Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество как предмет философского исследования Ефимова Ирина Николаевна

Творчество как предмет философского исследования
<
Творчество как предмет философского исследования Творчество как предмет философского исследования Творчество как предмет философского исследования Творчество как предмет философского исследования Творчество как предмет философского исследования Творчество как предмет философского исследования Творчество как предмет философского исследования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ефимова Ирина Николаевна. Творчество как предмет философского исследования : ил РГБ ОД 61:85-9/666

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Творчество как предмет философского исследования

1. Специфика философского анализа творчества 12

2. Деятельность как принцип анализа творчества в немецкой классической философии 37

3. Проблема творчества в современной буржуазной философии 60

ГЛАВА II. Деятельная сущность человека - объяснительный принцип марксистской концепции творчества

1. Труд как генетическая основа творчества 81

2. Познание и творчество 101

3. Процесс гуманизации труда при социализме 125

Заключение 147

Литература 150

Введение к работе

Исследование проблемы творчества является одной из важнейших задач современной марксистской философии. Уровень развития общественно-исторической практики,глобальность социальных преобразований современной эпохи обусловливают особую актуальность философского исследования проблемы человеческой активности,свободы и творчества. С другой стороны, изменение статуса современной науки,превращение ее в фактор социального развития повышает интерес к исследованию феномена творчества,механизма продуктивного мышления в сфере духовного производства со стороны философов и представителей ряда специально-научных дисциплин: психологии, логики, социологии, кибернетики, педагогики и т.д. Интенсивность и объем междисциплинарного исследования творчества ставят,в свою очередь,перед философией задачу мировоззренческого и методологического анализа попыток создания общей теории творчества,определения уровня, а следовательно,предмета и метода собственного философского исследования данной проблемы.

Большое внимание анализу творчества уделяется в буржуазной философии, и это~ закономерно,поскольку в определенных решениях проблемы творчества в концентрированном виде выражается специфика человеческого отношения к миру,что определяет сущность соответствующей философско-мировззрен-ческой ориентации. Широкое распространение в современной буржуазной философии иррационалистических теорий человека и человеческого творчества вовсе не случайно,ибо именно в них находит сеоє отражение кризис буржуазного сознания,

_ 4 -порожденный общим кризисом капиталистической системы. Неспособность буржуазных философов осознать подлинные причины кризиса буржуазной культуры приводит к появлению романтических антисциентистских концепций творчества,представляющих критику современного монополистического капитализма с позиции абстрактного гносеологизма и эстетизма. Характерной чертой антисциентистской позиции яеляєтся представление о творчестве как об индивидуальном акте.возможном только вне сферы общественной жизни. Разнообразные "теории" творчества е современной буржуазной философии объединяются в мировоззренчески целостную позицию тем,что в них "моменты живого процесса - исторический человек и человеческая история - будучи абстрагированы друг от друга и превращены в самостоятельные разнопорядковые реальности,выпадают из дальнейшего научного исследования и становятся объектами спекуляций полумистического характера" '.

Создание антинаучных идеологически превращенных концепций творчества - свидетельство не только ограниченности буржуазного сознания, его методологической несостоятельности, неспособности проникнуть за границы объективной видимости сущности- социальных процессов,но и,прежде всего, проявление его активной наступательной позиции в борьбе двух идеологий,поскольку философское обоснование "великого отказа"' от преобразования социальной действительности есть конформистское утверждение существующего. Поэтому разработка научной концепции творчества в марксистской философии опре-

I/ Можеева А.К. Проблемы человеческой субъективности в трудах К,Маркса. "Вопросы философии",1976,№ Г0,с.90.

- 5 --деляется не чисто академическим интересом, а прежде всего необходимостью представить аргументы в современной идеологической борьбе. Критика буржуазных концепций творчества предполагает анализ их методологических и мировоззренческих оснований,поскольку,как отмечал В.И.Ленин, "за гносеологической схоластикой .... нельзя не видеть борьбы партий в философии,борьбы,которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества"1'.

