Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Дьячков Станислав Леонидович

Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения
<
Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дьячков Станислав Леонидович. Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Ставрополь, 2005 278 c. РГБ ОД, 61:05-7/675

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Общественные организации в истории благотворительности в России: историографическо-источниковый контекст 12-45

Раздел II. Благотворительные общества в социальной истории России 1862-1917гг.: теоретический и правовой аспекты 46-92

1. Провинциальные добровольные благотворительные общественные организации в контексте становления гражданского общества в России 46 - 70

2. Правительственная регламентация организованной общественной деятельности в российском благотворительном движении 70 - 92

Раздел III. Основные направления, формы и особенности исторической практики отечественного общественного благотворения впровинциив 1862-1917гг 93 - 184

1. Деятельность провинциальных благотворительных обществ в сфере народного образования в 1864-1917гг 93- 128

2. Добровольная организованная благотворительность в области социального призрения и здравоохранения 129 - 184

Раздел IV. Основные направления и результаты объединения общественных сил в благотворении в начале XX века в России 185-216

Заключение 217 - 232

Список использованных источников и литературы 23 3 - 264

Приложения 265-278

Введение к работе

Актуальность избранной для исследования проблемы связана, прежде всего, с провозглашенным в современной России курсом на демократизацию страны, реализация которого немыслима как без определения и использования возможных путей и средств ограничения монополии государства на общественную жизнь, так и понимания содержания, масштабов и проблем самой общественной жизни. В условиях неразвитости в нашей стране традиций гражданской жизни необходимо изучать и использовать имеющийся в дореволюционной истории сложный и противоречивый опыт деятельности различных общественных организаций. При этом актуализируется изучение такого опыта в сферах реального взаимодействия последних с государством во всех жизненно важных областях социальной действительности.

Очевидно, что становление гражданского общества происходит в России в условиях острого дефицита доверия, как к институтам самого государства, так и к нарождающимся институтам гражданского общества. Поэтому обращение к истории и результатам функционирования благотворительных обществ, оставивших яркий след в деятельности, связанной с реальной и многоаспектной помощью миллионам нуждающихся людей в дореволюционной России, - серьёзный аргумент в пользу популяризации идеи общественной активности в современной ситуации низкой общественной ангажированности и явно выраженной социальной пассивности большинства населения.

В настоящих условиях происходящего в науках об обществе переосмысления выработанных и широко не использовавшихся раннее критериев прогресса роль нового критерия социального развития постепенно принимает трудно определяемое понятие социальной устойчивости. Историк, исследующий процесс генезиса и эволюции благотворительных общественных организаций как структур гражданского общества, стремившихся в своей деятельности к достижению социальной стабильности, имеет серьёзную возможность внести вклад в теоретическую разработку модели социальной устойчивости. С тем, чтобы при реализации данной модели развития общественной жизни экономи ческий, научный, политический прогресс не вели к сокращению шансов общества на длительное будущее.

Обращение к истории деятельности провинциальных благотворительных обществ даёт возможность извлечь уникальный опыт того как, во-первых, формируясь в предполитической сфере и не вступая в конфликт с властью по поводу целей своей деятельности, они самим фактом своего создания обретали процесс политизации, что очень важно с точки зрения развития гражданского общества в стране с сильными автократическими традициями. Во-вторых, это и возможность понять механизм процесса вовлечения активной части провинциального населения в участие в коммунальной политике в части самостоятельного решения своих проблем (по меньше мере, на местном уровне) и проблем тех категорий населения, помощь которым его представители осознают своей гражданской обязанностью.

Степень актуализации избранной к исследованию проблемы усиливается результатами проведённого нами историографического анализа. Изучение основных аспектов в истории деятельности добровольных благотворительных обществ связано с обращением к историографическому багажу двух таких научных проблем, как история легальных неполитических общественных организаций и история благотворительности в дореволюционной России. Это, своего рода, отдельные разделы современного исторического знания, в основе изучения которых - уникальная по своим видам источников и солидная по масштабам источниковая база. Этот факт стал решающим в нашем намерении проследить историко-источниковый аспект проблемы деятельности благотворительных общественных организаций в провинциальной России 1862-1917 гг. в отдельном разделе диссертации.1

Цель нашего исследования: изучить, подвергнув историческому анализу, причины, содержание, особенности и значение деятельности благотвори тельных общественных организаций в российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков.

