Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни Шарапов Ильдар Равилевич

Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни
<
Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарапов Ильдар Равилевич. Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Тверь, 2006 163 с. РГБ ОД, 61:06-9/558

Введение к работе

Размывание традиционных ценностей, нивелировка личности, как следствия нарушения в европейской культуре баланса между элитой и массой, не оставили равнодушными многих представителей европейской -интеллигенции конца XIX — начала XX вв. В это время в европейской философии значительной популярностью пользовались философия жизни. Его представители в своих трудах попытались дать оценку феноменам элиты и массы, процессу омассовления (нарушения в культуре баланса между элитой и массой в пользу массы). И хотя их позиции подчас были противоречивы, а степень разработанности данных проблем в их творчестве - весьма различной, представители философии жизни заложили основу для дальнейшего обсуждения этих злободневных проблем современности.

Актуальность исследования. Во-первых, омассовление, начавшееся в
западноевропейской культуре XVIII-XIX вв., сейчас, на рубеже ХХ-ХХІ
вв., уже охватывает весь мир. Под его влиянием понятия элиты и массы,
элитарной и массовой культур всё более размываются, культурные осо
бенности постепенно нивелируются. Унаследовав ренессансную гумани
стическую установку, западноевропейская культура Нового времени при
вела к стандартизации жизнедеятельности личности, постепенному вытес
нению из культуры элитарного начала, породив человека массы, лишенно
го творческих потенций. Дегуманизация культуры и общественной жизни
стала опорой тоталитарных политических режимов, важной предпосылкой
многочисленных революций и войн, породила различные варианты техни
ческого и военного отчуждения, давшего небывалые по масштабу вспле
ски терроризма, ставящие под реальную угрозу не только безопасность и
поступательное развитие отдельных стран и регионов, но и мирового со
общества в целом. Поэтому для современной философской мысли пробле
ма взаимосвязи элиты и массы актуальна как никогда. Только путем ее
вдумчивого осмысления можно найти средства по противодействию нега
тивным аспектам и последствиям омассовления, получившего уже всемир
ный масштаб. '

Во-вторых, в эпоху философии жизни данный процесс только начинал выходить за рамки европейской и североамериканской культур, и, поэтому, его исследования, проводимые мыслителями того времени, представляют особенный интерес. Но, однако, они не привлекли к себе значительного внимания. Философия жизни оказалась в тени более популярного антропологического течения в европейской философии - экзистенциализма, который не только также уделил проблеме омассовления пристальное внимание, но положил начало её широкому обсуждению. Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни недостаточно глубоко изучена и требует внимания исследователей.

Степень разработанности проблемы. О том, что данная проблема в отечественной историко-философской мысли разработана недостаточно,

свидетельствует факт, что до сих пор в ней нет единого мнения о составе представителей философии жизни. В СССР изучение феномена философии жизни шло уже в 50-х гг. В "Истории философии" (1957-1965 гг.) её идейными предшественниками считались А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а её представителями - В. Дильтей и Г. Зиммель.1 Но данный подход был не единственным. В "Философском энциклопедическом словаре" 1983 г. была предложена следующая классификация направлений философии жизни: а) биологизаторское (восходит к Ф. Ницше, представители - Л. Клагес, Т. Лессинг и др.); б) историческое (В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гассет); в) "жизненного порыва" (А. Бергсон).2 Она разделялась не всеми советскими исследователями. В 6-м.издании "Философского словаря" (1991 г.) классификации направлений философии жизни не было, в число её представителей были включены А. Боймлер, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Шпрангер, а не включены Т. Лессинг, X. Отрега-и-Гассет.3

В современной российской историко-философской науке также нет единства по этому вопросу. Основные представители философии жизни для Кучевского В.Г (1996 г.) - Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер.4 В "Философском энциклопедическом словаре" 2004 г. философия жизни рассматривается столь широко, что её первых последователей находят уже среди досократиков; что касается её видных представителей рубежа XIX-XX вв., то называются имена А. Бергсона, Г. Зиммеля, В. Дильтея, Г. Кейзерлинга и Л. Клагеса.5 Та же ситуация сложилась в учебной литературе. Блинников Л.В. в словаре "Великие философы" (1997 г.) лишь о Ф. Ницше упомянул как о предтече данного направления.6 Авторы третьей части (1999 г.) учебника "История философии: Запад — Россия - Востбк" в состав в его представителей включает А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, О. Шпенглера, Э Шпрангера,7 а В.В. Ильин (2005 г.) лишь двух первых из них.8 И это не удивительно: в отече-

1 См.: История философии. В 6 т. Т. 3. М., 1959. С. 360-361.

2 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 732.

3 См.: Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд. М., 1991. С.
488.

4 См.: Кучевский В.Г. Философия нигилизма Ф. Ницше. М., 1996. С. 15.

5 Философский энциклопедический словарь. М., 2004. С. 482.

6 См.: Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник.
2-еизд.М., 1997. С.245.

7 См.: Философия жизни // История философии: Запад — Россия — Восток:
Учебник для вузов. В 4-х кн. Кн. 3. М., 1999. С. 132. .

8 См.: Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб., 2005. С.
380-381.

ственной науке традиционно философии жизни придается лишь историко-философское значение."1 Однако оно намного больше: её представители предложили нетривиальное видение проблемы взаимодействия элиты и массы. Особенно такие представители философии жизни, как А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше и О. Шпенглер. Поэтому их творчество и будет анализироваться в данном исследовании.

Среди представителей философии жизни наиболее обсуждаемым является творчество Ф. Ницше. Учение Ф. Ницше стало своеобразным камертоном для идейной интеграции представителей философии жизни. Идеи Ф. Ницше о взаимосвязи массы и элиты стали отправной точкой и стимулом для дискуссий. Не всеми сторонниками философии жизни оно было принято позитивно, его оценки были различны. А. Бергсон о Ф. Ницше вообще не упоминает. В. Дильтей отмечает его вклад в философию лишь тем, что он "стремится обобщить и обосновать способ поведения, содержащийся в жизненном опыте".2 Г. Зиммель отмечает, что философ популяризировал и по-своему интерпретировал идею жизни, заложенную А. Шопенгауэром.3 Основной вклад Ф. Ницше, по Г. Зиммелю, в том, что он продолжил начатое И. Кантом освобождение человеческой личности.4 О. Шпенглер иронизирует по поводу претензий Ф. Ницше на глобальное значение его философской концепции, но признает её справедливость в отношении всей истории европейской культуры.5

В зарубежной историко-философской науке минувшего века и современности феномен философии Ф. Ницше также с самого начала вызвал пристальный интерес, но его исследование было более свободно от идеологических штампов. Среди современных исследований его творчества классикой считаются труды Ж. Делеза, М. Хайдеггера и К. Ясперса.6 Ф. Ницше стал одним из важнейших "собеседников" многих западных мыслителей XX века, например, Т.В. Ад орно, X. Арендт, А. Камю, Г. Маркузе,

См.: Философский словарь. С. 732; Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С. 482.

2 См.: Дильтей В. Сущность философии. М.: 2001. С. 135.

3 См.: Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избран
ное. Т. 1. М., 1996. С. 498-499.

4 См.: Зиммель Г. Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском универси
тете//Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996. С. 156.

5 См.: Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории.
ТЛ.Мн., 1998. С. 33.

6 См.: Делез Ж. Ницше. СПб., 1997; Хайдегтер М. Европейский нигилизм //
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Ясперс К. Ницше и христианство.
М., 1994.

Ж.-П. Сартра1, в том числе в связи с осмыслением ими проблемы взаимосвязи массы и элиты (в советской историко-философской мысли по идеологическим причинам такой её вообще не существовало).

В западной историко-философской литературе большое внимание уделяется проблеме взаимосвязи элиты и массы в творчестве других представителей философии жизни - А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля и О. Шпенглера, - например, в трудах Ф.Ч. Коплстона и О. Шпанна.2 Рассматривая вопрос о взаимосвязи элиты и массы, западные авторы уделяют особое внимание процессу порождения позитивных смыслов культуры творческой элитой. Именно элита производит, на их взгляд, смысловые ориентиры культуры, позволяющие ей постоянно обновляться. Этот процесс обновления рисуется как своеобразное средство, позволяющее избежать стагнации, атомизирования общества, т.е. превращения его в массу. Именно в разработке этой грани проблематики философии жизни западные теоретики усматривают еб позитивный вклад.

В России до установления в ней гегемонии марксистской идеологии (с середины 20-х гг.) лучше всего был известен Ф. Ницше. Н.А. Бердяев отмечает, что "влияние Ницше было основным"3, хотя он был популярен как "мистик и пророк".4 С.А. Левицкий тоже пишет, что Ф. Ницше тогда "оказал ... огромное влияние".5 В.В. Зеньковский из философов жизни упоминает лишь Ф. Ницше.6 Об А. Бергсоне упоминают С.А. Левицкий7 и Н.О. Лосский8, об О. Шпенглере - С.А. Левицкий.9 А вот философия В.

