Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Подольская Елизавета Ананьевна

Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования
<
Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Подольская Елизавета Ананьевна. Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования : ил РГБ ОД 61:85-9/396

Содержание к диссертации

Введение

Глава. I, Ценностно-ориентируемый характер человеческой деятельности 17

1.1. Ценность и оценка в процессе практического взаимодействия субъекта и объекта 17

1.2. Определение отношений личности в категориях "установка", "ценностная ориентация", "направленность

Глава 2. Функциональное значение ценностных ориентации личности 75

2.1. Ценностная ориентация - необходимый компонент структуры личности. 75

2.2. Роль ценностных ориентации в формировании личности 407

Заключение №

Библиография т

Введение к работе

В условиях совершенствования развитого социализма в центр внимания советской общественной науки выдвигается проблема ценностной ориентации личности. Ее актуальность вытекает из марксистско-ленинского положения о строительстве социалистического и коммунистического общества как комплексной программы, где решение экономических и социально-политических задач неразрывно связано с формированием нового человека, с его воспитанием. Значение этой проблемы было выражено на ХХУІ съезде КПСС: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счёте, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики"-1-.

Пристальное внимание партии к этим вопросам обусловлено возрастанием роли субъективного фактора в общем процессе ускорения темпов развития экономической, политической и социальной сфер нашего общества, проявляющегося в уровне сознательности, степени усвоения человеком морально-политических требований общества. Актуальность рассматриваемой проблемы растет в связи с тем, что:

- происходит интенсивное обновление социально-экономических условий жизни, а это требует более высокой ступени сознательности, организованности, самодисциплины масс;

- повышается активность трудящихся в управлении делами общества и государства;

- возрастает субъективность человеческой деятельности, ее насыщенность духовными элементами;

- поднимается уровень образованности, информированности людей, их общей культуры;

- повышаются требования к организации и качеству человеческой деятельности.

Возрастание внимания к духовному миру личности, ее ценностным ориентациям можно рассматривать, во-первых, как социальный заказ общества развитого социализма, в котором "всё во имя человека, всё для блага человека", во-вторых, как результат все более глубокой разработки проблемы человека, его сущности в марксистско-ленинской науке. Этот принцип предполагает более глубокое выяснение социальной деятельной сущности человека, совершенствование знаний о нём как субъекте истории о детерминантах его активности » с тем, чтобы сделать более эффективной практику коммунистического воспитания для решения экономических социально-политических и идеологических проблем. Все это обусловливает актуальность исследуемой темы. "Строить новый мир это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте" .

Задачи коммунистического строительства, развитие НТР, обострение идеологической борьбы и международной обстановки в целом предъявляют всё более повышенные требования к изучению духовного мира человека, детерминант его деятельности.

Интерес к личности и механизмам ее поведения обусловлен также и тем, что в самой этой проблеме взаимодействуют, связываются и организуются в единый комплекс вопросы экономической, политической, духовной, культурной жизни общества. Субстанциональным элементом этого комплекса является человек, его место в объективном мире, его творческая, созидательная, революционно-преобразующая деятельность, призвание, назначение и историческая миссия.

Необходимость исследования методологических проблем ценностной ориентации личности определяется рядом обстоятельств. Прежде всего следует исходить из того бесспорного положения, что человек не просто познает явления и предметы действительности, но и дает им оценку с точки зрения своих потребностей и интересов. Ценностный подход к явлениям природы и общества, т.е. отбор в объективном мире нужного и важного для человеческой личности есть элементарнейший и в то же время фундаментальный акт, без которого не представляется возможным деятельность и поведение человека. В зависимости от ценностных представлений субъекта складывается определенная направленность его потребностей и интересов, которые побуждают человеческую деятельность. Исходя из этого можно утверждать, что ценностная ориентация - стержень всех жизненных устремлений человека, его деятельной сущности. Отсюда возникает огромное значение проблемы ценностной ориентации в теории и практике современности.

Практическая значимость ориентированности людей на ценности социализма для решения актуальных задач общественного развития требует перехода от исследования общетеоретических проблем марксистской теории ценностей к изучению вопросов реального функционирования ценностей, факторов становления ценностных отношений. Такая необходимость обусловлена задачами формирования и развития нового человека в процессе коммунистического строительства, необходимостью совершенствования социалистических и становлением новых, коммунистических общественных отношений, которые воплощаются в основном в условиях развитого социализма как в процессах и явлениях общественной жизни, так и в социальном и духовном облике современного человека.

