Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений Бегеулов Рустам Маратович

Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений
<
Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бегеулов Рустам Маратович. Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Санкт-Петербург, 2005.- 365 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-7/4

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Россия на протяжении столетий развивалась как многонациональное и поликонфессиональное государство. Естественно, что проблемы межэтнического взаимодействия, разрешения и предотвращения конфликтов, на этой почве возникающих, всегда находились в поле зрения отечественных политиков и общественных деятелей. Весьма актуальна национальная проблематика и в современных условиях, ибо от межнационального и межконфессионального согласия зависит не только возможность расширения базы социальной поддержки политико-экономического курса властных структур, но во многом и само дальнейшее существование российского государства.

Естественно, что процесс создания выверенной и сбалансированной, адекватной вызовам времени модели национальной политики, механизма повседневного решения проблем, возникающих в этой деликатной сфере жизни общества на всех уровнях власти, пойдет тем успешнее, чем полнее и объективнее будет учтен исторический опыт. Минувшие эпохи нередко дают поучительные уроки того, как могут и должны взаимодействовать люди, принадлежащие к разным этно-конфес-сиональным сообществам. В этой связи изучение прошлого регионов со смешанным полиэтническим и поликонфессиональным населением, так называемых «контактных зон», по праву является сегодня одним из приоритетных направлений в исторической науке.

Северный Кавказ — самый многонациональный регион России. Здесь издавна были переплетены интересы различных этносов, конфессий, осложненные на современном этапе территориальными спорами, вооруженными межэтническими столкновениями (конфликтами), сепаратистскими тенденциями на фоне тяжелейшей социально-экономической ситуации. В этих условиях любые неосторожные действия как местных политических элит, так и федеральных властей могут спровоцировать новые конфликты, причем с трудно предсказуемыми последствиями.

Вместе с тем из истории известно, что народам Центрального Кавказа на протяжении столетий удавалось избегать межэтнического противостояния, находить компромиссные решения спорных вопросов, позволявшие упреждать, предотвращать или амортизировать возникавшие межэтнические противоречия и конфликты. Этим, собственно, и объясняется высокая актуальность и общественная значимость научного исследования многогранных форм межэтнического, этнополитиче-ского, этнокультурного взаимодействия и сотрудничества центрально-кавказских этносов (абазин, балкарцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, ногайцев, осетин) в XVII - XIX вв.

Историография проблемы. Интересующие нас сюжеты нашли свое отражение (правда, весьма фрагментарное) еще в работах первой половины XIX в. Авторов того

времени интересовали, прежде всего, проблемы взаимоотношений России с народами Кавказа и интеграции кавказских этносов в состав империи, вопросы российско-османского и российско-персидского соперничества в регионе и т.п. Поэтому главное внимание в их трудах было уделено оценке и интерпретации информации этнографического, военно-статистического, отчасти социально-экономического и политического характера . Одни исследователи (СМ. Броневский, И. Дебу), рассматривая роль Кабарды в системе этнополитического взаимодействия на Центральном Кавказе, оценивали её с сугубо негативной стороны, писали о кабардинском «иге» по отношению к соседям. Другие (П. Зубов) — подходили к этому вопросу более взвешенно, избегая однозначных оценок и выводов.

Авторами первой половины XIX в. были сделаны, в целом, верные выводы о том, что основой формирования механизма зависимости горских обществ от кабардинских феодалов были экономические причины. Однако серьезного и глубокого анализа взаимоотношений, сложившихся в исследуемый период, между этнополи-тическими образованиями Центрального Кавказа осуществлено не было. Это подводило исследователей к формулированию поверхностных выводов об установившемся в регионе в XVII в. кабардинском диктате, от коего этносы Центрального Кавказа были избавлены лишь российскими властями.

Отметим также, что в первой половине XIX в. на Центральном и Северо-Западном Кавказе появились первые историки из местной, адыгской, среды. Одним из них был С. Хан-Гирей, завершивший в 1836 г. свой основной труд «Записки о Черкесии», а позднее опубликовавший и ряд других работ . Упомянем также Ш. Ногмова, в 1844 г. на основе фольклорных материалов написавшего «Историю адыхейского народа»'. Имевшие, прежде всего, этнографическую направленность труды указанных авторов содержали отрывочную информацию по истории военно-политического и культурного взаимодействия адыгов с соседними этносами.

Научные труды по изучаемой диссертантом проблематике, выходившие из печати на протяжении последних дореволюционных десятилетий, можно условно разделить натри группы.

' Броневский С. 1) Новейшие географические и исторические известия о Кавказе: в 2 ч. - М., 1823; 2) Исторические выписки о сношениях России с Псрсисю, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. - СПб., 1996; Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. - М., 1846; Дебу II. О кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, или общие замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах. - Спб., 1829; Зубов П. I) Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях: в 3 ч. - Спб., 1834-35; 2) Подвиги русских воинов в странах кавказских с 1800 по 1834 г. - Спб., 1835.

2 Хан-Гирей. 1) Записки о Черкесии / вступительная статья и подготовка текста к изданию
В.К. Гарданова и Г.Х. Мамбстова. - Нальчик, 1978; 2) Черкесские предания: Избранные произве
дения / вступительная статья, составление и общая редакция Р.Х. Хашхожсвой. - Нальчик, 1989.

3 Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа: (составленная по преданиям кабардинцев). -
Нальчик, 1994.

Первое направление представляли исследователи, рассматривавшие, прежде всего, вопросы присоединения Кавказа к России. Главное внимание они уделяли военно-политическим действиям российского государства в регионе, подробно анализируя военную составляющую взаимоотношений России и горских народов. При этом сведения этнополитического и этнографического характера, как правило, носили характер вкраплений в основной текст. К подобного рода работам можно отнести труды П.Г. Буткова1, В.А. Потто2, Н.Ф. Грабовского3, Н. Дубровина4, П.И. Ковалевского5.

