Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Абузаид Талат

Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа
<
Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абузаид Талат. Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.03 Москва, 2007 158 с. РГБ ОД, 61:07-9/368

Содержание к диссертации

Введение

Глава Первая. Философско-политическая проблематика в творчестве Абдаррахмана Мунифа 11

1. Жизненный путь и литературное творчество Абд ар-Рахмана Мунифа

2. Литература и политика в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа 21

Глава вторая. Историческое время в творчестве Абдаррахмана Мунифа 38

1. Литературный текст и реальное историческое время 38

2. Время и место: география прошлого и будущего 53

Глава Третья. Антропология духовных, экономических и социальных преобразований 70

1. Нефть как основной проводник социально-экономических преобразований 70

2. От патриархальных отношений к «патриархату долларов» 86

3. Радикальность внешних перемен и прочность традиционных ценностей 94

Глава Четвертая. Понятие политической власти и развитие аравийского государства в творчестве Абдаррахмана Мунифа 104

1. Зарождение аравийского государства и этапы его развития 104

2. Запад и авторитарное государство 122

Заключение 142

Библиография 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловливается целым комплексом фактором, среди которых можно обозначить те, которые

имеют непосредственное отношение к философии истории в целом, и те, которые относятся к специфике национально-исторического процесса в частности. Мировая история, являющаяся совокупностью отдельных национально-исторических процессов различных регионов земного шара, представляет собой масштабный процесс, который невозможно связать с каким-то отдельным политическим направлением, отдельной личностью, школой, доктриной, идеологией, поскольку сам анализ исторического процесса предполагает взаимодействие и противостояние различных политических направлений, школ, идеологий и личностей. Взаимодействие всех этих факторов может быть отражено в некой философской системе, в подробном описании политической истории, или же в исследованиях социологических и политологических наук. Вместе с тем, существует также и возможность литературного описания взаимодействия упомянутых факторов. Подобное описание подразумевает умение автора художественными приемами выразить свое критическое отношение к действительности, и часто содержит большой философский потенциал, расширяющий диапазон рациональной критики общественной, политической и этической жизни в том или ином государстве. Такой подход иллюстрирует то, что можно назвать «моральным, культурным и духовным соучастием» в формировании рациональных альтернатив философского мышления, В качестве примера подобного соучастия в истории новейшей арабской политической мысли и художественной литературы выступает творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, который считается одним из корифеев современной арабской литературной и общественно-

политической мысли, исследователем личности, ее индивидуальности и сущности, сумевшим адекватно отразить проблемы эмиграции» Творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, сумевшего с точностью отобразить историю становления государственности нового типа в странах Персидского залива и критически рассмотреть ряд проблем арабского общества, представляет интерес не только для литературоведов, но и для философов, политологов и историков,

В многочисленных литературных произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа мы обнаруживаем философское и политическое видение проблем, критическое отношение к современному арабскому государству, власти, диктатуре, моральному и духовному кризису, крушению традиций, тотальной подчиненности и зависимости Арабского Востока от Запада. В его работах показан структурный кризис государственной власти, общества, культуры и личности, вызвавший конфронтацию между структурами власти и народом.

Изображая действительность, Абд ар-Рахман Муниф отражает историю развития современного арабского государства, на различных этапах которого возникали проблемы, негативным образом воздействовавшие на перманентный «переходный период», переживаемый арабским миром. Отсюда возникло такое явление как сосуществование факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма. Сосуществовало все то, что в итоге создавало странный по форме и содержанию сплав, который и стал материалом критики Абд ар-Рахмана Мунифа, стержнем его фило-софско-политических и идейных интересов. Итогом размышлений Абд ар-Рахман Мунифа стал вывод о том, что любая культура представляет собой своеобразный океан, включающий разнообразие исторического бытия народов, В могуществе и силе культуры заключены судьбы целых народов. Эта идея постоянно присутствует в творчестве

Абд ар-Рахмана Мунифа и ее реконструкция является основой метода изучения огромного философского и общественно-политического наследия мыслителя.