Поворот к реальным, практическим задачам, поставленным жизнью перед нашим обществом, требует научного анализа сущности, функций и закономерностей формирования ценностных ориентации личности, глубокой заинтересованности человека во всех государственных и общественных делах, инициативного, творческого отношения к труду как ценности, определяющей место человека в обществе, являющейся предметом гордости и чести.

Выявление ценностнойрриентации личности очень важно для частных общественных наук, изучающих личность не в целом, а лишь отдельные ее проявления в сфере материального и духовного производства, быта, общественных отношений. При разработке вопросов социальной регуляции деятельности и поведения людей методологически необходимо соотнести категориально-понятийный аппарат, используемый в марксистско-ленинской философии, социологии , социальной психологии, педагогике и общей психологии. Одним из таких всеобъемлющих понятий в системе научных знаний является ценностная ориентация, которая выступает как связующее звено , соединяющее различ-» ные подходы и системы знаний о поведении и действиях человека.

Важность изучения методологических вопросов ценностной ориентации определяется также и тем, что в последнее время в советской психологической, педагогической и этической литературе появился ряд работ, в которых проблема ценностной ориентации представляется уязвимой и методологическом отношении, зачастую высказываются самые противоречивые суждения о ее сущности и критериях. Это, безусловно, не способствует выработке научно обоснованного подхода к пониманию сущности, форм и методов целенаправленноготформи-рования ценностных ориентации личности. Поэтому анализ существенных характеристик этого феномена на основе социально-философского подхода имеет принципиально важное методологическое значение для комплекса наук, изучающих данные явления.

Актуальность исследования ценностей социалистического образа жизни, формирования правильного отношения к ним связана также с необходимостью решительной борьбы с негативными явлениями, наносящими серьезный ущерб нашему хозяйственному и культурному строительству, воспитанию социалистического типа личности. Принципиальное значение в этой связи имеет положение ХХУІ съезда КПСС 0 том, что "... есть у нас и такие лица, которые стремятся поменьше дать, а побольше урвать от государства. Именно на почве такой психологии и появляются эгоизм и мещанство, накопительство, равнодушие к заботам и делам народа. На борьбу с этими уродливыми явлениями должны быть направлены усилия всех трудовых коллективов, всех общественных организаций, всех коммунистов" .

Сложные задачи ставит перед марксистской теорией ценностей обострение идеологической борьбы в современных условиях. В атмосфере развязанной империализмом "психологической войны" контрпропагандистская работа должна включать разоблачение псевдоценностей буржуазного мира, противопоставление культу индивидуализма и частного предпринимательства, откровенной пропаганде войны реальных ценностейсоциалистического образа жизни. В свете указанных задач представляется актуальной разработка проблем сущности ценностной ориентации личности и закономерностей ее формирования.

Исключительная важность данной проблемы в современных условиях привлекла внимание многих исследователей-марксистов, которые проделали значительную работу по изучению ценностной ориентации личности. Благодаря этому уровень ее научного анализа, теоретической разработанности значительно возрос, о чем свидетельствуют коллективные и индивидуальные работы.

Значительный интерес представляют общефилософские и социологические исследования человека, направленности его деятельное з ти , педагогические работы Л.И.Божович, М.И.Боришевского, Т.Е.Ко/у - нн иковой и др., а также разработка этих проблем Г.М.Андреевой, В.Г.Асеевым, М.И.Бобневой, Ю.МДуковым, М.И.Зотовой и др.

Ленинская теория отражения. Ценностные аспекты отражения. Вып.8. Свердловск, 1977; Управление процессом нравственного воспитания. М., МГУ, 1979 ; Философия и ценностные формы сознания. М.,1979; Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. о с Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970; Григорьев В.И. "Категории ценности", "отношения", и "социальные оценки" в марксистской социологии. - В кн.: Исторический материализм и анализ социальных явлений.. М., 1978, с.104-112; Давыдова К.Д. Социальная установка и социальная ориентация личности. - В кн.: Социальная психология и философия. Вып.З. Л., 1975, с.95-100 ; Дёмин М.В. Проблемы теории личности. М., 1977; Иванова 8.В. Место ценностных ориентации и психологической структуре личности.

- Філософська думка, 1981, & 6, с.59-65; Микешина Л.И. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном знании.

3 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977; Буе-ва Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978; Бутенко А.П.-Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М., 1978; Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981; Каган М.С. Человеческая деятельность /опыт системного анализа/. М., 1974; Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М., 1980.

Данное исследование опирается на предпринятые в литературе по теории ценностей попытки классификации ценностей !, на критику субъективно- и объективно-идеалистического характера буржуазной аксиологии . Однако общетеоретическая разработка проблемы ценностей, их место в жизни общества, все же не раскрывает конкретных способов функционирования ценностей.

