Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Борьба идейно-политических течений 50-70-х годов XX века в Армянской действительности Хачатрян, Бахшик Аршамович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хачатрян, Бахшик Аршамович. Борьба идейно-политических течений 50-70-х годов XX века в Армянской действительности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Ереванский гос. ун-т.- Ереван, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/1254-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На нынешнем зілю революционной перестройки нашей общественной жизни постепенно расширяются возможности глубокого изучения истории развития народов нашей ог-роїяіой многонациональной страны, раскрытия основных принципов и ценностей их духовной культуры. В этой связи весьма существенным оказывается познавательное и политико-воспитательное значение исследования деятельности армянских идейно-политических течений 50--70-х годов XIX века. Перестройка вызвала небывалый подъем патриотических чувств народов; возрос общественный интерес к истерии нашего отечества, к богатствам нашей многовековой, многонациональной культуры. Б то же время от каждого исследователя требуется, чтобы "...здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каддой национальной культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объек-тианс-'о процесса взаимодействия и сближения национальных культур".'

Анализ истории армянской философской кнели XIX века, философского наследия различных мыслителей, содержания периодической печати, а также ряда научных исследований показывает, что з оценке сорьбы идейно-политических течений названного периода и е их классификации обнаруживается значительный пробел. Заслуги деятелей названной эпохи оценивались в основном по критериям узкоклаессвых интересов. Игнорировалась роль национально-консерватиБного направления , оставалось в тени просветительско-демократа еское идейно-политическое течение. Борьба мыслителей прошлого за сохранение самобытности национального облика интерпретировалась как проявление национализма и шовинизма. Результаты такого подхода могут сыграть I. См.: Материалы ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат,1986. - С.53.

роковую роль в судьбе малочисленных народов, особенно в случае, когда этот подход обретает значимость государственной политики. Именно в силу такого подхода общеармянское национальное движение за самоопределение карабахских армян и присоединение Карабаха к матери-Армении, начавшееся в феврале 1988 года, было необоснованно сочтено проявлением экстремизма. Однако может ли быть экстремистом целый народ или нация? Следовательно, актуальность данного исследования заключается еще и в том, что проводимый в нем историко-философский анализ борьбы идейно-политических течений прошлой зно-хи послужит раскрытию причин накопившихся веками межнациональных противоречий и поможет их разумному урегулированию.

Для претворения в жизнь стратегических идей перестройки требуется принципиально новый подход к осмыслению нашего прошлого, в том числе к истории становления и борьбы идейно-политических течений. Необходимо преодолеть некоторые укоренившиеся в нашей научной литературе стереотипы одностороннего осмысления роли религии и церкви в политической и духовной жизни армянского народа. Нельзя, трактуя религии как сугубо иллюзорное мировоззрение, упрощенно, поверхностно оценивать роль религиозно-ортодоксального идейно-политического течения в армянской действительности. Являясь носительницей религиозного мировоззрения, названное течение вместе с тем веками аккумулировало в своей деятельности национально-культурные и общечеловеческие ценности, которые сегодня могут играть важную роль в деле воспитания нравственно чистых, гуманных членов общества.

ПХ век явился для армянского народа периодом формирования и консолидации армянской нации, эпохой ожесточенных столкновений старых и новых социально-политических сил, эпохой борьбы между прошлым и будущим, религиозностью и свободомыслием. Процесс же консо-

