Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православная академическая антропология Гальковская Ирина Владимировна

Православная академическая антропология
<
Православная академическая антропология Православная академическая антропология Православная академическая антропология Православная академическая антропология Православная академическая антропология Православная академическая антропология Православная академическая антропология Православная академическая антропология Православная академическая антропология
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гальковская Ирина Владимировна. Православная академическая антропология : В. И. Несмелов и М. М. Тареев : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03. - Екатеринбург, 1995. - 157 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I, Академическая православная антропология: истоки и проблемы * 12-41

CLASS Глава II. Философско-антропологическая концепция ВЛ.Несмелова 42-9 CLASS 0

Глава III. Евангельская антропология Ю.Тареева 91-140

Заключение 141

Список основной литературы 146-157

Введение к работе

Антропологическая проблематика является национально* особенностью русской философии н ее главный интересом* Я.Э.Голосовхер в эссе "Интересное" пншет: "Русская философия - особая* Она всегда в вопросах духа раамышляет над человеческой дутой и над судьбой людей и Земли - прн любой метафизике. Все русские мыслителя: и материалисты, и идеалисты, были привержены антропологической идее» Антропологический материализм, идущий от Л.Фейербаха, о«азал огроы-ное влияние на В.Г.Белинского, НьГЛернышевского, А.й.Герцена* Их наследию посвящено достаточно много историко-философских работ. В последнее время интенсивно издаются произведения философов "се-ребрянного века*, чья философия" по своим темам и по своему подходу экзистенциальна. Они так ке стали объектом пристального внимания современных исследователей.

Однако есть в развитом религиозно-идеалистическом направлении русской философий течения, которые до сих пор остаются в тени. Например, академическая православная антропология. На ваш взгляд, такое невнимательное отношение вызвано в основном тремя причинами: I) гц>едетавители академической антропологии входили в церковную иерархию и не были свободны в высказывании своих мыслей. Кроме того, факт их принадлежности к официальной церкви распространялся на их взгляды, которые трактовались как хотя и модернизированные, но все же чисто богословские; 2) их тексты написаны тяжелым языком, изобилуют богословскими терминами, трудными для современного СбКуЫфИ-тнвного восприятия; 3) сами персоналии воспринимались как второстепенные мыслители, "чувдае философским нритяааниям . I, Голосовкер Я»Э* Интересное.// Вопросы философямЛ989.*2.СЛ27*

2» Бердяев HJL Русская идея. // Вопросы филссоф*иЛ990,»1.сЛ26.

  1. Там же»С*128,

  2. Аверинцев G*C. Таре об М.Ы. //Философская энциклопедия* Т.5.СЛВЗ.

- 4 ~

&ти обстоятельства не позволяли раскрыть философский потенциал академической православно* антропологии* В этом смысле показательна точка зрения А.БЛерткова, который анализируя академическую православную философию, отмечает во-первых» ее ортодоксальность, опору на ранне-христианскую апологетику и патристику; во-вторых ее направленность "не столько на развитие н модернизацию православной идеологии, сколько на рациональное доказательство истинности религиозного учения"; в-третьих, ее наименьшую философичность, вызванную антира-цнонадизмом ее представителей. Характеризуя это направление в целом, А.БЛертков пишет. "Все они (представители академической философии) сткрыто исходили из примата веры над разумом и религии над наукой, стремились быть православно-ортодоксальными, то есть не допускать мнений и суждений, которые расходились бы с церковным учением даже в незначительных вопросах . Применительно к академической православной антропологии, следует отметить, что особенности ее формирования сделали невозможной опору только на труды отцов церкви» Ее задача была сформулировать новую теодицею, исходя иэ новых условий, в которых оказалось православие, а это никак нельзя сделать быэ развития и модернизации православной идеологии. Мы так же считаем совершенно несправедливым мнение А.Б.Черткова о том,что "академические философы, признавая или отрицая возможность связи веры с разумом, воспринимали их как нечто противостоящее друг дру-гуи- Напротив, объектом их исследования было веросознание,гармонично сочетающее разум и веру, в ктором вера жз»йутри вразумляет философский разум, а не противостоит ему,

5. Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига 1989.

