Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Булгакова Ирина Яковлевна

Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века
<
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Булгакова Ирина Яковлевна. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Москва, 2001 195 с. РГБ ОД, 61:02-9/97-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Обоснование морали и. кантом и проблема нравственного идеала в русской религиозной философии конца xix - начала xx века

1.1 Категорический императив И. Канта и содержание нравственного идеала .19-44

1.2 Личность - источник и цель осуществления нравственного идеала 45-67

1.3 Свобода выбора между добром и злом - как условие реализации нравственного идеала 68-93

Глава II. Возможности реализации нравственного идеала путем совершенствования личности и общества в учениях и. канта, b.c. соловьева, н.а. бердяева, п.и. новгородцева

2.1 Понятие «общественного идеала» в теоретических концепциях И. Канта и русских религиозных философов 94-122

2.2 «Разумная цель человечества» И. Канта и концепция «всеединства» В.С.Соловьева 123-150

2.3 Характер и способы достижения нравственного совершенства личности

и общества в идее «Богочеловечества» 151-175

Заключение 176-182

Литература 183-195

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Говоря об актуальности этой философской проблемы, на наш взгляд, можно выделить два её уровня: актуальность, связанную с историческими особенностями современности, и «вечную» актуальность, зародившуюся в истоках мировой цивилизации. Полагаю, что в начале третьего тысячелетия как для российского общества, так и для всего человечества сохраняется необходимость в философском осмыслении нравственных основ человеческого бытия. На современном этапе развития нашего государства особенно важным становится вопрос о путях и методах преобразования общества и воспитания человека. Социально-экономические преобразования в стране повлекли за собой коренную переоценку ценностей, отказ от сложившихся идеалов или же определённое их видоизменение, обострив необходимость теоретической разработки новых идеальных ориентиров развития, а также поиска основных путей изменения исторической действительности. Определение нравственных идеалов, ориентация на их достижение составляют основной смысл проблемы совершенствования личности и общества.

Проблема поиска нравственного идеала занимала важное место ещё в эпоху античности, но особое значение, на взгляд диссертанта она получила в немецкой классической философии, и, прежде всего, в творческом наследии И. Канта.

Актуальность изучения и анализа проблемы объясняется возрастающим сегодня интересом современных отечественных исследователей к творческому наследию И. Канта, влиянию его идей на русскую религиозную философию конца XIX - начала XX вв. Из-за ограничения объема работы не представляется возможным дать полный анализ влияния этических идей И. Канта на русскую религиозную философию конца XIX- начала XX века в целом, а поэтому считаем вполне оправданным охарактеризовать этические воззрения философов, представлявших самые яркие направления в русской религиозной философии; - теоретика философии «всеединства» В. С. Соловьева; родоначальника русского экзистенциализма, создателя «философии свободы» и « христианского персонализма » Н. А. Бердяева; приверженца естественно-

правовой философской мысли, представителя неокантианства баденской школы П. И. Новгородцева. Каждый из них в тот или иной период творчества испытывал значительное влияние идей Канта.

Проблема поиска совершенного общественного устройства и «идеальной» личности занимает важное место в творческих исканиях И. Канта и представителей русской религиозной философии B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева. Осмысление их вкладов в постановку и разрешение проблемы совершенствования человека и общества способно, на наш взгляд, сыграть значительную роль в деле разработки нравственно-этических ориентиров развития российского общества.

Возможность творческого использования философского наследия И. Канта, B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева при решении актуальных проблем современности обусловлена тем, что их идеи имеют общекультурное мировое значение, так как затрагивают прежде всего проблему поиска человеческого «Я». Ведь вершиной кантовского гуманизма и исторического оптимизма стало убеждение в том, что через ряд поколений проблема развития задатков и способностей личности, морального совершенствования человека и всего человечества займёт центральное место в процессе развития мировой цивилизации. Высшей ценностью в произведениях И. Канта и представителей русской религиозной философии является человек.

В данной диссертации предпринята попытка воссоздать характеристику нравственного идеала, в учениях И. Канта, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева, определить его место и роль в целях совершенствования человека и общества, раскрыть значение философского наследия И. Канта и представителей русской религиозной философии для сохранения и продолжения философских традиций.

Объектом данного диссертационного исследования является этическое наследие И. Канта и русская религиозная философия конца Х1Х-начала XX века, особое внимание автор уделяет наиболее видным ее представителям: B.C. Соловьеву, Н.А. Бердяеву, П.И. Новгородцеву.

Предмет исследования - развитие идеи нравственного идеала И. Канта в русской религиозной философии конца Х1Х-начале XX века.

Степень разработанности проблемы. Существенное значение при подготовке диссертации имела литература, которая непосредственно характеризует проблему нравственного идеала, нравственного совершенства человека и человечества в философском наследии И. Канта и в русской религиозной философии конца XIX -начала XX вв., возникших под влиянием идей И. Канта.

Следует отметить, что исследованию нравственных проблем и« категорического императива » И. Канта посвящено немало работ, прежде всего, представителей русского неокантианства-А. И. Введенского, И. И. Лапшина, Г. И. Челпанова, С. И. Гессе-на, Г Д. Гурвича, Б. В. Яковенко, ФА Степуна, П.Б. Струве1. Ещё в начале XX столетия предпринималась попытка не только изучить этику И. Канта, но и установить её связь с русской этико-философской мыслью, благодаря произведениям С. А. Алексеева (Аскольдова), Е. И. Боричевского, А. Белого, П. П. Блонского, Б, П. Вышеславцева, С. С. Глаголева, Н. А. Гартмана, В. В. Зеньковского, А. Ф. Лосева, И. А. Ильина, Л. М. Лопатина, А. О. Лосского, П. И. Новгородцева, Г. В, Плеханова, Э. Л. Радлова, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета.2

Представители отечественной философии - В.Ф. Асмус, И.С. Нарский, Т.И. Ой-зерман, СИ. Попов, В.Н. Кузнецов также много внимания уделили исследованию творческого наследия И. Канта. Среди произведений, анализирующих этические взгляды И. Канта, следует отметить исследования И. С. Андреевой А.В. Гулыги, А.А. Гусейнова, ОТ. Дробницкого, Л.А. Калинникова, В. А. Капранова, К.Н. Любутина, Н.В. Мотрошиловой, И. С. Нарского, Э.Ю. Соловьёва, А. П. Скрипника, А.С. Чернова.3

В литературе советского периода особо отличаются исследования посвященные творчеству И. Канта, и неокантианству ( работы Т. А. Акиндиновой, А. И. Абрамова,

1 Более подробная характеристика неокантианства в России дана в кн. Е.И. Водзинского "Русское неоканти
анство конца XIX - начала XX вв,"(Л„ 1966)

2 В книге Лосева А.Ф." Владимир Соловьев и его время" (М.,1990) этой теме посвящен особый раздел
"Вл.Соловьев и Кант"; а так же- статья о Канте С,С.Глаголева в " Православной религиозной энциклопе-
дии"(СПб.,1907,т.8.с,477) и его же статья "Религиозная философия Канта" в журнале "Вера и разум"(1904),
статья П.И. Новгородцева "Кант как моралист" и др.