- З -лндацик ар>дянскоЗ нашій протекал в весьма сложных обстоятельствах. Армянский народ находился под властью различных политических режимов к в разянх условиях социально-экономического развития. Естественно , это отрицательно влияло на ход исторических перемен, но не могло затормозить поступательное движение истории. Своеобразие этого процесса заключалось еше и в тем, что если Восточная Армеїшя находилась под властью политического режима России, народ которой стреїлилея к прогрессу соразмерно с темпами развитая европейской цивилизации, то Западная Армения вынужденно была погружена в реакционную атмосферу османского владычества. И если политический режим этого последнего центра теократической империи "...превратился в серьезный тормоз для прогресса Европы" , то нечего ухе и говорить об Армении. Напротив, ориентация на демократические силы России в национально-освободительном движении ариян явилась законом жизни и источником ее поступательного движения. Еце в середине ХУШ века армянский народ стал связывать надежды на свое освобождение с судьбой русского народа. А в середина XIX века передовые армянские мыслители развернули на страницах печатных органов бурную деятельность с целью подчеркнуть роль русского народа в деле воссоединения обеих частей Армении. Глубокий анализ истоков русской ориентации армян поможет лидерам нынесних неформальных движений осмыслить богатый опыт ;: сложный путь исторического развития народа, выбрать правильный путь тактической борьбы при решении межнациональных проблем.

Пути исторического развития'Армении, его перспективи являлись одной из главных проблем, вокруг которой сталкивались классовые интересы идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века в ар-

I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 9. - С. 239.

- 4 -минской действительности. Названный период характеризуется для Армении наличием острых социально-политических противоречий. Развиваясь в неимоверно трудных условиях социальной эксплуатации и национального гнета, находясь в горниле столкновения политических интересов европейских государств, которые, как дамоклов меч, нависли над Западной Арменией и.толкали ее на грань гибели, передовая мысль е Армении искала выход из создавшегося положения. На примере борьбы идейнс-политкческих течений названной эпохи можно лишний раз наглядно убедиться в беспочвенности бытующих донине взглядов, всячески игнорирующих роль малочисленных народов в общем ,1'ле политической борьбы.

Состояние изучения проблемы. Проблеме классификации идейно-политических течений и их борьбы посвящено множество монографий, сборников, научных трудов. Советскими философами создан ряд ценных трудов, посвященных главным направлениям в области философии и социологии народов России. Анализ реакционных и консервативных течений религиозно-идеалистической философии, философских и социологических взглядов деятелей либерально-буржуазных и революционно-демократических течений, сущности политической борьбы народничества получили определенное отражение в трудах по истории философии.

Б разработку ряда проблем, касающихся истории становления и развития общественных течений армянской действительности XIX века, весомый вклад внесли труда В.А.Аветисяна, Г.А.Ватьяна, К.А.Дание^.я-

I. История философии: б т. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1959. -Т. 4; История философии в СССР: 5 т. - М.: Наука, 1968. - Т. 3; Габриэльян Г.Г. История армянской философской мысли: 4 т.-Ер.: Айпетрат, 1959. - Т. 3 (на арм.яз.).

на, Д.Г.Иоаннисяна, М.А.Мхитаряна, В.А.Рштуни, А.Б.Хачатуряна.

Для выяснения мировоззренческой основы и определения критериев классификации идейно-политических течений ценную информацию содержат исследования М.Н.Ахошша, С.Ш.Зурабяна, Г.М.Казаряна, Г.К. Мирзояна, Р.П.Нанумяна, А.М.Тевосяна.

Во всех вышеуказанных трудах на богатом материале печатных органов ХУШ-ХІХ веков показана важная роль прессы названного периода

1. Аветисян В.А. Начало марксистско-ленинского этапа развития ар-
У.ЯНСКОЙ общественной мысли. - Ер.: Айастан, 1976 (на арм.яз.);
Ватьян Г.А. Из истерии борьбы материализма против идеализма в
армянской философской и естественнонаучной мысли конца XIX ве
ка. - М.: Изд-во Моск.ун-та, I960; Даниолян К.А. Армянская на
родническая белетристика в XIX веке. - Ер.: АН Арм.ССР, 1973
(на арм.яз.); Иоаннисян А.Г. Налбандян и его время. - Ер.: Ай-
петрат, 1956. - Кн. 2 (на арм.яз.); Мхитарян М.А. Из истории
восточноармянской периодической печати второй половини XIX в.
("Пордз", "АрдзагатГ). -Ер.: Изд-во АН Арм.ССР, 1976 (на
арм.яз.); История армянского народа. - Ер.: ДуЙс, 1967. - Т. 3
(на арм.яз.); Ритуни В.А. Из истории армянских общественных
течений. - Ер.: Изд-во Акад.наук Арм.ССР, 1956 (на арм.яз.);
Хачатурян А.Б. История прогрессивной армянской философской и
общественно-политической мысли конца ХУШ - середины ПХ века.

