Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета: сущностные характеристики и социально-культурные функции Гур, Светлана Никитовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гур, Светлана Никитовна. Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета: сущностные характеристики и социально-культурные функции : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Киев, 1991.- 14 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/1246-8

Введение к работе

Актуальность т^ма исслацованіїн. Оеиыслиаая противоречите процессы в цуховно-культурюл областях, современные западный мыслители опираются на та 4>ілосоі;'ско--социальные учения, которые создали определенный идуііио-ивтоцологіїческий задел для анализа проблем морали и искусства.

К таким шелителям XX ъы-.н, н частности, относится иэвечтний испаііс.і-afi 4илесо4 Хсоо Ортега-н-Гассат /ІьЬЗ lOSj/, интерес к НЬ-ОДеДИЫ КОГОрОПО еОЗрОС П 60-0 ГОДУ. КруШІОІІСИЛ ГУОрсТИЯ XX столетия, он csciui у.икпем оказал значительное влиянии на і1цдоса}с:<ув tSicnh и культурну» шэнь Запада. На !Ьр5ургз;:еи научном коллок-вкуиа, ааавгхышчи пс'илео Ортещ, отнималось, что ьго "духовное іїйохед-ій как нерхчо значимости j,K.'.ocs,Ja продол*аот кить в ооьнаниц лвдий. Соурем^нноа обз^ство раззктьк стран диит досте.течныэ оенл-її-Ийя для тог*, чтобы исторический видения Орте.-ри рассматривать г гачесгво способа лроіїикиоееиия а человеческую и.;-.-;:!йяцуальность" (Larriqueo ii.Cunubilo і), aenteriv.rio de UrUi>\) // Autaa Леї ooio-quia ':elr;br,':Jo on Marbur^o con p.otivo del jeutenarlo del nnciiaien-to do J. Orte,;a у Guaset / Coloquio Orte-j-uinuo, ГІЗД/. - Jtudian Dokiwentu гаг Gsnuhielite dor rotaanieohea Li taratuj'cu.i'd. 10. -Sranla'urt a.-.; iiain; Haw York, 1986. - P. 45.

Критически осмысг.:ч-йзц;и!| р«м-:ціе J акты Дегуманизации буржуазного е&доет'!-", Ojjreca дал ь.чразигальлчв харахп ристияк кризисных пиликни чл;адмои деПетнитильнооти. !3 і'.кук дни олтуализация орі«гивлских ид-ih .дяк чногих лапэдыге интерпретаторді служит от-праекмм путном і\ті:от[гуііоовик;!и kvпьтурмо -социальных концинииИ Ивочскоорвативного и црайсрадиі.іідшого тодка, чс.:у сиособстиоьс-ла ово.чісішя езічі.'їдон Сртаги от dy^wyaanoro либерализма к ентн-програсселму. Иезокс-димость анализа функций отой концышии аі:і-у-рлиз'.трустся и тем осісгоятслисіао.і, чю содиын но-политические ьзгляд» oe сторонников наоднароцад и берутся на вооружение как "н№лч: Л'.тцкк", гак к "новини правша'', иеоконс рваторади и сенсиол-демократами, расс.'г/рьчые содим'-шия и суп^стшх определений орг&піацсі.г-го іл'мм-зстєтичєского элитаризма еб^т-й-гг с;т^а-«я особу» EdsKoo'fh ь гврз'і с несбхоцлмоетьз укоренения п соз-.'знии ЕнрэкоП международной еб'дустсеннасш поваго М';паіц.!!;>-поліпическа-гэ мьпалийіір,, когда о'^дігґ.'й ніП'---ад мішіпіьгія на жирате шіїьл -дчкту^ьнум сн.ти, иоі':.(і.^ uavnu би сирьизіш обзгитіг4'. ayv?aiinii si атичвслиЯ поті.інц:м сзвреці-н:і.С'!і uiipo«Q{j потттші'.

Степень рааработ-ишостп ті мы. В марксистской яит>.ратурц ор-тегканскп!; раціїовитализы как кногошішісеоє rs.v.HH'- совр„1.кнноГ: немарксистской ^илосо^ии был проанализирован ч. р.э пригуу различных исследовательских целей к задач, ^илосо^еко-меюцолагическиэ проблемы учения Х.Ортиги-к-Гассъта, теоретические и социальные предпосылки (.го возникновения всесторонне и глубоко раскрыты в ряботах советских евгороз: Н.Д.І ондарепко, П.И.ГаГ.цснко, И.Н.Даенцова, К. Ji.Долгом, О.Р.^ураплипа. А.Б.Зыковой, В.Б.Карьеаоіі-Угрииозпч, И.С.Кена, В.К.Мельвиля, д.Претеля, А.К.Рут.-.евлча, С.Ннкаускаса; в трудах зарубежных исследователей: К.Горского, З.Грущчинс:сого, С.Лови, Х.йтуаского и :;р.

Отеки же авторами, а та::де Р.М.ІСшіяановш, А.Г.К-тглуишптл, Л.К.Куличонко и зарубежными qii^ocoijaiiH С.Еоянобчм, У.Ганцеле.ч, Л.Копринаровым, ХРуткоискш.1, Л.Тшпестой достаточно обстоятельно исследована сполшіика социально?, ('илосо-^ии "и сошюлогяи Ортоги.

В широісои ^клосо^'ско-социолопіческом аспекте подвергнуты критике социально-культурные ВЗГЛЯДЫ И ТЄ0рі.ї!ІЧЄСКйЄ OCH'jBU устє-тики испанского чШЮсо;а в роботах D.A..J львилл, А.С.Канарского, И.А.Тертерял, Л.З.Чазчавацзе. Многоаспектно эта проблематика рассмотрена зарубежными учеными: А.Агостн, іМ.;.уи«вским, С.Васил""-аым, К.Горановым, П.Данчевым, И."атэем, С.Кремен-Ояк , П.Славо-вкм, И.Паси, Д.Чеіїтеом и цр. Указанными авторами серьезной внимание уделено анализу ра'п:овкталистического толкование; художественного творчества и искусства.

Основное ьнгааииіі в работах данных аи торов обращено на рассмотрение общефилософских основ раииовиталиетаческого истолкования жизни, человека, жизненного и исторического разума, личности и общества, свободы и смысла человеческого бытия а мире. Основанное на анализе сощсСилоео^ских и социально- исторических вэззро-ниП Ортеги рассмотрение его культурно-эстетической контх-шиш позволило главны;.! образом раскрыть эстетику ортьтпанстви как интир-иреташв искусства с социологическое точки зрения. Это проявилось в том, что Ортега рассмотрен как защитник модернизма в искусстве, оказаниям ицеіімое влиянии на идеологическое оправдание феномена элитарной и массовой культуры.

Отдавал должное научной и практической значимости работ, ио-сигяегаих рассмотрению ортегианского рациовитал^заа, вместо с тем ещэ нельзя констатировать, что в них в достаточной степени исследована отш:о-эстетическая кенпепшя исламского философа. Разно-

rusjmsouTb проблемного аиалкаа і]Илсгсі]скі<го ;і сшинкьиого уч^кил Орті-гн, исследовании отч«льныа сторз'і его эс-Гиль.п и теории искус-гтза lit; "іСі-.гда давали иоэмот-ноить раскріп:.. ei.«t!4'jit*y адиичосзе.эи утмвдс.эдх и зсїимічис.киї ас;і ктоа ;;аі;.иозиїа.в!С"лі'<еского толі:сашшл .' уяь?ури. Что кассотся зтичиеі.их ы=глаЦ0п Op-run:, то пэсдсцнио те v;*t (laccititTpuueJiiwb, но лиш. і: кьч^сгаь цоустлеинега моі.'«нта цру-і-!'у научш.м леолудоаа^льеиш а„-;;аііл. По>-т:у его зтк<:есі;аг кон-ііиішя осталась вки сиетіАаткіаироііанноі'о .'.«<,(.: 11 з.а. Это приьоло к rouy, ч'і'О и г'сі.,-?ичаскно усмр^нил Оу-тьги не получи»; аолного ос-svxciiitit, і.сч-оцоїз ыо*б? uf/ftt дос"і.'Г'.-п'іо голь со на оексье специального исааі-доааниі >-ге птич^-скоіі кад&г.шш и суди сепсис гараьтерзс-Т!п: і'.сїулі.овшшя мора!:і-..-пі> ііиоблси л.ічнисти. Поскольку d иселедо-йЕііняс ср'гегиш?/:г<1' зстетиші в достаточней мер» на раскрігі" ее этический аспект, взглгзы Ортьгк на иску^стао sm прсалгишйнроьаны ч их овяа:і о нраастьеш-^и :іа'

b оаяйі» о вїг,и а кхйтсядей работе Дкк. сектант предпринимает пг.сітку поспогнкть этот пробел, считая» что мс^лыа-этичаокая прсОлачатана, яг^яя-";» гдрсч ^илясефш и культурологии Ортеги, кче-ат ;;;!Ш!;:!Л'!ал!.иой знаменно цл:і псни».;ц:5:л ка:: его псті'.'Кчоекой кси-ікліп-и, так ч «стсл;;>;;а„,шоЯ ;;ы пуансотя роли и места кисуесгза а уелсьия:; "л;:-гу з?ри'і.'!іногз orUt^rua". Кілмря.і >їилопоч'с:;з-з-і;іч5с-мс асп .K'i'U рьс^отрі.ния ^нсмтадас.'г.'^сгкага захода it искусству, іу'іосьр-іагл r.cji'.^'t.;-'j3'f анализу а'.<сиол?гг"іис. :;c прьбліг.', '-its утлуб-firttit сл!яо..тег;:т!йок"" ссяєіп ':сслздог;ния орта'йаиской эетоэтки j:c-туо^гїіі. Ото о::о:ос';>і'зу^г оолс«' ксііігрс'нсму местидояен.^ клд ЗИ!-ч^пкіті, т&и it 3CVvri4v.'C!'.iix rar.wv,!!:'! севпсыекммх иді.'П;<к/ :іо«лс'д«--ваи'«;Л'"-Й opTcr/'Oi'iir'-a, иг-ажгзіск.чроі'н.Чі-иг or ;н,г\.'угль!<сг» .vi'OKjsa,-тиема ч канцьрЕйГ:'-;^/. лсхоли г:з м-.-уаглэтета Ч'аИноЛ upc-'Jгсгы, сч~ ііскетіль набрал ;;; ь ''.-.чігзтзи іф-.д«-їь своего "иос^утьздекмгго ас-

''ії!л/із основоі»зло.№':і,'і j'fH'juc.Kits и зо^тіічйских иг-зігі^наГ? Х.Ортспі-орічгіійііоксй г.таііо-неть'г.гііьсіїьГІ чьнпїпши ь кі'лі.'ьі лонтвкпїг; «іь-

- ^,а':.г!,і.'.f. .iy.t ;nnjj г .v-'ц.. ішл v'^iurofi >.cj'.-ii.!i' .lyjij.'iyr.'-iij-rysm-

кпстичиских проблем буржуазного общества в отико-эстстаческув плоскость;

проследить специфику раївчопиталистичсекого истолкования морального долженствования, нравстве-шак установок влита к аасої:»

показать особенности ортегнанского понимания художестве-нвз-го творчества и постижения "подлинности" жизни о процесса дегуманизации искусства;

рассмотреть характер интерпретации неоконсервативными и cts-циол-деиекратичоскими теоретиками этико-остотичоского наследил

ОрТеГИ,

Роализаг^я основных задач потребовала от автора решения дополнительных теоретических проблем:

спидшши идеГлшми последователям» ортегианства нравственных характеристик личного и общественного интересов не только к сфере духовных образований, но и к природно-истоственшм субстратам;

использование элементов рационалистической этицо-остети-ческой концепции "новкми правыми" в психобиолагизатсрсксы направлении в философской антропологии.

Теоретическая и методологическая основа диссертации и ее источники. Теоретической и методологической осново;'; реализации поставленной цели и решения задач исследования явились фундаментальний положения произведении классиков марксизма-ленинизма о суачости человека, богатстве- и разнообразии связей личности и общества.

В ходе диссертационного исследования повсеместно использовались труды советских специалистов d области современной буїжуаз-ной философии: А.С.Богомолова, И.В.Еичко, И.В.Габитовой, БЛ'.Гри-горьяиа, Ї.А.Кузькино;:, С.Ф.Сдуева, Г.М.Тевриэян к др., историко-философского исследования диалсктп'.сэ-ыатериалкстических к мировоззренческих проблем: Л.П.Еуевой, М.А.Булстова, В.П.Иванова, Э.З.Ильенкова, П.В.Копнила, Н.В.Котроаиловой, М.И.Пнтросяи, И.Т.Фролова, В.К.Шннкэрука, А.И.Японко и др.:; критики немарксистских этических учении: Л.У.Архангельского, К.Л.Головко, Л.Л.Гуло-вой, В.С.Пазенкй, В.В.Согсмонова, А.И.Тктаренко, В.И.Толстых, Э.Фаркоша, А.Г.Харчеаа, К.А.ІІіварцман, А.й,Шишкина и др.; критики немарксистских эстетических учений к концепций искусства: М.Н.Афа-сикева, А.В.Гулнгк, А.Я.Зяоп, І.І.С.Кагана, Л.Т.Левчук, Ю.А.Лукина, В.И.Мазепы, М.Ф.Овсянникова, ЛЛІ.С толовнча, Р.Лг-хг-Плбу^кин.ч а др.

Базой для диссертаїдаошюго исследования, крем.» оригинальных произведений Х.Ортсги-и-Гассита, послужили монографии и статьи егэ последователей и интерпретаторов: испанскиу авторы: Абелян X., Арайя Г., Арангурен X., Аяла ф., Боргиа С, Ыариас X., веррари Л., Зрнанцес-Г^био X., и др.; латино-амьрикаиски* авторы: Агилера Серни В,, Баэвйе А., Клименте X., Торре де Г., Фрутос Е., Цуцуриага Л. и др.; западноевропейский и другие авторы: Аллбрихт Г., Барч Г., Воррингер В., Галек Б.,Гашнор Г., IVppepo Г., Кальтенбруннер Г.-К., Каскалес С, Канджиоттн Г., Кромер Б., Штенкек Г. и др.

Исследование этико-эстетичесной концепции Ортеги сопряжено о определенными тру;костями, связанными с отсутствием у испанского философа систематического изложения его этических и эстетических виглядов, на что единодушно указывает как марксистские, так и немарксистские исследователи.

Научная новизна исследования. Автором предложена концепция историко-философского анализа теоретических позиций Ортеги-и-Гао-сета и его последователей в единства их этических и эстетических вэглядов, в результате чего по-новому раскрыты роль и значение влияния ортегианских воззрений на направленность и специфику интерпретации проблем морали и художественной культуры в современной немарксистской филоевфии.

Новизной обладают следующие выносимые на защиту положения:

рациовиталистическое истолковании человека ведет к таким социальным определениям целеполагания, которые превращают моральное долженствование в способ вгоцентрического самовыражения личности;

рассмотрение проблемы морального внеї естественно-историчес:-кого процесса приводит к постулированию врожденных способностей "набранного меньшинства" к нравственному творчеству, а моральность большинства ограничивается рамками внешней целесообразности;

абсолютизация морального как единственного источника отношения человека к миру приводит к элиминации из эстетического исторически развивающихся человеческих сущностных сил, а в искусстве - н "дегуманизации" и "имморализму";

рациовиталиотические идеи ортегианской втико-эстетичс-екеп концепции модифицируются неоконсервативными и праворвдикальными теоретиками с позиций биоантропологизма в ышритуалистическуп интерпретацию морали и искусства как способ реабилитации процессов манипулирования сознанием мясе;

2-эакги 518

- б -

- положенные в основу раішовиталистич<ской этики и зстч.тнки п^рсоналіїстсио-шіі'рополопі'ускііс г>л< ченты походят свое воплощение в социал-ц.ыократши ской идіологии, трактующ й моральный элитаризм и "разумное" искусство с позиций поиска социального консен-' суса.

Теор'-тичі.скоя и практическая значимость иссл> дованил состоит в том, что донная диссірті.ционная работа является одной из первых попыток на основе» рассмотрит ортогианской зтико-эстетической концепции осуществить анализ проблем элитаризма в н консервативной и сопиал-домократич^ской идеологии. Б отличии от имеющихся исследований данной проблемы в диссертации раскрывайся малоизученный аспект эстетического учения Х.Орт .ти-и-Гассета и его последователей - Механизм взаимосвязи морального и эстетического начал человеческой КИЭНеЦ ЯТеЛЬНОСТИ.

Результаты диссертационного исследования могут быть иополь-вовшш б проподаьании разделов истории философии, связанных с анализом современной немарксистской философии, етики и естетики по вопросам нраиственього и эстетического воспитания, в лекторской работе.

Апробации работы. Основные- положения и идеи диссертации излагались на Республиканских научных конференциях: "ХХУІ съезд 1ШСС и задачи эстетического воспитания студентов вузев и средних специальных учебных заведений" Диев, 1982/; "ХХУП съезд КПСС и актуальные вопросы теории и практики нравственного и эстетического воспитания молодежи" /Киев, І9Є4Д Всесоюзной научно-методичо-ской конференции "Актуальные проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи" /Минск, 1985/; Республиканской научно-методической конференции "Формирование культуры инженерного мышления в процессе обучения" /Одесса, 1988/; в процессе лекционной работы автора диссертации.

Работа выполнена в рамках тематических исследований отдела современной зарубежной философии Института философии АН УССР.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании указанного отдела.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру и последовательность изложенного материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета: сущностные характеристики и социально-культурные функции