Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли Барлыбаева, Гаухар Гинаядовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барлыбаева, Гаухар Гинаядовна. Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Алма-Ата, 1992.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования f Предстояйий 150-летний
вбилей Абая Кунанбаевв (1846-1904гг.), наше время, круто пере
вернувшее сознание по части переосмысления духовного наследия
народа, его прошлого и настоящего, раярушйвшее стореотипг'и дог
мы, в і лену которых мы Находились многие годы, делают очень ак
туальным исследование творчества кавахского повтаі-философа, по
иск современного подхода к проблеме его мировоззрения,' Но обост
ренный интерес И великому гуманисту объясняется, на наш взгляд,
не.только этими причинами, а и тем, что Абай обладал даром гово-
рить поетично и философски о том, что не может не волновать че
ловека, что не может не трогать каждое новое поколение; Потому,
наверное» вчитываясь сегодня в абаевские. строки, можно глубже
понять и современность. Кок никогда пенен сейчас сам строй ьлз
суждений, наиеленный на еєчноє, на поиск смысла лизни, на возвы
шение достоинства человека. .

Известно, что в'течение, многих лет во всех общественн*-с науках был принят подход, который можно была бы назва.ь.классовым редукийонизмом* То ест^ все многообразие .общественных и духовных процессов сводилось к чисто классовым моментам'. Например, история рассматривалась только с Точки зрений классовой борьбы, современность - с течки зрения противостояния иапи алиэма и социализма и т.д. Думается, Нет необходимости доказывать* квко/> ущерб наносил такой зауженный взгляд; когда логйКЯ конфронтации Поглощала пся-* кую иную логику.

но Все ставит на свой места время, провозгласившее верховенство общечеловеческой идек.и человекакак наивысшей иенностн, приоритетность общечеловеческих ценностей над классовыми, что также выявляет необходимость рассмотрения и анализа мировоззрения Лбая,

б иелсм проблем истории общественной мысли Казахстана с современных ПОЗИЦИЙ..

Тема возвращеннооти - одна из главных в сегодняшней культуре. Возвращаются поэты, философы,'политические деятели, выходят из крепко и навсегда, казалось бы, определенного им небытия. Заполнение "белых пятен" на карте кааахекой общественной мысли, возвращение имен и наследия 1ІІ.Кудайбердиева (1858-1931гг.), А. Еукейханова (1870-1937гг.), А.Байтурсынова (1873-1937гг.), М.Ду-латова (ІЄ85-1935гг.), М.Йумабаева (1893-1938гг.З, Ж.Аймаутов.а (І889-І93ІГТ.), учеников и последователей Абая, позволяет пр-но-ьому взглянуть на мировоззренческий аспект наследия шслителя. Их работы, посвященные творчеству Абая, выглядят сегодня свежи к.и и свободными от штампов и конфронтеиионной аашоренности классового подхода* которыми так богато абаеведение. Сле.дует отметить, что репрессировав ату блестящую плеяду мыслителей, поэтов -деятелей казахской интеллигенции, обогативших духовную культуру народа, фактически репрессировали Их идеи, ставшие сегодня чрез-, ьычайно актуальными, репрессировали целые систеш миропознания и мирбописанйя, В нашем общественном сознании довольно глубоко удалось заточить их традиции* високу*) духовность, уровень образования и культури.

Духовная атмосфера последних лет создала условия и для переосмысления^ воебтановлекия исторической правды относительно жизни Абая й его родственников, истоков, питачших его Мировоззрение,

Актуальность исследс закчя проблемы философского мировоззрения Абая об-ьясняется еще и Тем, что в настоящее время возникла острая необходимость специального изучения казахской филосо-

4 фии,."что вытекает ..з становления суверенного государства. Страна, не имеющая собственной философии, не. может претендовать на независимое духовное бытие и развитие, она всегда будет зависеть от чужеродных факторов".

Все вышеизложенное и обусловило выбор данной темы, требующей Себе исследовательского внимания.

Степень разработанности проблемы. Огромная литература об Абае, составляющая сейчас около четырех тысяч наименований,свидетельствует не тол ко о широте и глубине интереса к великому поэту-философу, просвігителю, но м об определенной закономерности, заключающейся в Том, что Абай зеркало своей эпохи и что нельзя,Не всматриваясь в это зеркто, Ни узнать, ни понять "с- . торию, традиции, идейные устремления, прошлое народа.

Впервые в литературе имя Абая Кунаисаева как "представителя нового течения в киргизской (.(азахской - Г.Б.) поэзии" упоминается в 1903 году i> известном многотомном научном издании "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией академиков П.П.Семенова-Тян-ШаНского " В.И.Ламан-ского, 18 том которого был специально посвящен ICTOt/ко-экономи-ческому описанию Казахского края . Человеком* впервые познакомившим русскую общественность с казахским поэтом Абаем Кунанба-ерым - автс-ом "многих стихотворений изящных по форме и поэтических по содержанию (особенно описания природы), которому"принадлежат хорошие переводы "Евгения Онегина" и многих стихртво-рений Лермонтова (который сказался наиболее понятным для кир-

I, Абдильдин Ж.М,, Орынбеков М.С. К научному познанию реалий. //Мысль.'- 1992. - k I. С.28.

2 Россия. Полное географическое- описание Hfiruero отечества. - Санкт-Петербург, 1903. Т.18. С,203.

5 гиа) , был Алихан Букейханов, крупнейший деятель своего времени, глубокообраэованный экономист, ученый-историк, литературовед, публииист, талантливый переводчик, написавший этот раздел 18 тома, который был опубликован еще при жизни Абая. В 1905 и 1907 годах, после смерти позта.'он же публикует очерк-некролог,

в котором впервые дается научный анализ твсрческои биографии касі аахского поэта-мыспителя. Очерк отличается глубиной проникновения в мир сложных явлений жизни Абая, тонким эстетическим вкусом. Автор очерка первым подчеркнул большое влияние, которое оказала русская культура на мировоззрение казахского просветителя.

Первый сборник стихотворений Абая, опубликованный в I90P

году в Петербурге, был издан также по инициативе и под руководством А.Букейханова, о чем писая в своей статье "Абай" М.Дула-

Ч тов .

В 1913.году А.Байтурсынов - видный ученый-лингвист, тюр-голог публикует большую статью "{^аза^тын бас акыны", посвященную творчеству Абая, в которой он, так же кок А.Букейханов, очень высоко отзывается о друзьях поэта - семипалатинских политических ссыльных, благодаря которым Абай пережил настоящий переворот во взглядах на поэтическое и фиюсофское творчество, особо отмечает А.ЬайтурсЬгнов просветительские воззрения поэта4.

ГРоссия. Полное географическое описание нашего отечества. Санкт-Петербург,1903. Т.18. С.203.

  1. Букейханов А.Н.Абай (Ибрагим) І^унанбаев (Некролог) //Се-мипалат-чскйй листок. 1905; Букейханов А.Н. Абай (Ибрагим) Кунан-l дев. (Некролог) //Записки Семипалатинске-го Подотдела Западно-Сибирского Императорского Русского Географического общества, Вып.Ш. Г07. СЛ-в.

  2. Дула-ов" М. Абай /Л^азан. 1914. 67. .

  3. Байт^рсынов А.'.^аэантыу бас акынын //Цазав;. 1913, Щ

В первом номере журнала "Абай" Ж.Аймаутов, готорый был редактором этого издания, в ctstlj "Журнал туралы" первым оиеннл философское дарование казахского поэта-мыслителя, назвав его "вышедшим из казахской среда философом (мудреиом)" .

В 1923 году й Ташкенте был переиздан сборник стихотворений Абьл, 6 в 1924 - в журнале "Тау" ("Заря"), издававшемся в Семипалатинске под редакцией М.Ауэзова» впервые увидели свет абаевскИе "Слова назидания"2.

В 20-30 года о творческої наследии Абая Кунанбаева существовали самые противоречивые мнения, имело место разночтение его ПОЭЗИИ .

В изучении и познании всего, что создано 'баем, велике роль М.О.Ауэзова - ученого, писателя, классика казахской литературы, создателя всомкрно известной эпопеи, в которой пока: но общечеловеческое значение пути Абая4. В течение всей своей научной деятельности он постоянно занимался наследием великого казахского поэта-мыслителя, который был стержневой темой его трудов . Творчески развив идеи своих предшественников, М.О.Ау-эзов разработал концепцию о трех источниках, т.давших мировоззрение Абая Кунанбаева. Ранее неопубликованные его работы, недавно вышедшие в свет, показывают, іто исследователь из-аа сложных жизненных обстоятельств в свое бремя не мог сказать об идей-

  1. Ай..ауытов Ж. Журнал туралы /'/Дбай. 1918. .№ I.

  2. Маргулан А.Х. Б начале творческого пути //Мухтаю Ауэ-зов - классик советской литературы. Апма-Ата, Наука. I9RCT.C.59.

  3. Кабулов И. Философия казахского поэта Абая и ее критика //Советская степь. 1928. 2 айгуста; Мустамбаев И. Поэт Абай и его философия. Место Абая В истории казахской философии //Советская степь. 1928. 22 августа; Тогжанов Г. Абая.- Казань, 1935 и другие.

4 Ауэзов М.О. Путь Абая. В двух Тимах. Алма-Ата: Жазу-
шы, 1982.

5 Ауэзов М.О. Мысли.разных дет'. По литер.тропам. Алма-
Ата. Казгослитиздат. 1961; Ауэзов Г«.0. Абай Кунаибаеп. Статьи
и исследования. Алмэ-Ата, Наука. 1967.

. --7 них истоках Абая тав, как хотел бы . "Несмотря щ то. что у Абая нет своей философской системы, специальных философских трудов, - отмечал М,С.Ауезов, - все его произведения (лирика, по8MU, слова навидения) пронизаны глубокими философскими размышлениями. Учитывая si-j, проблемы мировоззрения Абая васлужи-вают своего конкретного исследования и ауиения" , .

Эти мысли М.О.Аувэова нашли поддержку у многих исследователе,!, изучающих социальные, философские, этические, эстетические воезрения поэта-мыслителя. В трудах известных казахстанских ученых: К.Бейсембиева, Т.Тажибаева, М.ССильченно, З.А.Ах-метова, О.А.Сегиэоаева, М.С.Бурабаева, Б.Г.Габдуллина, М.С.Дю-сенова, А.С.Калшрзаева, А.К.Касабекова, К.Щ.Щулембаева, М.Мы~-

аахметова, А.А.Урвзбекова поднимаются эти и другие важные во-.

просы казахской общественной мысли ,

  1. Ауезов М.О, Неопубликованные материалы по ебаеведению. Алма-Ата. Наука, 1968.

  2. Ауэзов М.О. Абай Ку'"шйбаев. Статьи и исследовайия, -.лма-Ата, Нлука, 1967. C.xvi. (Перевод с казахского' мой - Г.Б.),

  3. Еейсембиьв К, Мирововарение Абая Кунанбаева; Алма-Ата, 1956? Бейсембиев К. Очерки истории общественно-политической и

iMocoicKofl мысли Казахстана (дореволюционный период), Алма-та. 1976s Тажибаев Т. Филооофі..«ив, психологические и Педагогические взгпды Абая Кунанбаева. Алма-Ата. 1957; СилъчейкЬ М,С Творческая биография Абая. Алма-Дта. 1957$ Ахметов Э»А. Современное развитие и традиции кавахской литературы. Алма-Ата* 1978; Бурабаев М.С., Сегиэб'аев О .А. Идейные свяви оощественно.-философ-ской мысли Казахстана и России (вторая.половина ХУШ» начало ХХвв,)- Алма-Ата. 1967; Бурабаев М,С. Научное наследие Мухтара

евова и проблемы истории общественной мысли //Вестник АН Каз
Р, 1983- № 6j Абдильдин Ж,М.-, Бурабаев М,С. Влияние идей пе
редовых мыслителей тосейґ на формирование общественно-философ
ской мысли в Казахстане //Навеки вшете \ к 2б0-летив доброволь
ного г-исоещ.нения Казахстана к России). Алма-Ате, 1982: Бура
баев М.С, Общественная мысль Казахстане в І9І7-І940ґґ» Алма-
Ата, 1991, Бурабае.ь М.С., Амребаев A.M. Шакарим КудаЙСерциєві
жизнь и взгляды УВе^ник АТГКазССР. 199Ь II, Сёгивбаёв О.А.
Традиции свободомыслия и атеизма в духовной культуре кавахеко-
го народа. Алма-Ата, 1973; ^абдуллин Б.Г. этические в6яа"ЄНйя
Абая. Алма^Атв. 1970: Дюсенов м.С. К вопросу об истоках мучовов-
ррения Абая //Трупы Института фйлосьфии и права А" КаеССР. I960.
T.st Калмырэаев А,С, Эстетическое в творчестве Абая. Алма-,.га.
1979; Мысзвхметов Н. Мухтар Ауэзов и проблемы абаеведения. АЛма-
Атад I98EJ Уразбеков А.А. Этическая * сЛь в Кавахстане. Алма-Ата»
1982 и другие. '

Как видим, проблема мировоззрения Абая достаточно хорошо
изучена, но поп. тем Ипи иным частным углом. Вместе с тем, ота
проблема также требует и целостного рассмотрения в контексте
развития казахской общественной мысли, что и определило иель
и задачи нашей работы. *

Ц^ь и задачи исследования. Цель Настоящей диссертационной работы состоит в.осуществлений иелостного Подхода к проблеме мировоззрения Абая в контексте назахской общественной мысли.

Реализация да ной цели пстребовала постановки следующих

задач:

показать социально-.духовные, условия возникновения и развития казахского Просвещения;

проследить осуществление преемственности в процессе духовной эволюиии казахского мыслителя}

раскрыть философские основы творчества Абйя» выявить соийечьные, гносеологические, религиозные,.этико-йстетические. воззрения мыслителя, преломившиеся в его мировоззрений сквозь призму проблемы человека}

- проанализировать судьбы наследия мыслителя, показать
развитие принципов Абая й творчестве его учеников.

Методологической основой диссертации спужит научный Подход к истор»ко-философскому процессу* особенно заключенны.. в нем принцип историзма.

При подготовке диссертации автор опирался на пргчзведе-^ ния АбаЯ, труды Ш.Нудайбердйева, Л.Букейханова* А.БаЙтурсынова, М.Дулатова, М.%мабаева, Ж.Аймаутова. Существенное значение .для .диссертанта при разработке избранной Темы имели исследования ученых-абасведов, работы видных казахстанских философов.

9 _'-' Научная новизна исследования определяется;

новизной постановки проблемы целостного рассмотрения мирововврения Абая дунансаева в контексте каевхской общественной мысли;

осуществлением современного повода к теме, характери-эующегсся попыткой набежать классового pt дуниионизма при вна-визе мирововгренческих аспектов творчестве кавахского повта-фичософа, вироко распространенного в прежних исследованиях по каслещпо Абая;

г выявлением тех принципов в творчестве Абая, Которые по- .влияли не xaps. ;тер дальнейшего раввития кавахской общественной

мысли;

- введением в научный оборот литературы по мировоззрению

мыслителя ряда работ А.Дукейхвнова, А.Бейтурсынова, М.Дулчто-ва, К.Аймаутсва, аосвященных творчеству Абая, Трудов Ш.Ну,дай-бердиеве "Родословная торкав* ккргивов» казахов и ханских династия" И "ТрМ »tCTOHMw*

На еащиту выносятся следующие положения!

I. Абаем осуществлен качественно новый уровень философ-^ ского осмысленна действительности в кавахской обцеот^енной мысли. Крупнейте представителя ев* предшественники; Абая(, Вукар-жырау, Дулат, ИортвнбвЯ, более ранние Кавтуген/Шалкиив, Кием-бет, будучи чрккш и самобитними хуцожииками слова, глубокими мыслителями, еыравившшй в своей творчестве дух времени і ,Ц>'МЫ к чаяния народа, рассматривали мир в рвмквх только восточной культур, их Bst>pU »мяи обрагены в основном к прошому, а «кань понималась во многом с чочлн зрения статики. Совершенно иное «провозгреняе у Абая, слоившегося кв» мыслитель под влиянием не только восточно!: культуры й осуществившего в своем мировое-

10 прении синтез Востока и Запада. Им впервые в казахской общественной мысли предпринимается Попытка смотреть на міф с точки зрения идеи развития, изменения, го воззрениям присуща диалек-

тичность.

2. Казахский фольклор, в частности, зпос, выражавший на
родное мировоззрение, откуда Абай почерпнул дух народа, историю
народа, умение философствовать в поэтической форме, и духовная
культура Востока, оказавшая большое влияние на формирование гу
манистических идей мысли.еля, долгое время (примерно до 40 лет)
оставались основными."стоками, питавшими творческие силы казах
ского поэта-философа.

А.Букейхэнов и Л.Байтурсынов, анализируя творчество поэта, первыми отметили ту большую роль, которую сыграли русская литература в тиэни Абая, пережившего под ее воздействием настоящий переворот во взглядах на поэтическое и философское твор-

чест. о.

Самостоятельной., линией преемственности в процессе духов
ной эволюции явилась для Абая западноевропейская культура, вос
ходящая в своих истоках к античности. Запад,, западная цивили
зация с ее философией-; историей общественной мысли, наукой име
ли важное значение в процессе формирования мировоззрения казах
ского мыслителя.

3. В ptJoTe предпринимается попытке: дать объективную
оценку роли отиа Абая в формировании и становлении духовного
облика его сына, показать Нунанбая, не впадая в стереотипы, су
ществующие относительно этой яркой и высокоодаренной личности,

о ком современники писали как о человеке недюжинного ума и больших организаторских способностей, называя его "судьей неподкупной честности и примерным мусульманином", стяжавшим себе славу

'II

пророка,

В исследовании также подчеркивается не освещавшееся в достаточной мере в литературе оо' Абае то большое влияние, которое оказал на будущего поэта его старший брат Халиулла Ускен-баев, офиііер русской армии, получивший прекрасное образование в Сибирском кадетском корпусе, выделявв>чйся своей незауряд -ностью даже среди образованных казахов. Через Хаяиуллу и семипалатинских ссыльных Дбай познакомился с русской литературой г

  1. Основной вопрос философии, как он сформулирован Ф.Енгельсом, у Абая не стоит, и было бы навязыванием находить такие попытки у мыслителя. Основным вопросом для Абая выступает проблема человека, сквозь призму которой преломляются социальные, философские, религиозные, этические, эстетические и .другие воззрения мыслителя.

  2. В дисефт'иии осуществлен современный подход теме, характеризуючися попыткой избежать классового редукционизма нтэи. анализе мировоззрения мьелителя, широко распространенного в прежних исследованиях по наследив Абая. В работе подчеркивается, -іто Абай, воспевавший в своем творчестве общечеловеческие ценности и идеалы, воплотивший в себе единство казахов в области духовной жизни и языка, был общенародным, .общенациональным поэтом, цианистом, чьи нравственные требования, обрещенные к каждому Человеку, глубок. смысл его призыва "Адам бол!" ("Будь, стань Человеком!'! сохранили свою актуальность по сей

день.

В исследовании также проводится мысль, что при оценке философских взг-ядов какого о'ы то Ни.б"чо мыслителя не совсем верно категорично и однозначно определять (?о позиции, пытаясь подвести ПОД КаКуЮ-ТО ПрИВЫЧНую ФИЛОСОФСКУЮ РУбрИКУ, noCKOJ.^KJ,

кан правило, сделать это чрезвычайно трудно, тан как не'бывает
"чистого" материализма или " іистого'' идеализма, а любое опреде
ление по необходимости выделяет в -чгре.целяемом предмете ТОЛЬКО
одну или только несколько сторон, тогда как в предмете их - бес
конечное количество. На наш взгляд, именно с таких позииш'Г сле
дует подходить к проблеме философских воззрений Абвя Кунанбае-
ва, пронизанных гуманистическими идеями нравственного совершен
ствования человека. "

6. В реэультв.з заполнения "белого пятна" на юрте казахской общественной мысли, возвращения имен и наследия Ш.Кудайбер-диева, А.Букейханова, А.Байтурсынопа, М.Дулатова, М.Жумабаева, . Ш.Аймяуытова и др. во весь рост встала пробчєма преемственк' сти и развития принципов Абая его учениками. Анализ их творческого наследия показывает, что многие вопросы были поставлены этм' мыслителями исключительно глубоко, а высказанные Ими идеи могут вполне быть оценены только сегодня. По существу, они опередили свое время, потому что сейчас мы решаем те проблемы, над которыми они бились шестьдесят-семьдесят лет назад.

Ученики Абая, охваченные обаятельным влиянием его идей, стремлением к прекрасному, составляющему суть творчестве великого поэта-филосоФа, не прекратили обращенность к казахскому фольклору, иЫгядйвиему мировоззрение Народа, духовной культуре Востока, России и Запада, осуществиг в своих воззрениях синтез Востока и Запада, стали полноправными преемниками Поэтических традиций Абая, его философских, этических и эстетических принципов, ставших стерчшем, сновой последующего развития казахской общественной мысли.

Практическая значимость исследования определяется том, что его результаты помогают дальнейшей ликвидации "белых пятен"

із . ..

в истории нааахской общественной хмели, могут №fk испольвова-да в неучно-иселєдовательаной раСоте, в процессе преподавания истории нааахской философии, а также при подготовке спецкурсов по «творчеству Абад кунанбаева,

Дпрдбеиия рабо,ть}. Основные положения диссертации и ее вы-ві р и сложены в докладах и вступления., на I региональных философских чтениях молодых ученых ''Культура - Цивилизация - Чело-вен'.' (Фергана, сентябрь І9в5г,), УІ Вееооюеной Шойв шлрдых ученых "Специфика философского знания и общественная праитикв" (Тбилиси, сентябрь 1996г.), ІУ региональных философских чтениях молодых учвит республик Средней Ааии и Кавехстенв "История философии и совреі^нность'' (ДучМбе, сентябрь ЩЙг»), конференции вспирентов и соискателей Института философии и права ДН КааССР (Аьла-Атві карт 1969г.), У р^гиоцакьшх философских чтениях "философий і прошлое, настоавде и будуче" (Фрунзе, сентябрь 19890, УШ Летней философской »«олё мьлр.йм* учен?ж "Самосознание говрекенногь Человейа" (Алмй-Ат»! июнь ШОг.Ь

Основйое содержание исследования Ийало также овое отраже
ние Є трех научных статьях! дв- йй которых опубдйковмм на стра
ницах іцурналв "ИевасШ АН РвопублИнй Кайахс^ан" (серия оЄцєст-
веннЫх наук)* '.''';

Диссертация обсуждалась на совиестнон мседании отделов фарабйевецения и историк «еейхскоп филбса$«и Института философий АН Республики Ка^^сТвн,

Структура д^есертимйи по вчинена пели йсслед. ааюмг» определена доставлений! ваде-ам и состоит иа введений, двух глав, заключения и спйейа иейользовайной литературы.'

'14

Похожие диссертации на Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли