Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия творчества И. А. Ильина Кулешова Ирина Владимировна

Философия творчества И. А. Ильина
<
Философия творчества И. А. Ильина Философия творчества И. А. Ильина Философия творчества И. А. Ильина Философия творчества И. А. Ильина Философия творчества И. А. Ильина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулешова Ирина Владимировна. Философия творчества И. А. Ильина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Москва, 2006 142 с. РГБ ОД, 61:06-9/666

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Исследование работ Ивана Александровича Ильина (1883-1954) - одна из приоритетных тем современной российской историко-философской науки. Этот интерес определяется не только значительным масштабом его философского наследия, но и масштабом его личности. Ильин — выдающийся профессиональный философ, великолепный оратор, человек действия и волевого решения, - он становится даже более известен и признан спустя полстолетия после его смерти. Как христианский философ и философ православного толкования творчества Ильин глубже раскрывается и прочитывается сейчас, когда уже на второй план отошла его острая, безбоязненная и пророческая для того (по во многом и для нашего) времени публицистика. Ильин - теоретик права и просто человек с живой совестью, не могущий не говорить и не принимать участия в совершавшихся исторических событиях, не затмевает Ильина - одинокого мыслителя, поэта тихих, проникновенных созерцаний.

Интерес к Ильину вызывается и признанием его горько-критических высказываний о судьбе России. Актуальны размышления Ильина о феномене духовного тоталитаризма, который, по его мнению, в различных формах и обличиях совместим с любой системой правления и государственного устройства. В нашу эпоху, насыщенную социальными и тем острее протекающими духовными коллизиями и катаклизмами, яснее ощущается внутренний импульс к познанию единого основания многонаправленной философии Ильина, ощущается потребность в восприятии его столь сердечно русской и внешне столь блестяще европейски организованной личности. О многом свидетельствуют и знаменательные факты перезахоронения праха мыслителя в октябре 2005 года в Донском монастыре, а также передача в 2006 году личного архива Ильина Московскому университету.

Среди исследований различных проблем философии Ильина специально не рассматривалась философия творчества. Между тем, данная проблематика ire только теснейшим образом связана с его философией духовного опыта, с

учением о праве, но является в определенном смысле апогеем идейных исканий мыслителя. Так как именно в философии творчества, с её «предметным созерцанием» и «благоданным видением», по Ильину, возможно преодоление антропологического трагизма религиозного опыта и оправдание волевой устремлённости ко вписанному в форму закона благу. Учение о творчестве является не разделом в общем наследии Ильина, а особой, специфической темой его философии; оно является также своеобразной областью применения ряда ключевых понятий теоретической философии Ильина, таких, как «духовное созерцание», «предметность», «овнутрение», «творческий акт», «благодатное созерцание» и др. В философии творчества гносеологическая проблематика неотделима от самого предмета познания, а точнее - внутреннего духовного созерцания: творчество есть особый феномен благодатного возвышения человеческого духа и избраннический путь религиозного служения, не сводимый к чисто догматическому его пониманию. Возможно, именно постижение феномена творчества способно стать в философии новым направлением, выводящим ее из постмодернистской «беспредметности» и тупиковости чисто гоносеологической проблематики. К тому же учение о творчестве неотделимо от понимания смысла и явления красоты как воплощения духоносной силы и остановленного мгновения вдохновенного, а значит Божественного, созерцания художника. Это сближает ильинскую философию творчества со святоотеческим толкованием красоты. Таким образом, философия творчества делает еще более актуальной для изучения русской философской традиции фигуру Ильина, мыслителя, великолепно знавшего и ценившего дух и системность западноевропейской философии и культуры, но искавшего особый путь философской (а значит, по Ильину, творчески-предметной) мысли русского религиозного духа.