3 Асмус В.Ф. Этика Канта//Кант. Сочинения Т.4, ч.1.- М.,1965; Каменский З.А, И.Кант в русской филосо
фии начала XIX века//Вестник мировой культуры, - 1960,№ 1; Он же. Кант в России // Философия Канта и
современность. - М.,1974; Кант и философия в России.- M.J994; Дмитровский А.З.Кант и русская общест
венная мысль в первой половине XIX в.// Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. - Калинин
град, 1978; Капранов В.А, Чуева М.А." Кант и русская религиозная философская в конце XIX- начале XX
в.//. Там же. 1979; Дуденков В.Н, Кант, неокантианство и "русский духовной ренессанс" // "Критика чистого
разума" и др.

6 А. С. Богомолова, Е. И. Водзинского, А. В. Вострикова, П. П. Гайденко, В. Н. Дуденко-ва, А. А. Ермичева, В. В. Сапова, А. С. Фомина).

Русская религиозная философия, более широкую известность получила в 50-х-60-х годах нашего столетия. До этого периода произведения, B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева и все работы, посвященные их творчеству, преимущественно были представлены дореволюционными отечественными и зарубежными исследованиями, а также русскими философами-эмигрантами.

Начало изучения этических воззрений B.C. Соловьёва было положено в произведениях его современников и ближайших последователей - Е.Н. и С.Н. Трубецких, Л.М. Лопатина, Э.Л. Радлова, В.Л. Величко.4 Они первыми попытались дать анализ его творческому наследию, установить взаимосвязь с этическим учением И. Канта. В дальнейшем философским воззрениям В.С, Соловьёва посвящены произведения современных исследователей: А. Ф. Лосева, В. В. Асмуса, В. А. Кувакина, П. П. Гайденко, Н. Ф. Уткина, Е. Б. Рашковского.5 Философское наследие Н.А. Бердяева более подробно стало изучаться в последнее время благодаря исследованиям В. А. Кувакина, А. А. Ермичева, Н. А. Полторацкого. О взглядах его современников- П. Б. Струве; Д. С. Мережковского; В. П. Свенцицкого; Л. Шестова; А. Белого; С. Л. Франка; В. Ф. Эрна; В. В. Розанова; В. В. Зеньковского; В. В. Водовозова; Л. П. Карсавина; И. А. Ильина; Прот. С. Четверикова,- можно судить по их переписке и публикациям разных лет.6 Большой интерес о творчестве неокантианца баденской школы - П.И. Новгородцева, автора оригинальной естественно-правовой философии, вызывают иссле-

См. С,Н. Трубецкой. Основное начало учения Вл.Соловьева//Вопросы философии и психологии. М,,1901. Январь-февраль. Кн.56 (1).С.92-111; Трубецкой Е.Н..Миросозерцание Вл.Соловьева: В 2 т. -М., 1913, Величко В. В, Владимир Соловьев. Жизнь и творения - 2-е изд. // СПБ., 1904. Радлов Э.Л. Вл. Соловьев. Жизнь и учение.- СПб., 1913 и др.

5 Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: опыт философской биографии// Вопросы философии. -1988. -№б; Кувакин
В.А. Философия Вл.Соловьева. - М.,1988; Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева// Во
просы философии,- 1989. -.№ 6; Гайденко П,П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева//Вопросы
философии. - 1944. - № 6

6 Антонов Н.Ф. Николай Александрович Бердяев и его религиозное миросозерцание.-СПб,, 1912; Гуревич
Г.Д, Рец. на кн.: Бердяев Н.А. О наследии назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: 1931//
Соврем.записки. Париж, 193 12-516; Лосский Н.Мысли Н.А.Бердяева о назначении человека //
Новый журнал. - Нью-Йорк, 1956, Кн.44, С.208 -218; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. -
М.,1976; Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.,1990; Н.А. Бердяев: Pro et contra. Антология.
Кн.1 (Русские мыслители о Н.А. Бердяеве). -СПб. 1994.

дования И. А. Ильина, Н. О. Лосского, Г. В. Фроловского, Г. Д. Гурвича, В. В. Зеньков-ского, В. А. Савельева, А. В Полякова, И. А. Исаева, Н. С. Плотникова, М. А. Колеро-ва.7

Современная научная литература, посвященная развитию идей И. Канта в произведениях B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева и других представителей русской религиозной философии конца Х1Х-начала XX вв., отличается глубокой проработкой различных аспектов творческого наследия мыслителей, особое значение имеют работы В.Ф, Асмуса, А.Ф. Лосева, З.А. Каменского, М.Ф. Балакиной, А.А. Ерми-чёва, В.А. Кувакина, Л.А. Калинникова, Л.К. Нагорной.

В указанных исследованиях рассматриваются основные этические проблемы: нравственность и её категории, действие нравственного закона жизни, характер нравственного прогресса, цель жизни и деятельность человека, ценность человеческого бытия. Однако в этих исследованиях проблема поиска нравственного идеала в учениях И. Канта и его влияния на этические воззрения В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева не рассматривалась.

В диссертационном исследовании поставлена цель реализации целостного подхода к анализу творческого наследия И. Канта и его влияния на мировоззрение B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева. Думается, что выдвинутое автором предположение о развитии идеи нравственного идеала И. Канта в русской религиозной философии имеет особое значение в решении проблемы совершенствования человека и общества в начале третьего тысячелетия. Основное достоинство этой проблемы заключается в том, что автором предложено по-новому рассмотреть этические воззрения И. Канта, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является анализ развития концепции нравственного идеала И. Канта в произведениях представителей русской

7 Савельев В.А. Теория возрожденного естественного права в учении П.И.Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI- XIX вв. - М., 1979; Поляков А.В. К критике методологических основ школы " возрожденного естественного права" в России (П. И. Новгородце в )// Вестник Ленинградского ун-та. 1986. Сер.6.Вып.2. Исаев.; И.А. Политико-правовая утопия в России ( конец XIX - начало XX вв.). - М, 1991

религиозной философии конца XIX - начала XX века. ( B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева.)

