Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Гайсина Алсу Вахитовна

Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв.
<
Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв.
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Гайсина Алсу Вахитовна. Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Гайсина Алсу Вахитовна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»].- Уфа, 2014.- 207 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Институциональные основы благотворительности и общественного призрения 27

1.1. Нормативно-правовая база общественного призрения 27

1.2. Благотворительность как форма социально-культурной деятельности 50

Глава II. Государственно-общественная благотворительность 70

2.1. От Оренбургского приказа общественного призрения к земской благотворительности 70

2.2. Благотворительная деятельность земских учреждений 100

ГЛАВА III. Императорские попечительские учреждения 125

3.1. Уфимский попечительный о бедных комитет Императорского Человеколюбивого общества 125

3.2. Воспитательные и лечебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии 144

Заключение 169

Список использованных источников и литературы .

Благотворительность как форма социально-культурной деятельности

Громыко исследовали социальные отношения в крестьянской общине и обращали внимание на проблемы обеспечения «нетяглых, нетрудоспособных» членов крестьянских общин. М.М. Миненко, исследовавшая социально-политический и культурный облик сибирской деревни, рассматривала повседневную практику общинной крестьянской жизни сквозь призму обычно-правовых норм и представлений, бытовавших в XVIII – XIX вв. В связи с этим в ее работе затрагивались и вопросы взаимопомощи и взаимовыручки у крестьянского населения Западной Сибири и ряда территорий уральского региона1.

Таким образом, проблема благотворительности в советский период освещалась на уровне фрагментарных сюжетов и не была выделена для изучения в качестве самостоятельной проблемы.

В современной историографии исследуемая проблема характеризуется появлением большого интереса к ней. Эволюция общественного призрения представлена в исследованиях П.И. Нещеретнего, который дает развернутый исторический очерк истории благотворительности и социальной работы в России с древнейших времен до XX в. раскрывая их исторические и традиции2. Очерковый характер имеют также работы Л.В. Бадя, П.В. Власова3. Глубокий анализ как благотворительности в целом, так и отдельных аспектов благотворительной деятельности, историографии российской благотворительности проведен профессором Г.Н. Ульяновой1. Признанным ученым, изучающим историю благотворительности в России, является А.Р. Соколова2.

Особенностью историографии конца XX – начала XXI является всплеск интереса ученых к проблемам благотворительности и общественного призрения, вызванный необходимостью решения назревших в государстве и обществе социальных проблем. На научных конференциях, семинарах3 обсуждаются актуальные вопросы благотворительности, исторический опыт деятельности благотворительных учреждений, даются рекомендации для деятельности благотворительных организаций.

Историографический обзор литературы показывает отсутствие специальных исследований по теме благотворительности в Уфимской губернии. Между тем эта проблема представляет большой научный интерес, что объясняет выбор темы диссертационного исследования. Региональные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в исследованиях историков изучающих историю Башкортостана и Южного Урала. Деятельности Оренбургского приказа общественного призрения посвящено диссертационное исследование Е.Е. Задворновой, в котором автор особое внимание уделяет деятельности государственных и сословных органов призрения. По ее мнению на Южном Урале сочетание приказной и земской моделей призрения не оказало существенного влияния на основные показатели и динамику помощи. Благотворительные организации Южного Урала конца XIX – начала XX вв. рассматриваются в исследовании О.М. Мокроносовой. Призрение детей-сирот освещено в диссертации Сиренко Ю.В. Несомненно, все работы ценны, так как касаются вопросов оказания помощи нуждающимся и изучения имеющегося в России исторического опыта благотворительной деятельности. Однако, в указанных работах рассмотрены общие вопросы благотворительной деятельности на обширных территориях Южного Урала. На наш взгляд, необходимо углубленное изучение конкретных механизмов и систем попечения о нуждающихся, существовавших Уфимской губернии в дореволюционный период1.

