Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистические идеи в общественных воззрениях акынов-мыслителей XIX - еачала ХХ вв. Мамадалиев, Абдыррахим Калыкович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамадалиев, Абдыррахим Калыкович. Гуманистические идеи в общественных воззрениях акынов-мыслителей XIX - еачала ХХ вв. : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Бишкек, 2004.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема человека и гуманизма во все времена исторического развития занимала важное место. Особенно сейчас она приобрела актуальный характер в связи с угрозой ядерной войны, ухудшением экологической ситуации, учащением во всем мире террористических, религиозно-экстремистских и фундаменталистских вылазок. Человеческий фактор играет важную роль в решении многих экономических, социально-политических, духовно-нравственных и идейно-воспитательных вопросов. В этой связи большое значение имеют изучение и анализ идейных истоков гуманизма, проблем человека в богатом духовном наследии мыслителей предыдущих эпох.

С обретением независимости Кыргызстана открылись широкие возможности для социального, экономического, культурного и духовного развития общества: «...приобретение независимости явилось собой не простую механическую передачу власти из одних рук в другие, а весьма сложный, неоднозначный, даже болезненный процесс перехода из одного качества в другое. В этом контексте достаточно сложными явлениями характеризуются также и кардинальные изменения, произошедшие в сознании и психологии людей, и основной массе народ активно откликнулся на проводимые социально-экономические и политические реформы, а это главное, поскольку именно народ является основным двигателем исторического процесса и прогресса»1, - говорил Президент Кыргызстана А.Акаев.

Выявление и раскрытие идейных истоков гуманистических идей в кыргызской общественной мысли поможет лучше и глубже узнать философские и этические воззрения мыслителей-акынов. И самое главное, изучение и анализ гуманистических идей прошлого способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, человеколюбия, преданности родной земле, усиливает интерес к духовному наследию кыргызского народа.

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях философов Центральной Азии, зачастую освещаются лишь отдельные аспекты гуманистических идей данного региона. Так, в трудах СУ. Сатыбековой, М.К. Арипова, А.НасриддинОва и других анализируются гуманистические воззрения отдельных мыслителей Центральной Азии. В работе Б.Д. Аунасова изучается гуманистическая традиция в духовной культуре казахского народа.

Что же касается конкретно ученых-философов Кыргызстана, то ими проделана' большая работа по изучению становления общественно-философской и этической мысли в Кыргызстане. В этом плане научные труды, опубликованные до распада СССР, сыграли свою положительную роль в изучении богатого духовного наследия и мировоззрения кыргызских мыслителей. Труды А. Ллтмышбаева, Б. Аманалиева, М.К. Абдылдасва, Д.И. Койчуманова, Ж. Джанибекова, И.И. Имаевой, О. Козубаева, Г. Таджиевой, А.И. Нарынбаева, А. Бекбосва, Ш.Б. Акмоддоевой и другие исследования, опубликованные в период Союза, разумеется, не могли полностью и объективно раскрыть проблему, прежде всего, по причине жесткой идеологической цензуры, которая не могла приемлить плюрализм взглядов. Более того, в силу атеистической политики СССР философские и этические идеи, присутствующие в произведениях

1 Полное наименование трудов авторов перечисленных в автореферате отражено нами в списке литературы диссертации

устного народного творчества и в творчестве- мыслителсй-акьшов, связанные так или иначе с религией, оценивались предвзято, а их гуманистические воззрения противопоставлялись религиозным.

Лишь с обретением независимости в Кыргызстане возродился повышенный интерес людей к своему духовному наследию, появились ряд интересных исследований и диссертационных работ, посвященных истории общественной, философской, социально-политической и этической мысли кыргызского народа. В трудах философов Кыргызстана прослеживаются новые подходы к анализу философской мысли прошлого, объективно освещаются общественные и гуманистические воззрения акынов-мыслителей предыдущих эпох. Особенно это касается роли и места ислама в общественной жизни рассматриваемого периода.

Однако, переосмысление и более тщательное изучение трудов перечисленных выше показывает, что гуманистические идеи в общественных воззрениях Молдо Кылы-ча, Тоголока Молдо, Токтогула и других ярких мыслителей до сих пор специально не изучались с должной, как нам представляется, скрупулезностью и глубиной в нашей историко-философской литературе. Тем не менее, ученые, занимавшиеся изучением историей общественно-философской мысли Кыргызстана, множество раз отмечали наличие гуманистических идей в устном народном творчестве, в особенности - в эпосе «Манас», а также в мировоззрении акынов-мыслителей XIX-XX вв.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование и анализ гуманистических идей в общественных воззрениях таких акынов-мыслителей, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Тоголок Молдо и Токтогул, и показ их значения для современности. Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:

показать значимость самого изучения духовного и гуманистического наследия в условиях транзитного периода;

выявить идейные истоки и предпосылки, а также философские основы мировоззрения акынов-мыслителей;

изучить сквозную идею гуманизма и человеколюбия, отраженные в эпосе «Манас»;

показать саму гуманистическую сущность ислама;

проанализировать отношение Молдо Кылыча и других акынов-мыслителей к религии;

- раскрыть гуманистическую направленность социально-политических и этических
. воззрений Молдо Кылыча, Тоголока Молдо, Токтогула и других акынов-мыслителей.

Методология и источники исследования. Теоретической и методологической основой диссертаций являются принципы диалектики, историзма, преемственности и объективности, новейшие труды философов Кыргызстана и сопредельных с ним стран по методологии историко-философского исследования.

Источниковедческой базой диссертации послужили материалы устного народного поэтическое творчество кыргызов, и в особенности - эпос «Манас», труды историков Кыргызстана, произведения акынов-мыслителей и другие источники.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- по сути, одним из первых в отечественной философской мысли предпринята по
пытка специального и комплексного исследования гуманистических идей обществен
ных воззрений целого ряда акынов-мыслителей прошлого;

в систематизированном виде выявлена и описана гуманистическая традиция духовного наследия кыргызского народа;

с философских позиций изучена проблема человека в устном народном творчестве, главным образом в эпосе «Манас»;

раскрыты специфические моменты гуманистических идей в творчестве Молдо Кылыча, Тоголока Молдо, Токтогула и других акынов;

изучено место ислама в творческом наследии акынов-мыслителей и их отношения к нему;

на основе устного народного творчества, а также творчества акынов-мыслителей в системно-комплексном виде изучены проблемы человека и человеческого бытия, его социальный статус, понимания патриотизма трудолюбия, сущности знания, добра и зла, справедливости и человеколюбия, а также проанализирована критика акынами-мыслителями асоциальных проступков и действий;

показаны роль и значение прогрессивных идей прошлого в духовном развитии современного общества и воспитании будущих поколений.

Теоретическая и практическая ценность диссертации. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что она поможет, как мы считаем, восполнить' пробел, который существует в истории общественно-философской мысли Кыргызстана. Она поможет переосмыслить и по-новому подходить к гуманистическим ценностям различных периодов истории кыргызского народа и послужит толчком к исследованию специфических черт ее развития.

Положения и выводы, выдвинутые в диссертации, могут служить основой для дальнейших исследований прошлого наследия народа, анализа малоизученных аспектов истории гуманистической мысли Кыргызстана.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы и при разработке методологических принципов исследования истории общественной и философской мысли кыргызского парода, в создании специальных курсов и учебных пособий по истории философии. Результаты исследования можно применить в курсах по истории общественно-философской мысли Кыргызстана, истории культуры, социологии и этике, духовности и т.д. Выводы и положения должны стать полезными при ознакомлении широкого круга читателей с богатым духовным и гуманистическим наследием кыргызского народа, а также при проведении воспитательных работ.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. В условиях проводимых радикальных реформ в экономической, социально-политической областях особое значение приобретает исторический опыт народа, его гуманистические традиции и религиозные формы верования, в которых в наиболее концентрированном виде содержатся нравственный и духовный опыт конкретного этноса.

  2. Эпос «Манас», а также произведения видных акынов-заманистов и акынов-демократов насыщены гуманистическими идеями, в которых сосредоточен не только духовный опыт кыргызского народа, но и его многовековые чаяния. Отсюда, изучение этого опыта, безусловно, может привести несомненным практическим результатам в условиях трансформационного и дезориентированного в своих ценностях и устремлениях общества.

  3. Уже в эпосе «Манас» ярко и ясно отражены не только приверженность наших предков к религиозным по своей сути и форме взглядам на действительность - они не могли быть другими - но и приверженность именно к исламским канонам и дог-

мам, хотя, разумеется, изрядно «приправленным» более древними формами религиозности.

4. Обращение к истокам своей истории и культуры (несмотря на современное скачко
образное и все ускоряющееся развитие науки и техники), не следует расценивать
как попытку бегства от действительности или нежелание входить в будущее, на
оборот - поскольку невозможно постигнуть настоящее без знания своего прошлого
как и нельзя рассчитывать на достойное будущее без знания того, что ты есть по
своей сути - как попытку и желание сделать вхождение в предстоящее время менее
болезненным и ущербным для прошлого, исторической памяти народа.

5. В религиозных формах восприятия действительности, в частности - в исламе, при
сутствует духовный опыт одного или множества народов, и пренебрежение религи
озными традициями, по сути, означает пренебрежение и духовным наследием.

6. В условиях противостояния б. СССР (в основу идеологии которой был заложен
воинствующий атеизм) мировой системе и отрицание религиозных форм воспри
ятия действительности не могли не привести к искажению представлений о пред
шествующем духовном опыте народов, входивших в единое образование - Совет
ский Союз, что не могло не привести к тенденциозному, далекому от объективной
оценки истолкованию мировоззрения и творчества акынов-заманистов и отдельных
акынов-мыслителей, в основе мировосприятия которых лежал гуманизм.

. 7. Несправедливо и безнравственно рассматривать (как это было принято в СССР), взгляды и творчество видных акынов-заманистов как исключительно консервативные и реакционные, либо только как конструктивные, по крайней мере в современном понимании прогресса. Но в силу гуманистического характера следует их считать вполне позитивными, следовательно, приемлемыми для настоящего времени во многих своих аспектах.

  1. Взгляды акынов-демократов Токтогула, Тоголока Моддо и Барпы Ллыкулова,.несмотря на то, что в своих произведениях они часто и резко изрбличали представителей духовенства, тем не менее, было бы' неправомерно и ошибочно считать их атеистами. Более объективное и всестороннее, непредвзятое изучение их творчества дает нам основания думать, что они тоже верили в Бога, следовательно не были абсолютными атеистами, хотя в своих взглядах на природу придерживались, как сейчас принято говорить, наивного материализма.

  2. Воспитание будущего поколения в суверенном Кыргызстане в духе патриотизма и честного служения отечеству невозможно без опоры на идеи гуманизма и предшествующий богатый Духовный опыт народа, что само'по себе побуждает нас с особой серьезностью и ответственностью вновь и вновь обращаться к нашему прошлому, творениям кыргызского духа и мыслигелей, таких как Калыгуд, Арстанбек, Моддо Кылыч, Токтогул, Тоголок Молдо и бесценная сокровищница мировой культуры эпос «Манас». ., .-,.. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были

, опубликованы в виде научных статей (см. список опубликованных работ в автореферате на стр. 22) и в выступлениях на научно-теоретических конференциях и семинарах: «Улуттук идеология жана кыргыз рухий доолотунун кайра жаралышы» (Ош, 1999); «Кыргыз философиясынын актуалдуу проблемалары» (Ош, 2001), Международная научно-теоретическая конференция-«Кыргызская государственность и проблемы межкультурного диалога» (Ош , 17-18 апреля 2003 г); Межрегиональное сотрудничество в профессиональном образовании стран Центральной Азии и Закавказья» (г.Токмок, 20-21 мая 2003 г); на ежегодных Республиканских научно-

теоретических конференциях проводимых Институтом философии и право HAH КР «Современность философские и правовые проблемы» ( Бишкек,2002,2003);

Материалы и результаты исследования апробировались также при чтении лекций и проведении семинарских занятий по проблемам истории философской мысли кыргызского народа для студентов * ЖАГУ и профессионального образования г.Жалалабата.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и гуманитарных паук Жалалабатского государственного университета; также обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отделов гносеологии и социальной экологии, теории и истории философии, эстетики и этики, кафедры философии Института философии и права HAH КР

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 157 страниц.

Похожие диссертации на Гуманистические идеи в общественных воззрениях акынов-мыслителей XIX - еачала ХХ вв.