Значимость изучения и анализа философских и политических взглядов Абд ар-Рахмана Мунифа обусловлена, прежде всего, адекватностью отражения в них реалий государства, общества и культуры современного арабского мира. Следует также заметить, что исследование творчества Абд ар-Рахмана Мунифа имеет большое научное и практическое значение для анализа адекватного положения вещей в молодых государствах. В этом отношении арабские государства, расположенные в зоне Персидского залива, представляют собой на сегодняшний день образцы молодых государств, в которых уживаются с одной стороны патриархальные традиции, а с другой ~ колоссальные материальные возможности воплощения технических достижений западной культуры. Последнее позволило Абд ар-Рахману Мунифу сформировать структурные модели, которые получили образное наименование - «города из соли». Смысл и значение этой метафоры состоит в следующем: излишек соли приносит горечь, ее недостаток лишает пищу вкуса. Государства, обладающие небывалыми нефтяными ресурсами, сталкиваются с характерными культурно-политическими проблемами. Философский анализ творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, реконструкция его философской модели истории позволяет лучше понять причины специфических проблем в истории, культуре и политике стран Персидского залива.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что впервые в отечественной и зарубежной литературе дан анализ работ известного арабского мыслителя Абд ар-Рахмана Мунифа, в творчестве которого получила отражение понимание культуры как способ трансляции исторического бытия наций и народов. Работа по реконструкции данной

идеи в художественном и критическом творчестве мыслителя позволила по-новому интерпретировать взаимодействие политики и культуры в странах Персидского залива, по иному трактовать ключевые события историко-философского процесса в этих странах. Исследование, взятое в целом, позволяет не только воссоздать в деталях ситуацию, обусловившую структурный кризис государства, общества, культуры и личности в странах Аравийского полуострова, но и понять существующую конфронтацию между гуманистическими исламскими ценностями и экстремистскими тенденциями в регионе, а в дальнейшем и способствовать ее разрешению.

Цель и задачи исследования Основная цель предпринимаемых в диссертации изысканий состоит в том, чтобы исследовать философские и политические аспекты творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, его критические взгляды на реалии современного арабского (аравийского) государства, их проявления в социальной, духовной и культурной сферах,

В диссертации ставятся следующие задачи:

L дать анализ творческой биографии Абд ар-Рахмана Му-

нифа;

  1. дать сравнительный текстологический анализ соотношения литературного текста и исторической реальности в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа;

  2. проследить эволюцию представлений о политической власти и развитии государства в романах Абд ар-Рахмана Мунифа;

  3. рассмотреть авторское видение феномена патриархальности в государстве и общественных отношениях;

  4. показать особенности «авторитарного государства» и «нефтедолларовой культуры».

Степень и уровень изученности проблемы Романы Абд ар-Рахмана Мунифа и его литературное творчество в целом являются объектом пристального внимания и исследований теоретиков, литературоведов, культурологов, социологов, политологов, специалистов в области СМИ и историков. Его творчество имеет важнейшее значение для понимания механизмов зарождения и развития политической власти, а также становления авторитарного государства, прежде всего, в аравийском обществе. В работе проанализированы различные литературные и политические сочинения Абд ар-Рахмана Мунифа, а также многочисленные работы, посвященные изучению его творческой и жизненной биографии.

В целом можно отметить, что исследования, посвященные биографии мыслителя, акцентировали различные стороны жизни Абд ар-Рахмана Мунифа, выявляя влияние тех или иных жизненных событий на его литературное творчество и политические взгляды. Основой ряда подобных сочинений стали отрывочные интервью и статьи, написанные Абд ар-Рахманом Мунифом1. Можно отметить также наличие полноценных биографических описаний, в которых личная жизнь Мунифа отражена с первых лет до самой кончины . И, наконец, те биографические работы, авторы которых попытались написать «портрет» мыслителя на основе его мемуаров и дневников» В частности многие авторы опирались на то, что книгу Мунифа «Писатель и эмиграция» \ где он коснулся проблем арабского романа.

Между тем многие исследователи, уделял внимание изучению общества в странах Аравийского полуострова, рассматривали его сквозь призму творчества Мунифа, который показал характер внутренних изменений в аравийском обществе, произошедших после об-

1 Субхи ат-Таан. Литературный мир Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Дамаск: Дом исследований и публикаций «Канаан», 1995,

1 Мухаммед алъ-Кашаамн, Перелет благородной птицы. 1-е изд. Бейрут: Дар алъ-Кунуз, 2001 J Абд ар-Рахман Муниф, Писатель и Эмиграция. I-ензд. Бейрут: Дар ал-фикр аль-джадид, 1992.

наружения нефти, и многообразные последствия этого события для разных сфер жизни. Эти работы тесно связаны с анализом антропологических, психологических и этических аспектов творчества Мунифа4. Сюда же следует отнести исследования, в которых затрагиваются проблемы места, времени, воспоминаний, истории и их отражения в жизни и творчестве5. Некоторые авторы сосредотачивалась на этических аспектах сочинений Мунифа, стремясь показать трагические стороны новой и современной арабской действительности6.

Другие авторы уделяли внимание рассмотрению политических и культурных проблем, связанных с кризисом политического строя и культуры в арабском мире, а также различных аспектов взаимоотношений Востока и Запада в их отражении в творчестве Мунифа . В последнем исследовании автор попытался остановиться на общих факторах кризиса арабской цивилизации, как они рассмотрены в романах Абд ар-Рахмана Мунифа, и показать таким образом проблемы, препятствующие развитию арабского общества.

Методология исследования Для решения поставленных задач в основу диссертационного исследования был положен методы историзма, философской компаративистики и структурный метод.

Новизна исследования Новизна и научная ценность исследования определяется как характером постановки, так и способом разрешения поставленных диссертантом задач, и заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историко-философской науке

4 Шакер ан-Наблуси, Область пустыни. 1-е изд. Бейрут: Арабский фонд исследования и публика
ций,!^ 1,

5 Марьям Хальфан Хамд, Место в романах Мунифа / Диссертация, Каирский университет; литера
турный факультет, отделение арабского азыка, 1992; Мустафа Абд аль-Гани. Выход из истории.
Каир; Генеральное египетское объединение писателей, 199Э; Наджва ар-Рияхи аь-Кустатыни,
Мечта и поражение в романах Мунифа. Тунис: Факультет гуманитарных и общественных наук,
1995.

6 Абд аль-Хамнд аль-Махадин. Бейрут: Арабский фонд исследований и публикаций, 1999; Наджва
ар-Рияхи аь-Кустатыни, Герои и эпос крушения в романах Мунифа, Тунис, 2001; Арабский роман:
реальность и перспективы, Бейрут: Дар Ибн Рушд, 1981; Ахмед Джасем аль-Хамиди. Эпический
герой в романах Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Дамаск: Лль-Ахали,

7 Салех Ийрахим. Кризис арабской цивилизации в произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа, 1-е изд.
Касабланка: Арабский культурный центр, 2004.

предпринимается опыт анализа исторических, культурных и экономических событий, произошедших в странах Персидского залива, с философской точки зрения.

L восполнен пробел в истории современной философии

Арабского Востока, благодаря чему один из важнейших ее периодов предстает в новом освещении: в контексте взаимодействия факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма;

  1. впервые в отечественной и зарубежной литературе дано целостное представление об особенностях исторического процесса арабских стран на фоне не только одновременного взаимодействия различных идеологических влияний, но и в меняющихся общественных и политических условиях;

  2. прослеживаются имплицитные аспекты, частные и общие проявления культурных преобразований, произошедших под влиянием нефтедолларовой культуры, а также их взаимодействие на политическую и культурную жизнь.

  3. проанализированы черты социальных и духовных перемен, зафиксированных в литературном творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа, выявлена их важность для гуманитарных наук с точки зрения философии глобальных проблем истории и культуры в современном арабском мире.

  4. в системном виде впервые в отечественной истории философии выявлена и проанализирована философия истории Абд ар-Рахмана Мунифа, отраженная в его лите-

ратурном и критическом творчестве, а также проблемы культурно-политического диалога между Западом и Востоком Теоретическая и практическая значимость работы Научно-практическая значимость диссертации связана с возможным применением содержащихся в ней материалов и выводов при дальнейшей разработке проблем истории философии и общественной мысли Арабского Востока, подготовке учебных пособий, программ, лекционных курсов и практических занятий по истории современной арабской философской мысли.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Первая глава, рассказывающая о жизненном пути и литературном творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа, состоит из двух параграфов. В первом параграфе изложена биография и дается обзор литературного творчества Абд ар-Рахмана Мунифа. Во втором параграфе рассматривается связь литературы и политики в творчестве писателя.

Вторая глава посвящена теме «История и время в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа. Она состоит из двух параграфов. В первом параграфе анализируется соотношение литературного текста и реального исторического времени, а во втором - роль времени и места в творчестве писателя,

Третья глава, посвященная антропологии социальных, экономических и духовных преобразований в произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа, состоит из трех параграфов, В первом параграфе рассматривается вопрос о нефти как о главном проводнике социальных и экономических преобразований. Во втором параграфе рассматривается феномен перехода от патриархальных отношений к «патриархату дол-

лара», а в третьем - устойчивость традиционных ценностей при радикальности внешних перемен в аравийском обществе.