Ко второму направлению могут быть причислены авторы, занимавшиеся разработкой различных аспектов исторического прошлого народов Центрального Кавказа, их культуры, быта, правовых норм, общественного строя и т.п., но при этом, попутно затрагивавшие проблемы политического взаимодействия этносов, а также вопросы внешних влияний на эти процессы. Мы имеем в виду исследования М. Ковалевского , ВЛ. Тепцова7, В.М. Сысоева8 и других9.

Наконец, к третьему направлению можно отнести тех авторов, которые целенаправленно занимались историей этнокультурных контактов, этнополитических взаимоотношений народов Центрального Кавказа в «дороссийскую» эпоху. Рост интереса к подобного рода сюжетам был во многом обусловлен начавшимися в 60-70-е гг. XIX в. на Северном Кавказе реформами, главными из которых были: отмена крепостного права, трансформация структур горского самоуправления и осуществление земельного размежевания. Полемическое обсуждение в различных слоях общества, в т.ч. среди столичного и местного чиновничества, хода преобразований сопровождалось попытками дискутирующих сторон добиться (с опорой на «исторические факты») принятия решений по тому или иному вопросу в наиболее приемлемой и выгодной для себя форме. Не случайно, что во второй половине XIX столетия, наконец-то, начали появляться работы, непосредственно затрагивавшие отдельные аспекты исследуемой диссертантом темы.

1 Еутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год: в 3 ч. - Спб., 1869.

2 Потто ВЛ. Кавказская война: в 5 т. - Ставрополь, 1994.

3 Грабоеский Н.Ф. Присоединение к России Кабарды и борьба её за независимость // Сборник
материалов для описания местностей и племен Кавказа (далее: СМОМПК). - Тифлис, 1876. - Вып.
9. С. 112-212. ;

4 Дубровин N. История войны и владычества русских на Кавказе: в 5 т. - Спб., 1871-1887.
'Ковалевский П.И. Кавказ: в 2 т. - Петроград, 1914-1915. - Т. 2. История завоевания Кавказа.

6 Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе: в 2 т. - М., 1890.

7 Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека // СМОМПК. - Тифлис, 1892. - Вып. 14. С. 59-212.

8 Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении // СМОМПК. -
Тифлис, 1913. - Вып. 43. С. 1-156.

* Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе. - Тифлис, 1858; Дьячков-Тарасов А.Н. Заметки о Карачае и карачаевцах // СМОМПК. - Тифлис, 1898. - Вып. 25. С. 49-91; Караулов НА. Бодкары на Кавказе // СМОМПК. - Тифлис, 1908. - Вып. 38. С. 131-150; Леоптович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа: в 2 т. - Одесса, 1882 и др.

Так, в 1870 г. в «Сборнике сведений о кавказских горцах» была опубликована анонимная заметка , в которой шла речь о том, что кабардинские князья в прошлом безусловно господствовали не только в Кабарде, но и во многих сопредельных эт-нополитических образованиях. Такого рода утверждения нередко повторялись и в последующие годы XIX столетия.

Продолжали тиражироваться сугубо негативные оценки роли Кабарды на Центральном Кавказе и в начале XX в. Например, в работах А. Кодзаева2 и Вано3 кабардино-осетинские отношения описываются исключительно в «черных тонах», трактуются как враждебные. Авторы утверждали, что Осетия долгое время находилась под национальным кабардинским гнетом и только российская власть во главе с православным монархом избавила осетин от тяжелого «ига».

Вместе с тем, уже в начале XX в., теории безусловного господства кабардинских князей по отношению к их соседям резкую отповедь дал Б.А. Шаханов4. Не отрицая того, что кабардинские князья в прошлом играли заметную роль на всем Северном Кавказе, Б. Шаханов, тем не менее, считал абсолютно неприемлемыми выводы о «рабском» положении карачаево-балкарцев и других народов региона.

Такого же мнения придерживался и М.К. Абаев , который практически первым из авторов предпринял попытку последовательного и цельного изложения истории балкарского общества, в т.ч. его этнокультурных контактов с Кабардой.

Довольно осторожно к проблеме о характере взаимоотношений Кабарды с соседними этнополитическими образованиями подошел В. Кудашев6. Сознательно воздерживаясь от однозначных суждений, он предпочел оставить этот вопрос открытым.

Таким образом, разброс мнений по исследуемой теме в начале XX в. оказался весьма велик. В результате, дореволюционная историография не сумев преодолеть полярности суждений, смогла выработать лишь рамочный вариант решения проблемы, сохранив её актуальность для последующих поколений исследователей.

В первые десятилетия советской власти классовый подход, господствовавший тогда в отечественной исторической науке, привел к тому, что основным объектом изучения стали социальные процессы. Однако социальные отношения на Северном

1 Привилегированные сословия Кабардинского округа // Сборник сведений о Кавказских гор
цах, издаваемый с соизволения его императорского высочества главнокомандующего Кавказской
армией при Кавказском горском управлении. (Репринтное издание). - Тифлис, 1870. - Вып. 3. С. 1-
12.

2 Кодзаев А. Древние осетины и Осетия. - Владикавказ, 1903.

3 Вано. История осетин. - Владикавказ, 1913. (На осетинском языке).

4 Шаханов Е.А. Избранная публицистика / предисловие, составление и комментарии Т.Ш.
Биттировой. - Нальчик, 1991.