В научных трудах по затронутому вопросу авторы обращаются к проблеме взаимодействия коллектива и личности, выясняя при этом сложное переплетение общего, особенного и единичного. Большое место в проблеме "трудовой коллектив - личность" занимает изучение роли коллектива в формировании нового человека.

За последние годы значительное количество исследований посвящено выяснению ориентации работников промышленного труда, анализу общей картины социальной активности личности как в сфере производства, так и в сфере быта и досуга-1. Вместе с тем необходимо отметить, что опубликованные работы не исчерпывают проблему полностью. Не ставится специально вопрос о систематизации функций ценностей, поэтому отражение функционального значения ценностных ориентации носит эпизодический, односторонний характер. Мало внимания уделяется вопросам диалектики ценностных ориентации личности и социалистического соревнования, анализу ценностных представлений рабочих в сфере быта и досуга. Внимание авторов привлечено к малым социальным группам, ценностным ориентациям их членов и реальному поведению тружеников. Социологи пытаются связать проявление трудовой и общественно-политической активности личности с ее образом жизни и этим самым решить вопрос о воздействии ценностных ориентации на социальную активность работника. Однако здесь требуется разработка этой проблемы специалистами всех наук о человеке.

Недостаточная изученность указанных вопросов, отсутствие необходимых методологических установок, четкой классификации того, какие именно факторы являются ведущими в процессе воздействия на становление личности в производственном коллективе, нередко приводит к выводам чисто умозрительного характера, тем более что некоторые авторы пытаются анализировать данную проблему, не опираясь на результаты практических исследований, социологических наблюдений.

В плане предпринятого исследования особый интерес представляют работы Андреевой Г.М., В.В.Водзинской, В.И.Вьюжанина, М.В.Дёмина, А.Г.Здравомыслова, И.С.Нарского, Л.М.Никоновой, В.В.Суслен Социологические вопросы развития коллективов предприятий. Минск, 1970; Соціальні проблеми виробничого коллективу. Київ, 1972; Социалистический рабочий коллектив. Проблемы духовной жизни. М., 1978. ко, В.А.Ядова и др., где ценностные ориентации проанализированы в целом как социальное явление и его отдельные аспекты. Однако тема настолько многообразна и широка, что не может быть исчерпана и разработана до конца.

В большинстве же работ, вышедших в последние годы, эти вопросы носят эпизодический характер. В связи с решением более общих и широких социально-психологических, педагогических, этических проблем они рассматриваются нередко фрагментарно, отрывочно, а зачастую и противоречиво.

В связи с теоретической и практической значимостью эта проблема требует дальнейшего углубленного анализа. Тем более, что разработка ее в частных науках продолжается и накоплен значительный материал, который нуждается в определенном осмыслении и синтезировании с методологических позиций исторического материализма.

Актуальность данной проблемы, недостаточная изученность ее в социально-философском плане послужили основанием выбора данной темы диссертационного исследования.

ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ является всесторонний анализ ценностной ориентации личности, ее сущности, функционального значения и места в системе детерминации человеческой деятельности.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

- определить содержание понятия "ценностная ориентация", отличив его от других понятий, характеризующих мотивационную структуру личности; указать место ценностных ориентации среди других элементов этой структуры;

- выявить функции ценностной ориентации человека;

- вскрыть зависимость характера жизнедеятельности личности от содержания ее ценностных представлений;

- проанализировать закономерности, механизм и условия формирования ценностных ориентации личности в производственном коллективе?

- разработать практические рекомендации, направленные на повышение трудовой и общественно-политической активности, акцентируя при этом внимание на неиспользованных возможностях и резервах ;

- доказать научную несостоятельность интерпретаций ценностной ориентации в современной буржуазной философии, психологии, социологии с позиций марксистско-ленинской методологии.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ данного исследования является диа-лектико-материалистический метод и материалистическое понимание истории, учение об активной роли сознания в жизни людей, конкретные положения произведений К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина по данной проблеме. В своем исследовании автор опирался на Программу КПСС, Конституцию СССР, материалы ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, постановления последующих Пленумов ЦК КПСС и другие руководящие партийные документы, а также положения, содержащиеся в речах и докладах руководителей ІШСС и Советского государства.

Методологическим стержнем исследования является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Широко используется логический метод в его диалектическом единстве с принципом единства теории и практики. В соответствии с этим сделана попытка исследовать проблему в социально-философском плане, опираясь на социально-психологические, этические, педагогические исследования. В процессе анализа использованы значительные материалы по этике, педагогике, общей и социальной психологии, данные экспериментальной школы Д.Н.Узнадзе. В качестве конкретного материала в диссертации привлечены результаты социологических исследований, проведенных с участием автора в 1980-1982 г. на Харьковском химико-фармацевтическом объединении "Здоровье" и Белгородском витаминном комбинате им. 50-летия СССР.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работы определяется обращением к комплексному анализу проблемы ценностной ориентации личности. В том плане, в каком ценностные ориентации рассматриваются в диссертации, данная проблема в литературе специально не решалась. Автором проведено исследование сущности и функций ценностных представлений человека, особенностей их формирования в производственном коллективе в единстве социально-философского, социально-психологического, педагогического, социологического аспектов. Конкретно это выразилось:

- во-первых, в использовании междисциплинарного подхода к исследованию ценностных ориентации личности;

- во-вторых в уточнении философского смысла категорий "установка", "ценностная ориентация"; "направленность" ;

- в-третьих, в определении функционального значения ценностных ориентации личности;

- в-четвертых, в анализе закономерностей, механизма и условий формирования ценностных представлений человека в производственном коллективе.

В работе осуществлен анализ категорий "ценность" и "оценка", которые являются моментами практического взаимодействия субъекта и обтэекта, служащими ориентации человека в окружающем мире. Наряду с этим обобщен богатый материал теоретического исследования ценностей, их классификации в советской и зарубежной литературе.

В диссертации показывается, что ценностная ориентация явля-ется образованием идейно-целевого плана, генеральной линией жизни человека. Она пронизывает все "этажи" человеческой психики - от потребностей до идеалов - и включает реальный поведенческий компонент.

Автор отмечает, что потребности составляют ту реальную почву, на которой формируются интересы личности. Потребности и интересы детерминируют целеполагающую деятельность сознания, воплощаются в системе мотиваций, закрепляются в установках и ценностных ях "установка", "ценностная ориентация", "направленность". В первом параграфе выявляются основные характеристики ценности и оценки в процессе практического взаимодействия субъекта и объекта, определенное различие теоретического и ценностного отношения к окружающему. Второй параграф посвящен рассмотрению основных детерминант поведения человека, места в их субординированном ряду потребности, интереса, установки, определению категориального статуса ценностной ориентации и направленности, их взаимоотношения.

Ввиду небольшого объема работы автор не ставит своей целью выяснение структуры личности и структуры ценностных ориентации, но во второй главе пытается показать, что ценностная ориентация является необходимым компонентом структуры личности, проанализировать роль этого образования в формировании гармонической личности. В этой главе рассматривается диалектика внешнего и внутреннего, объективного и субъективного в процессе становления ценностных представлений, факторы их развития. Это представляется важным потому, что позволяет, с одной стороны, выделить те принципиальные положения, которые уже сейчас могут быть взяты на вооружение в ходе дальнейшего научного исследования и в разработке важнейших проблем коммунистического воспитания. Вместе с тем, такого рода рассмотрение вскрывает и те аспекты данной проблемы, которые до сих пор еще недостаточно подвергаются исследованию, что наносит существенный ущерб разработке методологических основ общей теории воспитания. Имеется в виду прежде всего недостаточное проведение исследований, посвященных факторам формирования ценностных ориентации в трудовом коллективе, соотношению ориентации и реального поведения личности, функциональному значению ценностных ориентации в жизнедеятельности человека.

Научное руководство развитием трудовой и общественно-политической активности, участием трудящихся в управлении производст ях "установка", "ценностная ориентация", "направленность". В первом параграфе выявляются основные характеристики ценности и оценки в процессе практического взаимодействия субъекта и объекта, определенное различие теоретического и ценностного отношения к окружающему. Второй параграф посвящен рассмотрению основных детерминант поведения человека, места в их субординированном ряду потребности, интереса, установки, определению категориального статуса ценностной ориентации и направленности, их взаимоотношения.

Ввиду небольшого объема работы автор не ставит своей целью выяснение структуры личности и структуры ценностных ориентации, но во второй главе пытается показать, что ценностная ориентация является необходимым компонентом структуры личности, проанализировать роль этого образования в формировании гармонической личности. В этой главе рассматривается диалектика внешнего и внутреннего, объективного и субъективного в процессе становления ценностных представлений, факторы их развития. Это представляется важным потому, что позволяет, с одной стороны, выделить те принципиальные положения, которые уже сейчас могут быть взяты на вооружение в ходе дальнейшего научного исследования и в разработке важнейших проблем коммунистического воспитания. Вместе с тем, такого рода рассмотрение вскрывает и те аспекты данной проблемы, которые до сих пор еще недостаточно подвергаются исследованию, что наносит существенный ущерб разработке методологических основ общей теории воспитания. Имеется в виду прежде всего недостаточное проведение исследований, посвященных факторам формирования ценностных ориентации в трудовом коллективе, соотношению ориентации и реального поведения личности, функциональному значению ценностных ориентации в жизнедеятельности человека.