В марксизме сформулирован принцип анализа любого социального явления,позволяющий преодолеть идеологические иллюзии и раскрыть подлинную природу человеческого творчества. Таким принципом стала исторически развивающаяся материально-предметная деятельность людей,практика. "Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, - писал К.Маркс, - находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики" '. В силу этого основной задачей диссертации стало исследование природы человеческого творчества с позиции марксистской теории предметно-исторической деятельности'. Теория деятельности,примененная в качестве объяснительного принципа анализа творчества,позволяет, на наш взгляд,выявить всеобщие и конкретно-исторические характеристики творчества,преодолеть абстрактность как постановки проблемы,так и ее решения,определить логически необходимую взаимосвязь специально-научного и философского исследования творчества, уточнить предмет и методы собственно философского анализа творчества.

I/ Ленин В.И. Поли.собр.соч.,т.18,с.380. 2/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т^З.с.З.

Методологическую и мировоззренческую основу диссертации составляют труды классиков марксизма-ленинизма,документы и материалы КПСС. Для аргументации выдвигаемых положений используются результаты плодотворных исследований данной проблемы б марксистской литературе, а также критический анализ немарксистских философских концепций творчества.

Сформулированная задача обусловливает структуру и характер диссертационного исследования. В его первой глаЕе определяется предмет и метод философского уровня исследования творчества в отличие от конкретно-научного анализа творчества. Проведенное исследование комплексного междисциплинарного подхода к решению проблемы творчества в современной психологии,в том числе и буржуазной,позволяет выявить мировоззренческую и методологическую функцию философии в данных исследованиях, установить,что философское исследование творчества является теоретическим обоснованием определенной мировоззренческой позиции. Справедливость данного вывода прослеживается в критическом анализе концепций творчества, представленных в немецком классическом идеализме и в особенности в современной буржуазной философии антисциентистской ориентацией. Кроме того,анализ немарксистских концепций творчества позволяет выявить внутреннюю логику эволюции решения данной проблемы в истории философии,показать принципиальное отличие марксистского подхода в философском анализе творчества.

Во второй главе диссертации показано, что проблема творчества е марксизме является центральным ядром диалектико-материалистического понимания истории и человека. В марксизме понятие творчества раскрывает особый характер истори-

- 7 -ческой реальности,"мира человека". Генетической осноеой всех форм творчества является марксистское понимание труда, сущность которого составляет анализ труда со стороны его общественного содержания,а уровень развития и характер разделения труда определяют исторически конкретные формы человеческого творчества. Всеобщность творчества, как и всеобщность практики, в классовоантагонистическом обществе осуществляется ограниченным образом, в превращенных,отчужденных формах. Классовбантагонистическяй характер разделения деятельности,доведенный до своего логического завершения в буржуазном обществе, определяет все формы отчуждения, приводит к тому,что всеобщность творчества проявляется лишь в определенных,особенных сферах деятельности - научной и художественной. Превращение человеческой деятельности в свободную самодеятельность в марксизме возможно посредством преодоления всех форм отчуждения в реальной практике коммунистического строительства.

Таким образом,марксистская концепция деятельности в качестве объяснительного принципа исследования позволяет осуществить теоретический анализ творчества,понять его как способ развития общественности у индивидов,как исторический процесс присвоения ими своей родовой сущности. Тем самым преодолевается абстрактное противопоставление абстрактного индивида абстрактно понимаемой истории. Изменение форм конкретно-исторической практики есть реальный процесс становления исторического субъекта. Поскольку родовая сущность человеку не дается фактом его рождения и биологической наследственностью, то ОН ДОЛЖеН СТаТЬ ЧеЛОВеКОМ В Процессе СЕО-

его индивидуального бытия в социальной среде,активно осеэи-

- 8 -вая и творчески изменяя при этом наличную предметность мира культуры, создавая тем самым свою историю и себя в качестве её субъекта.

Преодоление абстрактности постановки и решения проблемы творчества становится возможным посредством анализа его особенных,отчужденных форм. Капитализм довел до логического завершения тенденцию универсального расчленения человеческой деятельности, породив тем самым "частичного" человека, но в то же время он объединил Есе фрагментарные проявления человеческой жизни на экономической основе, поставив все человеческие потенции на службу единственной цели - возрастанию капитала. Капитализм — последняя стадия "предистории" человечества — создает предпосылки перехода к таким обстоятельствам, когда люди становятся "господами своего объединения в общество", применяя законы своих собственных общественных отношений для их развития и совершенствования, "только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить /подчеркнуто мной - И.Е./ свою историю,только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и есє возрастающей мере те следствия,которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы" '.

