Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей Усанов Равшан Тураевич

Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей
<
Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усанов Равшан Тураевич. Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей : 09.00.03 Усанов, Равшан Тураевич Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей (X - XII вв.) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Душанбе, 2006 158 с. РГБ ОД, 61:07-9/206

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация, бурное развитие глобальных процессов, создание однополярного мира, разгул международного терроризма и экстремизма, широкая экспансия США в другие страны, поиск новых путей развития и новых человеческих ориентиров в различных областях человеческой культуры - в философии, в искусстве, в религиозном постижении мира, в науке и т.д., перемены в системе ценностных ориентации в республиках бывшего СССР, в том числе и Республике Таджикистан, убедительно показывают, что наша философско-этическая мысль остро нуждается в пересмотре, в новом освещении и разработке. Речь идет о фундаментальных основах человеческого бытия, о выработке новых ценностей, новых жизненных ориентиров, которые призваны в будущем обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества, помочь пересмотреть прежние отношения к природе, к человеку, к моральным проблемам человека, выработать новые идеалы человеческой деятельности.

Это касается всех обществ без исключения, так как основные ценности, на которые ориентируется любое человеческое сообщество, так или иначе, основываются на духовных и нравственных ценностях. Именно эти ценности поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои жизни, они отражают глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, его сущностные потребности. Именно они воспитывают у людей убеждения и побуждения, получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях и отражают целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащую в себе то или иное понимание сущности общества, истории человека и его бытия.

Человечество всегда уделяло этим проблемам пристальное внимание. Лучшие умы на Востоке и на Западе все глубже осознавали, каким опасным тормозом на пути всеобщего прогресса становились бездуховность, безнравственность, насилие и другие социальные явления, которые представляли собой источники угроз и опасностей человеческого сообщества. Они занимались постоянным поиском решения этих общечеловеческих проблем. Со временем эти усилия вылились в целое научно-философское направление, занявшее важное место в общем спектре научных дисциплин, занимающихся вопросами гуманитарного развития.

Наши познания с высоты сегодняшнего дня свидетельствуют о значительном продвижении вперед отечественной науки этики, касающейся вопросов нравственной терпимости и ненасилия. Именно в истоках нашей культуры, так же как и культуре других народов Востока, получила развитие этика ненасилия—важнейший показатель уровня нравственного развития человека и общества. Именно на Востоке, в частности, в историю-

философской науке стран Ближнего и Среднего Востока, зарождалась эта новая мировоззренческая парадигма, требующая относиться к природе и обществу не как к материалу, а как к сложным организмам, в которых живет человек и с которыми он должен взаимодействовать, не нарушая основных природных функциональных связей. Эта парадигма и обращает нас к нашей культуре, где целостное видение мира как организма было извечным.

История показывает, что это продвижение произошло главным образом благодаря тому, что различные идеологические, духовные, нравственные и политические засилья в организации жизни общества на Ближнем и Среднем Востоке в средние века стали настолько нестерпимыми и приняли такие уродливые формы, что вызвали резкую мобилизацию здравомыслящих кругов к действиям, призванным интенсифицировать поиски решения этих проблем. Это подтверждается, прежде всего, трудами наших философов и моралистов.

В целом, наработанный в нашей отечественной историко-философской литературе опыт не оставляет ни малейшего сомнения, что нынешний переломный период развития таджикского общества, когда предстоит осуществить правильный выбор общественного пути развития, опирающегося на национальные традиции, идея ненасилия может сыграть свою положительную роль. В этом и заключается суть преемственности в историческом процессе, как объективной закономерности культурно-исторического развития человеческого общества, благодаря чему духовный прогресс выступает как связь между его определенными этапами и ступенями. В этом плане то, что исследование этики ненасилия в творчестве таджикских мыслителей Х-ХП веков представляется весьма актуальным, не вызывает никаких сомнений.

Изучение идеи ненасилия в истории персидско-таджикской культуры также вызвано необходимостью определения характера и тенденций социально-нравственного развития в конкретных исторических условиях, на основе которых возникли и эволюционировали идеи ненасилия. Исследование этического наследия прошлого поможет выявить новые пути к диалогу между совершенно разными культурными традициями. И человечество осознает, что надо учиться вести этот диалог, нужно уметь менять систему отсчета, не считать свои ценности и культуру абсолютными, научиться понимать другого.