5 А баев М.К. Балкария: Исторический очерк // Карачаево-балкарские деятели ку лътуры конца
XIX - начала XX в. / составление, предисловие, статьи об авторах и комментарии Т.Ш. Биттиро
вой. - Нальчик, 1993. - Т. 1. С. 173-212.

6 Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. (Репринтное воспроизведение).
-Киев, 1913.

Кавказе, а особенно в центральной его части, неразрывно переплетались с межэтническими, что и предопределило то обстоятельство, что проблема взаимоотношений кабардинских уделов с соседними этнополитическими образованиями практически сразу же оказалась в центре внимания исследователей . Этими сюжетами специально занимался Г.А. Кокиев2. Подробно рассматривал историю кабардино-осетинских отношений в своих работах Б.В. Скитский .

Квинтэссенция взглядов перечисленных выше авторов сводилась к следующему. Главной причиной зависимости карачаево-балкарских, северо-осетинских и части вайнахских территориально-политических объединений, располагавшихся в высокогорных районах, от феодалов Кабарды был назван экономический фактор. Малоземелье в горах вынуждало население использовать в хозяйственных целях так называемые плоскостные пастбища и пашни, контролировавшиеся кабардинскими феодалами, что приводило к установлению сюзеренно-вассальных отношений между ними и представителями социальной знати соседних народов. Вместе с тем, теории о национальном гнете были признаны буржуазно-националистическими и неверными. Декларировалось, что народы Центрального Кавказа связывали добрососедские, мирные отношения. Вина за отдельные межэтнические эксцессы возлагалась на господствовавшие классы. Кроме того, широкое распространение получили выводы, согласно которым между феодальными кругами Кабарды и соседних этнополитических образований существовал в прошлом классовый союз, имевший целью усиление эксплуатации крестьянских масс, причем независимо от их этнического происхождения. Выводы о сюзеренно-вассальных отношениях и классовом союзе центрально-кавказских феодалов стали на долгие годы господствующими в советской исторической науке.

В послевоенный период исследования межэтнических контактов на Кавказе, как правило, ограничивались рассмотрением хозяйственных и культурных процессов, либо вовсе смещались в плоскость изучения вопроса взаимоотношений народов Центрального Кавказа с сопредельными регионами . При этом общая схемати-

Тамбиев И. Рабство и феодализм в дореволюционном Карачае // Революция и горец. -1932. -№ 4. С. 85-103; Алиев У.Д. 1) Кара-халк. Очерк исторического развития горцев Северного Кавказа и чужеземного влияния на них ислама, царизма и пр. - Ростов-на-Дону, 1927; 2) Карачай (Карачаевская автономная область): Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. - Черкесск, 1991.

2 Кокиев ГА. Кабардино-осетинские отношения в XVIII веке // Исторические записки / отв.
ред. Б.Д. Греков. - М., 1938. С. 151-208.

3 Скитский Б.В. 1) Очерки истории горских народов: сб. ст.: избранное / сост. А.К. Джанаев. -
Орджоникидзе, 1972; 2) Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года
// Известия Северо-Осетинского НИИ. - Дзауджикау, 1947. - Т. XI.

4 Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // Кавказский этнографический
сборник. - М., 1989. - Вып. 9. С. 137-158; Уарзиати B.C. Культура осетин: связи с народами Кавка
за. - Орджоникидзе, 1990; Мамбетов TJC. 1) Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с наро
дами Дагестана в XVI-XVITI вв. // Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа (дооктябрь
ский период). - Махачкала, 1977. С. 120-140; 2) К вопросу о взаимоотношениях Кабарды и Балка-

ка описания характера взаимоотношений Кабарды с ее соседями особых изменений (по сравнению с 1930-1940-ми годами) не претерпела1.

Стереотипным рассуждениям авторов, к сожалению, нередко сопутствовали некорректность в анализе источников, небрежность в цитировании, что приводило к разного рода неточностям, а то и прямым ошибкам, как, например, это имело место в статье Е.Дж. Налоевой2.

Лишь незначительное число исследователей, отойдя от набора традиционных оценочных суждений, попытались внести некоторые коррективы в анализ этнопо-литнческой истории Центрального Кавказа.

На общем фоне в лучшую сторону выделим содержательные статьи М.С. То-тоева и Л.И. Лаврова . Именно Л.И. Лавров в своей работе указал на непостоянный характер выдачи так называемой дани карачаево-балкарскими обществами феодалам Кабарды и их независимое положение при решении внешнеполитических вопросов. На эволюционный и дискретный характер взаимоотношений осетинских обществ с кабардинскими феодалами обратил внимание и М.М. Блиев5. Он же отметил факты взаимовыгодного сотрудничества осетин и кабардинцев.

Вместе с тем, справедливости ради следует подчеркнуть, что отечественные ученые послевоенного периода внесли значительный вклад в разработку проблемы российско-кавказских взаимоотношений, в том числе тех её аспектов, которые касаются вопросов внешнего влияния на систему этнополитического взаимодействия центрально-кавказских этносов. В этой связи особый интерес представляют работы, посвященные событиям периода с 30-х гг. XV111 в. по первую четверть XIX в., то есть времени постепенного утверждения России на Кавказе, сопровождавшегося вхождением отдельных частей региона в состав империи .

рии с Чечней и Ингушетией в XVI-XVIII вв. // Вестник Кабардино-Балкарского НИИ. - Нальчик, 1970.-Вып. 4. С. 16-47 и др.

1 Блиев М.М. Присоединение Северной Осетии к России. - Орджоникидзе, 1959; Боцвадзе Т.Д.
Народы Северного Кавказа в грузино-русских политических взаимоотношениях XVI-XVI1I веков.
- Тбилиси, 1974; Волкова Н.Г. 1) Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале
XX века. - М., 1974; 2) Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту
(XIX - начало XX в. // Кавказский этнографический сборник. - М„ 1989. - Вып. 9. С. 159-215; Ку-
шева Е.Н.
Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е гг. XVII
века). - М., 1963 и др.

2 Налоева ЕДж. К вопросу о государственно-политическом строе Кабарды первой половины
XV11I века // Вестник Кабардино-Балкарского НИИ. - Нальчик, 1972. - Вып. 6. С. 69-87.

3 Тотоев М.С. Кабардино-балкаро-осстинские отношения в XVI-XVJH вв. // Известия Северо-
Осетинского НИИ. - Орджоникидзе, 1966. - Вып. XXV. С. 134-153.

4 Лавров ЛИ. Карачай и Балкария до 30-х гг. XIX века II Кавказский этнографический сбор
ник. - М., 1969. - Вып. 4. С. 55-120.

5 Бчиев М.М. 1) Русско-осетинские отношения (40-е гг. XVIII - 30-е гг. XIX в.). - Орджони
кидзе, 1970; 2) Осетия в первой трети XIX века. - Орджоникидзе, 1964.

6 Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVIII веках. -
Грозный, 1988; Бчиев М.М. Осетинское посольство в Петербурге 1749-1752 гг. - Орджоникидзе, 1961;
Буиіуев С.К. Из истории русско-кабардішских отношений. - Нальчик, 1956; Кішятта НС, Бчиев
М.М., Дегоев ВВ.
Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России (вторая половина XVIII - 80-е
годы XIX в.). - М., 1984; Смирнов НА. 1) Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI-

Резюмируя вышесказанное, мы вынуждены констатировать: хотя в советский период в рамках темы, избранной нами для диссертационного исследования, была проведена большая исследовательская работа, многие аспекты интересующей нас проблематики так и не получили своего полноценного научного разрешения. Среди прочего, не было дано удовлетворительного ответа на ключевые вопросы о характере, формах складывания зависимого положения карачаево-балкарских, североосетинских, части абазинских и вайнахских территориально-политических объединений от феодалов Кабарды. Остались серьезные лакуны и малоизученные моменты в оценке роли и влияния внешнеполитического фактора на развитие этнополи-тической ситуации на Центральном Кавказе.

В постперестроечные годы наблюдалось заметное оживление интереса к теме этнокультурных контактов, межэтнического взаимодействия в регионе Центрального Кавказа.

Основательное исследование хозяйственных и родственных связей балкарцев и карачаевцев с другими народами Кавказа в XVIII — начале XX в. провел М.И. Ба-разбиев1. Взаимоотношения Осетии с соседними кавказскими этносами в историко-этнологической форме были рассмотрены В.Д. Дзидзоевым2. В монографии нет принципиальных изменений традиционных трактовок. Вместе с тем, заслуживают внимания новые подходы автора к вопросу о месте и значении ислама в истории Осетии, которому он отводит важную роль в деле укрепления этнокультурных контактов между народами Северного Кавказа.

Различные аспекты межэтнического взаимодействия кабардинцев и вайнахов были исследованы В.Б. Виноградовым и С.Д. Шаовой . Впервые за многие годы авторы обратились (помимо рассмотрения проблем этнических миграций и культурных взаимовлияний) к этнополитической проблематике. Представляется оправданным их вывод, сводящийся к тому, что традиционные взгляды о вассальной зависимости некоторых вайнахских и, в частности, ингушских обществ от кабардинских феодалов безосновательны и нуждаются в пересмотре.

Тенденция к отходу от устоявшихся стереотипов прослеживается также в монографиях Б.К. Мальбахова4 и К.Ф. Дзамихова1. Авторы считают, что процесс под-

XVIII вв. - Нальчик, 1948; 2) Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках. - М., 1958; Сок\ров В.І1.
Внешнеполитическое положение Кабарды в последней четверти XVII — первой четверти XVIII века:
авторсф. дне.... канд. ист. наук. М., \9П;СотаеовН.А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-
турецких отношениях в XVIII в.: от Константинопольского договора до Кючук-Кайнарджийского ми
ра. 1700-1774 гг.-М, 1991; ФадеевА.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. -М., 1960идр.

' Баразбиев МЛІ. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII - начале XX века. - Нальчик, 2000.

2 Дзидзоев В Д. Осетия в системе взаимоотношений народов Кавказа в XVII — начале XX века: (историко-этнологическое исследование). - Владикавказ, 2001.

і Виноградов В.Б., Шаова (Кайтмесова) С.Д. Кабардинцы и вайнахи на берегах Сунжи (XVI -середина XVIII в.). - Армавир-Майкоп, 2003.

4 Мальбахов Б.К. Кабарда на этапах политической истории (середина XVI - первая четверть

XIX века). - Нальчик, 2002.

чинення кабардинскими феодалами соседних этнополитических образований, в частности абазинских, так и не был до конца завершен (оформлен) по причине внутренних междоусобиц, угрозы внешних вторжений и отсутствия структурированного государственного аппарата в Кабарде. Б.К. Малбахов для характеристики кабар-дино-абазинских контактов в политической сфере в XVII - начале XIX вв. предложил использовать словосочетание «неравный союз».

Радикально отмежевался от сюзеренно-вассальной схемы и Р.Т. Хатуев , впервые употребивший для обозначения системы этнополитических взаимоотношений, сложившейся и функционировавшей на Центральном Кавказе в период XVII - первой четверти XIX в., термин «конфедерация».

Широко развернувшийся в постсоветский период процесс переосмысления и «критики» исторического опыта России закономерно стимулировал интерес к таким проблемам, как: интеграция центрально-кавказских территориально-политических образований в состав России (особое внимание к периоду XVIII - первой половины XIX в.); их взаимоотношения с соседними государствами и народами; военно-политическое противостояние сопредельных держав на Кавказе.

Так монография И.И. Якубовой посвящена изучению истории русско-османского соперничества на Северном Кавказе в 40-70-е гг. XVIII в. и его последствиям для народов региона.

Военно-политической и социально-экономической политике генерала А.П. Ермолова в Кабарде была дана оценка в работе С.Н. Бейтуганова4. С деятельностью Ермолова автор связывает начало совершенно нового этапа в историческом развитии кабардинского общества, да и всего Центрального Кавказа.

Военно-политические мероприятия российских властей конца XVIII - первой четверти XIX в., а также различные формы противодействия имперской политике со стороны центрально-кавказских этнополитических образований в указанный период исследовались и в других работах, вышедших на рубеже веков .

1 Дзашіхоа К. Ф. Адыги: вехи истории. - Нальчик, 1994.

2 Хатуев І'.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX в.: власть и общество // Карача
евцы и балкарцы. - М., 1999. См. также: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-
балкарцев. - Москва-Ставрополь, 2002.

' Якубова ИИ. Северный Кавказ в русско-турецких отношениях в 40-70-е годы XVIII века. -Нальчик, 1993.

4 Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов: очерки истории. - Нальчик, 1993.

5 Беров Х.Ж. Начало антицаристского движения в Кабарде: истоки, характер, движущие силы
(вторая половина XVIII в.) // Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и
проблемы мухаджирства. - Нальчик, 1994. С. 249-252; Касумов А.Х.> Касумов Х.Л. Геноцид адыгов:
Из истории борьбы адыгов за независимость в XIX веке. - Нальчик, 1992; Мальбахов Б.К. Кабарда
в период от Петра I до Ермолова (1722-1825). - Нальчик, 1998; Маремкупов А.Н. Основы геополи
тики Российского государства на Северном Кавказе в XVIII — начале XIX века: политико-правовой
аспект. - Нальчик, 2003; Діаміїхов К.Ф. Национально-освободительная борьба Кабарды в конце
XVIII - первой половине XIX века // Национально-освободительная борьба народов Северного
Кавказа и проблемы мухаджирства. - Нальчик, 1994. С. 110-122; Туганов Р.У. Кабарда и Балкария
в период ермоловщины // Живая старина. - 1992. - № 2. С. 5-17; 1993. - № 3. С. 5-12 и др.

Продолжали в постсоветский период активно разрабатываться и такие вопросы, как политические связи России с теми или иными народами Центрального Кавказа в XVI — начале XIX в; многообразие культурных контактов горских этносов между собой; формы организации и особенности функционирования различных общественных институтов в территориально-политических объединениях региона и

т.д.

В частности, В.Х. Кажаров2, анализируя традиционные институты кабардинского социума конца XVIII - первой половины XIX в., затронул и такие аспекты принципиальным порядком интересующей диссертанта проблемы, как взаимоотношения кабардинских удельных князей с «вассально-зависимыми» народами и роль общекабардинской хасы (собрания) в политической жизни региона. Правда, активное использование автором уже упоминавшейся работы Е.Дж. Налоевой не дало ему возможности прийти к корректным выводам. Вместе с тем, заслуга В.Х. Кажа-рова состоит в осуществленном им глубоком анализе значения российского фактора в трансформации и крушении традиционных общественных институтов кабардинцев, а также в сформулированной им оценке роли так называемого шариатского движения в развитии этнополитических процессов в регионе Центрального Кавказа в конце XVIII — начале XIX в.

Наконец, попытку (не во всем, правда, удавшуюся) обобщить достижения своих коллег предпринял К.Х. Унежев в своей недавней работе по региональной истории3.

Применительно к истории Кавказской войны, в основном, изучались взаимоотношения России и северокавказских этносов зарубежными исследователями . В поле их зрения находилась преимущественно проблема включения территории Кавказа в состав российского государства, российско-османское и российско-персидское соперничество в регионе, мюридистское движение в Дагестане и Чечне, т.е. фактический ряд, частично выходящий за оговоренные автором настоящей дйс-

1 Гугов РХ. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. - Нальчик,
1999; Дтыихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е - начало 1770-х гг.). - Нальчик,
2001; Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабардс и Балкарии. - Нальчик,
1995; Карданов Ч.Э Путь к России: Кабардинские князья в истории отношений Кабарды с россий
ским государством в XVI — начале XIX века. - Нальчик, 2001; Малкондуев XX, Этническая куль
тура балкарцев и карачаевцев. - Нальчик, 2001; Мальбахов Б.К., Дзамихов К. Ф. Кабарда во взаи
моотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI — конец XVIII
вв.). - Нальчик, 1996; Мальбахов Б., Эльмесов А. Средневековая Кабарда: (внутренние и внешние
аспекты истории). - Нальчик, 1994; Моков Б.М. Кабарда второй половины XVI-XVII веков. - Наль
чик, 2001 и др.

2 Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце
XVIII — первой половине XIX века. - Нальчик, 1994.

3 Унежев КХ. История Кабарды и Балкарии. - Нальчик, 2005.

4 Например: Baddeley J.F. The Russian conquest of the Caucasus. - N.Y., 2003; Chirovsky N. An
introduction to Russian history. - N.Y., 1967; Martovych O. 800 years of Russia's March to world Con
quest. - Edinburgh, 1953; Raeff M. Imperial Russia 1682-1825: the coming of age of modern Russia. -
N.Y., 1971; Samner B. Survey of Russian History. - L., 1945; Seton-Watson H. The Russian Empire
1801-1917.-Oxford, 1967.

сєртацни хронологические и территориальные рамки его работы. Вопросы же геополитического взаимодействия между собственно горскими народами центрально-кавказского региона в интересующий нас период за рубежом практически не изучались. К немногим исключениям относится, пожалуй, лишь работа Е. Саркисьянца1, приводившего факты зависимости северо-осетинских обществ от кабардинских феодалов в XVIII - начале XIX в., правда, весьма преувеличивая её масштабы.

Таким образом, на сегодняшний день наиболее полно и всесторонне исследованными оказались вопросы российско-северокавказских взаимоотношений, интеграции региона в состав империи, влияние российской правовой и' политической системы на традиционные общественные и социально-экономические институты эт-нополитических образований Северного Кавказа и их трансформацию. В то же время значительная часть фундаментальных проблем в области этнополитических отношений, складывавшихся между народами Центрального Кавказа в период, предшествовавший их вхождению в состав российского государства, осталась неизученной.

Поэтому, у нас есть все основания констатировать: проблема взаимоотношений народов Центрального Кавказа в том виде, в каком она сформулирована в теме настоящей диссертации, никогда не становилась предметом специального и комплексного конкретно-исторического исследования, хотя отдельные её аспекты затрагивались в работах отечественных и зарубежных специалистов. Правильная постановка и частичное разрешение нашими предшественниками ряда важных вопросов создали предпосылки, необходимые и достаточные для того, чтобы приступить к всестороннему теоретическому и конкретно-историческому анализу этнополити-ческой ситуации в центрально-кавказском регионе в XVII - первой четверти XIX в.

Учитывая актуальность, научную и практическую значимость темы, а также отсутствие целостного анализа и обобщающих трудов по затронутой проблематике, автор избрал объектом диссертационного исследования систему межнациональных отношений на Центральном Кавказе в исторической ретроспективе, а его предметом - характер и особенности взаимоотношений территориально-политических объединений центрально-кавказского региона в конкретно-исторический период XVII - первой четверти XIX в. Диссертант ставит своей целью: провести комплексное изучение всей совокупности этнополитических и этнокультурных взаимосвязей, сложившихся между различными этническими группами и территориально-политическими субъектами центрально-кавказского региона в период, предшествовавший их интеграции в состав российского государства.

Для этого в диссертации предпринята попытка решить следующие конкретные задачи:

1) проанализировать особенности властно-политического, социально-экономического и культурного взаимодействия этнических групп Центрального Кавказа;

1 Sarkisyanz П. Gcschischte der orientalischen volkcr Russlands bis 1917: Eine Ergonzung zur ost-slawischen Geschichte Russlands. - Mimchen, 1961.

выявить основные причины формирования в регионе своеобразного конфедеративного союза кабардинских, абазинских, карачаево-балкарских, северо-осетинских и ингушских территориально-политических образований;

  1. проследить эволюцию форм взаимоотношений на уровне конфедеративного объединения, в целом, в территориальных рамках отдельных его субъектов, в частности; выявить совокупность обстоятельств, оказывавших как системно-стабилизирующее, так и дезинтегрирующее воздействие на структуры союзного конфедеративного объединения;

  2. охарактеризовать значение внешнего фактора в процессе становления и развития Центрально-Кавказской конфедерации; рассмотреть формы и последствия внешнеполитических влияний на обстановку в регионе в исследуемый период, обусловленные острым международным соперничеством ряда сопредельных государств (прежде всего Российской и Османской империй);

  3. сформулировать объективные и субъективные, внешние и внутренние причины кризисных и центробежных явлений (обозначившихся с конца XVIII в.) в структуре конфедерации, оценить попытки их преодоления, изучить процесс поиска путей и средств модернизации системы конфедеративных отношений;

  4. исследовать комплекс российских военно-политических и социально-экономических мероприятий 1816-1826 гг., приведших к разрушению Центрально-Кавказской конфедерации и изменивших этнополитическую картину региона.

Успешное решение выше перечисленных конкретных задач даст возможность внести определенные коррективы в рассмотрение и более общих вопросов истории России, таких как:

роль национального фактора в российском историческом процессе;

этноконфессиональный аспект внутренней политики властных структур российского государства в XVII - первой четверти XIX в.;

российско-османо-крымские и крымско-кавказские взаимоотношения в исследуемый период и др.

Хронологические рамки работы охватывают XVII — первую четверть XIX в. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что как раз к началу XVII в. в основном завершился процесс формирования конфедеративной системы взаимоотношений на Центральном Кавказе, а также произошла стабилизация этно-политической обстановки в регионе, претерпевавшей радикальные изменения на протяжении предшествовавших XIII-XVI столетий. Выбор верхней границы объясняется тем, что именно на первую четверть XIX в. приходится завершающий этап автономного существования большинства центрально-кавказских территориально-политических образований, перешедших под контроль российской администрации в результате ряда военно-политических и социально-экономических мероприятий, осуществленных генералом А.П. Ермоловым в 1816-1826 гг. Правда, в отдельных случаях автор посчитал возможным выйти за обозначенные хронологические рам-

ки, чтобы показать традиционность, преемственность и закономерность тех пли иных процессов и явлений.

Географические рамки исследования. Исследование базируется на материалах по истории центрально-кавказского региона, в пределах которого стабильно существовали в прошлом этнополитические образования абазин, балкарцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев и осетин. В пространственных координатах сегодняшнего дня речь идет о таких субъектах Российской Федерации как Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Ингушская республики. Эпизодически использовались материалы и по другим северокавказским территориям с целью уточнения и систематического анализа отдельных вопросов.

Источииковую базу диссертации составляют два документальных массива.

Первый включает опубликованные материалы.

Важным источником XVII в. являются статейные списки русских послов в Грузии, в которых содержатся разнообразные сведения о карачаевцах и балкарцах, их контактах с соседними народами. Часть из них была в свое время издана С.А. Белокуровым и М. Полневктовым2.

Немалый объем информации, характеризующей этнополитическую ситуацию в XVIII в. в Осетии и вокруг нее (в том числе позволяющей провести анализ кара-чаево-балкаро-кабардинских и осетино-кабардинских отношений в интересующий нас период), сведен воедино Г.А. Кокневым3.

Ценным источником по исследуемой проблеме являются сборники документов «Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв.»4 и «Русско-осетинские отношения в XVIII в.»5. Особо выделим первый из них. В нем аккумулирован огромный и разноплановый комплекс русскоязычных документов, касающихся исторического прошлого Кабарды. Кроме того, значительное количество документов посвящено разнообразным проблемам истории абазин, карачаево-балкарцев, ингушей и но-

6 гаицев .

«Акты, собранные Кавказской археографической комиссией», одна из обширнейших подборок документов второй половины XVIII - первой половины XIX в., включающая в себя военные приказы, предписания, переписку представителей рос-

1 Белокуров С.А. Материалы для русской истории. - М., 1888.

2 Полиевктов М. Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имерстию. 1650-1652. -
Тифлис, 1926.

1 Кокиев Г.А. Материалы по истории Осетии (XVIII в.). Т. 1 // Известия Северо-Осетинского НИИ. Т. 6. - Орджоникидзе, 1934.

* Кабардино-русские отношения в XVI -XVIII вв.: документы н материалы; в 2 т. - М., 1957.

' Русско-осетинские отношения в XVIII веке: сб. документов: в 2 т. - Орджоникидзе, 1976-1984.

6 Отдельные документы и материалы по истории Ингушетии и русско-ингушских взаимоотношений приводятся в работах Белокурова С.А. Сношения России с Кавказом: материалы, извлеченные из Московского Главного архива МИД. 1578-1613 гг. - М., 1889; а также Бузуртанова М.О., Виноградова В.Б., Умарова С.Ц. Навеки вместе: (о добровольном вхождении Чечено-Ингушетии в состав России). - Грозный, 1980 и др.

сийского командования на Кавказе1, изданная еще в XIX в., до сегодняшнего дня не утратила своей актуальности. Из материалов сборника можно почерпнуть важные сведения не только о военно-политической и социально-экономической составляющей российско-кавказских отношений, но и об этнополитической ситуации на Центральном Кавказе в указанный период. Часть документов из «Актов», касающихся кабардино-русских отношений, недавно вышла отдельным изданием2.

Перечень опубликованных источников дополняют еще два сборника: «Документальная история образования многонационального государства Российского: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках»3, а также «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии» .

Кроме того, автором использовались фольклорные материалы5, которые при критическом к ним отношении и в сравнении с другими видами информационных носителей могут помочь при анализе отдельных явлений и событий.

Своеобразным, но незаменимым источником конкретно-исторического материала являются отчеты, путевые заметки, обзоры, составленные в XVII - начале XIX в. либо иностранными путешественниками, либо лицами, специально направленными на Кавказ религиозными, правительственными и научными кругами России для сбора этнографической, военно-политической и иной информации. Среди прочих в этой связи можно упомянуть труды: А. Ламберти, Э. Д' Асколи, К. Глава-ни, Л. Штедера, И.А. Гильденштедта, П-С. Палласа, Я. Рейнегса, Г.ІО. Клапрота, И. Бларамберга. Значительная часть подобного рода материалов была аккумулирована в сборнике «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.» . Содержание этой хрестоматии существенно дополняется аналогичным изданием по Осетии7, книгой В.М. Аталикова8 и документальной публикацией Г.А. Кокиева . Фрагментарность, свойственная составу большинства из вышеназванных

1 Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 12 т. - Тифлис, 1866-1905.

2 Из документальной истории кабардино-русских отношений: вторая половина XVIII —первая
половина XIX в. / составитель Х.М. Думанов. - Нальчик, 2000.

3 Документальная история образования многонационального государства Российского: Россия и
Северный Кавказ в XVI-XIX веках / под общей ред. ГЛ. Бондаревского и Г.Н. Колбая. Кн. 1. - М., 1998.

* Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917). - Ростов-на-Дону, 1985.

Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный, 1981; Илли: героико-элические песни чеченцев и ингушей /отв. ред. Р.С. Ахматова. - Грозный, 1979; Кабардинский фольклор /общ. ред. Г.И. Бройдо. - Нальчик, 2000; Карачаево-балкарский фольклор: хрестоматия / сост., вступ, статья Т.М. Хаджиевой. - Нальчик, 1996. (На карачаево-балкарском языке); Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях / сост., вступ, ст. и ком. А.И. Алиевой. -Нальчик, 1983; Осетинское народное творчество: в 2 т. / сост. 3. Салагаева. - Орджоникидзе, 1961. (На осетинском языке) и др.

6 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-ХІХ вв. / составление,
редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В.К. Гарданова. - Нальчик, 1974.

7 Осетины глазами русских и иностранных путешественников ХШ-ХІХ вв. - Орджоникидзе, 1967.

8 Аталиков В.М. Наша старина. - Нальчик, 1996.

Осетины во II половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера / документ подготовил к изданию и снабдил введением Г. Кокиев. - Орджоникидзе, 1940.

подборок, во многом может быть компенсирована обращением к изданиям на языке оригинала и к новым публикациям аналогичных источников, подготовленных к печати и частично переведенных на русский язык в самое недавнее время'.

Комплексы упомянутых документов, носящих преимущественно, описательный характер, воссоздают, помогают реконструировать картину различных сторон социальной, политической, культурной жизнедеятельности центрально-кавказских этносов. В них также наличествует информация, характеризующая военный потенциал тех или иных территориально-политических объединений Кавказа, степень их лояльности российским властям; касающаяся проблем интеграции этнических групп региона в состав российского государства и налаживания административного управления на вновь присоединяемых территориях. Вопросы этнополитических взаимоотношений на Центральном Кавказе в интересующий нас период нашли здесь отражение весьма поверхностное.

Потому не случайно, что, наряду с опубликованными источниками, диссертант использовал неопубликованные документы из более чем 15 фондов центральных и местных архивохранилищ, в т.ч. материалы Архива внешней политики России (АВПР), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Архива Санкт-Петербургского института истории РАН (АСПИИ РАН), Санкт-Петербургского филиала архива РАН (СПФА РАН), Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР).

Особое значение привлекаемые автором неопубликованные источники имели для изучения ряда вопросов исторического прошлого карачаевцев и балкарцев. В то время как значительная часть материалов по истории Кабарды и Осетии к настоящему времени достаточно широко известна, доступные широким слоям исследователей документальные свидетельства о карачаево-бапкарцах, особенно за период XVII-XVHI вв., весьма фрагментарны. Сказанное во многом относится и к документам по истории ингушей, ногайцев и др.

Все имеющиеся в распоряжении автора архивные источники, отражающие различные аспекты этнополитических взаимоотношений на Центральном Кавказе, можно условно разделить на три основные группы. В первую из них следует включить документы делопроизводственного характера периода постепенного вхождения кавказского края в состав империи: переписку, рапорты, приказы, докладные записки, отчеты военных и гражданских чинов, служивших на Кавказе, а также

' Бларамберг И. Кавказская рукопись: (Исторические и этнографические описания народов Северного Кавказа) / введение и комментарии И.М. Назаровой. - Ставрополь, 1992; Ги.чьден-штедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. - СПб., 2002; Klaproth J. Reise in den Kauka-sus und nach Georgien unternommen in den Jahren 1807 und 1808. Bd. 1-2. - Halle und Berlin, 1812; Pallas P.S. Bemerkungen auf ciner reise in die sudlichen statthalterschaften des Russischcn Reichs in den jahren 179.1 und 1794. Bd. 1. - Leipzig, 1799; Reineggs J. Allgemeine historisch-topographische Be-schreibung des Kaukasus. - Gotha und St. Petersburg, 1796.

прошения, заявления представителей горского населения, поступавшие в местные и центральные учреждения России. Во вторую - разнообразные документы, связанные с текущим делопроизводством учреждений и деятельностью должностных лиц в период реформ, проводившихся российской администрацией на Северном Кавказе в 60-80-е гг. XIX в. В третью - нарративные источники, представленные дневниковыми записями, путевыми заметками, историко-этнологическими и военно-статистическими обзорами и т.п., составленными различными лицами как самостоятельно, так и по поручению представителей военной или гражданской администрации.

Таким образом, автор аккумулировал достаточно обширный корпус источников по избранной теме, осуществил их комплексный и системный анализ (с выявлением конкретных форм и характера искажающего влияния на историческую информацию политических и идеологических интересов), что дало ему возможность провести полноценное научное исследование и сформулировать обоснованные выводы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проведен комплексный теоретический и конкретно-исторический анализ характера и специфических особенностей политических взаимоотношений этносов Центрального Кавказа в XVII — первой четверти XIX в.

Осуществлена систематизация разнообразного и многоаспектного фактического материала, позволяющая детально реконструировать картину происходивших в регионе событий.

Автором обоснованы новые теоретические положения (подходы), позволяющие в полной мере раскрыть феномен т.н. Центрально-Кавказского конфедеративного союза кабардинских, абазинских, карачаево-балкарских, северо-осетинских и ингушских территориально-политический образований, сложившегося в регионе в исследуемый период, проанализировать механизмы его формирования и функционирования; уяснить динамику изменений, проследить эволюцию форм взаимоотношений этнических групп Центрального Кавказа в исторической ретроспективе; осуществить сравнительный анализ основных характеристик этнополитических процессов, имевших место в прошлом и происходящих в настоящее время на Центральном Кавказе.

Значительная часть документов, используемых в диссертации, вводится в научный оборот впервые.

Практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, имеют прикладное значение. Материалы работы могут лечь в основу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебников и пособий по отечественной (общероссийской и региональной) истории, этнологии, политологии, а также быть использованы при чтении лекционных курсов в высших учебных заведениях, проведении занятий в

средней школе, организации культурно-просветительской работы. Наблюдения, оценки и рекомендации автора могут быть полезны при изучении национальной и религиозной сфер жизни сегодняшнего российского общества, выработке современной модели государственной национальной и этноконфессиональной политики (на местном и федеральном уровнях), в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в многонациональных и поликонфессиональных регионах.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории России и зарубежных стран Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета. Основные положения и выводы изложены автором в 16 научных публикациях (в т.ч. двух монографиях) общим объемом 33,75 п.л. Результаты исследования неоднократно представлялись в форме докладов и выступлений на региональных (г. Нальчик, г. Карачаевск) и общероссийских (г. Санкт-Петербург) научных, научно-практических конференциях. Материалы диссертации используются в учебном процессе при чтении курса «История Карачаево-Черкесии» в Карачаево-Черкесском госу ниверситете.

Похожие диссертации на Народы Центрального Кавказа в XVII - первой четверти XIX века : Этнополитические аспекты взаимоотношений