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

раскрыть содержание представлений о нравственном идеале в этических концепциях И. Канта, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И, Новгородцева и определить насколько требования « категорического императива » И. Канта способствуют приближению личности и общества к нравственному совершенству;

показать, что личность занимает центральное место в философской системе И. Канта, и в этических учениях В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева и является источником и целью осуществления нравственного идеала, при этом отметить особенности и масштаб влияния идей И. Канта на взгляды русских религиозных мыслителей; выявить, каким образом И. Кант, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. И. Новгородцев определяют свободу выбора между добром и злом для возможности реализации нравственного идеала;

установить, насколько возможна реализация идеи « общественного идеала » как образа совершенства личности и общества; сопоставить идею И. Канта о « разумной цели человечества» с концепцией « всеединства » В. С. Соловьева;

установить соотношение между проблемой единения человека с Богом в фи лософской системе И. Канта с идей« Богочеловечества » в русской религи озной философии. Методологическая основа исследования. При проведении диссертационного исследования диссертантом использовались - в разных вариантах - сравнительно- исторический, историко-критический, аналитико-синтетический, диалектический и логический методы, которые позволили выявить взгляды И. Канта, B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева на проблему нравственного совершенства личности и общества в их идейной взаимосвязи и логической взаимной обусловленности, представить их в виде целостной концепции. Для анализа эволюции взглядов B.C. Со-

ловьёва, Н.А. Бердяева, П,И Новгородцева под влиянием идей И. Канта используется метод критического анализа первоисточников. В диссертации также используются диалектический и компаративный подход для определения общих тенденции и различий в постановке и обосновании проблемы нравственного идеала у И. Канта и русских религиозных философов, в частности у B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева.

В работе использованы следующие группы источников:

- сочинения И. Канта и русских религиозных философов второй половины XIX -

первой половины XX вв.;

полемические и критические сочинения представителей неокантианства в России, современников B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева, русских религиозных философов и богословов;

письма и сочинения мемуарного характера;

новейшие отечественные и зарубежные научные исследования творчества указанных мыслителей.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

проведен комплексный анализ взглядов И. Канта, В.С Соловьева, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева на проблему нравственного идеала и выявлено, что исполнение требований « категорического императива » способно приблизить личность и общество к нравственному совершенству, раскрыто содержание представлений о нравственном идеале каждого из анализируемых в диссертации философов; причем отмечено, что существует не только преемственность идей И. Канта в философских воззрениях B.C. Соловьева,

Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева, но имеются и существенные различия во взглядах на данную проблему.

показано, что источником и целью осуществления нравственного идеала яв-

ляется личность, которая занимает центральное место в этических взглядах И. Канта, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцев, также установлено не только сходство, но и различие в понимании нравственного начала в человеке И. Кантом и русскими религиозными философами. Если для этических учений И. Канта было характерно понимание морали как объективного закона, который человек вольно или невольно должен воспринять и усвоить, то в русской этической мысли было совсем другое понимание природы морали, исходящее из субъекта, личности, под углом зрения судьбы человека. Взаимоотношение человека и морали рассматривалось русскими религиозными философами как бы изнутри, с точки зрения человеческих интересов;

выявлено, что и у И. Канта и у русских религиозных философов свобода воли определяет выбор человека между добром и злом, так как только свободная личность может способствовать реализации нравственного идеала, Моральная философия И.Канта исходит из веры в свободу человека, который сам дает себе нравственный закон. Русские религиозные философы полагают, что моральное осознание человеком своих поступков является одним из условий реализации его нравственной свободы, а нравственный смысл и достоинство нашей жизни представляют неразрывную связь между жизнью и совершенным Добром, между Богом и Человеком;

в результате анализа изученного материала установлено, что в историческом наследии И. Канта и представителей русской религиозной философии В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева нравственный идеал является абсолютным нравственным представлением о благом и должном, образом нравственного совершенства личности и общества, их взаимоотношений, выраженных в форме « общественного идеала ». Нам удалось выявить, что духовная жизнь отдельной личности в философских воззрени-

11 ях И. Канта, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и П. И. Новгородцева определяется духовным родством с обществом, а стремление к нравственному идеалу является исходным началом общественного идеала, который предполагает, прежде всего, духовное единение людей. Русская религиозная философия признает существующее противоречие между личностью и обществом. И. Кант отмечает, что моральный закон всеобщ, и человек должен ему подчиниться, подавить свои индивидуальные склонности, таким образом, для И. Канта главное - личностное совершенство, для русских религиозных философов важнее всего - общественное совершенство. Для русской религиозной философии основополагающей была идея « общественного идеала ». В философской системе И. Канта связь отдельных лиц и общества не получила должного развития. Ему не удалось установить диалектическую взаимосвязь между личностным и общественным. Наиболее совершенный общественный строй был представлен русскими религиозными философами, как единство светской власти и церкви, благодаря которому наступит истинная социальная справедливость. В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. И. Новгородцев в отличие от И. Канта, отмечают особую роль государства в процессе становления нравственной культуры личности. И. Кант был противником политического патернализма. Он пытался определить свободу человека перед лицом государственного попечения. Однако для И. Канта было не безразлично, какой будет форма государственного устройства; его интересовала не только установка общей моральной цели, но и политические отношения в обществе. Кант полагал, что политические формы имеют такое же значение по степени соответствия идеальной цели, но эта цель так высока, что перед нею все исторические формы кажутся не совершенными. Идея « вечного мира » И. Канта - это и есть идеал нравственного общества, а цель государства И. Кантом и представителями русской религиозной философии определяется не только гармонией общественного совершенства, но, прежде всего, свободой бесконечного развития личности;

определено, что «разумная цель человечества» И. Канта и концепция «всеединства» B.C. Соловьёва имеют сходство и различие. Моральный прогресс человечества И. Кант связывает с «умопостигаемым моральным миром» в качестве идеи, недоступной подлинному познанию, с миром явлений, в котором эта идея реализуется благодаря априорным этическим принципам. В идее чистого разума поступки разумных существ как бы возникают из некой высшей воли, подчиняющей себе все частные воли. И хотя «моральный мир» допускается лишь как идеал высшего блага, как стремление к блаженству, к доброй воле, к высшему благу в себе и других, приверженность людей к нравственности выступает как внутренняя, практически необходимая, идея разума. В процессе совместной деятельности людей И. Кант видит реальную возможность: сообща решать проблемы общественного устройства, и в то же время стремится к достижению идеала. Однако, высказывая мысль о единстве природы и человека, И. Кант даёт более отвлечённое толкование данной проблемы, что, на наш взгляд, не даёт полного объяснения присущего миру единства. Концепция «всеединства» в русской религиозной философии рассматривается не только как определённый способ и строй бытия, а как универсальное общественное единство, всеохватывающее и включающее весь многообразный чувственно данный природный мир. Нам удалось установить, что « разумная цель человечества », предложенная И. Кантом, и концепция « всеединства » B.C. Соловьёва основывается, прежде всего, на этнических принципах и предполагает собой не только универсальное общественное устройство, но и всеобщее стремление человечества к достижению нравственного идеала. установлено, что в этических учениях И. Канта, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева нравственный идеал является своего рода прообразом божественного в каждом из нас. Однако, русская религиозная философия критикует Канта за разрыв ноуменального мира (нравственного и божественного) с феноменальным (миром природы), за то, что теология у Канта основывается на морали. В русской религиозной философии

нравственность находит свое начало в религиозных заповедях, а предположение о зарождении религии в этических концепциях практически не допустимо. И. Кант признаёт существование Бога, Бог для него это абсолютно нравственный закон, а религия - чистая вера в добро, в моральные принципы. Главным условием приближения человека к Богу, по Канту, является категорический императив, идея «Богочеловечества», представленная во взглядах B.C. Соловьёва и НА Бердяева, это не просто конкретный образ будущего идеального человека, а совокупность усилий земного человека с божественным, направленных на приближение его Абсолюту. Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут послужить основой для дальнейшего историко-философского освоения богатого творческого наследия И. Канта, B.C. Соловьева, Н.А, Бердяева, П.И. Новгородцева для уточнения представлений о взаимодействии западной и отечественной философии, об общих тенденциях и эволюции историко-философского процесса. Материалы могут быть применены для решения ряда этических и социально- философских проблем, а так же использованы при разработке курсов и спецкурсов по философии, истории отечественной философии, антропологии и этике,

Апробация диссертационного исследования. Материалы и идеи диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора.

Отдельные положения излагались автором в докладах и сообщениях на международных и всероссийских конференциях «Человек в научной и философской картине мира XXI века» (Курск, 21-23 мая 1996 г.), «Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века» {Курск, 20-21 мая 1997 г.), на Илиадевских чтениях (Курск, 3-5 марта 1998 г., 5 мая 1999 г.). Материалы диссертации были использованы также при подготовке лекций и семинарских занятий по курсу «Основы философии» в системе среднего профессионального образования. Диссертация обсуждалась на заседании общеуниверситетской кафедры философии Курского государственного педагогического университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой по три параграфа), заключения и списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы в историко-философской литературе, формулируются цель и задачи работы, указывается методологическая основа и источниковая база исследования. Здесь обосновывается также научная новизна работы, определяется её теоретическое и практическое значение, характеризуется степень апробации основных положений исследования в устных докладах, сообщениях и публикациях автора.

Первая глава - «Обоснование морали И. Кантом и проблема нравственного идеа ла в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века» - посвящена анализу влияния идей И, Канта на постановку проблемы нравственного идеала в русской религиозной философии, общему подходу к постановке проблемы морали в их философском наследии, здесь же объясняется сущность и назначение нравственного идеала, характеризуются интересы и потребности личности, её стремление к нравственному совершенству, устанавливается связь нравственности с сущностными измерениями бытия человека, объясняется философско-этическое понимание идеала,

В первом параграфе первой главы диссертации - «Категорический императив И. Канта и содержание нравственного идеала» - даётся общая характеристика императивно-ценностной природы морального сознания с точки зрения должного и сущего, определяющих конечную цель деятельности субъекта, его представления о совершенном состоянии, взаимосвязь моральных императивов с законами реального мира, предъявление к человеку моральных требований, представляемых им не из того, что « есть», а из« должного », устанавливается влияние «категорического императива» И. Канта на содержание нравственного идеала в философских воззрениях B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева.

Второй параграф первой главы -« Личность - источник и цель осуществления нравственного идеала» - посвящен анализу общего подхода к постановке проблемы совершенствования личности. Установлено, что личность в своем безупречном поведении и постоянном нравственном самосовершенствовании является источником и целью осуществления нравственного идеала. Также определено, что нравственный идеал не просто фиксирует субъективные предпочтения, отличающиеся огромным многообразием в силу различных социальных условий, идейных позиций и уровней развития личности, а выделяет в человеческой жизнедеятельности существенные свойства, придает им общезначимый статус, что и позволяет конструировать мир "должного", определяющий человеческую сущность.

Значительное внимание уделяется сравнительному анализу постановки проблемы самосовершенствования личности у И. Канта, B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.И. Новгородцева. Нравственный мир человека рассматривается с точки зрения челове ческих интересов, смысложизненной ориентации. Исследуются представления философов о реализации процесса человеческого совершенствования в различных видах творческой деятельности личности, а так же об ограничениях, накладываемых на зтот процесс объективной реальностью окружающего мира, и возможностях их преодоления

В третьем параграфе первой главы диссертации - «Свобода выбора между добром и злом - как условие реализации нравственного идеала» - отмечается, что способность различение добра и зла составляет сущность нравственности, определяющей меру человеческого в человеке. Проведенные исследования подтверждают сходство взглядов И. Канта, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева на данную проблему. Достижение нравственного идеала возможно при условии свободного выбора между добром и злом в предпочтении добру. Только на пути следования добру возможно подлинное разрешение социально-экономических, политических, общественных и личных, глобальных и частных проблем современной жизни. Однако, научное мышление имеет целью достижение действительности и не дает само по себе ответа на вопрос, как следует жить, что считать добром и что злом. В этических воззрениях И. Канта, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева предполагает-

ся переход от сущего к должному в силу того, что долженствование всегда связано, в конечном счете, с постижением сущего, то есть того, что человек есть. Так как осознание уникальности и неповторимости жизни каждого человека определяет должное, устанавливает ценность человеческой жизни и соответствующие нормы поведения сообразно требованиям нравственного Идеала.

Во второй главе - «Возможности реализации нравственного идеала путём совершенствования личности и общества в учениях И. Канта, В, С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева» - исследуется проблема соотношения идеала и реальности, рассматриваются возможности воплощения высокого императивно-ценностного содержания нравственного идеала в конкретной действительности, анализируются поступки человека и общества, которые предполагают осуществление общеморальных принципов.

