Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв. Иброгимов, Зафаршо Сафоевич

Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.
<
Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв. Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв. Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв. Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв. Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иброгимов, Зафаршо Сафоевич. Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Иброгимов Зафаршо Сафоевич; [Место защиты: Ин-т философии, политологии и права им. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/494

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития
Республики Таджикистан в свете происходящих изменений в жизни общества
весьма обострился интерес к богатому духовному, религиозному и социально-
политическому наследию таджикских мыслителей прошлого. При этом во
главу угла поставлена задача объективной научной оценки этого наследия,
всего того, что было выработано нашими великими предками. Сегодня, когда
много говорят о столкновении цивилизаций, изучение данной проблемы
становится очень актуальным. Проанализировав толерантные и
гуманистические идеи, которые мыслители прошлого проповедовали в своих
работах, автор пришел к выводу, что многие из них вполне возможно
использовать в рамках конструктивного диалога с современными
немусульманскими цивилизациями. При этом особенно важен тот факт, что
мировое сообщество вновь убедится в том, что и таджикские мыслители во
все времена призывали человека к самопознанию, осознанию реальности,
обогащению своего духовного опыта, самосовершенствованию,

справедливости и т.д.

Изучение духовного наследия восточных, в том числе таджикских мыслителей явно свидетельствует о том, что их идеи имели ярко выраженный гуманистический характер. Мыслители XIX - начала ХХвв. при исследовании духовных, нравственных и социально-политических проблем предпочтение отдавали разуму, что было присуще взглядам и их предшественников, особенно мыслителей XVI-XVIIIbb. В связи с этим, исследование нравственных и социально-политиче'ских учений Камалиддина Бинаи, Сайидо Насафи,-Ходжи Самандара Тирмизи, Мирзо Содика Мунши, как идейных истоков формирования просветительских и реформаторских идей Ахмада Дониша и его последователей, весьма актуально и необходимо в силу многих причин, которые выявляются в процессе изучения диссертантом проблемы. Именно поэтому автор в своем исследовании использовал нравственные учения мыслителей этого периода, изложенные как религиозно-нравственные, политические, назидательно-дидактические и светско-философские трактаты.

Важным аспектом исследуемой темы является то, что многие идеи таджикских мыслителей эпохи просвещения - Ахмада Дониша (1827-1897) Шамсиддина Шохина (1854-1894), Тошхуджи Асири (1864-1915), Сайд Ахмада Сидики (1864-1927), Абдулвохида Мунзима (1875-1934) Садриддина Айни (1878-1954) и других могут способствовать развитию национального самосознания современного таджикского общества, осознанию необходимости соблюдения справедливости и нравственности в деятельности каждого человека, тем более в деятельности руководителей разных рангов, политических партий и движений, занимающихся решением социально-политических и экономических проблем и т. п.

Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что выбор темы и актуальность проведенного автором исследования «Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.» не вызывает каких-либо сомнений, тем более, что идеалы справедливости, добра, познания мира никогда не теряют своей ценности и актуальности, и должны служить ориентиром развития не только для каждого общества, но и человечества в целом..

Степень изученности проблемы. Восточные страны, в том числе Средняя Азия стали предметом особого научного интереса специалистов-востоковедов с конца XVIII - начала XIX вв. Так, английский путешественник и учёный Александр Борне в ХІХв. написал интереснейшую работу «Путешествие по Средней Азии», в которой были представлены ценные материалы, имеющие большое значение для изучения Бухарского эмирата.1 Среди многих опубликованных работ о Бухарском эмирате особо выделяется монография Н.Ханыкова «Описание Бухарского ханства».2 По сравнению с А. Борисом, Н.Ханыков даёт более точные и достоверные сведения о племенах и народонаселении ханства, топографии и промышленности, административном делении Бухарского эмирата.

Огромный вклад в изучение Бухары внесли также В.В.Бартольд, Е.Э.Бертельс и О.А.Сухарева.3 На основе исследования первоисточников, личных наблюдений они смогли глубоко и полно описать жизнь народа в Бухаре, городскую культуру, ремесла, торговлю и др.

В исследовании разносторонней просветительско-реформаторской деятельности таджикских классиков XIX - начала ХХвв, большую роль сыграл С.Айни. Специфика его исследовательских работ заключается в том, что писатель весьма подробно и с высоким художественным мастерством описывает жизнь городского и сельского населения Бухарского эмирата, пути и методы получения в нем государственных должностей и высоких чинов, старые и непригодные методы обучения в мактабах и медресе, раскрывает причины экономической и культурной отсталости ханства, поднимает проблему работорговли и т.п.

