Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности экзегезы Оригена : на материале "Комментария на Иоанна" Кулиев, Олег Игоревич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулиев, Олег Игоревич. Особенности экзегезы Оригена : на материале "Комментария на Иоанна" : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Кулиев Олег Игоревич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2013.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/187

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Исследования в области библейской экзегезы становятся сегодня все более востребованными как в отечественной, так и в зарубежной научной среде. Об этом свидетельствует рост соответствующих публикаций – монографий и статей в научных журналах, – посвященных исключительно данной теме. Помимо теоретической, в основе этого интереса лежит и социокультурная актуальность данной тематики в рамках возрождающегося интереса к религиозному опыту. Теоретическая же актуальность связана со все более упрочивающимся пониманием того, что экзегетические методы, разработанные христианскими мыслителями, нельзя понимать исключительно как внешние способы добывания смысла священного текста, никак не связанные сущностно с богословием самих этих мыслителей. Творчество Оригена, выдающегося христианского ученого и экзегета, являет собою яркий пример глубокой взаимосвязи между высказанными им богословскими идеями и теми герменевтическими процедурами, посредством которых он извлекает эти идеи из священных текстов. Между тем, уяснение этой взаимосвязи связано с рядом проблем, игнорирование которых не позволит современному исследователю получить сколько-нибудь верное представление о характере творческого наследия Оригена.

Уже ближайшие современники Оригена выдвигали против него обвинения, в которых подчеркивали, что именно аллегорический способ толкования, заимствованный, как они считали, у греческих философов, позволял ему извлекать из Писания идеи по сути своей чуждые духу христианского учения. Так постепенно складывался образ маргинального мыслителя, стоящего на стыке двух генетически чуждых традиций и не сумевшего примкнуть к одной из них. Однако сочинения александрийского мыслителя препятствуют такой оценке его творчества, поскольку мы находим в них ясное выражение собственной интеллектуальной позиции, в основе которой лежит сумма догматов христианской веры, не найденных или выведенных им, но переданных Писанием и Преданием, и это утверждает нас в мысли о том, что представления об Оригене как о «язычествующем христианине» или «христианствующем язычнике» едва ли верны.

Степень разработанности проблемы

Беря в качестве основной проблему выявления специфики экзегетического метода, используемого Оригеном, и взаимосвязи этого метода с общим характером его богословия, мы можем выделить по крайней мере три этапа в разработке этой темы. К первому относятся все те немногочисленные и в основном критические замечания древних авторов, предметом которых является собственно экзегетический подход Оригена к Писанию, причем сущность этого подхода понимается как аллегорическое толкование сюжетов и образов Ветхого и Нового Заветов. При этом критиками движет убежденность в том, что аллегорический метод умаляет значимость исторического слоя Писания, т.е. ставит под сомнение саму историю богооткровения, видя в словах и делах библейских персонажей лишь символ некой иной, духовной реальности. В противовес такому подходу разрабатываются другие методы, долженствующие как раз сохранить «историю». Следует отметить, что у древних авторов критика экзегетического подхода Оригена являлась частью более обширной критики всего его богословия и в конечном счете призвана была решить вопрос о православии александрийского ученого.

Экзегеза Оригена вновь стала предметом пристального внимания ученых спустя почти тысячу лет, и вновь это было связано с попыткой определиться в отношении его православия, теперь, правда, уже в русле апологетической тенденции. Если исходить из того, что христианское учение представляет собой продукт исторического развития, то появляется возможность взглянуть на Оригена как на сына своего века, и тогда уже не покажется оправданным обвинять в отсутствии ортодоксальности того, кто писал в эпоху, когда рамки ортодоксии еще не были определены, более того, чьи труды несомненно способствовали выработке этой ортодоксии. В применении к собственно экзегетической составляющей трудов Оригена исторический подход дает весомые результаты. Задача исследователя понимается теперь как необходимость описания генезиса практик толкования авторитетных текстов, дифференцирования их и установления степени родства. Целью при этом было найти исконно христианский метод экзегезы. По этому пути пошли такие авторитетные ученые как Бальтазар, Даниэль, Любак и др. Так, Даниэль пытался показать, что оригеновская методика толкования принципиально близка т.н. «типологической интерпретации», которая, по его мнению, являлась ведущим направлением ранней христианской экзегезы.

