Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

О соотношении логической идеи и мира в философии Гегеля Коротких, Вячеслав Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коротких, Вячеслав Иванович. О соотношении логической идеи и мира в философии Гегеля : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1991.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Вопрос о теоретической актуальности темы выполненного диссертационного исследования может быть рассмотрен на двух различных по степени своей включенности в социокультурные отношения уровнях. Первый уровень - собственно гегеле-ведческий. На этом уровне проблема соотношения логической идеи и мира выступает как обратная / и внутренняя / сторона давних споров о принципах и границах системы философии Гегеля. Выдвижение ее на первый план современных гегелеведческих дискуссий означало бы переход к историко-философской работе с глубинными слоями гегелевской системы. Прежние усилия гегелеведов, шедшие как в направлении детализации историко-философских поисков, так и в направлении их внешнего, лишь суммативного, объединения, исчерпали себя. Насущное требование углубления самого уровня новых поисков сегодня очевидно. Поэтому тот взгляд на философию Гегеля, который задается предложенной постановкой проблемы, существенно обусловлен историей гегелеведческих поисков и логично вытекает из их, по большей части чисто отрицательных, результатов.

Второй уровень рассмотрения актуальности обсуждаемой проблемы связан с характером функционирования в современной культуре наследия классической философии. Дало в том, что как философия Гегеля является естественным резюме классической философии, так и проблема соотношения логической идеи и мира сводит воедино все многочисленные интенции гегелевского мышления. Кроме того, если итоговый характер гегелевской философии хорошо осознавался как самим ее автором, так и многими его современниками и последователями, то центральное положение рассматриваемой проблемы внутри этого философского резюме классической эпохи ускользало, случалось, и от самого Гегеля, не говоря уже о последователях и критиках йго учения.

Поэтому обращение к нашей теме означает как погружение современного мышления в глубину проблем классической философии, так и требует от него ясного осознания границ последней. Отсутствие в русской культуре самостоятельной философской компоненты предопределяет наш обостренный интерес к урокам европейской философской традиции. И движение.в ней "вместе с Гегелем" в силу указанных обстоятельств дает надежду не только освоить ее, но тем самым наконец-то от нее и освободиться.

Степень разработанности проблемы. В русской историко-философской традиции проблема соотношения логической идеи и мира исследовалась прежде всего в труде И.А.Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека" / к.,1918 /. Однако, сохранение И.А.Ильиным ряда традиционных методологических предпосылок не позволило ему отыскать путь к воссозданию непротиворечивой картины универсума гегелевской мысли. Действительной заслугой И.А.Ильина следует считать то, что он, как никто из исследователей гегелевской мысли, глубоко и остро почувствовал значимость самой проблемы соотношения идеи и мира и мастерски выразил это в своем худокественно-научном труде. Что же касается позитивной стороны работы, то следует признать, что гениальные прозрения соседствуют у русского философа с повторение;»; объективно г-ских ошибок западноевропейской историко-философской мысли.

Из более ранних русских работ следует отметить труд С.С.Го-гоцкого "Обозрение системы философии Гегеля" / Киев,1860 /. Ь содержательном плане он на уступает одновременно вышедшей переводной работе Р.Гайма "Гегель и его время" / Сііб.,1861 /. Тем более странно, что работа Гогоцкого редко упоминается в последующей отечественной гегелеведческой литературе. Может быть, зто . обстоятельство хотя бы частично объясняется тем, что в последу-

ющие десятилетия понизичся общий уровень понимания философии Гегеля. Так или иначе, но следующей переводной работе / "Гегель" Эд.Кэрда. М. ,1898 / уже невозможно найти достойного русского соперника. Ни известный труд П.И.Новогородцева / "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве", in.,1901 /, ни работы Ч.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого и других русских авторов, учитывая все их достоинства, не могли все же претендовать на самостоятельное и целостное видение философии Гегеля.

Бесспорно, лучшей работой по философии Гегеля, изданной в СССР, является книга К.С.Бакрадзе "Система и метод философии Гегеля" / Тб.,1958 /. В ней содержится самое последовательное и грамотное выражение той гегелеведческой позиции, от которой диссертант отталкивался, и которая презде всего являлась для него объектом предметной критики. Главная установка книги К.С.Бакрадзе заключается в том, что логическая идея, природа и дух являются равноправными "проявлениями", сторонами, аспектами абсолютного, а три части "Энциклопедии" составляют три части системы философии Гегеля. Эта установка неизбежно дополняется тезисом, гласящим, что "Феноменология духа" не тлеет самостоятельного систематического значения и в "снятом" виде входит в "зрелую" систему в качестве фрагмента "Философии духа". Следует сказать, что эти взгляды характерны для большинства советских гегелеведческих работ.

Из других советских работ следует указать на многочисленные публикации В.Ф.Асмуса, прежде всего, на книгу "Проблема интуиции в философии и математике" / М.,1963 /. Интересный образ философии Гегеля создает фрагмент "Диалектика абсолюта в философии Гегеля", завершающий книгу А.Л .Доброхотова "Категория бытия в классической западноевропейской фияософии" / М.,1986 /. Значимыми с точки зрения специфики темы диссертации являются работе H.B.f/ютрСйиловой

_ 4 -/ "Путь Гегеля к "Науке логики"" М.,1984 /, М.А.Кисселя / "Гегель и современный мир". Л.,1982 /, Г.Ьуачвдзе / "Гегель о сущности философии". Тб.,1981 /. На последнем этапе работы над диссертацией были учтены результаты исследования М.Ф.Быковой / "Гегелевское понимание мышления", М.,1990 /.

Ь зарубежном гегелеведении вопрос о соотношении логической идеи и мира в качестве особой темы исследовался редко. Однако, всякая реконструкция и даже простое внешнее описание гегелевской философии требует все же определения своего отношения / собственно, отношения Гегеля / к этому вопросу. Ведь, являясь центральным, только он один и может быть "системообразующим". Поэтому в последние два-три десятилетия эта проблема рассматривалась в контексте изучения философии Гегеля как единого целого, а большинство поднятых в диссертации вопросов так или иначе затрагивались в работах, являющихся попытками целостно представить философию Гегеля. К работам такого рода следует отнести презде всего двухтомный труд Ь./йсле "Система Гегеля" / Гамбург, 1987 /, который является как бы суммой гегелеведческих усилий последних десятилетий, хёслв понимает, что вопрос о возможности целостного представления философии Гегеля есть, по-существу, вопрос о соотношении логической идеи и мира, а говоря научно-систематически, - вопрос о соотношении логики и реальной философии. Но он продолжает сохранять представление о "Феноменологии духа" как лишь пропедевтике к системе Гегеля, которая однозначно отоадесгвляется им с энциклопедической системой. Сохранение такого понимания "Феноменологии духа" и есть действительная причина вывода, к которому приходит Хёсле - вывода о невозможности совмещения в единой концепции логики и реальной философии.

Примером существенно иного подхода к рассмотрению соотношения

Феноменологии духа", "Логики" и реальной философии является ра-іота Э.Фольрата "Тезис метафизики" / Вупперталь-Ратинген,1969. 'егелю в этой работе посвящена заключительная часть, две первые -іристотелю и Канту /. В целом автор находится под влиянием фило-:офии Хайдеггера, включая и его гегелеведческую концепцию, что ю придает работе достоинств. Однако Фольрат свободнее) относится с ряду гегелеведческих мифов, что в лучшую сторону отличает его заботу от большинства других публикаций. Исходя из других основами, Фольраг высказывает мнение, близкое позиции диссертационного ісследования, заключающееся в том, что логика не нуждается в том, гтобы быть дополненной реальной философией, поскольку она сама іредставляет тот же предмет, что и реальная философия, но - в качестве абсолютной метафизики, "системы науки" в сторогом смысле - совершенным, абсолютным способом.

По общей же направленности поисков ближе всего к диссертаци-энному исследованию работа Б.Пунтеля "Изложение, метод и структура" / Бонн,1973 /. Несмотря на различие в оценках конретных гегелеведческих проблем, существенно важно единое для обеих работ понимание логики как теории метода и вырастающее отсюда стремле-яие рассматривать "Феноменологию духа" с точки зрения целого логической теории. Следует указать такта на связь диссертационного исследования с работой К.-А.Шайера "Аналитический комментарий к "Феноменологии духа" Гегеля" и Й.Хайнрихса "Логика "Феноменологии пуха"". В первой работе исследуется проблема логического строения "Феноменологии". Хайнрихс ставит более узкую задачу: исходя из формул Гегеля о соотношении формообразований сознания и чистых моментов науки / категорий /, он пытается соотнести структуры, "Феноменологии" и "Логики". Веру в возможность такого соотнесения разделяют и известные исследователи Пёггалер и Фульда.

В целом можно сказать, что хотя рассматриваемая в диссертации пройдена обсуящалась и непосредственно / и здесь следует отметить первенство отечественной гегелеведческой традиции /, и в контексте изучения гегелевской философии как единой системы, все же она остается череэвычайно малоизученной. А малоизученность пройяемы, состш лящей смысловой центр гегелевской философии, делает сомнительными и многие частные гегелеведческие исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является реконструкция целостной концепции соотношения логической идеи и мира в философии Гегеля с ориентацией на принципы, выражешше философом прежде всего в "Феноменологии духа". Ьта цель определила следующие задачи:

выявить внутри энциклопедической системы Гегеля структурные / формальные / различия предметов логики и реальной философш

рассмотреть метод и результат "Логики" как эволюцию и завершение структурного образа логической идеи / предмета логики/

определить отношение к логической идее структурных образований, задающих:

а/, предмет реатыюй философии и эмпирической науки;

б/, предмет вне-научных формообразований сознания.

Методологическая основа исследования. Ь методологическом плане диссертационное исследование основывается на понимании "Феноменологии духа" как такого движения, в ходе которого форі.іируихся образы сознания, задающие структуру предметности на различных уровнях философском / спекулятивном, научном /, реатыю-фйлософском и'эмпирически-научном, обыденном. Через "Феноменологию духа" различные формообразования сознания связаны не только "генетически", но и структурно, в силу чего и возникает возможность, рассматривая различные типы предметности через призму "Феноменологии", -выявлять

с простые структурные / формальные / различия.

Но мщению диссертанта, такая методологическая позиция и позво-10т видеть тот яе предмет исследования, что и философ, и способст->гвт сохранению независимости критического суждения от случайных юправок" философской концепции, обусловленных партикулярными мо-знтами субъективности Гегеля и его "некритическим позитивизмом".

Принятие такой методологической позиции требует отказаться от эух несовместимых с ней предрассудков. Во-первых, следует твердо [казаться от мнения, будто "Феноменология духа" в "снятом" виде шла в "зрелую" систему в виде фрагмента "Философии духа". У этих эух текстов общим является только название, они совершенно различ-і как по содержанию, так и по роли в систематическом единстве Годлевской философии. Во-вторых, и это главное, следует отказаться г объективистского, натуралистического представления о предмете 1к лишь некоем простом существовании.. Понятие предмета / филосо-іи, науки, обыденного сознания / может анализироваться лишь в эноменологическом контексте, и вне этого контекста оно бессмыслен->. Во всяком случае только в таком контексте может анализироваться жятие предмета логики / реальной философии и проч. / в границах эгелевской философии. По мнению диссертанта, в "Феноменологии рса" имеется достаточно оснований для такого понимания соотношения ітия и определенности.

Новизна и научная" ценность исследования.

  1. В диссертационном исследовании предпринята попытка анализа (отношения предметов логики, реальной философии / и эмпирической іуки /, обыденного сознания с точки зрения их внутренней формы структуры /. Диссертанту неизвестны какие-либо исследования в :'ом направлении в отечественном и зарубежном гег&леведении.

  2. 1! диссертации впервые в отечественной литературе >;ан целост-

- 8 -ный анализ понятия бесконечности в "Логике" Гегеля. С точки зрения этого понятия проанализированы не только "Учение о бытии", но и "Учение о сущности" и "Учение о понятии", остающиеся обычно в тени при анализе понятия бесконечности у Гегеля.

  1. В связи с исследованием понятия бесконечности намечены контуры принципиально нового подхода к рассмотрению вопроса о структуре "Феноменологии духа". Диссертант надеется реализовать этот подход в своих будущих исследованиях.

  2. В диссертации определены отличительные особенности структурных уровней предметности, составляющих "мир" и Гегеля.

  3. В процессе анализа текста "Феноменологии духа" обнаружены специфические формы феноменологического движения опосредования, реально осуществляющие "трансцендентальную установку" "Феноменологии1

Научно-практическая значимость исследования. Осуществленная в диссертационном исследовании реконструкция концепции соотношения логической идеи и мира в философии Гегеля, предпринятая с точки зрения формулируемых "Феноменологией духа" способов полагают предметности, восполняет существенный недостаток отечественного геге-лвведения, не рассматривавшего прежде "Феноменологию духа" с этой точки зрения. Результаты исследования могут' быть использованы в научных исследованиях по йеменкой классической философии и в преподавании философских дисциплин.

Апробация работы, іідеи диссертации излагались на Х111. Всесоюз ных философских чтениях молодых ученых / і*осква, май 1988 г. /, а также на семинарских занятиях по истории зарубежной философии в ліГУ км. М.В.Ломоносова. Диссертация обсуздена кафедрой истории зарубежной философии в июне 1991 года и рекомендована к защите.

Похожие диссертации на О соотношении логической идеи и мира в философии Гегеля