Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Лоло Марк Мерденович

Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников
<
Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лоло Марк Мерденович. Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Лоло Марк Мерденович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2010.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/255

Содержание к диссертации

Введение с

Глава I. Взаимовлияние теоретических и источниковедческих основ исследования международных отношений с.19

  1. Проблемы взаимосвязи между мировой политикой и мировым кинематографом: теоретико-методологический ракурс с.19

с.161

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале XXI века реальная международная жизнь оказывается намного сложнее имеющихся моделей взаимодействия ее участников, что способствует одновременному существованию множества классификаций, позволяющих говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях современных международных отношений. Важность определению состояния этих отношений обуславливается тем, что именно такая категория дает возможность оценить их с точки зрения степени напряженности, акцентировать внимание на факторах, способствующих возникновению перемен в международной жизни. Подобная оценка не только помогает почувствовать отличие состояний стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, но и выявить ту грань, которая отделяет эти состояния, найти ту точку, которая может стремительно сместиться в сторону от одного состояния к другому, поставив мир перед новой проблемой, нуждающейся в безотлагательном решении.

По стремительности общественно-политических перемен, сменяемости кадров, на которых фиксируется внимание массового сознания, которые в то же время диктуют новые стандарты политической культуры, прошедший век можно сравнивать с кино. Один из известных американских политологов, главный редактор авторитетного еженедельника Newsweek International Фарид Закария в своей новой книге «Постамериканский мир» пишет: «Когда я думаю о том, как будет выглядеть мир, когда поднимутся остальные, а Запад придет в упадок, я всегда вспоминаю великолепный индийский фильм «Господин Шекспир», вышедший в 1965 г. В нем рассказывается о труппе странствующих актеров шекспировской драмы в постколониальной

Индии, которым приходится привыкать к странной и печальной для них действительности. Школы, клубы, театры, которые совсем недавно наперегонки пытались их заполучить, быстро теряют к ним интерес. Английские господа убрались восвояси, и Бард больше никого не интересует. Любовь к Шекспиру, как выясняется, была непосредственно связана с британским правлением. Культура следует за властью.

Что пришло на смену этим странствующим менестрелям? Кино. Другими словами, «Господин Шекспир» рассказывает о подъеме массовой культуры. Болливуд - местный индийский масскульт — это культурная полукровка. Он является частью массовой культуры, и поэтому активно заимствует эту культуру у мирового лидера в этой сфере (а возможно, и ее творца) — Соединенных Штатов. Многие болливудские фильмы - это слегка замаскированные ремейки голливудской классики, в которые вставлены шесть-десять песенных номеров. Но кроме этого они сохраняют и сугубо индийские элементы. Сюжеты под завязку наполнены жертвующими собой матерями, семейными склоками, роковыми разлуками и предрассудками - здесь перемешаны Запад и Восток.

И мир, в который мы вступаем, тоже будет выглядеть как Болливуд. Он будет весьма современным — то есть в значительной степени сформированным Западом, - но в нем сохранятся также и важные элементы местных культур».

Все это указывает на то, что в эпоху глобализации многие вечные политические, идеологические, психологические проблемы, как, например, вопросы цивилизационной и геополитической идентификации, не могут быть решены без нового взгляда на них, без включения в дискурс новой тематики, без опоры на новые источники. И одним из таких наиболее современно звучащих источников становятся разнообразные кино-фотодокументы.

Раскрывая научную и политическую актуальность данного диссертационного исследования также необходимо учитывать еще одно обстоятельство. Информационная революция неизбежно несет с собой уплотнение информационных потоков. Поэтому в них часто теряется главное, сущностное, имеющее принципиальное значение, как для общественного развития, так и для развития личности. Кино, обладая уникальной возможностью использовать многие средства выразительности, помогает высветить в глобальных информационных потоках те явления, которые отражают дух времени, стержень происходящих в мире перемен, а также готовность их принять или отвергнуть, обнаруживаемую не только на индивидуальном уровне, но и на уровне государств.

Степень разработанности проблемы. Историография рассматриваемой проблемы по своей насыщенности и масштабу в полной мере отвечает тому интересу, который в обществе проявлялся и проявляется к проблемам культуры, культурного наследия и, в частности, к мировому кинематографу. Такое внимание специалистов позволяет выделить несколько направлений исследований, связанных с проблематикой диссертации.

Первая группа исследований вводит в круг дискуссий по теоретическим вопросам международных отношений. Анализ научных школ позволяет выявить отношение их авторов к источникам, специфику интерпретации ими фактов, получаемых посредством разных источников и, таким образом, обозначить как ценность, так и недостатки такого источника, как кино-фотодокументы, в изучении состояния международных отношений в разные периоды их развития.

Вторая группа работ касается осмысления процессов мирового развития в самом широком ракурсе проблемы геокультуры, ее связи с вопросами геополитики, международных отношений и национальной безопасности. К этой же группе работ следует отнести исследования, посвященные проблеме защиты мирового культурного наследия. В центре внимания книги A.A. Александрова

«Международное сотрудничество в сфере культурного наследия»находятся материальные объекты истории и культуры: «движимые» предметы (скульптуры, картины, рукописи и др.), недвижимость, а также ландшафты и архитектурные ансамбли. Культурное наследие рассматривается как объект международных отношений, который человечество призвано не только сохранить для будущего, но и максимально эффективно использовать для настоящего. Автор обращает особое внимание на новые международные инициативы по созданию единого культурного пространства, пропагандирующего гуманистические ценности искусства, науки. В то же время подчеркивается, что необходима борьба с международной

преступностью, посягающей на глобальные культурные ценности.

При анализе третьей группы исследований, в которых анализируются различные стороны развития мирового кинематографа, прежде всего, необходимо выделить работы известного отечественного искусствоведа JI.A. Аннинского, посвященные тому вниманию, которое уделял кинематографу Л.Н. Толстой, и отражению в кино проблемы шестидесятников. Также важно отметить работы французского классика истории кино Ж. Садуля. И здесь же необходимо указать работу еще одного французского автора, К. Бейли, которая даже названием - «Кино: фильмы, ставшие событиями» - подчеркивает, что отдельные кинофильмы можно считать вехами политической истории. Среди трудов отечественных киноведов требуется выделить работы Н.М. Зоркой, охватившие не только достаточно длительный период развития отечественного и мирового кинематографа, но и те проблемы, которые имеют прямое отношение к его влиянию на формирование политической культуры общества.

Книгу известного нидерландского киноведа и культуролога А. Хаакмана «По ту сторону зеркала. Кино и вымысел» (Achter de spiegel: film en fictie) составили эссе, в которых подробно разбирается творчество Х.Л. Борхеса, Л. Бунюэля, Ж. Верна, А.Б. Касареса, Я. Потоцкого, О. Уэллса, Ф. Феллини, А. Хичкока и других классиков мирового кино и литературы. Анализ классических произведений для Хаакмана не самоцель, а повод к речи о кино как особом способе существования человека.

С позиций геополитического анализа интерес вызывает исследование К.Э. Разлогова, в котором анализируется переворот в кинопроцессе, произошедший на рубеже 60-70-х гг., которые поменял местами кинематографические «центр» и «периферию», он отразил политические дискуссии, затронувшие большинство западных стран и выведших на политическую сцену новое поколение.

Кинематограф, с одной стороны, раскрывает многообразные проблемы миропорядка, но, с другой стороны, само зависит от таких проблем. И одним из глобальных явлений, отражающим такую взаимозависимость стала проблема международной миграции. Она получила освещение в работе известного российского киноведа, участника групп по подготовке справочников по истории мирового кинематографа, лектора в ведущих университетах России, Европы и США. P.M. Янгирова. Его последняя большая работа - «Рабы немого. Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом 1920-1930-е годы» . Автор раскрывает трагедию кинематографа русского изгнания на основе архивных материалов из зарубежных хранилищ Европы и Америки и периодики русского зарубежья,

выходившей во Франции и Англии, в таких городах, как Нью-Йорк, Харбин, София и Прага, которые были культурными центрами русского зарубежья.

А.Н. Дорошевич, не претендуя на всеобъемлющий охват полувековой истории британского кино, пытается выстроить такое расположение материала, где отдельно были бы представлены люди, фильмы, течения и тенденции. В качестве основной проблемы берется самоидентификация, национального кинематографа, ставшая основной во многих исследованиях, посвященных феномену британского кино. Временные вехи исторического и художественного развития, их основные тенденции обозначены обобщающими статьями, частные художественные и социальные проблемы определенного периода, представленные фильмами, раскрываются в разделе «История и фильмы», а вклад отдельных личностей, режиссеров и актеров в кинематограф разбирается в разделе «Personalia»1.