Достижение декларируемой цели возможно, на наш взгляд, за счёт реализации следующих задач:

- определения сущности феномена благотворительных общественных организаций;

- выявления места и роли благотворительных обществ, в т. числе, и провинциальных, в процессе становления гражданского общества в пореформенной России;

- изучения истории и особенностей правительственной регламентации организованной общественной деятельности в сфере благотворительности;

- определения основных видов и исследования содержания и методов работы провинциальных благотворительных обществ в сфере народного образования в 1864-1917 гг.;

- изучения направлений, форм и особенностей организованной общественной деятельности в области социального призрения и здравоохранения в российской провинции в условиях капиталистической модернизации;

- выявления основных направлений, проблем и результатов объединения общественных сил в благотворительном движении России в начале XX века.

Очевидно при этом, что объектом изучения в диссертации стала организованная благотворительность в пореформенной России; при этом предметом исследования выступили благотворительные общества - добровольные всесословные неполитические и некоммерческие объединения, созданные с целью осуществления благотворительной деятельности в российской провинции и представлявшие собой социальный феномен, отражавший степень сформированное™ гражданского общества и развитости общественного самосознания.

Поскольку предмет нашего исследования сочетает в себе историко-социальные, историко-правовые и социально-философские характеристики, мы сочли необходимым в качестве понятийного аппарата использовать таковой,

сложившийся как в истории, так и в смежных науках, - социологии, юриспруденции, социальной философии.

В дореволюционном обобщающем труде о благотворительности под благотворительными обществами понимался «добровольный союз лиц, объединенных общностью известной цели - помогать нуждающимся в том или другом отношении».2 Это определение не выделяло основных признаков данных объединений, что мешало при отборе благотворительных обществ из числа остальных организаций, занимавшихся благотворительностью. Разноплановость деятельности и многообразие форм организации не позволяли выделять отдельные признаки благотворительных обществ нормативно. Во многом этому способствовало и то, что до Октября 1917 г. термин «общественный» понимался как «небюрократический», поэтому к числу общественных организаций нередко относились органы местного и сословного самоуправления, а также акционерные объединения. Во второй половине XIX - начале XX вв. для их обозначения использовались такие термины, как «лига», «ассоциация», «собрание», «общество», «союз», «общество частной инициативы» и т. д.3 Общества, имеющие сравнительно небольшой общественный резонанс, назывались «кружками».4 В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона понятие «общест-ва» было определено как «соединение людей для достижения общественными усилиями общих целей». При этом, в противоположность естественному (в семье) и принудительному (в государстве) единению выделены общества - «на началах свободного соглашения».5 В законе от 4 марта 1906 г. под обществом понимали «соединение нескольких лиц, которые, не имея задачею получение для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определённую цель».6

В первые годы советской власти широко использовался термин «добровольные общества и союзы, не преследующие цели извлечения прибыли»,

употреблявшийся в законодательных актах. В 1932 г. для обозначения таких объединений было официально ведено понятие «общественная организация» , которое стали применять и научные работники.

В 70-х годах XX в. Д.В. Шутько определил общественные организации с социологической точки зрения как «постоянное объединение людей, связанных между собой единством действия, целей и интересов, построенное на основах добровольности и самоуправляемости». Тогда же учёными кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций Московского исто- рико-архивного института во главе со Степанским А.Д. впервые стали разрабатываться курсы по истории отечественных неполитических объединений. Ими было выработано и наиболее чёткое и полное определение общественных организаций, которое рассматривает общественную организацию как «добровольное, самоуправляющееся, надлежащим образом оформленное объединение граждан, регулярно действующее для достижения определённых политических, социально-экономических и культурных целей непроизводственного и некоммерческого характера».9 Этого определения придерживаются практически все современные отечественные исследователи истории общественных организаций, і

Современные юристы А.Ф. Брянский, Ц.А. Ямпольская, В.Р. Назарян, В.Д. Перевалов10 и др., в свою очередь, различают несколько признаков общественных организаций: 1) в вопросах деятельности личный интерес членов общества, интерес организаций и общественный интерес совпадают; 2) организационное единство: устойчивость состава, структуры и т.д.; 3) членство хоть и добровольное, но соответствующим образом оформленное; 4) материальное участие членов в создании имущественной основы организации (членские

взносы, частные пожертвования, поступления от проведения мероприятий и т.д.); 5) участие членов в управлении делами организации, в выработке основных направлений работы, в выборе руководящих органов; 6) деятельность общественных организаций не должна носить коммерческий характер или производственный.11 Учитывая данные характеристики, юристы определяют общественные организации как добровольные, но закрепленные формальным членством объединения, построенные на принципах самоуправления и самодеятельности, имеющие «своей задачей, в соответствии с законными интересами и правами объединившихся лиц, осуществление деятельности, направленной на достижение целей организации».12