Эти попытки реабилитации не были, однако, поддержаны рядом других ученых, которые с позиций того же исторического рассмотрения приходили уже к совсем иным выводам. Самый глубокий исторический анализ отношения оригеновского метода к существовавшим на тот момент практикам толкования дал Ричард Хансен в работе «Аллегория и событие». Кроме того, здесь же он представил развернутую и весьма убедительную критику аргументации Даниэля и Любака. Основной целью его работы было показать сущностную зависимость экзегетического метода Оригена от эллинистической традиции толкования авторитетных текстов, главным признаком которой служила как раз а-историчность, т.е. совершенное небрежение «буквой» текста.

Работа Хансена была своеобразным итогом долгой дискуссии «историков» касательно характера богословия Оригена, дискуссии, подтекстом которой был «извечный» вопрос оригеноведения: православен ли Ориген? Однако в самых последних работах об Оригене мы находим попытки ученых освободиться от необходимости видеть в историзме и его методах основной ключ к анализу наследия александрийского богослова. Здесь, скорее, имеет место тенденция найти какой-то новый подход, иную «точку зрения», которая позволила бы преодолеть устоявшиеся стереотипы, например, привычку характеризовать раннехристианскую экзегезу через такие оппозиции как «буква – дух», «антиохийское – александрийское» и пр. В этом ключе написаны работы А. Крузеля, Ф. Янга, К. Торьесен, Р. Гранта и др.Помимо прочего в их исследованиях заметно желание обойти стороной вопрос об ортодоксальности Оригена.

Среди отечественных исследователей необходимо упомянуть прежде всего Болотова В.В., который хоть и не разрабатывал тему экзегетики Оригена, но дал ценные методологические указания по работе с его наследием, подметив, в частности, специфическую для Оригена тягу к разысканию и вопрошанию, что особенно подтверждается в его экзегетических трудах. Кроме того, надо упомянуть работы по экзегетике Ивана Корсунского, а среди современных исследователей – Серегина А.В., Нестеровой О.Е., Маковецкого Е.А. и Сидорова А.И.

Объект исследования

Экзегетические методы Оригена в общем контексте его богословия.

Предмет исследования

Особый характер оригеновской практики толкования библейских текстов, лежащий в основе его богословия.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы показать особый характер экзегетического метода Оригена, который, будучи укоренен в предшествующих традициях, не может рассматриваться как механическое их соединение, но, напротив, является продуктом первой в христианской среде всесторонней рефлексии над проблемой экзегезы как таковой и задает тон всем последующим работам в этой области.

Указанная цель требует решения следующих исследовательских задач:

- показать, что понятие «история» до последнего времени играло ключевую роль в формировании критического дискурса вокруг экзегезы Оригена;

- дать общую характеристику практик толкования авторитетных текстов, применявшихся на тот момент, когда Ориген предпринял свои первые экзегетические опыты;

- продемонстрировать особую роль «гипотетической установки» в библейских комментариях Оригена;

- эксплицировать проблему отношения Оригена к «истории»;

- указать на взаимосвязь между богословием Оригена и ключевыми принципами его экзегезы.

Научная новизна исследования

В настоящем исследовании впервые в отечественной литературе предпринята попытка дать целостное описание сложившихся на данный момент в научной среде подходов к изучению экзегетического наследия Оригена. В качестве основного источника впервые берется раннее не переводившийся на русский язык трактат «Комментарий на Иоанна», одна из книг которого, переведенная автором диссертации, дается в приложении к работе. В исследовании впервые разрабатывается тема «отношения Оригена к истории» как ключевой пункт для уяснения не только его экзегетических и богословских воззрений, но и общего характера критики его наследия. Кроме того, предпринята попытка обосновать связь между оригеновской экзегезой и богословием, посредством анализа полемики Оригена с Гераклеоном, гностическим автором, фрагменты сочинений которого сохранились единственно в «комментарии на Иоанна» Оригена.

Теоретическая значимость работы

Теоретические выводы диссертации важны для углубленного понимания раннехристианской и последующей экзегетической традиции и указывают на тесную связь богословия и экзегезы в трудах Оригена. Кроме того, особый интерес представляет применение т.н. «гипотетической установки», которая, на наш взгляд, позволяет ближе понять специфический характер комментариев Оригена на Писание. Результаты исследования важны также для теоретического осмысления наследия гностических авторов, полемика с которыми ведется Оригеном на протяжении всего «Комментария на Иоанна». Наконец, особую важность имеет уяснение роли «истории» в формировании научной оценки экзегезы Оригена.

Практическая значимость работы

Выводы работы могут найти применение в историко-философских и историко-научных исследованиях, касающихся вопросов христианского богословия. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки рассматриваемой темы, а также для составления лекционных курсов и семинаров по античной и средневековой философии, христианскому богословию и экзегетике.

Методология и методы исследования

Специфика поставленной цели и сформулированных задач вводит данную работу в контекст исследований по истории знания и предполагает использование историко-философского метода, включающего всесторонний анализ проблемы, в том числе сопоставление предложенных раннее вариантов её решения, с целью выявления ключевых инструментов описания, способствующих разработке темы.

Основным источником исследования является «Комментарий на Иоанна» Оригена, работа над переводом которого осуществляется автором диссертации. Кроме того, задействованы другие сочинения Оригена – в первую очередь «О началах», – где прослеживается экзегетическая проблематика. В качестве образцов методологического подхода использованы работы Хансена Р., Нестеровой О.Е. и Серегина А.В. В первых двух мы находим яркий пример глубокого исторического анализа проблемы, в последней – разработку т.н. «гипотетического подхода» к наследию Оригена, впервые предложенного Анри Крузелем.

Положения, выносимые на защиту:

- вплоть до второй половины XX-го века ключевым термином, формировавшим дискуссию о характере экзегезы Оригена, являлось понятие «истории»;

- для Оригена «история» означает не только буквальный смысл Писания, но и набор методик толкования авторитетных текстов, относимых к т.н. «исторической грамматике» и нацеленных на выявление буквального смысла текста;

- «гипотетический подход» к наследию Оригена более оправдан и плодотворен в плане понимания его богословия, нежели «систематический»;

- чрезвычайное формальное сходство комментариев Оригена и критикуемого им Гераклеона показывает, что причина их расхождения кроется в глубинных экзегетических принципах;

- такие принципы экзегезы как единство Писания, его непротиворечивость и богодухновенность, будучи фундаментом библейских толкований Оригена, препятствуют тому пониманию общего характера его экзегетики, при котором он мыслится глубоко зависимым в своей практике толкований от эллинистических методов, прежде всего философской аллегории.

Апробация результатов исследования

Основные выводы работы были апробированы на лекциях и семинарах по христианской философии, проведенных автором со студентами Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (Санкт-Петербург), в ходе спецкурса «Экзегетика Оригена», читаемого автором в Русской Христианской Гуманитарной Академии (Санкт-Петербург), а также в форме доклада в рамках международной научной конференции: «Актуальность Платона: наследие Платона и современная философия и культура» (XVIII-ая международная научная конференция«Универсум Платоновской мысли», 14 июня 2011, г. Санкт-Петербург). Помимо того, результаты исследования нашли отражение в 6 опубликованных трудах (из них два – в ведущем научном издании из перечня рецензируемых).

Структура и объём работы

Диссертация состоит из введения, главы первой, главы второй из трех параграфов, главы третьей из трех параграфов, заключения (объем работы без приложения и библиографического списка – 125 страниц), библиографического списка, включающего 105 наименований на русском, английском и немецком языках, и приложения (объем работы с библиографическим списком и приложением – 162 страницы).

Похожие диссертации на Особенности экзегезы Оригена : на материале "Комментария на Иоанна"