Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос Осиновская Инесса Александровна

Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос
<
Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осиновская Инесса Александровна. Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 2002.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/144-3

Введение к работе

Актуальность исследования.

Автор работы исходит из того, что наряду со специфической теоретической моделью мира, существующей в каждую эпоху, имеется некое образное поле, инвариантное любой теоретической модели и являющееся жизнемировой основой, достижимой, описываемой в своих априорных структурах через поэтику. Исследование посвящено анализу этого поля через его феномены - иронию и эрос.

Под образным полем понимается не смысловое, не концептуальное, а специфическое пространство, открывающееся через поэтику, что позволяет называть его поэтическим пространством. Это пространство:

реализуется через тексты, рассматриваемые как единый текст;

проявляется через образы (характеристики, представления), рассматриваемые как мотивы;

позволяет видеть явления в их диалоге;

демонстрирует разомкнутость (диалогичность) поэтик этих явлений; Образное поле предоставляет исследователю возможность наблюдать объект в его константности, трансцендентности, с одной стороны, и в его связи с другими предметами, с другой стороны.

На основе этого подхода и исходя из предположения о существовании не исторического, а текстуального и контекстуального единства понятия, предпринимается попытка построения некоей характеристической картины феномена, претендующей не на нахождение его определения, а на его описание.

Одной из важнейших проблем философии была и остается проблема метода. Выбор подхода к изучению предмета, в первую очередь, обусловлен для исследователя самим представлением о том, что есть этот предмет: исторический ли «персонаж», метафизическая ли сущность, или что-либо другое. Например, ирония или эрос, представляющие основной интерес данной работы, могут рассматриваться как с точки зрения истории, так и с точки зрения метафизики, культурологии, психологии, риторики, философии языка. Автор данной работы, пытаясь обнаружить еще один

4 способ функционирования предмета, рассматривает его в свете поэтики, - как систему образов.

Этот подход коренится, в частности, в представлении Р.Барта и Ю. Кристевой об интертекстуальности и в балтийском понимании диалогичности текстов. Истоки такого подхода также можно найти в бодрийяровском представлении о "симулякрах" как о знаках, за которыми не стоит референт, как об означающих, за которыми нельзя закрепить определенные денотаты. Кроме того, важным свойством симулякра является отсутствие историчности .

Феномен (ирония, эрос) берется в работе как "симулякр", как имя без значения и истории. Рассмотрение ведется так, будто о значении имени феномена ничего не известно, и о его смысле можно судить лишь контекстуально, то есть, исходя из реальных, конкретных проявлений этого понятия в тексте.

Актуальность проблемы касается как метода, так и предмета исследования. Ирония, изучению которой посвящена большая часть работы, является для диссертанта частью постмодернистского восприятия мира, в его разорванности и множественности, в его маскарадности и псевдонимичности. Она представляет большой интерес для исследователя. Ирония - неотъемлемая характеристика современной философии, искусства и литературы. Проблема эроса также актуальна для горизонта современной философии. Понятия желания, соблазна, благодаря Ж. Делезу, Ж. Бодрийяру и др. прочно вошли в язык философии постмодернизма. Рассмотрение поэтик иронии и эроса, возможно, поможет лучшему пониманию этого явления при историко-философских, эстетических, культурологических и филологических исследованиях современности.

Целью исследования является обнаружение и наглядная демонстрация существования внеисторического, контекстуального образного поля, позволяющего находить некие инварианты явлений, понятий или концептов, наблюдая своеобразный диалог поэтик различных феноменов и рассматривая явления в качестве субъектов «универсума текстов» (термин Ж. Деррида).

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

прояснить методологические аспекты исследования;

провести сравнительный анализ некоторых принципов

исторической, формальной, структурной и постструктурной поэтик;

1 БодрийярЖ. Соблазн. М, 2000. С. 118.

5 собрать тексты, посвященные иронии от античности до наших дней и продемонстрировать внеисторическую схожесть образов, описывающих иронию; выявить и описать эти образы;

проанализировать некоторые тексты, посвященные эросу, обращая внимание на внеисторическую схожесть образов, описывающих эрос; показать связь образных полей иронии и эроса.

Степень разработанности темы исследования. Проблемам иронии и эроса посвящено огромное количество работ как в зарубежной, так и в отечественной философии. Приведем основные источники:

Ирония: Hall D.L. Eros and Irony. NY, 1982; Jankelevitch V. LTronie. P., 1964; Kierkegaard S. The Concept of Irony. Bloomington, 1968; Sedgewick G. G. Of Irony. 1948; States B.O. Irony and Drama. New York, 1971; Thompson J. Kierkegaard. The master of irony. L.; Thomson J.A.K. Irony. An Historical Introduction. L.,1926; Рорти P. Случайность, ирония, солидарность. M. 1996; Эко У. Записки на полях "Имени Розы"// Иностранная литература. 1988, № 10; Бочаров А. Сообщительность иронии // Вопросы литературы. М., 1980, № 12; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. М., 1970; Гайдукова Т. Т. У истоков. - Спб., 1995; Лосев А. Ф., Шестаков В. Н. История эстетических категорий. М.,1965; Пивоев В. М. Ирония как эстетическая категория. М., 1991; Савов С. Д. Ирония как объект философско-эстетического анализа. Киев, 1986; Чикал Л. А. Принцип иронии и проблема человека. М., 1982;

Эрос: Gilead A. Plato's eros// Clio. NY., 1988; Smith D. L. Erotic modes of discourse. Dordrecht. 1990; Барт P. Фрагменты речи влюбленного. M., 1999; Батай Ж. Слёзы эроса//Танатография Эроса. СПб., 1994; Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000; Кинъяр П. Секс и страх. М., 2000; Кристева Ю. Дискурс любви //Танатография Эроса. СПб., 1994; Тиллих П. Онтология любви//Человек. М., 1990; Фрейд 3. Либидо. М., 1996; Бердяев Н. Метафизика пола и любви//Русский Эрос. М., 1991; Бородай Ю. М. Эротика, смерть, табу. М., 1996; Гачев Г. Русский Эрос. М., 1994; Эткинд А. Эрос невозможного. СПб., 1993.

В этих работах представлены самые различные подходы к понятиям иронии и эроса - от историко-философского до психоаналитического. Но ни в одной из них не реализуется попытка систематически выявить инвариантные поэтики этих явлений, представить иронию и эрос в качестве феноменов образного поля.

При этом, нельзя не отметить, что некоторые исследователи очень близко подходили к выявлению образного поля и к рассмотрению феноменов в качестве поэтических систем. И здесь не обойтись без имени Г. Башляра. Он понимал поэтику именно как систему образов, живущих в человеческом воображении, и применил метод поэтики к исследованию явлений инертного мира, используя тексты как хранилища этих образов.

Многие исследователи, занимающиеся феноменами и реалиями человеческого бытия, приходили к той же проблематике, но либо заостряли свой взгляд на других вопросах, либо пытались дать иную трактовку. Так, например, Ю. Лотман констатирует наличие инвариантности некоторых реалий человеческого бытия. Он говорит, что «дом», «дорога», «огонь» пронизывают «всю толщу человеческой культуры» и приобретают «целые комплексы связей в каждом эпохальном пласте» . Их можно исследовать в качестве инвариантов, отмечает Лотман, но сразу же оговаривается, что ему важна и интересна индивидуальность темы, ее укорененность в «ясно очерченной исторической эпохе» , культурной парадигме, национальной специфике. Например, тема карт, на которую вполне можно взглянуть как на инвариант, занимает его как «определенная культурная реалия» конца XVIII - начала XIX в.

Ю. Лотман наталкивается на разомкнутость текстового пространства и обнаруживает, что «механизм азартной игры может описывать и кошмарный мир бытового абсурда, и эсхатологическое разрушение этого мира», и «чудо» . Ведь все эти феномены имеют одну и ту же основу: случай, хаос и т.д. . Правда, отметив данную особенность, Ю. Лотман, останавливается и переходит к другим вопросам, интересующим его больше.

Даже если исследователю интересно именно инвариантное поле феномена, он ищет обоснование этой инвариантности не в образной структуре, а в самом феномене. Достаточно вспомнить Э. Финка, известного своими изысканиями в области игры в западной культуре. В процессе исследования он обнаруживает необъяснимую, на первый взгляд, схожесть образного пространства игры с образным и смысловым

1 Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Избранные статьи. С. 390.

Там же.

Там же. 4 Там же. С. 414.

Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Избранные статьи. С. 390.

7 пространством «основных феноменов человеческого бытия», среди которых смерть, труд, власть и любовь. Он приходит к выводу, что все эти феномены «сплетены друг с другом» . Пытаясь истолковать загадочную взаимосвязь, Финк ставит во главу угла игру, говоря, что она-то и является тем зеркалом, в котором отражаются все эти феномены. Иными словами, он утверждает, что наличие игрового элемента в этих феноменах и делает их схожими. За игрой признается «исключительный статус» - в силу ее трансцендентности, помимо всего прочего, она отражает саму себя .

В нашем исследовании, можно было бы без труда поставить во главу угла «иронический элемент», или «эротический». Однако, нет никаких оснований настаивать на главенстве одного из этих феноменов. Есть лишь сложная система отражений и переплетений образов. Все происходит между феноменами, на их стыке; и в этом сложном интертекстуальном,, межобразном пространстве, нет главных персонажей и нет второстепенных.

Новизна работы. В работе впервые в отечественной литературе сделано следующее:

предпринята попытка выявления и описания образного поля на примере поэтики иронии и эроса;

выделены фундаментальные характеристики иронии как феномена
образного поля: умолчание, таинственность, ироническая свобода,
имморализм, хаос, игра, маскарадностъ, опьянение,
отстраненность,
странничество, амбивалентность,

демоничностъ/божественностъ и др.;

определены фундаментальные характеристики эроса как феномена
образного поля: маскарадностъ, театральность, умолчание, игра,
амбивалентность, имморализм, таинственность, болезнь,
опьянение,
смерть, божественность, демоничность,

разрушительность, странничество и др.; показана связь поэтики эроса с поэтикой иронии; продемонстрирована диалогичность поэтик отдельных феноменов;

1 Финк Э. Основные феномены человеческого бытия// Проблема человека в
западной философии. М., 1988. С. 396.

2 Там же. 396

8 дано альтернативное решение проблемы подхода к изучению феноменов, оказывающихся трансцендентными историческому времени, автору и единичному тексту. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические аспекты исследования имеют практическое значение в качестве результативной попытки введения в научный оборот понятия «образного поля» и специфических форм анализа иронии и эроса как фундаментальных феноменов в этого поля. Данное диссертационное исследование может быть использовано при чтении курсов по истории философии и философии культуры.

Апробация идей, положенных в основу исследования. Основные результаты данного исследования отражены в ряде статей (см. список). Они также были апробированы на Международной конференции «Карикатура, пародия, гротеск как феномены культуры» в Москве, в мае 2001 г.; и на Юбилейной Конференции Российского Института Культурологии (РИК) в Москве, 14, 15 мая 2002 г. Текст работы был обсужден на заседании кафедры истории философии философского факультета РГГУ и по результатам обсуждения рекомендован к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 167 страниц.

Похожие диссертации на Образное поле как предмет философского исследования : Ирония и эрос