Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Цвык Ирина Вячеславовна

Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ
<
Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цвык Ирина Вячеславовна. Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03.- Москва, 2002.- 373 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/71-3

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ с. 3-26

ГЛАВА I. Духовно-академическая философия: традиции профессионального знания и образования

Истоки развития духовно-академической философии

XIX в с. 27-63

Санкт-Петербургская и Московская

духовные академии с. 64-102

Киевская и Казанская духовные академии с. 103-137

ГЛАВА II. Философское обоснование теизма в духовно-академической традиции

    1. Философская интерпретация сущности религии с. 138-171

    2. Рационалистическое обоснование бытия Бога с. 172-203

    3. Теоретическое обоснование бессмертия души с. 204-224

    4. Учение о трех типах бытия с. 225-252

    ГЛАВА III. Духовно-академическая гносеология как теория богопознания

        1. Проблема соотношения веры и разума с. 253-283

        2. Проблема обоснования истины с. 284-308

        3. Учение о трех типах познания и цельном знании с. 309-339

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 340-350

        БИБЛИОГРАФИЯ с. 351-373

        Введение к работе

        В настоящее время наблюдается значительный рост общественного и научного интереса к истории отечественной мысли, особенно к тем периодам, проблемам и персоналиям, которые изучены недостаточно. Во времена цивилизационных сдвигов в обществе повышается интерес к тем духовным и теоретическим основаниям, которые составляют основы цивилизации. Роль и значение истории русской философии в этом контексте трудно переоценить, ибо она решает задачу "историко-философского россиеведения", исследования корней и специфики отечественной цивилизации, что, в свою очередь, побуждает к раскрытию внутреннего единства русской философии путем исследования разнообразных явлений русской философской мысли.

        В современной истории русской философии назрела научная необходимость изучения феномена духовно-академической философии XIX в. как полноправного направления русской философской мысли.Возникшая в XVII- начале XVIII вв. в связи с задачами преподавания философских дисциплин в Киево- Могилянской и Московской Славяно-Греко-Латинской академии, духовно-академическая философия к середине XIX в. достигла определенных теоретических высот. Мощным импульсом к ее развитию стало образование Министерства народного просвещения (1802 г.), а также реформа духовного образования, осуществляемая в течение XIX в и связанная с принятием трех Уставов духовной школы - 1809-14гг., 1869-70 гг., 1884 г.

        Реформирование духовного образования предполагало, в качестве одного из основополагающих моментов, качественное повышение уровня преподавания философских дисциплин в духовных академиях. При этом перед профессорами и преподавателями философии была поставлена двуединая задача: во-первых, создать философские курсы, отвечающие уровню развития знания того времени, используя для этого новейшие философские идеи и учения Запада; во-вторых, сохранить чистоту православного вероучения, не допустить проникновения в академии рационалистических и материалистических идей. Духовно- академические философские курсы должны были также решить задачу философского обоснования основополагающих идей православного сознания.

        Необходимость использования философской методологии для интерпретации религиозных идей была обусловлена социально- исторической и интеллектуальной ситуацией того времени. Распространение в российском обществе первой половины XIX в. идей западноевропейского рационализма и материализма, а также разного рода неправославных мистических течений требовало от православных мыслителей способности к высокому уровню теоретизирования и концептуальному обоснованию православных положений. Ответом на запросы времени явились оригинальные философские курсы, читаемые в Санкт-Петербургской, Московской, Киевской, Казанской духовных академиях, многочисленные переводы классической и современной западноевропейской философской литературы, философские учебники и словари, статьи в периодических изданиях, как церковных, так и светских, а также основательные философские труды профессоров российских духовных академий.

        Философские труды профессоров-академистов XIX в., их преподавательская, переводческая, издательская, теоретическая деятельность способствовала не только модернизации православного сознания, но и развитию русской философии в целом. Так, в 1840 г профессором Казанской духовной академии архимандритом Гавриилом (В.Н.Воскресенским) была опубликована шестая часть "Истории философии" - "Русская философия", справедливо считающаяся первым отечественным трудом по истории русской философии. Среди трудов профессора Киевской духовной академии С.С. Гогоцкого видное место занимает четырехтомный Философский лексикон ( 1857-1873), который, по сути, явился первой русской философской энциклопедией XIX в. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.Н. Карпов известен как переводчик на русский язык практически всех произведений Платона, с введением и комментариями. В.Н. Карпов, Ф.Ф. Сидон- ский, В.Д.Кудрявцев-Платонов создали первые русские учебные пособия по философии.

        В то же время, духовно-академическая философия как целостное явление, генетически восходившее к самым ранним этапам русской религиозно-философской культуры, до сих пор не становилось предметом специального систематического исследования. Изучение и анализ духовно-академической философии, тесно связанной с западноевропейской философской традицией и имеющей своей целью использование методологии и категориального аппарата последней, призвано преодолеть распространенную в исследовательской литературе гиперболизацию "самобытности" русской философской мысли, утвердить наличие в истории русской философии профессионально- философского направления и зафиксировать таким образом общую принадлежность русской философии к европейскому типу философствования.

        Помимо самостоятельного научного интереса, который представляет собой изучение духовно-академической философии в тех формах, в которых она зародилась и функционировала в российских духовных академиях (что, взятое само по себе, являет собой отдельный, малоизученный этап в истории русской философии), исследование этого феномена позволяет расширить представление о генезисе русской философии вообще и ее религиозно-философской составляющей в частности, проследить, как мощный идейный и теоретический потенциал, накопленный в российских духовных академиях после их реформирования, способствовал развитию профессиональной философии в России, разработке философского категориального аппарата, системному оформлению русского философствования.

        Разработка данной тематики, таким образом, отвечает насущным научно-исследовательским задачам истории философии, а тема настоящего диссертационного исследования представляется актуальной, научно обоснованной и теоретически оправданной. Кроме того, данная тема представляет несомненный интерес не только для историков философии, но и для религиоведов, историков православия, культурологов.

        Обращение к изучению духовно-академической философии открывает перед исследователем историю преподавания философских дисциплин в духовных академиях XIX в. и вместе с тем показывает, насколько глубоко российская философская мысль этого времени проникалась западноевропейскими философскими идеями, осмысливала рационалистические и материалистические установки западного общества, самостоятельно и творчески трансформировав их в своеобразные явления русского философского сознания. Эти процессы нашли свое отражение в трудах видных современных исследователей русской философии XVIII- XIX в. - А.И. Абрамова, А.И. Болдырева, М.Н. Громова, Б.В. Емельянова, П.В. Калитина, З.А. Каменского, В.А. Кувакина, М.А. Маслина, А.Т. Павлова, A.B. Панибратцева, A.A. Попова, В.Ф. Пустарнакова, A.B. Семушкина, В.В. Сербиненко, С.С. Хоружего, JI.E. Шапошникова, П.С. Шкуринова.

        Философское творчество представителей духовно-академической мысли стало предметом историко-философского анализа еще в первой половине XX в. Причем историко-философская литература этого периода явила разнообразие мнений и оценок феномена духовно- академического философствования. В трудах Н. Бердяева, Е. Боброва, Александра Введенского, Я. Колубовского, Н. Лосского, X. Раппопорта, Г. Шпета, Б. Яковенко отмечалась определенная роль в развитии русской философской мысли отдельных академических мыслителей ( в основном, Ф.Ф.Сидонского, П.Д.Юркевича, В.И.Несмелова), но высказывалось также и негативное мнение о духовно-академической философии в целом и отрицалось ее влияние на развитие русской философии. В то же время, С.Булгаков, В.Зеньковский, Э.Радлов, Г. Флоров- ский положительно оценивали отдельные аспекты философии академистов, характеризовали их как мыслителей, внесших значительный вклад в развитие русской религиозной философии.

        Исследование феномена духовно-академического философствования позволило выделить в его историко-философских оценках две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, духовно- академическая философия представляет собой неотъемлемую часть интегральной истории русской философии как "динамичной совокупности различных идей, составляющих вместе "цельное знание" русской философской рефлексии" . Она, вопреки мнению отдельных авторов , существовала не изолированно от общих процессов развития русской философской мысли. Особо отчетливо можно проследить взаимовлияние между академической и университетской философией, а также между академической и нецерковной русской религиозной философией, причем влияние духовно-академических авторов и их роль в развитии русской философии признавалась многими выдающимися русскими мыслителями. В разное время положительное мнение об отдельных ду- ховно-акдемических мыслителях, их трудах и деятельности высказывали В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Г.Г.Шпет. С другой стороны, стремление духовно- академических мыслителей не выйти за рамки православной традиции и их желание создать, путем "воцерковления" новейшей западноевропейской философии, своеобразный синтез европейского рационализма и православия обусловило непоследовательность многих рассуждений академистов и привело к общему критическому настрою и негативной оценке феномена духовно-академической философии в целом.

        При анализе исследовательской литературы обращает на себя внимание тот факт, что современниками духовно-академических мыслителей, как правило, положительно оценивалась их организаторская деятельность по распространению философских идей (переводческая, редакторская работа, написание философских учебников, создание энциклопедий и словарей), но подвергалась критике и негативной оценке собственно теоретическая деятельность. Известны высокие оценки деятельности Карпова, Сидонского, Голубинского, Гогоцкого, даваемые Белинским, Чернышевским в их рецензиях и статьях. Белинский дал высокую оценку переводам Карпова произведений Платона, а в рецензии на учебник Карпова "Введение в философию", который называл "добросовестным и серьезным произведением", писал, что автор "искусно владеет своею мыслию и обличает в себе зрелого наставника".Высоко оценил Белинский и переводческую деятельность Сидонского, и учебник по логике Новицкого, называя последний лучшим руководством по логике на русском языке.3

        Чернышевский в ранний период своей творческой деятельности также сочувственно относился к духовно-академической философии. Э.Л. Гайдадым, на основе анализа дневниковых записей молодого Чернышевского делает вывод о личном знакомстве Чернышевского с Го- лубинским и Сидонским. В статье "Очерки гоголевского периода русской литературы" Чернышевский подчеркивал роль духовных академий и их профессоров в распространении в русском обществе идей немецкой классической философии. Отмечая "заслуги протоиерея Ф.А.Голубинского", Чернышевский также подчеркивал, что немецкой философией "с любовью занимались в наших духовных академиях" и выражал надежду, что идеи и труды духовно-академических мыслителей "будут занимать в истории философии у нас такое же место, как и в истории богословия".

        Во второй половине XIX в., с распространением в российском обществе революционно-демократических, материалистических идей, оценки духовно-академической мысли в общественно-политической литературе становились все более жесткими и негативными. В многочисленных рецензиях и отзывах на Философский лексикон Гогоцкого, написанных Чернышевским, Писаревым, Антоновичем содержатся сугубо отрицательные мнения, упреки в слабости, неосновательности, логической противоречивости содержащихся там идей. О непримиримости противоречий между духовно-академическими философами и многими радикальными представителями русской интеллигенции середины XIX в. свидетельствует и полемика Чернышевского с Юркевичем по поводу "Антропологического принципа в философии". Полярные позиции указанных выше и других авторов в отношении духовно- академической школы, их стремление отгородиться от академических идей, объявив их несостоятельными, "абсолютно отрешенными от духа времени", "невыносимо скучными", породили общее негативное мнение об академическом философствовании, известное по историко- философским трудам конца XIX- начала XX в.

        Важной причиной критического настроя радикальной интелиген- ции по отношению к духовно-академической философии явилось также общее негативное отношение русского"общества" (т.е. интеллигентской среды) к профессиональной, "школьной", "метафизической" философии вообще, олицетворением которой во второй половине XIX в. являлись духовно-академические авторы. Оценивая интеллектуальную и культурную ситуацию в России середины XIX в., можно говорить о наличии в русском обществе двух противоположных подходов к пониманию философии. Первый - профессиональный, "метафизический", "технически сложный"- осуществляли академические авторы; другой - "философия на службе общества и общественных преобразований" - разделялся большинством "думающего" русского общества пореформенного периода.

        Осмысление наследия духовно-академических авторов продолжалось и в первой половине XX в. В работах по истории русской философии данного периода четко выражена следующая тенденция: авторы либо в целом негативно оценивали теоретическую сущность духовно- академической философии и отрицали ее влияние на развитие русской философии, но в то же время подчеркивали роль и значение отдельных духовно-академических мыслителей, чаще всего Юркевича, Сидонско- го, Несмелова (Введенский, Б. Яковенко, Г. Шпет, Н.Бердяев, В.Розанов), либо вообще не рассматривали духовно-академическую философию как целостный феномен, полагая, что нет никакой специфически академической традиции, а есть Кудрявцев-Платонов, Юрке- вич, Каринский, Дебольский, Несмелов с их идеями ( Н.Лосский, Х.Раппопорт, Я.Колубовский).

        В то же время, многие религиозные философы и историки философии нецерковного направления высоко оценивали вклад духовно- академических мыслителей в развитие "оригинальной" русской философии. Положительно отзывались об академистах В.Соловьев, Э.Радлов, С.Булгаков, Г. Флоренский. В. Соловьев прямо указывал на философию Юркевича как источник собственных взглядов. Радлов в "Очерках истории русской философии" солидаризировался с целым рядом идей Голубинского, Кудрявцева-Платонова, особенно высоко оценивал философию Несмелова. Булгаков в одном из своих выступлений в Праге в 1923 г. подчеркивал высокий теоретический уровень духовно-академических исследований. Г. Флоровский отмечал, что "в Академиях за XIX век сложилась своя философская традиция... создавалась обстановка философской наблюдательности...философское настроение...закладывались основания для систематической философской культуры".

        Особенно выделяется в ряду положительных мнений о духовно- академической философии историко-философский труд В.В.Зеньковского, в котором автор дал очень высокую оценку феномену академического философствования и попытался определить его специфику. В то же время, несмотря на обстоятельность анализа, духовно-академическая философия в его труде не представлена в виде целостного явления, а также практически не раскрыта связь академических теоретических построений с процессом преподавания философии как учебной дисциплины в академиях.

        Научное исследование духовно-академической философии продолжалось во второй половине XX в. Философские идеи отдельных представителей академической мысли, некоторые аспекты их философской теоретической и организационной деятельности, тенденции в развитии духовно-академической философии становились предметом историко-философского научного анализа в трудах А.И. Абрамова, В.В. Ванчугова, Н.К. Гаврюшина, Э.Л. Гайдадыма, A.A. Галактионова, И.С. Захары, М.В. Кашубы, В.А. Кувакина, М.А. Маслина, С.А. Ниж- никова, П.Ф. Никандрова, В.М. Ничик, A.B. Панибратцева, C.B. Пишу- на, О.С. Пугачева, В.В. Сербиненко, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошнико-

        Взаимосвязь духовно-академической философии с современным православным богословием и влияние философских и богословских идей академистов на развитие православной идеологии рассматривались и анализировались в работах Ю.Ф. Борункова, Л.П. Воронковой, В.И. Гараджи, Н.С. Гордиенко, Ю.А. Калинина, А.П. Моисеевой, В.А. Молокова, К.И. Никонова, М.П. Новикова, А.Б. Черткова, И.Н. Ябло- кова.

        Отдельные проблемы духовно-академической философии, главным образом, ее взаимоотношения с нецерковной русской религиозной философией анализировались в статьях и книгах зарубежных исследователей: Р. Адамса, Дж. Биллингтона, М. Виттига, Д. Депмана, Р. Пуле, Р. Робертса, Дж. Саттона,, А.Фритче, X. Хофмайстера, Л.Дж. Шейна.

        В современной православно-богословской литературе также освещались некоторые аспекты духовно-академической философии и ее влияния на развитие православной идеологии.17 Для современной богословской мысли характерна высокая оценка творчества духовно- академических авторов. Практически все статьи, посвященные академической философии изобилуют превосходными эпитетами, высказываемыми в адрес профессоров-академистов. Обобщая мнение современных богословов по поводу академической философии, можно выделить следующие основные моменты ее настоящего видения: во- первых, явно прослеживается тенденция к максимальному сближению богословского и философского в трудах академистов, их творчество определяется православными богословами как "богословско- философское" ( в каталоге МДА все философские работы академических профессоров расположены в разделах "Основное богословие" и "Догматическое богословие"); во-вторых, столь же явно выражена апологетическая направленность в оценке духовно-академических идей, постоянно подчеркивается, что философские поиски академистов "...не были изменой православию. Наоборот, они вызваны желанием философски осмыслить богатое духовное наследие Церкви и само Божест- венное Откровение." В-третьих, несмотря на повышение интереса современных богословов к вопросу соотношения православия и философии, а вместе с тем, и к трудам академистов (Л.Е.Шапошников отмечает, что в последнее время в связи с обострением борьбы между модернистской и консервативной тенденциями в богословии вопрос об отношении православия и философии выдвигается на одно из первых мест), практически нет серьезных богословских работ, посвященных анализу духовно-академической мысли. В каталоге МДА последние диссертационные работы по духовно-академической философии датируются 70-ми годами, а наиболее основательные статьи по этой теме были опубликованы в 1986 г. в связи с юбилеями МДА и ЛДА. При этом несомненно значение духовно-академической мысли для развития новаторских идей в православии. Духовно-академическое признание роли философии как важнейшего инструмента искания истины, в том числе и религиозной, является непосредственным источником современного православного видения религиозного сознания, в структуру которого органично входит философский элемент.

        Несмотря на определенный интерес к проблематике духовно- академической философии, в большинстве исследовательских работ, посвященных философскому творчеству профессоров российских духовных академий XIX в. не рассматривался подробно сам процесс преподавания философских дисциплин в духовных школах, его организация и теоретическое содержание. Кроме того, духовно-академическая философия как целостное явление, обусловленное философской составляющей духовного образования и представляющее собой концептуальное осмысление и философское обоснование основополагающих религиозных идей, - до сих пор не становилась предметом специального историко-философского анализа.

        В настоящее время растет исследовательский интерес к духовно- академической философии, прослеживается тенденция к осмыслению ее роли в развитии русской философии. В ряде публикаций последних нескольких лет, в недавних статьях и книгах А.И. Абрамова, Л.Е. Шапошникова подчеркивается большое значение духовно- академической философской традиции для развития русской философии. Л.Е. Шапошников в своих трудах представил осмысление синтеза православия и философии, осуществленного в рамках духовно- академической традиции. Э.Л. Гайдадым подробно проанализировал философию истории академистов. А.И. Абрамов в разделе о духовно- академической философии в рамках фундаментального труда "История русской философии" (под ред. Маслина М.А., М., 2001) представил наиболее полную на сегодняшний день картину преподавания философских дисциплин в российских духовных академиях, а также анализ взглядов наиболее крупных представителей духовно-академической философии - Сидонского, Карпова, Каринского, Голубинского, Кудрявцева-Платонова, Введенского, Скворцова, Авсенева, Гогоцкого, Юркевича, Бровковича, Несмелова. Кроме того, им дана общая характеристика феномена духовно-академического философствования, выявлены его теоретические истоки.

        В то же время, историко-проблемного исследования феномена духовно-академической философии, ее роли в русском философском развитии и влияния на светскую и нецерковную религиозную философскую мысль до сих пор предпринято не было. В сферу научного исследования попадали, как правило, одни и те же духовно-академические авторы - (Голубинский, Сидонский, Кудрявцев-Платонов, Юркевич, Несмелов), которые олицетворяли духовно-академическую мысль еще с середины XIX в. Исследование духовно-академической мысли осуществлялось преимущественно по персоналиям, а не по проблемам. Исключение составляет работа Гайдадыма, посвященная историософским взглядам академистов. В целях осуществления проблемно- аналитического исследования духовно-академической философии в данном исследовании выделены основные разделы в ее структуре: онтология, космология, гносеология, психология, проанализирована степень их разработанности и оригинальности. Данный анализ осуществлен на основе исследования трудов практически всех представителей духовно- академической мысли XIX в., как известных, так и мало изученных, а также на базе архивных материалов, документов, рукописей.

        История преподавания философии в духовных академиях также требует своего дополнения и уточнения. Круг изданий (преимущественно второй половины XIX- начала XX вв.), посвященных истории развития духовных академий в России, весьма ограничен, к тому же содержащиеся в данных источниках сведения о философском преподавании в академиях крайне незначительны. Вне научного оборота (в архивах, в библиотеках духовных академий, в мало известных изданиях ХУШ-Х1Х вв.) находится обширный исследовательский материал, который позволяет существенно расширить и углубить представление об академических философских курсах. Анализ этого материала, а также осуществленная на основе этого анализа реконструкция духовно- академической философии как цельного профессионально- философского феномена также представлены в данном диссертационном исследовании.

        Основной целью диссертации явился историко-философский анализ (на материалах философских курсов российских духовных академий и оригинальных трудов профессоров-академистов) духовно академической философии в России XIX в., представляющей собой самостоятельный этап в развитии русской философской мысли. Таким образом, объектом исследования выступает феномен духовно- академической философии, предметом же исследования - проблемное поле и специфика духовно-академической философии.

        Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи: определить исторический и социо-культурный контекст духовно-академической философии XIX в.; проанализировать (на базе анализа архивных документов и рукописей, а также других документальных материалов по истории российских духовных академий) процесс преподавания философских дисциплин в Санкт-Петербургской, Московской, Киевской, Казанской духовных академиях со времени их преобразования в 1809-14 гг. и до конца XIX в.; выявить и раскрыть теоретическое содержание оригинальных философских курсов в российских духовных академиях; осуществить периодизацию духовно-академической философии, определить основные этапы ее развития; исследовать важные структурные разделы духовно- академических философских курсов, а именно: онтологию, гносеологию, космологию, психологию, антропологию, определить их особенности в различных духовно-академических школах; раскрыть генезис и содержание основных понятий духовно- академической философии - "трансцендентальный монизм", "гносеологический реализм", "разумная вера", "Абсолютное (Безусловное, Бесконечное) бытие", "идеальное познание", "цельное знание"; раскрыть специфику духовно-академического философствования, обусловленную стремлением профессоров-академистов использовать философскую методологию для обоснования религиозных идей; выявить теоретические истоки духовно-академической философии, ее связь со святоотеческой православной традицией и западноевропейской философией ХУШ-Х1Х вв.; проследить связь духовно-академической философии с современным православным видением мира; определить место духовно-академической философии в русской философской традиции и ее влияние на развитие русского философствования.

        Для успешного решения данных задач в основу настоящего исследования был положен метод комплексного историко-философского анализа репрезентативного корпуса источников (архивные материалы, рукописи лекций, оригинальные философские труды профессоров духовных академий), который позволяет проследить развитие духовно- академической философии в России XIX в. Специфика предмета исследования обусловила необходимость сочетания логико- концептуального и историко-критического подходов к феномену духовно-академической философии, а также применение методов текстологического и религиоведческого анализа. Работа основана на научном принципе объективности, историзма, в ней нашли применение истори- ко-функциональный, историко-генетический и сравнительный методы исследования.

        Серьезной методологической основой диссертации явились труды Абрамова А.И., Борункова Ю.Ф., Болдырева А.И., Гаврюшина Н.К., Гайдадыма Э.Л., Гордиенко Н.С., Громова М.Н., Замалеева А.Ф., Захары И.С., Емельянова Б.В., Калитина П.В., Кашубы М.В., Кимелева Ю.А., Кувакина В.А., Майорова Г.Г., Маслина М.А., Новикова М.П., Ничик В.М., Павлова А.Т., Панибратцева A.B., Семушкина A.B., Сер- биненко В.В., Соколова В.В., Хоружего С.С., Черткова А.Б., Шапошникова Л.Е., Яблокова И.Н.

        Логика диссертационного исследования определяется проблемно-аналитическим методом. Философская проблематика, содержащаяся в академических учебных курсах и философских трудах профессоров духовных академий, анализируется по проблемам, а не в историко- персоналистском порядке. Принцип единства исторического и логического подхода позволяет реконструировать процесс преподавания философских дисциплин в академиях, исследовать закономерности генезиса духовно-академической философии XIX.

        В диссертации исследуются и анализируются следующие группы источников: разнообразные документы и материалы Архива Московской духовной академии: рукописи лекций, конспекты к философским учебным дисциплинам, материалы к лекциям по философским предметам, учебные планы и расписания, протоколы заседаний Правления МДА, отзывы на студенческие работы и др.; труды профессоров и преподавателей духовных академий, опубликованные как отдельными изданиями, так и в сборниках, ежегодниках, журналах (Прибавления к Творениям Святых Отцов, Вера и разум, Христианские чтения, Душеполезное чтение, Богословский вестник, Странник, Вопросы философии и психологии и т.д.); дореволюционная литература по истории российских духовных академий, исторические обзоры Чистовича И. (СПбДА), Голубцова Д., Смирнова С. (МДА), Аскоченского В., Голубева С., Малышевского И., Рыбинского В., Титова Ф. (КДА), Бердникова И., Знаменского П., Писарева Н., Терновского С. (КазДА); историко-философские источники конца XIX- первой половины XX вв. современная богословская литература по истории духовно- академической философии: исторические обзоры, статьи, диссертации; обширная современная исследовательская литература, как историко-философская, так и религиоведческая.

        Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем: введены в научный оборот и проанализированы архивные документы, аутентичные философские рукописные тексты, а также малоизвестные труды профессоров российских духовных академий; впервые в современной исследовательской литературе представлена полная картина преподавания философских дисциплин в

        Санкт-Петербургской, Московской, Киевской, Казанской духовных академиях, раскрыто содержание учебных курсов, определена хронология их прочтения; проанализирована духовно-академическая философия XIX в. как цельное историческое явление, являющееся неотъемлемой составляющей русского философского развития, определена специфика духовно-академического философствования, раскрыт социо-культурный контекст ее эволюции; впервые в современной литературе осуществлен историко- проблемный анализ духовно-академической философии XIX в., исследованы ее основные разделы: онтология, космология, гносеология, психология, определено ее влияние на русскую философскую мысль.

        Научная новизна исследования также определена следующими теоретическими положениями:

        В духовно-академической традиции XIX в. отражено стремление православных мыслителей создать систему философской интерпретации базовых идей религиозного сознания путем использования классической западноевропейской философии и ее категориального аппарата. Это стремление было обусловлено во-первых, желанием противостоять чуждым православию теоретическим и идеологическим влияниям; во-вторых, потребностями модернизации духовного образования, необходимостью поставить преподавание философии в духовных училищах, главным образом в академиях, на современную и теоретически развитую основу.

        Духовно-академическая философия представляет собой классический тип профессионального философствования. Большинство трудов ее представителей создавалось для чтения соответствующих учебных дисциплин в духовных академиях и потому имело традиционную философскую структуру. Философская интерпретация основных идей религиозного сознания, предпринятая академистами, осуществлялась на высоком профессиональном уровне и включала в себя основные философские разделы - онтологию, гносеологию, психологию, космологию, антропологию.

        Специфика духовно- академического философствования была определена конфессиональной принадлежностью и заключалась в его теистической форме: сквозной темой всех академических интерпретаций выступала проблема Божественного бытия. Таким образом, духовно-академическая онтология приобретала вид учения о Боге как Абсолютном бытии и мире как его производном, психология - учения о душе как субстанции и ее бессмертии, гносеология - теории Богопозна- ния, а антропология - учения об отношениях Бога и человека.

        Важным показателем принадлежности духовно- академической философии к классически-профессиональному типу явилась разработка академическими авторами гносеологических проблем. Гносеология занимала центральное место в теоретических построениях академических авторов. Свойственный духовно-академической философии гносеологический реализм, заключающийся в утверждении реальности познаваемого объекта и возможности получения о нем достоверного знания, выделение аксиологического аспекта проблемы истины, а также учение о цельном знании как результате взаимодействия всех познавательных способностей человека оказали существенное влияние на русскую философскую мысль в целом, явившись серьезным профессиональным дополнением к философии славянофилов и Владимира Соловьева.

        Стремление профессоров-академистов философски интерпретировать религиозные идеи путем создания конфессионально- ориентированной, но в то же время, профессиональной, "школьной" философии, их желание включить западноевропейские философские идеи в православную традицию и не выйти при этом за рамки вероучения обусловило внутреннюю противоречивость и логическую непоследовательность духовно-академической философии, что явилось одной из причин неоднозначности оценок феномена духовно- академической мысли в историко- философских исследованиях.

        6. Несмотря на внутреннюю противоречивость и близость к православному богословию, духовно-академическая философия XIX в. оказала существенное влияние на русскую философскую мысль. Теоретическая и организационная деятельность профессоров духовных академий в течение всего XIX в. , а особенно в период "изгнания" философии из университетов, выступала одной из движущих сил развития русской философии. К числу духовно-академических идей, оказавших влияние на формирование проблемного поля русской философии можно отнести во-первых, идею необходимости создания систем философского обоснования религиозного сознания, "оправдания веры отцов"; во-вторых, принцип трансцендентального монизма, или "философского синтетизма", отдельные элементы которого можно проследить в развитии философии всеединства; наконец, учение о цельном знании как о сосредоточии всех духовных способностей человека, включение в познание иррациональных моментов с сохранением значения рационального познания.

        Диссертационное исследование создает основу для дальнейшего развития научных изысканий в области истории академической философии в России. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в теоретико-методологическом отношении как при анализе русской истории в целом, так и при исследовании ее культур- 26 ной, философской, богословской составляющей. Содержание работы может быть использовано в преподавании истории русской философии, религиоведения, а также в научно-исследовательской работе.

        Структура диссертации подчинена целям исследования: в работе выделяются введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

        Похожие диссертации на Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