Ильин не примыкал ни к одному из современных ему направлений. Он изучал и чтил соловьевскую традицию всеединства, особенно постижение в ней силы и смысла Красоты, но не мог рассматривать себя в качестве продолжателя этого течения, отмежёвываясь от идей С. Л. Франка, Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина. Разумеется, как выходец из Московской школы философии права,

Ильин подробно знал творчество Е. Н. Трубецкого, хотя и полемизировал с ним, А вот такие религиозные мыслители, как Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков, были для него «православными ересиархами», коих он решительно отвергал.

Ильин был мыслителем в высшей степени самостоятельным, разрабатывавшим свою собственную, «незаёмную» концепцию духовного опыта в его особенном творческом измерении. Он писал: «Философ без духовного опыта — выдумщик и комбинатор в пустоте; философ без собственного духовного опыта — попрошайка (если он честен) и карманник (если он нечестен)».1 Критерии философского познания у Ильина — созерцательность, преданность Истине, устремлённость к ней, а значит, служение и со-творение. В этом смысле, пользуясь терминологией Г.Г. Майорова, Ильина можно назвать философом софийной, идущей от Пифагора традиции.2 В отношении к самому акту познания, интенции человеческой мысли для Ильина центральным является также не персонализм, а духовная автономия во имя Предмета, конкретность и сила волевого устремления.

Степень разработанности темы.

В настоящее время наследие Ильина открывается всё более широкому кругу читателей и исследователей. Продолжает издаваться полное собрание его сочинений, которое готовит Ю.Т. Лисица, что, несомненно, способствует возрастанию академического интереса к различным направлениям философии Ильина. Но в целом обилие специальных исследований общественно-политической мысли Ильина превышает степень разработанности его религиозной философии.

Осмысление наследия Ильина было предпринято ещё при его жизни: это две «Истории русской философии» В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского, в которых даются общие характеристики творчества Ильина, но специальные подразделы его философии разработаны лишь частично. У Зеньковского сделан

1 И.А. Ильин -И.С. Шмелеву. 22.УШ.1927.//Переписка двух Иванов. (1927 - 1934). М., « Русская книга», 2000.

2 См.: Майоров Г. Г. Философия как искание Абсолюта (Опыты теоретические и исторические). М., «Едиториал
УРСС», 2004.

акцент на гносеологии, а Лосский сосредотачивает внимание на концепции «сопротивления злу силою».

Как яркий публицист, мыслитель «волевой идеи», Ильин вызывал большую полемику вокруг своих идей в 20-е, 30-е годы. О нем писали Ф. Степун, П. Струве, Ю. Айхенвальд, 3. Гиппиус, Н. Бердяев, В. Даватц, Н. Кольцов, И. Демидов, Н. Вакар и многие другие. Но это не специальные научные тематические исследования, а статьи, отклики, открытые письма.

Лишь после смерти Ильина за рубежом начали появляться первые серьезные научные работы, посвященные анализу его наследия. Наиболее авторитетное среди них исследование Н. П. Полторацкого. Помимо двух фундаментальных его трудов: «И.А.Ильин: Жизнь, труды, мировоззрения» и «Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века», интерес представляют так называемые «Питсбургские сборники», выпущенные под его редакцией, в особенности последние: «Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А.Ильина». До сих пор работы Полторацкого являются наиболее значительными исследованиями философско-эстетических воззрений Ильина, хотя нельзя забывать, что все работы Полторацкого принадлежат последователю мыслителя и выражают порой некритическое изложение взглядов И.А. Ильина.3 В них еще жив дух эмигрантских дискуссий и стремление «защитить» Ильина от всевозможных нападок.

После работ Полторацкого заметно сузилась масштабность подхода к оценке философии Ильина. Например, немецкие исследователи В. Офферманс и X. Даам ограничились анализом лишь некоторых методологических аспектов религиозной философии русского мыслителя. По мнению Офферманса, идейное наследие Ильина обладает теоретико-методологической ясностью, терминологической емкостью и индивидуальностью стиля, одновременно сочетающейся с простотой и глубоким духовно-религиозным содержанием. Однако Офферманс отмечает, что значение творчества Ильина, скорее, не в

3 См.: Полторацкий H. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение.// Ильин И, А. Собр. соч. М, «Русская книга», 2001.

