Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Нагайцева Нина Дмитриевна

Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект
<
Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нагайцева Нина Дмитриевна. Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Улан-Удэ, 2002.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/295-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Государственно-общественное призрение в России и в Забайкалье в

первой половине XIX века 15

1.1 Государственная политика в области призрения в первой половине XIX века в Забайкалье 15

1.2 Общественная и частная благотворительность в первой половине XIX века 40

1.3 Благотворительность по отношению к конфессиям и конфессиональная благотворительная деятельность в первой половине XIX века в Забайкалье 53

Глава 2. Благотворительность в Забайкалье (вторая половина XIX века) 73

2.1 Социальная благотворительность Забайкалья в свете буржуазных реформ 60-х годов XIX века 73

2.2 Общественная благотворительность в Забайкалье во второй половине XIX века 89

2.3 Конфессиональная благотворительность в Забайкалье во второй половине XIX века 118

2.4 Частная благотворительность в Забайкалье в 60-90 гг. XIX века 149

Заключение 176

Примечания 186

Библиография 194

Приложение 215

Введение к работе

Актуальность темы. Интерес к изучению социальной истории России обусловлен процессом реформирования российского общества, его политической либерализации. Исследование социально-экономического и социо-культурного развития Руси-России в ІХ-ХХ в.в., строительства Российского государства и его социальных институтов, характер и степень их связи с формирующимися структурами гражданского общества, практика модернизации социально-политического строя и социально-экономического уклада России способствует переосмыслению значения общечеловеческих и нравственных ценностей, в том числе сострадания, милосердия и их роли в гуманизации межчеловеческих отношений. Именно поэтому проблема дальнейшего развития системы государственной и общественной благотворительности в новых условиях актуальна на сегодняшний день.

Изучение дореволюционного исторического опыта развития государственной и частной благотворительности предоставляет нам возможность ее использования и требует придания ей государственного статуса. Степень разработанности проблемы (историография)

История благотворительности - одна из самых малоисследованных проблем в отечественной историографии. Один из первых светских подходов к данной проблеме отражен в работе А.Стога (СПб., 1818). * Он впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода, начиная с ранних страниц российской истории X -XI вв., к проблемам помощи и поддержки нуждающихся. В.О. Ключевский в статье «Добрые люди Древней Руси» приводит примеры разной помощи всем нуждающимся и говорит о начале государственного подхода к этой проблеме2.

Стог А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы. Т. 1-М., 1994.-С.6-31. Ключевский В,О. Добрые люди древней Руси // Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М, 1990.-С.450-455.

На рубеже XIX - начала XX вв. были сделаны первые попытки обобщения исторического опыта в этом направлении и теоретического его осмысления. Это было связано с инициативой государственных органов по реформе системы призрения и благотворительности в стране, т.к. необходимость в ней назрела ко второй половине 90-х гг. XIX века.

Е.Д. Максимов3 в своих работах обобщил и описал опыт органов местного самоуправления (земств, городских дум) в области призрения и благотворительности в пореформенное время (60-е - 70-е гг. XIX в.) и осветил процессы благотворительности, происходившие в России в условиях демократизации, которые могут быть созвучны с современными процессами в этой области. Появилась целая серия работ историков, раскрывающих различные виды помощи в отношении тех или иных групп нуждающихся. Это работы В. Боцяновского4, С. Рункевича5.

В 1898 году Собственная Е.И.В. канцелярия по учреждениям императрицы
Марии совместно с Департаментом здравоохранения Министерства
внутренних дел провела анкетирование по губерниям России для выявления
объективной картины состояния благотворительной деятельности

государственных и общественных органов призрения. Результаты обработки анкет были опубликованы в трех томах отдельным изданием в 1900 году6. Однако, в этом издании нет сведений о благотворительных учреждениях Восточной Сибири и Забайкалья. Общесибирские данные о благотворительности, рассеянные по изданию, включены в общие цифры. В том же году вышел фундаментальный коллективный труд о

Максимов Е.Д Очерк земской деятельности в области общественного призрения.// Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России.-СПб., 1994.-С. 29-43; Он же. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся.- СПб., 1907; Он же. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы. T.I. - М, 1994. -С.9-29.

4 Бощшовский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного Креста. //Антология социальной работы. Т. 1, -М, 1994.-С. 164-171; Он же. Князь В.Ф. Одоевский//Антология социальной работы. Т. 1, -М, 1994.-С. 133-141.

s РункевичС. Приходская благотворительность в Петербурге//Антология социальной работы. Т. 1,-М., 1994.-С. 94-108; Рункевич С. Московские городские попечительства о бедных в 1898 году. - СПб., 1900. - 10 с. 6 Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1-3. - СПб.,1900.

благотворительность в России . В нем дан общий обзор всех видов благотворительности с X по XX вв., обращено внимание на роль государства в ее организации. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX - начала XX вв., посвященные церковноприходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи и частной благотворительности. Исследования церковно-приходского призрения содержатся в известных трудах В. Андерсона, А. Попкова, И.Прыжова,

А.Раевского, В.Дерюжинского . Характерно, что ими изучались как само направление, так и частные аспекты проблемы благотворительности и история приходского призрения в отдельных местностях и городах.