6* Там же. С.ЗО. ?. Там же. С.34-35.

Кроме того, именно антирационализм, по нашему мнению, в какой-то мере определил обращение православных антропологов к поискам иных, чем материалистические, методов анализа содержания сознания человека, предмета философии и ее значения» Сама постановка этих проблем доказывает философский характер академической православной антропологии, а также то, что "на почве русского православия, взятого не в его официальной форме, может быть, возможно раскрытие нового уче~ ния о человеке, а значит и об истории и обществе". Академическая православная антропология, представленная в трудах В.И.Несмелова и М„М,Тареева, оказала существенное влияние как на современных ей философов-идеалистов, так и на последующие тенденции развития русской философии, например: религиозный интуитивизм и религиозный экзистенциализм, И хотя сейчас наконец-то стали печататься тексты русских православных антропологов (особенно В.И.Несмелова) и выходить работы, посвященные анализу их систем, этого явно недостаточно, так как тексты носят фрагментарный характера а анализ, к сожалению, не охватывает вполне широту и глубину оригинальных антропологических концепций, без рассмотрения которых русская религиозно-философская мысль существенно объединяется. Поэтому мы считаем,что пришло время ввести материалы о В,й#Несмелове и М*М*Тарееве в широкий научный оборот, актуализировать их философские взгляды в исследованиях проблемного поля русской философии. Это тем более важно, что проблема человека и его места в мире сама по себе актуальна всегда.

Имеющуюся в настоящее время литературу, в которой дан анализ православной академической антропологии вообще и философско-антро-пологических воззрений В.И.Несмелова и М.М.Тареева в частности, можно условно разделить на несколько групп:

8. Бердяев Н.А, Указ.Соч. C.I27.

1) Общие труды по истории русской философии и русского бого
словия* Здесь особо выделяются работы Н#А.Бердяева, В.В*Зеньковско~
го, Э.Л.Радлова, Г*В.Флоровского. Есть упоминания о В.И*Несмелове

у Н,0Лосекого и С.Л.Франка, Из современной литературы можно выделить соответствующий параграф в учебном пособии "История и теория

атеизма", а также главы в работах А.Б.Черткова и Л.Е.Шапошникова* Ценность трудовой этой группы определяется тем, что они вписывают академическую православную антропологию и конкретных мыслителей в широкий контекст проблемного поля развивающейся русской философии и выделяют их характерные особенности.

2) Работы, посвященные собственно религиозной и в частности
православной антропологии, авторы которых анализируют предмет,метод,
основные проблемы и практические выходы религиозной антропологии,

9. Бердяев Н.А. Русская идея.//Вопросы философии,1990.№ 1-2; Зеньков-
ский В.В. История русской философии, Т#2,ЛЛ991; Лосский Н.О.Исто-
рия русской философии,M.I99I; Флоренский Г.В. Пути русского богосло
вия. Вильнюс.1991; Франк С.Л.Сущность и ведущие мотивы русской фило
софии. //Философские науки. 1990.№5; Радлов ЭЛ. Очерк истории рус-*
ской философии.//Введенский А,И., Лосев АЖ, Радлов Э,Л,,Шлет Г.Г*
Очерки русской философии, Свердловск.1991; Чертков А.Б.Православная
философия и современность. Рига.1989; Шапошников Л.Е. Русская рели
гиозная философия XDC-XX веков. Нижний Новгород,1992; История и тео
рия атеизма, МЛ987г.

10. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии,
М.І979. Его же. Современная христианская антропология (опыт философ
ского критического анализа),М,1983; Православие и современность,
Киев.1986; Ребкало В,А. Традиционализм и модернизм в современной
православно-богословской концепции человека, Дис...канд.филое.наук,
КиевЛ979; Пименов В.А, Образ человека в православной религиозно*-
идеалистической философии конца ХК-начЛХв, е.