создании научно-христианской философии, а в методологических руководствах к живому исполнению христианского долга. X. Даам обращается к ильинскому феноменологическому проекту в духе Э. Гуссерля и М. Шелера.4

Среди отечественных исследований выделяются труды И.И.Евлампиева. В таких его работах, как «От религиозного экзистенциализма к философии православия», «Драма творящего Божества: Бог и человек в философии И. А. Ильина» и других, Ильин предстает мыслителем, для которого религиозный опыт, предметная реальность Бога невозможны без акта контроля разума, что «ограничивает авторитет Священного Писания и богословской догматики», очерчивая религиозную мысль рационализмом.3 На наш взгляд, этот вывод вряд ли может быть применим к общей оценке философии творчества Ильина, которая основывалась не на рационализированном религиозном опыте, а напротив, на Богооткровенном (теофаническом), или же объективно-онтологическом опыте.

С возрастанием интереса к фигуре Ильина с конца восьмидесятых годов в России начали появляться публикации, посвященные различным аспектам его философии. Среди них необходимо отметить книги С. М. Бабинцева, В. А. Ковалёва, Д. Л. Сысуева,6 статьи В. А. Волкова, Н. К. Гаврюшина, В. А. Гусева, М. Б. Золиной, М. В. Куликовой, В. Кураєва, П. Паламарчука, Ю. С. Пивоварова, А. А. Самохиной, И. Н. Смирнова, С. С, Хоружего, Д. И. Шаронова.7 Наибольший интерес представляют диссертационные исследования

*Dahm Н. GrundzUge russishes Denkens. MQnchen. 1979.

Dahm H. Russische philosophie: Tradition und Gegenwart. KBln.1980.

OfFermans W. « Mensch, werke wesentlich!» Das Lebenswerk des russischen religiosen Denkers Ivan Ilyin fllr Emeuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. Erlangen. 1979.

5 См.: Евлампиев И. И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. С-Пб., «Наука». 1998;
История русской метафизики 19-20 в. (В двух частях) Часть 2. С-Пб. «Алетейя». 2000; История русской
философии. М., «Высшая школа». 2002; Концепция «философского акта» И. А. Ильина и западноевропейская
философия конца XIX — начала XX векаУ/ Русская философия: преемственность и роль в современном мире, С-
Пб. «Наука» 1992. Часть 1 С. 48 - 50.;Концепция «духовной очевидности» И. А. Ильина и «фундаментальная
онтология» М. Хайдеггера.// Возрождение русской религиозно-философской мысли. С-Пб. «Наука». 1993. С. 128
- 170.;От экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина.// И. А. Ильин Pro
et contra. С-Пб. Изд-во РХГИ.2004. С. 7 - 64.

'Бабинцев С. М. Миросозерцание И. А. Ильина. М, 1997.

Ковалев В. А. Проблемы основ государства в социально-политической теории И. Ильина. С-Пб., 1994.

Сысуев Д. А. К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И. А. Ильин - Н. А. Бердяев). Саранск. 1993,

7 Волков В. А., Куликова М. В. И. А. Ильин: архивные находки.// Начала. М, 1993 №3; Гаврюшин Н. К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого.// Вопросы философии. М.. 1995. .№7; Он же Слово

06 Ильине// Вестник высшей школы. М., 1990. №6. Гусев В. А. Консервативная политология Ивана Ильина.//

С. М. Бабинцева, Л. А. Бойко, И. Б. Булгак, Е. В. Демидовой, Д. П. Ерисова, Ю.
А. Закупова, М. Б. Золиной, В. А. Ковалёва, А. Г. Лаврова, Л. Н. Кондратьевой,
Л. А. Пироговой, В. А. Соколовой, В. А. Цвык.8 Крайне сомнительной, на наш
взгляд, представляется тематика диссертации Г. А. Гребневой «Эволюция
философских взглядов И. А. Ильина», где автор говорит о резком внутреннем
переломе, произошедшем у Ильина в конце 20-х годов, когда «философ,
первоначально ориентировавшийся почти исключительно на западную
философию, весьма вольно трактовавший христианскую традицию,...
превратился в проповедника... почвеннического консерватизма, в истового
приверженца ортодоксального церковного православия».9 Такая оценка
представляется субъективной, не соответствующей критерию

историографической достоверности. На самом деле Ильин был одним из тех немногих русских мыслителей XX века, чья философия не претерпевала резких концептуальных переворотов, изначально опираясь на христианское учение о духовном опыте.

Социологические исследования. М., 1992. №4. Он же Проблемы государственного устройства в трудах И. А. Ильина.// Социально-политический журнал, М.( 1993. Xs2.; Золина М. Б. Философия власти И. А. Ильина.// Социально-политический журнал. М., 1996. №3; Кураев В. Философ волевой идеи.// Ильин И. А. Путь к очевидности. М., «Республика» 1993.; Паламарчук П. Иван Ильин- критик7/ Московский вестниик. М., 1990 №1.; Пивоваров Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия?//Вопросы философии. М., 1992 №6.; Самохина А. А. Методологический плюрализм правопознания Ивана Ильина.// Методологическое своеобразие гуманитарных наук. Политическая философия. Социальная теория и современность. Вып. 18 М., 1994.; Смирнов И. Н. Духовный подвиг Ивана Ильина.// Журнал Московской Патриархии. М., 1993 №3. Он же Жизненный и творческий путь И. А. Ильина.// Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. Он же О духовном обновлении России.// Ильин И. А. Наши задачи. М.» 1992; Хоружнй С.С. Предисловие к избранным статьям И. А. Ильина.// Юность. М., 1990. №8; Шаронов Д. И. Концепция органической демократии И. А. Ильина.// Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. М„ 1994. №1.

1 Бабинцев С. М. Историософские идеи И. А. Ильина в контексте его религиозной метафизики: дисс канд.

филос. наук, М,> 1996; Бойко Л. А. Гносеологические основания социальной философии И. А. Ильина: дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар. 2002.; Булгак И. Б. Социальная философия И. А. Ильина: дисс.... канд. филос. наук. М., 1995.; Демидова Е. В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (книга Ильина «О сопротивлении злу силою» и полемика вокруг нее): дисс.... канд. филос. наук. М., 1996; Ерисов Д. П. Религиозная философия Ивана Александровича Ильина: дисс. ... канд. филос. наук. М., 1997; Закупов Ю. А. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г. П. Федотова и И. А, Ильина: дисс.

.... Канд. филос. наук. Нижний Новгород 1999; Золина М. Б. Политическая философия И. А, Ильина: дисс

канд. филос. наук. М., 1996; Ковалёв В. А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И. А. Ильина: дисс.... канд. филос. наук. С-Пб., 1993; Лавров А. Г. Философия культуры И. А. Ильина; дисс.... канд. филос. наук. М.,1997; Кондратьева Л.К. Культура России в концепциях Н. А. Бердяева и И. А. Ильина. Опыт сравнительного анализа: дисс. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2002; Пирогова Л. А. Проблема очевидности в философии И. А. Ильина: дисс. ... канд. филос. наук. М., 2006; Соколова А. В. Феномен

искусства в философско-эстетических воззрениях И. А. Ильина: дисс канд. филос. наук. М., 2001; Цвык В.А.

Проблема борьбы со злом в философии И. А. Ильина: дисс.... канд. филос. наук. М., 1995.

9 Гребнёва Г, А. Эволюция философских взглядов И. А. Ильина. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук.

Екатеринбург, 2004. С.4.

Также в области открытия и исследования всего философского наследия Ильина продолжается труд Ю.Т. Лисицы, основного издателя и комментатора наиболее полного собрания сочинений Ильина, составителя самой обширной и подробной библиографии его произведений.