Сибирская историография о благотворительности второй половины XIX в. носит локальный характер, примером тому служит справочное издание С. Соболева9. В Забайкалье заявленная нами тема долгое время не вызывала особого интереса исследователей, публикации по вопросу благотворительности носили отрывочный и информационный характер и ограничивались краткими сведениями о частных пожертвованиях публикуемых в "Иркутских губернских ведомостях", "Иркутских епархиальных ведомостях", "Забайкальских епархиальных ведомостях" в разделах "Хроника" и «Заметки».

Определенный интерес представляет работа известного юриста, этнографа
В.В. Птицына, который приводит ряд примеров купеческой

благотворительности в главе «Кяхта, ее торговля и купечество» в книге «Селенгинская Даурия» (1894 год)10. Авторы перечисленных работ касались сибирской тематики лишь в контексте собственных исследований.

7 Благотворительность в России: история государственной, общественной и частной благотворительности в России. -СПб., 1900.

8Андерсон В. Несколько цифр из деятельности церковно-приходских попечительству/ Антология социальной работы. В 5 т, Т.1. История социальной помощи в России. -М, 1994. - С.89-94; Попков А. Жизнь и труды принца Петра Григорьевича Ольденбургского.- СПб., 1885. - 184 с; Он же. Упадок православного прихода в XVIII и XIX в.: Историческая справка. -М, 1899,- 163 с. ;ПрыжовИ. Нищие на святой Руси.// Антология социальной работы. В 5 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии. - М, 1995.- С. 9-19; Дерюжинский В. Общественное призрение у крестьян// Антология социальной работы. В 5 т. Т.1. История социальной помощи в России. - М., 1994. - С. 49-54,

9 Соболев С. Благотворительные учреждения Томской губернии.-Томск,1895.

10 Птицын В.В.Селенгинская Даурия.Очерки забайкальского края.-СПб, 1896. - 306 с.

6 В советский период 1917 - 90-е годы XX века, отношение к благотворительности, как форме общественного призрения изменилось. В толковом словаре С. П. Ожегова11 об этом сказано так: «Благотворительность становится не нужной ни кому и считается пережитком старого общества». Теперь изучается исторический опыт социальной помощи и защиты и он рассматривается историками с марксистских позиций, где прошлое интерпретируется в контексте идей классовой борьбы. Историки еще обращались к анализу предшествующей практики защиты и поддержки

1

нуждающегося населения, но критически . Системное исследование дореволюционного российского опыта социальной помощи и поддержки населения начинается в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века. Первые шаги в осмыслении дореволюционного исторического опыта прошлого в социальной помощи были сделаны в работах Я. Щапова13, Л. Бади14, П. Нещеретного . Большой вклад в исследование темы благотворительности в России внес П.В.Власов16, А.Н. Фролов17, П.А. Бурышкин18.

Сборник статей "Торговля и предпринимательство в феодальной России» содержит разнообразные материалы о жизни русского города XVIII-XIX вв,, которые характеризуют некоторые формы благотворительности гильдейского купечества в России . В эти годы выходит «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири» , в которой сосредоточены сведения о

11 Ожегов СП. Словарь русского языка. -М., 1984. - С. 320.

12Черных А.В, Торговые связи Монголии и Восточной Сибири. - Иркутск, 1926; Солоний Л.А. Крупная

буржуазия Забайкалья в конце ХГХ - начале XX вв.// Некоторые вопросы расстановки классовых сил накануне

и в период Великой Октябрьской революции. - Томск, 1976; Солопий Л. А., Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия

Забайкалья в конце ХГХ-начале XX вв..//Из истории Сибири. Вып. 17. -Томск, 1975; Солопий Л.А. Крупная

буржуазия Забайкальской области в ХГХ веке. Автореф. дисс. на соиск. степ. канд. ист. наук. - Томск, 1978.

1 Щапов Я.Н. Благотворительность дореволюционной России: Национальный опыт и вклад в

цивилизацию//Россия в XX веке. Историки мира спорят. -Л., 1994. -С.335-339.

н Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993. -134 с.

15 Нещеретный П.И Исторические корни развития социальной работы в России // Актуальные проблемы

состояния и перспектив социальной работы в России. -М., 1992. - С. 20-25; Он же. Исторические корни и

традиции развития благотворительности в России. -М, 1993,-106 с.

' Власов П.В. Обитель милосердия. - М, 1991; Он же. Благотворительность и милосердие в России. - М, 2001

- 443 с.

17 Фролов А.И. Основатели российских музеев.- М., 1991. - 80 с.

18 Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары./Вступ. ст. комментарий Т.Н. Ульяновой., М.К. Шацилло. -
М, 1991.-352 с.

19 Торговля и предпринимательство в феодальной России. Под ред. Л.А. Тилюшиной. - М., 1994. - 304 с.

20 Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4-х Т.- Новосибирск, 1994-1995.

купеческих династиях и отдельных предпринимателях Сибири и купцов Забайкалья. По истории российской и сибирской благотворительности имеется ряд работ современных авторов . В том числе монографии В.Г. Афанасьева и А.Р. Соколова , Е.П. Хорьковой . Благотворительности Забайкалья, купцам-меценатам в 80-е -90-е годы XX в. были посвящены исследования МА. Белокрыса (о Г.А. Шевелеве)24, В. Бараева (о купеческой династии Кандинских) , О. Хавкина (о братьях - предпринимателях Н.Д. и М.Д. Бутиных) . Интересны статьи В.В. Гапоненко (1996) и В.В. Гапоненко в соавторстве с Е.В. Вагановой . Сведения о благотворительных акциях тайши Баргузинской Степной думы Сахара Хамнаева отражены в монографии Е.В. Вагановой . Благотворительность и меценатство первой половины XIX века стали предметом диссертационного исследования И.Ю.Замулы30. Истории градостроительства Верхнеудинска и благотворительности посвящена монография В.К. Гурьянова \ Отрывочные сведения о частной купеческой благотворительности в Забайкалье в XIX веке приводятся в отдельных публикациях Б.Э. Раднаева32, СМ. Малахировой33, Т.В. Паликовой34.

21 Предприниматели и предпринимательство Сибири. (XVIII век-начало XX вв.). -Барнаул, 1995.; Российское купечество от средних веков к Новому времени. Тезисы докл. науч. конф. 1993 г.- М., 1994; Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в.- М, 1997; Купечество в России XV - середина XIX века.- М, 1997; Должиков В.А. М.А. Бакунин о социально-психологическом облике сибирского купечества (50-60-е гг. XIX в.)// Предпринимательство в Сибири.- Барнаул, 1994,- С. 83-87; Разгон B.H. Менталитет сибирского купечества в XVIII - первой половине XIX в. // Предпринимательство в Сибири. -Барнаул, 1994.- С. 10-16; Ноздрин Г. Меценаты Сибири.// Земля Сибирь.- 1992- № 3- С. 52-59; Елфимов Л. Купцы-меценаты// Земля сибирская, дальневосточная.- 1992,- № 9-10.- С. 24-25 и др.; Мешалкин ПН. Благотворительность в Сибири: опыт, уроки (вторая половина XIX в.) // Современное российское общество.-Красноярск, 1995.- С. 393-397; Он же. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей.- Красноярск, 1995; Душин Ю.С. Иркутский благотворитель // Иркутская старина.- 1994.-Вып. 2,- С. 26; Ковалева А. Иркутский благотворитель // Земля Иркутская.-1996,- № 5,- С. 25-29 и др. 22Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России; историографические аспекты проблемы. - СПб., 1998.

23 Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. - М., 1998.- 496 с.

24 Белокрыс М.А. Друг наш старинная книга. - Улан-Удэ, 1980.- 80 с.

25 Бараев В. Древо: Декабристы из семейства Кандинских. - М., 1991,-250 с.
16 Хавкин О. Дело Бутиных. - Чита, 1994.-180 с.

37 Гапоненко В.В. Верхнеудинские меценаты./ Улан-Удэ в прошлом и настоящем. - Улан-Удэ, 1996.- С. 42-54

28 Гапоненко В.В., Ваганова Е.В. В.К Кюхельбекер в социокультурной среде Баргузина // Баргузин: страницы
истории. - Улан-Удэ, 2001.- С.57-84

29 Ваганова Е.В. В.К. Кюхельбекер на поселении в Сибири (1836-1846). - Улан-Удэ, 2001,- 167 с.

Замула И. Ю.Дела купеческие заботы отеческие // Правда Бурятии. -1997, 3 дек.. - С.5.; Она же. Городская культура и общественный быт Верхнеудинска (1875- февраль 1917гг) -Иркутск, 2001.- 208 с.

31 Гурьянов В.К. По Большой, Большой Николаевской. - Улан-Удэ, 1998.-157 с.

32 Раднаева Б.Э. Из истории Забайкальского купечества. - Улан-Удэ, 1997.

33 Малахирова СМ. Благотворительность и меценатство купечества Забайкалья.// Музей истории Бурятии им.
М.Н. Хангалова. Сб. статей. Вып. 2 - Улан-Удэ, 1999.- С. 27-30

Благотворительность в этих работах изложена в контексте исследований авторов.

В монографии О.Е. Наумовой35 одна глава посвящена просветительской и благотворительной деятельности Иркутской епархии первой половины XIX в.. В работе читинского историка В.И. Косых36 отражена церковная благотворительность в Забайкалье. А А.В. Дулов своим трудом существенно дополнил картину истории православия на территории Восточной Сибири. В исследованиях фрагментарно освещена и благотворительная деятельность

Г.А. Бочанова, Л.М. Горюшкин, Г.А. Ноздрин (2000г) проанализировали динамику и соотношение форм филантропии, её национальные и региональные особенности и ее основные результаты . Документальную историю г. Читы дает в своей книге В.Г.Лобанов39.