Научное руководство развитием трудовой и общественно-политической активности, участием трудящихся в управлении производст вом, делами государства и общества требует дифференцированного подхода, учета реальных интересов, потребностей, ценностных ориентации, установок различных социальных слоев и групп трудящихся.

До сих пор в научных работах не имеется специального исследования о ценностной ориентации как одном из существенных критериев уровня общественно-политической активности; ее структуре, функ- циях и характере, особенностях проявления у различных социально-профессиональных групп. Это определило направление изучения избранной темы.

В диссертации исследуются ценностные структуры общественно-политической и трудовой активности различных социально-профессиональных групп, специфика их ценностных предпочтений.

Работа не претендует на исчерпытающее исследование данной проблемы. Ее задача заключается в том, чтобы выяснить особенности механизма превращения трудовой и общественно-политической деятельности во внутреннюю потребность, а активности - в качество личности, т.е. раскрыть процесс формирования ценностных ориентации на уровне убеждения, нравственных начал.

Проблема ценностных представлений и их формирования - сложная и многосторонняя. Некоторые положения, рассматриваемые в работе, носят дискуссионный характер, а потому ряд поднимаемых в ней вопросов рассматривается и анализируется проблематично. Цель этого - дать импульс к продолжению поиска, не ограниченного авторитарностью и безаппеляционностью мнений и аргументов. Давая ту или иную трактовку, автор не претендует на окончательное и безусловное решение, а рассматривает это как один из возможных вариантов, который подлежит дальнейшей разработке.

Ценность и оценка в процессе практического взаимодействия субъекта и объекта

История науки, теория и практика развития общества, состояние идеологической борьбы на современном этапе убедительно свидетельствуют о том, что особую теоретическую и практическую значимость имеет понимание сущности человека, представление об источниках формирования свойств, духовного мира, условиях и мотивах его деятельности. В связи с этим непреходящее значение имеет подход основоположников марксизма к изучению человека через анализ его деятельности и общественных отношений. Вне живой человеческой деятельности, как материально-практической, так и духовной, вне процессов осознания своих отношений к миру нет человека.

Еще в "Немецкой идеологии", критикуя антропологическое понимание человека Л.Фейербахом, К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что человека нужно рассматривать не как "чувственный предмет", а как "чувственную деятельность" .

К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно подчеркивали методологическое значение деятельностного подхода в изучении социальных явлений. "Для нас, - писали они, - исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса" . Подлинная наука, чуждая умозрительным спекуляциям, начинается, по их мнению, там, где осуществляется изображение практической деятельности, практического развития людей .

В,И.Ленин, развивая марксистскую концепцию человека, особое внимание уделял человеческой деятельности: "Социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные от ношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения" . Предметная деятельность, совокупность общественных отношений, предметный мир и сознание представляют собой грани сущности и бытия человека. Подчеркивая деятельный характер личности, В.И Ленин отмечал, что история слагается именно из действий личностей, представляющих из себя деятелей, что о внутреннем мире личности можно судить лишь по ее деятельности. "По каким признакам, - писал Ленин, - судить нам о рвальных "помыслах и чувствах" реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, - а так как речь идет только об общественных "помыслах и чувствах", то следует добавить еще: общественные действия личностей, т.е. социальные факты" .

Человек - целеустремленное, активное существо. Он познает и практически действует, ставит определенные цели и достигает их или, во всяком случае, стремится к достижению этих целей. Деятельность, как справедливо подчеркивается рядом исследователей /Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева, М.С.Каган, ГЛ.Смирнов и др./ есть основание личности. Л.П.Буева отмечает, что "необходимо выделить тот момент в характеристике человека, в котором "объективное" и "субъективное" реально существовали и проявлялись бы в диалектическом конкретном единстве. Это качество должно удовлетворять по меньшей мере следующим требованиям: оно должно быть главным у слоемвиєм формирования личности и ее духовного мира: кроме того, выступая в нем, личность являлась бы действительным, а не номинальным элементом общественной системы и субъектом исторического действия. Таким специфическим качеством является социальная деятельность человека"1.

