Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX - начала XX вв. : историко-философский анализ Самойлов, Дмитрий Вячеславович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самойлов, Дмитрий Вячеславович. Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX - начала XX вв. : историко-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Самойлов Дмитрий Вячеславович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Углубляющиеся процессы глобализации в современном мире ставят специфические задачи перед историко-философской наукой. Взаимодействие, диалог философских традиций разных стран и культурных регионов Европы есть несомненный факт совместной истории культуры. Однако этот диалог имел в каждом случае свои особые формы. Может быть, в особенности это относится к соотношению западноевропейской и российской философских традиций. Россия достаточно поздно, по сравнению с Западной Европой, вступила на путь выработки своих философских систем. Однако философский путь России никогда не был голым ученичеством. Накопленный багаж духовной культуры, мировоззренческих споров, исторического опыта не позволял русским мыслителям просто перенять европейские стандарты мысли. Даже российские «западники» всегда находились в ситуации определенного диалога с европейской мыслью. Процессы глобализации, которыми охвачен сегодняшний мир, и которые имеют свою основу в четырехвековой истории новоевропейской цивилизации, ставят в этом плане двойственную задачу: понять, что из философского наследия Запада вошло в русскую философскую традицию, и в какой форме произошла эта рецепция? В связи с этим, несомненный научный интерес представляет историко-философский анализ взаимодействия западной и отечественной философии на примере рецепции нравственного учения Канта в сочинениях русских философов конца XIX - начала XX веков.

С 40-х годов XIX века русское академическое сообщество и, шире, «читающая публика» уже внимательно следили за всеми философскими новостями Западной Европы. Поэтому совершенно неслучайно, что вновь обострившийся к концу XIX века интерес к Канту в западноевропейской мысли не оставил русских философов равнодушными. Важными проблемами, которые решали здесь русские философы, были вопросы о том, как относиться к основным положениям кантовской нравственной философии, в том числе к постулатам практического разума; что можно принять, а что нужно отвергнуть или откорректировать? Увеличивают или уменьшают ценность нравственного поступка положительные чувства, добавленные к разумному осознанию долга? Каким образом человек должен морально совершенствоваться - только своими силами или обращаясь к благодатной помощи свыше? И что такое религия - только подпорка для этики или нечто большее?

Русские мыслители оставили нам в наследие сочинения, в которых предлагаются ответы на эти вопросы. Это позволяет исследователю осуществить реконструкцию идей, выдвинутых в русской философии в конце XIX - начале XX веков под влиянием этики и неразрывно связанной с ней философии религии Канта, оценить как степень этого влияния, так и «степень сопротивления» моральным идеям кенигсбергского мыслителя.

Представляют научный интерес вопросы о том, как и почему складывается рецепция нравственного учения Канта в русской философии конца XIX - начала XX веков, почему основатель критицизма сравнительно поздно был воспринят в России, и благодаря каким процессам в русской философии он был востребован?Выявление характера специфического восприятия нравственного учения Канта и его причин в сочинениях русских мыслителей помогает углубить понимание наиболее важных аспектов диалога западной и отечественной философии.

Учитывая вышеизложенное, представляется актуальной формулировка темы диссертационной работы: «Рецепция нравственного учения И.Канта в русской философии конца XIX - начала XX вв. Историко-философский анализ». Вообще говоря, эта тема имеет полидисциплинарный характер, так как может рассматриваться в контексте этики, культурологии, философии религии, но в данном исследовании берется ее историко-философское измерение.

В диссертации осуществлена реконструкция восприятия нравственного учения Канта в русском университетском кантианстве, русской религиозной философии в широком смысле слова и русской духовно-академической философии конца XIX - начала XX вв. Выбор именно этих направлений обусловлен следующими соображениями.

Русское университетское кантианство по самой специфике своей профессии, образованию и научным связям, испытало сильное влияние философии Канта, в частности, влияние этики основателя критицизма. Многие положения кантовской философии были прояснены ее последователями и популяризованы для русской интеллигенции. Поэтому важно реконструировать восприятие идей Канта в трудах наиболее близких ему мыслителей, хотя и с уточнением, что многих из них лишь в особом смысле можно назвать кантианцами (или неокантианцами).