Четвертая глава посвящена понятию политической власти и теме развития аравийского государства в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа. Она состоит из двух параграфов. В первом параграфе говорится о зарождении аравийского государства и этапах его развития. Во втором параграфе рассматриваются отношения между Западом и авторитарным государством.

В заключении обобщаются и систематизируются выводы, сделанные диссертантом в ходе проведенного исследования.

Жизненный путь и литературное творчество Абд ар-Рахмана Мунифа

В этом параграфе мы расскажем о жизненном пути писателя Абд ар-Рахмана Мунифа и об отражении арабских политических реалий в его литературном творчестве, а также познакомимся с некоторыми его произведениями. Это творчество являет собой один из высочайших образцов современной арабской романистики. Абд ар-Рахман Муниф писал о пустыне и городах, о напряженном поиске арабами своей самобытности. Великие национальные помыслы пронизывают его художественные и политические сочинения, и даже произведения на экономические темы (он был специалистом по нефтяной тематике и защитил по ней докторскую диссертацию).

Он писал и об эмиграции. В книге «Писатель и эмиграция», в которой он описывает тяжелые страдания арабов, которым выпало жить вдали от родины, в жестоком отрыве от своих корней, в тоске и печали. Есть у него и роман «История города», который представляет собой одно из лучших произведений современной литературы. Книга повествует о привязанности человека к городу и об ее влиянии на писателя.

Абд ар-Рахман Муниф жил для того, чтобы писать, а писательство тесно сочеталось у него с интересом к политике. Более того, политика занимала в его жизни первое место как ремесло, как страстное увлечение. Она была для него отдушиной в гнетущей атмосфере «скверных для арабов времен». Он создал такие выдающиеся произведения, как «Города из соли» (пенталогия), «Земля скорби» (эпическая трилогия об Ираке), романы «Окончания», «Марафон», «Мир без карт» (налисанный в соавторстве с Джаброй Ибрахимом Джаброй), «Когда мы оставили мост», «Восточное Средиземноморье» и др. Но литература не мешала ему оставаться погруженным в повседневные проблемы арабского мира. Он писал политические статьи в газеты, и его не покидали думы об арабской нации, к которой он ощущал свою принадлежность как интеллигентный, ответственный и сознательный писатель. Он всегда был вместе с нацией, с печалью и болью смотрел на череду трагедий, потрясавших арабский мир в XX веке, особенно непримиримо относясь к внутренним противникам нации - прогнившим режимам, к чужеземным агрессорам и угнетателям. Вот почему его книга «Демократия прежде всего, демократия всегда» была романом особого рода, в котором писатель на десять с лишним лет опередил современные дискуссии на темы демократии.

На темы, не связанные с нацией и политикой, которые пронизывают все его богатое творчество, Абд ар-Рахман Муниф написал, кажется, всего одну книгу на любовный сюжет под названием «Языческая история любви». От политики он пришел к литературе, а именно к роману. Но от литературы он вновь вернулся к политике, которая где бы он ни находился» всегда оставалась для него сильнейшим творческим стимулом.

Абд ар-Рахман Муниф родился в 1933 году в Аммане, Отец его был родом из Неджда, мать - из Ирака. Покинув Неджд, его отец странствовал в поисках заработка по Ираку, Сирии и Иордании. В этих странствиях он иногда подолгу задерживался на одном месте. Во время одной из таких остановок он и умер. Среднюю школу Муниф окончил в Аммане.

50-е годы XX века были апогеем развития национального политического движения в арабском мире. Различные течения в этом движении побуждали у многих представителей передовой арабской мо лодежи стремление сыграть какую-то роль в политической жизни. Одной из партий, взявших на вооружение национальную идею и представлявших себя как националистическая, была партия «Баас». В числе примкнувших к ней молодых людей был и Абд ар-Рахман Му-ниф: это было в период формирования отделения баасистской партии в Иордании,

Из Аммана Муниф отправился в Багдад, чтобы учиться в университете и изучать право, В Багдаде он прожил до 1955 года - пока не был выслан из Ирака по политическим мотивам, когда он учился на втором курсе. После подписания Багдадского пакта его вместе с группой других арабских студентов, имевших нарекания или оппозиционно настроенных к властям, был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме, после чего всю группу выслали из страны.

