Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Марксистско-ленинская мысль на Ближнем Востоке (1945-1987) Исса Бассам

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исса Бассам. Марксистско-ленинская мысль на Ближнем Востоке (1945-1987) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Белорус. гос. ун-т им. В. И. Ленина.- Минск, 1990.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/2319-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ми живем в эпоху борьбы между социализмом и капитализмом, борьбы менду империализмом, в его старом и новом проявлениях и национально-освободительным движением, которое составляет одну из трех частей современного мирового революционного процесса. Необходимо глубокое изучение и философское объяснение всех стремительных изменений, которые происходят в современной духовной жизни. С обострением этой борьбы в жизни общества возникают новые явления, нуждающиеся в принципиальных подходах для их объяснения. Это особенно важно для дальнейшего успешного развития мирового революционного процесса. Мощный толчок нацяонально-освободительному движению дала Великая Октябрьская социалистическая революция, которая разбудила Восток, вовлзкла колониальные народы в обший поток мирового революционного движения. Она положила активное начало широкому распространению и творческому развитию марксизма-ленинизма, его философии во всем мире, глубоким революционным преобразованиям в материальной и духовной культуре всего человечества. На современном этапе революционного процесса на Ближнем Востоке, который арабские марксисты охарактеризовали как этап борьбы за подлинную независимость, в социальной философии резко возрастает политическое и теоретическое значение марксистско-ленинской философии. Усиление антиимпериалистического движения на Ближнем Востоке постоянно увеличивает революционную роль марксизма-ленинизма, его теории и мотода в создании единого антиимпериалистического фронта всех левых и прогрессивных сил арабского мира.

После Второй мировой войны в арабских странах ведутоя интенсивные исследования по философии марксизма, широко распространяются и пропагандируются ее идеи. Это обусловлено развитием революционного рабочего и национально-освободительного движения, назревшими глубокими преобразованиями в материальной и духовной культуре.

Мыслители арабских стран в своих творческих поисках вполне закономерно обранаются к учению марксизма-ленинизма, к его теоретическому наследию. Марксистская философия, выражая взгляды и устремления трудящихся масс, является идейным и теоретическим оружием в борьбе за социальное и национальное освобождение.

В.И.Ленин, творчески применяя марксистскую диалектику к анализу социальных движений конца XIX - начала XX в., раскрыл главные закономерности нашей эпохи, знание которые позволяет их творчески применять к специфике и особенностям той или иной страны.

На современном этапе исторического развития перед марксистами различных стран возникает много новых задач. Социальное и духовное развитие современного общества отличается ярко выраженной динамичностью. Она и обусловила интенсивное развитие марксистской философии в зарубежных странах, подняла его на новый более высокий уровень. Значительно активизировалась творческая мысль ученых, резко увеличилось количество публикуемых трудов,повысилось их качество. В этих условиях назрела необходимость изучения и обобщения творческого опыта зарубежных коммунистических и рабочих партий, ученых-марксистов, их вклада в развитие марксистско-ленинской теории, практическое применение ее в революционных преобразованиях многих стран мира. В этом плане заслуживает пристального вншлания и изучения опыт марксистов стран Ближнего Востока. Они отстаивают принципы материалистической диалектики, единство марксистской теории и революционной практики, творчески применяют их к арабским условиям. В их работах затрагивается широкий круг проблем марксистско-ленинской мысли.

Во-первых, марксисты арабских стран прослеживают зарождение и распространение марксистской философской мысли в арабском мире.

Во-вторых, исследуют проблемы диалектического и исторического материализма применительно к социально-экономическому развитию своих стран.

В-третьих, пытаются творчески использовать важнейшие положения марксистско-ленинского учения к анализу национально-освободительного движения, арабской национальной культуры и ее роли в поисках путей для дальнейшего социального и духовного прогресса.

Внимание арабских марксистов привлекают проблемы формирования л развития философии марксизма, взглядов ее основоположников. Всі чаше они обращаются к разработке проблем ленинского этапа в развити марксистской философии. Это свойственно рабо-

там М.Амеля, Х.Мруа, Т.Тизиие, Х.Багдаша, Ф.Абдуль Джабара, Н. Аль-Ани, М.Аш-Шарифа, М.Масдуса и др.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что марксистские историко-философские научные исследования на Ближнем Востоке набирали силу из десятилетия в десятилетий. Этот факт послужил дополнительным аргументом в пользу выбора автором темы диссертационного исследования.

Кроме того, актуальность и значимость данного исследования заключается и в его воспитательной и пропагандистской роли. Оно спосооствует освоению прогрессивной культуры, развитию на ее основе материалистических взглядов, марксистских знаний.

Степень разработанности темы исследования. Марксистско-ленинская мысль на Ближнем Востоке развивалась в сложных условиях, в острой идеологической борьбе. Противники марксизма нередко обвиняли сторонников этого учения в том, что социальные беды в арабских странах возникают в результате распространения и пропаганды г:дей(."ларксизма-ленинизма. Однако в наших социальных бедах виноват не марксизм-ленинизм, не коммунистические идеалы, а их извращение, догматизм, незнание материалистической диалектики, неумение применить ее на практике некоторыми теоретиками марксизма.

Нет теоретических оснований ставить под сомнение революционно-преобразующий, гуманистический характер идей марксизма-ленинизма, искренние сторонники которых имеются во всех отранах, в том числе и в развиваш'хоя.

Обобщение опыта творческого применения марксистско-ле.-нинского учения в условиях различных стран имеет несомненно актуальное значение. Следовательно, научные исследования арабских марксистов в свете сказанного имеют бесспорно большое теоретическое и практическое значение. В их работах на конкретном фактическом материале раскрывается процесс распространения и пропаганды идей марксизма-ленинизма в странах арабского мира. В исследованиях М.Амеля, Х.Мруа, К.Мруа, М.Аш-Шарифа, Х.Масду-са, Н.Аль-Али, Т.Тизине, С.Дж.Альазма, М.Альжанаби и др., на первый план выдвигаются проблемы диалектического и исторического материализма, материалистической диалектики, истории философии, религии ц критика буржуазной идеологии и философии.

Особое значение для диссертационного исследования имеют работы М.Аль-Жанаби, Т.Тизине, М.Аш-Шарифа, Х.Багдаша и др., в которых анализируются вопросы творческого развития и применения марксистской философии в условиях арабских стран. Представляют значительный интерес исследования Ю.Фасайла, М.Вахби, ставила, С.Я.Аль-Али, А.Р.Ида, А.Ханна и др., в которых отчетливо проявляются специфика и оригинальность восприятия и использования теоретических положений и выводов марксистской философии. Это касается прежде всего проблем перехода от капитализма к социализму, осуществления национально-демократической и социалистической революции.

Таким образом, анализ научных исследований арабских марксистов позволяет констатировать, что до настояшего времени нет систематического и цельного изложения марксистско-ленинского учения. Более того, нет также монографических работ, раскрывающих процесс возникновения и распространения, пропаганды идей марксизма-ленинизма на Ближнем Востоке. Данное обстоятельство и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования, детерминировало своеобразие и специфику в постановке основных задач.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является раскрытие закономерного процесса возникновения, распространения и пропаганды марксистско-ленинских идей на Ближнем Востоке, творческой разработки и применения марксистско-ленинской теории к современным арабским условиям. Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач:

определить и раскрыть закономерный процесс возникновения, распространения и пропаганды марксистско-ленинских идей на Ближнем Востоке;

проанализировать и дать оценку работам арабских марксистов по исследованию проблем диалектического и исторического материализма, истории философии;

определить роль арабских марксистов в исследовании проблем религии, критики буржуазной религиозной мысли;

показать вклад арабских марксистов в критику буржуазной идеологии, оппортунизма и ревизионизма.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Для решения поставленных задач в качестве методологической и идейно-теоретической основы исследования использовались фундаментальные положения марксистско-ленинской теории, особенно диалектического и исторического материализма, материалистической диалектики, развития историко-философского процесса, содержащиеся в трудах классиков марксизма-ленинизма, советских и зарубежных, в том числе и арабских марксистов. Особо важное значение для исследования имели методологические и научно-теоретические положения исследования творческой разработки арабскими марксистами теории диалектического и исторического материализма, материалистической диалектики, истории философии и критики буржуазной идеологии, анализа и интерпретации различных философских учений, мировоззрения арабских прогрессивных и марксистских мыслителей.

В качестве источниковедческой базы диссертационного исследования широко использовались работы классиков марксизма-ленинизма, советских и арабских марксистов, прогрессивных мыслителей революционного движения, коммунистическая печать стран арабского мира и др.

Сопоставление и анализ данных работ позволил автору выявить в ряде случаев специфику и своеобразие марксистской философской мысли на Ближнем Востоке, глубже раскрыть подлинный смысл многих теоретических выводов арабских мсылителей. Кроме того, автор использовал обширный историко-философский материал, содержащийся в трудах как советских, так и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первой в советской, зарубежной и арабской литературе работой, в которой раскрывается процесс закономерного развития, распространения и пропаганды марксистско-ленинской мысли на Ближнем Востоке на современном этапе. Кроме того, к существенным элементам новизны следует отнести:

раскрытие специфики и своеобразия применения марксистско-ленинской теории в современных арабских условиях;

определение основных этапов и закономерностей в развитии марксистско-ленинской мысли на Ближнем Востоке;

обобщение творческого опыта арабских марксистов и прогрессивных представителей арабской культуры;

- логическое обоснование и подтверждение фактическим материалом того, что в основе марксистско-ленинской философии в арабских странах лежит принцип единства теории и революционной практики, пролетарского интернационализма.

Положения, выносимые на зашиту

  1. Раскрыть закономерный характер возникновения, распространения и пропаганды марксистско-ленинской мысли на Ближнем Востоке, определить специфику, формы и методы этого процесса.

  2. Обосновать, что марксистская философия в арабских странах вырастает из земной основы и логически вытекает из содержания и основных положений теории марксизма-ленинизма, представляет собой дальнейшее ее развитие как в теории, так и на практике.

  3. Проследить трудный и противоречивый процесс развития (становления) марксистских взглядов у виднейших арабских мыслителей, охарактеризовать их как последовательных Сорцов за социальное и национальное освобождение арабских народов.

  4. Выделить и осуществить анализ проблем диалектического и исторического материализма в трудах арабских марксистов, который позволяет обоснованно констатировать, что они концентрировали свое внимание на проблемах материалистической диалектики, теории познания, закономерностях развития арабского национально-освободительного движения, поиске форм и методов революционных преобразований.

  5. Разработка проблем истории философии осуществлялась арабскими марксистами в соответствии с марксистской методологией, которая позволила им раскрыть специфику и характерные особенности развития арабской философии, определить ее место и роль в арабской национальной культуре.

  6. Исследование проблем религии и критика буржуазной идеологии и религиозной мысли, оппортунизма и ревизионизма осуществлялись в контексте развития философии марксизма, прогрессивных традиций в арабской духовной культуре.

Научно-практическая значимость результатов, полученных в диссертации, определяется настоятельной необходимостью глубокого изучения истории философии как необходимой предпосылки для развития философской мысли и арабской духовной культу-

ры в целом. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса истории философии в вузах Советского Союза и арабских стран, при чтении спецкурсов по истории марксистско-ленинской философии, в работе теоретических и методологических семинаров, пропагандистской деятельности.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации отражены в реферате автора "Основные этапы и характерные особенности развития национально-освободительного движения па Ближнем Востоке" (Минск, 1988), в научной публикации "Распространение и пропаганда идей марксизма-ленинизма в Сирии" (Минск, 1990), апробированы на кафедральном теоретическом семинаре, заседании кафедры, истории философии и логики Белгос-университета имени В.И.Ленина, которая и рекомендовала ее к зашите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в первой главе два параграфа, во второй - три), заключения и списка литературы. Объем текстовой части диссертации составляет 148 страниц машинописного текста, списка литературы - 19 страниц.

Похожие диссертации на Марксистско-ленинская мысль на Ближнем Востоке (1945-1987)