Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, "Хизбаллы" и "Аль-Каиды" Горбатова, Виктория Вячеславовна

Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС,
<
Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС,
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горбатова, Виктория Вячеславовна. Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, "Хизбаллы" и "Аль-Каиды" : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Горбатова Виктория Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-23/67

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исламский политический радикализм как категория анализа и политический феномен 23

1.1. Исламский политический радикализм как категория анализа, специфика генезиса и последующего становления 23

1.2. Исламский политический радикализм в политико-идеологическом спектре стран Арабского Востока 54

Глава 2. Организационная структура и основания деятельности радикальных исламских организаций 67

2.1. Радикальные исламские организации как субъект исламского политического радикализма 67

2.2. Общие черты и характерные особенности функционирования ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды» 82

2.3. Специфика структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций 112

Глава 3. Политические технологии информационно-пропагандистского воздействия радикальных исламских организаций в мире 123

3.1. Информационный фактор как инструмент общественно-политического воздействия 123

3.2. Информационно-пропагандистское воздействие радикальных исламских организаций на религиозно-политические и мотивационные установки людей 132

3.3. Инструменты и методы противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций на религиозно-политические и мотивационные установки людей: российский и зарубежный опыт 157

Заключение 173

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях тенденции явной политизации ряда религиозных доктрин становятся все очевиднее и превращаются в один из ключевых атрибутов мирового политического процесса. Религиозные лозунги используются, по сути, светскими движениями в качестве аргумента в борьбе за политическую власть и влияние. Свое развитие получает сравнительно новый феномен – «политизация религии».

Надо сказать, что тенденции «ренессанса» религиозных традиций характерны, как правило, для переломных периодов в истории стран и народов. В подобном периоде «политической турбулентности» находится в настоящее время регион Арабского Востока. В ряде стран произошли «революции» и сменились многолетние режимы (Тунис, Египет, Ливия). Политическая власть в некоторых государствах региона испытывает серьезный кризис и ведет ожесточенную борьбу с оппозицией (Сирия). В ряде арабских стран эта борьба носит ярко выраженный конфессиональный характер. Светские основы государств слабеют, а главное место в публичной политике занимают религиозные партии и движения.

Таким образом, политизация ислама приобретает ярко выраженный институциональный аспект. В условиях политической нестабильности на передний план рассмотрения выходят радикальные исламские организации (функционирующие, в том числе, в форме политических партий), которые в своей деятельности опираются преимущественно на религиозные постулаты. В этой ситуации практическую значимость изучения и анализа информационно-пропагандистской политики радикальных исламских организаций сложно переоценить. В содержательном смысле указанная информационно-пропагандистская политика представляет собой систему мер, техник и технологий, а также совокупность действий представителей радикального ислама. Все они направлены на распространение определенного рода информации среди максимального количества людей с целью воздействия на их религиозно-политические и мотивационные установки. Своим результатом она имеет непрерывное привлечение новых сторонников в ряды исламистов.

Актуальность настоящей работы заключается в ее комплексном характере и расширении предметного поля исследования с учетом современных научных разработок в области исламской традиции, политических измерений религиозной жизни и политизации религии. Особое осмысление получили также институциональный аспект функционирования политического ислама в форме радикальных исламских организаций (политических движений), инструментальный потенциал воздействия представителей радикального ислама на массовое сознание, и, прежде всего, информационно-пропагандистская его составляющая (с учетом современных положений теории сетевого анализа).

Степень научной разработанности проблемы. Работа базируется на современном исследовательском материале, монографиях, аналитических докладах, диссертационных исследованиях, научных статьях отечественных и зарубежных ученых, материалах научных конференций.

Среди отечественных специалистов по данной проблематике можно отметить работы: Игнатенко А.А., Ланды Р. Г., Наумкина В.В., Манойло А.В., Мирского Г.И., Добаева И.П., Сюкияйнена Л.Р., Сапроновой М.А., Полякова К.И., Хасянова А.Ж., Донцова В.Е., Нечитайло Д.А.и других.

Пристальное внимание российские ученые уделяют исследованию вопросов, касающихся:

- соотношения процессов исламизации, политизации ислама и глобализации (Добаев И.П., Ланда Р. Г., Мирский Г.И., Модестов С.А., Орлов И.Б., Почта Ю.М.);

- радикализации религиозных доктрин и использования данной тенденции в современном политическом процессе различных стран мира (применительно к исламу: радикализации религиозных постулатов, обозначенных в Коране и Сунне, как части региональных процессов Ближнего Востока в условиях противопоставления западному миру с его традициями и обычаями) – Волков В., Игнатенко А.А., Ланда Р. Г., Наумкин В.В.;

- исламского права (фикха и шариата), его соотношения с нормами религии и политическими реалиями (Сюкияйнен Л.Р.);

- феномена религиозного экстремизма, его организационной и институциональной составляющих, а также роли в мировом политическом процессе (Добаев И.П., Ланда Р. Г., Сюкияйнен Л.Р.);

- характера и специфики деятельности радикальных исламских организаций и движений в Российской Федерации и за рубежом (Добаев И.П., Донцов В.Е., Игнатенко А.А., Наумкин В.В., Нечитайло Д.А.) и прочее.

Представляется важным заметить, что проблематика информационно-пропагандистской деятельности радикальных исламских организаций (которые ряд авторов называют также экстремистскими неправительственными религиозно-политическими организациями), отечественными экспертами специально не исследуется, комплексных монографических исследований по информационно-пропагандистской политике представителей радикального ислама в ходе подготовки настоящей работы выявить не удалось.

Зарубежные исследования, связанные с проблематикой настоящей работы, имеют более узконаправленный характер. В них рассматриваются:

- концептуальные вопросы соотношения ислама, терроризма и политики (в работах профессора Университета Джорджтауна (США) Дж. Л. Эспозито, профессора Университета политической науки (Франция) Ж. Кепеля, эксперта по исламу, политолога-востоковеда (Франция) О. Руа и др.);

- новые феномены, возникающие в рамках политического ислама, исламского политического радикализма, экстремизма и терроризма (такие как «Евро-ислам», «Макджихад», «Медиа-джихад», «Новый терроризм»);

- структура и деятельность радикальных исламских организаций. При этом обращает на себя внимание наличие публичных работ, в которых предпринята попытка провести исследование по методу включенного наблюдения и представить взгляд на данный вопрос изнутри;

- положение ислама и мусульман в странах Запада (появление многочисленных мусульманских общин в мире в рамках процессов глобализации).

Наиболее дискуссионные вопросы для западных исследователей данной проблематики – причины терактов 11 сентября в США, возможности совмещения демократии и ислама и поиски демократических ценностных оснований в мусульманской парадигме мироустройства. В данном отношении обращают на себя внимание работы доктора медицины и доктора философии, члена влиятельной Американской психиатрической ассоциации, бывшего сотрудника ЦРУ Марка Сейджмана, который высказывает нетривиальный подход к анализу деятельности радикальных исламских организаций, сетевому принципу их организации и определению психологического портрета современного террориста.

Среди зарубежных исследований особое место занимают работы авторов арабского происхождения, проживающих как в странах Запада, так и в регионе Арабского Востока. В абсолютном большинстве их монографии и статьи публикуются на английском языке, однако существуют и ряд исследований на арабском. Среди них особняком располагаются работы собственно представителей радикальных исламских организаций, в том числе, их идеологических вдохновителей (А. аз-Завахири, Х. ат-Тураби).

Любопытно отметить, что в настоящее время определенное повышение интереса к информационно-пропагандистской составляющей деятельности представителей радикального ислама в отечественном и зарубежном научном сообществе связано с осмыслением актуальной ситуации череды ближневосточных «революций», ее участников, причин и последствий. Между тем, и по сей день среди зарубежной литературы существует крайне мало работ, посвященных специальному исследованию информационно-пропагандистских инструментов, которые используют представители радикальных исламских организаций в своей деятельности.

Объект диссертационного исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования является политическая деятельность таких радикальных исламских организаций как ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль-Каида», осуществляемая в странах Арабского Востока и в ряде других государств.

Предмет диссертационного исследования. Предметом настоящего диссертационного исследования является информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций на примере ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды» в ряде арабских стран и других зарубежных государствах.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является выявление специфики информационно-пропагандистских технологий, используемых радикальными исламскими организациями в их политической деятельности, а также анализ инструментов информационно-пропагандистского воздействия с целью управления массовым сознанием, коллективным действием на уровне всего общества и отдельных его групп.

Ее реализация требует решения ряда задач, а именно:

1) осмысления понятия исламского политического радикализма как категории анализа, определения специфики его генезиса и последующего становления;

2) обозначения места и роли исламского политического радикализма в политико-идеологическом спектре стран Арабского Востока в контексте событий «арабской весны»;

3) характеристики радикальных исламских организаций как субъектов исламского политического радикализма, выявления особенностей их участия в массовых выступлениях стран Арабского Востока в условиях «ренессанса» политического ислама в регионе;

4) определения общих черт и характерных особенностей функционирования таких радикальных исламских организаций как ХАМАС. «Хизбалла» и «Аль-Каида» на материале стран ближневосточного региона и мирового опыта;

5) анализа структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций (с учетом положений теории и практики сетевого анализа);

6) характеристики потенциала информационного фактора как инструмента общественного воздействия, выявления и сравнительного анализа источников и ресурсов информационно-пропагандистского воздействия радикальных исламских организаций;

7) изучение и анализ направлений и методов противодействия информационно-пропагандистской политике радикальных исламских организаций с учетом российского и зарубежного опыта (включая анализ особенностей нормативно-правового регулирования и практики применения профилактических методов).

Хронологические рамки исследования. В хронологическом отношении настоящее диссертационное исследование базируется на осмыслении современных реалий (начиная с конца 80-х гг. XX века), связанных с политизацией ислама, активизацией деятельности радикальных исламских организаций по всему миру и с возрастающей ролью информационного фактора в политическом процессе. Вместе с тем автором учитываются особенности генезиса исламского политического радикализма и деятельности радикальных исламских организаций, становление которых пришлось на конец 20-х гг. XX века, что позволяет говорить о некотором расширении хронологических рамок исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен исламского политического радикализма представляет собой политическую практику, основанную на идеях радикального исламского фундаментализма, провозглашающую политическую борьбу в качестве основного источника отстаивания традиционных религиозных, государственных и прочих ценностей и норм арабского региона как внутри него, так и за его пределами. Указанный феномен отличается многосторонностью и имеет под собой политические, экономические, идеологические и психологические основания.

2. Исламский политический радикализм занимает одно из центральных мест в политико-идеологическом спектре стран ближневосточного региона. В ходе событий «арабской весны» исламский политический радикализм претерпел ряд качественных изменений, коснувшихся его политической составляющей. В краткосрочной перспективе переход исламского политического радикализма на уровень официальной власти в целом ряде светских государств может стать одной из главных угроз безопасности и стабильности мирового сообщества;

3. Радикальные исламские организации представляют собой один из основных субъектов исламского политического радикализма. Их можно охарактеризовать как структуры религиозного характера, ориентированные на практическое воплощение своих лозунгов, принципов и установок. Для теоретического обоснования своей деятельности используют, как правило, ультрарадикальные экстремистские лозунги, основанные на религиозных постулатах ислама. В политической борьбе ориентированы на различные методы: начиная от легальных попыток придти к власти, заканчивая террором в качестве основного инструмента влияния и устрашения.

4. ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль-Каида», будучи радикальными исламскими организациями разного порядка, обладают схожими чертами (идеологическое обоснование деятельности - религиозные постулаты ислама, опираются на сетевой принцип организации, большое внимание уделяют информационно-пропагандистской и вербовочной деятельности). Между тем указанным группировкам присущ целый ряд особенностей, обусловленных масштабом их деятельности и уровнем функционирования.

5. Главной чертой организационной структуры и принципов деятельности радикальных исламских организаций является их сетевой (или ячеечный) характер. Функционирование в рамках сети позволяет при ликвидации, либо лишении работоспособности одной из ячеек продолжать намеченную деятельность без существенных временных и материальных потерь. Кроме того, сетевая организация при учете последних достижений техники и технологий позволяет сосредотачивать управление такими структурами в одном центре (в том числе удаленном).

6. Информация как инструмент религиозной пропаганды способна видоизменить сознание человека, чем активно пользуются представители радикальных исламских организаций. Информационно-пропагандистское воздействие исламистов на религиозно-политические и мотивационные установки ведется с использованием всех основных современных технологий и инструментов, ключевыми из которых являются традиционные средства массовой информации. Сторонники радикальных исламских организаций также широко используют потенциал сети Интернет (социальные сети, блоги, форумы и информационные порталы). Основная адресная аудитория - радикально настроенная и социально обделенная мусульманская молодежь.

7. Среди ключевых направлений противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций с учетом отечественного и зарубежного опыта можно выделить: правовое (нормативное), политико-экономическое, религиозно-идеологическое, военное, информационное и психологическое. Эффективная работа по противодействию деструктивным проявлениям радикального ислама должна носить комплексный характер, отличаться последовательностью и быть ориентированной, в первую очередь, на превентивные меры.

Научная новизна диссертационного исследования. Новизна диссертационного исследования состоит в том, что в отечественной политологической науке настоящая работа представляет собой первое комплексное и системное исследование особенностей и специфики использования информационно-пропагандистских технологий в деятельности таких радикальных исламских организаций как ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль-Каида». В ходе него:

- предложен осевой подход к разграничению основных понятий и категорий исламского и околоисламского дискурса, характеризующихся высокой частотностью упоминания (исламский фундаментализм, исламский интегризм, исламизм, политический ислам, исламский экстремизм и исламский терроризм). Он позволил провести необходимое уточнение термина «исламский политический радикализм» и отграничить его от смежных явлений. В логике указанного подхода был проведен анализ таких новых категорий как «неоваххабизм», «неофундаментализм», «постисламизм», «новый терроризм» и «макджихад». С помощью осевого подхода были также определены роль и место исламского политического радикализма в политико-идеологическом спектре ближневосточных стран с учетом событий «арабской весны»;

- определены особенности генезиса и политической стратегии радикальных исламских организаций в регионе Арабского Востока в зависимости от уровня политических отношений: национального (в рамках отдельно взятой страны для решения определенного круга задач, например, ХАМАС), регионального (в рамках отдельного региона или группы стран для осуществления задач объединения на основе общности (в том числе конфессиональной) ценностей и интересов, например, «Хизбалла») и международного (за пределами какого-либо отдельно взятого региона с целью решения более глобальных политических задач, например, «Аль-Каида»);

- раскрыта специфика структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций, а также установлена зависимость между ячеечной структурой исламистов и принципами их информационно-пропагандистской политики, характером вербовочной деятельности и механизмами финансирования;

- на основе результатов сравнительного политического анализа принципов организации и деятельности ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды», структурная характеристика последней организации, в силу ее международной ориентированности и разветвленности, была положена в основу предложенной и сформулированной автором модели анализа организационной структуры радикальных исламских организаций;

- проведен сравнительный анализ организационной структуры и оснований деятельности ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды», определены их основные характеристики, позволяющие судить о наличии ряда общих черт, таких как: сетевая структура функционирования, идеологическое обоснование деятельности постулатами мусульманского вероучения, использование в качестве социальной базы радикально настроенной и социально обделенной молодежи (преимущественно в возрасте от 18 до 27 лет), широкое применение достижений глобализации и научно-технического прогресса (Интернет, новейшие средства связи) при одновременном категорическом их осуждении, пристальное внимание к информационно-пропагандистской и вербовочной деятельности, обеспечение финансирования посредством организации пожертвований и развертывания широких сетей сбора средств, при организации насильственных действий - ставка на суицидальный терроризм. Вместе с тем имеется и ряд существенных особенностей, обусловленных, прежде всего, уровнем функционирования каждой конкретной радикальной исламской организации и спецификой ее генезиса;

- определена специфика системы информационного и пропагандистского воздействия, созданной и используемой представителями ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды» в целях оказания воздействия на людей в зависимости от их религиозной, поло-возрастной, территориальной, национальной принадлежности, выявлены ее особенности в зависимости от источников, используемых в качестве «канала трансляции и ретрансляции» идей (телевидение, Интернет-ресурсы, печатные средства массовой информации, радио);

- определены и проанализированы основные направления и способы противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций с учетом отечественного и зарубежного опыта. В качестве наиболее эффективного способа противодействия предложена целенаправленная и планомерная превентивная работа во всех направлениях (правовое (нормативное), политико-экономическое, религиозно-идеологическое, военное, информационное и психологическое противодействие).

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Методологическую базу диссертации составил историко-политический, сравнительно-политический, социологический, социально-психологический методы, деятельностный подходы, а также актуальные наработки в сфере сетевого анализа.

С помощью историко-политического метода анализировались исторические условия, сложившиеся в странах Арабского Востока, способствовавшие формированию радикальных исламских организаций и расширению их деятельности за пределы региона. Сравнительно-политический анализ применялся для проведения сопоставительного исследования основных категорий «околоисламского» дискурса, оценки трансформации места и роли исламского политического радикализма в политико-идеологическом спектре стран Арабского Востока до начала основных событий «арабской весны» и после них, выявления общих черт и характерных особенностей функционирования ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды». Актуальные наработки сетевого анализа послужили опорой для исследования организационной структуры радикальных исламских организаций и методов их функционирования.

Посредством социально-психологического подхода в рамках настоящего исследования выявлялись специфика психологических характеристик исламистов, а также сочувствующих им лиц и наиболее типичные методики воздействия представителей радикальных исламских организаций на группы населения в зависимости от пола, возраста, принадлежности человека к той или иной социально-экономической группе, общине, места его проживания. Деятельностный подход способствовал выявлению целей деятельности исламистов, способов ее организации и механизмов мобилизации ресурсов для ее осуществления.

В диссертации использовался также комплекс научных методов, применяемых в гуманитарных дисциплинах, - системный, структурно-функциональный.

В рамках настоящей работы применялся также метод анализа документов для характеристики программных положений уставов радикальных исламских организаций (в случае их наличия) и определения специфики нормативно-правового регулирования противодействия информационно-пропагандистскому воздействию эмиссаров радикального ислама в Российской Федерации и за рубежом. Метод вторичного анализа данных и социологический метод использовались при исследовании результатов социологических опросов применительно к характеристике численности мусульманских общин в ряде стран Запада, оценке отношения коренных европейских жителей к мигрантам, а также жителей стран Ближнего Востока к ХАМАС, «Хизбалле» и «Аль-Каиде» и анализу первых последствий арабских «революций».

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения настоящего диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях Российской Федерации. Как представляется, данная работа будет полезна для разработки специальных курсов по мировой политике, политической регионалистике и актуальным проблемам политизации религий (прежде всего, ислама), формам и методам деятельности представителей радикальных исламских организаций и способам ее противодействия в условиях трансформации коммуникационного пространства в России и в мире.

Выводы и материалы диссертации могут быть также использованы в качестве аналитического материала для различных государственных учреждений, занимающихся внешними связями, вопросами безопасности и противодействия терроризму.

Материалы диссертации, как представляется, могут послужить основанием для дальнейшей разработки научных исследований по широкому кругу проблем современных международных отношений и мировой политики.

Апробация работы. Апробация ряда положений диссертации была проведена в ходе участия автора в ряде научных конференций, таких как: Конференция «Ломоносов-2010», Конференция «Ломоносов-2011», Второй Южно-Российский политологический конвент (г. Ростов-на-Дону, 2011 год), всероссийская конференция молодых политологов «Сетевые ресурсы и практики в публичной политике» (г. Краснодар, 8-10 октября 2012 г.).

По теме диссертации автором было опубликовано 2 статьи в ведущих рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК России. Диссертация обсуждена на заседании кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертационного исследования. Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из: введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы состоит из 291 наименования.

Исламский политический радикализм в политико-идеологическом спектре стран Арабского Востока

Исламский политический радикализм в последнее время превратился в одно из самых популярных понятий, используемых различными авторами в исламском и околоисламском дискурсах. Первый с начала XXI века явный виток роста его популярности связан событиями 11 сентября в США, когда многочисленные отечественные и зарубежные эксперты пытались разобраться в причинах произошедших террористических актов и в их идеологическом обосновании в современном исламе. Череда арабских «революций», получившая название «арабской весны», снова всколыхнула былые дискуссии в отношении исламского политического радикализма. На этот раз в центре внимания исламоведов оказались вопросы активизации деятельности радикальных исламских организаций, которые в ходе «революций» получили возможность выйти из подполья, легализовать свою деятельность и наравне со светскими движениями начать активную борьбу за власть в отдельно взятых государствах исламского мира. Кроме того, особое осмысление получил процесс «ползучей исламизации» светских государств Ближнего Востока, который, в свою очередь, повлек за собой значительные изменения в их внутренней и внешней политике . Суть его состоит в том, что представители радикальных исламских организаций, пользуясь демократическим механизмом выборов, стали публичной властью в ряде государств Арабского Востока и заявили о курсе на признание Шариата основным законом (так, например, нынешний президент Египта, экс-представитель Ассоциации «Братья-мусульмане» М. Мурси сделал указанный тезис основным в своей предвыборной программе). Как результат, светские начала государственного устройства заменяются религиозными, трансформируется также и облик арабского общества. При этом важно подчеркнуть, что «исламизация» является динамичным процессом. «Революции» не завершили формирование новой системы политических отношений в регионе, а только придали ей определенное направление. Займет ли исламизм главенствующее положение в регионе, зависит от многих факторов, прежде всего, от экономической политики новых властей. Однако для верного понимания текущей политической ситуации в регионе, (в том числе в динамике), ее последующего корректного прогнозирования, крайне важно разобраться в сути радикальных тенденций, имеющих место в рамках ислама, специфике их генезиса и последующего становления.

Для концептуального осмысления исламского политического радикализма как категории анализа представляется необходимым, прежде всего, рассмотреть вопрос о происхождении данного понятия и его особенностях. Итак, термин «радикализм» происходит от латинского слова «radix», что означает «корень» и позднелатинского «radicalis» - коренной. Широкий смысл данного понятия напрямую выводится из его этимологии и обозначает «коренной образ мыслей и действий, принцип или направление, обозначающее стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных коренных, логических и практических выводов, ни мирясь ни с какими компромиссами»31. Существует и более узкая трактовка, тесно

связанная со сферой собственно политического. Например, в подавляющем большинстве справочных изданий радикализм определяется как решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных институтов или политической системы в целом32.

Базисным для настоящего исследования будет являться достаточно взвешенное определение политического радикализма как идеологической и практической ориентации политики, целью которой является принципиальное кардинальное изменение общества и всей политической системы посредством быстрых и решительных действий.

В современном массовом сознании радикализм, существуя сам по себе, также увязывается с религией и, прежде всего, с исламом. При этом возможно выделить несколько сущностных черт радикализма, которые, как представляется, в полной мере могут быть применимы к такому феномену как исламский политический радикализм. Итак, радикальному типу мироощущения присуще: наличие ярко выраженного императива отрицания. Причем особую значимость имеет не объект отрицания, а его степень (категоричная, всеобщая и бескомпромиссная). В случае исламского радикализма налицо категоричное отрицание любой западной традиции; абсолютизация субъективного начала оценки реальности (применительно к исламскому радикализму - каждой радикальной группировкой в отдельности); слабость и аморфность позитивной программы (исламскими радикальными группировками не выдвигается, как правило, никаких программ дальнейшего государственного устройства, кроме как шариатского). В научной среде до настоящего времени не выработано конвенционального подхода к причинам радикализации ислама. В средствах массовой информации, в ряде публицистических и научных работ радикализация ислама отождествляется с его политизацией. Между тем, авторитетный отечественный исследователь ислама Р.Г. Ланда выделяет шесть факторов радикализации ислама, а именно: 1) укоренившаяся традиция противостояния Западу, не ослабляющаяся с годами и закрепляющаяся в колониальный и постколониальный периоды; 2) ограниченный, локальный, незавершенный характер модернизации и «вестернизации» Востока, мусульманской его части - в особенности; 3) разочарование широких масс мусульман в политике светских националистов, неспособных справиться с тяжестью постколониальных проблем в исламских государствах; 4) отторжение в сознании широких масс мусульман как якобы «импортных идеологий» всего того, что было связано с опытом светских националистов и западных административных, юридических, идеологических образцов, включая социализм, либерализм, демократические представления; 5) возникновение и быстрое распространение идей исламского фундаментализма как реакции на «вестернизацию» мусульманского общества, хоть и ограниченную, но все же подрывавшую монополию ислама в социальной и духовной сферах жизни; 6) небывалый рост социальной напряженности, стимулировавший процесс подъема идей исламского фундаментализма вследствие расслоения и поляризации мусульманского общества .

Общие черты и характерные особенности функционирования ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды»

Международно-ориентированная организация «Аль-Каида» (араб. вльші «основа», «база», «фундамент», «принцип») имеет существенно иную стратегию деятельности, что, в первую очередь, обусловлено ее историей и глобальными целями. Организация «Аль-Каида» была создана Усамой бен Ладаном в 1988 году. Первоначально она носила название «Мактаб аль Хидамат» (Бюро услуг). В ее функции входил сбор, размещение и управление тысячами добровольцами, которые прибыли в Афганистан со всего исламского мира, чтобы сражаться с Советской Армией в период с 1979 по 1989 гг. Надо сказать, что идеология и концепция «Аль-Каиды» была создана не Усамой Бен Ладаном, а его учителем и духовным наставником, - Абдаллой аз-Замом. Первый громкий теракт «Аль-Каида», декларирующая своей целью войну с крестоносцами и евреями, произвела против филиппинского авиалайнера, пролетавшего над Японией.

В идеологическом отношении в основание деятельности «Аль-Каиды» положена идея «истишхада» (араб, «стремление стать шахидом») -пожертвование чьей-либо жизнью во имя Аллаха. Она стала главным идеалом внутри организации и распространилась на все ее структурно-функциональные уровни.

С именем «Аль-Каиды» и Усамы Бен Ладана эксперты связывают расцвет «суицидального терроризма» и его глобализацию. Как подчеркивают в своем докладе сотрудники Центра стратегических исследований им. Иоффе (Jaffee Center for Strategic Studies - JCSS) Тель-авивского университета Йорам Швейцер и Сари Голдштейн, в период деятельности Бен Ладана и его ближайших сподвижников, суицидальный терроризм превратился из полезного и важного политического инструмента, используемого в локальных конфликтах, в более распространенный и разрушительный международный феномен128.

Являясь радикальной исламской организацией, «Аль-Каида» в качестве основной цели своей деятельности называет строительство исламского государства (или Халифата) прежде всего, на территории таких стран как: Саудовская Аравия, Египет, Пакистан и Индонезия и далее -везде. Одной из главных целей движения является свержение «прогнивших» и «еретических» правящих режимов в мусульманских странах с установлением в этих странах шариатского правления. В его задачи также входит создание исламских автономий в странах с большим количеством мусульман в местах с компактным их проживанием (Филиппины, Таиланд и др.). Важной особенностью деятельности «Аль-Каиды» является то, что она, будучи международной организацией, широко эксплуатируют чувство отчужденности, возникающее у мусульман-мигрантов по всему миру, призывая их не поддаваться влиянию западной культуры и опираться на традиционные ценности ислама, а также проповедовать их другим (в том числе и коренным жителям страны пребывания). Кроме проведения терактов движение ведет активную и непрерывную деятельность по созданию новых исламских (точнее - исламистских) образований и по радикализации уже существующих.

«Аль-Каида» стоит на радикально антизападных позициях и рассматривает Америку как главного врага ислама, призывая мусульман к вооруженной борьбе против США (сама западная цивилизация идеологами и сторонниками движения считается развращенной и ущербной). По мнению представителей организации, в первую очередь на этом пути необходимо изгнать вооруженные силы США с территории стран Персидского залива, в частности, Саудовской Аравии. В качестве задач отдельно выделяется стремление уничтожить Израиль.

В идеологическом отношении центральное место в аргументации деятельности «Аль-Каиды» у Бен Ладена и его сторонников занимала идея джихада. Эта ситуация не изменилась и тогда, когда организацию возглавил А. аз-Завахири. Функция, которую призвана выполнять указанная идея, также не претерпела изменений. Основное ее назначение - сплотить массы вокруг закрытой и изолированной группы борцов, практически не связанной с населением. Но теперь к ней добавились и другие тезисы, продиктованные обстоятельствами: «В тот самый момент, когда мы об этом говорим, миллион безвинных детей гибнут в Ираке... Сегодня израильские танки давят Палестину...»129. Упоминание об этих трагедиях, вина за которые возлагается на Америку, призвано тронуть сердца не только представителей исламистского движения, но и всех тех, кто осуждает политику США на Ближнем Востоке.