Муниф отправился в Каир и жил там до 1958 года. Там же он завершил изучение юриспруденции. В Египте он снова примкнул к баасистской партии, в которой стал сначала рядовым членом, а затем оказался на руководящей должности. Это время было яркой и очень важной эпохой в истории региона. Каир стал тогда чем-то вроде столицы всего «третьего мира», центром всех освободительных движений и ареной таких важных событий, как национализация Суэцкого канала, тройственная агрессия 1956 года, объединение Египта и Сирии. К тому же Египет занимал непримиримую позицию в отношении Багдадского пакта. Именно в этот период в Каире, где атмосфера была более гостеприимной и свободной, чем в Багдаде, Муниф вошел в контакт с людьми, придерживавшимися самых разных идейных течений, в том числе с марксистами, к которым в Ираке относились с большим недоверием. Ему представилась возможность вступить в диалог и наладить связи с этими людьми. Он много читал, и это дало ему возможность познакомиться с мнениями тех, кто смотрел на вещи под иным углом зрения. Он с головой окунулся в египетскую атмосферу. У него появилось страстное желание установить как можно более широкие контакты. Он познакомился с такими выдающимися представителями египетской интеллигенции, как Ахмед Баха ад-Дин Хигази, Махмуд Лмин аль-Алем, Мухаммед Ода, Абд аль-Азым Анис, Фатхи Ганем, Ахмед Абд аль-Муты, Рага ан-Наккаш, Мухаммед Ха-санейн Хейкаль и многие другие. Посещал он и редакцию журнала «Руз аль-Юсуф».

В 1958 году он вернулся в Багдад. В жизни баасистской партии он активно не участвовал. Поработав в ней несколько месяцев, он уехал в Югославию. Пребывание в этой стране было важным этапом для формирования его взглядов на социализм и югославский опыт, который не был прямой копией с советского опыта и имел свою специфику. Муниф лично отвечал за баасистскую организации в Югославии; в то время партия стремилась как можно глубже ознакомиться с этим уникальным опытом и изучить его, чтобы использовать в будущем. Установил он связи и с арабскими студентами в Европе и принял участие в ряде конференций, проводившихся в странах Восточной и Западной Европы.

Литературный текст и реальное историческое время

Подлинная творческая работа, независимо от содержания, формы и источника, обязательно отражает национально-культурное сознание конкретной исторической реальности. То же относится и к творчеству Абд ар-Рахмана Мунифа, который отчетливо обозначал проблематику современной ему реальности и вместе с тем направлял свой взгляд в будущее, обрисованное в светлых тонах. Писатель, перенося философский принцип единства места и времени на создаваемые им различные художественны миры, старался таким образом выявить психологические механизмы и мотивы отдельных личностей, политических партий, сообществ и целых государств арабского мира, что в совокупности дало историческую проблематику прошлого, равно как и будущего, данного региона.

Такой творческий подход объединяет воедино художественную и познавательную ценности. Так, Вильям Шекспир посредством своего высокого искусства и в «Короле Лире», и в «Ромео и Джульетте» смог показать неразрывность исторического времени и присущей ему драмы. Из каждого значительного художественного произведения следует, что жизнь, история и судьба переплетаются и в совокупности воздействуют на ум и сознание людей, которые не прекращают мучаться в поисках идеального. Реализм, характерный для творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, позволяет нам прочувствовать жизнь во всех ее аспектах, не прибегая при этом к игре воображения или иллюзии. Такой реализм, изображающий жизнь во всей полноте, достигается прямым описанием людей л человеческих судеб и путем индивидуализации мира в определенном человеке с определенной судьбой, что было названо Георгом Лукачем функцией художественной формы . Необходимо заметить, что ни одна литературная работа не смогла изобразить драму арабского общества в регионе Персидского залива более полно по реалистичности, смысловому и историческому содержанию, чем это было сделано Абд ар-Рахманом Мунифом в эпопее «Города из соли», состоящей из пяти частей.

Величие Софокла, Шекспира, Бальзака и Достоевского, гений Толстого, Вальтера Скотта, Гете и других заключаются вовсе не в силе их воображения и искажении ими реальности. Георг Лукач призывал писателей отказаться от подобных приемов и вернуться к классическим романическим традициям, в единственно которых, по его мнению, может выразиться автор. Классический метод, как он считал, наиболее подходил для понимания сущности и богатства народной жизни как источника исторических преобразований, а классические авторы были способны изобразить народную жизнь более глубоко, честно и гуманистично в ее исторической конкретике, чем самый выдающийся современный писатель.

