Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Мамаладзе Марина Сулхановна

Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция
<
Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамаладзе Марина Сулхановна. Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Мамаладзе Марина Сулхановна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2008.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/36

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Международные организации как акторы мировой политики... 27

1.1. Из истории создания международных организаций 27

1.2. Типология международных организаций 36

1.3. Международные межправительственные организации (МПО) и международные неправительственные организации (МНПО): сравнительный анализ 38

1.4. Теоретические подходы в исследовании международных организаций...43

1.5. Роль международных организаций в мировой политике 54

Глава И. Исламский фактор в мировой политике 59

2.1 .Исламский мир в мировой политике 59

2.2.Концепция исламского миропорядка 65

2.3. Политический ислам: определение и форма проявления 72

2.3.1.Причины политизации религии 72

2.3.2. Исламизм и фундаментализм: сущность и перспективы развития 77

2.3.3. Ваххабизм в Саудовской Аравии: теоретический и политический аспекты 89

2.3.4. Неправительственные религиозные организации исламского мира и их влияние на мирополитические процессы 92

Глава III. Организация Исламская Конференция (ОИК) в современных мирополитических процессах 105

3.1 .История создания Организации Исламская Конференция (ОИК) 105

3.2. Структура и цели Организации Исламская Конференция (ОИК) НО

3.3.Деятельность Организации Исламская Конференция (ОИК): политический аспект 119

3.3.1. Проблема Палестины и роль Организации Исламская Конференция(ОИК) в ее урегулировании 119

3.3.2. Проблема обеспечения безопасности в рамках Организации Исламская Конференция (ОИК) 126

3.3.3. Проблема прав человека в исламе и деятельность Организации Исламская Конференци в защите прав мусульманских меньшинств в немусульманских государствах 133

3.3.4. Саммит Организации Исламская Конференция (ОИК)в Дакаре в 2008 году и его значение для мирополитических процессов 136.

3.4. Деятельность Организации Исламская Конференция (ОИК): экономический аспект 139

3.4.1. Общая экономическая характеристика государств-членов Организации Исламская Конференция (ОИК) 139

3.4.2. Эволюция общей экономической политики Организации Исламская Конференция (ОИК) 142

3.4.3. Общие экономические структуры Организации Исламская Конференция (ОИК): исламские банки 146

Глава IV. Взаимоотношения Организации Исламская Конференция (ОИК) с Россией 156

4.1. Отношения России и Исламского мира: исторический аспект 156

4.2. Установление связей с Организацией Исламская Конференция (ОИК) .. 162

4.3. Анализ основных направлений сотрудничества России и Организации Исламская Конференция (ОИК) 168

Заключение 176

Список использованных источников и литературы 185

Приложения 207

Введение к работе

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на исходе первого десятилетия XXI столетия исключительно важное значение в мировой политике пррюбретает религиозный фактор. В хитросплетениях современного мира многое не понять, если не учитывать его. Немало событий в мировой политике, международных отношениях и во внутристрановых связях - противоречиях окрашены в религиозные тона или имеют в качестве первопричины конфессиональные конфликты, интересы, ценности, радикализм, призывы к примирению и даже смирению. Не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что многие религиозные организации, участвуя в политической жизни современного мира, эффективно вплетаются в его систему; религиозные организации разных вероисповеданий составляют в настоящее время существенный элемент формирующейся транснациональной среды мировой политики. Последнее особенно заметно в деятельности Римско-Католической церкви, Русской Православной церкви, мусульманских и иных конфессиональных организаций. К религиозным организациям обращаются государственные и политические деятели за посредничеством при возникновении острых конфликтных ситуаций, грозящими такими катаклизмами, что на кону - судьбы самого государства, перспективы его существования. Так произошло, например, в ноябре 2007 году в Тбилиси, когда противоборствующие стороны «президент М. Саакашвили -оппозиция», отношения между которыми достигли критической точки, прибегли к посредничеству патриарха Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви Илии II.

Религиозный фактор выступает как совокупность процессов, в основе которых - сама религия, ее ценности, религиозные категории «нравственность» и «ответственность», внешняя и внутренняя деятельность религиозных организаций, их взаимоотношения, определяемые ею образ жизни, включая поведенческие модели и соответствующие представления в менталитете, политика и участие религии в управлении «градом и миром». Он

включает также религиозные национальные, церковные и межцерковные институты и их взаимоотношения с государством и неправительственными организациями. В свою очередь государства, как правило, используют религию в качестве мотивации или даже как основы для своей внешнеполитической деятельности, для объединения в международные союзы, коалиции, группировки, а также для достижения тех или иных политических и экономических целей на мировой арене.

В конце XX- начале XXI веков особое внимание исследователей, политиков, экономистов, международную общественность и широкие слои населения привлекает исламский фактор в развитии мирового сообщества, ибо заметно возросла его роль в мирополитических процессах. В это время участились межэтнические и межконфессиональные конфликты, антигосударственные заговоры и межгосударственные столкновения, принимающие нередко форму кровопролитных военных действий (например, в Дарфуре в Судане, талибаны в Афганистане; хуту и тутси в Руанде, шииты и сунниты в Ираке, арабы-мусульмане и арабы-христиане в Ливане, косовары и сербы в Косово в бывшей Югославии, кикуйю и луо в Кении). Участились акты международного и внутристранового терроризма. Особенно активничает «Аль-Каида» и тесно связанные с ней исламские экстремистские организации. К индигенизации (возврат к корням) прибегают многие слои в мусульманских странах, да и не только в них. Христиане и мусульмане, прибывшие из Африки и Азии, осевшие во многих европейских странах, оказались большей частью изгоями там, куда эмигрировали и, как следствие такого положения, бурно протестуют против далеко не легких условий жизни. Многодневные жестокие и массовые беспорядки, учиненные африканской и азиатской молодежью в Париже и турками в Германии в 2005-2007 гг., — тому подтверждение.

Очень часто социальный и политический взрыв иммигрантов в Европе и вооруженные столкновения на Ближнем Востоке, в Передней Азии, в Закавказье и на Северном Кавказе взаимосвязаны. Нередко в них

присутствует религиозная составляющая. Все это дало повод говорить и писать о ренессансе войн под знаменами ислама, других религий. Даже либеральные и демократически настроенные люди начали обвинять исламистов как угрозу миру. Однако подобная точка зрения далека от истины. Но ее появление, на наш взгляд, связано в известной мере с пробуждением исламского мира, его массированным выходом на мировую арену, поисками им своего места в ее пределах, соответствующего статусу ведущих, а отнюдь не ведомых стран, и сужением политического пространства для деятельности традиционных игроков, вершивших в течение столетий судьбами мира.

Ислам и политика тесно взаимосвязаны в государствах, где население исповедует эту веру, где ислам является государственной религией или где мусульманская Умма многочисленна. В настоящее время в мировом сообществе переплетение исламских установок и политики, осуществляемой государствами, относящихся к мусульманской Умме, наглядно проявляются в создании, функционировании и активной деятельности мусульманских правительственных организаций, образовавшихся или создаваемых ныне на региональном, субрегиональном и на международном уровнях. Они образуют обширное политическое пространство, на котором действуют разнообразные и специфические политические силы, государственные и межгосударственные институты, организации гражданского общества. Силы и влияние многих из них настолько велики, что они воздействуют на все мировое сообщество, приобретая, таким образом, планетарный характер.

Первоначально о появлении «исламской» составляющей в мировой политике заговорили после Иранской революции 1979 года. В последующие годы наблюдается лишь усиление этой тенденции. В политический и научный лексикон широко вошло понятие «политического ислама»1. В первое десятилетие XXI века произошла существенная политизация религиозного фактора в странах мусульманского мира. Наряду с усилением религиозной составляющей в деятельности государств в качестве ответной реакции на

1 Попов В. Исламский фатор в мировой политике.// Азия и Африка сегодня, 2004, №1, с.9.

евроатлантические устремления по-прежнему доминировать в мировом сообществе в исламском мире, возмущенном подобным подходом, возникли экстремистские организации, прикрывающиеся мусульманской религией.

Рост значения ислама на Земном шаре связан также с том, что процессы глобализации, происходящие в современном мире, привели к тому, что во многих странах Запада появились многочисленные мусульманские общины. Они стали оказывать заметное влияние на все стороны жизни стран их пребывания. Правительства уже не могут не учитывать исламский фактор не только во внешнеполитическом курсе, но и во внутренней политике. Недавний (июнь 2007 года) визит в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга германских общественников показал насколько обеспокоены в Германии, Бельгии и ряде других стран Европейского Союза ситуацией, складывающейся вокруг мусульман-мигрантов, поселившихся в них. Глубокая заинтересованность в налаживании адекватных связей по линии «местное население — мусульмане-мигранты» звучала во многих выступлениях, например на 3-ем Международном конгрессе организации «Помогите Церкви в нужде», состоявшемся в апреле 2008 года в Германии.

Присутствие в населении ряда европейских стран большого числа мусульман — иммигрантов, многие из которых живут в них не один десяток лет, серьезно влияет на расклад политических сил. Включение осенью 2007 года в состав правительства Дании представителя мусульманской партии, прошедшей в парламент, - тому подтверждение. Проводимые в Европе международные конференции, съезды, форумы «европейских» мусульман меняют традиционное политическое поле, сложившееся в этой части света. Исключение из текста проекта Конституции Европейского Союза, проваленного на референдумах во Франции и Нидерландах и в конечном счете отвергнутым всем ЕС, ссылок на иудео-христианские корни европейской цивилизации произошло не без осознания негативного отношения мусульман к этому констатирующему положению. В

Лиссабонском договоре от 13 декабря 2007 года отсутствует упоминание о религиозных основах объединенной Европы.

Заметные перемены в мировой конфигурации политических сил произошли и в результате создания Пакистаном ядерного оружия. Тому же способствовало и обладание ядерным оружием Индией. Оно стало мощным средством сдерживания в региональном масштабе. Вновь реанимировав идею свергнутого в 1979 году шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, исламские руководители Ирана активизировали курс на превращение страны в региональную державу, а в случае создания собственного ядерного оружия (хотя они публично это отрицают) и в мировую, ибо обладание таким средством массового уничтожения позволит стране войти в круг ядерных держав и участвовать тем самым в установлении нового баланса сил, нового мирового порядка, и, следовательно, как это подается многими политиками и политологами, возродить величие исламского мира и усилить голос мусульманских стран в мировой политике. Конечно, подобный подход Ирана не может не вызывать серьезное беспокойство у его мусульманских и немусульманских соседей и вообще во всем исламском мире, не говоря уже о США, их союзниках и в целом во всем мировом сообществе. И хотя в мусульманском мире немало политических и иных противоречий, доходивших до отдельных боевых действий или выливавшихся в кровавые военные столкновения или вот-вот готовые перерасти в многодневные кровопролития, в нем набирает силу стремление консолидировано выступать на мировой арене.

Важное значение на этом пути имеют созданные международные мусульманские организации. Их политический вес в мировой политике, в дипломатии, в международном взаимообщении и в формировании многополярного мира, становится все значительнее. Используя глобальные каналы для продвижения своего политического влияния, распространения идей исламского ренессанса, они стремятся создать систему сетевого взаимодействия всего мусульманского мира, а через нее - со всей остальной

частью мирового сообщества. Разумеется, привлекательность мусульманского мира заметно подорвана в результате реальных или надуманных обвинений в агрессивности экстремистов, радикалов и террористов из числа мусульман.

Международные исламские организации цивилизованной ориентации и отдельные государства прилагают немало усилий к тому, чтобы предотвратить, уничтожить экстремизм своих единоверцев. Достигается это в том числе и посредством проведения активной политики координации позиций по тем или иным международным вопросам, а также в области экономического и гуманитарного сотрудничества. Одновременно расширяется сфера политического влияния ислама. В этом отношении велика роль также отдельных государств (например, Саудовской Аравии), использующих свои значительные финансовые возможности для распространения арабского языка и ислама. Государственные и религиозные деятели все более и более осознают, что необходим диалог религий, подкрепленный межгосударственными отношениями, во имя сохранения и укрепления мира на Земле. В этом отношении обращает на себя внимание выведение межрелигиозного общения на качественно новый уровень в последние год-два. С октября 2007 года открылась новая страница в ватикано-саудовских отношениях, оказывающих заметное влияние на изменение характера взаимодействия людей и стран на планете. Важное значение на этом пути имели визит короля Саудовской Аравии Абдаллы в Ватикан в ноябре 2007 года, разрешение Эр-Риядом строить католические храмы в королевстве, открытие католического храма в Катаре и Азербайджане. Речь идет о формировании просвещенного ислама как союзника просвещенного христианства.2 Исламская традиция, в том числе и, пожалуй, прежде всего, историческая, во многом предопределяет специфику современного взаимодействия исламских международных организаций со странами и организациями неисламского мира. Да, и в универсальных международных организациях поведенческая модель и мировосприятие исламских государств

2 Дж. Вигель. Папа нашего времени// «Русский Newsweek», 28 апреля - 11 мая 2008, с.5б.

в немалой степени испытывает давление религиозных ценностей, истории, географии и геополитики ислама. Сохраняя традиции, исламский мир, его региональные организации, отнюдь не отрицают необходимости обновления, заимствуя со столь ненавистного многими Запада, особенно США, все самые современные технологии, включая информационные, и тем самым, кстати, придавая дополнительные импульсы развитию евроатлантической цивилизации. Такой симбиоз оказывается вполне жизнеспособным и перспективным.

Словом, вышеизложенное со всей убедительностью обосновывает актуальность темы настоящей диссертации. Необходимость ее исследования еще более понятна, если учесть, что до недавнего времени за рубежом, да и у нас свертывалось изучение политико-конфессиональных процессов в мирополитическом контексте, а о геополитических исследованиях и говорить вообще не приходится: они в Советском Союзе вовсе не проводились, ибо осуждались как идейно вредные. Достаточно напомнить также, что в США в конце XX века вполне серьезно утверждали об отмирании востоковедения, как науки, которая занималась исследованием ислама, в том числе политического. Не в этом ли одна из причин фактического краха американской политики в Ираке.

Объектом исследования является конфессиональное измерение мировой политики в глобальном сообществе стран и народов.

Предмет исследования - политическая роль исламских международных правительственных организаций в мирополитических процессах в условиях глобализации на примере Организации Исламская Конференция (ОИК).

Цель данной диссертации состоит в том, чтобы определить политическую роль Организации Исламская Конференция в контексте глобального возрастания значения религиозного фактора в мировой политике. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. обобщить теоретические взгляды на международные организации в аспекте политико-религиозных ориентиров их создания и деятельности;

  2. определить структуру исламского фактора в мировой политике;

  3. выявить основные причины ускоренной политизации ислама в современном мире;

  4. проанализировать политическую деятельность Организации Исламская Конференция в современном мире, включая ее значение в становлении и развитии нового мирового порядка XXI века;

  5. изучить современное состояние отношений России с Организацией Исламская Конференция.

