Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв. Барсегова, Анна Эдуардовна

Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв.
<
Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв. Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв. Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв. Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв. Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барсегова, Анна Эдуардовна. Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Барсегова Анна Эдуардовна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т].- Хабаровск, 2011.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/323

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение наследия философского теизма российских православных Духовных академий дооктябрьского периода, получившее систематическое развитие в последние два десятилетия, является одним из ведущих направлений историко-философской науки, а также философско-религиоведческих, культурологических и смежных социо-гуманитарных исследований при возрастающем внимании к истокам отечественного духовного бытия.

Интерес к рассматриваемым трудам обоснован. В контексте православных академических школ, положивших начало высшему образованию на Украине и в России, в продолжение трёх веков непрерывной духовно-интеллектуальной преемственности поколений в научной и педагогической работе сформировались традиции национального просвещения европейского масштаба и восточно-христианской глубины.

Как таковая школа сложилась на этапе относительно свободной жизни и деятельности духовных академий по окончании петровско-екатерининской эпохи. Проблемное поле духовно-академической мысли XIX – нач. XX вв. показательно в плане активного и компетентного исследования отечественной и мировой культуры, а вместе с тем, обогащения опыта концептуально-системного сравнения и образования собственного миропонимания, взвешенных диалогических позиций и адекватного категориального аппарата, а также новых научных проектов. Напротив, в результате свёртывания духовного образования и отчуждения от исконной сути русского любомудрия с закрытием оригинальной тематики теизма в целом страдает, очевидно, не только специальное научно-историческое представление, но и непосредственное осознание настоящего, культурное самоопределение, снижается уровень мировоззрения и диалога, обостряются кризисные тенденции. С возобновлением аутентичных культурных традиций сегодня связываются реальные перспективы мирового сообщества, определённая ориентация в проблематике духовного наследия разумеется необходимой нормой и актуальной сверхзадачей в условиях нашего времени.

Открытие уцелевших фондов отечественных православных Духовных академий послужило выходом из патовой ситуации, когда в среде российской интеллигенции всерьёз обсуждалось, имеем ли мы право говорить о русской философии как таковой (возможно, лишь о русских кружках любителей философии отдельных именитых немецких и французских авторов). Материалы православных академических школ, обретавшихся при таких центрах, как Киево-Печерская Лавра и Свято-Троицкая Сергиева Лавра, позволяют существенно дополнить и переоценить представление об отечественной духовно-философской культуре и значение её в контексте европейской интеллектуальной и культурной традиции. Духовно-академическая традиция, примыкающая к православно-христианскому преданию, в XIX в. стала важнейшим средоточием отечественной религиозно-философской учёности при освоении святоотеческого наследия и актуализации его в текущей проблематике российской и европейской мысли. Значительную долю работ составляют переводы творений отцов церкви и других источников с комментариями и солидными экскурсами герменевтического характера по различным аспектам греко-византийской и латинской патристики и схоластики, иудейской и исламской теософии, античной и новоевропейской философии, отечественной проблематики и сопутствующим вопросам науки и искусства. Большая часть этого ценного наследия до сих пор не включена в научный оборот. Имеются и авторские религиозно-философские произведения, научно-исследовательские и публицистические труды российских православных теистов, издававшиеся в то время, в т.ч. и в немецкой, итальянской и французской периодике. Так, кроме прочего, выясняется, что среди видных западноевропейских мыслителей были, в высоком смысле слова, любители русской философии, которую знали по творчеству представителей Московской духовной академии.

Для современного учёного работы философов российской дореволюционной духовной школы знаменательны, прежде всего, не авторским своеобразием, что, впрочем, не отрицается, но строгим методологическим консерватизмом, лишённым крайностей спиритуализма и материализма, панлогизма и агностицизма, метафизического дуализма и тотального монизма или плюрализма, etc. Особая внутренняя цельность, последовательность, многогранность и открытость настоящей традиции позволяют рассматривать её как неотъемлемую и значимую часть русской религиозной философии и европейского теизма.

Реконструкция проблемного поля отечественной духовно-академической науки в обозначенном контексте составляет приоритетную задачу историко-философской работы, что формируется в активном диапазоне и, безусловно, требует большого труда поколений исследователей. Среди ключевых проводников на уровне общего системного обозрения традиции русского философского теизма показательны монографии по главной онтолого-гносеологической проблематике учения в сопоставлении с немецкой классикой исследователя И.В. Цвык и аналитика на предмет православной персонологии автора С.В. Пишуна, руководителя целого ряда научных работ, поднимающих, также в сравнительно-аналитическом плане, вопросы онтологии и метафизической психологии, учение о познании, об Абсолюте как Совершенной Личности и «трансцендентальный монизм» лидера московской школы В.Д. Кудрявцева-Платонова и другие.