Актуальность исследования также заключается в научной неразработанности и отсутствии специальных исследований по проблемам этики ненасилия в творчестве средневековых таджикских мыслителей. Хотя с эпохи средневековья прошло много столетий, тем не менее, идеи мыслителей этого исторического периода во многом сохраняют свою ценность и имеют непроходящее значение для современных обществ.

Изучение феномена ненасилия актуально и тем, что оно служит целям защиты предыдущего духовного опыта от возможных негативных тенденций,

обесценивания позитивных достижений классического наследия. Чем глубже и всесторонне будет усвоен духовный и мыслительный материал прошлого нашего народа, тем надежнее он сохранится для будущих потомков.

Степень разработанности проблемы. Изучением и анализом проблемы ненасилия занимаются исследователи различных областей человеческой культуры и знания. Особенно активно проблемы ненасилия разрабатывались в истории западноевропейской философской и общественно-политической мысли. Однако, внимание философов, историков и филологов Запада привлекали лишь отдельные стороны этого феномена. Так, на некоторые аспекты этики ненасилия, особенно на фундаментальные основы человеческого бытия и ненасилия, проблемы решения человеческих споров и ненасилия, насилия и предотвращения всяких воин, с их возможными разрушительными последствиями для жизни человека и т.д. указывают Г.Шарп, Шарл Джин, М.Вебер, Е.Н. Керр, А.Раул1 и другие.

Большой вклад в изучение проблемы ненасилия и ненасильственной цивилизации внес М.Л.Кинг2. В его произведениях подробно раскрыты основные характеристики проблем ненасилия.

В российской историко-философской и этической литературе, также как и в западно-европейской философской и политической литературе, проделана определенная работа по изучению теории ненасилия. Издан целый ряд монографий и сборников, в которых анализируются не только философские взгляды российских мыслителей прошлого, но и ряда ученых-теоретиков Западной Европы и Индии3.

После серий терактов в России, а также событий 1 ] сентября 2001 г. в Нью-Йорке и на острове Бали (Филиппины) многие российские исследователи стали всерьез заниматься вопросами насилия и ненасилия. Эти проблемы, анализируясь в ракурсе проблем этнополитического конфликта, терроризма и экстремизма, нашли свое отражение в работах

1 Sharp О. Social Power and political Freedom, Boston, 1980-P. 184-194; Шарл Джин.
Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этических
конфликтов//Этичсская мысль. Научн, публ. чте-ния.-М.,1992.-С.200-207; Weber М. Essays in
Sociology.- N.Y.? 1958; Carr E.N. The Twenty Years Crisis 1918-1939: an Introduction to
International Relations, 1946; Rawls J.A. Theory of justice.-Camhridge, Massachusetts; The Belknap of
Harvard University Press, 1971 и т.д.

2 См.: Ring MX. Stride Toward Freedom.- N.Y., 1958; Кинг МЛ. Паломничество к
ненасилию//Этическая мысль. Научн-публ.чтения. 1991.-М.:Республика, 1992.-C.I68-1SI; Его
же. Любите врагов ваших/ЛЗопросы философии. Ar«3, 1992.-С.66-67.

Толстой Л.Н. Ни убий никого/ГГолстой Л.11. Полн.собр.соч., Т.47.-М ,1937; Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласикУ/Этическая мысль. Научн.публ.чтения. 1991.-М.:Республика, 1992.-С. 182-199; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет.-М.,1989; Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.-М., 1990; Зубец О П. Одной любви музыка уступает//Этическая мысль.-М.:Полит.лит-ра, 1990.-С.89-103;Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в древней Греции. Там же.-С.106-135; Пегенев В.А. Правдоискательство: Нравственно-философская идея и жизнь.-// Этическая мысль, М.,!990-С.Ш-!64ит.д.

Р.Г.Абдулатипова, Н.Н.Афанасьева, О.Белекова, Л.Н.Вдовиченко, В.Волкова, А.С. Грачева, Л.Л.Гусейнова, М.И.Дзлиева, И.Ильинского, Е.П. Кожушко, Н.Никулиной, Э.А.Наина4 и др.

Такая же активность наблюдается среди индийских исследователей, которая связана с идеей М.Ганди5. Великий духовный и политический лидер Индии Махатма Ганди считал, что в основу всей земной цивилизации был положен всеобъемлющий принцип ненасилия. Народ Индии применил сатья-граху, то есть ненасильственный метод борьбы за свою национальную независимость.

Что же касается анализа собственно теории ненасилия в истории персидско-таджикской культуры, то она в общей форме так же и в контексте той или иной концепции затрагивалась и частично анализировалась в обобщающих трудах А.А.Игнатенко, М.Е.Степанянца6, К.А. Азимова, С.К.Сатыбековой, З.Геюшева (Азербайджан)7, М.Д.Диноршоева, М.М.Мирбобоева, А.Мухаммедходжаева, А.А.Шамолова (Таджикистан)8 и др. Особенно в работе Махмаджоновой М.Т. «Этические взгляды Джалолуддина Руми»9 в отдельном параграфе под названием «Проблема свободы воли. Идея непротивления злу насилием» конкретно анализируется в творчестве Руми.

4 Абдулатипов Р.Г. Этнополитические конфликты в СНГ: национальные механизмы разрешения.-М,2000; Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма//Соцнально-гуманитарные знания. №6,2001; Белеков О. Международный терроризм - слова и смысл//Власть,2002, №2, Вдовиченко ЛИ. Конфликтные факторы Российской Федерации//Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология, 1995, № 3;Волков В. Политэкономия насилия, экономический рост и консолидация государства//Вопросы экономики, 1999, № 10; Грачев А.С. Политический экстремизм.-М.,1986; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.-М.:Гардарика, 1998.-С.443-460; Дзлиев МИ. Общество и насилие: от «традиционного» терроризма и к информационному//Информационные ресурсы России, 2002, № 1-2; Ильинский И. О терроре и терроризме (природа, сущность, причины, проявления)//Безоііасность,2001, №7-12; Кожушко Е.П. Современный терроризм. Анализ основных направлений.-Минск,2002; Никулина Н. Наш терроризм признан международным//Век, 1996, №31; Паин Э.А. Социальная природа терроризма и экстремизма/УОбщественные науки и современность, 2002, № 4. ' Ганди М. Моя вера в ненасилис/ЛЗопросы философии. 1993. № 3.-С.64-67.

6 Игиатенко А.А. Средневековые «поучения владыкам и проблематика властн//Социально-
политические представления в исламе.-М.:Наука, 1987.-С.21-44; Деятельный человек Versus
божественное всемогущество//Этическая мысль.1991.-М.:Республика,1992.-С.74-97 и т.д.;
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма,-М.: Наука, 1987 и др.

7 Азимов К.А., Сатыбекова С.К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли
народов Востока// Филос.наукн, 1987, №3; Гсюшева 3. Этическая мысль в Азербайджане,-
Г>аку:Гянджлик, 1968.

" Диноршосв М.Д. Философия Наснриддина Туси.-Душанбе:Доннш,1968; Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони.-ДушанбеДониш, 1992; Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Фаридуддина Аттора.-Душанбе:Дониш, 1974; Щамолов А.А. Сравнительный анализ этики Газали и Наснриддина Туей.-Душанбе:Дониш,1994; Худжатулислам Газали: Социально-политические взгляды.-Душанбе:Дониш,1996 и др. v Махмаджоиона М.Т. «Этические взгляды Джалолуддина Руми».-Дупгаігбс:Денаштич,20<П.

Несомненно, имеются определенные успехи в изучении теории ненасилия в творчестве таджикских мыслителей средневековья. Вместе с тем, еще имеется много проблем в этой области, без серьезного исследования которых будет трудно воссоздать историю этической мысли таджикского народа. Так, ,все еще остается не исследованным вопрос о наличии, месте и роли этики ненасилия в истории философско-этической мысли таджикского народа. Нет единого мнения по поводу характеристики понятия ненасилия в Коране, суннах и других источниках этической мысли мусульманского Востока.

Спорной, на наш взгляд, является и бытующая в философской литературе точка зрения, согласно которой этика ненасилия является порождением европейского мышления, и она чужда для мусульманского мировоззрения, якобы «религиозный экстремизм» и «мировой терроризм», в первую очередь, связаны с исламским миром.