1 См.: Адорно Т.В. Негативная диалектика. М., 2003. С. 339, 359; Арендт X.
Vita acniva или о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. С. 269; Камю А.
Бунтарь // Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь. М.: Попурри, 1998. С. 271;
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К.: ИСА, 1995. С. 121-126; Сартр Ж.-П.
Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2002. С. 20.

2 Copleston F. A history of philosophy. In 9 volumes. Vol. 7, 9. New York,
1993; Шпанн О. Философия истории. СПб., 2005.

3 Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Русская идея. Харьков; М.,
1999. С. 213.

4 См.: Там же. С. 219. С этим не согласен Гройс Б., считавший, что русским
мыслителям была близка ницшеанская критика европейской культуры с
позиций "жизни". См.: Гройс Б. Поиск национальной русской идентично
сти // Россия и Германия. Опыт философского диалога. М., 1993. С. 45.

5 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. В 2-х т. Т.2. М.,
199. С. 253.

6 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Харьков; М., 2001. С.
735,754.

7 Левицкий С.А. Указ. соч. С. 306-307.

8 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. С. 194.

9 См: Левицкий С.А. Указ. соч. С. 124.

Дильтея и Г. Зиммеля мало известна: В. Дильтей стал известен после смерти (1919 г.)1, философия Г. Зиммеля во многом основывалась на переосмыслении идей А. Бергсона и И. Канта.2

Но популярность философии Ф. Ницше сопровождалась бурной полемикой: "сколько было разновидностей религиозно-философской мысли в России, столько было и индивидуальных ... истолкований Ницше"3; "Ницше предстал ... в самых разных ипостасях — от богоборца до богоискателя".4 Но почти всеми ключевая для его творчества проблема взаимосвязи элиты и массы толковалась в религиозном плане. Этому способствовала популярность философских идей славянофилов, Ф.М. Достоевского и К.Н. Леонтьева.5 Но и без этого "целиком антропологию и этику Ницше никто ... не мог принять, ибо они ... не соответствовали российскому менталитету".6 В дореволюционной отечественной мысли наметились следующие подходы к оценке решения Ф. Ницше проблемы элиты и массы. Одни потенциальные ницшеанцы составляли "мощное духовное течение, остро ставящее вопрос о самоценности личности, о её бунте против "дряблой буржуазной морали", даже против Бога."7 Другие "в учении Ницше усматривали ... религиозный гуманизм."8 Христианские мыслители увидели в немецком мыслителе проповедника зла.9

В советской историко-философской литературе преобладающее отношение к Ф. Ницше было резко отрицательным. Он был автором подчеркнуто индивидуалистической философии и ей, как проявлению буржу-

1 См.: Михайлов И.А. Вильгельм Дильтей // История философии: Запад —
Россия-Восток: Учебник для вузов. В 4-х кн. Кн. 3. М., 1999. С. 150.

2 См.: Мотрошилова Н.В. Георг Зиммель // История философии: Запад -
Россия - Восток: Учебник для вузов. В 4-х кн. Кн. 3. М., 1999. С. 153-155.

3 Пустарников В.Ф. Был ли когда-нибудь Фридрих Ницше "самым рус
ским" из западных философов?// Ф. Ницше и философия в России. Сб. ст.
СПб, 1999. С. 92.

4 Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предистория и нача
ло формирования) // На рубеже XIX и XX веков. Л., 1991. С. 43.

5 См.: Синеокая Ю.В. Ницше в России // Русская философия. Словарь. М.,
1999. С. 323; она же Российская ницшеана // Ф. Ницше: Pro et contra: Ан
тология. СПб., 2001. С. 18-19.

6 Пустарников В.Ф. Указ. соч. С. 105.

7 Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993. С.
136.

8 Синеокая Ю.В. Ницше в России. С. 324.

См.: Синеокая Ю.В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Ф. Ницше и философия в России. Сб. ст. СПб., 1999. С. 17.

азности, противопоставлялся коллективизм марксизма.1 Марксизму был чужд и его иррационализм. К тому же Ф. Ницше рассматривался как апологет милитаризма2, предтеча и пророк фашизма.3 Неудивительно, что при анализе ницшеанской критики "массового сознания" и его элитарной концепции советские исследователи делали акцент на элементах антигуманизма и аморализма в философии Ф. Ницше. Они видели в нем опасного идейного противника, хотя одновременно давали ценную информацию о его идеях, недоступных массовому читателю. Одним из самых объективных советских исследователей философии Ф. Ницше был Ю.Н. Давыдов.4

В СССР, как и к Ф. Ницше, так и к философии жизни в целом относились негативно, считая её "выражением кризиса классического буржуазного рационализма."3 "Эта философия, опирающаяся на мнимый биопсихический базис, именуемый жизнью"6, обвинялась, например, в монографии о творчестве А. Бергсона, в стремлении "идеологически обосновать консерватизм и реакцию, подорвать значение науки и человеческого разума."7 О. Шпенглер часто рассматривался как идеолог фашизма и расизма8, в лучшем случае писалось о его капитуляции перед наступлением "нового варварства" при её внутреннем неприятии.9 Но и данные исследования философии жизни имеют определенную ценность: они давали развернутую характеристику учений её представителей.