Метафизическим основаниям феномена эстетического в духовно-академическом наследии до сих пор не отводилось специального исследования. Между тем, в популярных обзорах основных систем русской религиозно-философской мысли XIX – начала XX вв. предмет православных академий высвечен пока что исключительно через эстетическое учение московского представителя о. Павла Флоренского, которого не вполне удачно называют «русским Леонардо». Концептуальное осмысление образа, предпринятое в духовной мысли России на рубеже эпох в таких трудах, как «Иконостас» П.А. Флоренского, а также «Умозрение в красках» Е.Н. Трубецкого и позднее в «Богословии иконы Православной Церкви» Л.А. Успенского, дало начало современной русской эстетике и иконологии и обретает актуальность в происходящем обращении к отечественным традициям. Поэтому можно полагать, что дальнейшая работа в данном направлении имеет научно-теоретический и культурно-практический смысл.

Степень разработанности темы.

В современной историко-философской науке были исследованы разные аспекты русской духовно-академической философии XIX - нач. ХХ вв. В частности, ряд авторов обращаются к анализу вклада в мировую и отечественную философию отдельных представителей духовно-академической философии. Так, интерес привлекают работы С.С. Хоружего о П.А. Флоренском, И.В. Цвык, М.Л. Кабановой о В.Д. Кудрявцеве-Платонове, Е.И. Векслер о Ф.Ф. Сидонском, С.Г. Борисовой об арх. Никаноре (Бровковиче), Б.В. Емельянова, С.А. Нижникова, А.В. Добина, Д.М. Дремлюгина, В.Н. Замилова о В.И. Несмелове, Ряд историков философии в разные годы опубликовали обобщающие труды по истории православного академического теизма. Здесь можно отметить как эмигрантских авторов (В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский), так и современных исследователей (А.И. Абрамов, Н.К. Гаврюшин, Б.В. Емельянов, А.Ф. Замалеев, И.С. Захара, М.А. Маслин, А.В. Панибратцев, С.В. Пишун, И.В. Цвык, Л.Е. Шапошников). Некоторые авторы исследуют сущностные элементы метафизики академического теизма, включая религиозно-философскую онтологию (И.В. Гунькин), гносеологию (Д.В. Леонидов, М.В. Шумейко), метафизическую психологию (Б.В. Емельянов и О.С. Пугачёв, В.Е. Антоненко, В.Ю. Пинчук), религиозно-философскую антропологию и этику (А.А. Гусейнов, Ю.Е. Мазур, Е.А. Овчинникова, С.В. Пишун). Кроме того, интересны диссертационные «компаративистские» работы, в которых православный философский теизм сравнивается с немецким философским идеализмом конца XVIII – начала XIX веков (В.В. Гилёва), а также с европейским теизмом XIX века (В.Е. Луценко) или западным позитивизмом и прагматизмом (Е.Ю. Гаристова).

Вместе с тем, вопрос об интерпретации представителями православной академической метафизики феномена эстетического не нашёл отражения в специальных исследованиях. При этом, речь не идёт о существовании в системе православной теистической метафизики эстетического учения в западноевропейском понимании. Русские философы-теисты вырабатывали в своих сочинениях особую, окрашенную в конфессиональные тона точку зрения на сам феномен эстетического и это, на наш взгляд, требует специального исследования. Основу этой позиции православных философов из духовных академий составляют выработанные ещё в средневековом русском религиозном искусстве ценности понимания иконы.

Среди православных философов были авторы, в работах которых обнаруживался наибольший интерес к феномену эстетического. Большое значение здесь имеет творческое наследие М.Д. Муретова, а также П.А. Флоренского, всегда привлекавшее к себе внимание исследователей, в частности, А.Ф. Лосева, прот. Г.В. Флоровского, Е.Н. Трубецкого, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.С. Хоружего, а также Д.С.Лихачёва и В.В.Бычкова.

При изучении наследия духовно-академической школы религиозной философии особое внимание исследователей сосредоточивается на метафизике «трансцендентального монизма» В.Д. Кудрявцева-Платонова, профессора Московской духовной академии по кафедре метафизики. Определённые философско-эстетические мотивы в системотворчестве Кудрявцева-Платонова усматривают ведущие специалисты по истории теизма духовных академий С.В. Пишун и И.В. Цвык.

Предлагаемое исследование должно восполнить обозначенный пробел, актуализировать те философско-эстетические проблемы, которые ставились и решались православными теистами в продолжение ХIХ – начала XX веков. Залогом успешной реализации данного проекта является достаточно большой материал по различным аспектам обозначенной проблематики: труды, хранящиеся в архивных фондах духовных академий, а также публикации в православных религиозно-философских журналах и другие издания произведений, многие из которых вводятся в научно-исследовательский оборот впервые.

Объектом диссертационного исследования является религиозно-философское наследие представителей российских православных духовных академий ХIХ – нач. XX вв.

Предмет исследования – модели теоретического обоснования и интерпретации феномена эстетического в философии русского духовно-академического теизма.

Цель и задачи исследования.

Целью данной кандидатской диссертации является системная реконструкция воззрений духовно-академических мыслителей на феномен эстетического и установление концептуальных оснований интерпретации данного феномена в философии отечественного теизма ХIХ – начала XX вв.

Исследование имеет следующие задачи:

определить содержание взглядов философов духовно-академической школы на природу эстетического, а также высветить системные принципы и задачи данного направления отечественного теизма;

раскрыть характер связи внутри православного метафизического учения элементов эстетического с философской онтологией и гносеологией, сформулировать общие положения метафизических обоснований феномена эстетического в духовно-академической философии;

выявить концептуальные истоки интерпретации феномена эстетического в философии духовно-академической школы:

а) проследить формирование и развитие эстетической проблематики в религиозно-философской, научной и образовательной традиции отечественных православных академий, а также наметить общие позиции развития данной проблематики в контекстах российской истории, социокультурного и философского бытия; определить значение и место исследуемой проблематики в философском теизме духовных академий;

б) рассмотреть позиции философской эстетики отечественного теизма в широком историко-философском аспекте, а именно, сопоставить данные позиции с воззрениями мыслителей античности, средневековья, эпохи западноевропейского Возрождения, Нового времени, а также периода, современного духовно-академическим авторам, обозначить моменты сходства и различия;

оценить достижения разработки философско-эстетической проблематики отечественными теистами,

наметить возможные перспективы актуализации полученных результатов в контексте современности; включить в научный оборот ценные архивные материалы трудов представителей российских православных Духовных академий.

Методологической основой исследования стал системный научно-философский подход к духовно-академическому наследию. В целом в работе задействовались основные способы текстологического и общефилософского исследования – герменевтический анализ и историко-философская реконструкция. Для анализа эстетических концепций в различных историко-культурных контекстах использовались сравнительно-исторические методы, что дало возможность определить преемственность в развитии духовно-академической эстетики.

При организации структуры исследования, в качестве исходной, задействована теоретико-методологическая модель З.А. Каменского – «тройная детерминация», а именно, предметная, социально-историческая и историко-философская, что отражена в работах автора. Актуальность данной системы связана с развитием в подходе к анализу историко-философского процесса логико-теоретической составляющей и разработка соответствующей методологии.

В осмыслении эстетической концепции духовно-академической философии применяется внешняя историческая интерпретация – контекстуальный анализ, с помощью которого выявляются существенные культурно-исторические характеристики данной традиции, анализ теоретических истоков, позволяющий определить концептуальные основания духовно-академической эстетики, внутренняя интерпретация эстетических воззрений непосредственно по текстам авторов – представителей Духовных академий.

Особое значение имеют специальные методы исследования философско-эстетической мысли, применительно к различным историко-философским контекстам, развитые в трудах А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева и В.В. Бычкова и др. Обозначенные методы позволили представить духовно-академическое философско-эстетическое учение как цельное системное образование в рамках православных академий России XIX – начала XX веков.

Источниковедческая основа исследования:

1. Произведения духовно-академических авторов XIX – начала XX вв.:

рукописи из Национального архива Республики Татарстан (г. Казань);

печатные публикации, монографии;

статьи из различных религиозно-философских журналов, хранящиеся в архивах библиотек Москвы, Киева и Санкт-Петербурга;

труды духовно-академических авторов, находящиеся в доступе по электронной сети.

2. Труды мыслителей античности, средневековья, эпохи Ренессанса, Нового времени, а также отечественных и западноевропейских современников духовно-академических авторов, значимые в контексте рассматриваемой проблематики.

3. Исследования современных авторов по проблематике теоретико-концептуального наследия российских православных Духовных академий дооктябрьского периода.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной диссертационной работе впервые в современной историко-философской науке поставлен вопрос о сущностных чертах духовно-академического понимания природы эстетического. Проводится реконструкция православной интерпретации содержания эстетики, которая признаётся неотъемлемым и значимым компонентом духовно-академической философии. Реализация данного исследовательского замысла соискателем имела следующие результаты:

по уникальным архивным материалам реконструировано проблемное поле философско-эстетической мысли духовно-академической школы, что определённо дополняет и конкретизирует историко-философское представление об этой традиции в её основаниях и истоках;

представлен тематический и категориальный комплекс, показаны позиции, специфика, задача репрезентации феномена эстетического в трудах различных представителей духовных академий, выработаны определённые общие положения философской эстетики отечественной духовной школы;

найденное даёт возможность рассматривать духовно-академическое учение о метафизических основаниях феномена эстетического как сложное цельное концептуально-системное образование и значимый компонент данной традиции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обоснована точка зрения, что религиозно-философская интерпретация феномена эстетического является значимым аспектом русского духовно-академического теизма. Труды представителей духовных академий XIX – начала XX вв. содержат тончайшую проработку целого круга вопросов античной, средневековой, ренессансной и позднейшей европейской эстетической мысли, прежде всего, немецкой классики. В качестве определяющего фактора формирования воззрений духовно-академической школы выделяется системный принцип согласования «понятий философских с понятиями христианскими», что было развито в московской школе «веры и разума», киевской «философии сердца» и других концептуальних моделях духовно-академического синтеза. Православные теисты из духовних академій стремились актуализировать философский потенциал восточно-христианского наследия в контексте российской и западноевропейской проблематики XVIII – XIX вв., выразить категории православного миропонимания на языке классического философского дискурса.

2. В качестве метафизических оснований феномена эстетического духовно-академические авторы осмысливают категории «соборность», «нераздельное и неслитное» двуединство бытия идеального и материального, духовного и телесного, Божественного и человеческого. Кроме того, сам феномен эстетического в духовно-академической метафизике теснейшим образом связан с религиозно-философской онтологией и гносеологией.

3. Особое внимание в данном контексте уделяется религиозно-философскому осмыслению феномена православной иконы, которая концептуализируется в качестве предельно общей категории восточно-христианской культуры, включающей в себя такие основные представления, как взаимодействие видимого и невидимого, слова и образа, духовного и материального.

4. Духовно-академическое учение о метафизических основаниях феномена эстетического характеризуется высокой системной организованностью, сложным единством нравственно-этического, духовно-опытного и онтолого-гносеологического прочтения эстетического образа. Специфика воззрений представителей данной традиции выражена в таких концептуально-системных принципах, как онтологичность, иконологичность, антропо- и христоцентричность, соборность, «трансцендентальный монизм» (В.Д. Кудрявцев-Платонов), «объективный реализм» (М.Д. Муретов), «конкретная метафизика» (П.А. Флоренский).

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что направление внимания на малоизученный аспект философской проблематики русской теистической школы XIX – начала XX вв., введение в научный оборот новых материалов, в т.ч. уникальных рукописей из фондов духовных академий, а также обобщающий анализ эстетических воззрений авторов, послужит вкладом в восстановление цельного системного представления об отечественном православно-академическом наследии. Полученные результаты существенны для понимания российской дореволюционной духовной культуры и применимы в соответствующих областях исторического, философского, религиоведческого, культурологического знания и смежных науках. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов, спецкурсов и проведении семинаров по предметам обозначенных дисциплин, а также в более широких сферах культурно-образовательной деятельности.

Апробация работы. Основные вопросы данного диссертационного исследования освещены в восьми статьях, опубликованных в научно-философских сборниках ДВГУ и ДВГТУ, девятая статья опубликована в научно-теоретическом журнале «Религиоведение», включённом в перечень изданий ВАК. Результаты исследования излагались на VII и VIII «Приморских образовательных чтениях памяти святых Кирилла и Мефодия» (март 2007 г., май 2008 г.) и 9th Annual Association of Pacific Rim University “Leading research for a better future: Pacific Score, Global Impact” (июль 2008).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Метафизические основания феномена эстетического в духовно-академическом теизме XIX-нач. XX вв.