Анализ вышеуказанного позволил нам избрать, при наличии разнообразия видов дореволюционных благотворительных объединений, предметом нашего исследования добровольные общественные благотворительные организации пореформенной России, объединяемые следующими признаками: 1) добровольность и самодеятельность в создании; 2) некоммерческий и легальный характер деятельности с правами юридического лица и четкой внутренней организационной структурой; 3) внесословный характер деятельности как по отношению к субъектам, так и объектам благотворения; 4) материальное участие членов в создании и поддержании имущественной основы организации; 5) деятельность под патронажем Министерства внутренних дел.

Хронологические рамки исследования определяются периодом отечественной истории с 1862 по 1917 годы. Эпоха буржуазной модернизации России сопровождалась социальными процессами, связанными, с одной стороны, -с усилением социальной дифференциации населения и ростом количества нуждающихся в социальной помощи, с другой - с активизацией общественной самодеятельности, в том числе, в стремлении наладить реальное взаимодействие с государством в жизненно важных областях социальной действительности. Нижняя временная граница соотносится и с временем официальной легитима ции создания добровольных общественных объединений с благотворительными целями. Октябрь 1917г., как известно, открыл новую эпоху в развитии отечественного социума, в условиях которой, во-первых, отрицалась необходимость и уместность благотворительности в её привычном понимании, во-вторых, - изменились и подходы к определению статуса и места неполитических общественных организаций.

Территориальные рамки - в границах Российской Империи, за исключением столичных городов, - выбраны с учетом предмета и основной проблематики исследования и определяются потребностью анализа эволюции деятельности добровольных обществ как одной из ведущих сил благотворительного движения в провинции и значимой формы проявления активности и самодеятельности в провинциальном социуме.

Методологическим основанием данного исследования стали цивилиза-ционный и формационный подходы в их взаимодополнении. Представление о том, что процесс общественного развития - это целостное, охватывающее все человечество восходящее движение от одной общественно-экономической формации к другой, не исключает, на наш взгляд, понимание того, что развитие внутри каждой цивилизации подчинено собственной, специфической логике, определяемой индивидуальным своеобразием цивилизации. Универсальным философским методом познания при этом послужила диалектика, предъявляющая к процессу изучения сущности социально-исторических явлений требования научности, объективности, историзма, всесторонности, комплексности.

Частнонаучными методами, использованными при проведении исследования, стали: историко-системный, проблемно-хронологический; историко-генетический; историко-системный; метод типологизации.

Историко-системный метод применен для исследования внутреннего механизма организованного общественного благотворительного движения, его функциональной взаимосвязи со всей системой социального попечения в стране, а также определения его места и роли в благотворительных процессах, проходивших в российской провинции. Указанный метод позволил также соотне сти место и роль добровольных благотворительных обществ с процессом оформления институтов гражданского общества с пореформенной России. Проблемно-хронологический метод позволил выявить и изучить наиболее значимые сферы деятельности благотворительных обществ, проследив изменение её форм и масштабов в зависимости от содержания отдельных периодов истории России с 1860-х гг. до 1917г. В этом плане он использовался в синтезе с ис-торико-генетическим методом изучения истории, основное назначение которого, - раскрытие свойств, функций и процесса эволюции социального феномена (в нашем случае - организованного общественного благотворительного движения). Метод типологизации использован с целью выделения, по общим сущно-стно-однородным признакам, основных типов благотворительных обществ, действовавших в провинции, форм их работы. Историко-сравнительный метод дал возможность выявления общего и особенного в деятельности благотворительных общественных объединений в различных регионах Российской империи.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка изучения истории деятельности добровольных благотворительных обществ как одного из значимых факторов процесса становления гражданского общества в России.

Использован и реализован новый подход к изучению эволюции института отечественного организованного общественного благотворительного движения в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности возникновения и развития структуры добровольных благотворительных обществ в российской провинции с социально-экономическими потребностями модернизируемой России, с одной стороны, и части процесса общественной самоидентификации, - с другой.

Выявлены и исследованы характерные черты и особенности деятельности благотворительных обществ, действовавших в сфере народного образования, здравоохранения и социального призрения в различных регионах России во второй половине XIX - начале XX веков.

Изучение широко спектра источников, в числе которых — и не привлекавшие ранее внимание исследователей, - позволило проанализировать и систематизировать формы и методы работы добровольных благотворительных обществ в провинции, соотнеся их с потребностями, инфраструктурой и социальной палитрой различных регионов.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования её материалов и результатов в научных изысканиях по отдельным аспектам социальной истории России: в том числе, и в первую очередь, истории отечественной благотворительности, проблемам генезиса и эволюции гражданского общества в дореволюционной России.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в современной практике общественной жизни страны; при разработке социальной политики государства; они могут быть применены в деятельности социально-ориентированных структур исполнительной и законодательной ветвей власти.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий, спецкурсов, в процессе преподавания истории России, истории социальной работы.

Апробация работы. Основные положения диссертации выносились на обсуждение региональных и университетских научных конференций. Материалы диссертации обсуждались на кафедре Истории и теории государства и права Северо-Кавказского государственного технического университета и кафедре Истории и теории государства и права филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Пятигорске.

Структура работы определяется логикой поставленных задач и полнотой источникового обеспечения возможности их решения. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы.

Общественные организации в истории благотворительности в России: историографическо-источниковый контекст

Избранная нами для диссертационного исследования проблема связана с необходимостью профессионального осмысления историографического наследия, накопленного исторической и смежными науками в рамках изучения двух важных научных проблем.

Первая из них соотносится с рядом аспектов, раскрывающих смысл и содержание процессов генезиса и эволюции общественных организаций в России как части истории становления гражданского общества со всеми присущими этому процессу особенностями.

Дореволюционные общественные науки, наблюдая в 1860- 1917 гг. современные им процессы складывания института общественных организаций, развивались в условиях, когда параллельно шло активное формирование нормативно-законодательных, делопроизводственных и иных документов, касающихся их возникновения и деятельности. Поэтому интенсивность научной разработки проблем общественных организаций была достаточно невелика.

В 1870-х годах выходит двухтомник Андреевского И.Е. «Полицейское право».13 В нём автор подробно описывает русское и зарубежное законодательства и приводит краткие сведения об основных легальных российских обществах того времени.

В 1897 г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона даётся определение понятия «общество» с приведением кратких сведений о нескольких видах неполитических объединений, существовавших в России к тому времени, и состоялась первая попытка их классификации.14

В первое десятилетие XX в. в ряде работ по полицейскому (административному) праву - отрасли знания, имевшей к этому времени солидный опыт и традиции научного анализа, исследуется юридический статус современных неполитических объединений.15 Особенно интересна в связи с этим статья Ануфриева Н.П. « Правительственная регламентация образования частных обществ в России»16, в которой на фоне «подробного статистического изложения уставов обществ, образовавшихся за десятилетие 1906-1916гг.» рассматриваются законны об общественных организациях XVIII- начала XX вв. и показывается постепенное упрощение процедуры их учреждения. Автор приходит к выводу, что в России возможность образовывать легальные общества так и не стала правом граждан, и причина состоит в том, что государство воспринимало неполитические организации как угрозу своему существованию. По справедливому мнению автора статьи, отсутствие у власти этого стереотипа и провозглашение явочного порядка возникновения легальных объединений смогли бы позитивно изменить отношения между государством и его гражданами.17

Целый блок работ исследуемого периода посвящен описанию и элемен-тарному анализу деятельности отдельных обществ.

Провинциальные добровольные благотворительные общественные организации в контексте становления гражданского общества в России

Гражданское общество - это одна из модификаций системы социальных отношений, а именно такой, специфика которой определяется эпитетом «гражданское». Эпитет этот означает, что появление данного типа общества в истории человечества и его дальнейшие судьбы связаны с обретением людьми, система отношений между которыми и образует, по К. Марксу, общество, качества граждан. «Гражданин» - это член особым образом организованного общества, который получая этот статус, и придает обществу характер «гражданского» (само это понятие - civil society - было введено в обиход одним из первых историков буржуазного общества А. Ферпосоном и от него уже пришло к Г. Гегелю.87)

Гражданское общество в полном смысле этого слова - это такая структура, в которой человек, социальные организации и государство образуют устойчивое единство на основе паритетных отношений. В нем общественный порядок зиждется не на страхе и господстве, а на внутренней, рационально мотивированной дисциплине, на социальном компромиссе, целесообразности, взаимном интересе; все вероятные и действительные конфликты регулируются не насилием власть имущих, а правовыми и политическими средствами, властью государства, которая сама подчиняется созданным ею законам. В силу этого гражданское общество предполагает наличие развитых экономических, культурных, политических и социальных отношений между его субъектами, обладание членами общества полным набором политических прав, существование общенациональных общественных организаций, партий, представительных органов и правового государства.

Человеческое общество как стихийно складывающаяся система связей между совместно живущими и действующими людьми нуждается в конкретной организации этих связей и взаимоотношений по той простой причине, что в отличие от тех биологических связей, которые образуют стадо животных, стаю птиц, рой насекомых, связи людей в обществе не заданы им генетически, не кодируются и не транслируются генами и потому должны организовываться людьми на основе их знаний, умений и ценностей.88 Они становятся культурными связями и взаимоотношениями. А это значит, что взаимоотношения культуры и общества являются частным случаем онтологической связи формы и содержания: культура опредмечивает и тем самым формирует, оформляет, организует, структурирует общественные отношения, которые являются содержанием этих созидаемых культурой институтов, организаций, учреждений.

Гражданское общество — это тип общества по своему содержанию, т. е определенный тип общественных отношений, отношений граждан и оно есть творение культуры, поскольку сам эпитет «гражданское» означает: высшее из доселе известных истории проявление экономической культуры, политической культуры и правовой культуры. Подобно другим формам организации общественных отношений, гражданское общество порождает и соответствующие ему тип духовной культуры и тип художественной культуры. Иными словами, гражданское общество по самому его определению есть плод совместного творчества общества и культуры

Роль культуры в этом синтетическом образовании сказалась на всех уровнях его существования и осознания им особенностей своего исторического бытия - на уровнях экономическом, политическом, правовом, а затем и философском, научном, коммуникативном, педагогическом, художественном.

Деятельность провинциальных благотворительных обществ в сфере народного образования в 1864-1917гг

Начало второй половины XIX века стало рубежом, разделившим две эпохи в истории России в экономическом, социально-политическим и культурном плане. Новые условия жизни предъявили более высокие требования к культурному уровню населения - возникла необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьёзных, образовательных, а часто и профессиональных знаниях. Между тем, к середине XIX века страна имела чрезвычайно низкий уровень народного образования, грамотные составляли лишь 6% от всего 70-миллионого населения.182

Школьная реформа 1864 г., как и другие, была половинчатой, сохранила ведомственность и сословность образования. Однако, при всех недостатках реформа была шагом вперёд в развитии школы. «Положение о народных училищах» допускало к учительскому труду женщин, способствовало привлечению к работе в школах людей, имеющих педагогическую подготовку. «Положение» предоставляло народу возможность образования, значительно расширило в нём степень общественного участия. Устраняясь от финансовой поддержки начальной школы, правительство, по существу, передавало дело её создания и развития в руки общественности, то есть, прежде всего земств и крестьянских обществ.

Естественно, провинциальная общественность, главная участница и идейная вдохновительница культурно-просветительского движения, развивавшегося не только «вширь», но и «вглубь», не могла не использовать появив шуюся возможность улучшить жизнь народа путём просвещения. Тем более, что поле для деятельности здесь открывалось обширное.

Журнал Землевладельцев ещё в августе 1858 г. опубликовал статью А. Забелина «Мысли об общественной благотворительности», которая интересна нам не только с точки зрения его идей о возможных путях и формах организации общественной помощи нуждающимся различных категорий, но и как свидетельство современника и очевидца состояния дел в тех сферах, которые были объектом приложения сил для участвующих в российском благотворительном процессе. Вот что он пишет, в частности, о состоянии школ в провинциальной России: « Школы в деревнях казённых заведены с образования министерства государственных имуществ, но так как обучение детей не сделано обязательным для родителей, и так как при школах нет не только детских библиотек для чтения, но и порядочных учебных руководств и, по бедности жалования, в учителя поступают большей частью люди совершенно не знающие лучших способов обучения, кроме чтения по церковной непонятной и им самим печати, учения всего в зубрёжку при помощи потасовок, колотушек и сечений розгами; то, по всем этим причинам, заведённые школы весьма мало имеют учеников и ещё меньше приносят пользы просвещению народа. Школы в городах, существующие на счёт обывателей, совершенно сходны с этим и не пользуются никаким разумным сочувствием безграмотных или полуграмотных горожан. Школ в деревнях помещичьих так мало, что об них и говорить нечего, хотя между ними есть превосходные и благодетельные для образования детей обоего пола учреждения, заведенные истинными и просвещенными патриотами».

«Положение большей части учеников Оренбургской гимназии тяжёлое, -писали в « Оренбургском листке» в 1879 году. Много таких, которые не только затрудняются внести плату за учение, но даже нуждающихся в пище и одежде ... .

Похожие диссертации на Благотворительные общественные организации российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков: опыт изучения