Отдельные вопросы опыта государственной и земской благотворительности в Уфе и Уфимской губернии поднимали исследователи С.Г. Синенко и И.В. Нигматуллина2. Женские благотворительные организации освещены в работах Р.Н. Сулеймановой3. Земской медицине посвящена работа Г.Б Азаматовой4. Таким образом, в конце XX – начале XХI вв. возрастает актуальность изучения проблем благотворительности. Становление и развитие благотворительности в Уфимской губернии не стало предметом специальных исследований, однако в некоторых исторических исследованиях, посвященных социальной истории дореволюционной России и в частности социальной политике и законодательству самодержавия в пореформенный период, попутно затрагивались и проблемы благотворительности в губернии.

Историографический обзор показывает, что проблема диссертационного исследования на общероссийском уровне получила освещение в научной и публицистической литературе XIX – начала XX веков. Историки конца XX – начала XXI века, опираясь на исследовательскую базу дореволюционных ученых, продолжают исследование проблемы благотворительности, вводят в научный оборот ранее неизвестные источники, проводят систематизацию и теоретическое осмысление исторического опыта. Однако проблемы общественного призрения на примере Уфимской губернии не получили специального исследования.

Источниковедческая база исследования. Источниковедческий анализ проделан в фондах архивов Санкт-Петербурга и Башкортостана.

В Российском государственном историческом архиве (далее РГИА) исследованы документы фонда Императорского человеколюбивого общества (Ф. 768. Оп. 2). В деле 338 «О 50-летнем юбилее Уфимского попечительного о бедных комитета», находится редчайший источник, принадлежащий перу Уфимского губернского предводителя дворянства В.А. Новикова, состоявшего в 60 – 70-е годы XIX века в должности присутствующего члена Уфимского попечительного комитета о бедных.

В деле представлена рукопись В. Новикова и печатное издание «Очерк основания и 50-летней деятельности Уфимского попечительного о бедных комитета Императорского человеколюбивого общества» вышедшее в свет в 1871 году. Рукопись, была направлена в Совет Императорского человеколюбивого общества с просьбой о «напечатании оного в количестве 100 экземпляров». В целом рукопись дает обобщающую картину положения как самого попечительного о бедных комитета, так и положения в подотчетных комитету заведениях. В Совете рукопись подверглась правке редактора, а итоговый очерк был изменен по содержанию и появился в свет в строго официальной форме, лишенной каких бы то ни было авторских размышлений и оценок. Причиной столь критичного отношения к сочинению оренбургского дворянина стали, очевидно, его весьма нелестные характеристики в адрес многих руководителей уфимского отделения Императорского человеколюбивого общества.

Основные группы источников сосредоточены в Центральном архиве Республики Башкортостан (далее ЦИА РБ). Здесь для исследования диссертационной проблемы представляют интерес документы фондов И-1 «Оренбургское губернское правление», И-9 «Уфимское губернское правление», И-11 «Канцелярия Уфимского гражданского губернатора», которые содержат переписку приказа с различными местными учреждениями, казенной палатой, палатой гражданского суда, военного ведомства в основном по финансовым вопросам оборота денежных средств. Уфимская губернская управа получала ежегодные отчеты о деятельности благотворительных обществ.

Документы фонда И-132 «Уфимская губернская земская управа» отражают деятельность Уфимской губернской земской управы, где также преобладают отчеты о деятельности и финансовые документы благотворительных организаций и заведений, находящихся в ведении Уфимского земства.

От Оренбургского приказа общественного призрения к земской благотворительности

В царствование Елизаветы Петровны были приняты специальные указы по вопросам общественного призрения и осуществлены конкретные меры по улучшению благотворительной помощи и постоянного приюта немощным и крайне нуждающимся. Она повелела построить в губерниях богадельни, возложив их содержание на Статс-Контору. Предложила при этом учредить еще и дома для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников.

Императрица издает в феврале1748 года указ в котором за выдачу паспортов больным и престарелым крестьянам устанавливалось обложение «немалым штрафом» губернаторов и воевод. Это было сделано для того, чтобы противостоять стремлению многих помещиков избавляться от заботы о«прокормлении» своих крепостных крестьян, получивших увечье, больных или престарелых выдачей им паспортов для ухода в город для сбора милостыни. В указе предписывалось помещикам и прочим владельцам крестьян обеспечивать их содержание. Эти меры ограничивали наплыва нищих в города, а также усиливали ответственность их владельцев и высших представителей государственной власти за организацию призрения немощных, что было очень прогрессивно для того времени.

Особой заботой и вниманием Елизавета наделила увольняемых из армии раненых и увечных военнослужащих, по указу от13 января1760 года повелевалось строить специальные инвалидные дома во всех губерниях. «… до учреждения инвалидных домов, разослать в города и определить в богадельни, и ежели где в городах богаделен нет, то построить от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий в тех местах, где хлеб дешев, вновь деревянные без излишних украшений покои, наблюдая интерес только были бы по числу людей вместительны и зимой спокойны, а доколе оные построены будут, дать им в городах квартиры»1. Примером дальнейшего развития законодательства в сфере призрения нуждающихся являлся указ Петра III от 20 апреля 1762 г., положивший начало самостоятельному призрению душевнобольных: «Безумных не в монастыри определять, но построить на то нарочно дом, как то обыкновенно в иностранных государствах учреждены долгаузы»1.

Основным итогом государственной политики в области благотворительности и общественного призрения ко второй половине XVIII в. стало проявление значительного интереса к нуждам самых незащищенных слоев населения, как женщин и детей, стариков и больных оставшихся без попечения. Приоритетными направлениями политики того времени были борьба с нищенством, создание закрытых учреждений для сирот и (богадельни и детские дома, исправительно-трудовые заведения (смирительные и прядильные дома). Несмотря на положительные стороны законодательства того времени в сфере благотворительности, это были единичные указы, инструкции, регламенты, которые показывают скорее отсутствие комплексного подхода и вследствие чего низкую результативность принимаемых мер в решении проблем нуждающихся.

Завершающим этапом оформления государственной политики в сфере благотворительности и общественного призрения стал конец XVIII – начало XIX вв., когда были учреждены первые специальные государственные органы призрения нуждающихся. Согласно «Учреждению для управления губерний» 1775 г. создаются Приказы общественного призрения, призванные заниматься народными школами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, смирительными домами на местах, в губерниях. Еще до принятия «Учреждений о губерниях» 20 апреля 1781 г., Сенатским указом Екатерина II призвала общество помогать делу призрения, то есть «установлениям общественного призрения дозволяется принимать от доброхотных к благим установлениям людей подаяния, что кому рассудится»1. Был узаконен так называемый «кружечный сбор», для помощи неимущим устраивалось собирание милостыни в кружки, с разрешения местной администрации. Смягчается законодательство против нищих, общее управление делами благотворительности возлагается на Сенат. В 1763 году в Москве, а в 1770 году в Санкт-Петербурге открываются Воспитательные дома «благотворительные закрытые учебно-воспитательные учреждения, в которые принимали подкидышей, детей, рожденных вне брака, и законнорожденных оставленных родителями по бедности»2. В 1764 г. Екатерина II учреждает «Общество воспитания благородных девиц» в Петербурге. Именно тогда было положено начало образованию и воспитанию будущих матерей. Их воспитание и образование – одна из главных задач государства, так как мать является самым первым учителем и наставником ребенка. Те наставления и уроки, которые он получает в первые годы жизни от своей матери, во взрослой жизни для него станут путеводной звездой.

В правление Екатерины II создается система общественных организаций, занимающихся благотворительностью, объединившая всех участников призрения, начиная аппаратом управления, заканчивая самими призреваемыми. Нищенство окончательно осуждается и объявляется вне закона. Основным средством искоренения нищенства становится трудовая деятельность. Определяются категории нуждающихся и способы помощи, разрабатывается единая система управления общественным призрением. Все эти меры имели большое значение в развитии благотворительности в России.

Благотворительная деятельность земских учреждений

Таким образом, было организовано управление и финансирование деятельности Оренбургского приказа общественного призрения, основной целью которого было создание, обустройство и содержание богоугодных заведений.

В 60-е гг. XIX в. ведущую роль в развитии торговли и промышленности начинает играть новая кредитная система, главное место в которой занимал Государственный банк Российской империи, он был создан на основании Указа Александра II, от 31 мая 18601.

Для реализации единой финансовой политики на обширной территории Российской империи Государственный банк открыл местные отделения и конторы, организовал систему сберегательных касс по казначействам, способствовал деятельности ряда частных банков коммерческого кредита, городских банков и сберегательных товариществ в различных регионах. В 1865 г. открылись Вятское, Уфимское и Екатеринбургское отделения государственного банка (постепенно, в виду расширения объема выполняемых операций, часть из них преобразовались в конторы), в 1866 г. – Оренбургское, 1870 – Пермское. Вследствие этого приказы изжили себя как кредитные учреждения (Таблица 6). Они лишились важнейшего источника финансовых средств. Теряя свои финансовые основы, приказы теряют и свою ведущую роль благотворительных организаций в губерниях. На большей части России заведения приказов переходят в ведение земств. заведений Приказа на территории вновь созданной губернии, было сосредоточено на призрении нуждающихся, выраженном в помощи деньгами и решении возникших проблем. В Уфимской губернии в этот период действует Уфимский приказ общественного призрения, который продолжал деятельность бывшего Оренбургского приказа. В 1874 г. издается указ «О применении Положения о земских учреждениях к Уфимской губернии»1, в результате дела и имущества Оренбургского приказа общественного призрения были приняты губернской управой Уфимского земства.

Таким образом, за все время существования Оренбургского приказа общественного призрения прослеживается 2 периода его развития: первый с момента образования и до начала Великих реформ. В это время его структура и функции мало отличалась от аналогичных структур в других губерниях; во второй период, в 60-е гг. XIX в. приказ действовал в новых экономических и социальных условиях. Изменились принципы его финансирования, стал более демократичным состав руководства, изменилась нормативно-правовая база, в губернии с каждым годом увеличивается число частных и общественных благотворительных организаций. Что в свою очередь делало необходимым изменение статуса приказа общественного призрения, состав правления и методов работы.

Приказы общественного призрения создали основу для формирования общественного интереса к такой важной для общества деятельности как благотворительность. Во второй половине XIX в. дело благотворительности берет в свои руки земство, благодаря подготовленной приказами почве, получает поддержку со стороны общества и продолжает развивать доставшиеся от них заведения. Земское начальство не слишком высоко оценивало деятельность Приказов: «приняв в свое ведение эти мертвые, плохо оборудованные корпуса, земство вдохнуло в них творческий дух жизни. Оно разсеяло легенды о страшных «желтых домах» и больницах и приучило население к врачебно – санитарному персоналу, уничтожив дореформенный тип врача, которого боялось население и не доверяло ему. Это была моральная реформа земства в наследии приказа общественного призрения»1 В тоже время одной из положительных сторон деятельности приказов стало пробуждение интереса общества к делу призрения, а после реформ 1860-х гг., частные благотворительные организации во много раз превысили число государственных.

Оренбургский приказ общественного призрения был первой благотворительной организацией Оренбургской губернии в дореформенный период. Он координировал деятельность других учреждений социальной помощи. Опыт его работы послужил основой для становления и развития новых форм благотворительности.

Воспитательные и лечебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии

Целью попечительства было содержание детей в чистоте, сытыми, одетыми и обутыми. Например «стол состоял из обеда в два блюда, ужина и чая два раза в день. К обеду ужину и чаю хлеб и горячая пища отпускались детям без ограничения какими-либо порциями»2.

Обучение детей, содержащихся в приютах проходили в городских учебных заведениях, в городском училище и приходских училищах. В зависимости от положения ребенка, платно или бесплатно, учебный инвентарь для бедных также покупался на деньги приюта.

В 1898 г. «обязанности законоучителя безплатно отправлял в женском приюте почетный член Попечительства священник Константин Андреевич Миславский, а обязанности казначея действительный статский советник Николай Александрович Гурвич.

Обязанности врачей при приютах безплатно несли: штатный ординатор губернской земской больницы коллежский советник анатолий Львович Нагибин и помощник губернского врачебного инспектора, статский советник Захарий Яковлевич Англин»3.

Финансовое положение приютов зависело от доходов получаемых заведениями призрения сирот, это в основном членские взносы попечителей и проценты от капиталов попечительства, а также пожертвования по случаю праздников, на доходы от благотворительных спектаклей, кружечных сборов, пособия от общественных учреждений города и земства. Расход составлял учреждений императрицы Марии за 1898 год. – С.2. содержание призреваемых, уход за заведениями, жалование служащих и прислуги.

Из года в год росло количество призреваемых, а также доходы и расходы попечительства на содержание сирот. Отсутствие больших денежных вливаний, копившиеся годами долги в итоге дают возможность говорить о том, что приюты существовали в убыток.

Остаток на следующий год 19016 Источник: Отчет о деятельности Уфимского губернского попечительства о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии за 1897 г. – Уфа: Типография губернского правления, 1898. – С. 5; Отчет о деятельности Уфимского губернского попечительства детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии за 1911 г. – Уфа: Губернская электрическая типография, 1912. – С.39.

Кроме обучения детей грамоте, Уфимское губернское попечительство, заботясь о дальнейшей судьбе призреваемых, а особенно по выходе их из приюта, старалось более развить деятельность мастерских при приютах, так что в мужском приюте хорошо действовали: столярная, сапожная и переплетная мастерская, под руководством опытных мастеров»1. Во время каникул мальчики могли проходить практическое обучение занятиям садоводства, огородничества и пчеловодства. Первоначальные практические занятия стали причиной того, что город отдал приюту под сад и огород, значительные площади, которые могли в будущем обеспечивать приют продуктами собственного производства. Получаемый урожай приносил доход, так как шел как на нужды школы, таки на продажу. К 1911 г. количество угодий приютов составило 47 десятин земли, а доход только с огородничества составил 416 руб.

Девочки из приюта занимались рукоделием: вязанием, вышиванием, а также велась подготовка портних и закройщиц. Некоторые девочки работали на чулочных машинках и в сапожных мастерских при приюте. Было принято решение наиболее способных девушек оставлять в этих мастерских как мастериц за умеренную плату, чтобы они могли учить девочек из приюта и таким образом зарабатывать себе на жизнь. Ремеслами занимались только самые способные из девочек, остальные учатся готовить еду и исполнять домашние обязанности, чтобы иметь знания для поступления в кухарки и горничные. Как содержание, так и дальнейшая судьба призреваемых детей имела большое значение для попечителей данных заведений и для воспитания и образования делалось все возможное.

Под руководством Уфимского губернского попечительства о детских приютах в Уфимской губернии действовали уездные попечительства. В 1901 г. были высочайше утверждены доклады главноуправляющего Ведомства учреждений императрицы Марии графа Протасова-Бахметева об открытии приютов для детей в городах Белебее, Мензелинске, Бирске, деревне Ямской Бирского уезда, в Бугульминском уезде, с. Катав-Ивановском и других.

В 1900 г. было открыто Бирское уездное попечительство детских приютов, еще до открытия этого Попечительства, местные жители в целях борьбы с неурожаем 1898 г. открытии приют, в котором к 1901 г. призревалось 11 мальчиков. Воспитанники получали начальное образование и обучались портняжному и столярному ремеслам. Желая упрочить положение приюта и обеспечить ему дальнейшее существование попечители приняли решение о ходатайстве в Ведомство для принятия его в Бирское уездное попечительство. Ходатайство было удовлетворено1.

Крестьяне села Катав-Ивановского в 1897 г. передали Попечительству дом с надворными постройками для устройства в нем приюта, а князья Белосельские-Белозерские взяли на себя ответственность давать на содержание приюта субсидию в 600 руб.2

Крестьянин Иван Кузнецов пожертвовал Уфимскому губернскому попечительству детских приютов принадлежащий ему дом в деревне Ямской, для того чтобы в этом доме мог разместиться детский приют, капитал 5 000 руб. на содержание и 300 руб. на первоначальное обустройство приюта. Сельский сход также обязался содержать приют на 150 руб. ежегодно3.

Деятельность Уфимского отдела попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых, открытого в 1902 г., сводилась к содержанию единственного в губернии училища глухонемых.

В Положении «О состоящем под Августейшим покровительством Их Императорских Величеств Попечительстве Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых» перед попечительством ставились следующие цели: «Попечительство имеет целью попечительство глухонемых всех возрастов

Похожие диссертации на Благотворительность в Уфимской губернии в XIX - начале XX вв.