Специфика структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций

Стоит подчеркнуть, что отправной точкой для трансформации правовых основ противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций в странах Запада стали террористические акты в США 11 сентября 2011 года. Так, например, в сторону серьезного ужесточения в данном вопросе эволюционировала правовая система ФРГ. После терактов в Америке группа немецких экспертов вместе с тогдашним министром внутренних дел Отто Шили представила пакет антитеррористических законов (известный под именем «Каталог Отто»), который лег в основу антитеррористической системы страны. Уже к началу 2005 года правовая база для проведения эффективной антитеррористической политики в ФРГ была создана полностью. Меры по противодействию терроризму по-немецки среди прочего включали в себя: - совершенствование компьютерной идентификации; - право на запрет деятельности экстремистских религиозных общин; - расширение полномочий различных служб безопасности (в том числе, разрешение на отслеживание интернет-посланий); - отслеживание денежных потоков с помощью информационных 209 запросов о подозреваемых в терроризме и прочее . При этом средства на дополнительные антитеррористические меры в ФРГ выделялись не из федерального бюджета страны, а поступали в результате увеличения налога на табачные изделия. Особенности политико-экономического противодействия. Политико экономическое противодействие информационно-пропагандистской политике радикальных исламских организаций, прежде всего, должно базироваться на блокировании источников ее финансирования. Цит. по: Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения. Т.1 // Сборник документов в тематическом порядке. Третье издание / ОБСЕ-БДИПЧ, 2011, с. 350-351.

Исламисты по всему миру ведут сбор средств на обеспечение собственной деятельности. В последнее время этот процесс носит все более креативный характер. В последнее время применяется технология по выманиванию денег у граждан, базирующаяся на их психологических особенностях. Так, например, исламисты обращаются к женщинам на улицах с просьбой пожертвовать деньги на лечение и обеспечение больных и нуждающихся детей африканского континента. Последние, руководствуясь благими намерениями, перечисляют средства на указанный счет, не подозревая о том, на какие цели они будут расходоваться на самом деле. Безусловно указанная технология не отменяет наличия тех людей (в том числе, женщин), которые жертвуют на ведение джихада осознанно.

Таким образом, для лишения исламистов материальной поддержки представляется необходимым одновременно действовать в двух направлениях: с одной стороны, проводить активную информационную кампанию, разъясняющую идеологию представителей радикального ислама и публиковать применяемые ими «технологии» по сбору средств, а с другой, -вычислять и блокировать счета, на которых исламисты хранят деньги.

Особенности религиозного (разъяснительного) противодействия. Нормативно-правовое регулирование и политико-экономическое направления хотя и представляют основу для противодействия деятельности экстремистов от ислама, но все же, не до конца определяют его успешность. Как подчеркивает отечественный специалист по радикальному исламу И. П. Добаев, для противостояния исламистам «более эффективно должны задействоваться и иные [помимо военной силы] возможности, среди которых, в первую очередь, следует назвать информационно-пропагандистскую и разъяснительную работу» . Как представляется, эффективное противодействие информационно-пропагандистской политике

Добаев И.П. Делать им больше нечего [Электронный ресурс] // Информационно-аналтический портал «Евразия» [сайт]. 2007. URL: http://evrazia.org/article.php7icb255 (дата обращения - 20.05.2012). радикальных исламских организаций возможно лишь при создании комплекса мер, направленных на формирование у потенциальных сторонников радикального ислама альтернативной картины мира, построенной на духовных постулатах той же самой религии - ислама. В этом отношении представляется интересным проанализировать имеющийся зарубежный опыт.

Попытку по созданию подобного комплекса мер предприняли власти Великобритании. Там в марте 2005 года после терактов в Лондоне была принята программа под названием «Предупреждение насильственного экстремизма» (Preventing Violent Extremism). Она основана на так называемом принципе «четырех П»211 - предупреждение, преследование, протекция и подготовка. В соответствии с ней основной группой риска объявлялись мусульманские общины Великобритании, с которыми, в первую очередь, должны были работать местные спецслужбы, получившие право доступа к любой информации об их членах. Надо сказать, что при официальном старте указанной программы, среди мусульман страны поднялась волна недовольства. Они посчитали, что эти меры ущемляют их права и позволяют британским спецслужбам «шпионить» не только за потенциальными террористами, но и за вполне законопослушными гражданами.

В содержательном отношении указанная программа включает в себя образовательные курсы по всем мировым религиям и обеспечивает финансирование широкого круга инициатив, направленных на конструирование и распространение авторитетных современных интерпретаций положений ислама для мусульманской молодежи. Между тем то доверие, которое первоначально сформировалось в обществе к указанным инициативам правительства, стало неуклонно падать. Причиной

Информационно-пропагандистское воздействие радикальных исламских организаций на религиозно-политические и мотивационные установки людей

С помощью психологических приемов исламисты ведут вербовку потенциальных сторонников в социальных сетях. В отсутствии прямого контакта с получателем информации определяется сфера его интересов, слабости, комплексы, тревоги, на основе чего в дальнейшем происходит воздействие на сознание человека и его «перестройка».

Надо сказать, что психологическая сфера является наиболее тонкой областью, а психологическое направление противодействия, - наиболее специфичным. В этой связи выработка комплекса мер по психологическому противодействию информационно-пропагандистской политике радикальных исламских организаций требует участия профессиональных психологов, специализирующихся в данной области. К сожалению, подобных комплексных исследований в рамках подготовки указанной работы зафиксировать не удалось. Однако, как представляется, психологическое направление по противодействию исламистам должно включать в себя широкую информационно-разъяснительную работу с населением, в ходе которой важно озвучить наиболее популярные и распространенные методики психологического воздействия на сознание и подсознание людей (в том числе с применением нейро-лингвистического программирования) с целью их дальнейшей вербовки.

Особенности информационного противодействия. Представленные в предыдущих главах настоящего исследования данные позволяют судить о том, каков в настоящее время реальный масштаб использования исламистами потенциала сети интернет и новейших технических разработок в деле пропаганды радикальных ценностей и вербовки потенциальных сторонников. В связи с этим борьба с агрессивной информационно-пропагандистской политикой радикальных исламских организаций во всем мире должна вестись комплексно с использованием максимального числа институтов (государство, гражданское общество) и имеющихся возможностей.

Надо сказать, что в нашей стране существует Концепция противодействия терроризму, утвержденная Президентом Российской Федерации сравнительно недавно - 5 октября 2009 года. В ней в качестве одного из внутренних факторов возникновения и распространения терроризма на территории страны обозначен ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации (I, Зг). К внешним причинам возникновения и распространения терроризма в России отнесено: распространение идей терроризма и экстремизма посредством Интернета и СМИ, заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в СМИ в целях получения наибольшего общественного резонанса, а также отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях (I, 4е, ж, и). В качестве одной из основных задач по борьбе с терроризмом концепция называет противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий (II, Не). Противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму называется одной из важных задач по предупреждению (профилактике) терроризма (И, 156). Между тем Концепция не раскрывает перечень и смысловое наполнение системы информационного противодействия терроризму, что, как представляется, является некоторым упущением. Не содержат его в полной мере и иные тематические нормативные акты федерального уровня.

Отечественные эксперты также обходят стороной этот вопрос, предпочитая давать отдельные рекомендации. Усугубляет ситуацию и тот факт, что российские исламские центры и духовные управления мусульман дистанцировались от этого процесса и не проявляют активности по противодействию представителям радикальных исламских организаций на идейно-теоретическом уровне, ограничиваясь лишь общими фразами и заявлениями, и, таким образом, проигрывая битву за умы своей паствы заочно. Более того, некоторые исламские духовные лидеры России заняли оправдательную по отношению к международному терроризму позицию214. К сожалению, комплексных подходов по вопросу противодействия информационно-пропагандистской политике представителей радикального ислама в рамках работы над настоящим исследованием в открытом доступе зафиксировать не удалось.

Иная ситуация сложилась на государственном уровне и в экспертном сообществе за рубежом. В целях борьбы с информационно-пропагандистской политикой радикальных исламских организаций (прежде всего, «Аль-Каиды») в 2008 году кабинет тогдашнего президента США Дж. Буша-мл. сформировал и представил комплексную стратегию. Она основывалась практически на тех же принципах, которые использовались властями США в борьбе с Советским Союзом в «холодной войне». Указанная стратегия включает в себя: - блокирование сообщений исламистов; - обращение слабостей радикальных исламских движений против них самих; - широкое информационное освещение просчетов исламистов; - рассылка поддельных электронных писем и регистрация подставных веб-сайтов для распространения информации с целью дезорганизовать отряды бойцов организации, посеять недоверие и инакомыслие; - публикация речей и писем видных исламских духовных деятелей, которые отказались от джихада и террора и убеждают других мусульман следовать их путем; - определение наиболее чувствительной для исламистов сферы (например, репутация среди сторонников) и попытки подорвать ее; - идентификация, манипуляция и, в конечном итоге, уничтожение электронных ресурсов, которыми пользуются представители радикального ислама; - использование захваченных жестких дисков от компьютеров исламистов с целью выработки контр-пропагандистских сообщений; - широкая трансляция захваченных видеозаписей, на которых представители радикальных исламских организаций производят психологическую обработку детей (детские исламские лагеря, «мультфильмы ненависти»); - обнародование писем, свидетельствующих о низких моральных ценностях, которыми обладают представители радикальных исламских организаций; - подробное изучение боевого культа, семейных ценностей с целью определения того, что может дискредитировать исламистов в глазах людей; - физическое уничтожение лидеров радикальных исламских организаций, либо поиски путей духовного оправдания подобных действий по примеру оправдания использования оружия массового уничтожения; - попытки убеждения сторонников радикальных исламских организаций отказаться от своей деятельности и не предлагать им дальнейшую помощь, в случае отказа - применение мер уголовной ответственности; - совершенствование технических систем, которые идентифицируют применение запрещенного оружия, либо его компоненты215.

Похожие диссертации на Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций : на примере ХАМАС, "Хизбаллы" и "Аль-Каиды"