Что же представляет собой это качество? В чем его сущность и специфика? Деятельность человека - это, прежде всего, необходимый способ его существования. Она включает в себя материально-практические и интеллектуальные операции, социальное и биологическое взаимодействие с окружающей средой. Именно в деятельности человек определяет свое место в жизни, утверждает свою общественную природу. Вне деятельности нет человека. В свою очередь, человеческая деятельность есть "историческое явление, она возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она же постоянно из р меняет" .

Определение отношений личности в категориях "установка", "ценностная ориентация", "направленность

Общественная жизнь представляет собой цецъ предвиденных и непредвиденных ситуаций, в которых проявляют активность индивиды, принадлежащие к различным социальным общностям. Прежде чем действовать, человек должен определить ситуацию и принять решение, т.е. процессу деятельности предшествует процесс ориентации. Следовательно, чтобы понять деятельность и поведение личности, необходимо исследовать структуру ее ориентации, выяснить роль различных факторов в принятии того или иного решения, а также рассмотреть все аспекты ситуации.

Данные естественных и общественных наук позволяют сделать вывод, что основой деятельности являются потребности человека, как материальные, так и духовные. На удовлетворение этих потребностей направлена вся активность человека. "Никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности" . Потребность является побудителем человеческой активности. Удовлетворение потребностей - это первая предпосылка существования социального субъекта и соответственно "первый исторический акт, это - произ - 43 водство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей" . Потребность - это состояние личности, выражающее ее зависимость от объективного содержания условий ее жизнедеятельности. Потребности обусловлены конкретной эпохой, всей совокупностью социальных связей человека. Таким образом, они социально обусловлены, в чем проявляется методологический подход к пониманию сущности потребностей. Потребности рассматриваются как специфическое отражение социально обусловленного противоречия, которое возникает в результате взаимодействия личности со средой. Они выражают объективную необходимость в материальных или духовных ценностях. Возникновение и развитие потребностей детерминируется различными факторами, но основным из них было и остается производство. Производство материальных и духовных ценностей является исходным пунктом, материальной основой формирования, развития, реализации потребностей. К.Маркс писал, что производство "создает потребление: I) производя для него материал, 2) определяя способ потребления, 3) возбуждая в потребителе потребность, предметом которой является осознанный им продукт" .

В противоположность историко-генетическому подходу к потребностям, большинство исследователей личности в капиталистических странах игнорируют общественно-историческую обусловленность сферы потребностей человека, её постоянное развитие и изменение. Для них индивид выступает только как пассивный носитель неподвластных ему побуждений, чувств, настроений. Мотивационную сферу они рассматривают в отрыве от мировоззрения, способностей, характера личности. Движущими силами поведения, по их мнению, выступают коренящиеся в глубинах организма мотивы творческого свершения /Бюллер/, самореализация /Фромм/, самоактуализация /ГольдштеШг, Маслоу/. Они убеждены, что потребность в самовыражении, самореализации не воспитывается, а лишь актуализируется в ходе индиви т дуального развития .

Между тем, потребность определяет характер психических и социальных условий деятельности личности, т.е. она является основополагающим фактором в регуляции поведения личности. "Структура личности, - утверждает В.Н.Мясищев, - сказывается... в доминировании различных по содержанию и характеру потребностей -физиологических, житейски-бытовых, личных, общественных, идей р

Без соотнесения с потребностями человека и той общностью, членом которой он является, вообще, невозможно раскрыть ни один акт его поведения. Но, чтобы стать деятельной силой, потребность должна актуализоваться, раскрыться как значимая, она должна оказаться внутренне связанной с реальным объектом. При этом необходимость потребления порождает определенную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, т.е. порождает интерес. Будучи соотнесенной с объективно значимым предметом, потребность выступает основой интереса, порождает его. Интерес, как и потребность, имеет объективную и субъективную сторону. Если объективная сторона интересов связана с условиями жизни, с общественными отношениями, то субъективная - с осознанностью интересов. Содержание потребностей определяет направленность интереса. Интерес, таким образом, представляет собой социально обусловленную форму активного отношения личности, к выбору оптимальных возмож - 45 ностей удовлетворения своих потребностей. Различие между потребностью и интересом заключается в том, что интерес связан с социальной деятельностью, необходимой для удовлетворения потребностей. Потребности же представляют собой условия, необходимые для существования человека.

Ценностная ориентация - необходимый компонент структуры личности.

В процессе отношения к ценностям человек сопоставляет и оценивает объекты и явления общественной жизни по нормам, принятым в данном обществе. Как решает человек те или иные вопросы , каким будет его отношение к объекту, какой окажется его оценка предметов и явлений - в этом решающую роль играют ценностные ориентации личности. Ценностный способ освоения мира выражает деятельную специфику человека. Вырабатывая систему ценностных предпочтений, личность получает субъективную предпосылку включаться в социальный процесс в качестве активного фактора. Именно поэтому есть все основания считать ценностную ориентацию одним из основных элементов сознательной деятельности человека.

Конечно, в связи с отсутствием пока общепризнанной концепции самой структуры личности, остается открытым вопрос об отношении ценностных ориентации к какому-либо структурному образованию (система или подсистема) личности. Однако, несомненно, что ценностные ориентации являются тем стержневым образованием личности, которое во многом определяет ее социальную суть, степень зрелости. "При всех изменениях личности, - отмечает Е.В.Шорохова, - связанных с накоплением ею жизненного опыта, широтой и глубиной ее переживаний, характером ее знаний и умений, сформированных навыков и привычек, усвоенного мировоззрения и воспитанных норм поведения, выделяются те качества личности, для которых характерна относительная стойкость, определенное постоянство, что придает самой личности качественную определенность. Целостность личности, ее стойкость в социальном плане выступает как стойкость ее цен - 76 ностных ориентации, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы" .

Именно направленность личности дает возможность ей занимать в жизни определенную прочную позицию, решать те или иные вопросы на основе сложившейся заранее точки зрения, а не случайных "движений души". Мы поддерживаем точку зрения О.И.Зотовой и М.И.Боб-невой, которые обращают внимание на то, что "сложная структура потребностей, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений... выражающая отношение к объективной действительности, коллективу и самой себе и проявляющаяся в активной деятельности, и служит здесь как бы "психологической базой" ценностной ориентации личности" .

Ценностная ориентация личности - это область индивидуального сознания, которая рассматривается в аспекте избирательного, целенаправленного отношения к действительности, как регулятор поведения. Ценности выступают центральным элементом в структуре морального сознания человека и социальной группы. Они оказывают решающее воздействие на другие элементы нравственности: нравственную практику, нравственные отношения. В структуре морального сознания именно ценностные предпочтения предшествуют всем остальным, взаимосвязанным с ним, элементам. Побуждения, мотивация поступка, намерения и самооценка, следуя после ценностной ориентации, конкретизируют ее, обогащают чувствами, волей, возвращают личность к исходным ценностям.

Основная функция ценностной ориентации - это регулирование поведения как осознанного действия, направление на определенные блемы социальной психологии. 11., 1975, с. ценности в соответствии с имеющейся ориентацией. Например, потребность в автомобиле может осознаваться и как потребность в средстве передвижения, и как стремление к престижному благу. В ориентации на книги может проявляться установка либо на повышение своего культурного уровня, либо на накопительство. Перед любым поступком человек размышляет, подыскивая наиболее; целесообразный вид поведения, как бы строит "план" будущей деятельности, включающий источник (потребность), цель и средства удовлетворения. В этом процессе решающую роль играют ценностные ориентации данной личностш, ее представления о социальной значимости окружающих явлений. В то же время ориентация выступает в качестве фильтра , который отбирает такие социально-психологические элементы, как эмоции, чувства , волевые устремления человека, которые соответствуют ей. Ценностные предпочтения можно использовать для преобразования воли личности по ее устойчивости, силе, избирательности. Под воздействием ценностных ориентации изменяются и мотивы, причем это влияние будет наиболее правильным и полным, если ценностные ориентации глубоко, творчески осознаны личностью.

В основе деятельности, как известно, лежит исходное диалектическое противоречие, которое является ее движущей силой. Это противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и наличной действительностью. "Мир не удовлетворяет человека, - писал В-.ИЛенин, - и человек своим действием решает изменить его"1. Свою деятельность по преобразованию действительности человек строит в соответствии с ценностными представлениями, которые являются стержнем его сознания, ядром всей его духовной деятельности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт индивида и те социальные условия, которые его окружают. Это происходит через ус т Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.29, с.195.

-Не воєнне личностью общественного опыта1, в процессе воспитания., обучения5, при помощи средств массовой информации, через влияние "микро-среды" и видов социальной деятельности.

Общество и индивид - целое и часть, система и компонент1. Именно общество в целом является той предпосылкой, которая в конечном счете порождает личность, ее потребности, установки интересы и ценностные предпочтения, все формы ее активности. Взаимоотношение личности и среды характеризуется классиками марксизма-ленинизма как практическое отношение, в котором человек изменяет обстоятельства своей жизни и вместе с тем и самого себя. ".—Изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания,., обстоятельства изменяются именно людьми,,, воспитатель сам должен быть воспитан. Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика .

Роль ценностных ориентации в формировании личности

В условиях совершенствования развитого социализма система ценностей и отношений к ним во многом определяет успехи общественного развития. Значение ценностей и норм в жизни общества трудно переоценить. Выступая в качестве инструментов социального регулирования в обществе, они являются как бы тем промежуточным звеном, которое связывает поведение человека с его важнейшими социальными институтами, о его идеалами, запросами, интересами и требованиями. Ценности выполняют сложные и многообразные регулятивные функции и в направлении общества, и в направлении личности. Именно такая "двойная" их соотнесенность обусловливает актуальность разработки в современной науке о человеке проблемы ценностных ориентации и их формирования. Решение этой задачи связано с процессом становления человека социалистической направленности, с принятием и усвоением ценностей и норм коммунистического общества. Зта проблема выступает как важнейшая часть общей программы регулирования-и управления в социалистическом обществе.

На современном этапе коммунистического строительства одной из важнейших задач идеологической деятельности является формирование коммунистического сознания людей, их идейное, нравственное воспитание. "Особую актуальность приобретает нравственное воспитание подрастающего поколения, - отмечал на сентябрьском (1984г.) Пленуме ЦК ЮІ Украины, тов.В.В.Щербицкий. - Это обусловлено прежде всего возрастанием роли моральных факторов, гуманистических начал в жизни советского общества, с самой сущностью которого несовместимы малейшие проявления индивидуализма, равнодушия, мещанства, потребительской психологии"-1 . Истинно человеческое -это огромная скромность в материальных потребностях и безграничность в духовном совершенствовании, творчестве. В творчестве -смысл и высокое призвание человеческой личности. Творчество поднимает человека до высот жизненного призвания, в нем проявляется истинная жизненная функция личности. В этой связи особое значение приобретает проблема изучения ценностных ориентации, процессов, связанных с их формированием.

Ценностные ориентации, как мы выяснили, не возникают у человека внезапно, а формируются постепенно, на протяжении всего процесса социализации индивида. В результате возникает как бы платформа ценностных ориентации, которая позволяет говорить о чертах личности в составе данного социального класса, о социально-классовом типе культуры, о чертах национального характера. Например, система ценностных представлений личности социалистического типа характеризуется следующими чертами: труд становится все в большей мере содержанием жизненных интересов советских людей; растет их активность во всех сферах жизнедеятельности ; социальный оптимизм; все шире распространяются содержательные формы досуга и отдыха; утверждаются подлинно гуманистические начала в общении людей между собой; растет ответственность каждого за дела общества и коллектива; все большее значение приоб т н ретает гражданские и коллективистские мотивы трудовой и общественной деятельности.

Таким образом, формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности определенного социального типа. Выражая социальные качества личности, она является средством реализации определенных общественных целей. Механизм формирования ценностных ориентации как личностного феномена включает в себя процесс осознания человеком объективной необходимости потребности в какой-либо деятельности, например, в общественно-политической, ее социальной значимости, ценности, возникновение на этой основе интереса к этой деятельности, установки на ее выполнение. Ценностные представления как раз и выступают тем устойчивым образованием в структуре личности, которое характеризует ее отношение к ценностям общества, совокупности материальных и духовных благ.

Первостепенной нравственной ценностью советского человека является труд, так как он выступает источником развития общества, основной сферой жизнедеятельности личности при социализме. Клас сики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали, что труд яв ляется не только создателем общественного богатства, но и ваяте лем личности. Разумеется, было бы неправильно думать, что любой труд сам по себе стихийно формирует нового человека, его ценност ные предпочтения. Без подкрепляющего воздействия других факторов его влияние остается незавершенным процессом. А.С.Макаренко от мечал: "Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать полити чески и нравственно, если он не будет участвовать в обществен ной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата" . - no ХХП съезд отметил, что рабочий класс, его революционная идеология и мораль, коллективистская психология, его интересы и идеалы становятся ныне достоянием всех слоев социалистического общества"1. Отсюда - то внимание, которое уделяет партия и правительство проблемам воспитания личности в коллективе, и в первую очередь, коллективе производственном, ведь решающей сферой человеческой деятельности в современном социалистическом обществе является именно производство.

Какие же ценностиІ содержащиеся в трудовой деятельности на социалистических предприятиях, делают ее привлекательной для рабочих? Среди них - осознание общественной значимости добросовестного труда, сформированное чувство долга и ответственности, удовлетворение от возможности применить в производственном процессе приобретенные знания, опыт, творческие способности и т.д.

Похожие диссертации на Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования