Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) Оджахвердиев, Мусейиб Нагдалы оглы

Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.)
<
Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Оджахвердиев, Мусейиб Нагдалы оглы. Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.) : Дис. ... канд. исторические науки : 07.00.02.- Москва 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование научного мировоззрения у трудящихся - сердцевина всей идейно-воспитательной работы 13

ГЛАВА 2. Воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности первостепенная задача в коммунистическом воспитании трудящихся 52

ГЛАВА 3. Воспитание трудящихся в духе коммунистической морали - нераздельная часть борьбы за воспитание нового человека 88

Заключение 133

Примечания 149

Библиография 173

Введение к работе

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эпоху в истории человечества - эпоху перехода от капитализма к социализму. Социалистическое строительство ознаменовалось выдающимися победами, изменившими весь облик нашей Родины, усилившими ее мощь, поднявшими ее до высот экономического, социального и культурного прогресса.

Под руководством Коммунистической партии, в результате самоотверженного труда и политической активности советского народа в СССР впервые в мире было построено социалистическое общество. Победа социализма открыла широкий простор для бурного роста производительных сил и совершенствования социальных отношений. Между людьми установились социальное равенство и отношения товарищеской взаимопомощи. Сформировался советский народ - новая историческая общность людей. Победивший социализм стал оказывать все возрастающее влияние на развитие всего мира. Рост экономической и оборонной мощи СССР, создание мировой социалистической системы, ликвидация капиталистического окружения дали возможность Коммунистической партии Советского Союза на своем XXI съезде придти к выводу, что "социализм одержал в нашей стране полную и окончательную победу".

Творческие усилия советского народа во главе с партией нашли свое новое выражение в строительстве развитого социалистического общества в СССР. В условиях зрелого социализма необычайно высокого уровня достигли народное хозяйство, социалистические социальные отношения, культура и социалистическое сознание широких масс трудящихся. В развитом социалистическом обществе все более расширяются возможности для деятельности законов социализма, еще нагляднее проявляется неоспоримое превосходство социализма над капитализмом. В стадии зрелого социализма экономические, социально-политические

- 4 -и культурные условия жизни общества развиваются всесторонне и гармонично.

Развитое социалистическое общество раскрывает безграничные возможности для успешного претворения в жизнь задач построения

коммунизма. Полное использование этих возможностей приближает по-

беду коммунизма.

Между социализмом и коммунизмом нет четкой, определенной грани: развиваясь последовательно, социализм постепенно перерастает в коммунизм. Этот процесс происходит вне политических революций и социальных потрясений. "Социализм неизбежно должен постепенно пере-расти в коммунизм".

Ленинские идеи о назначении и принципах коммунизма, о формах и методах его построения наша партия отразила в научно-обоснованной программе построения коммунистического общества. В этой программе, принятой на XXII съезде КПСС, говорится: "Постепенное перерастание социализма в коммунизм - объективная закономерность; оно подготовлено всем предшествующим развитием советского социалистического общества".

Учение о развитом социалистическом обществе и постепенном переходе к коммунистическому обществу получило свое дальнейшее развитие в материалах ХХУ и ХХУІ съездов КПСС. Это учение дает нам возможность более глубоко понять этапы современного развития нашей страны, характер и особенности задач, выдвигаемых нашей партией. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось: "...накоплен большой опыт социалистического и коммунистического созидания в СССР. Этот опыт неопровержимо свидетельствует, что наше движение к коммунизму совершается через этап развитого социалистического общества".5

Коммунистическое общество строится не вслепую, оно создается благодаря творческому и созидательному труду миллионов трудящихся. Строительство коммунизма - дело всего народа, дело каждого совет-

- 5 -ского человека. Поэтому успех коммунистического строительства прежде Есего зависит от сознания, инициативы, культуры и профессионального мастерства каждого советского труженика.

В Программе КПСС конкретно определены задачи по строительству коммунизма в СССР. Это - создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений,воспитание нового человека.

Главную задачу построения коммунизма наша партия видит в создании его материально-технической базы, поскольку темп движения вперед советского общества, процесс соревнования двух мировых систем, помощь СССР в усилении мирового революционного движения обусловлены прежде всего уровнем развития народного хозяйства. "Мы ценим коммунизм только, когда он обоснован экономически" , - ука- . зывал В.И. Ленин.

Считая развитие общественного производства основой социального прогресса, партия учит, что экономические достижения при строительстве коммунизма, в свою очередь, во многом зависят от успешного выполнения социально-политических задач, то есть от совершенствования общественных отношений, развития социалистической демократии, эффективности идейно-воспитательной работы и др.

Выполнение экономических и социально-политических задач в ходе строительства коммунизма органически связано с формированием нового человека, с воспитанием и обучением "...всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей". В Программе КПСС указывается: "Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе - воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности кошунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры".

Марксизм-ленинизм учит, что высокий уровень сознания членов общества помогает повышению и расширению их творческой активности, а это, в свою очередь, обеспечивает успешное выполнение задач строительства коммунизма.

Высокие морально-политические качества советского человека формируются социалистическим строем, зависят от содержания и широты идеологической деятельности партийных организаций. Как подчеркивалось на ХХУ съезде КПСС, "...вопросы идейного воспитания людей, проблемы воспитания нового человека - достойного строителя

коммунизма, занимали большое место во всей нашей работе". На ХХУІ съезде КПСС отмечалось: "Мы располагаем большими материальными и

духовными возможностями для все более полного развития личности

тп и будем наращивать их впредь".

Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии были рассмотрены на последних пленумах ЦК КПСС. "Строить новый мир, - подчеркивал в речи на внеочередном (13 февраля 1984 г.) Пленуме ЦК Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко, - это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте, Именно под этим углом зрения, как известно, рассмотрел вопросы идеологической, массово-политической работы июньский Пленум ЦК. В соответствии с его установками партия будет добиваться, чтобы эта работа полностью

отвечала характеру больших и сложных задач, совершенствования разут витого социализма". На всех этапах развития советского общества

эти вопросы всегда были в центре внимания нашей партии.

В деле воспитания нового человека 1959-1965 годы составляют важный этап. Этот период был насыщен большими событиями как внутри страны,так и в международной жизни."КПСС все эти годы,руковод*-

_ 7 -

ствуясь линией, определенной ХХ-ХХП съездами партии, неуклонно вето ла советский народ по пути строительства коммунизма".

К этому времени относятся завершение социаоистического строительства в СССР, полная и окончательная победа социализма и разработка Коммунистической партией теоретических проблем и основных направлений коммунистического строительства. Принятие новой Программы на ХХП съезде КПСС (1961 г.) - одно из ярких проявлений теоретической деятельности партии. В решениях октябрьского и ноябрьского (1964 г.) Пленумов Центрального Комитета КПСС, а также в документах последующих Пленумов ЦК были всесторонне обоснованы и конкретизированы задачи в области идеологической работы. Именно в этот период партия, наряду с устранением последствий и пережитков культа личности, развернула решительную борьбу с проявлениями субъективизма и волюнтаризма.

В политической, экономической и социальной жизни советского общества в 1959-1965 годах произошли существенные изменения. Большие успехи были достигнуты в области повышения благосостояния советских людей и в деле их коммунистического воспитания. Движение за коммунистическое отношение к труду получило широкое распространение и поддержку трудящихся масс как раз в этот период.

В 1959-1965 годах под руководством Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана партийные организации, Советы и общественные организации намного расширили политическую и идейно-воспитательную работу среди трудящихся. Используя все формы и средства идеологической работы, они постоянно держали в центре внимания воспитание у трудящихся коммунистического мировоззрения, формирование коммунистического отношения к труду и общественной собственности, повышение их культурного уровня, борьбу против пережитков прошлого и буржуазной идеологии. В результате этого были достигнуты немалые успехи в воспитании тружеников республики в ду-

- 8 -хе коммунизма.

Вполне естественно, что исследование и обобщение многообразного опыта партийных организаций, советских органов и учреждений, общественных организаций и творческих союзов Азербайджанской ССР, накопленного в деле воспитания нового человека в указанные годы, имеет большое научное, политическое и практически-воспитательное значение. Выполнение этой задачи является почетным долгом работников идеологического фронта, в том числе историков. Как указывалось на XXIX съезде Коммунистической партии Азербайджана, "Идеологические научные учреждения, кафедры общественных наук вузов, ученые-обществоведы должны глубже исследовать важнейшие проблемы теории и практики коммунистического строительства, активнее участвовать в

пропаганде политики партии и идейно-политическом воспитании трудя-то щихся.

Состояние изученности проблемы. Различным аспектам интересующей нас проблемы, рассматриваемым как в целом по СССР, так и на материалах отдельных его регионов, посвящено немало книг, брошюр14 и защищенных диссертаций.

Что же касается работ, непосредственно относящихся к Азербайджану, то можно сказать, что отдельные сюжеты данной проблемы, в том числе весьма важные, рассматривались историками и философами нашей республики. Мы имеем в виду, в частности, труды Ф.Г. Ахмедо-ва, И.С. Муслюмова, М.С. Мамедова, Ф. Кочарли, Н.И. Гусейнова, Ш.А. Садыхова, Г.Г. Ширалиева и др., а также диссертации Н.Г. Махмудова, Н.Б. Мамедзаде, A.M. Алиева, Б.А. Гамидова, И.Н. Багирова и

17 других.

Так, в книге Ф. Ахмедова "Интернациональное воспитание трудящихся в период строительства коммунизма", вышедшей в 1964 году, обобщен опыт работы Азербайджанской партийной организации по интернациональному воспитанию трудящихся. Правда, как признает сам ав-

- 9 -тор, в ней говорится не обо всех сторонах деятельности партийных и комсомольских организаций в области интернационального воспитания трудящихся, а лишь о некоторых ее направлениях.

В книге Н. Мамедзаде "Воспитание нового человека", изданной в 1966 году, освещена деятельность Азербайджанской партийной организации в области коммунистического воспитания трудящихся в 1952-1962 годах. Хронологические рамки этого труда не позволили его автору осветить мероприятия в области идеологической работы, проведенные за семилетку в целом.

В выпущенной в свет в 1970 году книге Н. Гусейнова "Идеологическая работа Коммунистической партии Азербайджана в период коммунистического строительства" обстоятельно охарактеризована деятельность республиканской партийной организации в области коммунистического воспитания трудящихся в 1959-1966 годах. В ней широко и всесторонне освещаются вопросы о совершенствовании руководства работой по коммунистическому воспитанию масс, о дальнейшем развитии ленинских принципов единства идеологической и организационной работы, формировании научного мировоззрения трудящихся, повышении роли общественных наук в коммунистическом воспитании, трудовом воспитании, социалистическом патриотизме и др. Однако в силу тогр,что основное внимание в книге уделено показу деятельности партийных организаций, работа Советов, общественных организаций и творческих союзов по коммунистическому воспитанию трудящихся в ней освещена лишь вскользь.

В книгах И. Муслюмова и В. Ларина "Наша мораль - мораль коммунистов" (Баку, 1964) и Н. Ахмедова "Роль коллективов коммунистического труда в коммунистическом строительстве" (Баку, 1965) раскрываются различные формы работы в области коммунистического воспитания трудящихся Азербайджана,

В брошюре М. Саттарова "0 преодолении пережитков капитализма в сознании советских людей", опубликованной в 1961 году, показыва-

ются коренные перемены в.сознании, духовной жизни и нравственном облике советских людей, происшедшие в результате претворения в жизнь ленинской идеи культурной революции. Наряду с этим автор характеризует бытующие еще в сознании части людей пережитки прошлого, освещает их сущность и показывает как причины их существования, так и пути и средства их ликвидации. Но, как это видно из названия книги, в ней рассматриваются только философские аспекты коммунистического воспитания.

