Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Кучкин, В. М.

Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение
<
Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кучкин, В. М.. Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение : диссертация ... кандидата философских наук : 00.00.00.- Ленинград, 1969

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Система и метод в социологической концепции Томаса Гоббса 7

1. Социологическая теория Томаса Гоббса и ее освещение в советской литературе 7

2. Томас Гоббс и английская революция ХVII столетия 18

3. Система и метод в философии и социологии Томаса Гоббса 28

4. Отношение социологической теории Гоббса к теориям его предшественников . 52

Глава II Социальная система Томаса Гоббса ... 62

1. Учение Гоббса о человеке 62

1) Анализ психологических, идейных мотивов поведения и материальных потребностей человека

2) Отношение человека к природе.,

3) Человек и общество. Взаимоотношения людей в естественном состоянии. Естественные законы. Переход к гражданскому состоянию. Общественный договор .

2. Учение Гоббса об обществе, социальных институтах, их возникновении и взаимодействии... 87

1) Государство. Государственные органы, функции государства. Формы правления . 37

2) Право 87

3) Мораль 122

4) Религия . Церковь 132

5) Наука 142

3. Социальная структура общества 146

4. Социальные от ношения,процессы 149

5. Материальные (экономические) основы существования общества 155

Глава III. Историческое значение социологической концепции Томаса Гоббса 159

1. Влияние Гоббса на английскую социальную мысль 159

1. Политическая, религиозная реакция на "De Give и, и Leviathan "; реакция кембриджских неоплатоников, оценка гоббсовской теории прогрессивными мыслителями 159

2. От проблемы теоретического обоснования общества и государства к проблеме техники правления 167

3. Положительное влияние творческое развитие социальных проблей, поставленных социологическим учением Гоббса . 169

II. Влияние социологической концепции Гоббса на развитие социальной мысли на континенте 199

1. Раннее влияние . 199

2. Влияние идей Гоббса на французскую социальную теорию 213

3. Социальная мысль в Германии и Гоббс 235

4. Социальная теория Гоббса и ее связь с развитием социальной мысли в России. 250

5. Отношение современной буржуазной науки к Гоббсу 253

Заключение 260

Список литературы 264

Введение к работе

Томас Гоббс - мыслитель трудной судьбы. При жизни его произведения пользовались огромной известностью, вызывали исключительной остроты идейные споры, а социологическая концепция, изложенная им в работах "О гражданине и "Левиафан", оказывала прямое положительное воздействие на развитие Английской буржуазной революции 17 века.1 Его современники, известнейшие мыслители, называли его "глубочайшим исследователем принципов всех вещей" (Г.Лейбниц), а о его произведениях, например, "О гражданине" писали как о "книге - необыз &иойн, достойной оказаться в руках всех, кхо способен глубоко размшаляхь (П.Гассенди), оценивали ее как"выдающееся произведение..., огромное литературное сокровище, обогащенное новыми мыслями" и прокладывающее ровную и прямую дорогу (М.Мерсенн).

Однако, после смерти Гоббса, уже Бм указывал, что "в ваши дни он в значительной мере забыт11, а Гегель писал,что работы Гоббса являются библиографической редкостью.

Конец 19-го и весь последующий период 20-го столетия знаменуются большим оживлением исследований, посвященных творческому наследие Гоббса. За этот период в западных странах (Англии, Франции, Германии, Америке) вышло в свет большое количество монографий, посвященных Гоббсу. Опубликовано много статей, посвящены специальные разделы в систематических курсах истории философской и социологической мысли. Во всех этих публикациях, посвященных теоретическому наследию Гоббса, за очень редким исключением, выдвигаются на первый план консервативные и сводятся на нет прогрессивные стороны его учения. В итоге оказывается, что у Гоббса я иголос и рука были оба средневековые..." , или без всякой тени сомнения утверждается, что "...Гоббс сделал великий вклад ... в христианскую мысль", которую он, якобы, развивал исключительно в традиции Августина. Ключ к пониманию причин и истоков подобного колебания буржуазной науки в отношении к Гоббсу и, прежде всего, к его социологическому учению дает известное положение Ф.Энгельс а об исторически обусловленной противоречивости взглядов Гоббса. Люди, занятые в обществе, в общественном разделении труда в идеологических областях, писал Энгельс, таких, например, как религия, философия и т.д., "образуют самостоятельную группу внутри общественного разделения труда", и поскольку это так, "постольку их произведения, включая и их ошибки, оказывают ... влияние на все общественное развитие, даже на экономическое. Но при всем том они сами опять-таки находятся под господствующим влиянием экономического развития. В философии, например, это можно легче всего доказать для буржуазного периода. Гоббс был первым современным материалвамСв духе ХУІЙ века), но он жид в то время, когда абсолютная монархия во всей Европе перехивала период своего расцвета, а в Авгдии вступила в борьбу с народом, и был сторонником абсолютизма . Совершенно ясно, что Гоббс был глубоким выразителен потребностей общественного развития эпохи буржуазной революции, как в Авглин, так и во всей Европе, и в этом выражении смог подняться до уровня передовой теоретической мысли ХУШ столетия. Но рядом с этим, отражая в своих взглядах влияние эпохи, средством разрешения встающих перед обществом в революции задач, он считал абсолютную власть государства и в этом проявилась его ограниченность, слабость, консерватизм.

На содержание и характер взглядов Гоббса и их выражение оказывали свое влияние и обстоятельства личной жизни Гоббса. Все ею, рядом с некоторыми другими моментами, де г 4 дает философские и социологические учения Гоббса не совсем однородными, по своему содержанию и своей значимости, определяет невозможность их однозначной оценки. Приведем один пример: Гоббс, как теоретик диктатуры буржуазии, страдал "аристократизмом" в своих социальных воззрениях и пренебрежительно относился к широким народным массам. В работе "О гражданине" он писал: "Я же с давнего времени придерживаюсь того мнения, что никакая тонкая мысль не находит признания у народа и что мудрость, выходящая за пределы посредственного ума, не оценивается по достоинству толпой, которая или не понимает её, или, понимая, низводит до своего уровня". Но, под влиянием опыта революции, с переходом его на сторону Кромвеля, это отношение Гоббса к простому народу меняется. В "Левиафане" он пишет: "Я был бы рад, если бы богатые и могущественные подданные какого-либо королевства или те, кто считается наиболее учеными, оказались менее неспособными, чем простой народ ... /мы простых людей, если они не зависят от сильных и не запутаны мнениями, ученых, представляют собой чистую бумагу( способную воспринимать всё,что государственная власть запечатлеет на ней".

В революции Гоббс последовательно выступил на стороне буржуазии, как непримиримый противник всего, что было связано с феодализмом и его идейным оплотом - религией и церковью. Однако, спецификой буржуазной революции как в Англии, так и в других странах (как буржуазной революции вообще), было то, что с завоеванием политической власти буржуазия поела на компромисс с феодалами и церковью, на деле - отказалась от большинства тех идей и лозунгов, под которыми она объединила народные массы и победила феодализм. Гоббс со своей прогрессивной, реэко антифеодальной и антирелигиозной социологической концепцией в этих условиях оказался перед лицом враждебного отношения как со стороны победившей буржуазии, так и со стороння обуржуазившегося дворянства и церкви. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что Гоббс и его учение как при жизни, так и после смерти, подвергалось гонениям как со стороны роялистов и церкви до, и в период реставрации, так и со стороны утвердившейся после "славной 1633 года революции" буржуазии. Эти гонения, включавшие в себя и запрещение участия в политической жизни страны, и лишение права печатать свои произведения, и сожжение книг Гоббса в 1682 году в Оксфорде, и разнузданную клевету в адрес Гоббса и, не в последнюю очередь - замалчивание, привели к тому, что с политической арены, из сферы научной жизни Гоббс на весьма продолжительное время официально был изъят, но неофициально, молчаливо, он и его социальные идеи оставались тем трамплином, тем исходным моментом, от которого отправлялись все виднейшие представители философской и социальной мысли Европы эпохи ее буржуазного развития, вплоть до возникновения марксизма .

Эпоха загнивающего и разлагающегося капитализма - им-лериаливм - охарактеризовалась ростом классовой борьбы, вовлечением в эту борьбу широких народных масс, распространением идей марксизма во всемирном масштабе. Все это заставило буржуазных идеологов искать общесоциологических теорий, которые бы помогли ей в борьбе с революционным движением масс, с марксизмом.

Этот поиск социальной теории, способной "научно оправдать капиталистический строй и доказать его незыблемость, приводит теоретиков буржуазии, среди других социальных мыслителей, и к Гоббсу, в учении которого они стремятся вычленить и развить те моменты, которые являются теневыми, консервативными и даже реакционными, но совсем не определяющими содержание и историческую значимость его теории.

В современной борьбе идей важной задачей историков философии выступает отстаивание прогрессивного наследия человеческой мысли, борьба с искажениями буржуазными учеными истории борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики, прогрессивного и реакционного, показ той линии преемственности, которая существует между прогрессивными мыслителями прошлого, чья деятельность явилась исторической подготовкой и приближением времени революционного переворота в науке и истории, совершенного классиками марксизма. 

Социологическая теория Томаса Гоббса и ее освещение в советской литературе

За истекшие пятьдесят1 лет развития научной мысли в вашей стране анализу общефилософской теории Томаса Гоббса было посвящено совсем немного работ, анализу социологического учення великого мыслителя и того мень-ве. 1 1924 году вышла в свет первая советская работа,посвященная Гоббсу: "Томас Гоббс, родоначальник современного материализма1 Л.Ческнса. 6 предисловии в этой работе сам автор указывал: "В данной работе посвящево больше внимания философской части системы Гоббса, чем социологической. . . И действительно, из ста тридцати восьми страниц работы социологии Гоббса отведено только двадцать. В таких условиях освещение социологической системы Гоббса, естественно, носило конспективный, схематический характер и выделяло в основном два вопроса: теорию морали и права и теорию государства. Ческис высоко оценил достижения Гоббса в разработке этих вопросов: "Гоббс первый, - писал он,- положил основу положительной науке о морали иди науке о нравах" (стр.130). Его (Гоббса) теория естественного права и государства, указывал Ческис, имеет революционное звучание, что выражается в том, что "Он, во-первых, устанавливает принцип естественного равенства между людьми; во-вторых, он обосновывает теорию договора (стр.130). Кроме того, продолжаег Ческие,вего понимание естественного состояния человека, как состояния "войны всех против всех" явилось основой позднейших учений борьбы аа существование (в биологии) и конкурентной борьбы (в политэкономии) (стр.130). "Главная ошибка Гоббса,- указывает Ческис,- заключается в его основной предпосылке, которая неверна. Он страдал, как все материалисты ХУП-ХУШ столетий, отсутствием историзма. Человеческая природа рассматривается им как нечто постоянное, неизменяющееся", (стр.125). Последняя оценка характера социологических построений Гоббса, как и некоторые другие, не является в полной мере правомерной. За ее категоричностью и широтой охвата не стоит достаточно полный и глубокий анализ системы Гоббса. Именно поэтому, очевидно, оказывается возможной определенная несогласованность в суждениях. На стр.125-й Ческис пишет о том, что вся наука о государстве у Гоббса "построена так же дедуктивно, как геометрия", но здесь же, несколько ниже, он утверждает фактически обратное - опытное, эмпирическое начало учения Гоббса об обществе: "... он черты этого человека, т.е. черты человека данной исторической и общественно-экономической формации, взял за основу для того, чтобы, исходя из них, сконструировать общество и формы общественной жизни?

В 1929 году, практически почти без изменений, Ческис издает эту работу вновь. В 1936 году он пишет предисловие к издаваемому тогда на русском языке произведению Гоббса "Левиафан".

В 1926 году А.Деборин пишет "Предисловие редактора" к книге: Томас Гоббс. "Избранные сочинения". М.-Л. Это предисловие он повторяет в "Очерках по истории материализма ХУП-ХУШ вв.", К.-Л., 1930 г. Очерк о Гоббсе, как и предисловие к "Избранным сочинениям" Гоббса, в целом, почти полностью посвящен изложению биографии, анализу теории познания и натурфилософских воззрений Гоббса. Но здесь же содержится и общая оценка характера социологических построений Гоббса. В этой оценке Деборин признает га социологической теорией Гоббса известное революционное звучание, когда пишет; "Его теория государства допускает различные формы правления. Гоббс субъективно предпочитал монархию республике, видя в ней лучшее средство для осуществления основной цели. Но объективно и логически его учение хорошо мирилось с диктатурой национального конвента, демократического парламента, которому принадлежала бы абсолютная власть. Поэтому Кромвель и его сторонники могли использовать учение Гоббса и в интересах революции" (стр.24). Здесь, в "Очерках", Гоббс показывается как вполне определенно сочувствующий республике: "... он сохранял независимость взглядов. Он открыто осуждал происки роялистов против республиканского строя" tcrp.23). В дальше: "Гоббс не только боролся против дикого фанатизма роялистов, но доказывал необходимость лояльного отношения к республиканскому строю" (стр.23).

Позже, в 1958 году, не приводя никаких новых данных и не выставляя никаких логических обоснований, Деборин в своей книге "Социально-политические учения нового времени" СтЛ, иад.АН СССР) нэмевнл свою оценку сущности социальной теории Touaca Гоббса на прямо противоположную. Здесь он пиает (стр.184): "Томас Гоббс жил в эпоху английской революции ХУП в. Он был ярым врагом революции и поэтому задался целью теоретически обосновать абслютнэм, положив в овнову своего учения о государстве ряд ложных, априорных идей", И далее: "Гоббс сыграл известную роль в практической политике, выступая сторонником реставрации Стюартов как реакционер и контрреволюционер. Его теория государства имела ярко выраженный партийный характер - была сознательно приспособлена к защите интересов монархии (стр. 180). Чтобы не оставалось никаких сомнений на этот счет, на стр.193 Деборин пишет: "Гоббс был философом реставрации".

Государство. Государственные органы, функции государства. Формы правления

В-четвертых, в том, что через правильное решение вопроса о взаимосвязи чувственной и рациональной ступеней познания Гоббс приближается к верному пониманию предмета науки - закона: "наука есть знание связей и зависимостей фактов. Благодаря такому знанию, исходя из того, что мы можем сделать в данный момент, мы знаем, как сделать что-нибудь отличное от этого или сходное с этим в иное время, если таково будет наше желание". }

В-пятых, в том, что содержание науки - истину,Гоббс определяет как соответствие наших представлений вещам, тем связям и отношениям, которые существуют между предметами и явлениями в объективном мире. Так, в У главе "Человеческой природы" он пишет: "последовательность представлений в уме обусловлена тем порядком, в котором они следовали друг за другом в актах восприятия... соответственно тому случайному порядку, в котором мы видим или слышим вещи, способные запечатлеть эти представления в вашем уме". А дальше, в главе У1, он заключает: "очевидность, состоящая в сопровождении наших слов соответствующими представлениями, есть жизнь истины".

Вполне закономерно, что в недрах в основном метафизического, механистического метода органически (в пре-делах первой попытки) слитые эмпиризм и рационализм,индукция и дедукция своими объективными связями порождают элементы диалектики. Ведь существующее противопоставление материализма и идеализма, метафизики и диалектики, взятое в целом, не исключает в материалистических домарксистских системах существования таких элементов в их первоначальной, неразвитой форме. Это особенно верно для Гоббса, ибо не случайно Ф.Энгельс Гоббса, жившего в 16-17 вв., называет "первым современным материалистом (в духе ХУШ века)".1 В своем знаменитом фрагменте "К вопросу о диалектике1 В.й.Ленин указывал, что "всему познанию человека во-обще свойственна диалектика". Но в отличие от диалектического материализма, который включает в себя как свое основное содержание принципы, законы и элементы диалектики (в полном объеме) и их сознательное использование "основной бедой", недостатком метафизического материализма является "неумение применить диалектики К Вії-dertheorie (теории отражения), к процессу и развитию познания. Эта беда в полной мере была присуща и Гоббсу, ибо существование элементов диалектики в его теории познания им не было осознано. Потребовалась еще долгая история развития человечества и человеческого познания для того, чтобы вычленить, проанализировать и привести в стройную логическую систему все те принципы, законы и элементы, которые составляют содержание материалистической диалектики и дивдектмко-материалистнческой теории познания. Историческая заслуга в создании подлинно и единственно научной системы материалистической диалектики принадлежит классикам марксизма.

Существование в рамках метафизического, механистического метода Гоббса элементов диалектики создавало известное противоречие, которое отчетливо проявилось при реализации этого метода, как в общей материалистической философской системе, созданной Г.оббсом, так и в социологическом учении, выступающем как важнейшая составная часть этой системы. Система Гоббса строится как единая философская теория, призванная объяснить все существующее. Фундаментом всей философской теории Гоббса выступают - учение о материальности мира и его движении (движении как атрибуте материи) и принцип детерминизма (причинной обусловленности всех явлений).По своему содержанию она подразделяется на две взаимосвязанные части: философию природы и социологию. Это подразделение вытекает из определения предмета философии, которое дает Гоббс:"Предметом философии, иди материей, о которой она трактует, является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении сравнивать с другими телами, иначе говоря, всякое тело, в котором происходит соединение и разделение, т.е. всякое тело, происхождение и свойства которого могут быть познаны вами11. Задачей философии, пишет Гоббс, "является познание свойств тел из их возникновения или их возникновения из их свойств. Следовательно, там, где нет ни возникновения, ни свойств, философии нечего делать". Основываясь на втом определении предмета и задач философии, Гоббс решительно исключает из сферы науки теологию и все учения о сверхъестественном, стремясь положить конец притязаниям церкви на кон-троль в науке. Решая вопрос о структуре философии, Гоббс указывает: Философия распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, наталкивается на два совершенво различных вида последних. Один из них охватывает предметы и явления, которые называют естественными, поскольку они являются продуктами природы; другой - предметы и явления,которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей, и называется государством.

Политическая, религиозная реакция на "De Give и, и Leviathan "; реакция кембриджских неоплатоников, оценка гоббсовской теории прогрессивными мыслителями

Опубликование Гоббеом своей социологической теории с самого начала было встречено с большим вниманием аи-рокими кругами общественности как в Англии, так и в Европе. Однако, отношение к ней представителей различных кругов общества было в корне различным. Привержевщ феодальных порядков, да и многие клерикально настроенные идеологи буржуазии встретили учение Гоббса в штыки. Оппоненты Гоббса не утруждали, себя выбором средств борьбы. Было использовано все, и не в последнюю очередь клевета и различного рода низкопробные инсинуации. Об этом приеме, в частности, о приеме, который встретило опубликование -Левиафана», прекрасно написано в предисловии к трактату "О свободе и необходимости": "По эту сторону моря, кроме клеветы и грязи, которыми осыпали эту книгу в проповедях и частных собраниях, никто не напечатал ничего направленного против нее, кроме мистера Росса. Он, можно сказать, единственный, кто обладает такой ученостью, что может беспрерывно облаивать сочинения наиболее ученых авторов. Какой прием встретила книга по ту сторону моря, я не знаю, но католиками она, конечно, была принята с горенью..." Кроме Александра Росса ( Ross ), абердинца и преподавателя в Саутхемптоне, обвинившего Гоббса буквально во всех смертных грехах, с критикой Гоббса выступили Р.Вильеейн (1654), епископ Лаки (Lucy ) (1657 год), Жорж Лоусон ( Lawson ) (1657), Т.Пирс ( Pierce ) (1658), Джозеф Гленвиль (Gianvii .)11661), Самуэль Паркер (1670), Джон Эахард ( B«chard )(1672), Дж.Шефтос (1673), Дж.Темп-лер ( Tenpier )(1673), Роджер Кук (coke )(1660), Дж.УаІт-холл ( Whitehall)(1679) и некоторые другие. Все эти люди выступали против Гоббса и его социологической концепции, что называется по долгу службы и в борьбе против него их объединяли политические и религиозные интересы. Произведения их носили ярко выраженный негативный характер и какой-либо самостоятельной научной значимости не имели.

О характере и истоках подобных выступлений против учения Гоббса очень образно сказано в книге Георга Кру-ма Робертсона; "мамсберийский философ был пугалом прошлого века. ." Печать не остывала от полемики, и каждый молодой просвещенный деятель церкви хотел испытать силу своего оружия, нанося громовые удары по железной шапке Гоббса". Были и более умеренные противники гоббсовской теории, такие как Кдарендон (clarendon ), Шаррок ( sharro о ) и Тениеон ( Tenison ). Эти авторы выступили с критическими комментаторскими работами, посвященными Гоббсу, где пунктуально, глава за главой попытались поставить под сомнение всю социальную теорию, изложенную им в "Левиафане". Такого рода работами явились кларен-доновекая и Brief view and survey.., ..." ("Краткий взгляд и обозрение1 ) (1676 г.), BDe Pinibus et omciie " lap-рока (1673) И "The Creed of Mr.Hobbes r examined in & feigned conference between him and Student of Divinity", Тенисона (1670). Однако и эти работы не имели успеха. Организованной реакцией на гоббсовское учение явилось выступление кембриджских платоников. Отрицание Гоббсом божественной природы короля и королевской власти, стремление его воссоздать естественную историю развития человечества и человеческого общества, отрицавие божественнрй природы морали и отделение веры от знания, религии от науки, все это оскорбляло глубоко укоренившиеся предрассудки и представлялось опасным для бого-словствующих философов, или философствующих богословов того времени. В стремлении защитить религию, возродить средневековую схоластику и мистику, кембриджские платоники путем всяческих искажений и натяжек пытались сделать учение Гоббса "подозрительным и ненавистным в глазах общества". Основными представителями кембриджской школы были Генри Mop (More ) (1614-1687) и Ральф Кэдворс (cud-worth ( (1617-1688). В качестве своей философской платформы они использовади возрожденный ими идеализм Платона и реакционные моменты картезианства. 6 таких произведениях, как "Antidote gainet Atheism. ", н Entusias-mus Triumphatus и, "Immorality of the Soul " и Других, ГенрИ Мора, "The True Intellectual System of the Uni verse " Ральфа Кэдворса, с позиций философии Плато ва, при небрежном цитировании, осуществляется попытка опровергнуть теорию познания Гоббса, ревизовать его натурфилософию и восстановить религиозно-идеалистические представления в области социальной теории. Называя Гоббса атеистом (правда, не употребляя его имени прямо)7 Мор и Кэдворс пытаются отказать ему в праве на здравый смысл, выставить его как тщеславного "претендента в политике". Однако, в этом выступлении против Гоббса эти теологи-рационалисты действительно "ничего не сделали", чтобы утвердить на новых основаниях изжившие себя принципы религии и идеализма. Противники Гоббса в Англии, коль скоро гоббсовская социальная теория противоречила их жизненным интересах, не остановилась в борьбе с ней и перед крайней мерой: будучи не в силах теоретически ее опровергнуть, они попросту сожгли его произведения в Оксфорде, в 1682 году, ирония судьбы здесь проявилась в том, что подобный шаг противников социальной теории Гоббс предвидел много раньше. Передовые мыслители семнадцатого столетия, идеологи буржуазии, напротив, очень восторженно встретили произведения Гоббса, находя социальную теорию, изложенную в них, исключительно нужной и важной для нужд общественного развития.

Положительное влияние творческое развитие социальных проблей, поставленных социологическим учением Гоббса

