.

Палестинская проблема представляет собой не только сложное переплетение политических, территориальных, но и международно-правовых вопросов. Палестинская проблема - это трагедия целого народа, насильственно изгнанного из пределов своей родины и лишенного не только политического контроля над своей страной, но и самой возможности физического пребывания на родной земле. Анализ источников палестинской трагедии, рассмотрение палестинской проблемы в исторической ретроспективе помогает понять сегодняшнее состояние палестинского вопроса сделать перспективные выводы относительно возможностей решения палестинской проблемы, реализации законных прав палестинского народа.

Советские историки и большинство историков из арабских стран относят возникновение палестинской проблемы к ноябрю 1917 г., времени опубликования декларации Бальфура.1

Английские, американские и другие буржуазные историки2, толкующие ближневосточный конфликт как столкновение арабского и еврейского национализма обычно считают отправной точкой конфликта создание Всемирной сионистской организации 1897 г., которое якобы и послужило началом арабо-израильской вражды. Этой же точки зрения придерживается и большинство официальных историков сионизма.

Исторически палестинская проблема возникла как результат действия нескольких факторов. Важнейшим из них была межимпериалистическая борьба за перераспределение сфер влияния на ближнем востоке, в которой империалистические державы использовали националистическое движение еврейской буржуазии и его идеологию (сионизм) и действия сионистского колониализма в Палестине. Поэтому на наш взгляд, 20-летний период, лежащий между I Всемирным сионистским конгрессом, на котором была принята Базельская программа сионизма и опубликованием декларации Бальфура сложно было бы назвать дипломатической предысторией Палестинской трагедии.

Именно в этот период произошли такие важные события, как формирование движения политического сионизма, начало которому положено Базельским Конгрессом; окончательный выбор сионистами той империалистической силы - британского империализма, которая сделала реальными планы сионистов; выбор британским империализмом сионизма в качестве ударного отряда в его империалистической борьбе за Ближний Восток. Отцом политического сионизма называют Ф.Герцля, автора брошюры «Еврейское государство», в которой изложены фундаментальные принципы сионизма. Интересно отметить, что Герцль вовсе не считал Палестину единственно возможным местом для создания еврейского государства, в этом вопросе он полностью полагался на «научные» подходы к выяснению вопроса о наилучшем месте для еврейской колонизации. Сам он побывал в Палестине единственный раз в качестве журналиста и был, по его словам, поражен грязью Востока.

Идея создания государства населенного выходцами из Европы, оказалась наиболее привлекательна для европейских империалистических держав, ведущих в конце XIX - начале XX вв. пока еще мирными средствами борьбу за передел сфер влияния и рынков в этом регионе, геополитическое значение которого постоянно возрастало.

К концу Первой Мировой войны Великобритания и Франция произвели ориентировочный раздел владений Оттоманской империи. Соглашение Сайкса-Пико (май 1916 г.) отдавало англичанам лишь небольшую часть Палестины с портами Хайфа и Акка. Английский империализм был заинтересован в получении всей Палестины как региона, находящегося на стыке африканских и азиатских английских колониальных владений.

Успехи, трудности и неудачи национального освобождения Палестины

В период с 12 по 15 ноября 1988 г. на земле Алжира при братском участии его народа и президента Шадли Бен-Джедида собралась внеочередная ХІХ-я сессия Национального совета Палестины, созванная под знаком восстания (интифада)1 за национальную независимость. Эта сессия увенчалась провозглашением Палестинского государства на земле Палестины, что явилось естественным итогом упорной борьбы народа на протяжении более семнадцати лет, освященной неисчислимыми жертвами, которые палестинский народ понес на земле Родины и у её границ, во всех лагерях и местах расселения. Эта сессия была также посвящена палестинскому национальному восстанию (интифада) как методу борьбы ООП, которое стало одним из самых ярких боевых эпизодов в истории современного палестинского революционного движения, наряду с героическим сопротивлением палестинцев, проживающих в лагерях на оккупированных землях и за её пределами. Интифада - это мирная революция нового типа, продукт конца XX в. Главный принцип интифады -непрерывность и полный отказ от насилия.

С самого начала и на всем протяжении восстания, проявились его основные характерные черты. Оно представляет собой всенародное революционное выступление, охватывающее всю Палестину: женщин и мужчин, стариков и детей, лагеря, села и города, единодушно отвергших оккупацию.

В этом восстании нашло свое воплощение незыблемое национальное единство нашего народа, тесно сплотившегося вокруг ООП, что проявилось в присоединении в восстанию всех национальных, профессиональных, студенческих, рабочих, крестьянских и женских организаций, торговцев, ремесленников, деятелей науки и культуры, а также в деятельности объединенного руководства восстанием - народных комитетов, созданных во всех городских районах, селах и лагерях.

Этот революционный пожар, последовательное наращивание творческой революционной борьбы всеми отрядами палестинского движения внутри и за пределами родины, опрокинули расчеты и иллюзии врагов палестинского народа, которые надеялись превратить оккупацию палестинской земли в вечную реальность, обречь палестинское дело на забвение и угасание. Но вот выступили поколения, воспитанные в духе целей и принципов палестинской революции, пережившие все её битвы, начиная с 1965 г. - года становления революции и кончая сегодняшним днем, причастные в том числе к героическому отпору израильского вторжения в 1982 г., к образцам стойкости и мужества, которые проявили лагеря палестинской революций в Ливане во время блокады, попыток удушения голодом и физической расправы. Эти поколения, дети революции, дети ООП подтверждают ныне жизненность и непрерывность палестинского движения, доказывают неиссякаемость источника боевой энергии нашего народа, его глубокую и твердую веру. Эта революционная преемственность между детьми РПГ времен героической эпопеи 1982 г. и детьми, взявшими в руки священные камни нынешнего народного восстания, подтверждает единство народа внутри и за пределами нашей оккупированной земли.

Народ Палестины не дрогнул, когда израильские власти неоднократно пытались остановить народную революцию и использовали для этого все средства террора, насилия и физического уничтожения, тюрьмы, насильственную высылку, осквернение исламских и христианских святынь, ущемление свободы, отправления религиозных обрядов, захват земель, разрушение жилищ, преднамеренные убийства, натравливание вооруженных поселенцев на наши села и лагеря, сожжение посевов, прекращение подачи воды и электричества, избиение женщин и детей, применение запрещенных отравляющих веществ, которые вызывают смерть и выкидыши у женщин, политику лишения народа доступа к образованию и культуре, осуществляемую путем закрытия школ и университетов. Чтобы выстоять, наш народ принес в жертву сотни убитых, тысячи раненных, покалеченных, брошенных в тюрьмы, депортированных людей. Всякий раз, когда наступал трудный момент, гений палестинского народа позволял силу находить новые средства и методы борьбы, укрепляющие его стойкость и способность к сопротивлению, дающие силы вынести все преступления, все наносимые врагом удары и продолжить упорную героическую борьбу. Являя примеры стойкости, продолжая свою революцию и наращивая восстание народ Палестины доказал, что его решимость продолжать борьбу безгранична и не может быть поколеблена никакими жертвами.

Опираясь на арабскую солидарность, интифада (благословенное восстание палестинского народа) завоевала на свою сторону поддержку народов арабских стран и вызвала широкую международную солидарность, что проявляется в растущем понимании палестинской проблемы и сочувствии палестинскому делу, в усилении помощи и поддержки народами и государствами мира справедливой борьбы и, одновременно с этим - в осуждении израильской оккупации и ее преступлений, что способствовало разоблачению Израиля, дальнейшей изоляции его и тех сил, которые оказывают ему поддержку. Все это в том или ином виде нашло отражение в резолюциях Совета Безопасности ООН за номерами 605, 607 и 608, в решениях

Практика прямых переговоров с участием посредников. Путь в Осло

Сразу же надо отметить, что Израиль согласился на переговоры с ООП прежде всего в результате интифады. В течение 70-х и в начале 80-х гг. как в Организации Объединенных Наций, так и вне её предпринимались усилия, направленные на возобновление и завершение процесса мирных переговоров с целью выйти из дипломатического тупика на Ближнем Востоке и достичь всеобъемлющего мира после арабо-израильской войны 1973 г. Непосредственно после вспышки враждебных действий в октябре 1973 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 338 (1973),1 призывающую немедленно прекратить все военные действия и начать переговоры. В резолюции к сторонам был обращен призыв начать немедленно после прекращения огня практическое осуществление резолюции 242 (1967). В ней также содержался призыв к сторонам начать немедленно и одновременно с прекращением огня переговоры под соответствующей эгидой, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

В декабре 1973 г. в Женеве под эгидой ООН была созвана международная мирная конференция; сопредседателями на ней были Советский Союз и Соединенные Штаты; Египет, Израиль и Иордания были представлены на конференции, но Сирия отказалась принимать в ней участие. После трех заседаний конференция была отложена на неопределенное время, однако было согласовано, что работа будет продолжаться через рабочую группу по военным вопросам. Рабочая группа играла важную роль в достижении соглашений о разъединении вооруженных сил Египта и Израиля в январе 1974 г. и октябре 1975 г. Она также принимала участие в заключении соглашения по разъединению войск Сирии и Израиля в мае 1974 г. Эти соглашения также осуществлялись с помощью вооруженных сил ООН по поддержанию мира; в период 1974-1977 гг. на разных уровнях предпринимались усилия для содействия возобновлению процесса переговоров.

Совет Безопасности ООН неоднократно обращался к сторонам с призывом выполнить резолюцию 338 (1473). В различное время Генеральная Ассамблея ООН призывала к возобновлению Женевской мирной конференции. В начале 1977 г. после визита на Ближний Восток Генеральный Секретарь ООН сообщил Совету Безопасности ООН, что коренные разногласия между сторонами препятствуют достижению соглашения о возобновлении конференции. Наибольшую проблему представлял собой вопрос об участии ООП, которое отвергал Израиль.

Новый элемент в ситуацию на Ближнем Востоке был привнесен в ноябре 1977 г., когда президент Египта Анвар Садат посетил Иерусалим. Впоследствии прямые переговоры между Египтом и Израилем (США выступили в роли посредника) привели в сентябре 1978 г. к подписанию двух соглашений о рамках для достижения мира известных как Кэмп-Дэвидские соглашения. Несмотря на сильную оппозицию со стороны других арабских государств и ООП, эти соглашения в результате привели к подписанию мирного договора между двумя странами в марте 1979 г. Договор привел к выводу израильских вооруженных сил с Синайского полуострова в апреле 1982 г. 1 сентября 1982 г. после израильского вторжения в Ливане и эвакуации бойцов ООП из Бейрута президент Соединенных Штатов Рональд Рейган призвал к установлению самоуправления палестинцев на оккупированных территориях в ассоциации с Иорданией, заявив, что такая ассоциация предлагает лучшую возможность для установления прочного, справедливого и длительного мира. Он также призвал к замораживанию строительств израильских поселений. Его мирная инициатива была основана на формуле «земля в обмен на мир», которая отражена в резолюциях Совета Безопасности 242 (1967) и 338 (1973).

В том же месяце на двенадцатом совещании арабских государств на высшем уровне, проводившемся в Фесе (Марокко) была принята декларация, призывающая к уходу Израиля с территорий оккупированных в 1967 г., ликвидации поселений, созданных Израилем на оккупированных территориях, подтверждению прав палестинского народа на самоопределение и к созданию независимого палестинского государства после переходного периода под наблюдением ООН. В Фесской декларации содержался также обращенный к Совету Безопасности ООН призыв установить гарантии мира между всеми государствами региона, включая независимое палестинское государство. Позже в том же году Генеральная Ассамблея ООН приветствовала арабский план установления мира, но озабоченная тем, что не было достигнуто справедливого решения по вопросу о Палестине, постановила в 1981 г. созвать международную конференцию по этому вопросу, которая проходила с 29 августа по 7 сентября 1983 г. в отделении ООН в Женеве. В ней участвовали представители 137 государств 17 в качестве полноправных участников и 20 в качестве наблюдателей, а также представители ООП. Эта инициатива, к сожалению, не получила поддержки всех сторон: Израиль, США и некоторые другие страны выразили свое негативное отношение к созыву конференции.

Конференция приняла декларацию о Палестине и одобрила программу действий по осуществлению прав палестинского народа. В программе содержались рекомендации о мерах, которые должны быть приняты государствами, органами системы ООН, межправительственными и неправительственными организациями. Конференция посчитала важным созвать международную мирную конференцию по Ближнему Востоку под эгидой Организации Объединенных Наций с участием на равной основе всех сторон арабо-израильского конфликта.

Позже в 1983 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила декларацию и приветствовала призыв Женевской конференции созвать международную мирную конференцию по Ближнему Востоку. В течение 80-х гг. Генеральная Ассамблея неоднократно подтверждала идею созыва предложенной конференции.

Похожие диссертации на Борьба палестинского народа за национальную государственность : Политические проблемы и перспективы