Наиболее рельефно политические реалии отражаются в документальном кино. В историографии данной проблемы необходимо отметить исследование Л.Ю. Мальковой «Современность как история. Реализация мифа в документальном кино» . Автор стремится выявить механизмы проявления «киноправды», сохранившиеся на протяжении развития документалистики, но не освобождающую этот вид кино от власти мифа, который, во-первых, слагается из кинофактов, а, во-вторых, воплощается в экранных метафорах сначала 20-х годов, а затем реализуется в социальной практике 30-х, подчиняя себе комплекс публицистики. В ее работе доказывается, что документальный «взрыв» в кино 80-х связан с трансформацией мифа, что приводит и к изменению массового сознания.

Анализируя историографию проблемы кино-фотодокументов как свидетельств развития международных отношений, представляется целесообразным отметить не проблемную, а издательскую сторону вопроса, отметив деятельность издательства «Материк», выпускающего труды сотрудников Института киноискусства.

В четвертую группу работ необходимо выделить справочную литературу, в значительной степени различающуюся по своему содержанию. Книгу Дона Б. Соува «125 запрещенных фильмов. Цензурная истории мирового кинематографа» (125 Forbidden Films: Censorship Histories of 125 Motion Pictures) можно с полным правом назвать историей американской киноцензуры, поскольку в ней рассказывается о судьбе 125 фильмов, начиная с «Рождения нации», «Голубого Ангела» и заканчивая «Основным инстинктом» и «Списком Шиндлера». Все эти киноленты, так или иначе, подверглись цензуре - по политическим, религиозным, социальным или сексуальным мотивам.

Пятая группа исследований представлена кандидатскими и докторскими диссертациями, в которых анализируется процесс отражения мировых реалий в кинематографических произведениях.

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе проблема взаимосвязи мирового политического процесса и развития мирового кинематографа получила достаточно развернутое освещение, она практически не анализировалась в политологическом ракурсе. Но именно политологический подход позволяет выявить причины внимания, проявляемого как политиками, так и мировой общественностью к тому, как, кем и в каких целях в кинопроизведениях поднимаются те или иные проблемы миропорядка, каким образом в них запечатлевается эволюция состояния международных отношений. Не получила освещения и проблематика, связанная с воздействием кино на формирование глобального гражданского общества. Все это определило выбор темы исследования и основные векторы научного анализа.

Объект исследования — состояние международных отношений начала XXI века, как результат их сложного и динамичного развития.

Предметом диссертационного исследования стали процессы международного политического взаимодействия, связанные с деятельностью мирового кинематографа.

Рабочая гипотеза диссертации построена на основе изучения комплекса кинодокументов, отражающих развитие мирового кинематографа в контексте углубления процессов взаимовлияния и взаимозависимости разных стран и регионов. Бурный, неоднозначный характер мировых политических процессов стал результатом вовлечения в международное взаимодействие новых участников, что явилось причиной непредсказуемости как самих процессов, усложнило прогнозирование общественной реакции на них. Все это потребовало расширения спектра источников, способствующих исследованию международных отношений в их нелинейной динамике, в частности, привлечения столь широко понимаемого комплекса источников, как кинодокументы, включающие собственно документальные фильмы и те произведения мирового кинематографа, которые появились как ответ на острые мирополитические реалии.

Цель диссертационной работы заключается в концептуальном осмыслении политической составляющей состояния международных отношений в ракурсе эволюции мирового кинематографа и современных возможностей киноискусства.