С конца 1980-х гг. в отечественной историко-философской литературе происходит освобождение от марксистских идеологических штампов. В том числе и в отношении к философии жизни: стал признаваться позитивный смысл вопроса о взаимосвязи массы и элиты. Продвижение в изучении философии жизни связано с трудами И.И. Блауберг, Л.Г. Ионина, В.Г. Кучевского, B.C. Малахова, В.А. Подороги, Н.В. Мотрошиловой, К.А. Свасьяна, Г.М. Тавризян и др.10 В сочинениях этих авторов дан достаточ-

1 См.: Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века: критические
очерки. М., 1983. С. 112.

2 См.: Одуев С.Ф. Тропами Заратустры (влияние ницшеанства на немецкую
буржуазную философию). М., 1976. С. 91.

3 См.: История философии. В 6 т. Т. 3. С. 359.

См.: Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. См.: Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.

5 Философский словарь. С. 732.

6 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 360-361.

7 Чанышев А.Н. Философия Анри Бергсона. М., 1960. С. 3.

8 См.: Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм // Асмус В.Ф. Избранные
философские труды. В 2 т. Т. 2. М., 1969. С. 428-429.

См.: Буржуазная философия XX века. М., 1974. С. 223. 10 См., например: Блауберг И.И. Бергсон Анри // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 1. СПб., 1998; Ионин Л.Г. Зиммель: жизнь и фило-

но интересный анализ творчества А. Бергсона, В.. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше и О. Шпенглера, их воззрений на взаимосвязь элиты и массы.

Однако в отечественной историко-философской литературе пока не представлено целостного анализа проблемы взаимосвязи элиты и массы в философии жизни. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость проблемы взаимосвязи элиты и массы в философии жизни обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось творческое наследие видных представителей философии жизни (А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, О. Шпенглера), а предметом -место в нем проблемы взаимосвязи элиты и массы.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации составляет историко-философский анализ проблемы взаимосвязи элиты и массы в философии жизни. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. Проследить эволюцию взгляда Ф. Ницше на роль творческой элиты в решении проблемы омассовления культуры;

  2. Выявить видение В. Дильтеем миссии творческой элиты;

  3. Выяснить роль элиты в философии О. Шпенглера;

  4. Выявить соотношение культуры и элиты в философии Г. Зиммеля;

  5. Определить видение А. Бергсоном миссии творческой элиты.

Источниками исследования являются произведения видных представителей философии жизни (А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, О. Шпенглера).

Методология исследования предопределена особенностями философских концепций изучаемых мыслителей и самой структурой работы. В диссертационном исследовании принципиальный акцент сделан на сочетании сравнительного и проблемно-тематического изложения материала, позволяющем проследить особенности философских идей различных представителей философии жизни — А. Бергсона, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, О. Шпенглера - и их место в трактовке ими проблемного поля взаимосвязи элиты и массы. В процессе анализа материала нашли свое применение структурно-функциональный, исторический и другие методы.

софия // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996; Кучевский В.Г. Указ. соч.; Малахов B.C. Дильтей Вильгельм // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 1. СПб., 1998; Мотрошилова Н.В. А. Шопенгауэр, С. Кьерке-гор, Ф. Ницше — возмутители спокойствия в философии XIX в. // История философии: Запад - Россия — Восток: Учебник для вузов. В 4-х кн. Кн. 3. М., 1999; Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. М. 1993; Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания //Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник. Мн., 1997; Тавризян Г.М. Освальд Шпенглер // История философии: Запад - Россия — Восток: Учебник для вузов. В 4-х кн. Кн. 3. М., 1999.

Так, применение структурно-функционального метода позволило выяснить, какую роль в наследии того или иного представителя философии жизни играет проблема взаимосвязи элиты и массы, а затем определить место каждого из подходов к её решению в идейном поле этого направления философской мысли. Использование исторического метода содействовало созданию целостной картины эволюции взглядов того или иного философа жизни при решении проблемы взаимодействия элиты и массы.

Похожие диссертации на Проблема взаимосвязи элиты и массы в философии жизни