Теоретические и методические основы исследования. При написании диссертации использовались теоретические и методические достижения теории международных отношений и мировой политики. Важными для данного исследования оказались научно-концептуальные взгляды на международные отношения и мировую политику, содержащиеся в работах М.М. Лебедевой, П.А. Цыганкова, А.Д. Богатурова, О.А. Колобова, Н.А. Косолапова, A.M. Васильева, Ал. Ан. Громыко, К.К. Худолея, Н.А. Васильевой, СМ. Виноградовой, и других.

Опираясь на общетеоретический и общеметодологический потенциал современной политической науки и теории международных отношений и мировой политики, автор диссертационного исследования применил совокупность методов исследования влияния исламского фактора, включая исламские международные организации, на мирополитические процессы в глобальном мире. Для рассмотрения вопросов возникновения исламских международных организаций и характеристики процессов зарождения и становления отношений между Россией и исламским миром использовался исторический метод. При определении соотношения международных правительственных и неправительственных организаций применялся метод

сравнительного анализа. Метод системного анализа оказался необходим при определении основных составляющих исламского фактора в мировой политике и выявлении главных причин политизации ислама в современном мире. Структурно-функциональный метод дал возможность проанализировать структуру, основные направления деятельности и уровень политического влияния Организации Исламская Конференция в современном глобальном мире.

В диссертации применяется также дескриптивный метод, дающий возможность качественно описать события и факты деятельности Организации Исламская Конференция в русле выработки основных оригинальных выводов. В диссертационном исследовании будут часто использоваться такие понятия как «исламские страны», «исламский мир», «мусульманский мир». В нем речь пойдет, прежде всего, об ареале распространения ислама, где расположены государства с преобладанием в них мусульман, а также о странах, где на мусульман приходится значительная доля населения. Сегодня в мире — около 50 мусульманских государств. Они входят в Организацию Исламская Конференция, Лигу Арабских Государств и иные организации, основанные на исламской принадлежности их населения.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопросы, поднятые в диссертации касательно политической роли исламских международных правительственных организаций еще недостаточно изучены, а также теоретически не осмыслены. Они рассматривались по отдельности, но не комплексно, что вело к отсутствию фундаментальных, всеобъемлющих выводов, оригинальности суждений, точности и глубины познания предмета исследования. Вряд ли будет преувеличением сказать то же самое и в отношении работ, в которых предпринимались попытки увязать эти вопросы с мирополитическими процессами, в том числе с формированием многополярного мира, нового мирового порядка XXI века, «концерта ведущих держав XXI века», а также в

сочетании с глобализацией и регионализацией. Дело в том, что их изучение преимущественно осуществлялось в рамках отдельных научных дисциплин — истории, востоковедения, исламоведения, политической географии, политологии, геополитики. Здесь уместно привести мнение известного социолога П.Сорокина: «Творческий центр истории человечества, который был локализован в течение столетий в Европе и европеизированной Америке, окончательно перестал быть заключенным внутри этих границ. В значительной степени он распространился на Восток и становится «планетарным» в смысле активности не только на Западе, но и на Востоке. Впредь история человечества все более будет представлена на сцене азиатско-африкано-евро-американского театра. В дальнейшем в великих «спектаклях» истории будет не просто одна евро-американская «звезда», но несколько «звезд» Индии, Китая, Японии, России, арабских стран и других культур и народов. Эта эпохальная тенденция уже действует и быстро растет изо дня в день».3 Прогноз П. Сорокина, увидевший свет еще в 1964 году, не только сбылся, но осуществляется в XXI веке ускоренно, хотя и с известными отклонениями, зигзагообразно.

Именно с начала XXI века расширилась исследовательская работа в области научного изучения исламского фактора в мировой политике. До этого, особенно в 90-е годы XX века, наблюдался спад в развитии целого ряда научных дисциплин, призванных анализировать ситуацию в исламском мире, в развитии мусульманской цивилизации и в транзите многих процессов в странах, исповедующих ислам, на глобальный уровень. Это, прежде всего коснулось востоковедения и африканистики, ибо считалось, что колониализма больше нет, а потому не нужны и эти научные дисциплины. Своеобразным толчком для расширения исследований в области познания политических процессов в исламском мире и их влияния на весь мир стали террористические акты 11 сентября 2001 года в США, военные действия США и НАТО против талибов в Афганистане и вторжение войск американо-

3 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997, с.4.

союзнической коалиции в саддамовский Ирак. Разумеется, сказались и события на Северном Кавказе в России, в Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Присутствие «исламской» компоненты в современных

мирополитических процессах сегодня находится в состоянии активного изучения как в российской, так и в зарубежной научной литературе. Большая часть работ, посвященных анализу роли ислама в мире, была написана за последние пятнадцать-двадцать лет.

Что касается российских исследований, то пласт российской научной литературы по исламу и его роли в политической жизни значителен. При этом следует отметить, что в большинстве исследований существует теоретическая путаница, связанная с некоторыми терминами и определениями (например, понятие исламского фундаментализма имеет несколько различных, порой противоречивых, трактовок). То же самое свойственно и зарубежной литературе. Встречаются также политически некорректные высказывания в отношении ислама и его роли и адептов. Они (высказывания) не выдерживают никакой научной критики.

Различные теоретические аспекты функционирования международных
организаций представлены в работах таких авторов, как Цюрн М.4, Улахович
В.Е. , Дробот Г.А. , Цыганков П.А. и других. На кафедре мировой политики
факультета международных отношений Санкт-Петербургского

государственного университета ведутся плодотворные исследования в области международных организаций. Уже защищены кандидатские диссертации М. Жамкочаном 8, опубликованы интересные работы Е.В.

Цюрн М. Границы национально-государственного управления // -05

5 Улахович В.Е. Международные организации. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005.

6 Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы//
Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и Политология. 1999, №1. С.134-152.

7 Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М.: Гардарики, 2002.

8 См.: М.А. Жамкочан. Лига арабских государств и проблема палестинского урегулирования в 1945-1967 гг.
Автореф. Канд. Дисс. На соиск. Уч. Ст. канд. Ист. Н-к. СПб, 2003.

Стецко9, И.В. Черновым 10, B.C. Ягья п и другими. Разработанные ими концептуальные идеи и подходы помогли диссертанту глубже понять предназначение, опыт деятельности и мирополитичсекие перспективы международных организаций как актора мировой политики. Заметную роль в развитии исследований в области взаимодействия религии и мировой политики играют международные конференции «Религия в современной системе международных отношений», проводимые на факультете международных отношений СПбГУ. Опубликованные материалы этих форумов показывают, какое большое значение придают ученые, богословы и церковно- и священнослужители этой теме.

Политическая роль ислама рассматривается в работах Модестова С.А.12, Попова В.13, Ланды Р.Г.14, Мирского Г.И.15, Саватеева А.Д.16, Малышевой Д.17 и других. Особо хотелось бы отметить исследования одного из крупных отечественных специалистов в области изучения политических аспектов ислама — Малашенко А.18. В его работах наиболее полно рассмотрено влияние ислама на общественную и политическую ситуацию в современном мире. В них заметное место уделяется проблеме исламского радикализма, деятельности политических сил, прикрывающихся религиозными лозунгами.

Дело в толі, что большинство исследователей сосредотачивают свое внимание не неправительственных организация террористического толка. И

9 Стецко Е.В. Неправительственные организации: новая модель межгосударственного сотрудничества .
/Avttp://\vww.megaregion.narod.ra/articles_text_5.htm

10Чернов И.В. Учет национальных особенности в процессе многосторонних переговоров //Россия в глобальном мире. СПб, 2003, с.55-58.

11 Ягья В. С. Из истории создания Совета государств Балтийского моря. Ч. У/ Вестник Санкт-Петербургского
университета. -1999. -N 3, ч. II, №4.

12 Модестов С.Л. Геополитика ислама. - М.: Молодая гвардия, 2003.

13 Попов В. Исламский фактор в мировой политике// Азия и Африка сегодня, №1, 2004, с. 9-13.

14 Ланда Р.Г. Исламский фронт спасения Алжира// Ислам и исламизм/ Под ред. Е.М. Кожокина. - М.: РИСИ,
1999.

15 Мирский Г.И. Политический ислам и западное общество// Полис, 2002, №1, с.78-86.

10 Саватеев А.Д. Исламская цивилизация в тропической Африке. М., 2006.

17 Малышева Д. Мусульманский компонент мировой политики//

18 Малашенко А. Исламская альтернатива и исламский проект. - Моск. Центр Карнеги.- М.: «Весь мир»,
2006; Исламизм на все времена// Свободная мысль - XXI, 2004, № 12, с. 16-27; Исламские ориентиры
Северного Кавказа/ Моск. Центр Карнеги. - M.: Гендальф, 2001.

это вполне понятно, что международный и внутристрановыи терроризм относятся к вызовам XXI века. Интересными являются работы Добаева И.19, в которых рассматривается деятельность экстремистских неправительственных религиозно-политических организаций. Ценно, что автор предлагает свою типологию этих организаций, выделяет этапы их развития и становления.

Ряд изданных книг по меньшей мере некорректны в отношении ислама. В России, например, вызвала большую критику монография Р. Силантьева, которая вышла в 2007 году. Автора даже изгнали со службы в Московской патриархии за, как говорилось, домыслы в отношении мусульманских

иерархов, ислама в целом .

В ряде стран предпринимаются меры или по крайней мере попытки по
предотвращению исламофобии. В Русской Православной Церкви обоснованно
заявляют, что у мусульман и христиан общие вызовы в XXI веке (безбожие,
утрата нравственных ориентиров, ксенофобия и другие). Опираясь на
государственную поддержку и на духовные ориентиры, конфессиональные
организации воздействуют не только на своего рода паству, но и на мировую
политику. Не случайно Мадлен Олбрайт, оставив службу в госдепартаменте
США, опубликовала книгу под очень впечатляющим названием «Религия и
мировая политика», основанную на ее личном опыте работы во
внешнеполитическом ведомстве США. В книге М. Олбрайт «Религия и
мировая политика» высказывается идея о том, что религия и политика —
неразделимы. Как пишет бывший госсекретарь «европейцы не так
религиозны, как американцы, и им сложно понять, почему последние на
каждом шагу поминают Бога. Теперь, как выясняется, и в политике без Бога
ни на шаг. У американцев, как они верят, свои отношения с Богом. Джордж
Буш, не стесняясь, говорит, что "Бог захотел, чтобы я стал президентом" и
добавляет: "Бог на нашей стороне"» .

19 Добаев И. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира// Мировая
экономика и международные отношения, 2002, №4, с. 91-97.

20 Голубчиков Ю., Мнацаканян Р. Исламизация России. — М., 2005; Силантьев Р. Новейшая история ислама в
России.- М., 2007.

21 Олбрайт М. Религия и мировая политика. М.: Альпина, 2007. - 352 с.

Бывший госсеїфетарь активно выступает за отделение государства от церкви в США, признавая при этом, что можно отделить государство от церкви, но нельзя лишить человека его веры. Основной посыл раздела про религию в книге Олбрайт в следующем: дипломаты и политики в своих переговорах должны учитывать религиозный фактор. Олбрайт даже выступает за специальные образовательные программы для всех американцев, и в частности для дипломатов, по истории религии и, особенно по истории ислама. Ведь сегодня, когда говоришь о религии, подспудно думаешь, прежде всего, об исламе. Согласно взглядам М. Олбрайт "ислам не является религией войны. Многие отождествляют такие понятия, как терроризм и ислам, это неверно. На самом деле, ислам - очень миролюбивая религия. С исламом часто путают деятельность радикальных экстремистов. Мы же, к примеру, не хотим, чтобы о христианстве судили по Ку-клукс-клану". Примирение с исламом должно осуществляться через неформальные контакты между представителями различных конфессий. Именно они должны сглаживать острые углы, потому что понимают суть вопроса глубже политиков. По мнению М. Олбрайт необходимо привлечь экспертов по разным религиям к работе в Белом Доме.

Позитивные процессы в исламском мире остаются в стороне, как правило не в поле зрения исследователей. Возможно, если бы в научной и политической литературе обращали бы больше внимания на положительные стороны жизнедеятельности мусульманских государств и их организаций, мир мог бы избегать негативной реакции мусульман. Не случайно в правительствах ведущих стран мира озабочены тем, чтобы избегать агрессивной риторики в отношении исламских государств, мусульман и даже угроз цивилизационных конфликтов. Так, в 2007 году британское правительство, по свидетельству журналиста Алана Тревиса из газеты «Гардиан», разработало специальный словарь-разговорник, в котором проповедуется отказ от таких выражений как «исламский экстремизм», «джихадист», «фундаменталист» и др. В нем рекомендовалось также не

употреблять широко распространившейся с легкой или точнее тяжелой руки американского международника С. Хантингтона словосочетаний « конфликт цивилизаций», «конфронтация цивилизаций» и т.п. Относительно терминов, принятых С. Хантингтоном, следует особо отметить, что за ними стоят рассуждения о стержневом конфликте в современном мире — противоборстве цивилизаций, и, прежде всего, исламской и христианской. Они (рассуждения) берутся на вооружение рядом политологов и государственных и политических деятелей при обосновании взглядов на современный мир.

Как бы там не было, межгосударственные, трансстрановые и внутристрановые связи-противоречия, порожденные или частично порождаемые исламским фактором, выступающим как структурная и органическая часть религиозного фактора, но, разумеется, имеющего свою специфику и присущие только ему особенности, охватывают все политическое пространство мирового сообщества. Он касается даже тех стран, где мусульмане составляют незначительное число населения или вовсе отсутствуют. Дело в том, что события, обусловленные исламским фактором, влияют на весь мир, все его части, на глобальные и региональные процессы, приобретают мирополитичсекий характер, воздействуют на жизнь всей планеты Земля. Все это объясняет необходимость и актуальность научного изучения роли исламского фактора в мировой политике, и конечно, использования полученных результатов в работе по стабилизации международной обстановки, укрепления безопасности на мировом и региональном уровнях, а также во внутристрановых отношениях.

Различные аспекты деятельности исламских международных организаций в том числе Организации Исламская Конференция представлены в трудах Ефимовой Л.М.23, Шариповой P.M.24, Жданова Н.В.25 и других.

22 Travis A. Whitehall draws up new rules on language of learn. Phrasebook designed to avoid blaming muslims for
extremism.- "The Gardian"- см.: «КоммерсантЪ», 05.02.2008.

23 Ефимова Л.М. Интеграция на основе религии: Организация Исламская Конференция// Восток/Запад:
Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений./ Под ред. А.Д.
Воскресенского. - М.: МГИМО; РОСПЭН, 2002.

24 Шарипова P.M. Экономические концепции идеологов Лиги исламского мира. Ислам: проблемы идеологии,
права, политики, экономики. - М., 1999.

Однако, - подчеркиваем еще раз, - комплексной, обстоятельно излагающей роль ОИК в мировой политике и в региональном контексте, специальной работы до сих пор нет.

За рубежом темой становления и развития исламского фактора занимаются Хайнс Дж. , Тиби Б. ~ , Закария Ф.~ , Хантингтон С. , Бжезинскии 3. и другие. С. Хантинітон писал, что "столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики". Особое внимание С. Хантингтон уделяет конфликту между западной и исламской цивилизациями, который, по его утверждению, длится уже 1300 лет и не обнаруживает признаков угасания. Исламская цивилизация на протяжении многих веков была и есть главным противником "иудейско-христианского наследия", - полагает он. В конце 1993 года он выступил с концепцией "столкновения цивилизаций". Мировая политика, по его мнению, вступает в новую фазу, в которой основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Международные противоречия будут порождены культурно-историческими различиями. Это столкновение цивилизаций и станет доминирующим фактором в глобальной политике. Таким образом, попытки мусульманских стран сформировать стратегию в отношении США и их стратегических союзников на Западе навели С. Хантингтона на размышления, которые он развил в свою известную всем теорию. В итоге он утверждает, что "ислам имеет кровавые границы" там, где он граничит с немусульманским миром. При таком подходе международный терроризм представляется как закономерное явление, связанное с цивилизационными различиями, в основе которых культурные и религиозные ценности. Однако подход С. Хантингтона скорее ознаменовал собой "исламизацию

25 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Международные отношения, 2003.

26 Haynes J. Religion in Global Politics. L.; N.Y.: Longman, 1998.

27 Tibi B. The Challenges of Fundamentalism. Political Islam and the New World Disorder, Berkeley, etc.:
Uneversity of California Press, 1998.

28 Закария Фарид. Будущее свободы: неолиберальная демократия в США и за их пределами/ Пер. с англ. под
ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2004.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций». - М.: ACT, 2003. 30 Бжезинскии 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство./ 3. Бжезинскии. - М.: Международные отношения, 2005.

американской внешней политики". Несколько иную точку зрения высказывает
3. Бжезинский. Он разделяет исламский фундаментализм, который, по его
мнению, есть «несовременная по существу, но все же постколониальная
форма Ислама, которая возникла как реакция протеста против господства
светского Запада», и «исламизм», представляющий собой попытку
«преодоления наследия западного господства путем приспособления
некоторых привнесенных им современных элементов, которые при этом
получают догматическую исламскую интерпретацию».

Исламизм, как утверждает Бжезинский в книге «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство», с исламским фундаментализмом несет «более долгосрочный политический вызов» и «может оказаться симптомом того, что некогда полная жизни, но дремлющая в последние столетия цивилизация начинает обретать новое дыхание». Но в целом будущее, отмечает он, за их «синтезом», который будет способствовать «адаптации исламских заповедей к политике более современного типа». Один из видных исследователей ислама Б. Тиби считает, что исламский мир чрезвычайно разнообразен, но его многообразие укладывается в общий спектр, который следует именовать исламской цивилизацией. Говоря о политизации ислама, Б. Тиби исходит из того, что под политизацией религии подразумевается процесс, в ходе которого во всех мировых религиях возникает религиозный фундаментализм самых разных толков. На вопрос, является ли ислам политической религией, Б. Тиби исходит из предположения, что ислам как таковой политической религией не является, но политизируется в наше время. '

Весьма полезным для данного диссертационного исследования оказались работы Эспозито Дж. Л. ~ и одного из крупнейших исследователей

ислама за рубежом - Б. Льюиса. Дж. Эспозито, основатель Центра понимания между мусульманами и христианами в Университете

31 Тиби Б. Является ли ислам политической религией?

Возможность межрелипюзного плюрализма в условиях цившшзационного конфликта.// 1 -pr.html

32 Esposito J. L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N/Y; Oxford: Oxford University Press, 1992.

33 Lewis, Bernard. The Crisis of Islam. New York: Modern Library, 2003.

Джорджтауна (США), считается одним из «сторонников ислама». Основная идея его работ сводится к тому, что необходимо решать проблему экстремизма, но надо уметь проводить грань между экстремизмом и исламом, проявлять должную осторожность, иначе жители Европы и Америки будут рассматривать все возрастающую численность мусульманского населения в их странах как потенциальную угрозу. Дж. Эспозито полагает, что нельзя допускать исламофобии. Согласно Дж. Эспорзито, если бы в статьях, которые пишут авторы, негативно настроенные по отношению к мусульманам, на месте слова «Ислам» стояло бы слово «иудаизм», а на месте слова «мусульмане» - слово «евреи», то они неизбежно были бы обвинены в антисемитизме. Так почему же можно писать подобное о мусульманах?34 Довольно интересными являются работы Бернарда Льюиса — одного из наиболее авторитетных западных специалистов по исламской культуре и истории. Он считает, что ислам очень скоро может стать «доминирующей силой» в Европе, потому что «из-за политкорректности европейцы отказались вести сражение за главенство своей культуры и религии». Б. Льюис является одним из приверженцев жесткой линии; он поддержал войну Дж. Буша с терроризмом, объясняя это тем, что если эта война потерпит неудачу, то и Европа может оказаться поверженной.

Б. Льюис уверен, что прогресс некогда процветающей и могущественной мусульманской цивилизации невозможен, пока вопрос "Кто виноват в наших бедах?" она не сформулирует иначе: «Что мы сделали не так?».35

Недостаточно изученной в российской и зарубежной науке является деятельность исламских международных правительственных и неправительственных организаций в контексте мирополитических процессов в условиях глобализации. И это тем более важно сделать, что в своей внешнеполитической практике многие, особенно ведущие государства мира,

34 Да. Эспозито: зачем боятся мусульман?// httpV/

35 Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм / Пер. с англ. — М.:
ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003. — 224 с.

все чаще обращаются к вопросам, сконцентрированным в формуле «религия -мировая политика». Так, министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибенд в небольшой статье, опубликованной в «Независимой газете» и подготовленной на основе тезисов его выступления в Колледже Европы в Брюгге 15 ноября 2007 года, шесть раз ссылается на те или иные религиозные обстоятельства в жизнедеятельности и перспективах Евросоюза. Вот их перечень: «....религиозные экстремисты проповедуют ненависть и отчуждение»; «мир, разделенный по национальному и религиозному признакам»; «на карте Европы будут религиозный экстремизм и различные расколы»; «содействовать преодолению религиозных, региональных и культурных разрывов, особенно с исламским миром», в 2030 году, согласно одному из мрачных сценариев, «это мир еще более разобщенный по религиозному принципу»; «теперь нам необходимо найти и выразить общие ценности не только в национальной, но и в религиозной сфере, чтобы Европа и ее мусульманские соседи были связана нерушимыми связями».... Разумеется, в этой статье он касается и сложных ситуаций в Ираке, Ливане, Палестине, на Кипре, а Дарфуре, Чаде и других странах и территориях, а также борьбы с терроризмом и опасностей, исходящих от стран-изгоев и Аль-Каиды.

Источниковую базу данного исследования составили дипломатические документы, официальные речи и выступления государственных и политических деятелей, религиозных иерархов, официальные концепции внешнеполитических доктрин ведущих государств мира, документы международных организаций, периодическая печать. Их можно подразделить на две группы.

В первую группу входят официальные речи и выступления государственных и политических руководителей ведущих стран мира и влиятельных международных организаций (В.В. Путина, СВ. Лаврова, Е.М. Примакова, Шейх-уль Талгата Таджуддина, Дж. Буша, К. Райе и других),

36 Милибенд Д. Европа как образцовая держава.// «НГ-Дипкурьер», 26.XI.2007.

посвященные как общим тенденциям современного мирового развития, так и роли ислама и исламских государств и международных организаций в мировой политике.

Вторая группа источников — официальные документы международных организаций (например, Устав, Резолюции, Коммюнике Организации Исламская Конференция, Резолюции Организации Объединенных Наций и другие). Данная группа источников дала нам наиболее полное представление об основных принципах деятельности Организации Исламская Конференция.

Нами также были использованы материалы следующих периодических изданий, таких как Независимая газета, Российская. газета, Коммерсантъ, Foreign Affairs и другие.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые:

  1. обстоятельно и комплексно рассмотрена деятельность Организации Исламская Конференция в аспекте развития исламского фактора в мировой политике;

  2. раскрыта роль ОИК в формировании транснациональной среды мировой политики;

  3. всесторонне изучено взаимовлияние Организации Исламская Конференция и мирополитических процессов в условиях глобализации;

  4. исследовано место и значение ОИК в системе международных организаций в мировом сообществе;

  5. подробно проанализированы взаимоотношения России и Организации Исламская Конференция в контексте становления и развития многополярного мира.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование деятельности Организации Исламская Конференция в рамках существующих подходов к международным организациям представляется сложным в виду уникальности данной организации и на данный момент не существует исследований деятельности ОИК в рамках

какого-либо теоретического подхода к международным организациям. Мы считаем, что в качестве наиболее эффективной, плодотворной теоретической парадигмы можно использовать либеральный институционализм, так как экономическая интеграция является для ОИК одной из ключевых задач. Однако, по Уставу ОИК вопросы, связанные с обеспечением безопасности в зоне действия ОИК, а также проблема арабо-израильского урегулирования являются центральными вопросами в деятельности ОИК.

2. При существующей неоднородности исламский мир все же стремится
выступать в качестве единой политической силы. В основе такого сближения,
сплочения и единения лежит существующая в исламе концепция уммы —
сообщества мусульман без этнических и государственных преград. Несмотря
на противоречия в мусульманских государствах, неоднородности
политических и экономических процессов в них, растет стремление к
объединению, согласованию общих позиций, совместному отстаиванию
общігх интересов.

3. Исламский фактор — органическая часть, притом совеобразная, глобального
религиозного фактора. Он участвует в формировании исламизма,
политического процесса, являющегося реакцией на социально-экономический
кризис, внешнее давление, оказываемое на мусульманское общество,
отсталости исламских государств в сравнении с Западом, уязвленность при
оценке нынешнего положения исламской цивилизации в сравнении с
европейской, еще несколько веков тому назад уступавшей по многим
показателям миру ислама и др. Исламизм содержит и политическую, и
идеологическую компоненту. В качестве основной задачи исламисты видят
формирование исламской альтернативы западной модели. Причины
политизации ислама, следует рассматривать в их взаимосвязи. Представляется
трудным выделить какой-либо один из факторов, который привел к
возникновению исламизма. Именно совокупность перечисленных причин
вызвала столь бурную политизацию мусульманской религии.

  1. Необходимость привлечения ОИК, других исламских правительственных организаций, отдельных мусульманских государств к решению мировых проблем развития. Роль ОИК в формировании транснациональной среды мировой политики значительна в сравнении с другими международными правительственными организациями.

  2. Внешнеполитическая линия ОИК должна быть многовекторной.

6. Отношения ОИК и России динамичны, направлены не только на
взаимодействие в рамках складывающегося двустороннего движения, но и на
включенность обоих партнеров в общемировой контекст.

Практическое значение диссертации. Основные положения данного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях. Работа полезна для разработки специальных курсов по актуальным проблемам развития современного мирового сообщества и мировых религий в аспекте формирования транснациональной среды мировой политики.

Выводы и материалы диссертации могут быть также использованы в качестве аналитического материала для различных государственных учреждений, занимающихся внешними связями, в частности, для Министерства иностранных дел Российской Федерации. На наш взгляд, большое значение имеет обстоятельно доказанная рекомендация о необходимости привлечения ОИК и других исламских правительственных организаций и организаций гражданского общества к решению многих проблем, связанных с мусульманскими общинами в евроатлантическом сообществе, да и в самой России.

Материалы диссертации послужат основанием для дальнейшей разработки научных исследований по широкому кругу проблем современных международных отношений и мировой политики.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались в ходе научной дискуссии на П-й международной научно-практической конференции «Проблемы преподавания истории Второй

мировой войны», организованной Российским Государственным Гидрометеорологическим Университетом.

Идеи диссертации использовались автором при обсуждении на Круглом столе «Обзора внешней политики РФ», состоявшегося на кафедре мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета в июне 2007 года.

Апробация ряда положений диссертации была проведена в ходе Международного семинара «Проблемы религиозного образования в современном мире», проходившего 19-24 ноября 2007 г. в Стокгольмском Университете (Швеция), где автор выступал с докладом на тему «Религиозное образование в России.

По теме диссертации автором было опубликовано 4 статьи в сборниках под эгидой ведущих высших учебных заведений, имеющих соответствующий профиль научной работы, в числе которых Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, 12 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы (145 наименований). В работе 206 страниц и приложения.

Международные межправительственные организации (МПО) и международные неправительственные организации (МНПО): сравнительный анализ

В соответствии с одним из критериев классификации организации по характеру членства организации делятся на межправительственные и неправительственные. Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств с международными межправительственными организациями (1975г.) определяет их как «ассоциацию государств, основанную на договоре, имеющую конституцию и совместные органы и обладающую юридическим статусом, отличным от статуса государств-членов».47

В современной политологической науке существует достаточно большое количество определений МПО, например: «международные правительственные организации — стабильные объединения государств, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами».48

Как пишет российский исследователь Дробот Г.А., международная межправительственная организация — «это объединение государств, отвечающее следующим признакам: 1) общность целей, 2) наличие постоянно действующих координирующих органов, 3) международно-правовая основа деятельности. В качестве синонимов употребляются также термины «международные институты», «многонациональные институты» .

Следовательно, международная межправительственная организация может быть определена как объединение суверенных государств на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее юридическтш статус, постоянные органы и действующее в интересах государств-участников.

Отдельно следует остановиться на функциях международных организаций. Так, например, американские исследователи выделяют следующие функции межправительственных организаций:

- через международные организации государства влияют на мировые политические процессы;

- международные организации - место согласования интересов государств;

- международные организации используются государствами для информирования о своих намерениях;

- документы, выработанные в рамках международных организаций помогают государствам вырабатывать внешне- и внутриполитический курс.3

В период между двумя мировыми войнами международные организации создавались, главным образом, с целью стабилизировать обстановку на мировой арене. Во время холодной войны деятельность международных организаций была направлена на решение проблем, связанных с обеспечением безопасности, поддержанием мира, а также на налаживание сотрудничества в экономической и социальной областях, в области прав человека и др. Окончание холодной войны привело к исключению идеологической компоненты из повестки дня многих межправительственных организаций.

Ряд исследователей задумывается над тем, что МПО, созданные в период холодной войны и ориентированные на особенности того времени, смогут ли адекватно функционировать в изменяющемся мире с его новыми реалиями. В качестве примеров этих новых реалий можно назвать теракты, угрозы терактов, новые измерения безопасности и подходы к урегулированию конфликтов, экологию, демократизацию и многое другое. Произошедшие изменения в мире потребовали изменений самих международных организаций. Так, например, во второй половине XX века появился абсолютно новый тип международного института, действующего в виде неформального форума глав-государств развитых стран. Речь идет прежде всего о G-8 или Большой Восьмерке (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония, Россия) и о G-5, или Outreach. Group (Мексика, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР). Следует обратить внимание на тот факт, что в данных объединениях не представлено ни одно мусульманское государство - там нет ни Египта, ни Саудовской Аравии, ни Пакистана, ни Ирана и др. G-8 и примыкающая к ней G-5 - это организации, которые очень часто рассматриваются с точки зрения глобального управления.

В связи с этой актуальной проблемой мировой политики51 следует сказать, что российский министр иностранных дел СВ. Лавров, отстаивая идею многополярного мира на международной арене, выдвигает идею создания «концерта ведущих держав XXI века» или даже лидирующей двадцатки. Тем самым он полагает, что можно добиться полного и четкого исполнения принимаемых международными правительственными организациями решений.

Очень много решений так и остаются нереализованными. Это вызывает сомнения в эффективности и полезности межправительственных организаций.

Тем не менее, роль международных межправительственных организаций в мировой политике велика. Международные организации занимаются выработкой новых международно-правовых норм, служат форумом для обсуждения проблем, способствуют сотрудничеству между государствами, являются сдерживающим фактором, помогают в разрешении глобальных проблем.

Проблема Палестины и роль Организации Исламская Конференция(ОИК) в ее урегулировании

Организация Исламская Конференция занимается широким кругом политических, экономических, социальных вопросов. О возрастающей роли ОИК в современном мире свидетельствует и тот факт, что в своих комментариях по случаю 50-летия исламского центра в Вашингтоне в 2007 году президент США Дж. Буш заявил, что назначит специального посла в Организацию Исламская Конференция. Как отметил президент «наш специальный посол будет изучать мнение делегатов от мусульманских стран, а также поделиться американскими позициями и ценностями. Это возможность для Америки продемонстрировать мусульманскому сообществу нашу заинтересованность в вежливом диалоге и непрерывной дружбе». Представление США в Организации Исламская Конференция может оцениваться как восстановление своего потерянного авторитета у мусульман после событий 11 сентября и готовность к диалогу. По информации Госдепартамента США 3 марта 2008 года 57-летний бизнесмен пакистанского происхождения Седа Кумбери назначен представителем США в ОИК. Как отмечалось выше, в своем интервью по этому поводу Джордж Буш сказал, что суть этой миссии заключается в том, чтобы показать, что Америка является другом свободы, мира и ислама. Официальная позиция США в отношении ОИК обусловлена не только растущим значением ОИК в мировой политике и стремлением Вашингтона укрепить свое влияние в Исламском мире, избежав конфронтации, недоброжелательства и антиамериканизма в мусульманском мире, но и заметным увеличением мусульман в структуре самого населения США, роста их потенциала лоббирования и внутриполитической напряженности.

В центре деятельности ОИК самые актуальные политические проблемы, касающиеся, прежде всего, мусульманских стран и их положения в мире. Традиционно основное внимание уделяется борьбе палестинского народа с оккупацией и освобождению Иерусалима. Кроме того, ОИК занимается такими общими мирополитическими проблемами как проблема международной безопасности, конфликты, проблема распространения ядерного оружия.

В ближневосточном конфликте ОИК придерживается концепции «земля в обмен на мир», то есть вывод израильских войск с оккупированных палестинских территорий. После Второй мировой войны благодаря британской политике в Палестине сильно накалилась обстановка между двумя религиозными общинами, что часто выливалось в вооруженные столкновения. В данных условиях 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию № 181 (П), касающуюся раздела Палестины. Согласно этому документу «существующее в Палестине положение может нанести ущерб общему благосостоянию и повредить дружественным отношениям между государствами». Этот документ играет главную роль в международно-правовой истории становления палестинской проблемы. К Резолюции прилагался План раздела - подробный документ из четырех частей, предусматривавший прекращение британского мандата и постепенный вывод британских вооруженных сил, а также определение границ между двумя государствами и Иерусалимом. Речь шла о создании арабского и еврейского государств. Палестина должна была быть разделена на восемь частей: три части отводились для Еврейского государства и три для Арабского государства. Седьмая часть, город Яффа, должна была составлять арабский анклав в пределах еврейской территории. Международный режим для Иерусалима - восьмой части - должен был осуществляться под управлением Совета по опеке Организации Объединенных Наций. В плане также предусматривались меры, которые должны были быть предприняты до предоставления независимости, относящиеся к гражданству, транзиту, экономическому союзу и декларации, которая должна была быть сделана временным правительством каждого из предлагаемых государств в отношении доступа к Святым местам и религиозных прав и прав меньшинств. Резолюцией 181 (II) Ассамблея таюке учредила Комиссию Организации Объединенных Наций по Палестине для осуществления своих рекомендаций.

В сентябре 1969 г. в Рабате (Марокко) проходит совещание на высшем уровне, на котором затрагивался ближневосточный кризис. В принятом на этой встрече документе заявилось, что мусульманские правительства и народы «отвергают любое решение палестинского вопроса, которое не будет включать возвращение Иерусалиму статуса, существовавшего до июня 1967 года. Все правительства и, в особенности, правительства Франции, СССР, США и Великобритании должны принять во внимание, что Иерусалим для мусульман всего мира является «святым местом», поэтому их государства будут прилагать усилия для его освобождения... Они обращаются ко всем участникам международного сообщества, в особенности к великим державам..с предложением предпринять усилия по выводу израильских войск со всех оккупированных в ходе войны 1967 года арабских территорий»185.

В 1974 г. на II Конференции глав государств и правительств в Лахоре (Пакистан) палестинская проблема также была освящена в документах ОИК -непосредственно в Лахорской декларации и двух резолюциях: в резолюции №l/2-IS «Ближний Восток и Палестинский вопрос»186 и в резолюции №2/2-IS «Иерусалим» .

В Лахорской декларации была выражена политическая позиция государств-членов ОИК относительно ближневосточного конфликта. В частности, заявлялось следующее: «арабское дело является делом всех стран, которые противостоят агрессии; арабским странам должна быть оказана полная поддержка по возвращению всеми доступными способами всех их оккупированных земель; восстановление полных национальных прав палестинского народа на своей родине является основным условием разрешения ближневосточного кризиса и установления мира; Иерусалим является уникальным символом сосуществования ислама со святыми пророческими религиями... на протяжении 1300 лет мусульмане владели Иерусалимом как символом доверия всех тех, кто его чтит... мусульмане одни могли бы быть его хранителями по той причине, что мусульмане сами верят во все три пророческие религии, берущие начало в Иерусалиме и так далее».

Важной вехой в деятельности ОИК по палестинской проблеме является 1975 год. С 12 по 15 июля 1975 года проходила VI Конференция министров иностранных дел, на которой говорилось о необходимости порвать все политические, экономические, культурные связи с Израилем. По решениям этой Конференции был учрежден Комитет по Иерусалиму, который возглавил король Марокко Хасан II. Целями Комитета являются «контролировать выполнение резолюций, принятых по этому вопросу конференциями ОИК, следить за выполнением резолюций по Иерусалиму организациями, устанавливать контакты с другими международными организациями, которые могли бы оказать содействие в сохранении Иерусалима и другие».

Саммит Организации Исламская Конференция (ОИК)в Дакаре в 2008 году и его значение для мирополитических процессов

13-14 марта 2008 года произошло очень важное событие. В это время под лозунгом «Ислам в 21 веке» проходил 11 саммит Организации Исламская Конференция (ОИК) в столице Сенегала Дакаре. Его основной целью стала модернизация ОИК. Организация, созданная почти 40 лет назад переживает ключевой момент в истории своего развития. ОИК появилась в условиях Холодной войны, а сегодня когда прекратил существование биполярный мир, изменились и условия. Поэтому модернизация организации в виду ее адаптации к современным мирополитическим процессам является важным шагом, предпринятом на 11 саммите. Главам государств предстоит утвердить новый устав организации взамен старого, принятого в 1972 году. Ранее министры иностранных дел согласовывали новый проект Устава. Новый документ позволит сделать работу этой крупнейшей исламской организации более эффективной и успешной. Наиболее спорными вопросами в действующем уставе были критерии вступления в ОИК новых членов и получение статуса наблюдателя, а также декларация по праву народов на самоопределение. По подавляющему большинству вопросов удалось найти компромиссные решения. На саммите был принят проект поправок к новому уставу ОИК. 39 положений нового Устава, включая ряд важных политических и экономических решений, являются порождением политических чаяний исламских стран и демонстрируют их решимость добиться прогресса и развития.

Центральной внешнеполитической темой, как и раньше, стала палестинская проблема. Исламские лидеры рассмотрели также президентский кризис в Ливане, ситуацию в Ираке, Сомали, суданской провинции Дарфур.

Одной из наиболее обсуждаемых тем в кулуарах саммита стала проблема Косово. До сих пор лишь три страны - члена ОИК признали независимость Косово (Сенегал, Албания и Саудовская Аравия). Остальным же участникам саммита эта тройка предложила последовать ее примеру. Некоторые из стран-членов ОИК даже предлагали внести пункт о признании края Косово независимым в итоговое заявление саммита (Албания, Турция, Саудовская Аравия и Сенегал). Однако в Дакаре возобладал более умеренный подход, и участники саммита, учитывая противоречивость вопроса, лишь зафиксировали сам факт провозглашения косовской независимости - «Мы не готовы поддержать независимость Косово, поскольку она была объявлена в нарушение международных норм и создаст опасный прецедент», сказал палестинский министр иностранных дел Рияд Мальки .

Наиболее актуальной темой саммита стал "рост исламофобии на Западе". Отдельно рассмотривалась проблема "исламофобии" в западных странах, которая, по мнению ОИК, в последние годы заметно обострилась. В частности, речь шла о совместном противодействии таким явлением, как публикация в Дании карикатур на пророка Мухаммеда и создание в Нидерландах фильма, порочащего священную книгу мусульман - Коран .

В саммите ОИК, проходившем в столице Сенегала 13-14 марта, принимал участие и глава МИД РФ Сергей Лавров. Россия выступила с инициативой создания под эгидой ООН консультативного совета религий.

Работа Саммита завершилась принятием нового Устава и Дакарской декларации, и переизбранием на второй срок действующего Генерального секретаря ОИК Э.Ихсаноглу. В Дакарской декларации выражена поддержка борьбы палестинского народа, содержится осуждение терроризма и догматизма во всех проявлениях. В декларации говорится, что ОИК сыграет роль в противодействии вызовам, вызванным глобализацией, окажет своим членам помощь в борьбе со стихийными бедствиями, разрешении вопросов окружающей среды и ликвидации бедности"27.

Установление связей с Организацией Исламская Конференция (ОИК)

О том, что отношения с исламским миром выходят на новый уровень, свидетельствует тот факт, что в последние годы активизировалось сотрудничество с самой влиятельной мусульманской организацией — Организацией Исламская Конференция.

Проект постановления о вступлении России в ОИК был представлен Президенту России Борису Ельцину еще в 1992 г., но оно так и не было принято. Основная проблема взаимоотношений между ОИК и Россией в эти годы заключалась в военной кампания в Чечне.

В 1994 и в 1997 году с визитом в России побывали Генеральные Секретари ОИК Х.Аль-Габид и М. Лараки соответственно. Основная тема, обсуждаемая на этих встречах, сводилась к ситуации в Чечне и информировании членов ОИК о проведении антитеррористической кампании на Северном Кавказе. Но все эти контакты носили случайный и несистемный характер.

В 2002 году учреждается пост посла по связям с ОИК (его занимает В.Попов). С рабочим визитом в Москву приезжает генсек ОИК Г.Бельказиз. Переговоры были очень плодотворными, отмечено согласие по ключевым вопросам глобальной и региональной политики, в частности о роли ООН, об урегулировании ближневосточного конфликта, о необходимости борьбы с международным терроризмом.

В августе 2003 года в ходе официального визита в Малайзию Президент заявил о намерении России существенно расширить связи с ОИК. В частности, В.В. Путин сказал: «Мы сегодня обсуждали с Премьер-министром ещё один вопрос, который выходит за рамки двусторонних отношений. Речь идёт о том, что в России проживает, как Вы знаете, примерно 20 миллионов мусульман. Это больше мусульман, чем проживает в Малайзии, хотя Малайзия считается мусульманской страной. В этой связи мы разговаривали с господином Премьер-министром, и он обещал свою поддержку. Я полагаю, что Россия должна быть представлена в Организации Исламская Конференция, на первом этапе — хотя бы на уровне наблюдателя. И надеюсь, что с момента, когда ваша страна займёт там пост председателя, мы будем иметь поддержку вашего правительства».2 4 Приглашение В.В. Путина на X саммит ОИК в Малайзию стало настоящим прорывом в отношениях с ОИК. В своем выступлении на этом саммите В.В. Путин отметил, что позиции России и Организации Исламская Конференция по многим вопросам совпадают. Президент также заявил, что участие России в деятельности Организации Исламская Конференция «не только дополнит яркую палитру Организации, оно добавит в её работу новые возможности, привнесёт вес и голос крупной российской мусульманской общественности. Общины, которая уже не отделяет себя от мирового сообщества и готова к плодотворному участию в его духовной, культурной, политической жизни»265. На этой же встрече президент сказал, что расширение связей с ОИК это «дальновидное и стратегически ориентированное решение»266

Организация Исламская Конференция также выразила своё желание расширить диалог с Российской Федерацией.

Участие в деятельности ОИК на правах члена позволит включать в повестку дня наиболее важные для России вопросы и усилить свои позиции в мусульманском мире. Статус члена ОИК даст Российской Федерации важный рычаг влияния, как на мировую политику, так и на каждую мусульманскую страну. Если Россия хочет остаться одним из основных субъектов мировой политики «она должна быть везде». Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основная причина того, что Россия хочет получить статус члена или наблюдателя в данной организации, желание более эффективно защищать свои интересы в исламском мире.

В период 2003 - 2004 года существенно активизировалось сотрудничество с различными институтами ОИК (например, ИСЕСКО). Кроме того, Казань и Грозный участвуют на правах наблюдателей в Организации исламских городов и столиц, которая является афилированым членом ОИК.

В мае 2004 года Москву посетила делегация ОИК, возглавляемая министром иностранных дел Малайзии С.Х. Албаром. ОИК проводит консультации с участниками «четвёрки» международных посредников по ближневосточному урегулированию. Кроме того, состоялся обмен мнениями по глобальным и региональным проблемам. Делегация ОИК была проинформирована о ходе восстановления Чеченской Республики. Министру иностранных дел СВ. Лаврову было передано приглашение принять участие в очередной сессии Конференции министров иностранных дел стран-членов ОИК.268 14-16 июня министр СВ. Лавров принял участие в 31-й сессии министров иностранных дел ОИК, которая проходила в Стамбуле. В своём выступлении министр коснулся таких тем, как утверждение центральной роли ООН, послевоенное устройство Ирака, разрешение ближневосточного конфликта, борьба с международным терроризмом, диалог цивилизаций.

Кроме того, происходит обмен мнениями по основным проблемам сотрудничества (например, 10 марта состоялся телефонный разговор посла по связям с ОИК В.В. Поповым и Генеральным Секретарём ОИК, в котором российская сторона проинформировала Организацию Исламская Конференция о ситуации в Чеченской Республике).

В заключительном акте саммита, Путраджайской декларации говорится, что «Организация Исламская Конференция приветствует участие президента

Российской Федерации В.В. Путина в открытии саммита, а также приветствует желание России установить более тесные отношения с ОИК».

Таким образом, можно наблюдать взаимное желание и России и ОИК перевода сотрудничества на абсолютно новый уровень.

Похожие диссертации на Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире : на примере организации Исламская Конференция