Сайду Джамалиддину Афгани (1838-1897) посвятили свои исследования таджикский ^исследователь X. Назаров и иранский ученый Саидходи Хусравшахи. По мнению ученых, Афгани последовательно боролся против феодальной и колониальной системы под лозунгом истинного ислама, являлся предвестником буржуазных революций и конституционных движений в этом регионе. Многие мыслители мусульманского Востока конца XIX - начала XX

Борис А. Путешествие по Средней Азии. М., 1848.

Ханьгков Н Описание Бухарсхого ханства. СПб., 1843.С.53. 'См : Бартольд В В История культурной жизни Туркестана, Л, 1936; Бертельс Е. Э. Рукописи произведений Ахмеда Каллз // Тр. Тадж. базы АН СССР. 1936. T.3. Лингвистика. С. 9 - 28; Сухарева 0 А. Бухара. ХК - начало XX в. М, 1956.

См.: Айнн С История мангитских эмиров Бухарь. // Куллиёт. Душанбе, 1966. Т. 10; Его же. История Бухарской революции Душанбе, 1987; Его же. Воспоминания. Сталинабад. 1950. Т. 3.

См.: Саидходии Хусравшахи. Сайд Джамалиддин Асадободи и пробуждение народа мусульманского Востока Тегеран
1370 х.-На перс. яз. '

вв. так или иначе испытали на себе влияние его общественно-политической школы.

Свой вклад в изучение религиозно-нравственных и социально-политических взглядов восточных просветителей внесли исследователи Ирана, России и Таджикистана Сайд Гулом Саиди, Н.П.Аникеев, Зиёзода Идибеки Гози, А. Гаффоров2. В трудах этих ученых глубоко проанализированы общественно-политические воззрения известнейшего мыслителя-реформатора, поэта-просветителя Мухаммада Икбала о сущности и происхождении государства.

Таджикский исследователь С. Мирзоев посвятил свою работу изучению литературного наследия просветителя М. Тарзи и пришел к выводу, что именно этот мыслитель впервые наравне с проблемами общественной жизни в Афганистане XIX - начала ХХвв. поднял вопрос о равенстве женщин и их участии в управлении и развитии общества, о необходимости образования женщин.

Из числа исследований, посвященных различным аспектам нравственных и социально-политических воззрений мыслителей конца XIX - начала ХХвв., особо можно выделить работу таджикского ученого М. Гаибова, в которой ученый анализирует проблемы истории духовной культуры Востока -проблемы просветительства Таджикистана и Афганистана.4

Значительный вклад в исследование философских и социально-политических взглядов таджикских просветителей внес таджикский ученый А.М. Богоутдинов.5 Анализируя жизнь и творчество просветителей, он особо выделял Ахмада Дониша, которого сч.итал крупнейшим мыслителем и выдающимся деятелем таджикского народа второй половины XIX - начала XX вв.

В исследовании разностороннего творчества таджикских просветителей большую роль сыграл З.Ш.Раджабов.6

Исследованием социально-политической мысли таджикского народа второй половины XIX - начала XX вв. активно занимался известный

^ Назаров X Сайд Джаыалиддин Афгани и его общественно-политическая школа Душанбе, 1993.

нСйМ': С»Т ,осоТ3 СаИД"' Аижшшяи №6 Л01». Техрон,1213 х; Аникеев Н. П. Выдающийся мыслитель и поэт
икоал. м.. 1959, Зиезода Идибеки FosR Муаммои инсон дар фалсафаи Мухаммад Икболи ЛохурЯ Душанбе 1998-
Гаффоров А Мухаммад Икбол. Душанбе, 1977. '

^ См. :Мирэоев С. Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета « Сирадж-ул-ахбар». Душанбе,

s ГаибовМИз истории просветительства Таджикистана и Афганистана. Душанбе, 1989- На перс.яз Богоутдинов AM. Избранные произведения. Душанбе, 1980; Его же. Из истории общественно-политической мысли

таджикского народа/Вопросы философ. 1961. № 3. С. 126-132; Его же. Очерки по истории таджикской

философииСталинабад, 1961. С. 264-308. См.: Раджабов З.Ш. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш, Сталинабад, 1961- Его же Из

истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине ХГХ и начале XX в. 1 Сталинабад.
А дГ f1"'0" '"Р3*"" Ахм"а Дниша Душанбе, 1976; Его же. Поэт-просветитель таджикского народа

таджикский философ И.Ш.Шарипов.' В ряде его научных монографий и статей раскрываются проблемы развития национального самосознания таджиков, пишется о трагичности судьбы таджиков и таджикской государственности.