. 7 -

Главный интерес этих работ заключается в том, что они дают представление о месте антропологической проблематики в христианстве и православии и о ее традиционной форме; это представление облегчает вычленение новаторских философских положений в антропологических системах избранных нами мыслителей,

3) Особенно обширна часть работ, авторы которых выбирают для работы в рамках определенных проблем те или иные элементы антропологических концепций В.И.Несмелова к М.М.Тареева в качестве объекта критики или подтверждения своих мыслей* ^ Проблешый подход интересен тем, что он заостряет внимание исследователя на конкретном вопросе, вцделяет его основание и возможные варианты ответа, которые в дальнейшем можно использовать либо как альтернативу решения этой проблемы у конкретного мыслителя, либо как источник или продолжение его оазмышле^^ на „эту, тему#

//Концепции человека и истории s современной буржуазной философии и их критика (тезисы докладов конференции)* Рига,1979; Чуковенков Ю.А, Предмет, структура и метод православной антропологии, //Вопросы научного атеизма, Вып.37.М.1988; Фокина Л.А. Критический анализ некоторых особенностей православной антропологии в период развития капитализма в России. //Социально-философские аспекты критики религии. Л.1986. и др.

II* Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции //Вопросы философии и психологии, 1905. №16; Туберовский А» Воскресение Христово. Сергиев Посад.1916; Комаров Ю*С. Критика понимания свободы в современном русском православии. Казань, 1976. Его же. Общество и личность в православной философии. Казань.1991; Красников Н.П. Православная зтика: прошлое и настоящее. M.I98I; Шапошников Л.Е. Концепция социальной активности личности в дореволюционном православном богословии. //Общественная жизнь и религия.М.1976. Его же. Православие и философский идеализм (несостоятельность философской апологетики православия). Горький.1986; Красыопольская Л.Н. Критика попыток но-

4) Особый интерес имеют для нас исследователи» которые выносят

имена В.И.Несмелова и МЛареева в названия своих работ, дернизации православного учения о человеке» Автореф,Дис...канд. филос.наук.МЛ971. и др.

12. Бердяев Н.А* Опыт философского оправдания христианства Со книге Несмелова "Наука о человеке").//Русская мысль Л909.Я9; Антоний епископ. Отзыв о сочинении профессора В.И.Несмелова "Наука о человеке» ТЛ. первый", //Православный собеседннкЛ990.Ййінь«Лриложенке № 17; Кудрин Е.А. Отзыв о сочинении профессора В.И.Несмелова "Наука о человеке. Т.второй. Метафизика жизни и христианское откровение". Православный собеседник.1908.Июль-август; Бродский А.И. Михаил Тареев СПб,1994, Константин епископ. Жизнь и творчество Виктора Несмелова. //Человек.1992.№ 2; Вятквда О.А,, Емельянов Б.В» Критика "Науки о человеке" В.И.Несмелова. //Историко-философские исследования. СвердловскЛ977; Емельянов Б.В, Христианская антропология В.И.Несмелова.// Рациональность иррационального, Екатеринбург.1991; Краснопольская Л.Н. Религиозное учение В.И.Несмелова о человеке и его связь с современной религиозной антропологией. //Проблема личности в религии и атеизме. МЛ969; Фокша Л.А. Критический анализ православной антропологии В-И.Несмелова.// Социально-философские аспекты критики религииЛЛ983; Праздникова ДД,, В.И.Несмелов и проблема свободы воли.// Философские науки* І99І.№ 2. Виноградов В. Основные пункты христианского мировоззрения в системе цроф.Тареева. //Странник. І9ІІ. № 5-ІІ; Смирнов К.А. Имманентная философия христианства.// Русская мысль, 1917. № 7-9; Шапошников Л.Е. Социально-философские взгляды foL МЛареева и современное православное богословие.// Философские наукиЛ982. № 3; Аверинцев С.А., М.МЛареев.// Философская энциклопедия. МЛ970.Т.5.СЛ82-І83*.

^9-

В этих работах дан критический анализ антропологических систем В.И.Несмелова и М.М.Тареева, Но во-первых, не со всеми выводами их авторов можно согласиться» а во-вторых, критический анализ осуществляется преимущественно в рамках статей, что не позволяет провести исследование в полном объеме»

Б целом» дав обзор литературы по проблеме, можно констатировать, что есть вопросы» связанные с критическим анализом православной академической антропологии вообще и антропологическими системами В-И.Несмелова и М.М.Тареева, которые еще не получили достаточно глубокой разработки и нуждаются в дальнейшем осмыслений на базе уже сделанного.

Основная цель диссертационной работы; исследования диссертант видит в том» чтобы раскрыть философское содержение православной академической антропологии, созданной В.й-Несмеловьш и М-М*Тареевым, как нового учения о человеке на почве православия. При этом имеется ввиду: во-первых» систематическая реконструкция взглядов В.И.Не-смелова и М.Ы.Тареева; во-вторых» анализ взаимоотношений православной академической антропологии с догматическим православным учением о человеке достигается посредством решения следующих задач:

  1. В качестве отправной точки определить истоки v. основные проблемы православной академической антропологии» представленной в трудах В.Й«Несмеловым и М.М.Тареевым; доказать,, что она развивалась в русле европейской и русской традиции преодоления рационализма в оешении гтооблемы человека;

  2. Осуществить содержательный историко-философский анализ антропологических систем В.И.Несмелова и М#М*Тареева, сочетая его с систематической реконструкцией их взглядов; в ходе такого анализа доказать» что эти системы следует рассматривать не как богословские, а как религиозно-философские;

3, Выявить оригинальность антропологических построений
В.И.Несмеловым и М.МЛарвевым, дать оценку им учениям;

4. Осветить вопросы, прилегающие к антропологической проблема
тике в произведениях данных мыслителей и определяющихся его:
проблему метода, понимания предмета философии, этический пласт нх
воззрений» взгляды на православную церковь, историю и общество;

5* На этой основе определить место и значение В.Й.Несмелова и М#М*Тареева в антропологической философской традиции..

По мнению диссертанта, решение этих задач способно дать достаточно полное представление о православной академической антропологии как о философском учении, а анализ творчества В,И*Несмелова и М.М.Тареева покажет их как крупных оригинальных мыслителей, оказавших влияние на развитие русской философии в целом.

Методология исследования; основные принципы историко-философского исследования - принцип исторической интерпритации и исторической справедливости. Как справедливо отмечал В*В*Зеньковский: "Задача историка не в том ведь заключается, чтобы реконструировать взгляды данного автора и придать им известную систематичность, а в том, чтобы уяснить те темы, которые преимущественно определяли творчество данного автора и интуиции или исходные построения, которые направ-

ляли его творчество"* Поэтому мы в основном пользовались тематическим способом изложения материала, как наиболее пригодным для кри-тическо-аналитической работы. Из этого отнюдь не вытекает, что мы полностью устранили проблему духовной эволюции мыслителей* Однако предпочтение мы отдаем анализу наиболее характерного, устоявшегося в их взглздах. Большое внимание мы уделили так же общему контексту того времени и вычленению исходных оснований развития религиозно-философской антропологии В.И.Несмелова и М.М.Тареева. Принцип исторической справедливости предполагает анализ наследия философа с точки зрения

егоиместа в истдрик^'^илософском процессе,

13. Зеньковский В*В. История русской философии.Париж.I95Q.T.2.C.463,

- II -

В качестве источников исследования выступают произведения, статьи и рецензии В.И.Несмелова и М,М,Тареев&, критическая литература, отзывы современников» Алгор также опиралась на работы крупных представителей русской философии, современные историко-философские исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом.

Апробация основных идей диссертационного исследования производилась на Всесоюзных восьмых философских чтениях молодых ученых. Москва, 1987. Шестой летней философской школе (Алма-АтаЛ987), Всероссийской научной конференции по истории русской философии СанктЛетербург. 1992.

Академическая православная антропология: истоки и проблемы

Прежде чем рассмотреть религиозно-философские взгляды М,М,Таре-ева и В.В.Несмелова, анализ которых составляет главное содержание данной работы, ны считаем необходимым остановиться на ряде более общих методологических вопросов, В.И.Несмелов и М«М.Тареев традиционно относятся в русской и советской литературе к академической православной антропологии. Но можно ли вообще говорить о ней как об антропологии философской? В этом вопросе мы разделяем точку зрения современных исследователей философской антропологии, которые объединяют в этом понятии все концепции человека, исходя из того реального факта, что почти все современные философские течения-..независимо от того, рассматривается в них специально проблема человека или нет, содержат в себе положения, выражающие Б себе определенное понимание сущности человека. Иначе говоря, философские представления о человеке выводимы и практически выводятся из самых различных философских систем, независимо от того, какая проблематика является в ней определяющей доминирующей - онтологическая, теоретико-познавательная, логико-методологическая или собственно антропологическая В этом смысле с полным правом можно говорить о традиционно-религиозной, неосхоластической, объективно-идеалистической, трансцедентальнойрационалистической и иррационалистической,.. и иной философской антропологии, С этой точки зрения, православная антропология - вариант философской антропологии и тем садам объект историко-философского анализа.

Следует также отметить, что с одной стороны православная антро-пдлогиА - вдтропдлопія христианская с традиционными для нее категори ями и проблемами, а с другой стороны, она специфическое явление, особенность которого определяется условиями формирования и развития в рамках общественно-исторического целого»

Христианская антропология понимается современными исследовате лями как "часть христианского человековедения, которая объясняет человека как часть бытия Основы христианской антропологии заложил Ориген (185-254). Он считал» что душа человека по своей природе и происхождению одинакова у всех людей; душа человека имеет собственную самостоятельную, отличную от тела сущность и жизнь; душа обладает способностью свободного самоопределения, не детерминирована какой-либо внешней необходимостью, а может противостоять ей как враждебной силе. Это было первое христианское исследование природы человека, но, как указывали оппоненты Оригена, не изучение его действительной жизни Следующий шаг в этом направлении предпринял Григорий Нисский (ІУ в,) В своих "Творениях" он уделял внимание не только внутренней структуре человека, включающей в себя духовное и материальное начала, но и его психологической природе; "то, что питается и растет, имеет он (человек) из жизни растительной, то, водится чувством имеет, от бессловесных, дар же разумения и слова, рассматриваемый сам по себе, не разделяется с другими существами и составляет собственное естество человеческое " Главный пункт антропологии Григория Нисского - понимание человека как образа Бога": Божьи благости вкратце содержатся в слове о человеке,созданном по образу Божьему"»

Даже в результате грехопадения человек не теряет образа Бога, а лишь утрачивает его подобие, что приводит к потере свободы. Для православной антропологии так же характерно различение Образа Бога и его подобия. Образ - это заданная всем людям природа души, подобие же - совершенство этой природы» Образ Божий представляет собой некий особый род духовности, полученный человеком при его сотворении и включающий в себя как реальные свойства человеческой личности (мышление,творчество, свобода, этическая оценка}, так и мифологические черты (нерушимость, вечность и бессмертие души). Подобие Божие не врождено. Оно приобретается человеком в результате собственной деятельности, хотя и с помощью Божьей. Поэтому утрата подобия не означает, что человек лишается свободы воли. При ее сочетании с Божьим промыслом о человеке (благодатью или богообщеннем) человек вновь может встать на путь достижения своей свободы. От Григория Нисского и других восточно-христианских мистиков православная антропология получила особый метод познания - символический реализм, который опирается на общую традицию античной философии рассматривать субъект в качестве носителя свойст объекта. Созданный по образу и подобию Бога человек запечатлевает в себе свойства и природного мира и Бога, и поэтому в определенном смысле он служит символом Бога и наоборот: Бог в некотором смысле - символ человека Отсюда делается вывод о возможности познания Бога через познание души и познание души человеческой через познание Бога, В,И,Несмелов посвятил Св,Григорию Нисскому отдельную работу,

В ходе развития в христианской антропологии выявилось две основные тенденции: I) различение материального и духовного в человеке без их противопоставления; 2) антогонизм души и тела Первая тенденция наиболее ярко проявилась у Иоанна Златоуста (ок.347-407) и Василия Великого (330-379), Они трактовали человека как выражение некоего единства двух миров: естественного и сверхестественного и выступали против абсолютизации души". Человек является существом двух миров: тому, что вверху» у него родственна руша, а тому» что шизу - тело Он связывает собою ЭТИ два мира, служит как бы мостом между ними, 7 имеет одного общего с ними Творца, создавшего и небесное, и земное,", писал Иоанн Златоуст Тело - малый мир, и если Бог промышляет над макрокосмом, то он промышляет и о теле, Антогонозма между телом и душой нет. Человек - посредник между Богом и миром, который обеспечивает диалогичность их отношений Миссия человека в космосе заключается в том, чтобы соединить мир с Богом и добиться такого состояния, когда Бог будет во всем. Для этого человек должен быть двуприроден, и отношения между этими природами должны быть гармоничными Для православия размежевание происходит не между материальной и нематериальной субстанциями, а между духовным человеком, у которого и тело духовно, и плотским человеком, в котором и дух отмечен безвольно-своевольными внушениями плоти, Итак, природа человека свободна, и зло происходит не из нее, а из свободной воли людей» &ти положения нашли свое дальнейшее развитие у М.М.Тареева

Философско-антропологическая концепция ВЛ.Несмелова

В.И.Несмелов родился I января 1863 г. в селе Курдюша Саратовской губернии в семье священника. Происхождение и блестящие способности определили его дальнейшую карьеру. Закончив Саратовскую духовную семинарию, в 1883 г- он поступил в Казанскую духовную академию, где был профессорским стипендиатом. По окончании академии В.И.Несмелов написал магистерскую диссертацию "Догматическая система Св.Григория Нисского" (1887 г.), которая издавалась отдельной книгой и удостоилась премии Преосвещенного Митрополита Московского Макария. Однако признание не принесло Несмелову - морального удовлетворения. Об этой периоде его творчества Н А.Бердяев пишет: "Духовная цензура свирепствовала. Так, например, книга В.И.Несмелова "Догматическая система Св.Григория Нисского" была искакена духовной цензурой, его заставили изменить конец книги в смысле неблагоприятном для учения Св.Григория Нисского о всеобщем спасении". В 1895 г. в лекции "Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного откровения" В.И.Несмелое впервые изложил ряд положений своей антропологии. С первой же страницы он формулирует свой принцип: "Объяснить загадку человека можно только исходя из человека, потому что иначе человек превращается в один элемент ряда предметов... одно уже то обстоятельство, что человек мог обольстить себя желанием божественной жизни, что он мог не удовлетвориться своим действительным положением в мире и отверг это положение. само по себе доказывает, что человек о не случайное порождение земли и не прирожденный раб природы". Эти положения он развил Б двухтомной "Науке о человеке", полностью I Бердяев Н.Д, Опыт философского оправдания християнства. //Русская мысль. 1909 № 9. С.55. . Цит.по архимандрит Константин. Указ.соч. С.34. опубликованной с 1895 г» по 1902 г. (второе издание в I905-X906 г.г, К Эта работа принесла В.И.Несмелову Б 1896 г\ звание экстраординарного профессора, а в 1898 г. - звание ординарного профессора по кафедре логики и философии Казанской духовной академии. Антропологическим вопросам посвящена так же статья В И.Несмелова "0 цели образования (1898 г ), в которой он пишет; "Христианство открывает человеку Божью истину, развивая самого человека до сознания этой истины в себе самом, так что по мере усвоения христианства, в силу постепенного развития нравственного самосознания, человек постепен-но открывает себе же самого". Позднее интереса В.И.Несмелова переместились в область гносеологии и нашли свое выражение в работе "Вера и знание с точки зрения гносеологии" (1912 г.), в которой православный мыслитель ратует за широкое использование философских идеалистических систем, за примирение веры и знания: "Если бы наше богословское мышление могло не видеть страха, где его нет... то оно легко могло бы войдти в широкое русло философских течений нашего времени и могло бы даже управлять этими жизненными течениями" Союз идеалистической философии и богословия - вот философское кредо Б.И.Несмелова. С 1913 г. В.И.Несмелое заслуженный ординарный профессор вплоть до 1920 г., когда Казанская духовная академия была закрыта. Во всех работах» посвященных В.И.Несмелову., этот год считается годом его смерти. По последним сведениям, он прожил еще семнадцать лет и умер в июне 1937 г. от хронического воспаления легких» похоронен на Арском кладбище в Казани.

Как мы уже указывали, основные положения своей философии В,И.Несмелов изложилімв двухтомном труде "Наука о человеке",

Свою задачу религиозный мыслитель видел в философском оправдании христианства» поэтому свою работу он начинает с требований к истинной философии. По В.И.Несмелову, философия должна быть наукой о человеке, то есть антропологией: "Философия - специальная наука о человеке как носителе разумных основ и выразителе идеальных целей жизни". Лишь в этом качестве она в состоянии объяснить человека и на основании этого объяснения решить все центральные проблемы в ми ре. Трактуя таким образом предмет философии, В.И.Несмелов считал себя последователем линии Сократа и Платона и противопоставлял ее линии Аристотеля: "Одни стремились объяснить мир и лишь в нем человека, как одно из явлений мира (Аристотель), другие же, напротив, прежде всего стремились определить конечную истину самого человека и лишь по этой истине мир, как средство развитие человеческой жизни", одни отожествляли философию с наукой о мире, другие - с наукой о человеке. Но перевести философию на почву науки - значит, прямо уничтожить ее, что сделал, по В.И.Несмелову, позитивизм. Корни философии находятся не во внешнем мире, а познании человека о самом себе: "Что есть человек, как он должен жить, на что он должен надеяться, как и почему он может утверждать какое-либо познание в качестве подлинной истины", - эти философские вопросы, заданные еще Кантом, человек необходимо и постоянно будет задавать себе, "потому что он живет толь-ко их решением".

Философия должна быть практической, то есть, с одной стороны, она основывается на реальной духовной жизни человека, а с другой стороны, пытается решить ключевые проблемы жизни, Б этом пункте В.И.Несмелов также жестко разделяет философию и науку: "Философские интересы возникают в запросах жизни и в выработке ее идеалов, они направлены к созданию человека, научные интересы рождаются в запросах мыслиииии путем утолени любознательности направлены к созданию ученого"- Задача философии - формирование живого мировоэрения, то есть определение человеком своего назначения в мире и своих должных отношений к миру. Наука может создать только миросозерцание, картину мира, которая существует для человека благодаря данным чувственного опыта или по выводам научного мышления, которое не имеет отношения к смысложизенным вопросам. Только в философии может "разъяснить человеку его самого, смысл его жизни и создать живое определение его жизни". Определяя таким образом философию, В.И.Несмелов приближается к экзистенциализму и предвосхищает ряд тенденций современной религиозной философии. Об этом свидетельствуют его ориентация на изучение внутреннего мира человека, признание созидающей роли философии в человеческой жизни, непризнание мировоззренческой роли науки.

Евангельская антропология Ю.Тареева

Михаил Михайлович Тареев (1866-1934 г г.) - нрушшй религиозный философ и богослов конца XIX - начала XX в.в On ране связал свою жизнь с православной церковью, учился в Московской духовной академии, преподавал Б духовной семинарии Позднее он продолжил педагогическую деятельность в Московской духовной академии, где с 1902 г. по 1918 г» занимал должность профессора нравственного богословия. Несмотря на трения с начальством, он дослужил до чина статского советника, М.М Тареев был ие только значительным христианским ученым, но и активным публицистом. Его перу принадлежит множество рецензий и статей, живо откликавшихся на бурные события того времени. Весьма оригинальны его работы, посвященные методу религиозной с(илософии ("Философия жизни" (I89I-I9I6)) и системе, противоположной патристике, которую М.М.Тареев называет "русской философией сердца" ("Христианская философия" (І9Г7)). Однако, главны» делом своей жизни религиозней мыслитель считал фундаментальный пятитоютый труд "Основы христианства 1 (1906), включивший его магистерскую и докторскую диссертации. В этом произведении он попытался схватить все стороны религиозного мировозрения. Отличительной чертой творчества М.М.Тареева было то, что он выступал скорее как философ, мудрец,чем как богослов» Дрот. Г.Флоровский отмечает, что у М.М.Тареева "евангельская идея является.., в философском одеянии. Философские мотивы у него вряд ли не сильнее евангельских. Только он вдохновляется не метафизикой, но философией жизни"» Тареев М»Н. начал создавать сво» систему рядом с догматической, а не внутри ее. Он подчеркивал, что строит свое личное мировозренне, личное философское понимание христианства. Свою заслугу религиозный мыслитель видел в том, что перевел евангельскую идею на язык человеческого духовного но этому поводу ПЙШЄТ: "Не отвергая догматов и догматических формул, Ы М»Тареев очень ограничивает их смысл и приложимость, отодвигает 2 их, чтобы вернуться к евангельской истине, котор щ они заслоняют". Выход в свет трудов Ы»Н Тареева вызвал широкий резонанс как в церковной, так и в светской печати Рецензенты, стоявшие на ортодоксальных позициях, обвиняли профессора в "грешном протестантизме", "пустом умничанье 1, наконец, в желании "подтолкнуть нестойкие эле-менты к разрушению церкви. Официальные церковные власти не остались в стороне от этой полемики и постановили: "Ввиду сошений, возбуждаемых в читателях богословскими сочинениями ординарного профессора Московской академии по кафедре нравственного богословия М М Тареева, потребовать от него представления в Святейший Синод. краткого изложения системы его богословствовання. В 1908 г. была создана специальная комиссия во главе с либерально настроенным протопресвитером И.Янышевым, которая должна была изучить представленные Ы-Ы.Та-реевым рукописи, а главное, оценить их и тем самым решить, может ли он продолжить свою карьеру И.Янышев, отмечая "некоторую путанность" воззрений профессора, тем не менее отметил в своем отзыве, что М.М.Та-рееву удалось изложить цельное христианское мировоззрение, и рекомендовал оставить за ним кафедру нравственного богословия, Синод утвердил эту просьбу. Л.Е,Шапошников справедливо отмечает, что такое решение было принято под давлением общественного мнения. Многие газеты характеризовали М.М.Тареева как "спасителя христианства", помогающего "возродить дух любви в наше злобное время". ак, например,"Московские ведомости" писали, что его главная заслуга.. перед русской мыслью состоит именно в том, что он угадал верным чутьем назревшие требования исторической необходимости, воспринял в себя и в себе выносил те сомнения и думы, запросы и муки, какими страдало и стра-дает, волновалось и волнуется наше мыслящее общество" Несмотря на такую высокую оценку трудов М.М.Тареева, учеников у него не было. Он встречая не сочувствие, а скорее сопротивление, оставаясь одинокий уединенным мыслителем. Й именно в этом своем уединении он характерен для эпохи, в которую догматика слишком мало говорила верующему сердцу.

После Октябрьской революции и закрытия Московской духовной академии М.МДареев преподавал философию и политэкономию в Ярославском юридическом институте, Загорской венно-электротехнической академии и других высших учебных заведениях страны, Этот период продолжался с 1918 по 1927 г.г. О последних годах жизни М.М.Тареева ничего неизвестно.

Прежде чем анализировать конкретные взглдцы М.М.Тареева на человека, общество, мораль, церковь и т,д мы остановимся на основных: принципах его философствования, его философском кредо. К ним относятся: I) требование самостоятельности, оригинальности исследования. М.М.Тареев считал что "в христианской философии ценность может иметь только та работа,автор которой говорит от себя, имеет свою систему"; 2) разумное сочетание традиций и новаторства. По М.М.Тарееву, с одной стороны, "лишь путем уважения к своему прошлому (духовной культуре) вырабатывается самоуважение, главнейшее условие для творческой свободы", то есть овладевая значительным материалом, исследователь видит и происхождение своих идей и свое место в культурном контексте, а с другой стороны, М.М.Тареев отдавал себе полный отчет о том, что всякий оригинальный мыслитель и более всего религиозный лро р бивает брешь в тюремнойистене устаревших взглядов, принятых мнений"?

Похожие диссертации на Православная академическая антропология