В книге "Коммунизм и всестороннее развитие личности" (Баку, 1964), написанной Г. Ширалиевым и В. Насировым, рассматриваются в теоретическом плане вопросы воспитания нового человека, всестороннего и гармонического развития личности и коротко говорится о мероприятиях, проведенных с этой целью в республике.

Названные труда имеют важное значение с точки зрения разъяснения успехов, достигнутых в области изучения форм и методов коммунистического Боепитания трудящихся, а также совершенствования идеологической работы по воспитанию нового человека. Однако ни одна из этих работ не охватывает целиком проблемы воспитания нового человека. Часть из них посвящена только деятельности партийных организаций в этой области, другая - исследованию отдельных сторон коммунистического воспитания, а третья - главным образом теоретическим сюжетам. Вместе с тем использование перечисленных выше трудов историков, философов и других исследователей оказало определенную помощь автору в написании диссертации.

Цель и задачи исследования. Все отмеченные выше обстоятельства и предопределили выбор темы настоящей диссертации. Автор поставил перед собой цель на основе анализа и обобщения большого фактического материала осветить историю борьбы за воспитание нового человека в Азербайджане в 1959-1965 годах. Исходя из этой общей цели, в диссертации сделана попытка решить следующие конкретные за-

- II -

дачи:

раскрыть формы и метода идейно-воспитательной работы, применявшиеся партийными организациями, Советами, общественными и творче скигли организациями и трудовыми коллективами в целях формирования научного мировоззрения у трудящихся;

охарактеризовать комплекс мероприятий, способствующих воспитанию коммунистического отношения к труду и общественной собственности как одной из первостепенных задач дела коммунистического воспитания трудящихся масс;

осветить процесс воспитания трудящихся в духе коммунистической морали как составную часть борьбы за воспитание нового человека.

Методологическая основа и источниковая база исследования. Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, решения ХХІ-ХХУІ партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС, а также материалы съездов КП Азербайджана и пленумов ее ЦК.

Важную группу источников составили труды деятелей Коммунистической партии и Советского государства.

Основную фактографическую базу диссертации составили документы и материалы партийного архива Азербайджанского филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства Азербайджанской ССР, архивов Азербайджанского Совета профессиональных союзов, Министерства просвещения Азербайджанской ССР, Министерства культуры Азербайджанской ССР и др. Использованы также статистические сборники и периодическая партийно-советская печать.

Научная новизна исследования. В настоящей диссертации впервые в азербайджанской историографии комплексно исследуется история борьбы за воспитание нового человека в Азербайджане в период семи-

летки. Изучение и освещение этой проблемы позволило глубоко раскрыть многосторонний и поучительный опыт работы партийных организаций, Советов и общественных организаций в данном направлении, выявить недостатки и упущения, наметить пути и средства дальнейшего Есемерного совершенствования идеологической, политико-воспитательной работы в республике.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного диссертантом исследования могут быть использованы:

при изучении историками данного периода;

при написании обобщающих работ по истории Советского Азер-' байджана;

в печатной и устной пропаганде достижений ленинской национальной политики в Азербайджане;

при разработке комплексных мероприятий по коммунистическому воспитанию трудящихся;

в разоблачении клеветнических домыслов зарубежных буржуазных фальсификаторов истории и культуры Советского Азербайджана.

- ІЗ -

Формирование научного мировоззрения у трудящихся - сердцевина всей идейно-воспитательной работы

Классики марксизма-ленинизма расценивали воспитание нового человека как неразрывную часть борьбы за диктатуру пролетариата, за социализм и коммунизм, определили его важную роль в обеспечении победы нового общественного строя.

Трудовое человечество, его лучшие сыны на протяжении веков мечтали о построении справедливого общества, думали о вопросах духовного совершенствования членов этого общества и выдвинули ряд ценных суждений и мыслей.

О воспитании и формировании нового человека еще до марксизма существовали различные взгляды и учения. Однако ни одно из них не могло правильно определить закономерности и характер этого процесса.

Французские материалисты и социалисты-утописты указывали, что общественная среда и общественные условия влияют на взгляды, обычаи, привычки и представления людей. Непригодные обычаи, привычки и идеи - продукт непригодных условий. Отсюда вытекает вывод, что для того, чтобы избавиться от негодных взглядов, идей, обычаев и привычек, необходимо прежде всего ликвидировать общественные условия, порождающие их. Французские социалисты-утописты, считая, что человеческие пороки рождаются от пороков самого общественного строя, хотели построить новое общество, опирающееся на общественную собственность. Однако из-за нематериалистического понимания истории они хотели воспитать нового человека еще до создания нового общества. Они полагали, что создать и воспитать нового человека можно вне влияния общества, путем организации коммунистических колоний, оторванных от общества.

Таким образом, французские материалисты и социалисты-утописти, с одной стороны, считали, что человек - продукт среды и для того, чтобы изменить его, следует изменить среду. С другой же стороны, как им представлялось, для того чтобы изменить среду, необходимо, путем разумного воспитания, изменить самих людей. Значит, по их мнению, для воспитания нового человека требовались новые условия, а для того чтобы изменить условия, требовался уже измененный человек.

Критикуя воззрения французских материалистов и социалистов-утопистов о построении нового общества и воспитании нового человека, К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе" отмечал: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан .

Марксизм учит, что человек не является пассивным продуктом окружающих его условий и среды. Люди, являясь прежде всего активной и сознательной силой общества, играют важную роль в изменении среды. Воспитание, подготовка нового человека возможны не в отдельных коммунистических колониях, оторванных от общества, а только на основе переустройства общества, в революционном опыте, проистекающем под взаимовлиянием объективных и субъективных факторов, в практической деятельности и в трудовом процессе.

Воспитание и подготовка человека коммунистического общества исходит из сущности самого коммунизма, из формирования общественного производства и социальных отношений, из характера и принципа коммунистического разделения труда.

Коммунистическое общество, считая создание материальных благ необходимостью, духовную пищу тоже считает обязательной. Нельзя построить коммунистическое общество, обильно обеспечивая членов об - 15 -щества только одними материальными благами. Наряду с этим, необходимо повышать уровень сознания людей и всесторонне развивать их таланты и способности.

В.И. Ленин указывал, что по мере того как общество продвигается по пути к коммунизму необходимо уделять все больше внимания "...обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне под-готовленных людей, людей, которые умеют все делать".

Воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности первостепенная задача в коммунистическом воспитании трудящихся

В каждом обществе труд является основой жизни человека, средством, удовлетворяющим его жизненные потребности. Все, что нужно человеку для существования, создано именно трудом. Труд, будучи необходимым условием производства во всех общественных формациях, является и самым важным фактором развития производительных сил.

К. Маркс писал, что "...труд есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь .

Наряду с тем, что труд, будучи одним из необходимых факторов существования человека, как общественного бытия, является решающим средством в общечеловеческом прогрессе, возвышающем человека. Общество и труд неотделимы друг от друга.

Ф. Энгельс, отмечая значение труда в общественной жизни и формировании людей, указывал: "...Труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека".

Во всех обществах труд, являющийся средством жизни и развития человека, в то же время был общественной потребностью. Исторически сложившуюся эту потребность определяют отношение человека к труду, характер социально-экономического строя.

Как указывал К. Маркс, экономические эпохи различаются не тем, что при них производится, а тем, как, при посредстве какого труда они производятся. В нашей стране впервые в истории человечества труд был избавлен от эксплуатации, в корне изменились характер труда и отношение к нему. Великая Октябрьская социалистическая революция обеспечила величайшую в истории человечества смену труда на чужих, на эксплуататоров работой на себя.

Утверждение общественной собственности на средства производства навечно ликвидировало возможность эксплуатации труда. Этим самым было заложено начало выработке у трудящихся нового отношения к труду. Труд превратился в труд равноправных, освобожденных от эксплуатации людей. В условиях социалистических производственных отношений труд, потеряв свою капиталистическую, собственническую природу, превратился в непосредственно общественный труд. Как говорил В.И. Ленин, после того как трудящиеся на протяжении столетий работали на других, впервые в истории добились права работать не на эксплуататоров, а на себя, на общество.

Социализм сделал труд свободным и творческим, здесь слава человека определяется не богатством, а трудом. Такое большое и могучее чувство, как чувство работать на себя, на социалистическое общество, побуждает советского человека смотреть на свой труд не только как на средство, обеспечивающее его существование, но и как на дело общественной и государственной важности.

За годы Советской власти у большинства трудящихся к труду выработалось новое отношение. Это находит свое выражение в большой заботе советских людей о развитии общественного производства, в их трудовой активности и творческой инициативе. Любой общественно-полезный труд считается делом чести в Стране Советов.

Одно из важных условий перехода к коммунизму состоит в превращении труда в первейшую жизненную потребность человека. К. Маркс указывал: "На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и-физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производственные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: каждый по способностям, каждому по потребно с тягл".

Воспитание трудящихся в духе коммунистической морали - нераздельная часть борьбы за воспитание нового человека

Мораль, или нравственность, являясь одной из форм общественного сознания, играет роль уравнителя во взаимоотношениях людей в их общественной и личной жизни.

Мораль сформировалась с появлением человеческого общества. Моральные нормы определяют отношение людей к обществу, к народам других стран, к труду и другим людям. Каждый социальный строй ставит перед каждым своим членом общества определенные требования, которые и проявляются в нормах морали.

Моральные нормы служат оценке деяний и поступков людей с их точки зрения понимания добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и бессовестности.

Однако моральные нормы не были постоянными, в соответствии с изменениями производительных сил и производственных отношений менялись и они. Ф. Энгельс указывал, что "Представления о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому".

С появлением классового общества мораль, приняв классовый характер, превратилась в мораль эксплуататоров и эксплуатируемых любого классового общества, а мораль господствующего класса стала главенствовать как основная мораль. "А так как общество до сих пор развивалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, когда угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных".

В настоящее время - в период, когда в мире существуют две сиетемы - социалистическая и капиталистическая, друг другу противостоят две морали - коммунистическая мораль и буржуазная. В странах капитала духовное воспитание направлено на формирование и укрепление принципов буржуазной морали. Как отмечал К. Маркс, "...буржуа разумеет под нравственным воспитанием вдалбливание буржуазных принипов".

Буржуазная мораль, защищая интересы империалистической буржуазии, играет реакционную роль в развитии общества. Главной ее задачей является оправдать капиталистическую эксплуатацию, сохранить частную собственность и эксплуатацию. Буржуазная мораль проповедует людям такие принципы, как "человек человеку - волк", "каждый для себя, только бог для всех".

В.И. Ленин, характеризуя буржуазное общество и его мораль, говорил: "Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб".

И современная буржуазная мораль, пропагандируя, опираясь на религиозные воззрения, социальное неравенство, предопределение божественной силой эксплуатации человека человеком и ее "вечность", считает основной своей задачей приучить трудящихся терпеть классовое угнетение и нужду. В эксплуататорском обществе трудящиеся терпят не только экономический и политический гнет, они порабощаются и духовно.

Как указывается в Программе КПСС, коммунистическая мораль -самая прогрессивная мораль в мире. Коммунистическая мораль родилась в борьбе народных масс на протяжении тысячелетий с социальным гне-том и нравственными пороками.

Невзирая на то, что коммунистическая мораль возникла еще при капиталистическом обществе, однако стать господствующей моралью она тогда не могла. Она развивалась, обосновываясь на революцион - 90 -ном опыте масс, в процессе строительства нового общества, преодоления отрицательных воззрений общества с антагонистическими классами, в борьбе против религиозных предрассудков и Норм религиозной морали. Эта мораль отражает интересы рабочего класса, строящего новое общество - коммунистическое общество, она отражает интересы всех трудящихся.

Похожие диссертации на Борьба за воспитание нового человека в Азербайджане в период строительства коммунизма (1959-1965 гг.)