- М.: Изд-во высшая школа, 1973.

2. Акопян И.Н. Еуряал "Метеора" в западно-армянском просветитель
но-демократическом движении. - Ер.: Изд-во АН Арм.ССР, 1977
(на арм.яз.); Зурабян СІП. Очерки развития армянской экономи
ческой мысли. - Ер.: АН Арм.ССР, 1959 (на арм.яз.); Казарян
Г.М. Арутюн Свачян. - Ер.: Сов.грох, 1931; Марзоян Г.К. Крити
ческий анализ армянской философской мысли ХУЛ века. - Ер.: Изд-
во ЕІ7, 1983 (на арм.яз.); Нанумян Р.П. Церенц (жизнь и творче
ство). - Ер.: АН Арм.ССР, 1986 (на арм.яз.); Нанумян Р.П. Сте-
панос Назарян (жизнь1к деятельность). - Ер.: АН Арм.ССР, 1978;
Тевосян A.M. Армянская логическая мысль XIX века. - Ер.: АН
Арм.ССР, 1976 (на арм.яз.).

в борьбе за консолидацию нации и национально-освободительного движения, освещена ее роль в деле развития духовной культуры народа, уточнены некоторые подробности организации и публикащи печатного дела.

Армянские философы, историки, литературоведы приложили немало усилий в деле научной разработки вопросов роли и деятельности писателей и публицистов прошлого века. Весомые исследования посвящены А.Арпиаряну, А.Айкуни, Ст.Назаряну, Ст.Воскану, М.Маыуряну, Н.Руси-няну, А.Свачяну, Сг.Паласаняну, Гр.Арцруни, Гр.Чилинкіїряну, А.Гара-гашяну, Н.Зораяну, А.Поповичу и ряду других мыслителей эпохи. Было опубликовано значительное количество статей по оценке отдельных печатных органов.

Б результате совместных усилий исследователей достигнуты значительные успехи в разработке критериев оценки места и роли идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века, раскрыты некоторые черты лежащих в их основе классовых интересов, цель-и сущность их идейной борьбы. Но вместе с тем, еще существует множество неизученных аспектов теоретического и методологического характера. Б частности, до сих пор наблюдается неодинаковый подход к оценке мировоззренческих проблем данного периода и неидентичная классификация названных течений.

Цель и задачи исследования. Цель предпринятого исследования заключается в том, чтобы на основе архивных материалов, анализа содержания периодических печатных органов XIX века и с учетом имеющихся публикаций выявить социально-экономические аспекты становления и идейной направленности деятельности и борьбы идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века, раскрыть роль этих течений в деле национально-освободительного движения армянского народа, в борьбе

за сохранение его национального облика и самобытности.

Для достижения отмеченной цели диссертант счел необходимым поставить и решать следующие исследовательские задачи:

раскрыть последствия потери армянской государственности, внутренний и внешнюю политическую ситуацию Восточной и Западной Армении;

интерпретировать причины образования армянской диаспоры, проанализировать ее роль в национально-освободительной движении армянского народа и в развитии национальной культуры;

критически оценить бытуюцую практику классификации идейно-политических течений армянской действительности 50-70-х годов XIX века, уточнить сферу деятельности их представителей;

выявить некоторые черты ііировоззренчвской борьбы названных течений, раскрыть их социально-классовую сущность;

в сзязи с многообразной деятельностью армянской церкви дать конкретно-историческую оценку роли религии и церкви в жизни армянского народа, показать вредоносность нетерпимого поведения в отношении друг к другу религиозных общин;

показать роль и значение органов печати идейно-политических течений 50-70-:: годов XIX века в деле просвещения народа, пропаганды национально-освободительного движения и борьбы за русскую ориентацию.

Научная новизна диссертации. Тема становления, деятельности и борьбы идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века в армянской действительности принадлежит к числу малоизученных тем в философской литературе. До настоящего времени философы в своих исследованиях не в полной мере освещали проблемы, разрабатывавшиеся на страницах армянской периодической печати XIX века; не были про-

- 8 -изведены системно-целостный историко-философский анализ и идентичная классификация деятельности названных течений.

Сравнительный анализ разнобоя в классификациях идейно-политических течений свидетельствует о том, что выражавшиеся в них интересы социальных слоев не изучались с достаточной глубиной и всесторонностью. Не раскрывалась роль каждого течения в борьбе за сохранение национального облика и самобытности народа. Б этом аспекте особенно важным представляется раскрытие отличительных черт деятельности религиозно-ортодоксального и национально-консервативного идейно-политических течений. Б работе доказывается, что первое из них, хотя и способствовало борьбе за национальную независимость и консолидапию армян, тем не менее, являлось опорой господствующего режима, тогда как второе боролось за сохранение в чистоте национальной культуры, самосознания, этических норм, традиционных семейных отношений и, тем самым, противоборствовало ассимиляторской политике завоевателей.

На загату выносятся следующие положения:

  1. Интересы социальных классов обусловлены их неодинаковым отношением к средствам производства, а вклад крупных мыслителей, выражающих эти интересы, образует в совокупности историю духовной культуры каждого народа. Осмысливая с разных точек зрения возможности реализации поставленной перед нами цели, эти мыслители разрабатывали социально-политическую программу, выражающую интересы соответствующих классов и сословий. Для тех наций, которые находятся под игом политического режима какого-либо другого народа, борьба за внедрение в жизнь таких программ становится основным содержанием деятельности идейно-политических течений.

  2. В армянской действительности 50-70-х годов XIX века сталки-

вались классовые интересы крепостников, крепостных, мелких производителей, промшленников, ростовщиков, торговцев, ремесленников, ам-каров. Постепенная ломка феодальних отношений, традиций, нравов и обычаев обостряла межклассовые противоречия и борьбу идейно-политических течений. Следовательно, исследуемая эпоха более богата противоборствующими силами и соответственными течениями, чем это традиционно прослеживается в литературе.

  1. Для уточнения идеологического направления деятельности представителей идейно-политических течений и их печатных органов необходимо учитывать условия и уровень развития социально-экономических отношений, классовую структуру общества, характер развертывающихся исторических событий, политический режим господствующей нации. Последний фактор имеет немаловаляое значение, ибо, находясь под игом чужих народов и под воздействием их политической идеологии, деятели армянских идейно-политических течений имели весьма ограниченные возможности для открытого выражения своих классовых интересов.

  2. Теоретическую основу программных действий идейно-политических течений исследуемого периода необходимо искать не только в экономических и социально-классовых отношениях-в Армении и армянских колониях, но и в мировоззренческих обобщениях философских и социологических школ тех стран, где получала высшее образование армянская молодежь.

  3. Традиционное осмысление роли и деятельности идейно-политических течений только по критериям революционного демократизма ограничивало возможность раскрытия всего богатства их содержания.

  4. Хотя духовные отцы армянской церкви проявляли нетерпимость к общинам армянских католиков и протестантов, тем не менее, их

деятельность необходимо рассматривать в общем русле религиозно-ортодоксального идейно-политического течения, ибо она имела сходную основу и классовые интересы. Более того, деятельность названного течения не ограничивалась рамками узкоклассовых интересов. Оно проникало в сферу исследования проблем арменистики, организовывало учебное дело, способствовало сохранению культурного наследия и духовного облика народа, временами вдохновляло национально-освободительное движение.

  1. Подчеркивание роли родного языка и ценностей культурного наследия в деле сохранения национальной самобытности и облика не есть проявление национализма. Б борьбе против слепого подражания европейской цивилизации деятели национально-консервативного идейно-политического течения отнюдь не ставили цель изолировать народ от русла общечеловеческого развития.

  2. Просветительство традиционно рассматривалось в основном как проявление духовного развития данного периода, как часть обществоведческих взглядов мыслителей, но не как отражение экономических и социально-классовых противоречий эпохи, как проявление классовых интересов определенного социального слоя или как своеобразная мировоззренческая борьба, то есть некое идейно-политическое течение. Между тем, просветительскс-демократическое идейно-полити-чс-зкое течение в 50-70-х годах ПХ века еще не исчерпало себя и не изолировалось от классовой борьбы.

  3. Деятели идейно-политических течений, через печатные издания нацеливая армянский народ на русскую ориентацию, одновременно доказывали, что народ должен завоевать свободу своими силами, ибо если каждое государство борется за свои интересы, то для малочисленной нации, находящейся под властью могучего государства, сила

- II -

играет роль.права, справедливость имеет две мерки.

Практическая значимость работы. Содержащийся в диссертации фактический материал, теоретические вывода и обобщения могут быть использованы в вузовском куре лекций по истории армянской философской мысли XIX века; в спецкурсах по истории национально-освободительного движения армянского народа; по истории армянской журналистики; истории религии в Армении; при определении тематики студенческих реферативных работ по истории борьбы идейно-политических течений в армянской действительности; в лекциях, предназначенных для слушателей курсов по изучению истоков национальной культуры и этапов развития национально-освободительного движения армянского народа, а также в массовой лекционной пропаганде.

Раскрытие автором мировоззренческих основ и сущности борьбы идейно-политических течений имеет не только познавательное, но и социально-политическое значение, особенно в борьбе против наших идеологических противников.

Положения диссертации использованы при разработке тем: "Общественный прогресс"; "Роль личности и народных масс в истории"; "Религия как форма общественного сознания"; в пособии "Методические указания и примерная тематика для контрольных работ по марксистско-ленинской философии" (Ереван, 1987г., типография ЕрЗВИ, 5,5 п.л. , авторы - Хачатрян Б.А., Батьян Г.А.); в статье "О некоторых методологических аспектах интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи" в "Межвузовском сборнике научных трудов" (Ереван, 1987г., типография Мин.проев.Арм.ССР, 7 п.л., авторы - Батьян Г.А., Хачатрян Б.А.).

Методология и источники исследования^ Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, армян-

- 12 -ских марксистов, материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС.

В работе широко использованы общая и специальная литература по истории философии, труды ряда авторов по истории армянской философской и общественно-политической мысли, печатные органы XIX века.

В основу работы положен диалектическо-материалистический метод исследования.

В процессе работы над диссертацией использовались также методы историко-философского анализа, сравнения, сопоставления целого и частей.

Апробация работы. Положения диссертации излагались на второй научной конференции молодых научных сотрудников Ереванского зоотех-ническо-ветеринарного института, посвященной 50-летию образования СССР (1972г.), на совете кафедр общественных наук Ереванского зоо-техническо-ветеринарного института (1975,1978,1987г.г.), на заседании кафедры философии и научного коммунизма вышеназванного института (1971,1981,1985,1986,1987,1988,1989г.г.), в ШК преподавателей общественных наук при Белорусском государственном университете им. В.И.Ленина (1975г.), при Ленинградском государственном университете им.А.А.Кданова (1981г.), при Киевском государственном университете им.Т.Г.Шевченко (1986г.), на годичном собрании армянского отделения философского общества СССР (1987г.), на научной конференции Ереванского зоотехническо-ветеринарного института, посвященной 70-летию Октября (1987г.).

Диссертационная работа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Киевском ордена Ленина государственном университете им.Т.Г.Шевченко (протокол К 23 от 17 июня 1986г.).

Диссертация в целом обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и научного коммунизма Ереванского ордена "Знак Почета" зоотехническс-ветеринарного института, а такте на заседании отдела истории армянской философии Института философии и права All Арм.ССР.

Структура и ооЧем работы. Диссертация (196 страниц машинописного текста) состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Борьба идейно-политических течений 50-70-х годов XX века в Армянской действительности