- В аспекте исследуемой диссертантом темы большой интерес представляет статья «О просветительской социальной философии Ахмада Дониша» Г. Ашурова и М. Диноршоева, в которой авторы отмечают что в решении и трактовке социальных вопросов Дониш не пошел дальше своих классических предшественников и не дал чего-либо нового, но, тем не менее в-истории таджикской философии мыслитель стал основателем нового направления - просветительской социальной философии.2

Об Ахмаде Донише, как смелом критике Бухарского эмирата, пишет Б.С.Сафаралиев. Он подчеркивает, что Дониш долгое время работал в придворных кругах эмира Музаффара и бесстрашно критиковал порядки двора, поведение мангитских эмиров и разных должностных лиц государственного аппарата.

Работа Ш.Абдуллаева «Маорифпарвари ва озодфикри» («Просветительство и свободомыслие») также посвящена творчеству и мировоззрению Ахмада Дониша.4 По мнению этого ученого, Ахмад Дониш является родоначальником просветительско-реформаторского направления и поборником обновления ислама в Средней Азии.

- В исследование наследия представителей просветительства большой вклад внес Сохиб Табаров. Он написал ряд объемных ценных исследовательских работ и много статей, посвященных этой проблеме.5

В освещении джадидизма плодотворно трудился таджикский ученый М Раджаби. Он освещает проблему в русле общественно-литературных процессов. Кроме того, исследователь в монографии «Ислом: чадидия ва инкилоб» («Ислам: джадидизм и революция») в новом ракурсе анализирует взгляды отечественных зарубежных ученых, касающиеся причин появления

См.: Шарипов И. Ш. Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на п
некапиталистического развития. Душанбе 1973 ТІ- Его же Габягеп» т^„,„ * Джи11и"а"« на пути

миллии точикон лар айеми ТОз„рГ//Чунбиш 1988 її п ятаоьЕго Т ШСЪаЛаХОИ ИНН,Ш0ФИ >>—
халки тоник дар мархилаи хозир//ЧунбииMSB JUГ131 ГврГь- ZZ ^ Т" """* МШИ""

н«ь„огогосударсгва//и4ст^

же. Санаи нодири таърихи дар рохи тахкиму пойдории давлати миллй //Чумхури*; 2002 №14 (20548) 14 сект Его ж7
Загадочная трагичность судьбы таджиков и таджикской государственности // Известия АН[ РТг,.- Sf^jT
правоведение. Душанбе. 2005. № 1 -4. С. 172 - 182 и др юности // известия АН РТ. Серия, философия и

^ZeCT^„afк79"c^Ln9POC8eT,ПЇЛЬCK0Й " СЦИШ,ЬН0Й ФЮКХ*т *"- Д0Ша //№в- »"«* ССР

^СафаралиевБСИз истории духовной культуры таджикского народаЧелябинск, 2011 С 97-104

5 * Д!ТГ ШиФ"аРваР» * озодфикри: (Афкори динию фалсафи ва „сдохотии Ахмад Дониш). Душанбе 1994

Са^ои ^1982 Х7ГГ1ГГ;60РШМСИРЗОСИРО',//ОМУЗГОР- '"0 " ** Е *= Барге ча*, аз шачараи Мунзим// садои Шарк^ 1982. №3. С. 12 - 18; Его же. «Баеноти саёхи хинд» - Фитрат: Эссеи тадкикоти Душанбе 1990- Его же

E^7eTS;ГчГ7rZDДУШЭH6e 2Ш; ЕГ "г?' "V* Д^" «— -рихи ^„^сто^Снбе,^: Ги Фи^рЖанбё?^; др Шт- ЭКе" ИИт *"^ 2<Ю2; Ега - «Маи -Р»Ф * *» »*№ башар,;

этого движения, а также их мнения относительно социального

происхождения джадидов.1

Таджикский исследователь Н.Б.Хотамов в монографии «Свержение эмирского режима в Бухаре» пишет об основных источниках формирования бухарского джадидизма. Некоторые теоретические . и методологические пинципы джадидизма нашли освещение в статьях философа Г. А. Ашурова.2 В монографии таджикского историка Н.Гафарова исследуются предпосылки и идейные истоки бухарского джадидизма, а также просветительская деятельность бухарских джадидов.3

Американский ученый Адиб Халид в своем труде "Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Средней Азии" исследует истоки и этапы становления джадидизма и утверждения джадидов в качестве новой лидирующей культурной элиты в Средней Азии.4

Исследованием социально-политической мысли таджикского народа второй половины XIX - начала XX вв. занимался также таджикский исследователь Б. Самиев. В его научных монографиях и статьях раскрываются проблемы взаимосвязи и многообразия социальных слоев в Бухарском эмирате, отношения между ними во второй половине XIX - начале XX вв., вопросы развития национального самосознания таджиков и др.5

Автор диссертации на страницах своей работы отражает нравственные и социально-политические учения таджикских мыслителей XVI-XVIIIbb., так как их идеи стали предпосылкой формирования воззрений мыслителей конца XIX - начала ХХвв. В некоторых исследованиях, посвященных этой теме, ученые охватывают период с древних времен (зороастризма) до XIV-XVbb., а затем продолжают свои исследования уже с конца ХІХв. В итоге, между XVI-ХІХвв. образовался некоторый вакуум, хотя и в этот период таджикские мыслители продолжали разрабатывать очень интересные идеи о значении добрых нравов, о сути и происхождении государства.

Контент-анализ исторических, архивных источников и современной литературы по теме исследования показывает, что здесь всё ещё остается много нерешенных проблем, которые требуют глубокого и всестороннего изучения с позиций современной науки. Например, проблемы равноправия женщин и мужчин, изучения иностранных языков, подготовки достойных специалистов, сплоченности народа ради защиты национальных интересов.

Рачабй M. Чддидия ва инкилоб // Фархднг, 199Ш 5. С.37-42; Его же. Ислом: чадидия вз инкилоб (мачмуаи маколахо). Душанбе. 1997,Его же. Андаке дар бораи «душманом халк»//Ч.авонони Точикистон.1990.19 дек.

Ашуров Г. А. Актуальные вопросы просветительства ( О некоторых теоретических и методологических вопросах) (29-ЗОу/Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. 1995. №>2 (С. 49-60); Его же. Новый взгляд на старую проблему ( О необходимости новых исследований проблемы просветительствау/Известия АН Республики Таджикистан. Серия: востоковедение, история, филология. 1993. № 1-2. С. 22-29.

Гафаров H. История культурно-просветительской деятельности джадидов в Бухарском эмирате. Худжанд. 2000.160с.

Khalid Adeeb, The politics of Muslim cultural reform: jadidism in Central Asia. Berkelye&Los Angeles: University of California p.

Самиев БД Социально-реформаторские взгляды Ахмада Дониша. Душанбе, 2000; Его же. Социально-философский анализ взглядов таджикских просветителей о структуре социальных отношений конца ХК - начала ХХв Душанбе 2007 и др.

Тем более, что эти проблемы в последнее время особенно обострились. Между тем, уже в XVI-XIXbb. они занимали важное место в творчестве таких мыслителей Востока, как Камалиддин Бинаи, Ахмад Дониш, Махмуд Тарзи, М. Икбал. Понимая все сложности исследуемой проблемы, автор не претендует на исчерпывающее ее раскрытие. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых коллективов ученых.

Целью исследования является изучение нравственного и социально-политического характера учений таджикских мыслителями конца XIX -начала ХХвв.

Для раскрытия основной цели автором были поставлены следующие задачи:

- определить истоки формирования нравственных и социально-
политических учений таджикских мыслителей;

дать сравнительный историко-философский анализ нравственных и социально-политических взглядов таджикских мыслителей XVI-XIX вв., обосновать влияние их идей на формирование воззрений таджикских просветителей конца XIX - начала ХХвв.;

определить роль Ахмада Дониша и его последователей в пробуждении национального самосознания населения, сравнить и исследовать взаимосвязь и взаимовлияние религии, этики и политики в их учении и учении восточных просветителей;

проанализировать сущность и особенности просветительского течения обрсновать возможность использования положительного опыта просветителей в практике социокультурных учреждений по комплексному воспитанию молодого поколения.

Научная новизна работы заключается в следующем:

глубоко проанализирована суть нравственных и социально-политических концепций таджикских мыслителей XVI - XIX вв., которые стали важнейшей предпосылкой формирования воззрений просветителей конца XIX - начала XX вв.;

раскрыты особенности воззрений таджикских мыслителей XVI-XIX вв., заключающиеся в том, что они имели гуманистический характер. Через нравственные наставления они хотели воспитать как представителей элиты, так и простых людей;

- проведен сравнительный анализ прогрессивных взглядов Ахмада
Дониша с религиозно-реформаторскими идеями других восточных мыслителей,
в том числе с идеями Сайда Джамалиддина Афгани, Махмуда Тарзи
(Афганистан), Мухаммада Икбала (Индия), относительно взаимосвязи религии,
этики и политики.

- показаны особенности воззрений таджикских и других восточных
мыслителей, касающиеся прав женщин, воспитания подрастающего
поколения;

- определена роль восточных мыслителей в пробуждении самосознания и сплоченности народов Востока в борьбе против колонизаторов (Индия, Афганистан);

показано влияние прогрессивно- просветительских идей Ахмада Дониша на формирование воззрений его последователей - Шамсиддина Шохина, Тошхуджи Асири, Сайда Ахмада Сидики, Садриддина Айни;

проанализирована суть джадидизма как социально-политического движения против экономической, политической и социальной отсталости эмирата.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В своих социально-политических и нравственных учениях мыслители XVI-XVIII вв. - Камалиддин Бинаи, Сайидо Насафи, Ходжа Самандари Тирмизи, Мирзо Содики Мунши, осуждали деспотичных правителей и пропагандировали идеи гуманизма и народолюбия. Анализ их творчества свидетельствует о том, что они рассматривали нравственные отношения как фактор стабильности общества. С этой точки зрения, деятельность этих реформаторов носила культурно-просветительский характер.

  2. Основными предпосылками возникновения просветительского движения в странах мусульманского Востока являются довольно отсталое нравственное и социально-политическое развитие общества их времени. Огромную роль в создании этого движения сыграли Ахмад Дониш, Джамалидцин Афгани, Мухаммад Икбол, Шамсиддин Шохин, Рахматулло Возех, Тошхуджа Асири, Сайд Ахмад Сидики, Садридцин Айни и их последователи. Произведения таджикских просветителей свидетел>ствуют о том, что они пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ через разоблачение общественно-политических и культурных устоев восточного общества, через пробуждение самопознания народов края.

  3. Просветительские взгляды Ахмада Дониша весьма сильно повлияли на формирование воззрений Садриддина Айни, Хамза Хакимзоды Ниёзи и ряда других последователей этой школы.

4. Джадидизм представляет собой национально-просветительское
движение, возникшее в Центральной Азии и России в конце XIX - начале
XX вв. Один из способов преодоления отсталости общества, джадиды
видели в совмещении религиозного и светского образования. Помимо
проведения реформ в культурно-образовательной сфере, они требовали также
реформы всего политического строя ханства. Большое значение они придавали
развитию общественно-политической, демократической мысли, пробуждению
национального самосознания всего населения эмирата.

5. Социально-политические и нравственно-религиозные идеи таджикских
мыслителей конца XIX - начала ХХвв. не утратили своего значения в
условиях построения и развития независимого национального таджикского
государства, их идеи о нравственном воспитании молодого поколения в духе
уважения науки, об обязательном изучении иностранных языков, о

необходимости обучения и получения знаний и ряд других весьма созвучны целям современного Таджикистана

Теоретической и практической основой диссертационного исследования являются принцип конкретно'-исторического подхода к анализу нравственно-религиозных и социально-политических явлений и новейшие работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития просветительско-реформаторских идей в Средней Азии и вопросам, касающимся соотношения политики, религии и этики в государственном управлении Бухарского эмирата во второй половине XIX - начале XX вв.

Объектом исследования является социально-политическая жизнь оощества Ьухарского эмирата во второй половине XIX - начале XX вв

Предмет исследования - нравственно-религиозные и социально-политические воззрения таджикских мыслителей конца XIX - начала XX

ВВ.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении нравственно-религиозной и социально-философской мысли таджикского народа XVI -ЛУШ и XIX - начала XX вв, а также при разработке учебных курсов в средне - специальных и высших учебных заведениях, в деятельности социокультурных учреждений республики

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в статьях автора, а также в его выступлениях на республиканских конференциях.

Результаты исследования использовались, диссертантом при чтении учебных курсов по философии и социологии в Таджикском национальном университете.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав

литГаТТ* ШЄСТЬ ПараГрафов' заключения и списка использованной

Похожие диссертации на Особенности нравственных и социально-политических воззрений таджикских мыслителей конца XIX - начала XX вв.