Отдельно хотелось бы выделить историко-философские работы, в которых не всегда речь идет собственно о философии творчества Ильина, но где даются ценные замечания как по осмыслению ее отдельных аспектов, так и по проблемам близкой тематики. Имеются в виду работы М.Н. Громова, П.В. Калитина, Н. С. Козлова, В. Н. Кузнецова, М.А. Маслина, В.В. Сербиненко, Г.Я. Стрельцовой, В.В. Аверьянова и др.10

Однако специальный анализ философии творчества Ильина в научных историко-философских работах отсутствует.

Цели и задачи исследования.

Цель данного исследования - показать, что проблема творчества является особой темой в философии И.А. Ильина, тесно связанной с её религиозными основаниями, но напрямую не сводимой к ним, имеющей самостоятельное значение.

Для этого в работе решаются следующие задачи:

анализ некоторых аспектов философии правосознания Ильина, в особенности понятия «правотворчества», с целью обнаружения правовой идеи как особого импульса к формированию таких основных категорий философии творчества, как «религиозный опыт» и «творческое созерцание»;

определение собственно религиозно-философского основания проблемы творчества;

исследование сущности творческого акта, гносеологической своеобычности творчества, рассмотрение понятия «синергии» как главного религиозно-философского истока творчества, в понимании Ильина;

10 Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X - XVII веков. М., Изд-во МТУ, 1990; Капитан П. В. Уравнение русской идеи. М., УРСС, 2002; Кузнецов В. Н. Французское неогегельянство. М., Изд-во МГУ.1982; Маслин М. А. Идеи И. А. Ильина в контексте философской культуры русского зарубежья.// И. А. Ильин и современная Россия. М., 2001; Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика (XX век) М., 1996; Стрельцова Г. Я. Паскаль и русская культура. М., «Республика», 1994. .

раскрытие концепции онтологизма философии творчества как глубочайшей и особенной религиозности всякого истинного художества;

исследование понятия красоты как духовного явления, имеющего телеологическую и сотериологическую направленность в философии творчества Ильина.

Методология исследования

Методологической основой диссертационной работы является главный для самого Ильина, идущий от гегелевской традиции принцип предметного спекулятивного анализа. Использован также метод диалектического осмысления и построения целостной картины философии творчества Ильина, вырастающей из отдельных направлений его религиозной, эстетической, правовой, этической и гносеологической мысли. Одновременно работа основывается на использовании метода герменевтической реконструкции, под которой понимается воссоздание целостного понимания Ильиным проблематики творчества.

Источниковой базой исследования является полное собрание сочинений в 28 томах под ред. Ю. Т. Лисицы. (М., «Русская книга», 1996 — 2004), а также другие отечественные и европейские философские источники.

Научная новизна

Научная новизна данной диссертационной работы заключается в следующем:

Здесь впервые дан специальный историко-философский анализ

философии творчества Ильина в научной литературе.

Введена проблематика философии творчества Ильина в контекст

западноевропейской и отечественной философии.

Выявлена структура философии творчества Ильина, определены ее

главные подразделы, что предполагает анализ религиозно-метафизической

предметности творчества в его гносеологическом, онтологическом,

эстетическом аспектах.

Раскрыто содержание специфических понятий философии творчества Ильина, таких, как: «религиозный опыт», «предметность», «овнутрение», «творческое созерцание», «творческий акт», «синергия».

Научно-практическая значимость работы

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы в научной и педагогической работе для дальнейшего осмысления и изложения философского наследия Ильина. Исследование имеет научно-практическую значимость для чтения общих лекций по истории русской философии, для изучения проблематики творчества в контексте отечественной духовной культуры, а также для чтения специальных курсов по истории философии.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладе на IV Российском философском конгрессе (2005), на заседаниях кафедры истории русской философии МГУ. Результаты исследования отражены в научных публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова 15 мая 2006г.

Структура диссертации

Структура диссертации определена её задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объём диссертации составляет 142 страницы текста вместе с библиографией.

Похожие диссертации на Философия творчества И. А. Ильина