Сущностью и содержанием переходного периода /"скачка"/ является пролетарская революция и социалистическое преобразование общественного труда. Свободный от эксплуатации социалистический труд,труд на пользу всего общества,приобретает действительный гуманистический,творческий характер.

I/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20,с.295.

Творчество,таким образом,становится мерой всеобщности,универсальности, общественности исторически-конкретной человеческой деятельности.

Марксистский анализ открывает в творчестве общественно-преобразующую сущность человеческого отношения к миру в конкретно-исторических,особенных формах. Практическая, трудовая,революционная деятельность служит базисом человеческой свободы,которая,в сбою очередь,способна менять характер самого труда,превращая его в самодеятельность, в свободную физическую" и духовную деятельность. Вследствие этого марксистская концепция творчества яеляєтся не только теорией исторического развития человека,но и выражает революционное мировоззрение пролетариата,представляя практическую программу коммунистического переустройства мира. "При Есех прошлых революциях, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - характер деятельности Есегда оставался нетронутым, - всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности,о новом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунистическая революция выступает против прежнего характера деятельности" '. Коммунистическое движение в качестве самодеятельности необходимо включает в себя элемент свободы как самоутверждение субъекта в деятельности. Творчество приобретает субъективно-личностную форму. Человек посредством этого утверждает и подтверждает себя как общественного человека,как личность. В революционной деятельности пролетариата "снимается" разрыЕ между самодеятельностью и материальной жизнью, свободой и тру-

I/ Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.З, с.70.

-ІО-дом. Таким образом, всеобщность творчества как сущностной характеристики общественного человека становится непосредственной реальностью,выявляя гуманистический смысл истории и историческую,общественную сущность человека. Целью коммунистического движения является производство тотальности самого человека,тем самым преодолевается ограниченность прежних форм общественного производства,которое приобретает подлинно всеобщий характер. Подлинность общественной природы производства в марксистской философии определяется характером и степенью полноты развития человека,когда человек посредством своей деятельности воспроизводит себя не "в какой-либо одной только определенности", а "производит себя во всей своей целостности" '

Конкретно-исторические -характеристики человека являются, в свою очередь, сущностными определениями данного общества. Такие определения человека как "частичный индивид","случайный индивид","агент процесса", "всесторонне развитая личность" являются также определениями исторически особенной объективной социальной реальности. Понятие "творчество" "охватывает" единство индивидуальной и надиндивидуальной, субъективной и объективной сторон исторического развития.

Глубина социальных преобразований социалистического общественного производства определяется тем,что,как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, ведущей становится закономерность производства человека как цели и главного продукта общественного производства. Следовательно,практическое разрешение проблемы творчества заключается в коммунистическом преобра-

I/ Марко К., Энгельс Ф. Соч., т.46,ч.1,0.476..

- II -

зоеэнии мира.

Социально-философский анализ творчества со стороны его не вещественного, а общественного содержания приводит к созданию такой абстракции, как "творчество Еообще", которое "само есть нечто многообразно расчлененное, выражающееся в различных определениях" ', а это, в свою очередь, позволяет еыяеить всеобщность творчества и представить его в конкретно-исторических формах. Творчество в таком аспекте рассмотрения предстает не просто как эстетический, науковедческий, психологический и им подобный термин, а выступает как социально-философская категория, в которой всеобщность теоретического содержания тесно связана с революционным мировоззрением пролетариата. Именно в этом случае творчества выступает как "предельное" понятие, имеющее важнейшее методологическое значение в деле осмысления исторического прогресса и выявления места человека в мире. Творчество - это процесс создания человеком материальных и духовных ценностей на основе познанных объективных закономерностей в целях удовлетворения многообразных общественных потребностей людей. Кроме того, философско-мировоззренческое значение творчества ярко выступает и в том плане, что подлинно творческое отношение к миру предполагает раскрытие того, что способствует социальному прогрессу, а что тормозит движению Еперед. В современных условиях, когда происходит "заметное обострение идеологической борьбы" ^.актуальной задачей марксистских обществоведов является раскрытие фундаментальных проблем творческого отношения человека к миру.