Основатель английского утилитаризма Иеремия Бентам ( Bentbam ) (1748-183S) является откровенным последователем Гоббса. Так, например, идея исчисления удовольствия у него, основанная на измерении силы и продолжительности его, может быть обнаружена в работе Гоббса "О человеке", в коротком параграфе, названном "Сравнение благ". Идея эгоизма, как основы поведения, учение об удовольствии и страдании, сенсуалистический детерминизм, дедуктивный иетод на индуктивной (психологической) основе, переход от эгоизма к утилитаризму с помощью идентификации интересов и многое другое, все это было заимствовано у Гоббса и составляло основу всей теории утилитаризма Бентама. В общесоциологической части своего учения Бентам также не решается покинуть позиции Гоббса. Для него, так же кая и для Гоббса, существует первначальное состояние, естественное состояние, в котором находится изначально все человечество. Это состояние есть война, есть борьба за существование. Первобытные люди или "дикие" , как выражается Бентам, "находятся в непрестанной борьбе против голода, который иногда в несколько дней губит целые племена. Борьба из-за средств существования производит между ними жестокие войны и человек, подоб-но самым свирепым животным, преследует человека..." w Оценка состояния войны дается Бентамом также в гоббсов-ских выражениях; "Посмотрите,- пишет Бентам,- так же, что происходит в те страшные эпохи, когда цивилизованные общества почти совершенно возвращаются в состоянию диких. Я говорю о войнах... Каждый день войны влечет за собой неисчислимые бедствия". 2J Состояние войны или естественное состояние, по Бентаму, продолжает существовать до тех пор, пока первобытные люди не заключают между собою соглашения, обретающего характер и силу закона: "Но как скоро вы предположите существование между дикими какого-либо соглашения не прикасаться к добыче друг друга, то это будет уже признаком существования принципа, который и есть ни что иное, как закон . Хотя зачатки частной собственности, по Бентаму, обнаруживаются уже в естественном состоянии, но сама частная собственность в полном понимании этого слова возникает лишь после заключения договора, как результат действия порожденного им (или оформившего его) закона: "Собственность и закон,- говорит Бентам,- вместе родятся, вместе и умирают. Пока не было законов, не было и собственности. Уничтожьте законы, исчезнет и собственность". И здесь, как мы видим, Бентам не отклоняется по существу от Гоббса.Естественное состояние, говорит Бентам, это до-общественное состояние. Общество возникает вместе с заключением договора, с созданием законов (стр.339). Но что же такое общество? - "Общество,- пишет Бентам,- есть фиктивное тело, состоящее из индивидуальных лиц, которые рассматриваются ка - составляющие его члены.- Что же такое есть в этом случае интерес общества? - Сумма ивте-ресов отдельных членов, составляющих его". ; По Бентаму и... охранение, доставляемое законами, столько же содействует счастью хижин, как и безопасности дворцов".

Вполне по Гоббсу звучит и рассуждение Бентама о соотношении закона, права и свободы: "Установление прав,-пишет он,- наложение обязанностей, охранение личности, жизни, чести, собственности, средств к существованию и даже охранение самой свободы иначе невозможно, как в ущерб свободе . Это происходит потому, гфорит Вентам, что "Каждый закон есть нарушение свободы. .." Право и свобода по Бентаму, как и у Гоббса, выступают противоположностью: "гражданинине может приобрести право, не пожертвовав частью своей свободы". Но рядом с этим повторением Гоббса есть и различие. Йсли Гоббс постоянно доказывал естественное равенство людей, то Бентам, напротив, утверждал: "Неравенство есть естественное условие человеческой жизни. Подчиненность есть естественное состояние человека". И даже больше того: "Установление равенства,- писал он,-есть химера: возможно только уменьшение неравенства". Главный принцип, которым должно руководствоваться в своих действиях всякое правительство по Бентаму: "Наибольшее счастье наивозможно большего числа членов общества". "Это есть одновременно и главный принцип утилитаризма. Как идеолог английской буржуазии эпохи промышленного переворота, Бентам ратовал за счастье не всякого члена общества, а только - собственников, для которых он отстаивал свободу конкуренции. Для неимущих по Бентаму естественным уделом при всех условиях должен был оставаться тяжелый труд. Законодатель, писал он,"... должен охранять существующее разделение собственности. Это охранение называется правосудием и справедливо признается первой обязанностью законодателя". Это беззастенчивой и вульгарной пропагандой интересов буржуазии в противовес интересам широких народных масс Бентам заслужил 2) со стороны Маркса названия "гения буржуазной глупости". Учениками и пропагандистами утилитаризма Бентама являются Джемс Милль (МІН ) (1773-1836) и его сын Джон Стюарт Милль (mil )(1806-1873). Выступая сподвижником Бентама-Джемс.Милль одновременно признавал- oe&t -большим сторонником Гоббса. Во "Фрагменте о Макинтоше" ( Fragment on Mackintosh ) он писал о Гоббсе следующее:

Похожие диссертации на Социологическая концепция Томаса Гоббса и ее историческое значение