Первый параграф второй главы - «Понятие общественного идеала» в теоретических концепциях И. Канта и русских религиозных философов» - посвящается анализу взаимоотношений между личностным и общественным. Как уже установлено в первой главе И. Кант, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. И. Новгородцев полагают, что нравственный идеал призван играть роль регулятивного принципа организации человеческой жизнедеятельности, Автор отмечает, что представления о наиболее совершенном общественном устройстве в русской философии сформировалось под влиянием немецкого просвещения. Уделяется значительное внимание сравнительному анализу представлений И. Канта, В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева о возможности реализации «общественного идеала» в действительности, о выполнении требований нравственного идеала которые связаны с представлениями о возможном общественном устройстве, о таких человеческих отношениях, которые бы в максимальной мере выражали бы смысл свободы, справедливости, достоинства и счастья. В представлениях И. Канта, В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, П. И. Новгородцева о лучшем нравственном миропорядке заложена возможность предвосхищения тенденций развития истории. Делается попытка выявить, насколько возможно воплощение идеала в действительность, какое влияние оказывает моральный фактор на реальный ход истории. Тесная взаимосвязь общественного идеала с нравствен-

ным дает возможность обозначить схему дальнейшего совершенствования практической деятельности личности, выводит человечество за пределы конкретной исторической действительности.

Во втором параграфе второй главы рассматривается соотношение понятий «разумная цель человечества» И. Канта и концепция «всеединства» В. Соловьева. Нами установлено, что через идеал личность приобщается к прогрессивному опыту человечества, становится носителем жизнеориентирующей социальной программы. Ведь идеал - это программа развития самого морального сознания, или, иными словами, развитие морального сознания является составной частью процесса развития идеала.

Воплощение нравственного идеала в действительность, так или иначе, связано с представлениями о возможном общественном устройстве, о такой практике человеческих отношений, которая в максимальной мере выражала бы смысл личной свободы, справедливости, достоинства, счастья. В этих представлениях о лучшем нравственном миропорядке заложена возможность предвосхищения тенденций развития истории. Автор делает попытку определить, насколько возможно воплощение данной идеи в действительность. В этой ситуации, когда познаны закономерности общественного развития, мораль выступает действенным средством выражения общеисторических потребностей, осуществляет целеполагание, которое соответствует логике общественного прогресса и служит целостному развитию личности. Таким образом, мораль не только предвосхищает тенденции исторического развития, но и дает направленность социальному движению, ориентирует его на разрешение проблем, имеющих непосредственное отношение к судьбе каждого человека. В третьем параграфе второй главы - «Характер и способы достижения нравственного совершенства личности и общества в идее «Богочеловечества» - раскрывается содержание одного из ключевых понятий русской религиозной философии, восходящего к христианскому учению о единстве Божественной и человеческой природы и их соотношении в земной истории, уподоблении человеческой личности Богу, теозисе (обожений), предвосхищающих идеальное состояние земного человечества, его со-фийное состояние как предел исторического становления.

Как мы уже отмечали, в ходе творческой эволюции философы все таки приходят к мысли о том, что через идеал устанавливаются оптимальные соотношения между внутренней (духовно-нравственной) и внешней (практически-преобразовательной) активностью человека, а также гармонизируются отношения между личностным и общественным аспектами совершенствования человека, что позволяет избежать крайностей. Однако философы признают, что эта гармонизация может быть лишь частичной, а в эмпирической реальности нашего бытия коренные антиномии (или противоречия) между личностью и обществом не могут быть преодолены, как бы далеко ни продвинулось человечество по пути совершенствования.

Онтологической основой процесса совершенствования личности и общества у русских философов является не только софийная идея (образ, энтелехия), но и укоренённая в самой природе человеческого существа духовность - «подобие Божие», истолкованное мыслителями как совокупность начал свободы и творчества.

В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты и делаются выводы.

Категорический императив И. Канта и содержание нравственного идеала

В "Критике чистого разума" И. Кант даёт подробную характеристику идеала чистого разума его отличия от идей и категорий, отмечая при этом, "что человеческий разум содержит в себе не только идеи, но и идеалы", которые являются регулятивными нормами определяющими поступки человека с точки зрения морали. "Моральные понятия - это не вполне чистые понятия разума, так как в основе их лежит нечто эмпирическое (удовольствие или неудовольствие)". Также Кант отмечает, что трансцендентальный идеал является представлением, идеей, необходимым понятием разума о Боге не как понятие его доказательной реальности, а как «регулятивный принцип разума, состоящий в том, что разум рассматривает все соединения в мире так, как если бы они возникали из вседостаточнои необходимой причины». Идеалы, будучи живыми и действенными высокими представлениями и целями, могут приобретать большую практическую силу.6 «Как идея дает правило, так идеал служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в состоянии сравниться с ним. Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного."9 Попытка осуществления идеала, прежде всего содержится в идее как идеальная норма, однако она не может существовать в действительности, а является лишь образцом и прообразом совершенства.

Нравственный идеал, по своему содержанию, представляет собой образец, прообраз, высшую цель стремлений, абсолютное представление о благом и должном. Идеал нравственного совершенствования у Канта определяется категорическим императивом, в основу которого было положено золотое правило нравственности: « Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». Нравственная философия, считает B.C. Соловьев, определяется полным знанием о добре, а анализ добра позволит решить и другие проблемы зтики: о смысле жизни и смерти, совести, свободе, долге и т.д. К числу свойственных человеку нравственных качеств B.C. Соловьев относит благоговение, способность преклоняться перед чем-то высшим, порождающим такие проявления нравственной жизни, как стремление человека и всего человечества к идеалу и самосовершенствованию. Только через Божественное совершенство человек способен осознать свое несовершенство. Высший абсолютный идеал - образ Божий, стремление его осуществить - подобие Божие. Нравственный идеал для Соловьева - свободное единение всех в совершенном добре. Достойное, или идеальное, существование человеческого общества возможно только "на основах внутренней нравственной солидарности".

Н.А. Бердяев, соглашаясь со многими положениями Соловьева, прежде всего ценит отдельного человека, свободу, творчество, он полагает, что общество поглощает в человеке личностное, неповторимо-индивидуальное. Для Н.А.Бердяева нравственный идеал "заложен" в самом человеке, в его человеческой сущности, и человек должен повышать качество своего существования, "сообразуясь с самим собой и с другими людьми, а не с какой - либо идеальной нормой. Поэтому, стараясь достигнуть нового качества жизни, человек все более утверждает неповторимость собственной личности, а не обезличивается уподоблением общезначимой ценности". В своей этике Бердяев не отказывается от присутствия высшей ценности, но толкует ее по правилам " метафизики субъективности":" индивидуальное и индивидуальность должны быть признаны нравственной ценностью высшей иерархической ступени. Личность неповторимая, единичная личность, есть высшая ценность, она не есть средство для торжества общего..." Бердяев не допускает никакой жертвенности ради нравственного

совершенства. Нравственный идеал не может быть выше самого человека, нельзя оправдать моральное насилие над личностью ради достижения общественных интересов. Таким образом, возникает конфликтная ситуация между личностью и обществом.

Совершенно иная точка зрения на проблему взаимоотношений личности и общества у П.И.Новгородцева. Идеальная связь между личностью и обществом, как полагал философ, сохраняется благодаря нравственному закону. Будучи сторонником идеи В.С.Соловьева о возможности достижения социального универсума, Новгородцев утверждает, что именно логика нравственного идеала позволяет одинаково избежать как абсолютного обособления личности и общества, так и сближения в неразрывном единстве. Устранение существующих противоречий между личностью и обществом, абсолютное, гармоничное единство и "всепроникающая солидарность" с множеством индивидуальных различий представляют собой моральное совершенство в общественно-личностных отношениях. Таким образом, главным для русских религиозных философов остается вопрос о том, чем же должна определяться нравственная (моральная) воля и деятельность человека. Следуя И. Канту, B.C. Соловьев формулирует нравственный закон в виде общего правила: "нравственная воля как таковая должна иметь своим подлинным предметом все существа не как средства только, но и как цели", или в форме категорического императива: - действуй таким образом, чтобы все существа составляли цель, а не средство только твоей деятельности"ю И Соловьев, и Кант утверждали, что только разумные существа могут быть предметом нравственной деятельности. Но надо прежде всего определить, что такое разумное существо. Если предположить, что разумное существо должно обладать разумом и осуществлять его в своей практической деятельности, то такое предположение может привести к выводу, что есть нравственные обязанности только по отношению к праведникам, существование которых в действительности маловероятно. А в обыденной ситуации нравственность может быть абсолютно беспредметной, непри 10 Соловьев B.C. Оправдание добра//Соч.Т.2, - М.,1990. С. 578 менимой в реальной ситуации. "...Если иметь в виду только непосредственную, или инстинктивную, нравственность, то должно признать, что большая часть низших животных гораздо нравственнее человека"и. Однако инстинктивная мораль отрицает главное умственное требование этики, она не может дать разумное объяснение, оправдание нравственного поступка, а признает это поступок в непосредственном, эмпирическом существовании. Специфическим измерением человека, по Канту, является мораль, которая выводится из человеческого разума, а не из человеческого бытия. Мораль, таким образом, является умопостигаемым, метафизическим измерением мира.

Считаем целесообразным напомнить о том, что в своих работах "Критика практического разума" и "Основоположения метафизики нравственности" Кант дает несколько формулировок категорического императива: 1)"Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать принципом основы всеобщего законодательства", то есть чтобы твоя субъективная максима стала объективным законом; 2)Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству"; 3)-"Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом". Несмотря на сходство формулировок, следует отметить, что первая из них предполагает волю человека, а третья предписывает человеку закон, который необходимо выполнять. Таким образом, осознавая свою принадлежность к чувственно воспринимаемому и интеллигибельному миру, человек должен смотреть на собственное существо с почтением, а на законы с величайшим уважением. И. Кант признает святость закона, одновременно уточняя, что человек уж не так свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы «

Личность - источник и цель осуществления нравственного идеала

Вся нравственная философия И. Канта построена на утверждении того, что человек в своей практической деятельности должен стремиться к нравственному идеалу. Категорический императив, по Канту, является определением того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. Вместе с тем философ допускает, что в действительности вряд ли можно найти таких людей, которые неукоснительно следовали бы данным рекомендациям. Кант и не утверждает, что категорический императив непременно станет действительностью, но его утверждение о том, что ничто другое не может быть названо нравственным в высшем смысле слова, бесспорно, истинно. Сознательное следование высшему закону нравственности возвышает человека как представителя всего человечества. Кант призывает уважительно относиться к каждому человеку, а в его лице - ко всему человечеству.

Мы уже отмечали, что проблемы природы и сущности человека являются основополагающими в философской системе Канта. Обращение Канта к естественной истории натолкнуло его на парадоксальную мысль: если вселенная (природа) бесконечна, а человек как природное явление конечен, то перед философией встают вопросы: способен ли человек обладать истинным знанием, а тем более знанием "целого", и может ли быть человек свободным существом? Философия призвана ответить на эти вопросы, она призвана к тому, чтобы определить границы эмпирического, научного и философского познания природы и человека. Наука, по Канту, должна быть обращена, прежде всего, к человеку, его познанию. "Самый главный предмет в мире, к которому... познания могут быть применены, это человек, ибо он для себя последняя цель" м. Только через человека идея науки приобретает смысл.

Идея о том, что вполне возможна автономная область знаний о человеке как особом роде сущего, появилась в европейской философии благодаря И. Канту. В своем философском наследии он оставил ряд заметок об эгоизме, искренности и лжи, о фантазии, мечтаниях и других наблюдениях, раскрывающих сущность человекапредложил систематизировать все открытия, которые сделаны наукой и связаны непосредственно с человеческой природой. Он также предполагал, что только в рамках философии возможен синтез мировоззренческих интуиции и теоретических достижений человека. Кант предпринимал попытку систематизировать имеющиеся знания и создать учение о человеке - антропологию, которую разделял на физиологическую и прагматическую. Физиологическая изучает человека как природное создание, а прагматическая - как социальное, т.е. такое, каким он может стать сам. Кант был одним из первых, кто глубоко продумал и поставил вопрос о специфической природе человеческого развития, о принципиальной несводимости этого развития и природной эволюции живых и неживых тел.

Кант, как основатель новой науки, мыслил человека в поле "большой науки", частями которой являются естествознание, метафизика, этика, антропология, философия истории. Каждая часть этой науки дает свое видение человека в границах той части "предмета", который она исследует. Научно-дисциплинарное изучение человека не должно противостоять его философскому видению. Оно само должно получить философское обоснование. У Канта отчетливо просматривается стремление к преодолению прежнего типа философствования о человеке, ориентированного на естествознание и его методологию. Для него очевидно, что философия, опираясь на опытное и научное познание человека, должна вырабатывать собственное, трансцендентальное исследование человека. Усилия Канта были направлены на разработку такой системы науки, из "которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы стать человеком" я.

Русская религиозная философия, в отличие от Канта, видела возрождение и становление высоконравственной личности в обращении человечества к церкви. Церковь являлась не убежищем от крушений и конфликтов земной жизни, не проектом вечного спасения, а динамичной и действенной силой в истории человечества, главной надеждой на освобождение человека от рабства, слепых сил природы и деспотизма обожествленных владык. Вера представителей русской религиозной Проблемы человека в философии Канта... фии в высокое назначение человека подтверждается высказыванием НА Бердяева о природе человека: "Человек не есть продукт космической эволюции, он выше космоса (...). Лицо человека - великая победа духа над материальным хаосом (...)". "Восстание против Творца возможно лишь высокого существа. Упасть можно лишь с высоты" 55,

Для Бердяева учение о человеке есть прежде всего учение о личности "истинная антропология по его убеждению должна быть персонал истической" Человек, по Бердяеву, есть образ и подобие Творца, сам есть творец и "призван к творчеству, творческому соучастию в деле Творца", так как "человек есть не только существо греховное и искупающее свой грех, не только существо разумное, не только эволюционирующее, не только социальное, но человек есть прежде всего существо творческое" я.

Необходимо заметить, что такая точка зрения была присуща не только Бердяеву, но и большинству представителей русского религиозного идеализма: B.C. Соловьеву, Н.О. Лосскому, С.Л. Франку, Л.П. Карсавину, пытавшимся на основе неохристианского понятия о личности создать специальную науку о человеке, который, по словам С. Булгакова, представляет загадку, не разрешенную предшествующими философскими системами. В попытках разрешить эту загадку они сконструировали концепцию абсолютно-ценностной личности. "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек микрокосм и заключает в себе все. Но активизировано и оформлено в его личности лишь индивидуально-особенное..."

Понятие «общественного идеала» в теоретических концепциях И. Канта и русских религиозных философов

Знаменитый вопрос Канта: "На что я смею надеяться?" предполагает рассмотрение не только соотношения знания и морали, нравственности и поведения, морали и целеполагания, счастья и достоинства, а также конкретного человека, а в его лице всего человеческого рода. Кант утверждал, что "чистый разум содержит в себе... в моральном применении принципы возможности опыта, а именно таких поступков, которые могли бы встречаться в истории человека сообразно нравственным предписаниям" 138. И хотя его рассуждения о счастье и блаженстве человеческого рода имеют достаточно спекулятивный характер, его аргументация, казалось бы, является чисто рационалистической, следует все же признать правомочность его попытки» построить учение об идеале высшего блага для всего человечества, набросать черты морального мира как мира грядущей культуры» 13Э.

В своей работе "О различных человеческих расах" И. Кант выдвигает идею единства всего человеческого рода, заявляя, что "все люди на всем пространстве земли принадлежат к одному... роду... как бы сильно они вообще не различались по своему внешнему облику". Только добро способно объединить все человечество. Победа добра над злом приведет к согласию и единению всего человечества. Злое в человеке можно победить посредством морального воспитания. Как мы уже отмечали, по утверждению И. Канта, "человек по природе зол", в нем заключены задатки творить зло. Вместе с тем человек обладает задатками добра, и именно моральное воспитание призвано привести к победе добра над человеческой склонностью к злу. Такая победа возможна, по Канту, только как "революция" в образе мыслей и чувств в качестве непременного условия формирования человека и человечества. Но высшее нравственное благо не может быть осуществлено стремлением отдельного человека; ради него требуется объединение всех людей в одно целое. Только в коллективе ("этической общине") можно достичь совершенствования, приблизиться к нравственному идеалу ш. Рассуждения Канта об обществе, на наш взгляд, неизбежно заканчиваются постановкой вопроса об устранении существующих противоречий. Человек рожден, как полагал Кант, в обществе и для общества, только через общество возможен моральный прогресс человечества, который необходимым образом приведет к вечному миру. Основные положения концепции мира И. Канта базируются на его этических принципах. Как моралист, Кант осуждал войну, как диалектик, он признавал ее значение на определенном этапе истории общества, как футуролог, он видел неизбежность ее самоизживания. Не здравый смысл и добрая воля монарха, не его соображения о пользе и счастье подданных, а сама история преодолевает войну, делает ее невозможной как форму межгосударственных отношений. Вечный мир неизбежен, и это не зависит ни от вопи монархов, ни от желания подданных. (Более активное развитие идея Канта о мировом устройстве получила в философии русского космизма (философия "общего дела" Н. Федорова).

Соглашаясь с положениями Канта, В. Соловьев пытался обосновать необходимость осуществления идеального общества, представленного им как "богочеловече-ство", которое, в его учении, и является одним из более совершенных обществ. В нем могли гармонически сочетаться социальные, нравственные и религиозные начала. При этом мыслитель возлагал особые надежды на христианские средства социального устроения и формирования совершенной личности. Он отрицал материалистическое обоснование общественного прогресса, поскольку оно не ставит вопроса о бессмертии человека. Основными нравственными чувствами, имманентными природе человека, у Соловьева назывались стыд, жалость, благоговение, а сам человек определялся как "стыдящееся животное"141.

Мы уже отмечали, что христианство, по Соловьеву, способствует зарождению идеального общественного строя, в основе которого положены религиозные отношения, которые состоят из трех категорий:1)несовершенство (в человеке), 2) совершенство (в Боге), 3) совершенствование (согласование первого со вторым). Нравственная

Цель человеческого существования усматривалась в приближении к "царству Христову", а истинная сущность всеобщей жизни - "в собственной силе божественного добра", в христианской любви, " имеющей божественную сущность, мистическое основание" 142. Связав человека с Богом, Соловьев, однако, не смог увидеть связи индивида с родом. Родовая сущность человека проявляется через род, но человек всегда способен осознать, что он выше рода, хотя и исходит от рода. Таким образом, сущность человека выводится за пределы общества.

В философии И. Канта проблема человека поставлена в тесной взаимосвязи с проблемой человечества, в органическом единстве с насущными задачами, тревогами и перспективами всего человеческого рода. Все это, мыслится у Канта в диалектически противоречивом единстве, что и дало философу возможность еще в XVIII в. поставить уже тогда проблемы глобального характера. В этом смысле его следует считать родоначальником философии глобальных общечеловеческих проблем, таких как философия войны и мира, тема выживания человечества как единого целого, диалектическое осмысление социально-политической роли общественных противоречий. Согласно Канту, свое поведение и поступки человек должен соизмерять с интересами всего человечества. "Человек должен не только быть пригодным для всякого рода целей, но и вырабатывать такой образ мыслей, чтобы избирать исключительно добрые цели. Добрые цели есть такие, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в одно и то же время целями каждого"143. Перед человечеством, по Канту, открываются две возможности вечного мира: одна - договор, запрещающий войну, - другая - «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны. Первая возможность обсуждалась и другими философами еще до Канта, вторую пророчески увидел мыслитель. Трудно было в XVIII веке представить подобную катастрофу, но, к сожалению, в наши дни такая ситуация может стать реальностью

«Разумная цель человечества» И. Канта и концепция «всеединства» В.С.Соловьева

Произведения И. Канта, посвященные религии, истории, политика и праву со всей очевидностью раскрывают понимание основной цели развития общества. Всемирную историю он представлял, как развивающуюся систему, диалектические элементы которой способствуют осуществлению некой общей для человечества разумной цели. А надежда на светлое будущее философ связывал не с конкретной личностью, а с человеческим родом «.

Кант рассматривает человека как представителя рода человеческого. "Самый главный предмет в мире, -« это человек, ибо он для себя своя последняя цель, -следовательно, знание родовых признаков людей как земных существ, одаренных разумом, особенно заслуживает название мироведения, несмотря на то, что человек только часть земных созданий", і»

Признавая природное несовершенство человека, Кант в то же время видел в нем разумное существо, которое способно с помощь юного разума и нравственного императива ограничивать и преодолевать собственные желания. Мораль является формой общественного сознания и общественной деятельности, но в реальной практике действует не общество как таковое, а индивиды, живущие в нем, а поэтому неизбежно сочетание общественного и индивидуального. У Канта, на наш взгляд, это сочетание достаточно конфликтное.

Допустим, предполагает Кант, что содержанием моего поведения будет мое личное счастье. Если я признаю счастье за каждым, то оно может стать практическим законом, но не потому, что это мне нравится или доставляет удовольствие, а потому, что всеобщности счастья я требую, исходя из всеобщности морального закона. » Согласно Канту, закон морали исходит от отдельного индивида, хотя не из его личного интереса, а из разума, имеющего дело со всеобщим и необходимым, а поэтому и имеет значимость для всех людей. «Таким образом, если мой поступок или вообще мое состояние совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом, то тот, кто препятствует мне в этом, неправ, ибо такое препятствие (противодействие) несовместимо со свободой, сообразной со всеобщим законом191

Согласно И. Канту, целью истории является развитие всех при родных задатков людей. Но для этого необходим особый тип общества, а потому "величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества" 192. в таком обществе человек имеет величайшую свободу, а стало быть, существует полный антагонизм, - и в это же время имеется возможность совмещать свободу одного со свободой других; максимальная свобода сочетается с непреодолимым принуждением - это и есть справедливое гражданское устройство.

Будучи субъектом морали, личность определяет свои поступки в соответствии с общечеловеческими этическими ценностями. В условиях индивидуализированного, автономного и взаимно обособленного существования человека реализация идеала возможна лишь как индивидуальное самосовершенствование, как преодоление собственных пороков в нравственном возвышении каждого человека и духовном единении всех людей. Идеалом единства обусловлено содержание нраве- твенного долженствования: любить ближнего, как самого себя.. В христианской морали идея единства провозглашается в качестве высшей нравственной ценности. Более плодотворное развитие эта идея находит в учении А. Хомякова о соборности, а в дальнейшем в концепции "всеединства" В. Соловьева.

Представители русской религиозной философии, полагали, что православная церковь гармонично сочетает два основных принципа соборности - свободу и единство. В отличие от православия, в католической вере преобладает авторитаризм, который ограничивает свободу, таким образом единство не предусматривает свободу. В протестантизме сохраняется свобода, но нет единства. Только в православии, по убеждению представителей русской религиозной философии, принцип соборности существует и осознан как высшая божественная основа церковной жизни, хотя, к сожалению, не смог раскрыться во всей своей полноте.

И не смотря на то, что B.C. Соловьев упрекает западную философию и в частности И. Канта, за отвлеченную рассудочность, разрушающую присущщее миру изначальное единство, все таки в своей философской системе о "Всеединстве" он частично развивает идею И. Канта о разумной цели человечества. Представляя мир в живой конкретной целостности и человеческой значимости, как свободное единение в Абсолюте всех элементов бытия.

В своей работе "Кризис западной философии" В. Соловьев дает одну из первых формулировок теории всеединства, как предмета подлинной философии: "1)Есть всеединое первоначально всего существую- щего.2)Это всеединое первоначально в своей проявляемой действительности, которую мы познаем в области нашего опыта, представляет несомненно духовный характер. 3)Эта духовная действительность принадлежит первоначалу независимо от нашего сознания и первее его..."19э

Идея всеединства проходит через всю философскую систему B.C. Соловьева. Исходным принципом или абсолютным основанием, на- чалом всего в философии всеединства выступает не идея, монада, атом или субстанция, а "всеединое целое". Она находит свое обоснование почти во всех основных произведениях В.Соловьева: "Критика отвлеченных начал" (1877-1880),"Философия начала цельного знания 1880), "Чтения о богочеловечестве"(1877-1881 ),"Россия и вселенская церковь" 888). Всеединство это свободное единение в Абсолюте всех элементов бытия как Божественных прообразов и искомого состояния мира. В основе всего сущего, утверждал Соловьев, лежит Абсолютно-сущее, сверхсущее, Бог, а всякая действительность сводится к безусловной действительности, к Абсолюту, но Абсолютное не отделимо от мира: оно есть единое и в то же время в нем заключено все, Именуя Абсолют и Космос как первое Абсолютное и второе Абсолютное, - B.C. Соловьев полагает, что они соотносительны друг другу, т.е. единосущны, и в то же время нетождественны, поскольку первое Абсолютное есть актуально сущее, а второе- становящееся.

Мировой процесс, начатый природой и продолжаемый человеком, предусматривается Соловьевым, решением единой задачи, - гармонизации, упорядочения, просветления, достижения «истинного всеединства". Идею всеединства B.C. Соловьев определяет следующим образом: "Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглащает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою, истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия", 1«

Идея всеединства в отечественной философии возникла под влиянием неоплатонизма, христианского платонизма, а так же пантеистических и религиозно - мистических доктрин. Но наибольшее влияние на развитие этой идеи оказала немецкая классическая философия, особенно труды позднего Шеллинга и Гегеля. Нам предстоит выяснить, какое влияние оказали воззрения И. Канта на развитие идеи всеединства, в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века.

Религиозная идея абсолютной духовности христианского индивида частично раскрывает гуманистическую сущность человека, стремится пробудить в нем желание личного спасения, которое наиболее полно раскрывается в идее христианской соборности, предполагающей соединение в единое целое человеческих единиц, образующих нечто сверхличное - христианский мир. Таким образом, устанавливалась гармония личного и всеобщего.

Похожие диссертации на Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века