В русской религиозной философии в широком смысле о Канте также написано достаточно много - от положительных мнений до серьезной критики. Исследование трудов представителей данного направления необходимо потому, что его результаты помогают понять генезис многих идей в отечественной философии, связанных с учением Канта, в том числе при его критической оценке.

Изучение трудов духовно-академических философов представляет собой интерес, во-первых, потому что некоторые из сочинений представителей этого направления еще малоизвестны. А во-вторых, в конце XIX - начале XX веков духовно-академическая философия оказывала несомненное влияние на историко- философский процесс в России, в частности, на представителей русской религиозной философии вне стен академий.

В диссертации осуществлена историко-философская реконструкция особенностей рецепции именно нравственного учения Канта в русской философии конца XIX - начала XX веков. Учитывая то, что Кант разделял разум на теоретический и практический только условно, в работе в некоторой степени затрагиваются вопросы гносеологии немецкого мыслителя, но только в том случае, когда это имеет значение для раскрытия темы; специально «Критика чистого разума» не исследуется. В то же время уделяется повышенное внимание философии религии основателя критицизма и ее восприятию в сочинениях русских философов, так как философия религии Канта основана на его нравственном учении и неразрывно связана с ним.

Хронологические рамки исследования - от 80-х годов XIX столетия до 20-х годов XX столетия. Однако в работе обращается внимание на некоторые труды русских философов, которые были написаны ранее обозначенных границ, по причине их влияния на последующих мыслителей, выразивших отношение к этике Канта, и, в частности, использовавших идею совершенства. Кроме того, в диссертации исследуются и сочинения русских философов, которые написаны позднее 20-х годов XX века, как имеющих особое значение для понимания проблематики работы (в частности, касающиеся противопоставления благодатной и нормативной этики).

Степень научной разработанности темы. Темы восприятия критицизма Канта в русской философии в той или иной степени еще в первой половине XX века касались отдельные мыслители - В.В.Зеньковский, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет, Б.В.Яковенко - выступавшие в качестве историков философии и анализировавших взаимовлияние западной и русской философии в фундаментальных историко-философских трудах, а также рассматривавших некоторые стороны данного процесса, в том числе, и восприятие Канта отдельными русскими мыслителями. Однако чаще всего указанные русские философы лишь касались данной темы и, как правило, рассматривали восприятие в отечественной мысли критицизма Канта в целом или его гносеологии, не исследуя специально рецепцию этики немецкого мыслителя в русской философии.

Необходимо отметить авторов историко-философских исследований, в которых рассматривается как история русской философии в целом, так и влияние критицизма Канта на русскую мысль (более всего в этой связи рассматривается русское неокантианство): А.И.Абрамова, А.А.Галактионова, Б.В.Емельянова,

  1. Ф.Замалеева, М.А.Маслина, П.Ф.Никандрова, А.И.Новикова. В данных трудах выявляется как своеобразие русской философии, так и основные направления ее диалога с западноевропейской философской мыслью.

Тему восприятия учения Канта в русской философии первой половины XIX столетия в специальных исследованиях разрабатывали А.З.Дмитровский, З.А.Каменский, А.Н.Круглов. Особенно по данной теме следует отметить фундаментальный труд А.Н.Круглова, в котором собран большой как фактический, так и аналитический материал, касающийся отношения к Канту в России в конце XVIII - первой половине XIX столетия, более всего - в университетской и духовно- академической философии.

Что касается конца XIX - начала XX вв., то восприятие критицизма в этот период развития русской философской мысли пока не изучено с такой же полнотой. В специальных исследованиях рассмотрены в основном вопросы восприятия Канта в отдельных направлениях русской философии и еще более узко - в трудах отдельных русских философов.