I/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.І, с.2Г. 2/ Материалы ІШ съезда КПСС. М., 1981, с.9.

Специфика философского анализа творчества

Специфика философского анализа творчества. Проблемы творчества привлекают многих исследователей,как в нашей стране,так и зарубежом. Изучение и исследование этой проблемы осуществляется в рамках ряда дисциплин: психологии, эвристики,кибернетики, логики,эстетики,науковедении,социологии; Возрастание роли науки в жизни общества,зависимость экономики от интеллектуально-творческих факторов заставляет ученых обратиться к поиску методов направленного воздействия на процессы творческого решения научных проблем,управления и прогнозирования творческой деятельности. Однако решение этих задач невозможно силами одной науки.. Так, например, современная психология научного творчества направлена на решение таких вопросов как: "в каких условиях ученый работает эффективнее,как определять качества личности, обеспечивающие ее успех в научной деятельности,как формировать творческие способности,как строить научные коллективы, какова возрастная динамика творчества" . Решение этих вопросов предполагает выход исследований за пределы психологии науки и,следовательно,определенное содружество с логическими и методологическими исследованиями научной деятельности, социологией, науковедением. Такая междисциплинарная направленность исследований,выработка комплексных решений проблемы,приводит к своеобразным попыткам создания общей теории творчества,выражая тем самым потребность в тео -рєтическом синтезе разрозненных эмпирических процессе творческой деятельности.

Осознать всеобщую природу творчества пытались и сами ученые,авторы открытий в науке . Однако работы такого рода были в основном описанием условий,в которых происходило открытие, и не могли раскрыть сущность творческого процесса, хотя предпринимались попытки объяснить получение нетривиальных решений, построив своеобразную модель творчества на основе опытного исследования творческих актов и особенностей творческих личностей. Наибольшие надежды в этом отношении связывались с психологией,так как считалось,что психологическое выяснение природы творчества возможно на основе "непредубежденного" обобщения результатов экспериментальных заданий,тестов,интервью. При этом исследовались различные сферы человеческой деятельности": научное и художественное творчество, изобретательство.

Результатом такого исследования явилось создание в начале XX века весьма своеобразной дисциплины - ЭЕрилогии или теории творчества. Основы эврилогии были изложены П.К.Эн-гельмейером в работе "Теория творчестЕа"„предисловие к которой написали Д.Н.Овсянико-Куликовский и Э.Мах2 . В теории творчества предполагалось наличие в различных видах творческой деятельности! субъективно-психологического родства, проявляющегося в технике,искусстве,религии,науке. Сущностные признаки основной категории эврилогии "творче ство человека" раскрываются через анализ отношения эврилогии-к биологии- и социологии. "Творчество человека" в этой концепции только этап в творчестве всего живого, а с точки зрения М.А.Блоха, и Есей природы вообще. Эврилогия - это теория творчества,которая опирается в основном на психологию, но не сводится к ней. И хотя создатели эврилогии- предприняли попытку построить "комплексную" теорию творчества,обобщающую результаты исследования творчества в различных областях человеческой деятельности, эта попытка не удалась, вследствие того, что "за исходный пункт принималась не деятельность общественного человека в мире развивающейся культуры, а сфера бессознательного или подсознательного,в которой зарождаются и созревают творческие импульсы" . В результате учение Энгельмейера выродилось в эклектическую смесь разнородных научных сведений, а также различных,- и даже противоположных, методологических и мировоззренческих принципов,таких как махизм,диалектический материализм, бергсонианство и кантианство. "Теория творчества", таким образом,, представляет одну из первых попыток объединить в некое подобие целого философские, социологические, этические, психологические,гносеологические и прочие идеи относительно природы творческого процесса .

Деятельность как принцип анализа творчества в немецкой классической философии

В первом тезисе о Фейербахе указывая,что "деятельная сторона ... развивалась прежде всего идеализмом",К«Маркс имел в виду не идеализи вообще, а определенную конкретную его форму - немецкий классический идеализм,первому представителю которого принадлежит заслуга совершения подлинного переворота в философии,действительный смысл которого заключается в том, что И.Кант впервые разрушил представление о пассивной,созерцательной природе разума,человеческого сознания вообще. Впервые в философии,хотя в крайне односторонней и мистифицированной форме он выявил органическое единство познания и творчества,теоретически обосновал и выразил мировоззрение и мироощущение человека Нового времени, человека, обусловливающего собой все,что может ему являться как действительность. Немецкой теорией французской буржуазной революции назвал К.Маркс философию ИГ.Канта, представляющую деятельность человека творящей субстанцией. Диалектика немецкой классической философии,наука и практика того времени ломали метафизические рамки старой философии, оперировавшей неподвижными понятиями. Поиску средств и-путей превращения "буржуа" в "Человека" посвящены были главные работы й".Канта. "Если существует наука,действительно нужная человеку,то это та,которой я учу,- а именно,подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому,каким надо быть,чтобы быть человеком" Л Следовательно,по ИГ.Канту,задача подлинной философии заключается в том, чтобы всемерно способствовать интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Буржуазная эпоха в немецкой классической философии была представлена как "царство разума",. Именно разум наделялся атрибутами активности и автономности. Разум,поскольку он критичен относительно Есех авторитетов и предустановлений, казался силой,освобождающей человека. Все существующее должно было доказать свою необходимость перед разумом, а поскольку человек впервые понимается как автономный разумный субъект,то соответственно общественное устройство должно быть адекватным "истинной природе" человека.

И.Кант стремился доказать тезис об активности человека во всех социальных сферах, показав, что человек,благодаря могуществу своего разума,способен господствовать как над природой,так и в общественной жизни /понимаемой как сфера нравственного деяния/. Природа этой активности и свободы человека объясняется приматом,как считает И.Кант,практического разума над теоретическим,вследствие чего человека следует рассматривать как цель во всех ЕИДЭХ деятельности. Субъективизм в философии И.Канта был следствием исторически первой попытки систематического обоснования субъективно-деятельной стороны познания. У И.Канта понятие творчества по существу впервые стало объектом философского анализа, а не выступало в качестве догмата,как это имело место,напр., в христианско-богословских учениях. Кроме того, идея творческой активности познающего субъекта имплицитно заключала /и это несмотря на то,что И.Кант был типичным представителем агностицизма/ в себе отрицание абстрактного,метафизического противополагания деятельности предмету деятель ности. Творчество в таком случае предстает как создание того, чего не было в мире до человека, и что становится действительным благодаря его деятельности. Принцип творческой активности человека - основополагающий принцип всей "критической философии", хотя к мысли о том, что человечество само формирует условия своего исторического бытия, И.Кант приходит с идеалистических предпосылок.

Труд как генетическая основа творчества

Проблема человека„человеческой активности и творчества не образуют отдельного учения наряду с диалектическим и историческим материализмом. По существу проблема человека пронизывает все содержание: марксистско-ленинской философии. Основополагающие диалектико-материалистические принципы позволяют в конечном итоге успешно раскрыть и творческую природу человеческой деятельности.

Суть марксистской социальной теории заключается в деятельном коммунистическом преобразовании мира революционным классом - пролетариатом - цель которого заключается в универсальном развитии человеческих сущностных сил как самоцели. Разумеется, эта задача непосредственно сразу после свершения победоносной социалистической революции,не стоит в полной мере. Однако уже с победой социалистической революции создаются подлинные предпосылки и,прежде всего в сфере экономического бытия, для раскрытия сущностных сил человека.

Способ существования социальной действительности не задан естественным природным законом,а есть постоянное созидание исторически определенной человеческой общественной реальности. В этом смысле подлинно человеческое,творческое богатство равно богатству его связей и отношений с другими людьми. Человек - это, как отмечал К,Маркс, "мир человека" , который он строит совместно или в борьбе с другими,таким образом,человек как род,как субъект универсальной формообра -зующей деятельности является в марксизме предметом исследо- Еания и философско-мировоззренческого анализа. Рассматривая человека в качестве субъекта истории марксизм противостоит любым направлениям философской антропологии . Теоретическое рассмотрение: развития исторических форм деятельности" человека, его сущностных сил позволяет эксплицировать решение проблемы творчества классиками марксизма-ленинизма в ракурсе анализа фундаментальных философских вопросов,.связанных с пониманием истории,общества,культуры,бытия человека в мире» Общественно-исторический процесс и есть та реальность, в которой живут и действуют люди иименно в ней формируются творческие силы и способности человека» Следовательно, определить человека как творческое существо - это значит определить как существо социальное,историческое.

К.Маркс в анализе общественного развития исходил не из отдельного индивида,а из определенных целостных образований - общественных классов. Как известно, К.Маркс был решительным противником теории "робинзонады". В марксистской теории сущность личности заключается в совокупности общественных отношений,, а общественная история есть процесс саморазвития человека Е процессе трудовой деятельности. Труд является той всеобщей "клеточкой" всего генетического многообразия формообразующего творчества человека,созидающего социальную действительность. Безусловно, труд кок таковой не исчерпывает всего многообразия и полноты ЧЄЛОЕЄЧЄСКОГО отношения к миру, Есех проявлении человеческого творчества, но именно труд в качестве общественного производства является первичным И непреходящим способом жизнедеятельности людей,определяет всеобщий механизм человеческой деятельное -ти, придает жизнедеятельности человека характер целостности. Труд, по определению К.Маркса, "есть прежде всего процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует,регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. ... Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее,он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие Е ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти"

Познание и творчество

Познание и творчество Анализ творчества в познавательной деятельности - традиционная область философского исследования творчества,вне которой,безусловно, невозможно разрабатывать общефилософскую концепцию творчества. Кроме того,исследование творчества с марксистских позиций важно и в плане аргументированного опровержения взглядов современных критиков линии— ской теории отражения. Известно,что противники ленинской теории отражения,искажают ее таким путем, "что деятельность человека отрывается от отражения,получая превратную интерпретацию, теряя предметные характеристики,превращаясь в чистую субъективную активность. В свою очередь,отражение рассматривается как процесс пассивный,лишенный творческого момента" /. В марксистской литературе творчество и отражение в основном исследуются как- моменты человеческой жизнедеятельности вообще,безотносительно к их конкретно-исторической определенности". В этом смысле человеческое отражение отлично от других форм отражения уже тем,что оно является творческим. В соответствующих исследованиях этого рода анализируется природа гносеологического образа как-творческой способности субъекта познавать окружающий мир . В этих работах познание рассматривается в контексте предметно-практической деятельности вообще,анализируется специфика субъекта и объекта познания,выявляются закономерности их связи-, показывается специфика и особенности гносеологического образа,раскрывается роль практики в познании. Исходным принципом исследований гносеологической проблематики при этом является познание единства отражения и предметно-практической деятельности. Творчество и отражение рассматриваются как опосредования определенных социально-исторических механизмов. Здесь же анализируется как сам способ человеческого отражения, так и факторы и критерии творческого мышления Е отличие от нетворческого.

Социальные причины детерминируют сам разрыв творческих и нетворческих сторон мышления. В данном аспекте анализируются особенности специфики человеческой исторической деятельности - производства сознания,понимаемого как исторически развивающаяся система. Эти два аспекта анализа творческой природы человеческого сознания предполагают и дополняют друг друга.

Рассматривая человеческую практическую деятельность как процесс самоутверждения и самопорождения человека марксизм" "открыл" особую реальность,обусловившую единство творчества и отражения. Высшая форма практики - революционно-преобразующая деятельность пролетариата формирует диалек-тико-материалистическую гносеологическую позицию,которая позволяет преодолеть "мировоззрение видимости",порожденное отчужденной деятельностью. Новая гносеологическая позиция становится возможной в силу того, что социалистическая революция принципиально меняет характер человеческой деятельности,уничтожая тем самым основание отчужденных форм деятельности как практической,так и духовной, формируя новое отношение человека к миру, при котором "все предметы становятся для него опредмечиванием самого . себя,утверждением и осуществлением его индивидуальности" . Революционное изменение характера деятельности пролетариатом означает превращение ее в свободную самодеятельность, в сферу самоутверждения субъекта. Изменение характера деятельности,Е свою очередь,приводит к уничтожению всех видов мистификаций человеческого творчества,порожденных отчужденными формами деятельности, к преодолению разрыва между свободой,творчеством,с одной стороны,и трудом -с другой.

Похожие диссертации на Творчество как предмет философского исследования