Данная цель предполагает решение следующих научных задач:

раскрыть необходимость введения в научный оборот фактов, касающихся развития современных международных отношений, полученных на основе исследования* нового источникового массива;

выявить политическую значимость определения концептов- критериев состояния международных отношений, характеризующих их столетнюю эволюцию и динамику в условиях глобальных трансформаций;

обозначить роль международных неправительственных организаций и институтов гражданского общества в сохранении культурного многообразия посредством возможностей мирового и национального кинематографа;

проанализировать влияние политических реалий на процесс отражения основных проблем международных отношений конца XX - начала XXI века в произведениях мирового кинематографа;

дать анализ особенностей формирования политического языка кинодокументалистики и проследить его связи с мирополитическими реалиями;

определить возможности документального кино в освещении актуальных проблем миропорядка и развития политической культуры общества;

раскрыть причину усиления влияния политических процессов, порожденных как глобализацией, так и фрагментацией, на формирование международного фестивального пространства.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе работы лежит цивилизационный анализ мирового развития, нашедший отражение в произведениях мирового кинематографа. Вместе с тем такой анализ потребовал сравнения полученных выводов с результатами выводов авторов, стоящих на позициях постмодернизма. Не менее значимыми представлялись исследования семиотики кино, проведенные одним из основателей Тартуско-московской семитической школы Ю.М. Лотманом. Семиотика раскрывает «невидимое и

неслышимое» аудиовизуального языка, обращая внимание на ракурс, композицию, коннотации образов, репрезентации и значения.

Теоретической основой исследования послужили положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, материалах международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров в области теории международных отношений, геополитики и геокультуры.

Методологической основой исследования стали современные общенаучные методы, включающие системный подход, аналитический, эмпирический и институциональный методы, методы статистического и комплексно-факторного анализа, экспертных оценок, экстраполяции тенденций, абстрактно-логического исследования. Также работа построена на основе применения политологических методов исследования, среди которых необходимо выделить контент-анализ и ивент-анализ и специальные методы анализа кино-фотодокументов.

Эмпирическая база диссертации построена на изучении широкого массива источников. Значительную часть источников составили материалы такой специализированной международной организации, как ЮНЕСКО, в которых развиваются идеи культурного многообразия и культурной свободы. Также использовались материалы международных неправительственных организаций, объединяющих деятелей киноискусства. Ценный материал собран в Докладе о развитии человека (2004) «Культурная свобода в современном многообразном мире», подготовленном под эгидой Программы развития ООН (ПРООН).

Для введения проблематики в геополитический контекст потребовалось обращение к основополагающим документам по внешней политике Российской Федерации.

Важнейшим источником для диссертации являются кинематографические документы (кинодокументы). Согласно Государственному стандарту, это - аудиовизуальные документы на пленочном носителе, содержащие зафиксированные на них посредством кинематографической техники предметы в виде последовательно расположенных фотографических изображений, а также звуковую информацию в звуковых кинофильмах. К анализу были привлечены как архивные документы, так и материалы, создаваемые современным кинематографом.

Насыщенным источником информации по теме исследования стали Интернет-ресурсы.

Результаты диссертационного исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, определяющих содержание международных отношений и пути повышения эффективности международного сотрудничества, которые отражают сложные процессы взаимовлияния геополитики и геокультуры в цивилизационном ракурсе.

Наиболее важные результаты, характеризующие научную новизну исследования, заключаются в следующем:

- в диссертации раскрываются причины углубления взаимосвязи теоретических и источниковедческих основ изучения международных отношений, отражающие особенности появления новых направлений научного поиска в области международных исследований;

автором отмечен усиливающийся интерес исследователей к новым источникам, позволяющим характеризовать цели, средства и стратегии международных акторов, а также выявлять особенности общественной реакции на реализацию таких целей и стратегий, которые проявляются в обращении политологов для анализа позиций субъектов международных отношений к произведениям мирового кинематографа;

диссертантом проанализирована специфика кино

фотодокументов как источника изучения международных отношений, выделены те периоды и проблемы мирового политического развития, которые актуализируют обращение к кино-фотодокументам;

в ракурсе глобальной проблемы достижения культурной свободы при сохранении национального культурного многообразия в диссертации раскрыты особенности международной политической дискуссии о национальном культурном наследии;

доказывается, что при безусловном погружении кинематографа в мировую политику, его нельзя считать ее зеркалом, но именно кино оказывается мощным средством воздействия на массовое сознание, на развитие политической культуры и формирование институтов гражданского общества как на национальном, так и на глобальном уровнях;

в работе выявлены и структурированы основные концепты- критерии состояния международных отношений, прослеживается динамика внимания мирового сообщества к лежащим в основе таких концептов проблемам, которая фиксируется кинематографическими средствами;.

раскрывается специфика политического языка кинодокументалистики, который благодаря тесному сотрудничеству документалистов разных стран, разворачивающемуся с момента рождения кинематографа, превратился в универсальный язык, понятный представителям всех стран и культур, и имеющий уникальные возможности донесения до широкой международной аудитории информации о важнейших мировых политических событиях и процессах, позволяющий прогнозировать изменения состояния международных отношений;

- отражена тенденция формирования глобального гражданского общества, основанная не только на сотрудничестве его отдельных институтов, но и социально-политических движений, среди которых выделяется фестивальное движение, имеющее такую яркую составляющую, как фестивали документального кино, которые дают возможность выносить на общественное обсуждение актуальные политические проблемы и демонстрировать интересы различных социальных и политических групп.

Положения, выносимые на защиту, состоят в следующем:

Особое внимание к возможностям анализа международных политических процессов посредством привлечения материала мирового кинематографа со стороны авторов структуралистского направления исследований обусловлено не только тем, что они выделяют тенденцию усиления роли новых негосударственных акторов, но и их вниманием к каркасу, структуре международных отношений, обозначению узловых элементов этой структуры, на которые также указывают знаковые произведения кинематографа.

Именно кино позволяет моделировать международные ситуации, являющиеся или могущие быть поворотными пунктами мировой политики, и представлять такие модели широкой международной аудитории, вызывая реакцию, которая свидетельствует как о формировании общих интересов и ценностей, так и о сохраняющихся, а в некоторых случаях углубляющихся различиях в оценках мировых политических процессов.

Постоянное расширение участия деятелей кино в политике и общественных и политических деятелей и кинематографе, отмечаемое на протяжении почти столетней истории кино, стала проявлением усиления роли субъективного фактора в международных отношениях. Однако для политиков не менее важно использование средств кинематографа в презентации новой или иной идентичности, которая отвечает запросам и интересам их сторонников, но не может быть представлена традиционными политическими средствами.

Актуализация обращения к блоку аудиовизуальных источников исследования международных отношений в полной мере отвечает таким их характеристикам, которые связаны с глобальными информационными и инновационными процессами, отражает возросшее значение креативного потенциала в реализации национальных стратегий развития, что получает поддержку в деятельности таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ПРООН и других, а также в деятельности новых институтов гражданского общества, объединяющих представителей творческих профессий и творческих индустрий из разных стран.

Анализ процесса появления и исчезновения концептов-критериев состояния международных отношений в кинематографических произведениях позволяет выделить специфику развития глобального культурного пространства в его взаимосвязи с геополитическими реалиями.

Тематика международных фестивалей документального кино, в целом, и их фильмов-призеров, в частности, указывают на иерархию международных политических проблем в глазах формируемого глобального гражданского общества, что можно заключить по значительному числу фестивалей с правозащитной или миграционной проблематикой.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии концептуальных подходов к анализу комплекса источников по проблемам международных отношений и мирового политического и социокультурного развития с целью формирования объективной картины развития миропорядка, выявления ведущих тенденций углубления глобальной взаимозависимости; в теоретическом уточнении содержания основных концептов-критериев мировой политики.

Практическая значимость диссертации заключается в расширении возможностей международного сотрудничества на всех уровнях, важнейшей частью которого выступает международное культурное взаимодействие. Материалы работы могут быть использованы для совершенствования международных культурных связей Российской Федерации, в частности во время проведения годов зарубежных стран в России и годов России в зарубежных государствах (например, Года России во Франции, 2010). Раскрытие важнейших проблем мирового развития, находящих отражение в произведениях мирового кинематографа, способствует формированию программы патриотического воспитания российской молодежи.

Также материалы диссертации могут использоваться в вузовских курсах по политологии и международным отношениям.

Апробация диссертации. Диссертация подготовлена и прошла обсуждение на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Результаты исследования отражены в публикациях, были рассмотрены на международной научной конференции «Взаимосвязь глобализации и модернизации: обстоятельства места и времени», проведенной Институтом политики и деловых коммуникаций в феврале 2010 г., а также получили отражение в педагогической работе автора и его участии в деятельности Национальной Академии Кинематографических Искусств и Наук России.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Эволюция состояния международных отношений : на материалах кинематографических источников