Эти и другие спорные вопросы, на наш взгляд, безусловно, являются следствием слабой изученности или неизученности проблемы ненасилия в творческой деятельности наших мыслителей, или же игнорировании наличия идей ненасилия в их-учениях.

Цель и задача исследования. Основная цель исследования заключается в определении сущности, значения и форм идеи ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей (Х-ХП вв.).

Выявление идейных, социальных и гносеологических корней этики ненасилия, как одной из форм мировоззрения, во многом способствует осознанию преемственности традиций прошлого и современного, стремлению Республики Таджикистан, вставшей на путь мира и согласия, к присоединению к глобализационным процессам мира, к диалогу всех культур.

Поставленная цель определяет собой задачи исследования:

выявление идейных истоков теории ненасилия в учениях таджикских мыслителей эпохи средневековья;

анализ основных, структурных элементов теории ненасилия;

- определение своеобразия и специфической особенности этики
ненасилия таджикских мыслителей средневековья;

определение места теории ненасилия в истории этических учений;

оценка некоторых исследовательских интерпретаций места и роли идей ненасилия восточных мыслителей в историко-философском процессе;

сравнительный анализ идей ненасилия с целью установления закономерностей их формирования.

Научная новизна работы, прежде всего, состоит в том, что впервые в историко-философской науке осуществлен специальный анализ идей ненасилия в этике таджикских мыслителей эпохи средневековья. Научная новизна работы также состоит в том, что в ней:

выдвинута и обоснована идея существования теории ненасилия в этике таджикских мыслителей средневековья;

выявлена сущность, значение и формы этики ненасилия в истории таджикско-персидской культуры;

на основе обстоятельного анализа философско-этических теорий выявлены общие и специфические их особенности в анализе проблемы ненасилия;

дан целостный анализ основных категорий и принципов этики, связанных с теорией ненасилия.

Теоретической и методологической основой работы являются сформулированные в работах ведущих современных философов основополагающие принципы исследования истории философско-этической мысли. При анализе ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей диссертант опирался на историко-логическии и сопоставительные методы исследования.

Источниками исследования являются труды Аристотеля, «Никомахова зтикіі», Аль-Фараби «Философские трактаты», «Социально-этические трактаты», Абу Бакра ар-Рази «Духовная медицина», Абу Йусуфа Йакуба «Книга о харадже», Абу Хамида ал-Газали «Воскрешение наук о вере», Ас-Сахави «Открытое порицание тех, кто порочит [науку] истории», «Библия», Махатма Ганди «Моя вера в ненасилие», Давони Джалолиддин «Джалолова этика», Ибн ал-Мукаффа «Большой адаб», Ибн Мискавейха «Тахзиб-ул-ахлак ва татхир-ул-аърок», Ибн Сины «Книга о душе», «Трактат о любви», «Трактат об этике», «Руководство по философии», «Коран», Кудама Ибн Джафара «Книга хараджа и искусство секретарства», Маварди «Тасхил ан-назар ва та'джил аз-зафар», Низам ал-Мулька «Сиасат-намэ», Л.Н.Толстого «Царство божье внутри нас», «Не убий никого» и т.д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации дают возможность глубже понять сущность этики ненасилия в учениях персидско-таджикских мыслителей. Результаты, полученные в исследовании, способствуют правильному пониманию и объективной оценке характера этических учений средневековых персидско-таджикских мыслителей. Содержание и теоретические выводы могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории философии, этики и дальнейшем изучении проблемы ненасилия.

Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры философии культуры Худжандского государственного университета б октября 2005 г., на заседании Отдела истории философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан 20 декабря 2005 г. и на Секции истории философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан 21 апреля 2006 г. и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации были освещены в статьях автора, опубликованы в различных издаваемых в республике журналах, а также использованы в его лекциях в Худжандском государственном университете им.Б.Гафурова. Полученные в ходе исследования результаты были представлены на ежегодных научных конференциях преподавателей и молодых ученых указанного университета.

Структура и объем работы подчинены общей задаче. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Идея ненасилия в этических учениях таджикских мыслителей