В указанный период было защищено несколько диссертаций, в которых отдельными главами включены материалы о благотворительности русских купцов40. В автореферате И.А. Щукина41 отдельной главой выделен материал, посвященный благотворительности и меценатству купцов указанного региона.

Сведения об истории и культуре Западного (Бурятии) и Восточного (Читинской области) Забайкалья содержатся в многотомном труде «История Сибири»42 2 и 3 тома, «Очерки истории культуры Бурятии» т.1, но, к сожалению, в них (по известным причинам) нет материалов о благотворительности. Есть некоторые разрозненные сведения о культурных

34 Пашкова Т.В. Культура городов Прибайкалья (вторая половина XIX века-1917).-Улан-Удэ,
1999.-118с.

35 Наумова О.Е. Иркутская епархия XVTI - первая половина ХГХ вв. - Иркутск, 1996. -208 с, ил.

Ъ6 Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. - Чита, 1999. -196 с.

37 Дулов А.В. Русское православие: очерк истории.-Улан-Удэ, 2000.- 303с.

38 БочановаГ.А., Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй
половине XIX- начале XX в. - Новосибирск, 2000. - 221с.

39 Лобанов В.Г.Старая Чита - Чита, 2001. - 443 с.

40 Судакова О.Н. Культура русского купечества 20-х гг. XVIII - начала 60-х гг. XIX в. Автореф. дис. на соис.
уч. степ. канд. культ, наук.- СПб., 1998.- 24 с.

41 Щукин И.А. История купечества и культуры Восточной Сибири. Формирование и социальное положение.
Автореф. дисс. на соис. уч. степ. к.и.н. -М., 2000.- 26 с.

42 История Сибири с древнейших веков до наших дней. В 5 т. Т.2, Сибирь в составе феодальной России. - Л.,
1968. - 538 с; То же. Т.З. Сибирь в эпоху капитализма. - Л., 1968. - 538 с.

430черки истории культуры Бурятии. В 2 т. Т.1. -Улан-Удэ, 1972,-676 с.

начинаниях общественности Бурятии. В монографии СЮ. Даржаева44 приведен ряд примеров благотворительной деятельности бурятских тайшей и инородческого населения.

На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к изучению благотворительности как социального явления, а немногочисленные изданные монографии и ряд статей в научных сборниках и периодической печати, носят общий характер и не могут показать системное развитие этого феномена в Сибири и в Забайкалье.

Целью исследования является изучение благотворительности как социального феномена, социального двигателя общественной культуры Забайкалья на протяжении XIX века. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Выстроить структуру государственного, общественного и частного призрения в дореволюционной России в целом и в Забайкалье, в частности; 2. Рассмотреть деятельность местных органов самоуправления, общественных организаций и частных инициатив Забайкалья в области благотворительности в XIX веке; 3. Воссоздать на основе печатных и архивных источников неизвестные страницы истории государственной, общественной и частной благотворительности в Забайкалье и раскрыть ее особенности в XIX веке; 4. Выявить формы благотворительности, получившие наибольшее распространение и развитие в Забайкалье в XIX веке; 5. Показать в историко-культурном контексте взаимосвязи государственной, общественной и частной благотворительности в Забайкалье в указанный период.

Объектом диссертационного исследования является система

государственного, общественного призрения и частная благотворительность в России XIX века.

ДаржаевС.Ю. Степные Думы - органы самоуправления бурят в российском государстве (1822-1904гг.)-Улан-Удэ, 2001.-139 с.

Предмет исследования: Реализация государственной политики через деятельность общественных организаций и частная инициатива в области благотворительности в Забайкалье в XIX веке.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX в. от начала реформ Александра I (1802-1804), касающихся государственного управления -создания Министерств, в том числе ведающих организацией и государственным контролем за деятельностью институтов здравоохранения и благотворительных организаций в стране. До конца XIX века (1900-1905 гг.) -времени, когда намечалась реформа существующей в стране системы благотворительности, которой не суждено было осуществиться ввиду сложившейся политической ситуации (буржуазная революция и русско-японская война 1905 г.; 1-ая мировая война 1914-1917 гг.; Февральская и Октябрьская революции 1917 года). Состояние благотворительности в указанные годы (1905-1917 гг.) - это тема отдельного исследования, т.к. она складывалась в особых условиях и имела специфические формы.

Территориальные рамки исследования охватывают Забайкалье (Западное и Восточное) и являются достаточно условными. Это связано со следующими обстоятельствами. По реформе М.М. Сперанского 1822 г. вся Сибирь делилась на два генерал-губернаторства Западносибирское и Восточносибирское. С 1851 года из состава Восточно-Сибирского генерал-губернаторства выделяется самостоятельная Забайкальская область, включающая Баргузинский, Верхнеудинский, Нерчинский округа и Кяхтинская канцелярия. В 1884 году с образованием Приамурского генерал-губернаторства, Забайкальская область со всеми структурными подразделениями вошла в его состав.

Природно-географические условия края. Площадь современного Забайкалья составляет 431,5 тыс. кв. км. В разные промежутки времени (XIX в.), описываемого нами, она была различна, в силу изменения ее административных границ, и достаточно условна, т.к. точного обмера не существовало. Забайкалье находилось в разных географических и климатических поясах: С севера она обрамлялась горными массивами

11 Баргузинским и Яблоновым, с юга Саянским (Хамар-Дабан) хребтами. В центральной части она представлена лесостепями, а в южной части - степями (Боргойская, Даурская, Агинская и т.д.).

Климат Забайкалья в большей части суровый, резкоконтинентальный. Температура колеблеться от +35 до - 40 градусов, среднегодовая температура 3 градуса. Территория пригодна для земледелия. Суровый климат, близость границы с Китаем и Монголией, протяженность и сложность путей сообщения сыграли главную роль в выборе хозяйственной и торгово-промышленной деятельности населения (промыслов, промышленности и торговли). Особенность климатических условий Забайкалья влияла на уклад жизни населения. Сельско-хозяйственная деятельность приходилась на знойное короткое лето, а торгово-промышленная - на зиму, когда замерзали водные артерии и превращались в дороги, действовала зимняя Верхнеудинская ярмарка, шла «растаможка» товаров в Кяхте и Сретенске. Тогда оживлялась жизнь городов и сел Забайкалья, проходили большие праздники и создавались условия для благотворительных акций45.

Методологической основой диссертации являются материалистический (формационный) и цивилизационный подходы. Используя первый, мы смогли определить зависимость развития системы государственной и общественной благотворительности от экономического и политического состояния России в первой половине (феодализма) и второй половине (капитализма) XIX века. Второй подход дал нам возможность выявить особенности развития различных форм благотворительности в Забайкалье и связать их с климатическими, географическими, демографическими и геополитическими характеристиками края. Используемые нами подходы при изучении темы диссертации предопределили комплексное применение методологических принципов: диалектический, историко-системный,

объективности, толерантности.

Энциклопедия Забайкалья. Т. 1. Общий очерк. - Новосибирск: 2000, С. 13-15

Методы исследования: При работе над диссертационным исследованием автор использовала общенаучные методы: аналитический (поиск, отбор материала, его реферирование и аннотирование); синтетический (обобщение собранного материала, его научная организация); аналитический (систематизация и анализ материала).Исторические методы: датировки исторических фактов; идентификации; хронологический метод.

Положения, выносимые на защиту: 1 .Создание государственной системы управления благотворительностью в России означало отказ от религиозного понимания призрения, нищенствования и милосердия. Осуществляется нормативное регулирование деятельности органов государственного общественного призрения.

2.Благотворительность в Сибири и Забайкалье в XIX веке реализовывалась по тем же направлениям, что и в Центральной России, но имела свои особенности, исходящие из территориальных (удаленность), геополитических (близость границ и наличие пограничных войсковых соединений), национальных (этнографических), географических и климатических, демографических (наличие переселенцев, каторжных и ссыльных).

3.Развитие промышленности и торговли Забайкалья стимулировало частную благотворительную деятельность по отношению к образованию и просвещению, способствовало вовлечению частных капиталов в различные благотворительные акции.

Источниковедческую базу диссертации составили законодательные и нормативные акты, делопроизводственные опубликованные и неопубликованные документы архивов РГИА, НАРБ, ГАИО, ГАЧО, мемуарная литература, периодическая печать. Источники, использованные нами, составили несколько групп. Отчеты военного губернатора Забайкалья с 1855 по 1900 г., содержащие информацию о деятельности Иркутского приказа общественного призрения сосредоточены в фонде 2-ого Сибирского комитета РГИА (Ф.1265, Оп.1-4). Фонд 2-ого Сибирского комитета.

Важными опубликованными источниками для исследования стали статьи «Полного собрания законов Российской империи», распоряжения министерств, уставы и положения по учебным заведениям, распоряжения Св. Синода, Духовной Консистории, Иркутской и Забайкальской епархий, дацанов). Документы об их исполнении содержатся в фондах ГАЧО (Ф.1 -«Забайкальское областное управление», Ф. 73 - «Читинское духовное училище», Ф. 7 - «Забайкальский областной епархиальный училищный совет» и др.) и в НАРБе (Ф. 10 «Верхнеудинская городская управа», Ф. 11 «Верхнеудинская городовая управа и городничий», Ф. 92 «Канцелярия кяхтинского градоначальника», Ф. 158 «Кяхтинская городовая ратуша», Ф. 128 «Верхнеудинская городовая ратуша», Ф. 207 «Тарбагатайское волостное управление», Ф. 84 «Гусиноозерский дацан», Ф. 428 - «Ацагатский дацан», Ф. 454 - «Ангажинский дацан» и др.).

Большой блок составляют фонды общественных организаций Забайкалья, сосредоточенные в ГАЧО (Ф. 76 «Забайкальский областной комитет общественного здравия», Ф. 15 «Забайкальское управление Российского Общества Красного Креста», Ф. 238 «Забайкальский областной отдел призрения», 152 «Забайкальский областной попечительный комитет о тюрьмах»), в НАРБе (Ф.55 «Отделение окружное попечительное о тюрьмах», Ф. 181 «Верхнеудинское окружное попечительство о тюрьмах»).

Особую группу составили документы учреждений просвещения,
здравоохранения и культуры которые помогли выстроить целостную картину
духовной жизни и развития культуры Забайкалья XIX века. Ф. 62

«Верхнеудинского 1 приходского училища», Ф. 136 «Штатного смотрителя Верхнеудинского и Баргузинского округа», Ф.183 «Контора Горячинского курорта и Тункинской гражданской больницы», Ф.338 «Верхнеудинская приходская гражданская больница» НАРБа.

Информация о благотворительности и меценатстве, содержащаяся в периодической печати, позволила выделить её в самостоятельную группу источников. В работе использованы газеты различных направлений: "Сибирь",

"Восточное обозрение", "Иркутские епархиальные ведомости", "Забайкальские епархиальные ведомости», издания Русского Географического общества -«Известия Троицкосавского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества», «Известия ИРГО», «Известия Сибирского отделения РГО». Ценным историческим источником представляется Летопись города Иркутска Н.С. Романова46, которая дает возможность воссоздать целостную картину развития сибирского города и общественного самосознания в Сибири. Интересный перечень документов и работ ученых и исследователей, ранее мало нам знакомых, можно изучить в "Антологии социальной работы" в 5-ти томах, 3 из которых и были нами использованы.

Научная новизна данного исследования заключается в ведении в научный оборот новых архивных материалов ранее не использованных в научных работах, а также в обобщении уже имеющегося материала.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования полезны для тех, кто изучает историю и теорию социальной работы в училищах и вузах; а также для тех, кто практически занимается" социальной работой в государственных структурах или общественных организациях, для педагогов, медиков и др. специалистов, которые по характеру своей работы или профессии постоянно сталкиваются с людьми, нуждающимся в помощи и поддержке.

Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924гт./ Сост. Н.В.Куликаускене,- Иркутск, 1994. -ил.

560 с,

class1 Государственно-общественное призрение в России и в Забайкалье в

первой половине XIX века class1

Государственная политика в области призрения в первой половине XIX века в Забайкалье

В России XIX век ознаменовался приходом к власти Александра I (1801г.)- Период его царствования совпал с усилением европейских влияний, с более быстрым развитием социально-экономических процессов, свидетельствующих о формировании капиталистических отношений.

Разгром наполеоновских армий на русской земле в Отечественной войне 1812 года и изгнание их русскими войсками с территорий государств Центральной и Западной Европы высоко подняли международный престиж России. Выход русских армий на территории Западной Европы, знакомство российского общества с передовой европейской наукой и общественной мыслью способствовали ускорению развития духовной и материальной культуры народов России, переходу к более высокому капиталистическому способу производства.

В начале XIX в. противоречия между нарождавшимся в недрах русского феодального общества новым, более прогрессивным капиталистическим способом производства и реакционными феодально-крепостническими производственными отношениями выливались в широкое движение различных слоев общества против самодержавного политического строя дворянской империи и крепостного права. Новый капиталистический способ производства довольно успешно внедрялся в области промышленного производства и транспорта. Число промышленных предприятий в России увеличивалось, соответственно росло число и занятых в производстве рабочих.

С развитием экономики совершенствование системы управления пришло и в Сибирь. Перестройка управления Сибирью в дореформенный период была предпринята в 20-е гг. XIX века. Связана она с именем одного из видных администраторов империи М.М. Сперанского, направленного Александром І в качестве генерал-губернатора Сибири. Уже 28 июля 1821 г. в Петербурге был учрежден особый Сибирский комитет, где с этого времени сосредотачивались все сведения о Сибири. При местных генерал-губернаторах стали действовать Совещательные советы, состоящие из чиновников, подчиненных начальнику губернии. По реформе 1822 г. на основании указа «О разделении сибирских губерний на Западное и Восточное управления» вместо существующих двух губерний (1796 г.) Тобольской и Иркутской было образовано 2 генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское1.

Западно-Сибирское генерал-губернаторство с центром в Тобольске объединяло в то время Тобольскую, Томскую губернии и Омскую область; а Восточно-Сибирское, центром которого стал Иркутск - Иркутскую, Енисейскую губернии, Якутскую область, Охотское, Камчатское приморские управления и Троицкосавское пограничное управление. В Енисейскую губернию с центром в Красноярске были включены уезды, отделенные от Томской и Иркутской гу-бернии .

В соответствии с этим делением Управление генерал-губернаторства имело четыре ступени: главное, губернское, окружное, волостное и инородное управление3. Деятельность генерал-губернаторств Сибири и их подразделений регламентировались «Уставами»: об управлении инородцев, о ссыльных, об этапах, о сухопутных сообщениях, о городских казаках и «Положениями»: о земских повинностях, о хлебных запасах, о долговых обязательствах между крестьянами и инородцами. С 1822 г. Забайкалье являлось частью Иркутской губернии и включало Верхнеудинский, Нерчинский и Троицкосавский пограничные округа. С 1851 г. Верхнеудинск, Нерчинск и Троицкосавск являлись административными центрами4. Города в Сибири строились и развивались под воздействием географических и экономических факторов, а изменения административно - территориального деления данного региона оказывали влияние на положение городов, их расцвет и упадок. Так из 15 городов Восточной Сибири в первой половине XIX в. пять (Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Мысовск, Чита) располагались на московском тракте. Через Верхоленск пролегал Якутский почтовый тракт. До XIX века Селенгинск, Троицкосавск, Нерчинск и Сретенск, благодаря пограничному положению с Монголией и Китаем, играли важную роль в экономической жизни региона.

Социальная благотворительность Забайкалья в свете буржуазных реформ 60-х годов XIX века

60-е годы XIX века - время коренных преобразований в России, затронувших все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства. В 1861 году Александр II (1855-1881 гг.) подписал манифест об отмене крепостного права. Отмена его неминуемо повлекла за собой реформы в области центрального и местного самоуправления, суда, военного дела, просвещения и в системе административного государственного устройства, особенно на территории Восточной Сибири и Забайкалья.

Восточная Сибирь охватывала огромное пространство от западной границы Енисейской губернии до Тихого океана. Административные преобразования Сибири, периодически проводимые на протяжении XIX века, изменяли конфигурации губерний и генерал-губернаторств.

Забайкальская область, была образована на территории Иркутской губернии в соответствии с указом Николая I правительствующему сенату от 11 июля 1851 г. Этим же указом утверждался административный центр новой области -Чита. Определение границ и управление областью поручалось военному губернатору, который подчинялся генерал-губернатору и высшим административным ведомствам Восточной Сибири. Первоначально область состояла из двух округов Нерчинского и Верхнеудинского. Позднее было разработано положение об управлении Забайкальской области, опубликованное в «Своде законов Российской Империи» за 1857 г. и создано Забайкальское областное правление. Военный губернатор являлся одновременно и главой гражданской власти. Первым на эту должность был назначен генерал-майор П.И. Заполь-ский. В дальнейшем область продолжает претерпевать определенные административно-территориальные изменения. В 1870 г. здесь образуются три новых округа: Баргузинский, Селенгинский, Читинский. А в 1872 г. еще три: Троиц 74

косавский, Акшинский и Нерчинско-Заводской. 16 июня 1884 г. область изъята из ведения Восточно-Сибирской администрации и передана в состав Приамурского генерал-губернаторства. 17 марта 1900 г. она включена в состав Иркутского генерал-губернаторства131.

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века положительно сказались на развитии общественно-политической, экономической, культурной жизни не только России, но Сибири. Среди них особо следует отметить Земскую (1864) и Городскую (1870) реформы. Городские органы самоуправления развивались и совершенствовались на волне широкого общественного движения второй половины XIX века, направленного на либерализацию государственного строя, ликвидацию всеохватывающей опеки властной администрации над всеми сторонами политической, экономической, культурной жизни и привлечение новых социальных сил к участию в управлении делами государства и общества. В июле 1870 года «Городовое положение» приобрело силу закона. На основании его вместо магистратов и ратуш учреждаются городские думы и управы. Ратман сменяется городским головой, выбранным из числа именитых купцов Из состава думы, как распорядительного органа, избиралась управа, состоящая из городского головы и членов управы. Голова возглавлял и думу, и управу, координировал работу этих учреждений, руководил ходом всех дел в городе. Местное же самоуправление было подконтрольно правительственным чиновникам. По «Городовому положению» 1870 г. в компетенцию городских дум входило продовольственное обеспечение горожан, развитие народного образования и культуры, забота о здравоохранении жителей. На городские думы также возлагалась обязанность ведения городского хозяйства, в том числе, контроль за состоянием и развитием: местной промышленности, торговли, кредитного и страхового дела, благоустройство города, транспорт, водоснабжение, дорожное строительство. Особой статьей «Городового положения» думе поручалось «попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройства благотворительных и лечебных заведений, и заведование ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях». Думы получили и зако 75

нодательные права: например, право облагать недвижимость, торговлю и промышленные заведения налогами в пользу города, распространяющееся также на имущество и доходы частных лиц. Размеры налогообложения промышленных и торговых предприятий, домов и прочей городской недвижимости не могли превышать 1% от их стоимости. Город получил также право открывать свои богадельни и другие благотворительные заведения за счет средств города и привлечения частных лиц. Постоянно испытывая финансовые трудности, находясь под жесткой бюрократической опекой губернаторов и градоначальников, городские органы самоуправления проявили заслуживающую уважения дееспособность и сделали многое в социальной сфере133.

Общественная благотворительность в Забайкалье во второй половине XIX века

На деятельности благотворительных обществ положительно отразились социальная деятельность земских и городских органов самоуправления и либеральные реформы 60-70-гг. Ослабление административно - бюрократического регламентирования со стороны официальных властей, децентрализация сферы социального призрения, расширение участия общественности в его организации - все это способствовало активному росту благотворительного движения. С 1861 по 1899 гг. было основано 95% всех благотворительных обществ и 82 % от общего количества благотворительных заведений в России.

В России ко второй половине XIX века уже имелся опыт открытия благотворительных обществ, имеющих четкую организационную структуру. Часть капитала их составляли членские взносы. В каждом обществе существовала группа активистов, вела основную его работу такую как: сбор и привлечение в работу общества; распределение частных пожертвований.

Говоря об образовательных обществах, надо отметить одну интересную особенность. В разных городах России, а особенно в Москве и Санкт-Петербурге, при учебных заведениях создавались специальные общества, целью их было поддержание приезжих студентов, в том числе и сибиряков. В работе этих благотворительных обществ активно принимали участие купцы и мещане Восточной Сибири и Забайкалья. Так, например, в «Обществе для оказания пособий учащимся Восточной Сибири» в 1884 г. активно работали А.М. Лушников, А.Д. Старцев, Е.И. Голдобина, А.Ф. Второв, В.П. Сукачев и дру-гие . Кроме сбора членских взносов распорядительные комитеты привлекали благотворителей к участию в различных благотворительных акциях. Так 28 декабря 1883 г. в помещении Иркутского благородного собрания прошел бал-базар. В подробном отчете по этому балу-базару указано, что выручка составила за продажу билетов - 1306 руб., от торговли чаем - 2662 руб. 20 коп., за сохранность верхнего платья -32 руб. 10 коп.. Всего собрано 4000 руб. 20 коп., а чистый доход составил 2961 руб. 13 коп.173 Из отчета распорядительного комитета данного общества за декабрь того же 1883 г. мы видим, что на счету его оставалось 49023 руб. 25 коп., а поступило 54496 руб. 38 коп. Разница в сумме израсходована была на учеников и на содержание -255 руб., на экипировку и учебные пособия - 135 руб. итого - 390 руб.174 А за период с 1 октября 1885 года по 1 июня 1886 года пособиями общества воспользовалось 77 человек, 31 из них получали стипендии.175

На примере деятельности «Общества содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам» (1885-1886 гг.) мы видим, что к 1886 году в обществе состояло 2 почетных члена, 5 членов благотворителей, 577 постоянных членов общества, которые по месту жительства благотворителей распределялись следующим образом: Петербург - 100 чел., Енисейск - 11 чел., Омск - 11 чел., Благовещенск - 10 чел., Москва - 7 чел., Иркутск - 101 чел., Томск - 5 чел., Бала-ганск - 7 чел., Кяхта, Хабаровск, Барнаул - по 3 чел., Владивосток - 31 чел., Красноярск -14 чел., Чита - 6 чел., Якутск - 5 чел., Нерчинский Завод - 4 чел., Барнаул - 3 чел., Верхоленск, Верхнє - Амурские прииски, Тобольск, Нерчинск - по 2 чел. Средств в общественной кассе общества на 1885 г. было 8760 руб. Для пополнения кассы Распорядительный комитет планировал использовать устройство концертов, рассылку отчетов и писем-приглашений. В период с 1 октября 1885 г. по 1 октября 1886 г. Распорядительный комитет провел 22 за седания, где было рассмотрено 211 ходатайств. Учащиеся, получившие возможность воспользоваться пособиями, распределились следующим образом: университет - 35 чел.; высшие женские курсы - 13; лесной институт 12; акушерские и фельдшерские курсы - 11; технологический институт - 4; горный институт - 3; академия художеств - 3; воєнно -медицинская академия - 3; институт гражданских инженеров - 2; консерватория - 2; мореходное училище - 1; женские врачебные курсы -1; филологический институт - 1; рисовальная школа Штиглица - 1; реальное училище - 1; гимназия - 2 человека. Все эти учащиеся принадлежали по месту рождения: Томская губерния - 27 чел.; Иркутская губерния - 17; Енисейская губерния - 11; Тобольск -10; Семиреченская область - 4; Забайкалье - 4 . Все свободные область - 4; Забайкалье - 4 П6. Все свободные деньги общества держались на текущем счету в государственном банке, в Санкт-Петербургской ссудосбере-гательной кассе. Средства в общество поступали даже из самых отдаленных мест Сибири. В 1885 году туда переведены деньги, собранные в Якутске в сумме -104 руб. 87 коп. В июне 1885 г. поступили средства из Забайкалья: от устроенного в Кяхте В. А. Лушниковой спектакля - 500 руб., пожертвования от С.А. Пирожкова - 300 руб., А.И. Хаминовой - 500 руб., И.В.Баснина-50 руб. Членские взносы прислал из Иркутска М.Я. Писарев - 30 руб. Все эти данные были опубликованы в отчетах Общества, напечатанных в газете «Сибирь».

Похожие диссертации на Благотворительность в Забайкалье в XIX веке : Исторический аспект