Среди исследователей, которые разрабатывали тему восприятия Канта и развития его идей в русском кантианстве, отметим таких авторов как: А.И.Абрамов,

  1. Н.Белов, Е.И.Водзинский, Н.А.Дмитриева, А.А.Ермичев, Ю.Б.Мелих,

Ю.Ю.Федорова, Л.И.Филиппов. В их трудах рассматриваются как общие вопросы, связанные с русским неокантианством, так и вопросы, касающиеся восприятия идей Канта в данном направлении русской философской мысли. Кроме того, в работах Н.С.Дорониной, А.А.Ермичева, В.С.Никоненко, И.Д.Осипова анализируется творчество «ортодоксального» кантианца А.И.Введенского, в сочинениях которого особенно заметно влияние Канта, в том числе, кантовского морального учения. Тему философии С.И.Гессена и влияния на нее философии Канта и неокантианства разрабатывали А.И.Богатырев, А.Валицкий, И.В.Гребешев, В.Е.Дерюга, М.Б.Зыков, П.Г.Кабанов, Е.Г.Осовский, Н.В.Очикоронова, Е.И.Пургина, Е.Е. Седова и другие.

Сравнением системы Канта с трудами русских религиозных философов занимались Н.М.Аверин, А.В.Ахутин, Н.Г.Баранец, В.Н.Брюшинкин, И.Я.Булгакова, Т.Б.Длугач, Н.С.Доронина, С.Б.Егорова, И.И.Иванова, Л.А.Калинников, З.А.Каменский, В.Н.Катасонов, Е.В.Кривова, А.Н.Круглов, В.В.Лазарев, С.А.Нижников, Н.И.Осмонова, В.И.Савинцев, В.В.Сербиненко, В.П.Тутлис,

Ю.Ю.Федорова, Ф.В.Цанн-Кай-Си, С.А.Чернов, а также зарубежные авторы - Т.Масарик, Е.Мюнцер, А.Рэндел, А.Хаардт. В трудах перечисленных авторов исследуются как общие вопросы рецепции философии Канта в русской религиозной философии, так и вопросы восприятия кантовского критицизма в трудах отдельных мыслителей: более всего сравнивают систему Канта с философией всеединства В.С.Соловьева, проводится анализ отношения к Канту в трудах П.Флоренского, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.

Важными являются также труды А.И.Абрамова, В.В.Гилевой, в которых исследуется отношение к Канту русских духовно-академических философов, а также труды исследователей творчества представителей этого направления (особенно

    1. Д.Кудрявцева-Платонова и В.И.Несмелова) - епископа Антония (Храповицкого), Н.А.Бердяева, А.И.Введенского, Н.Н.Глубоковского, М.Л.Кабановой,

    2. В.Корнилова, М.А.Маслина, С.В.Пишуна, М.А.Старокадомского, М.Л.Ткачука, М.В.Федоровой, Г.Флоровского, И.В.Цвык1.

    Необходимо выделить исследование О.Д.Мачкариной, в котором рассматриваются как общие вопросы рецепции философии Канта в XIX веке, так и проводится анализ в этой связи отдельных направлений русской философии. При этом основное внимание уделено первой половине XIX столетия и первой четверти второй половины XIX века, меньшее внимание уделено последней четверти XIX века. Кроме того, в диссертации О.Д.Мачкариной внимание уделяется не столько рецепции этики, сколько гносеологии Канта.

    Несмотря на большое количество исследований, которые так или иначе касаются проблем рецепции критической философии Канта в русской философии, в настоящее время все же недостаточно трудов, которые специально и в достаточной полноте раскрывают рецепцию именно морального учения Канта в трудах русских философов рубежа кон. XIX - нач. XX вв. Исследуются или отдельные стороны данного вопроса, или творчество отдельных мыслителей; в обобщающих исследованиях рассмотрены другие периоды развития русской философии, а также в основном проанализированы вопросы рецепции в русской философии гносеологии Канта или его учения в целом без достаточного углубления в этическую проблематику. По существу, можно сказать, отсутствуют работы, представляющие собой целостный историко-философский анализ рецепции нравственного учения Канта в русской философии кон. XIX - нач. XX вв. и обобщения по данной теме.

    Объектом исследования в диссертации являются труды Канта, в которых содержится его нравственное учение, а также сочинения русских университетских кантианцев, представителей русской религиозной философии и русской духовно- академической философии кон. XIX - нач. XX веков.

    Предмет исследования: историко-философский анализ рецепции нравственного учения Канта в трудах русских философов кон. XIX - нач. XX веков.

    Целью работы является историко-философское исследование особенностей восприятия нравственного учения Канта в трудах русских философов кон. XIX - нач. XX веков.

    Для реализации поставленной цели решается ряд задач:

    1. Осуществить реконструкцию идей русских университетских кантианцев, выработанных ими под влиянием этики Канта (уделив особое внимание А.И.Введенскому и С.И.Гессену), эксплицировать их особые мнения по обозначенным основателем критицизма проблемам и разработку ими собственных оригинальных идей в русле развития кантовской философии.

        1. Провести сравнительный анализ решения проблемы чужого «Я» И.И.Лапшиным и А.И.Введенским, выявить значение обращения Введенского к кантовской этике для решения данной проблемы.

        2. Проанализировать влияние этического учения Канта на творчество В.С.Соловьева.

        3. Дать общий историко-философский анализ критики нравственной философии и философии религии Канта П.А.Флоренским, С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым.

        4. Рассмотреть проблему противопоставления благодатной и нормативной этики в трудах С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и Б.П.Вышеславцева.

        5. Реконструировать оценку этики Канта в сочинениях представителей русской духовно-академической философии В.Д.Кудрявцева-Платонова, В.И.Несмелова и др.

        6. Установить причину специфической рецепции морального учения Канта в русской философии кон. XIX - нач. XX вв.

        Методологическая основа исследования. В ходе работы применятся историко-философский анализ, предполагающий реконструкцию идей, содержащихся в изучаемых первоисточниках. Применяются аналитико- синтетический, логический, компаративный методы. Изучаются специальные исследования по теме работы и сходные диссертационные исследования. Определяются общие тенденции и различия в постановке и решении проблемы рецепции нравственного учения Канта в трудах русских философов конца XIX - начала XX вв. В диссертации применяется целостный подход к моральному учению Канта и его влиянию на указанных философов в России.

        Научная новизна данной диссертации заключается в том, что в ней осуществлен целостный историко-философский анализ рецепции морального учения Канта в трудах русских университетских кантианцев, русских религиозных философов, русских духовно-академических философов конца XIX - начала XX вв.

        Проанализированы малоизученные труды духовно-академических философов - представителей Киевской Духовной Академии Д.И.Богдашевского, М.А.Олесницкого, П.Смирнова, представителей Санкт-Петербургской Духовной Академии И.Г.Айвазова, Д.П.Миртова, И.Л.Янышева, представителя Московской Духовной Академии Н.Ястребова - на предмет отношения этих мыслителей к

        нравственному учению Канта.

        В процессе исследования установлена специфика восприятия нравственной концепции Канта в трудах русских философов кон. XIX - нач. XX вв., которая заключается во включении этических положений немецкого мыслителя в контекст их собственных построений с коррекцией, трансформацией этих положений, в одних случаях, и с критикой и попыткой преодоления - в других.

        Установлены причины специфической рецепции нравственного учения Канта, которые связаны с особенностями развития русской философии в кон. XIX - нач. XX вв., ее местом в историко-философском процессе, а также с особенностями традиционных духовных ценностей русской культуры.

        Проведен анализ взаимосвязи отношения русских философов к этике Канта и его философии религии. Выявлены основные принципы, по которому русские философы одни положения в моральном учении Канта принимают, а другие критикуют и отвергают. Определены общие тенденции в восприятии кантовской нравственной философии в России и особенности, характерные для рассматриваемых направлений и творчества конкретных мыслителей.

        Раскрыта специфика рецепции этики Канта в духовных академиях, представители которых считали возможным использовать нравственный аргумент в пользу бытия Бога и бессмертия души в апологетических целях, но критиковали отрицание Кантом опыта богообщения и его религию в пределах только разума.

        Установлено, что рецепция нравственного учения Канта связана с постановкой и попытками решения русскими философами фундаментальных мировоззренческих проблем, которые важны, прежде всего, для процесса духовно-нравственного совершенствования личности.

        Положения, выносимые на защиту

        1. Данное исследование выявило, что во всех трех рассматриваемых направлениях русской философии признаются заслуги Канта в области этики и философии религии («математическая точность» учения о нравственности, утверждение свободы и бескорыстности нравственного поведения, очищение религии от суеверий). Представители этих направлений используют в собственных построениях идеи нравственного учения немецкого философа, при этом трансформируя их в соответствии с решаемыми ими задачами.

              1. В диссертации установлено, что русские кантианцы не только заимствовали этические идеи Канта, но и преобразовывали их: Г.Д.Гурвич развил учение об автотеургии и «светском богослужении», видоизменяя кантовские положения об автономии воли и о богослужении через нравственность; С.И.Гессен развил учение о ступенях нравственной жизни, считая моральный императив Канта лишь одной из них, а к кантовскому пониманию свободы присоединил понимание ее как творчества; как С.И.Гессен, так и Г.И.Челпанов отмечали, что для нравственности мало одного чувства долга, но нужна еще любовь, как более высокое чувство; А.И.Введенский интерпретировал и дополнил нравственное учение Канта на основе логицизма и учения о вере, обосновал основные метафизические положения при помощи их логической неопровержимости и нравственно-ценностной достоверности (то есть при помощи сознательной веры), в целом придав большее значение вере, чем Кант, и не отрицая возможность религиозного опыта и интуитивного познания.

              2. При сравнительном анализе трудов И.И.Лапшина и А.И.Введенского, касающихся проблемы существования «чужого Я», выявлено, что в критической философии доказать, сделать знанием, существование чужой душевной жизни невозможно (что показывают как Введенский, так и Лапшин), но ее можно утверждать при помощи сознательной (моральной) веры, основывающейся на неопровержимости со стороны знания и нравственно-ценностной достоверности, что и сделал Введенский.

              3. В исследовании установлено, что, используя этические идеи Канта, русские религиозные философы, однако, критикуют его за отрицание культа и возможности реального богообщения в религиозном опыте, за учение о полной автономии человеческой личности, чрезмерный формализм и нормативизм кантовской этики.

              4. В диссертации показано, что русские философы, в отличие от основателя критицизма, считающего высшим достижением нравственности полную победу над природными склонностями для чистого исполнения морального закона, признают высшим нравственным достижением обретение совершенной любви. Кроме того, они считают, что положительные чувства (симпатия, сочувствие, жалость) не уменьшают, а увеличивают ценность нравственного поступка. Причем этого мнения вопреки Канту придерживаются не только русские религиозные и духовно- академические философы, но и русские кантианцы, в частности, А.И.Введенский, С.И.Гессен, Г.И.Челпанов;

              5. В исследовании продемонстрировано, что Б.П.Вышеславцев, С.Н.Булгаков и

              Н.А.Бердяев считают, что своими силами человек не может победить радикальное зло в своей природе, а через внутренний нравственный закон может только осознать его. Русские философы противопоставили нормативной этике Канта религиозную этику благодати, которая не только, по их мнению, выявляет грех, но и преодолевает его. Особенно развивал данную тему Вышеславцев, который разработал учение о благодатной сублимации - сублимации как подсознательных сил (а в кантовской терминологии - склонностей), так и человеческой свободы. Кроме того, выявлено, что, по Вышеславцеву, источником безнравственного поведения может быть и свобода, как сознательный выбор зла человеком (а не только природные склонности, как считал Кант). Сублимация свободы возможна через содействие благодати Божьей и направлена на включение в высшую свободу, свободу творчества, свободы низшей, свободы произвола.

                    1. В диссертации доказано, что духовно-академические философы находили в этике Канта положения, которые можно использовать в апологетических целях (бескомпромиссная борьба за исполнение морального закона, моральный аргумент, очищение религии от формализма и фарисейства), но отбрасывали то, что, по их мнению, было вредно для православного учения. Прежде всего, они критикуют кантовскую религию в пределах только разума и формализм этики немецкого мыслителя. Русские духовно-академические мыслители используют идею совершенства, носителем которого есть Бог, как абсолютно совершенное Существо. Эта идея сходна с положением Канта о гармонии между добродетелью и счастьем. Однако у Канта Бог, являющийся гарантом этой гармонии, есть только средство, к тому же только в виде постулата. У духовно-академических философов Сам Бог есть цель, так как именно Он - источник и носитель искомого абсолютного совершенства. Стремление к совершенству целостно и включает в себя и религиозный опыт. В конечном итоге - это есть стремление к богоподобию, которое, согласно христианскому богословию, составляет сущность человеческой личности;

                    2. Выявлено, что на основании сочинений русских мыслителей можно сделать вывод о вскрытой ими неполноте нравственной философии Канта. По мнению немецкого мыслителя, постулат бытия Бога обязателен для нравственного сознания, однако Кант не признавал возможность реального богообщения, строя религию в пределах только разума. Из работ русских философов следует, что богообщение должно быть реальным. Нравственное сознание требует не только установления посмертной гармонии между добродетелью и счастьем, но и уверенности в том, что

                    Бог ответит на наши молитвы, так как в противном случае Его нельзя назвать всеблагим.

                          1. Установлены причины специфической рецепции нравственного учения Канта русскими философами конца XIX - начала XX вв., которые заключаются в их положении в историко-философском процессе. В рассматриваемый период Россия переживала так называемый духовно-религиозный ренессанс. От позитивизма и материализма многие мыслители двигались в сторону религиозной философии, причем часто этот путь лежал через Канта, прежде всего, через его нравственное учение. Появлялось понимание необходимости дать ответ на вызов марксистской философии, в том числе и при помощи идей критицизма; а также осознавалась необходимость духовного обновления и поиска нравственного идеала. Несмотря на интерес к Канту в той или иной степени еще с конца XVIII в., он особенно возрос в конце XIX - начале XX вв., то есть тогда, когда русская философия достигла достаточного теоретического уровня, чтобы вступать в равноправный диалог с основателем критицизма, и когда понадобилось особое осмысление дальнейших путей философской мысли в России. Подход русских философов был связан с традиционными духовными ценностями русской культуры.

                          2. В диссертации выявлено, что влияние этики немецкого мыслителя выражалось не только в использовании и трансформации его идей, но и в критике, благодаря которой русские философы предлагали новые решения нравственных проблем. Усиление критического отношения к идеям Канта, как правило, появлялось в процессе творческой эволюции русских философов, когда их гносеологические и культурологические интересы сменяли интересы онтологической и религиозной проблематики. Рецепция нравственного учения Канта затрагивала не только собственно критическую философию, но и важнейшие мировоззренческие проблемы, в частности, проблемы личности, соотношения веры и знания, духовно- нравственного совершенствования, достоверности религиозного опыта. Анализ восприятия нравственного учения Канта в России позволяет утверждать, с одной стороны, о своеобразии русской философии, а с другой стороны, об ее включенности в общеевропейскую философскую мысль.

                          Теоретическая значимость диссертации заключается в систематизации и обобщении существующих на данном этапе представлений о месте русской философии в мировом философском процессе. Диссертационное исследование может быть полезно для понимания специфики развития русской философской мысли, ее этики, философии религии в плане ее диалога с философской традицией Западной Европы.

                          Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и в использовании при проведении научных исследований подобной тематики. Результаты диссертационного исследования могут служить для дальнейшей разработки поставленной проблемы, углубления анализа сочинений Канта и русских философов, для уточнения представлений о взаимодействии отечественной и западной философии, об общих путях развития философии. Результаты работы могут быть использованы для разработки лекционных курсов и спецкурсов по истории философии, этики, философской антропологии, философии религии.

                          Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на научных конференциях, в частности, на XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (9-12 октября 2008 г., Москва); XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (19-23 ноября 2010 г., Москва); круглом столе «С.И.Гессен (1887-1950) в эмиграции» в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына (27 сентября 2012 г., Москва). Результаты, полученные в ходе исследования, были опубликованы в пяти статьях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (сентябрь 2012 г., Москва), а также на заседании кафедры истории русской философии философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» (апрель 2013 г., Москва) и рекомендована к защите.

                          Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав (двенадцати параграфов), заключения, списка источников и литературы.

                          Похожие диссертации на Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX - начала XX вв. : историко-философский анализ