Формальные принципы данного направления полностью применимы к творчеству Абд ар-Рахмана Мунифа и образуются в его работах на так называемом историческом дне. В первой и второй частях «Городов из соли» (романах «Блуждание» и «Ущелье») события протекают именно на дне истории. При этом историю мы понимаем здесь как память недавнего прошлого, образ которого уже сложился. Реальный исторический период литературного действия романов предварительно можно отнести ко времени открытия нефтяных месторождений на Аравийском полуострове.

Согласно историческим данным, весной 1932 года Твитчел обнаружил в районе Дахран крупные нефтяные залежи, после чего незамедлительно вернулся в США, где поставил об этом в известность нефтяные компании. В 1933 году представитель компании «Сокал» Гамильтон прибыл в Джидду, чтобы помочь Твитчелу в проведении переговоров. Американцы не имели империалистического прошлого на Ближнем Востоке, как англичане, и это решило исход конкурентной борьбы в их пользу. Четыре месяца спустя, после того как США выиграли тендер, американская геологическая группа начала работу в районе Джебель. Первые баррели были проданы в 1938 году, а уже в следующем году король Абд аль-Аэиз и его окружение посетили нефтедобывающий район и разбили там свой лагерь из 350 шатров. В первых числах января 1939 года от берегов Саудовской Аравии отошел первый танкер, груженый жидким топливом17.

«Блуждание» начинается с открытия нефти и прихода американцев на полуостров и заканчивается выступлениями рабочих. Историки отмечают, что первая забастовка рабочих компании «Арамко» произошла в 1945 году и закончилась временными уступками руководства компании, В конце 40-х годов по месторождениям опять прокатилась волна забастовок, а в 1952 году рабочие «Арамко» организовали комитет, исполняющий функции профсоюза. В следующем году они продолжили борьбу с удвоенной силой, отстаивая свое право на полноценную профсоюзную организацию, требуя увеличения заработной платы, добиваясь отмены дискриминации по национальному признаку и предоставления новых общежитий рабочим. Также требования включали оплату проезда рабочим и обязательно ведение дел на арабском языке.

Нефть как основной проводник социально-экономических преобразований

Нефть и пустыня занимают важное место в художественном мире Абд ар-Рахмана Мунифа. Именно пустыне и нефти он придает то особое значение, какое Ханна Мина в своем творчестве придает морю, а другие писатели отдают лесу. Поскольку пустыня занимает 80% пространства арабского мира, писатель останавливает внимание читателя на этих явлениях, выражая при этом их принятие или неприятие. Абд ар-Рахман Муниф обратился к теме пустыни не для того, как кто-то считает, чтобы вернуться к истокам и традиционным ценностям, и не для того, как считают другие, чтобы создать новую этническую теорию, а с целью проследить, как географический фактор и историческое наследие участвовали в формировании современного араба в пустыне. Он обнажил черты арабской истории и внутреннюю сущность араба, метафорически выражаясь, его «подкладку», с тем чтобы рассмотреть этот фактор в новых понятиях и в свете тех изменений, которые диктуются современными условиями, Абд ар-Рахман Муниф свидетельствует, что до трех четвертей территорий пустыни не доходит современное художественное творчество, и скорее всего потому, что старая поэзия и проза всесторонне затрагивали тему пустыни, в то время как современная литература этого не делает, несмотря на острую потребность в исследовании этого одновременно громадного и богатого мира. Поэтому одной из целей написания «Городов из соли» было приблизиться к пустыне, что подразумевало как можно более реалистичную передачу ее особенностей.

Муниф видел, что «пустыня продолжала свою размеренную жизнь, оставаясь независимой. Если выпадал год без дождей, то люди либо частично мигрировали, либо совершали завоевания, либо просто заимствовали необходимое, и таким образом восстанавливалось внутреннее природное равновесие на всем пространстве пустыни. Первое, что отличало жизнь в пустыне - это миграция, В пустыне естественным образом, поскольку через нее проходили караваны, сложились торговые пути и в определенных местах возникли оазисы, которые имели свои оригинальные черты в течение долгого времени. Однако, когда здесь была обнаружена нефть, пустыня начала меняться. Изменение это было не только географическим, оно затронуло также внутренние ценности и отношения внутри арабского общества»57.

Абд ар-Рахман Муниф пытался воссоздать образы времени, которое вот-вот должно было исчезнуть. И нефть была маслом в том огне, в котором горела из глубины веков идущая история. При этом духовное и социально-экономическое противоречие заключалось в том, что эта черная липкая жидкость в новом существовании заменила кровь, функция которой заключается в передаче древних генов. В этом художественном описании нам открывается ужасающее, разрушительное, как сила динозавра, действие нефти на ослабленные дух и тело пустыни полуострова.

Нефть, по большому счету, есть инструмент войны и мира, механизм разрушения и превосходства и в то же время средство построения цивилизации. История второй мировой войны показала, что победа остается за тем, кто владеет последним баррелем нефти. Нефть остается самым важным фактором воздействия на современную жизнь»

Имеющиеся в нескольких арабских странах нефтяные богатства и возможности, которые предоставляет их разработка, привели к изменению баланса сил и изменению образа жизни, зачастую к худшему. Нефть создала порочный образ жизни с отрицательными последствиями. В странах, производящих нефть, возникли новые условия жизни и в первую очередь перевернулся экономический порядок, который базировался на довольствовании малым и почти обходился собственными ресурсами, при котором пользу приносили традиционные виды деятельности. Новый же экономический порядок опирается на стремление к роскоши и излишествам, связывается с мировыми рынками и держится на экспорте нефти и импорте товаров широкого потребления, техники и системы безопасности. «Нефтяной переворот» принес этом странам финансовые излишки, которые в основном доходили только до стоящих у власти и тратились от имени народа. Такое развитие, основанное на неэффективных расходах и касающееся в основном класса бизнесменов, привело от относительного к абсолютному богатству. В импорте были установлена монополия, имеющая действительную «финансовую силу, что позволяло власти опутать местные рынки западными и японскими товарами». Результатом «нефтяного переворота» также стало противостояние между старым и новым классами буржуазии. Открытое противостояние завершилось господством новой прослойки в Ираке, Алжире и Ливии и неявным господством старой буржуазии в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и в остальных государствах Персидского залива58.

Абд ар-Рахман Муниф считает, что «вопрос нефти - одна из главных проблем, формирующих характер нашей жизни и оказывающих серьезное влияние на ход истории в регионе в течение уже долгого времени». Он полагает, что проблема нефти вместе с палестинской проблемой стали разнонаправленными векторами, приведшими к современному состоянию дел в регионе, Муниф утверждает, что «игра с нефтью в ее негативных последствиях не менее опасна, чем палестинская проблема- Она требует внимания и осознания ее последствий, тех, которые уже случились, и тех, которые будут заметны только в будущем. Если раньше арабам предоставлялась возможность преодолеть отставание и сделать новую жизнь более светлой посредством нефтяных богатств, то сегодня эта возможность упущена или почти упущена. И арабы, как предсказывает Муниф, снова станут бременем для всего мира и для самих себя» .

Последствия станут более очевидны тогда, когда закончится нефть. Они будут просто катастрофическими, и «города из соли», которые были воздвигнуты, чтобы поглотить десятки тысяч алчных авантюристов, однажды растворятся. Автор вложил следующие вопросы в уста своих литературных героев: Что будет, когда опреснительные станции перестанут доставлять воду жаждущим в пустыню? Что станет со стеклянными небоскребами в пустыне, после того как они будут отрезаны от электричества и нефти для обеспечения их энергией не будет хватать? Тогда те опьяненные, которые полагают, что запасы нефти неиссякаемы и что с помощью этого богатства они могут иметь весь мир, неожиданно зададутся десятками вопросов.

Зарождение аравийского государства и этапы его развития

Проблема власти была одной из самых волнующих и острых. Для Мунифа власть была синонимом государства. Думая об истории и перспективах существования аравийского государства, он видел в нем не более чем власть, испытывающую сильное иностранное влияние и слабое в своем собственном основании. Поэтому и историю этого государства он считал иллюзорной, искусственной: отсюда, полагал он, проистекает его топтание на месте, застойность, нестабильность, Эти обстоятельства привели к тому, что власть в таком государстве стала репрессивной, деспотической по своей природе. И достижения ее в конечном счете оказываются всего лишь творениями, сделанными из соли - они сияют ослепительной белизной и крепки под лучами солнца, среди голой пустыни, но быстро тают под каплями дождя, при вечерней росе, под ручьями и морскими волнами, то есть под воздействием всего, что исполнено движения и жизни. Эта идея Мунифа в классическом виде присутствует в «Городах из соли».

В «Городах из соли» мы видим три этапа развития аравийского государства, которое подробно описывает Абд ар-Рахман Муниф. Первый этап - это рождение королевства, созданное султаном Хурей-битом при внешней поддержке Гамильтона. Второй этап - это период мировых политических потрясений, и его героем на внутриполитической сцене выступает султан Хазааль. Третий этап - это укрепление границы, режима и отношений государства с внешним миром; некоторые специфические черты данному этапу придало правление султана Фанара.

Первый этап начинается незадолго до начала первой мировой войны и завершается после окончания второй мировой войны, Героем событий внутри страны выступает эмир Мурхан Худейб, отец Хурей-бита, «эмир Мурана и окрестных земель на расстоянии двух дней пути во всех направлениях»134. Это было время, когда достигла своего пика борьба между эмирами пустыни. Одним из них был Музхир бин Су-хейм, враг Мурхана. Он совершил тактическую ошибку, выступив против Англии и обратившись за помощью к туркам135.

Судьба распорядилась так, что Хурейбит убил Музхира. Англия стала считать его «другом, на которого можно положиться. Она поставила его над мелкими эмирами, доверила охрану караванов и попросила следить за соседями, за турками и побережьем с восточной стороны. Прошло несколько лет, и весь Муран стал подчиняться ему и хранить ему верность» . И когда в стране установился порядок, Англия стала оказывать ему безграничную поддержку. Он объявил себя султаном Мурана, «и такое положение сохранялось долго, и он стал свидетелем великого мирового политического переворота, случивше-гося вскоре после второй мировой войны» .

Хурейбит начал политическую жизнь мелким бедуинским эмиром. Он был отважен, в войнах не знал пощады к врагам и отличался большой сметливостью. Свою политическую проницательность он неоднократно доказывал самыми разными способами. Он долгими часами встречался с простыми людьми, разговаривал с ними и выслушивал ихш. К тому же он все время прикрывался религией, утверждая, что цель его войн и набегов - повсеместно возвышать знамя ислама. С этой целью он «в общении с соседними правителями проявлял большой ум и хитрость. Он направлял к ним послов и письма, в которых успокаивал их, вел с ними переговоры, вдавался в дела, касавшиеся границ, пастбищ и воды...»13 . Но на войне он был жесток и беспощаден, лично отдавал приказы устраивать резню: «Бей, и бей жестоко»140, «Режь и уходи, пленные нам не нужны»141. Своему сыну Хазаалю он наказывал ломать хребет любому, кто возразит ему или поступит наперекор; «Для нас все одинаковы. Для нас большой только верблюд»142. Другому своему сыну, Фанару, он советовал истреблять людей без пощады: «Пусть земля стонет под твоей ногой. Выше тебя нет никого»143.

Хурейбит доказал, что обладает великим природным умом в войне и в командовании войском, Гамильтон заметил, что он инстинктивно применяет на практике то, что писал Макиавелли в своей книге «Князь», Он целиком истребляет правившие на своих землях семьи, но не меняет гражданских и налоговых законов на недавно захваченных территориях. Именно на этом настаивал Макиавелли в своих советах князю .

Такова была мудрость Хурейбита, который поначалу демонстрировал миролюбие и действовал хитростью, а потом - искусством убийства и кровопролития, если ему сопутствовал успех. Он учинял такую резню и такие зверства, от которых кровь стыла в жилах, расширял границы своего королевства войнами и набегами и стал в результате более велик, чем сам хотел и мечтал145.

С самого начала он действовал в союзе с англичанами, которые помогали ему деньгами, оружием и людьми. Они предложили ему назвать свой султанат Худейбийским султанатом по имени его деда Ху-дейба, что он и сделал . Он основал самое большое королевство в Аравийской пустыне и оставался союзником англичан до тех пор, пока они не стали слабеть по мере превращения американцев в реальную силу, В этот период он был очень осторожен в своих отношениях с англичанами и американцами, ему прекрасно удавалось соблюдать равновесие между ними. Своего сына Фанара он наставлял: «Мы, с дозволения Аллаха, молимся позади Али, а трапезничаем с Муавией; в политике мы заодно с англичанами, а в интересе и делах - с американцами» 7. Хурейбит умер в момент крупных политических событий, произошедших после окончания второй мировой войны. Власть в султанате унаследовал его сын Хазааль, а влияние и контроль над страной американцы унаследовали от англичан.

Похожие диссертации на Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа